Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2904

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

члена коалиции.  Характерн ы м  в  этом  отношении  он  сч итает 
партийную систему кайзеровской Герман и и ,  в которой 

ущест

во

­

вала коалиция Консервативной, Н ационал-либеральнои, И мпер

­

ской  партий  (так  называемый 

выигравший  выборы 

1 887 

r.), 

и коалиция Л иберал ьной, Консервативной, 

Н

ацион

ал

.

­

но-либеральной  партий  (так  называемый « Блок»,  сплотивши

­

ся против социалистов в 

1 906 

г.) ,  а также коал иция левых п

рти и .  

созданная,  чтобы  противостоять  « Блоку».  Во французскои  Т

р

е

­

тьей  республике только левыми силами ТРИЖды ФормировалИ

С l

коал иции.  В 

1 902 

г.  Левый блок,  в  составе  Партии  радикалов 

и радикал-социалистов  ( П Р  и  РС),  Партии левых республика

н

­

цев (ПЛ Р) и Французской социалистической партии (ФСП ) ,  по

­

бедил  на выборах, получив 

350 

мест  в Палате депутатов; в 

1 924 

Г. 

« Картель 

блок П Р  и  РС и  ФСП ,  получив 

3 1 5  

мест,  сфор

­

мировал  правительство.  В 

1 936 

r. 

угроза  фашизма заставила 

ле

­

вые  партии объединить усилия в Н ародном фронте  (ФС П ,  П Р  

и 

РС  ФКП), полус[ившем 

337 

мест  из 

559; 

• 

пр

порционал ьная  избирательная  система,  наоборот,  толuкает 

партии к полной независимости и отрицанию коал иционнои по­

литики  на выборах.  Только  после  выборов такая  система,  когда 

каЖдая партия получила голоса «своих»  избирателей, может пр

и

­

вести  к  заключению парламентских и  правительственных  коа­

лиций; 

• 

мажоритарное  голосование в один тур действует  неоднозначно. 

В двухпартийных системах оно ПОРОЖдает  абсолютную  незави ­

с имость  партий друг от друга;  в  многопартийных - предраспо­
лагает их к заключению коалиций, которые м ного прочнее, чем 
соглашения, заключаемые при голосовании в два тура, ибо в этом 
случае  необходимо согласовать  кандидатов  во  всех  избuиратель­
ных округах до  голосования  и  объединить избирателеи  разных 
партий,  заключивших коалицию вокруг единственного  канди­

дата' .  

Современный теоретик Дж.  Придэм систематизировал 

aKTOpы 

ко­

алиционного поведения партий,  выделив среди них 

измерении. 

] .  

Историческое, 

в  котором  коалиционную политику  определяют 

время и  опыт,  влияющий не  столько

· 

на партийное руководство, сколь­

ко на партийные низы. 

2 .  

Институциональное, 

которое  о п ирается  на  нормы  и  п равила 

партийной борьбы  и  политической 

вообще,  конституционные 

ограничения,  избирательное и  законодательство о партиях. 

I  С М . :  

дюверже 

М. 

Указ. 

СQЧ . 

С.  394-399. 

208 

3. 

Мотивационное 

измерение  коалиционной  политики  партий  за­

ключается  в  СОизмерении идеологического и  политического 

родства, 

личной и  психологической близости лидеров.  По мотиваци

онной бли­

зости  среди  членов партийной коалиции различают сою

зников  и  по­

путчиков. 

4. 

Внутрипартийное 

позволяет анализировать Структуру иартий, сте­

пень централизации или децентрализации, неформальную 

организаци ю  

и фракционную деятельность, преобладающие течения; измерять 

силу 

контроля  партийной  элиты и  влияние на нее низов, активность 

(пас­

сивность) рядовых членов, степень идеОЛОГизированности 

партий. 

5. 

Социально-политическое 

Помогает понять социальную структуру, 

состояние  (конфликтность - консенсусность) Общества, 

степень по­

ляризации,  особенности  социальной фрагментации, социальную 

базу 

партий , социальный состав избирательного  корпуса, 

их отношение  к 

правительству и  правяшим партиям. 

6 .  

