ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2903
Скачиваний: 19
Устойчивость коалиционных образований,
с точки зрения теории ко
алиций, определяется:
•
их размерами. Чем больше партий заключили союз, тем более
вероятность его распада;
•
идеологической дистанцией между партиями. Чем меньший уча
сток идеологического поля занимают партии коалиции, тем она
устойчивее;
•
гибкостью самих политических партий. Чем толерантнее соот
носятся лидеры, аппарат и рядовые члены партий, заключившие
коалицию, тем она прочнее;
•
взаимоотношениями, политическим стилем лидеров. Устойчивость
коалиций во многом зависит от умения лидеров партий вьщвигать
на передний план I1роблемы, которые их объединяют;
•
возможными шансами на победу. Чем вероятнее, что созданная
коалиция станет побеждающей, тем она устойчивее;
•
отношением других партий, которые могут относиться с симпа
тией, нейтрально или всячески противодействовать деятельнос
ти коалиции;
•
внешней средой. Речь идет об окружении парти й ной системы, о
работе СМ И , отношении власти, которое различно к проправи
тельственной или оппозиционной коалиции, а также об отно
шении общества в целом;
•
устойчивостью каждой партии, приверженностью ее коалиции, что,
в свою очередь, определяется степенью контроля, �вторитетом л иде
ров в партии , управляемостью партийных рядов, отсутствием нару
шений коалиционного соглашения на нижнем уровне партий и Т.д.
Каждая политическая партия должна четко представлять себе, для
чего она вступает в коалицию. А теория вычленяет следующую
мотива
цию коалиционной политики партий:
•
войти в правительство (выиграть выборы) ;
•
осуществить конкретный проект;
•
добиться выполнения программ ных целей .
Исходя и з мотивации, каждая политическая партия определяет ко
алиционную или антикоалиционную линию поведения. При этом сле
дует учиты вать:
2 18
•
поощрение коалиционной политики, попытки реализовать все
пункты коал иционной програм м ы ведут к размыванию партий
ной идентичности, исчезновению идеологического и пол итиче
ского
партии;
•
жесткая антикоалиционная политика партии ведет к маргина
лизации, резко снижает политический вес и влияние, делает оди
озн ы м ее имидж в обществе.
в
то же время, когда обществу угрожают затяжной политический кри
зис или поляризация, партии могут пойти на создание
широких коалиций,
с участием разнородных политических сил. П римером ш ирокой , или
коалиции может служить ситуация, часто складывающаяся в
партийной системе Австрии, где доминируют входящая в Социнтерн Со
циал-демократическая партия, представляющая и нтересы рабочих, слу
жащих, пенсионеров и вообще горожан, и Австрийская народная партия,
состоящая в Международном демократическом союзе ( Консервативный
интернационал) и представляющая интересы крестьян, служащих, рабо
чих. Несмотря на явную идеологическую и политическую отдаленность,
эти партии довольно часто создают правительства широкой коалиции.
Такие коалиции могут быть созданы и при отсутствии политической,
этнической или иной гомогенности . А. Лейпхарт, исследуя политиче
ские процессы в м ногосоставных обществах, предложил концепцию
большой коалиции,
которая может быть применена для гетероген н ых со
циумов в состоянии острых антагонизмов. Его позиция заключается в
противопоставлении традиционной « малой коалици и:> правительства
против оппозиции, основанной на конкурентном принципе, которую
он именует
«большой
опирающейся на под
держку не простого, а подавляющего большинства. Создание «большой
п о м н е н и ю Лейпхарта, возможно либо в гомогенных обще
ствах, с высокой степенью консенсуса, либо в обществах, раздираемых
острыми внутренними антагонизмами . Он описал два возможных спо
соба превращения «малой» коал иции в
1 .
Завоевание избирателей посредством объединения
ОППОЗИЦИОННЫХ
партий и создания нового правительства консенсусного большинства.
2. Формирование системы ротации, при которой каждая партия в
течение нескольких лет будет поочередно входить в правительство.
Первый может быть реализован в многосоставных обществах, состо
ящих из автономных, мало соприкасающихся субкультур. Второй способ
возможен там, где существует не менее трех партий меньшинства, не име
ющих предпочтительных партнеров для заключения коалиции. Другими
словами, в многосоставных обществах, в которых невозможны всеохват
ные «большие коалиции» , следует создавать
ротационные коалиции) .
