ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2904
Скачиваний: 19
члена коалиции. Характерн ы м в этом отношении он сч итает
партийную систему кайзеровской Герман и и , в которой
�
ущест
во
вала коалиция Консервативной, Н ационал-либеральнои, И мпер
ской партий (так называемый
выигравший выборы
1 887
r.),
и коалиция Л иберал ьной, Консервативной,
Н
ацион
ал
.
�
но-либеральной партий (так называемый « Блок», сплотивши
�
ся против социалистов в
1 906
г.) , а также коал иция левых п
�
рти и .
созданная, чтобы противостоять « Блоку». Во французскои Т
р
е
тьей республике только левыми силами ТРИЖды ФормировалИ
С l
,
коал иции. В
1 902
г. Левый блок, в составе Партии радикалов
и радикал-социалистов ( П Р и РС), Партии левых республика
н
цев (ПЛ Р) и Французской социалистической партии (ФСП ) , по
бедил на выборах, получив
350
мест в Палате депутатов; в
1 924
Г.
« Картель
блок П Р и РС и ФСП , получив
3 1 5
мест, сфор
мировал правительство. В
1 936
r.
угроза фашизма заставила
ле
вые партии объединить усилия в Н ародном фронте (ФС П , П Р
и
РС ФКП), полус[ившем
337
мест из
559;
•
пр
�
порционал ьная избирательная система, наоборот, толuкает
партии к полной независимости и отрицанию коал иционнои по
литики на выборах. Только после выборов такая система, когда
каЖдая партия получила голоса «своих» избирателей, может пр
и
вести к заключению парламентских и правительственных коа
лиций;
•
мажоритарное голосование в один тур действует неоднозначно.
В двухпартийных системах оно ПОРОЖдает абсолютную незави
с имость партий друг от друга; в многопартийных - предраспо
лагает их к заключению коалиций, которые м ного прочнее, чем
соглашения, заключаемые при голосовании в два тура, ибо в этом
случае необходимо согласовать кандидатов во всех избuиратель
ных округах до голосования и объединить избирателеи разных
партий, заключивших коалицию вокруг единственного канди
дата' .
Современный теоретик Дж. Придэм систематизировал
�
aKTOpы
ко
алиционного поведения партий, выделив среди них
7
измерении.
] .
Историческое,
в котором коалиционную политику определяют
время и опыт, влияющий не столько
·
на партийное руководство, сколь
ко на партийные низы.
2 .
Институциональное,
которое о п ирается на нормы и п равила
партийной борьбы и политической
вообще, конституционные
ограничения, избирательное и законодательство о партиях.
I С М . :
дюверже
М.
Указ.
СQЧ .
С. 394-399.
208
3.
Мотивационное
измерение коалиционной политики партий за
ключается в СОизмерении идеологического и политического
родства,
личной и психологической близости лидеров. По мотиваци
онной бли
зости среди членов партийной коалиции различают сою
зников и по
путчиков.
4.
Внутрипартийное
позволяет анализировать Структуру иартий, сте
пень централизации или децентрализации, неформальную
организаци ю
и фракционную деятельность, преобладающие течения; измерять
силу
контроля партийной элиты и влияние на нее низов, активность
(пас
сивность) рядовых членов, степень идеОЛОГизированности
партий.
5.
Социально-политическое
Помогает понять социальную структуру,
состояние (конфликтность - консенсусность) Общества,
степень по
ляризации, особенности социальной фрагментации, социальную
базу
партий , социальный состав избирательного корпуса,
их отношение к
правительству и правяшим партиям.
6 .
Измерение горизонтальных и вертикальных связей
вступающих в коа
лицию партий, их соотношения дает представление об их орг
анизацион
ных типах (централизованные, децентрализованные, строго
централизо
ванные), межпартийных контактах, связях в государстве
нных органах.
7.
Измерение внутренних и внешненациональных условий
Помогает по
нять среду, определяющую поведение партий (изоляционизм
или вхож
дение в мировую систему, оценка геополитической
ситуации и внутри
политической обстановки, отношение к Западу и др.).
Практика партийной борьбы и теория партий выработал
и и описа
ли самые разные виды коалиций, классифицировав их по
различным
Основаниям.
По
характеру внутренней структуры
все объединения партий под
разделяют на
блоки
и собственно
коалиции.