Измерение горизонтальных и вертикальных связей 

вступающих в коа­

лицию партий, их соотношения дает представление об их орг

анизацион­

ных типах (централизованные, децентрализованные, строго 

централизо­

ванные), межпартийных контактах, связях в государстве

нных органах. 

7. 

Измерение внутренних и внешненациональных условий 

Помогает по­

нять среду, определяющую поведение партий (изоляционизм 

или вхож­

дение  в мировую систему, оценка геополитической 

ситуации и  внутри­

политической обстановки, отношение к Западу и др.). 

Практика партийной борьбы и теория партий выработал

и  и  описа­

ли самые разные виды  коалиций, классифицировав их по 

различным 

Основаниям. 

По 

характеру  внутренней структуры 

все объединения партий  под­

разделяют на 

блоки 

и  собственно 

коалиции. 

Под 

блоком 

п о н и мается  достаточно  иераРХИЗ

ированная  структура, 

п редп олагающая  неравные, аси мметричные отношения 

между его уча­

стн и ками. 

Как правило, это - Отношения господства-подчинения, 

при которых 

ДОМИнирующая  партия навязывает другой свои  фундамент

альные  инте­

ресы, в том числе ОСновные постулаты программы и формулу 

распределе­

ния дивидендов в случае общего успеха. Характерным примером 

двухпар­

тийного блока может Служить соглашение меЖдУ германскими 

ХДС и 

хсе 

С точки зрения организации, это - совершенно разные 

партии. Большая 

численность  и федеральный статус первой 

(636 

тыс. членов и партийные 

организации во всех землях ФРг, кроме Баварии); вторая, 

Т.е. ХСС явля­

ется фактически не федеральной, а региональной партией, дей

ствует толь­

ко в земле Бавария, имея 

1 79 

тыс. членов. Конечно, ДОМИНирующей струк­

турой  блока  выступает 

хдс, 

а  «младшим 

хсе 

Если  меЖду 

14·4598 

209 


background image

блокирующимися партиями возникают трения , 

хее 

обычно угрожает вы­

ходом из соглашения, распространением своего влияния 

на всю террито­

рию страны, т.е. организацией общефедеральной парти

и. Это невыгодно 

обеим, ибо уменьшит количество голосов, подавае

мых за  ХДС,  и сделает 

проблематичным прохождение ХСС в бундестаг. П о

этому конфликт обыч­

но заканчивается 

ХДС  уступает ХСС  какую-либо государ­

ствен ную должность или положение совместной прогр

аммы. 

Другим  примером  блока  партий  могут  служить  от

ношения  между 

кпрф 

и  АП Р в 

и 

1I 

Государственных думах,  когда 

кл рф 

выступала в 

роли 

партнера, «помогая» А П Р  в создании думской фракци

и ,  

требуя взамен поддержки при обсуждении законоп

роектов и голосовании. 

П ри  создании  м ногопарти йного  блока его структура 

еще  более 

иерархизируется.  Кроме

дом и нирующей,  появляются  партииv «второго 

партии-реле 

влияния от доми нирующеи к парти­

ям второго плана) и партии-статисты, которые, не 

обладая достаточны­

м и  ресурсами  и  влиянием ,  получают их при заключении 

соглашения о 

блокировании. А в случае  победы на выборах все 

они вправе рассчиты­

вать  на  места  в парламенте,  министерские должности 

и т.д. 

Под 

коалицией 

по н и м ается  закл ючение согла

шения п р и мерно рав н ых 

партнеров. 

Это,  во-первых.  Во-вторых,  «коалиция  - это вр

еменн ы й  со

з  по­

литических сил, к которому их подтолкнуло осознание 

либо 

бщеи опас­

ности, либо невозможности достижения поставленны

х целеи поодиноч­

Здесь отношения между партиями иные, чем в блоке. 

Даже неболь­

шой, но равноправн ы й  член коалиции может оказатьс

� 

стратегическим 

партнером. Кроме отмеченных причин (системы па

ртии, выборов), осо­

бенно важны  коалиции  в  молодых,  неустановивш

ихся  системах,  ибо  в 

обстановке неопределенности даже небольщие партии 

могут играть зн

;

­

чительную роль, верно рассчитав и  выбрав побе

ждающую  коалицию . 