« Большая коалицию> не всегда предусматривает заключение договора
и вхождение представителей оппозиции в правительство. Это, скорее, сво
еобразный общественный договор, признаваемый всеми или подавляю
щим большинством партий , больше предполагающий сотрудничество
правительственных и оппозиционных партий, признание ими существу
ющей политической системы, чем выполнение конкретных обязательств.
Классический пример
ротационной коалиции являет со
бой партийная система Ш вейцарии, где Федеральный совет ( правитель-
I
С м . :
Лейnхарт
А. Демократия в м ногосоставных обществах. М . , 1 997. С. 6 1 -65.
2 19
ство), высший политический орган страны, формируется на основе ко
алиции четырех ведущих партий : Демократическо-христианской ( ка
толической), Радикально-демократической , Социал-демократической
и Н ародно-демократической (крестьянской), пропорционалъно числу
полученных на выборах голосов. Как видим , эти партии, представляя
разные конфессии, социальные и языковые группы, дают наглядную
картину многосоставного общества в м иниатюре. Поэтому глава госу
дарства и правительства ( президент) избирается сроком на один год из
числа членов Кабинета на основе принципа ротации. Таким образом ,
представители всех ведущих партий страны в течение одного избира
тельного цикла могут по очереди занимать высщий пост государства.
Характерной чертой политики «больщой
является уси
ление роли партийных э-!l ит при относительном снижен ии влияния
партийных низов. Действительно, ведь все соглашения подписываются
И
партийному руководству в условиях явного снижения на
кала партийной борьбы нет необходимости обрашаться за поддержкой
к своей партии и ее избирателям .
В
этом случае партийная система как
бы
к центру, деполяризуется, открывая возможности цен
тристского политического курса.
ж.
Жюльяр сформул ировал концепцию
политического центризма,
представляющего собой идеологический компромисс, возможность объе
динения в одной коалиции умеренных лево- и право центристских партий.
Условием создания таких коалиций выступает так называемая «третья
т.е. объединение левоцентристских и правоцентристских партий ,
отклоняющих как крайне левую, так и крайне правую идеологию и поли
тику. Социальной базой третьей силы, по мнению Жюльяра, выступает
средний класс. Такие партийные системы сформировались или формиру
ются практически во всех развитых странах. Это происходит в условиях
ухода из парламентов партий-носительниц радикальных идеологий.
Другая картина складывается в кризисных обществах, где, наобо
рот, влияние радикальных сил резко нарастает, а центристских партий -
падает.
В
такой ситуации, при отсутствии устойчивой поддержки со сто
роны среднего класса, по м нению
Г.
Алмонда, С. Флэнегана и
Р.
Мунд
та
выбор и изменение. Исторические исследования полити
ческого
1 973),
преимущество получают партии, которые мо
гут предложить обществу реальн ы й путь выхода из кризиса, и меют
большие институциональные, человеческие и финансовые ресурсы ,
умеют опираться на средства принуждения и потенциал правительства.
И менно они и создают коалиции в кризисных ситуациях.
Вопросы для самоконтроля
1 .
Что такое коалицеобразующие факторы?
2.
Назовите внешние объединяющие факторы партийных коалиций.
3 .
Перечислите внешние поляризующие коалиционные факторы.
220
4.
Какие вы знаете внутренние коалиционные факторы'?
5 .
Назовите семь измерений коалиционной политики партий.
6.
Как можно классифицировать коалиции')
7.
Чем различаются блок и коалиция?
8.
Как можно классифицировать коалиции по критерию места и цели?
9.
Что такое стратегические и тактические коалиции партий?
1 0.
Как классифицировать коалиции партий по критери ю «времени
жизни')?
.
1 1 .
Какие существуют подходы к исследованию коалиционной политики
партий?
1 2 .
Что такое статические и динамические модели коалиций?
1 3 .
На каких политологических теориях зиждется теория коалиционной
политики партий?
1 4.
Расскажите о коалиuионной теории В. Райкера.
1 5.
Чем можно ее дополнить?
1 6.
Каковы условия заключения коалиций?
1 7.