Под
блоком
п о н и мается достаточно иераРХИЗ
ированная структура,
п редп олагающая неравные, аси мметричные отношения
между его уча
стн и ками.
Как правило, это - Отношения господства-подчинения,
при которых
ДОМИнирующая партия навязывает другой свои фундамент
альные инте
ресы, в том числе ОСновные постулаты программы и формулу
распределе
ния дивидендов в случае общего успеха. Характерным примером
двухпар
тийного блока может Служить соглашение меЖдУ германскими
ХДС и
хсе
С точки зрения организации, это - совершенно разные
партии. Большая
численность и федеральный статус первой
(636
тыс. членов и партийные
организации во всех землях ФРг, кроме Баварии); вторая,
Т.е. ХСС явля
ется фактически не федеральной, а региональной партией, дей
ствует толь
ко в земле Бавария, имея
1 79
тыс. членов. Конечно, ДОМИНирующей струк
турой блока выступает
хдс,
а «младшим
_
хсе
Если меЖду
14·4598
209
блокирующимися партиями возникают трения ,
хее
обычно угрожает вы
ходом из соглашения, распространением своего влияния
на всю террито
рию страны, т.е. организацией общефедеральной парти
и. Это невыгодно
обеим, ибо уменьшит количество голосов, подавае
мых за ХДС, и сделает
проблематичным прохождение ХСС в бундестаг. П о
этому конфликт обыч
но заканчивается
ХДС уступает ХСС какую-либо государ
ствен ную должность или положение совместной прогр
аммы.
Другим примером блока партий могут служить от
ношения между
кпрф
и АП Р в
1
и
1I
Государственных думах, когда
кл рф
выступала в
роли
партнера, «помогая» А П Р в создании думской фракци
и ,
требуя взамен поддержки при обсуждении законоп
роектов и голосовании.
П ри создании м ногопарти йного блока его структура
еще более
иерархизируется. Кроме
.
дом и нирующей, появляются партииv «второго
партии-реле
влияния от доми нирующеи к парти
ям второго плана) и партии-статисты, которые, не
обладая достаточны
м и ресурсами и влиянием , получают их при заключении
соглашения о
блокировании. А в случае победы на выборах все
они вправе рассчиты
вать на места в парламенте, министерские должности
и т.д.
Под
коалицией
по н и м ается закл ючение согла
шения п р и мерно рав н ых
партнеров.
Это, во-первых. Во-вторых, «коалиция - это вр
еменн ы й со
�
з по
литических сил, к которому их подтолкнуло осознание
либо
�
бщеи опас
ности, либо невозможности достижения поставленны
х целеи поодиноч
Здесь отношения между партиями иные, чем в блоке.
Даже неболь
шой, но равноправн ы й член коалиции может оказатьс
�
стратегическим
партнером. Кроме отмеченных причин (системы па
ртии, выборов), осо
бенно важны коалиции в молодых, неустановивш
ихся системах, ибо в
обстановке неопределенности даже небольщие партии
могут играть зн
;
чительную роль, верно рассчитав и выбрав побе
ждающую коалицию .
П о
критерию места и цели
взаимодействия коалиции подразделя
ют на:
•
избирательные или предвыборные,
заключаемые только на время из
бирательной кампании. В этом случае партии договари
ваются не
работать против своих кандидатов, оказывать взаимную
поддержку,
с целью провести в парламент максимально возможное
их число;
•
nарламентские или законодательные,
создаваемые для парламент
ской деятельности партий, для поддержки конкретного
проекта,
государственной программы или всей парламентской
политики;
I
Хейвуд э.
Политология . М . , 2005. С. 329.
2 О
блоках и коалиuиях подробнее
СМ.:
Шмачкова
Т
В.
Теории коалиuий и становле
ние российской многопартийности 11 Полис. 1 9
96. NQ 5 . С. 28-32.
2 1 0
•
nравиmельсmвенные,
формируемые при необходимости создания
коалиционных правительств.
Как отмечал дюверже, избирательные коалиции создаются на уров
не кандидатов, парламентские - депутатов, а правительствен ные
_
ми
нистров.