П о  

критерию места  и цели 

взаимодействия  коалиции  подразделя­

ют на: 

• 

избирательные или предвыборные, 

заключаемые только на время из­

бирательной кампании.  В  этом  случае  партии договари

ваются  не 

работать против своих кандидатов, оказывать взаимную 

поддержку, 

с целью провести в парламент максимально возможное 

их  число; 

• 

nарламентские или законодательные, 

создаваемые для  парламент­

ской деятельности  партий, для  поддержки  конкретного 

проекта, 

государственной программы или  всей парламентской 

политики; 

Хейвуд э. 

Политология .  М . ,  2005. С. 329. 

2 О 

блоках и коалиuиях подробнее 

СМ.: 

Шмачкова 

Т 

В. 

Теории коалиuий и становле­

ние российской многопартийности 11 Полис.  1 9

96. NQ  5 .  С. 28-32. 

2 1 0  

• 

nравиmельсmвенные, 

формируемые при необходимости  создания 

коалиционных  правительств. 

Как отмечал дюверже, избирательные коалиции создаются на уров­

не кандидатов, парламентские - депутатов, а правительствен ные 

ми­

нистров. 

По 

критерию важности,  общности и nерсnективности решаемых за­

дач 

объединения  партий делятся  на: 

• 

стратегические  коалиции,  решающие  программные задачи ,   ко­

торые заключаются обычно на известной общей платформе и до­
статочно длительный срок; 

• 

тактические  коалиции,  создаваем ы е  для  решения  временных, 
прикладных задач. 

По 

критерию времени действия коалиций 

выделяют: 

• 

долговременные,  Объединяющие,  как  правило,  родствен н ые  в 

идеологическом отношении партии ,  и меющие сходные  интере­
сы,  дополняющие друг друга  по остальным признакам 

и 

харак­

теристикам; 

• 

недолговременные, решающие какую-либо  временную задачу. 

В научной литературе можно встретить и определения других типов 

коалиций.  Под 

объединением 

понимают кооперацию партий на базе не­

гативного  консенсуса.  П од 

альянсом 

-

соглашение  по  сиюминутны м  

основаниям 

1 . 

В  РОссийском  законе  об  общественных  объединениях 

( 1 995) под таковыми понимались любые самоуправляемые формирова­
ния,  созданные  гражданами,  объединившимися  на  основе  общности 
интересов,  для  реализации  общих  целей.  Этот  закон  признавал  право 

общественных объединений на создание  союзов и  ассоциаций.  Совре­
мен н ы й  закон 

Рф 

«О политических  партиях»,  принятый  в  200 1 

г., 

не 

ограничивает коалиционную деятельность российских  партий .  

1 0.2.  OCHOBbI теории  коалиций  и  измерение 

коалиционного  поведения  партий 

в 

партологии  существуют два  основных  подхода  к  исследован и ю  

коалиционной  политики  партий .  

С точки зрения сторонников 

дедуктивного подхода, 

которые в каче­

стве  основы  исследовани й  используют теорию рационального  выбора, 

коалиции партий возникают на основе формальных моделей.  Но моде­

ли  формирования  коалиций,  например,  отличаются  от моделей голо­

сования, построенных на теории простых игр. Здесь же речь идет об объе­

динении уже набранных партиям и  голосов, т.е. о кооперативных играх. 

СМ.: 

Щербак 

А. 

Н. 

Коалиuионная  политика  российских партий  11  П олитические 

исследования. 2002. NQ  1 .  С.  1 1 9. 

2 1 1  


background image

С точки зрения временных рамок исследования, модели формир

о

­

вания  коалиций могут  быть статическими и  динамическими. 

Стати­

ческие модели 

более  эконом ны  и  не  включают дополнител ьных пер

е

­

менных,  учитывающих  изменения  во  времени. 

Динамические модели 

сложнее  и  учитывают большее  количество  процессов,  следовательно, 
более точно решают поставленные задачи ,  но в данных условиях нос 

т 

преимущественно  описательный характер. 

С «чисто 

точки зрения, модели подразделя ют на: 

• 

построенные исключительно  на кол ичественных критериях, та­
ких как размер и состав коалиции; 

• 

использующие,  кроме  КОЛИLlественных,  идеологические  крите­
рии :  близость  п арти й ,  закл ючающих коалиции,  по  ш кале  «ле­

вые -

.