Почему их нельзя заключить, исходя из формальных причин (пример
п.
Ортешука)?
1 8 .
В чем смысл «замкнутой минимально выигрываюшей коалиuии,)?
1 9.
Что означает «закрытая коалиция,)?
20.
Как идет проuесс образования коалиuий?
2 1 .
Какие виды взаимоотношений между партиями накопила коалиuион-
ная практика')
22.
Какие виды соглашений могут заключаться между партиями?
23.
На каких принципах строятся их взаимоотношения?
24.
Чем определяется устойчивость коалиционных объединений?
25.
Что такое «широкая
КОaJIИЦИЯ'>?
26.
Что означает концепuия «широкой ротационной коалиции,)?
27.
В чем суть политического центризма, как коалиции партий?
Литература
Алескеров Ф. т., OpmeU/YK П.
Выборы . Голосование. П арти и . М . ,
1 99 5 .
С.
1 2 1 - 1 27 .
Дюверже
М.
Политические партии. М.,
2000.
С.
394-399.
Лейnхарm А.
Демократия в многосоставных обшествах. М . ,
1 997.
С.
6 1 -65.
Мир политической мысли: Хрестоматия по партологии. Кн.
3:
Современ-
ные партологи о политических партиях
/
Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова.
СПб.: БПУ,
2006.
Рациональный выбор в политике
/
Под ред. л . В. Сморгунова. СПб.,
1 998.
С.
4 1 .
Сморгунов
Л. В.
Современная сравнительная политология. М . ,
2002.
С .
79-85.
Страны мира: Справочник.
1 999 /
Под обш. ред. И. С. И ванова. М . ,
1 999.
С.
6, 456-457.
Хейвуд
э.
П олитология. М . ,
2005.
С.
329.
Шмачкова
Т.
В.
Теории коалиций и становление российской многопартий
ности
//
Полис.
1 996.
NQ
5.
С.
28-32.
Щербак А. Н.
Коалиuионная политика российских партий
/ /
Политические
исследования.
2002.
NQ
1 .
С.
1 1 9- 1 20.
1 1
ТЕОРИЯ ПАРТИЙНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙ
1 1 . 1 . Интегративная теория партийных целей
и партийных изменений
П артии , как все общественные и государственные институты, под
верженные воздействию различных внешних факторов, Функuиониру
ющие в меняющейся среде, взаимодействующие между собой и с ины
м и структурами , постоянно изменяются.
Как же происходят изменения в политических партиях?
Американские теоретики К. Джанда и Р. Хармел вьщвинули интег
ративную теорию партий н ых целей и партий ных изменений , исходя из
представления, что партии - консервативные организации и , как мо
ГУТ,
сопротивляются переменам, вызывающим перерасход человеческих
и материальных ресурсов. Действительно, любые внутрипартийные из
менения (принятие новой программ ы или устава, даже внесение в них
лишь некоторых поправок и т.д.), ведущие к структурны м , идеологи
ческим , функциональным переменам , требуют значительных затрат вре
мени, энергии, денежных средств, привлечения большого количества
как специалистов, так и рядовых членов партии для подготовки, согла
сования, принятия и выполнения соответствующих решений.
Отсюда вытекает исходная гипотеза Джанды и Хармела:
партии бу
дут меняться только под давлением, которое оказывает на них либо окру
жающая
среда,
либо внутриполитическая ситуация.
Это, во-первых. Во
вторых, руководство партии решится на перемены, только когда:
•
оценит преимущества от перемен, которые стоят затраченных ре
сурсов;
•
будет уверено, что изменения сохранят и упрочат его власть в
партии .
Итак, если исходить и з того, что большинство изменений в партиях
производятся их руководством
партийные реформы долж
н ы быть либо целемотивированными, Т.е. служить достижению постав
ленных в партийных программах целей, либо властьмотивированны
м и - для упрочения власти партийной верхушки.
Цели, стоящие перед партией (приход к власти, усиление влияния,
увеличение числа членов или избирателе й и т.п . ) , достигаются порой
различными средствами и требуют изменений в разных направлениях.
222
П оэтому партия, решившаяся на целемотивированные изменения, дол
жна из всех целей выбрать первичную
(primary goal).