По
критерию важности, общности и nерсnективности решаемых за
дач
объединения партий делятся на:
•
стратегические коалиции, решающие программные задачи , ко
торые заключаются обычно на известной общей платформе и до
статочно длительный срок;
•
тактические коалиции, создаваем ы е для решения временных,
прикладных задач.
По
критерию времени действия коалиций
выделяют:
•
долговременные, Объединяющие, как правило, родствен н ые в
идеологическом отношении партии , и меющие сходные интере
сы, дополняющие друг друга по остальным признакам
и
харак
теристикам;
•
недолговременные, решающие какую-либо временную задачу.
В научной литературе можно встретить и определения других типов
коалиций. Под
объединением
понимают кооперацию партий на базе не
гативного консенсуса. П од
альянсом
-
соглашение по сиюминутны м
основаниям
1 .
В РОссийском законе об общественных объединениях
( 1 995) под таковыми понимались любые самоуправляемые формирова
ния, созданные гражданами, объединившимися на основе общности
интересов, для реализации общих целей. Этот закон признавал право
общественных объединений на создание союзов и ассоциаций. Совре
мен н ы й закон
Рф
«О политических партиях», принятый в 200 1
г.,
не
ограничивает коалиционную деятельность российских партий .
1 0.2. OCHOBbI теории коалиций и измерение
коалиционного поведения партий
в
партологии существуют два основных подхода к исследован и ю
коалиционной политики партий .
С точки зрения сторонников
дедуктивного подхода,
которые в каче
стве основы исследовани й используют теорию рационального выбора,
коалиции партий возникают на основе формальных моделей. Но моде
ли формирования коалиций, например, отличаются от моделей голо
сования, построенных на теории простых игр. Здесь же речь идет об объе
динении уже набранных партиям и голосов, т.е. о кооперативных играх.
I
СМ.:
Щербак
А.
Н.
Коалиuионная политика российских партий 11 П олитические
исследования. 2002. NQ 1 . С. 1 1 9.
2 1 1
С точки зрения временных рамок исследования, модели формир
о
вания коалиций могут быть статическими и динамическими.
Стати
ческие модели
более эконом ны и не включают дополнител ьных пер
е
менных, учитывающих изменения во времени.
Динамические модели
сложнее и учитывают большее количество процессов, следовательно,
более точно решают поставленные задачи , но в данных условиях нос
т
преимущественно описательный характер.
С «чисто
точки зрения, модели подразделя ют на:
•
построенные исключительно на кол ичественных критериях, та
ких как размер и состав коалиции;
•
использующие, кроме КОЛИLlественных, идеологические крите
рии : близость п арти й , закл ючающих коалиции, по ш кале «ле
вые -
.
.
Партии, с точки зрения теории рационального выбора, рассматрив
а
ются как действующие, целеустремленные, интенциональные акторы ,
имеющие определенную иерархию предпочтений и ценностей , изложен
ную политическим языком. Партии, обладаюшие достаточными ресурс
а
ми для прихода к власти, реализуют свои цели самостоятельно. Ограни
чивает реализацию партийных целей и устремлений недостаток ресурсов.
И менно
осознание недостаточности ресурсов
и заставляет партии идти на
коалиционные соглашения. Важным фактором, склоняющим партии
.к
коалиционной политике, выступает и противодействие других,
партии
ная конкуренция,
которая отнимает значительные ресурсы и лишает их воз
можности реализовать партийные цели. Сам выбор союзников для созда
ния коалиuий носит рациональный характер. Каждый член коалиции учи
тывает и точно рассчитывает ее ресурсы и только потом делает выводы
о
возможности ее заключения и достижимости партийных целей.
Сторон ники
индуктивного подхода
отвергают теорию рационально
го выбора, как априори заданную парадигму и методики построения
формал ьн ых моделей партийных коал и ций. Они исходят из предполо
жения о нерационал ьности самого коалиционного процесса, об изме
нении в нем мотивации коал иционной политики, о неприменимости
абстрактных моделей для описания политических процессов.
Достоинством дедуктивного подхода являются компактность, высо
кая
предсказуемость, а главны й его недостаток - пренебрежение инсти
туциональными, региональными и субъективными особенностями.
Недостаткам и и ндуктивного подхода признаются излишняя диск
риптивность, введение в анализ коалиционной политики многих пере
менных, склонность к ее объяснению не действием объективных фак
торов, а специфическими чертами страны .