Партии, с точки зрения теории  рационального выбора, рассматрив

а

­

ются  как  действующие,  целеустремленные,  интенциональные  акторы , 
имеющие определенную иерархию предпочтений и ценностей ,  изложен­
ную политическим языком. Партии, обладаюшие достаточными ресурс

а

­

ми  для  прихода  к  власти,  реализуют свои  цели самостоятельно.  Ограни­

чивает реализацию партийных целей и устремлений недостаток ресурсов. 

И менно 

осознание недостаточности ресурсов 

и заставляет партии идти  на 

коалиционные соглашения.  Важным фактором,  склоняющим  партии 

.к 

коалиционной  политике,  выступает  и  противодействие других, 

партии­

ная конкуренция, 

которая отнимает значительные ресурсы и лишает их воз­

можности реализовать партийные цели. Сам выбор союзников для созда­
ния коалиuий носит рациональный характер. Каждый член коалиции учи­

тывает и точно рассчитывает ее ресурсы  и только потом делает выводы 

о 

возможности ее заключения и достижимости партийных целей. 

Сторон ники 

индуктивного подхода 

отвергают теорию рационально­

го  выбора,  как априори заданную  парадигму и  методики  построения 
формал ьн ых моделей  партийных коал и ций. Они исходят  из предполо­
жения  о  нерационал ьности  самого  коалиционного  процесса,  об  изме­

нении  в  нем мотивации  коал иционной политики, о  неприменимости 

абстрактных моделей для  описания  политических процессов. 

Достоинством дедуктивного  подхода  являются  компактность,  высо­

кая 

предсказуемость, а главны й  его недостаток - пренебрежение инсти­

туциональными, региональными  и субъективными особенностями. 

Недостаткам и  и ндуктивного  подхода  признаются  излишняя диск­

риптивность,  введение в анализ коалиционной политики многих пере­

менных,  склонность к ее объяснению не действием объективных фак

­

торов,  а специфическими чертами страны .  

СЛ10ргунов Л.  В. 

Современная сравнительная политология.  М . ,  2002. С .  79; Там  Жё 

см.:  О  конкретных моделях  коал и ци й .  С. 79-85. 

2 1 2 

Оба подхода имеют и рациональное зерно. Дедуктивный нагляден и 

позволяет построить  не  только исследовательскую модель,  но и более 

или  менее  четкий  план  исследования.  И ндуктивный учитывает детали 

и особенности коалИЦионного процесса. Хотя и тот и другой «грешат» 

существенными недостатками: дедуктивный чересчур абстрактен, ин-

ДУКТИвный 

-

сли шком описателен. 

.' 

Теории коалиционной политики партий являются результатом раз­

вития общей теории  партий и  партийных систем, а также заимствова­

ния определенных положений и выводов теорий: игр, математическ

ого 

моделирования, принятия решений и упомянутого рационального вы­

бора.  Н апример, в коалиционной теории Уильяма Райкера', уже став­

шей  классической, в основу стратегии и тактики коалиционного пове­

дения партий заложен ы  следующие положения. 

1 .  

Рациональность, означающая, что вступающие в коалицию акто­

ры изберут вариант,  который ведет к наиболее привилегированному 

для 

них результату - победе  на  выборах.  Хотя не все акторы  верят в нее, 

достаточно, что в коалиции возникает общий «менталитет 

со­

храняющий и ВОспроизводящий рациональное поведение всех акторов. 

2. 

Суммарн ый показатель 

свидетельствующий о том, что побе­

дитель получает все; другая  коалиция теряет вознаграждения, а участ­

ники  противостоявших коалиций в сумме получают ноль. 

3.  Полная  и  совершенная  информация.  Все акторы должны  быть 

подробно проинформированы Относительно правил  игры и действий 

других акторов. 

4. 

Скидка на побочные платежи (передаваемые участниками коали­

ции друг другу), как и скидки на все подобн ые сделки, она должна учи­

тываться при создании любой коалиции. 

5.  Положительное  значение.  Только  победившая коалиция  имеет 

положительное значение для  ее акторов. 