П артиям , нацелен
ным на целемотивированные реформы, необходимо обратить присталь
ное внимание на изменение программы, партийныхлозунгов, платформ,
стратегий и тактик. Н аоборот, партии решившиеся на властьмотивиро
ванные изменения будут принимать новый или корректирощть прежний
устав и нормы партийной жизни. При этом целемотивировс1нные изме
нения, затрагивающие мировоззренческие представления людей, про
изводить труднее, чем властьмотивированные, основанные на непос
редственных взаимоотношениях в рамках партийной организации. Зна
чит, целемоти вированные изменения труднее не только вести, но и
довести до конца.
И сходя из критерия мотивации на изменения , Джанда и Хармел ти
пологизируют партии следующим образом :
•
для поиска голосов;
•
поиска государственных должностей или участия в правитель
стве;
•
политики, Т.е. продвижения своих выдвиженцев с целью удов
летворения партийными боссами запросов клиентов;
•
демократии, когда главной ценностью остается демократичность
внутрипартийных процедур, чтобы удовлетворить партийных ак
тивистов.
П ри этом два первых типа партий они отнесли к целемотивирован
ным, а два последних - к властьмотивированным
1 .
Н ередко реформы в партии начинаются с приходом
новоголидера,
осо
бенно если он значительно моложе, энергичнее, прогрессивнее предше
ственника. Так, обновление современной Лейбористской партии Вели
кобритании связывают именно с избранием молодого лидера. «Лейбори
стской партии удалось восстановить популярность у избирателей под
руководством нового и относительно молодого лидера Тони Блэра. Он за
вершил начавшийся при Н иле Кинноке отход от левой политики и при
нял на вооружение несколько видоизмененную социальную и экономи
ческую программу тэтчеризма. Она получила название "нового лейбориз
ма". Борьба с преступностью стала одним из главных приоритетов партии,
она ПОРJ;laJlа с политикой "высоких налогов и больших расходов" , отказа
лась от обеспечения полной занятости, что раньше являлось одной из ее
целей, смирилась с приватизацией промышленности и даже не пыталась
восстановить былую власть
I
Нагте! R. , Djanda
К. Ап
] ntegrated Theoгy of Party Goals and Party Changes // Рарег
Delivered а! the 1 992 Annual Meeting of the American Political Sciel1ce Association. Chicago,
September, 3-6.
2
Пью Мартин.
История Великобритании: 1 789-2000. Oxford. Perspective Publication,
200 1 . С. 282.
223
Кроме изменений, инициированн ых
партии испытывают
давление
(также направляющее их к переменам), которое
возни
кает как результат
внутрипартийной борьбы
между идеологическими фрак
циями (платформами) и личными кликами,
составляющИМИ неформаль
ную структуру партий. Кроме того, современные
партии , имеющие тен
денцию к универсализации, фактически
воспроизводят социальную,
этническую, конфессиональную, демографическую,
гендерную структу
ры общества в миниатюре. Следовательно,
и м также присущи процессы
дифферен циаци и , правда нескол ько
н и велированные общнОСТЬЮ
партийных целей, организации и дисциплины.
Тем не менее и ногда борьба
платформ, клик, этнических, конфессиональных
и других группировок
парализует, ведет партии к дезорганизаци
и , расколам, выходу из них o
�
дельных фракций, клик и
.
социальных групп , образованию новых пар
тии .
Эти процессы, в конце концов, и вызы
вают изменения в партиях. Н а
пример, обострение национальной проблемы
в Бельгии в 1 960- 1 970-х гг.
привело к расколу крупнейших партий
страны по н
�
циональному при
знаку и формированию националистических
партии . Так, Социально
христианская партия в 1 969 г. распалась на
Христианскую народную (фла
мандскую, число членов - 1 90 тыс.) и Социально-христианскую
(фран
кофонскую, 40 тыс.). Социалистическая
партия в 1 978 г. разделилась на
Социалистическую (фламандскую, 1 1 5 тыс
. ) и Социалистическую (фран
кофонскую, 1 50 тыс.). Л иберальная партия
свободы и прогресса в 1 96 1 г.
раскололась на партию «Фламандские
либералы и демократы» (40 тыс.)