I
СЛ10ргунов Л. В.
Современная сравнительная политология. М . , 2002. С . 79; Там Жё
см.: О конкретных моделях коал и ци й . С. 79-85.
2 1 2
Оба подхода имеют и рациональное зерно. Дедуктивный нагляден и
позволяет построить не только исследовательскую модель, но и более
или менее четкий план исследования. И ндуктивный учитывает детали
и особенности коалИЦионного процесса. Хотя и тот и другой «грешат»
существенными недостатками: дедуктивный чересчур абстрактен, ин-
ДУКТИвный
-
сли шком описателен.
.'
Теории коалиционной политики партий являются результатом раз
вития общей теории партий и партийных систем, а также заимствова
ния определенных положений и выводов теорий: игр, математическ
ого
моделирования, принятия решений и упомянутого рационального вы
бора. Н апример, в коалиционной теории Уильяма Райкера', уже став
шей классической, в основу стратегии и тактики коалиционного пове
дения партий заложен ы следующие положения.
1 .
Рациональность, означающая, что вступающие в коалицию акто
ры изберут вариант, который ведет к наиболее привилегированному
для
них результату - победе на выборах. Хотя не все акторы верят в нее,
достаточно, что в коалиции возникает общий «менталитет
со
храняющий и ВОспроизводящий рациональное поведение всех акторов.
2.
Суммарн ый показатель
свидетельствующий о том, что побе
дитель получает все; другая коалиция теряет вознаграждения, а участ
ники противостоявших коалиций в сумме получают ноль.
3. Полная и совершенная информация. Все акторы должны быть
подробно проинформированы Относительно правил игры и действий
других акторов.
4.
Скидка на побочные платежи (передаваемые участниками коали
ции друг другу), как и скидки на все подобн ые сделки, она должна учи
тываться при создании любой коалиции.
5. Положительное значение. Только победившая коалиция имеет
положительное значение для ее акторов.
6. Положительное вознаграждение. Все члены победившей коали
ции получают вознаграждение. Именно оно является стимулом объе
динения .
7.
Контроль над членством. Члены побеждающей коалиции имеют
право допускать или не допускать новых членов2.
Н етрудно заметить, что в положениях Райкера пункты
1,
2,
3 и
4
являются абстрактно-математическими, а 5, 6,
7,
которые автор назвал
носят Прикладной характер.
В общей дедуктивной теории коалиций существует еще ряд поло
жений , среди которых необходимо выделить следующие:
•
субъекты коал ИЦИОнной политики выступают как целостные
партии, каждая и з которых имеет определенный политический
I
Тlle Theoгy of Political Соаlitiопs. New Haven: Yale Ulliversity Press, 1963.
2
См . : Рациональный выбор в политике / Под ред. Л. В. Сморгунова.
СПб., 1 998. С. 4 1 .
2 1 3
вес (число членов, избирателей, кол
ичество полученных ман
да
тов) и представляет собой самостоятельную
сторону в союзе;
•
основными целями партий при формир
овании коалиции явля
ются вхождение в правителъство и
реализация своей политиче
ской программ ы , причем вторая -
доминирующая;
•
выигрывающая коалиция и меет неск
олько вариантов формиро
вания коалиционных правительств,
с больщей или меньшей сте-
пенью вероятности реализации ;
•
коал иционн ые правительства опираются
на поддержку парла-
ментского больщинстваl .
Большое внимание в теории коалиций
уделяется
условиям, nри "0-
торых 01lи могут быть заICЛючеllЫ
(на которых партии соглашаются ог
раничить самостоятельность ради привлечения
дополнительных ресур
сов для достижения своих целей). В
общих чертах они таковы:
•
партии согласны двигаться к обшей
(а не партийной ) , четко обо
значенной цели;
•
они привлекают значительные ресурсы
для ее достижения;
•
партии сознательно обмениваются
информацией и средствами.
способствующимИ целедостижению;
•
они достигают согласия по поводу расп
ределения выгоды, полу-
ченной при достижении коалиционной
цели.
При этом роль и статус политических
партий в коалиции отнюдь не
равнозначны.
И
определяются по таким параметрам
:
•
влияние, политический вес партий
;
•
степень Идеологической и политической
близосТИ ;
•
предыдущий опыт коалиционных
отношений.