6.  Положительное вознаграждение.  Все члены победившей коали­

ции  получают  вознаграждение.  Именно оно является стимулом объе­

динения . 

7. 

Контроль над членством. Члены побеждающей коалиции имеют 

право допускать или  не допускать новых членов2. 

Н етрудно  заметить,  что  в  положениях  Райкера пункты 

1, 

2, 

3  и 

являются абстрактно-математическими, а 5, 6, 

7, 

которые автор  назвал 

носят Прикладной характер. 

В  общей дедуктивной теории  коалиций существует еще ряд  поло­

жений ,  среди которых необходимо выделить следующие: 

• 

субъекты  коал ИЦИОнной  политики выступают  как  целостные 

партии, каждая  и з  которых имеет определенный политический 

Тlle Theoгy of Political Соаlitiопs. New Haven: Yale Ulliversity Press,  1963. 

См . :  Рациональный выбор в политике / Под ред. Л. В. Сморгунова. 

СПб.,  1 998. С. 4 1 .  

2 1 3  


background image

вес  (число членов,  избирателей,  кол

ичество полученных ман

да

­

тов)  и  представляет собой  самостоятельную 

сторону  в союзе; 

• 

основными целями партий  при формир

овании коалиции явля­

ются  вхождение в правителъство  и 

реализация  своей политиче­

ской программ ы ,  причем вторая  -

доминирующая; 

• 

выигрывающая коалиция и меет неск

олько вариантов формиро­

вания коалиционных правительств, 

с больщей или меньшей сте-

пенью  вероятности  реализации ;  

• 

коал иционн ые  правительства  опираются 

на поддержку  парла-

ментского  больщинстваl .  

Большое  внимание в теории коалиций 

уделяется 

условиям,  nри  "0-

торых 01lи могут  быть заICЛючеllЫ 

(на которых партии соглашаются ог­

раничить самостоятельность ради  привлечения 

дополнительных ресур­

сов для достижения своих целей). В 

общих чертах они таковы: 

• 

партии согласны двигаться к обшей 

(а не партийной ) ,  четко обо­

значенной  цели; 

• 

они  привлекают значительные ресурсы 

для ее достижения; 

• 

партии  сознательно обмениваются 

информацией и  средствами. 

способствующимИ  целедостижению; 

• 

они достигают согласия по поводу расп

ределения выгоды, полу-

ченной при достижении коалиционной 

цели. 

При этом роль и статус политических 

партий в коалиции отнюдь не 

равнозначны. 

И 

определяются по таким  параметрам

• 

влияние,  политический  вес партий

;  

• 

степень Идеологической и  политической 

близосТИ ; 

• 

предыдущий  опыт коалиционных 

отношений. 

Отсюда следует, что партии вовсе не 

заинтересованы в привлечен и и  

в  коалицию любых акторов.  Ведь 

п р и  расширении союза  снижаютсн 

статус  и  выгода, получаемые в случае 

победы . 

Рассмотрим  при мер  распределения 

мест  в  парламенте  при четырех 

партиях,  предложен н ы й  американски

м  политологом  П .  Ортешуком . 

П редположим ,  замечает он, что партия 

А получила 20 мест,  партия Б 

-

зо, 

партии  В  и 

-

по  25.  В  этом  случае,  если  партии 

Б  и  В  образуют 

коалицию, они будут контролировать 

55 мест из  1 00 и могут сформиро

­

вать  правителъство,  опирающееся 

на  простое  большинство  гоuлосов 

В 

парламенте.  Н о  в  реальной  политической 

жизни  число  партии,  пред­

ставленных в правительстве,  может 

быть меньще их ч исла,  поддержи ­

вающего  правительство.  Ч асть  парти

й ,  поддерживающих его  в  целом. 

См.: 

Ш,мачкова  т  В. 

Теория  коалиuий и  становление российской 

м ногопартийн

о

­

сти // Полис.  1 995. NQ  5.  С.  28-56. 

2 1 4  

н о  н е  входящих в  правительство,  могут  п о  отдельным вопросам  н е  го­

лосовать против, а воздерживаться  при  голосовании. 