и Реформистскую либеральную (франкофонскую,
1 5 тыс.). Экологиче
ские партии в этой обстановке создавались
уже по этническому призна
ку. В [ 980 г. образовалась франкофонская
партия «Эколо», а в 1 982-м -
фламандская
В настоящее время в Бельгии су шествует
нес.коль
ко националистических партий, среди
которых наиболее значимы. фла
мандскиЙ союз «Фол
(Народный союз, около 40 тыс. членов)
; Де
мократический фронт франкофОНОВ Брюссел
я, выступающий в зашиту
языковых и культурных традиций жителей
столицы, говорящих на
�
paH
uузском языке; праворадикальный Фламандски
Й блок, требующии пре
кратить миграцию в Бельгию и ограничить
права мигрантов.
Вместе с изменениями, под давлением
И «снизу» , существ
�
ют изменения, вызванн ые давлением
со стороны парапартии
н ы х организаций, которые, в свою очередь,
испытывают давление дру
гих социальных организаций меняющег
ося обшества. М олодежные,
жен с кие, студенческие, спортивные,
дискуссионные организации
партии служат органами ее «зрения И слуха»
, чутко реагируют на соци
ал ьные новации , активно будируют
и х обсуждение и внедрение в
партийнуЮ жизнь. Даже если партийные
тормозят нововведе
ния, молодые функционеры - вчераш
ние члены молодежных органи
заций - «явочным порядком» привно
сят их В партии.
224
в
том же направлении действуют и квазипартийные организации .
Социал ьные и социально-политические движения, общественные фор
мирования, профессиональные союзы и союзы предприним ателей ,
другие группы давления постоянно предлагают новые формы сотруд
ничества и совместных действий, служат для партий своеобразными ис
пытательными полигонами и нноваций и изменений. Влиян.ifе таких со
циальных движений, как экологическое, феминистское; движение за
мир, сокращение ракетного оружия, испытали на себе все партии, боль
шинство из которых, так или иначе, отреагировали : изменили предвы
борные лозунги, включили в программы и платформы требования со
циальных движений, поддержали их мероприятия и т.д.
Если говорить о внешних факторах партийных изменений, то глав
ным из н их, безусловно, является
поражение партии на выборах.
У.
Липп
ман, описывая деятельность «партийной
Нью-Йорка, извес
тной Таммани-Холл , отмечал, что она
потому неизменна,
что действует успешно, и только поражение может изменить ее. Джанда
и
Хармел констатируют, что особенную активность по обновлению про
грамм и перестройке организации развивают политические партии , на
ходящиеся в оппозиции . Для них характерны смена л идера, большей
части руководства, перестановка в партийном аппарате, общая демо
кратизация взаимоотношений партийцев. Джанда и Хармел называют
поражение
партийных изменений.
Другим внешним фактором изменений может быть
партийная
КОН
куренция,
которая, не действуя так остро, как поражение, тем не менее,
заставляет партию соответствовать определенным стандартам, изменять
свое устройство и поведение, если изменяются другие партии . Так, со
перничество между российским и партиями, тон в котором задают орга
низаци и, признаюшие частную собственность, заставило и К П РФ, правда
с некоторыми оговорками, признать право на жизнь всех форм собствен
ности, включая частную. Это же вынудило российских коммунистов пе
ресмотреть положения устава, касаюшиеся смягчения строгой центра
лизации, изменений условий членства; отказаться от революционных ус
тановок, форм и методов деятельности - постулатов, установленных еще
В. И. Лениным и И . В. Сталиным.
На процесс партий н ых изменен ий оказывает заметное воздействие
и
влияние мировых идеологий.
Партии, программы которых построен ы
на
типе идеологии , как правило, укрепляются, расширя
ют свое влияние; партии «уходящих» идеологий ослабевают, приходят
к
Так, в 1 990-х гг. мир стал свидетелем заката коммунистичес
ких партий, хотя еще в 1 980-х во всех развитых странах активно дей
ствовал и коммунистические организации. В течение примерно 10 лет
подавляющее большинство из н их претерпели раскол ы , изменил и про
граммы и названия, а многие ушли в политическое небытие.
225
1 5-4598
Важны м внешним фактором партийных изменений является
дли
тельность нахождения партий у власти.