Отсюда следует, что партии вовсе не
заинтересованы в привлечен и и
в коалицию любых акторов. Ведь
п р и расширении союза снижаютсн
статус и выгода, получаемые в случае
победы .
Рассмотрим при мер распределения
мест в парламенте при четырех
партиях, предложен н ы й американски
м политологом П . Ортешуком .
П редположим , замечает он, что партия
А получила 20 мест, партия Б
-
зо,
партии В и
r
-
по 25. В этом случае, если партии
Б и В образуют
коалицию, они будут контролировать
55 мест из 1 00 и могут сформиро
вать правителъство, опирающееся
на простое большинство гоuлосов
В
парламенте. Н о в реальной политической
жизни число партии, пред
ставленных в правительстве, может
быть меньще их ч исла, поддержи
вающего правительство. Ч асть парти
й , поддерживающих его в целом.
1
См.:
Ш,мачкова т В.
Теория коалиuий и становление российской
м ногопартийн
о
сти // Полис. 1 995. NQ 5. С. 28-56.
2 1 4
н о н е входящих в правительство, могут п о отдельным вопросам н е го
лосовать против, а воздерживаться при голосовании.
Партии
А
Б
В
Г
д
Е
ж
Ч исло голосов
1 0
7
30
23
7
3
1 0
Если коалицию образуют партии В и
r,
то Б и Д, которь
;
е н е войдут в
нее, могут по отдельным вопросам поддерживать правительство, сфор
мированное коалицией партий В и
r.
Можно наглядно продемонстриро
вать все разнообразие коалиционных возможностей . Например, правя
щая коалиция может быть сформирована из партий Б, В и Д. В этом слу
чае она будет контролировать 54 голоса в парламенте. Другая правящая
коалиция может включить партии Б, В,
r,
а также Д, контролируя 77 мест.
Третья может быть заключена между партиями Г, Д, Е и Ж, получив конт
роль над
5З
голосами. В данной ситуации возможны примерно 40 различ
H�
коалиций, каждая из которых будет побеждающей, Т.е. контролирую
щеи большинство мест в парламенте. Но любые ли объединения партий
могут образовать коалицию для формирования правительства?
Расставим партии на
ш кале (табл. 7).
Коалиционные возможности партий в зависимости
от идеологической близости
Таблица
7
Левые
Левоцентристы
Центр
Правоцентристы
Правы
А
Б
В
Г
д
Е
ж
1 0
7
30
23
1 7
3
1 0
Теперь становится ясным, CIТO коалиции Г + Д + Е + Ж и А + Б + В +
+ г практически нереализуемы, так как сли ш ком велик разброс м не
ний между центристской
(П,
левой (А), левоцентристски м и (Б и В),
правоцентристскими (Д и Е) и правой (Ж) партиям и .
Следует учитывать, что п р и формировани и кабинета каждая партия,
входящая в коалицию, рассчитывает на получение в нем соответствую
щего числа мест. П ри формировании правительства из
1 5
членов на базе
коалици·и из партий Б + В + Г + Д даже партия Б захочет получить хотя
бы одно место, а партия Д будет претендовать в нем на
З
должности. Н о
захотят ли этого партии В и Г, которые, создав коалицию В + Г, могут
занять все м инистерские должности?
Так возникает представление о минимальной выигрывающей коали
ции, в соответствии с которы м количество партий в союзе должно быть
таким, что при удалении любого актора коалиция проигрывает выборы l .
1
См.:
Алескеров Ф.
Т,
Орmешук П.
Выборы. Голосование. Партии . М . , 1 995. С. 1 2 1 - 1 27.
2 1 5
Р.
Аксельрод предложил концеп цию
замкнутой минимально выиг-
рывающей коалиции,
которая удовлетворяет следующим требованиям:
•
состоит только из идеологически близких партий ;
•
с пособна победить;
•
включает ровно столько участников, сколько необходимо дЛ
�1
успеха.
Н екоторые партии главной целью считают не победу на выборах,
{\
сохранение своей идеологической идентичности. Для таких
актуальна
кон це п ция
закрытой коалиции,
предложенная Де Хваном. Она включа
ет только родственные в идеологическом отношении партии
.