Партии 

А 

Б 

В 

Г 

д 

Е 

ж 

Ч исло  голосов 

1 0  

30 

23 

1 0  

Если  коалицию образуют партии  В и 

r, 

то Б и Д, которь

;

е н е  войдут в 

нее,  могут  по  отдельным  вопросам  поддерживать  правительство,  сфор­

мированное коалицией партий  В и 

r. 

Можно наглядно продемонстриро­

вать  все  разнообразие  коалиционных возможностей .   Например,  правя­
щая коалиция может быть сформирована из партий Б, В и Д. В этом слу­
чае  она  будет контролировать  54 голоса в  парламенте.  Другая  правящая 
коалиция может включить партии Б,  В, 

r, 

а также Д, контролируя 77 мест. 

Третья может быть заключена между партиями Г, Д,  Е и Ж,  получив конт­
роль над 

5З 

голосами. В данной ситуации возможны примерно 40 различ­

HЬ� 

коалиций, каждая из которых будет побеждающей, Т.е. контролирую­

щеи большинство мест в  парламенте.  Но любые ли объединения партий 
могут образовать коалицию для формирования  правительства? 

Расставим партии на 

ш кале  (табл.  7). 

Коалиционные  возможности  партий  в зависимости 

от  идеологической  близости 

Таблица 

Левые 

Левоцентристы 

Центр 

Правоцентристы 

Правы 

А 

Б 

В 

Г 

д 

Е 

ж 

1 0  

30 

23 

1 7  

1 0  

Теперь становится ясным, CIТO коалиции Г + Д +  Е + Ж и А +  Б +  В + 

+  г  практически  нереализуемы, так  как  сли ш ком  велик разброс  м не­
ний между  центристской 

(П, 

левой  (А),  левоцентристски м и   (Б  и  В), 

правоцентристскими (Д и  Е) и  правой (Ж) партиям и .  

Следует учитывать, что п р и  формировани и  кабинета каждая партия, 

входящая  в коалицию, рассчитывает на получение в нем соответствую­
щего числа мест.  П ри формировании правительства из 

1 5  

членов на базе 

коалици·и  из  партий  Б  +  В +  Г + Д даже  партия  Б захочет получить хотя 
бы одно место, а партия Д будет претендовать в нем на 

З 

должности.  Н о  

захотят ли этого  партии  В  и  Г,  которые, создав коалицию В  +  Г,  могут 
занять все м инистерские должности? 

Так возникает представление о минимальной выигрывающей коали­

ции,  в соответствии с  которы м  количество  партий  в  союзе должно быть 
таким, что при удалении любого актора коалиция проигрывает выборы l .  

См.: 

Алескеров Ф. 

Т, 

Орmешук П. 

Выборы. Голосование. Партии .  М . ,  1 995. С. 1 2 1 - 1 27. 

2 1 5  


background image

Р. 

Аксельрод  предложил  концеп цию 

замкнутой  минимально  выиг-

рывающей коалиции, 

которая удовлетворяет следующим требованиям: 

• 

состоит только из идеологически близких партий ;  

• 

с пособна победить; 

• 

включает  ровно  столько  участников,  сколько  необходимо дЛ

�1 

успеха. 

Н екоторые  партии главной целью считают не победу  на выборах, 

{\ 

сохранение своей  идеологической  идентичности. Для таких 

актуальна 

кон це п ция 

закрытой коалиции, 

предложенная Де Хваном.  Она включа­

ет только родственные в  идеологическом отношении партии

П

робл

е

­

ма  «закрытой 

заключается  в  идеологической ангажирован

­

ности  и  зацикленности  на  идеологической борьбе  всех  ее учас

тников, 

каждый из которых всегда будет чувствовать себя более верно 

излагаю

­

шим ту или иную идеологическую доктрину и,  следовательно, 

постоян

­

но  предъявлять другим  членам  коалиции  претензии  в  их  идео

логич

е

­

ской 

от ортодоксального 

Это прави

­

ло тем вернее, чем дальше от центра располагаются п артии. Вот 

почемvу 

«закрытые коалиции», как правило, образуются из радикальных 

партии .  

В  них порой  принимают участие лево- и  правоцентристские организ

а

­

ции и  очень редко  - центристские партии .  

Процесс образования коалиций 

чаще всего состоит и з  двух этапов. 