Для любой из н их действенным
средством укрепления доверия избирателей служит периодическое «ле
чение
Лроиграв выборы, претерпев вызванные пораже
н ием изменения, партии демократизируются, осовременивают програм
му, обновляются, готовятся к новому «походу во
Такие
циКЛbl
побед и поражений,
правления и нахождения в оппозиции благотворно
сказываются на политическом
партий, ведут к «нормальным»
изменениям. Однако и долгое нахождение у власти не проходит бес
следно. Если партии не про игрывают выборы десятки лет, процесс из
менени й и обновления в них стопорится, они начинают и спытывать
застой , который ведет к сращиванию партийной верхушки с государ
ственным чиновничеством, бюрократизирует,
партию,
способствует коррупции партийной элиты.
Такой
долгий цикл часто заканчивается «ненормаль
изменениями. Возьмем, например, Л иберально-демократичес
кую партию Японии и Христианско-демократическую партию Италии.
Они были крупнейшими политическими организациями своих стран ,
но «засиделисЬ» В постоянных «победителях,> с конца 1 940-х по начало
1 990-х
ГГ. ,
и обе, в конце концов, были обвинены в коррупции, пренеб
режении интересами общества, потеряли доверие избирателей, пере
жили расколы и дезорганизацию.
1 1 .2. Тенденции развития современных политических партий
Итак, все политические партии изменяются. Более того, эти изме
нения носят непрерывный характер и представляют собой оди н из про
цессов непрерывной же партийной жизни , партийной борьбы, в свою
очередь вписанных в политический процесс.
В каком направлении изменяются партии, можно ли выделить эти
направления и тенденции изменений?
Во-первых, это
направления, определяемые развитием всего общества,
среди которых следует выделить:
226
•
демократизацию.
В американских партиях она проявляется во
введении прай мериз, в допуске к ним представителе й других
партий; в европейских партийных организациях - в отказе и за
мене принципа централизма принципом внутрипартийной демо
кратии; в расширении круга
К
партиям за счет вве
дения института симпатизантов. Во всех современных партиях
развитых стран выборы лидера осуществляются не на закрытом
кокусе, а всеми делегатами съезда и т.д.;
•
информатизацию.
С использованием партиями сети И нтернет
(порталы, сайты, сообщения о партийных мероприятиях и т.п . ) .
новых средств связи, оргтехники для проведения избирательных
кампаний и повседневной деятельности значительно расширя
ются их возможности воздействия на избирате.lJеЙ;
•
унификацию,
состоящую в определенном стирании различий меж
ду партиями, особенно в партийной организации, и в электорате;
•
глобализацию,
Влияющую на партии, изменяя их облик и предос
тавляя новые возможности сотрудничества родственных партий
разных стран. В международной партийной деятельности она
проявляет себя, в частности, и в создании интернационалов, дру_
гих объединений партий.
Bo�
вторых,
направления изменений всех современных формальных орга
низации
проявляются в:
•
уплощении,
приведении системы управления к трем-четырем
уровням; уходе от иерархических, многоуровневых, бюрократи
зированных структур;
•
большей гибкости,
адаптивности организаций к быстрым изме
нениям;
•
креативной автономии для сотрудников,
Обладающих навыками
информационного века и способных самостоятельно решать по
ставленные задачи';
•
открытости
и
трансnарентности
всех общественных организа
ций, в том числе политических партий;
•
поддержке,
и нституционализации общественных организаций
государством.
Если говорить о современных
тенденциях развития собственно по
литических "артий,
то среди них, по нашему мнению, следует выделить
следующие.
1 . Общее снижение роли партий, как передающего звена от граж
данского общества к государству, в частности, это вытекает из:
•
повышения количества и роли групп давления, действующих вне
электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские
группы, общественные организации, социальные движения,
организованная преступность);
•
усиления роли СМИ, особенно электронных;
•
ослабления роли партийной печати, которая в
ххт
в. становится
анахронизмом;
•
снижения роли партийных научно-исследовательских институ
тов за счет передачи партиями заказов на многие исследования
независимым Н И И ;
•
уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.
I
С М . :
МасllОНlIС ДЖ.
СОUИОЛОГИЯ.
9-е
ИЗд. С Пб.,
2004.
С.
2 5 1 .
227