П
робл
е
ма «закрытой
заключается в идеологической ангажирован
ности и зацикленности на идеологической борьбе всех ее учас
тников,
каждый из которых всегда будет чувствовать себя более верно
излагаю
шим ту или иную идеологическую доктрину и, следовательно,
постоян
но предъявлять другим членам коалиции претензии в их идео
логич
е
ской
от ортодоксального
Это прави
ло тем вернее, чем дальше от центра располагаются п артии. Вот
почемvу
«закрытые коалиции», как правило, образуются из радикальных
партии .
В них порой принимают участие лево- и правоцентристские организ
а
ции и очень редко - центристские партии .
Процесс образования коалиций
чаще всего состоит и з двух этапов.
1.
Торг. На этом этапе партийные лидеры выставляют условия учас
тия своих партий в коалиции. Здесь также действует правило рациона
л
ь
ного выбора: каждый стремится выговорить для себя максимальное
пре
имушество при «дележе
в случае победы.
2.
Сделка. При ее заключении следует учитывать, что:
•
партия, участвовавшая в коалиции, но не прошедшая парламен
т
ский барьер, не получит планируемых выгод;
•
победившая коалиция поделит только те выгоды, которые
по
т
е
ряли побежденные парти и ;
•
прибыль может быть поделена пропорционально числу ман
да
тов или про центу полученных партиями голосов.
В каких формах осуществляются сделки или, ставя вопрос
шире,
.
U ?
какие существуют виды коалиционных соглашении .
М ы уже дали определение блоков и коалиций партий, с точки
зре
ния их организационной структуры. Относительно закл ю
чения фо
р
мального соглашения блок партий также выглядит более
п редсказу
е
м ы м и ответственн ы м , так как входящие в него партии часто
подписы �
вают соглашение или договор. Кроме того, п рактика коал
и ционнои
политики партий накопила и другие
виды взаимоотношений,
не пре
ду
с матри вающие вхождения в партий ны е союзы. Среди н их отмети
м :
2 1 6
•
сотрудничество,
которое может иметь место как на договорной
( подписание документа), так и на иной основе. Оно чаще за
ключается м ежду политически близкими партиями на длитель
ной или постоянной основе;
•
содействие.
Это не длительный, и ногда разовы й , вид взаимодей
ствия между партиям и . Чаще всего осуществляется в о время пред
выборных кампаний . Обычно не предусматривает подписания
какого-либо документа, являясь результатом устной договорен
ности лидеров партий.
В тех случаях, когда для налаживания сотрудничества требуется офи
циaльHoe мероприятие, подчеркивающее взаимоотношения между до
говаривающим ися партия м и , оно может быть проведено публично и
завершиться одни м из
видов соглашения:
•
заявление
или
резолюция
партийной встречи редко предусматри
вает официальное подписание и содержит минимум взаим н ых
обязательств партий;
•
соглашение
уже предусматривает подписание
й
определенные
документом обязательства;
•
договор
или
nакт
-
наиболее официальная и обязывающая фор
ма партий ного взаимодействия.
Самым известны м в партийной практике европейских стран является
Пакт Монклоа, заключенный между основными партиями Испании пос
ле смерти диктатора Франко
( 1 975)
и демонтажа франкистского однопар
тийного режима, с целью становления и развития демократии.
П римером договора м ежду пол итическими партиями (точнее: по
л итическим и силами) может служить российский Договор об обще
ствен ном согласии, заключенный между П резидентом, Советом Феде
раци и , Государственной думой, П равительством , субъектами РФ, по
л итическими парти я м и , профсоюза м и , социальны м и движе н и я м и ,
обшествен н ы м и организациями и рели гиозн ы м и объединениями в
1 994
г. ,
подписанный всеми указанными в нем должностными лицами,
руководителями государственных структур и обществен н ых организа
ций, включая лидеров фракций ГД, ведущих партий страны .
Сл
.
едует заметить, что в о всех формах взаимодействий взаимоотно-
шения партий строятся на
nринциnах:
•
субординации (с учетом силы и влияния каждой);
•
самостоятельности партий ;
•
рационального выбора;
•
взаимной выгоды.
После заключения любого вида соглашения м ежду партия м и сразу
становится вопрос о его прочности. Чем определяется стабильность ко
алиций?
2 1 7