1. 

Торг.  На этом этапе партийные лидеры выставляют условия учас­

тия своих партий в коалиции. Здесь также действует правило рациона

л

ь

­

ного выбора: каждый стремится выговорить для себя максимальное 

пре­

имушество при «дележе 

в  случае  победы. 

2. 

Сделка.  При ее заключении следует учитывать, что: 

• 

партия, участвовавшая в коалиции, но не прошедшая парламен

т

­

ский барьер,  не  получит планируемых выгод; 

• 

победившая коалиция поделит только те выгоды, которые 

по

т

е

­

ряли побежденные парти и ;  

• 

прибыль  может  быть поделена пропорционально числу ман

да

­

тов  или  про центу  полученных партиями голосов. 

В  каких  формах  осуществляются  сделки  или, ставя  вопрос 

шире, 

U ? 

какие существуют виды коалиционных соглашении . 

М ы  уже дали  определение блоков и  коалиций партий, с точки 

зре­

ния их организационной структуры.  Относительно  закл ю

чения фо

р

­

мального  соглашения  блок партий  также  выглядит  более 

п редсказу

е

­

м ы м  и ответственн ы м ,  так как входящие в него партии часто 

подписы � 

вают  соглашение  или договор.  Кроме того,  п рактика  коал

и ционнои 

политики партий накопила и  другие 

виды  взаимоотношений, 

не  пре

ду

­

с матри вающие вхождения в  партий ны е  союзы. Среди  н их отмети

м :  

2 1 6  

• 

сотрудничество, 

которое  может  иметь место  как  на договорной 

( подписание документа), так  и  на  иной  основе.  Оно  чаще  за­
ключается  м ежду  политически  близкими  партиями на длитель­
ной или  постоянной основе; 

• 

содействие. 

Это не длительный, и ногда разовы й ,  вид взаимодей ­

ствия между партиям и .  Чаще всего осуществляется в о  время пред­
выборных кампаний .   Обычно  не  предусматривает  подписания 
какого-либо документа, являясь результатом  устной договорен­
ности лидеров партий. 

В тех случаях, когда для налаживания сотрудничества требуется офи­

циaльHoe мероприятие, подчеркивающее взаимоотношения между до­
говаривающим ися партия м и ,  оно  может  быть  проведено  публично  и 
завершиться одни м  из 

видов соглашения: 

• 

заявление 

или 

резолюция 

партийной встречи редко  предусматри ­

вает официальное  подписание  и  содержит  минимум  взаим н ых 
обязательств  партий; 

• 

соглашение 

уже  предусматривает  подписание 

й 

определенные 

документом обязательства; 

• 

договор 

или 

nакт 

-

наиболее официальная и обязывающая фор­

ма партий ного  взаимодействия. 

Самым известны м  в партийной практике европейских стран является 

Пакт Монклоа, заключенный между основными партиями Испании пос­

ле смерти диктатора Франко 

( 1 975) 

и демонтажа франкистского однопар­

тийного режима, с целью становления и развития демократии. 

П римером договора  м ежду  пол итическими  партиями (точнее:  по­

л итическим и  силами)  может служить российский Договор  об  обще­

ствен ном согласии, заключенный между П резидентом, Советом Феде­
раци и ,   Государственной думой,  П равительством ,  субъектами  РФ,  по­

л итическими  парти я м и ,   профсоюза м и ,   социальны м и  движе н и я м и ,  
обшествен н ы м и  организациями  и  рели гиозн ы м и  объединениями  в 

1 994 

г. , 

подписанный всеми указанными в нем должностными лицами, 

руководителями  государственных структур  и  обществен н ых  организа­
ций, включая лидеров фракций ГД, ведущих партий страны .  

Сл

.

едует заметить, что в о  всех формах взаимодействий взаимоотно-

шения партий строятся  на 

nринциnах: 

• 

субординации (с учетом силы  и  влияния  каждой); 

• 

самостоятельности  партий ;  

• 

рационального выбора; 

• 

взаимной  выгоды. 

После заключения любого вида соглашения м ежду  партия м и  сразу 

становится вопрос о его прочности. Чем определяется стабильность ко­
алиций? 

2 1 7