Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2903

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Устойчивость коалиционных образований, 

с точки зрения теории ко­

алиций,  определяется: 

• 

их  размерами.  Чем больше  партий  заключили  союз,  тем  более 

вероятность его распада; 

• 

идеологической дистанцией между партиями. Чем меньший уча­
сток идеологического поля  занимают партии  коалиции, тем она 
устойчивее; 

• 

гибкостью  самих политических  партий. Чем толерантнее  соот­
носятся лидеры, аппарат и рядовые члены партий, заключившие 
коалицию, тем она прочнее; 

• 

взаимоотношениями, политическим стилем лидеров. Устойчивость 
коалиций во многом зависит от умения лидеров партий вьщвигать 

на передний план I1роблемы, которые их объединяют; 

• 

возможными шансами на победу.  Чем вероятнее, что созданная 
коалиция станет побеждающей, тем она устойчивее; 

• 

отношением других партий, которые  могут относиться с симпа­
тией, нейтрально или всячески противодействовать деятельнос­
ти коалиции; 

• 

внешней средой.  Речь идет об окружении парти й ной системы, о 
работе СМ И ,  отношении власти, которое различно к проправи­
тельственной  или  оппозиционной  коалиции,  а  также  об  отно­
шении общества в целом; 

• 

устойчивостью каждой партии, приверженностью ее коалиции, что, 

в свою очередь, определяется степенью контроля, �вторитетом л иде­
ров в партии ,  управляемостью партийных рядов, отсутствием нару­
шений коалиционного соглашения на нижнем уровне партий и Т.д. 

Каждая  политическая  партия должна четко  представлять  себе,  для 

чего она вступает в коалицию. А теория вычленяет следующую 

мотива­

цию коалиционной политики партий: 

• 

войти в  правительство  (выиграть выборы) ;  

• 

осуществить конкретный  проект; 

• 

добиться  выполнения  программ ных целей .  

Исходя и з  мотивации, каждая  политическая партия определяет ко­

алиционную или антикоалиционную линию поведения.  При  этом сле­

дует учиты вать: 

2 18 

• 

поощрение  коалиционной  политики,  попытки  реализовать  все 
пункты коал иционной програм м ы  ведут  к размыванию партий ­
ной идентичности,  исчезновению идеологического и  пол итиче­
ского 

партии; 

• 

жесткая  антикоалиционная  политика  партии ведет  к  маргина­
лизации, резко снижает политический вес и влияние, делает оди­
озн ы м  ее имидж в обществе. 

в 

то же время, когда обществу угрожают затяжной политический кри­

зис или поляризация, партии могут пойти  на создание 

широких коалиций, 

с  участием  разнородных  политических сил.  П римером  ш ирокой ,   или 

коалиции может служить ситуация, часто складывающаяся в 

партийной системе Австрии, где доминируют входящая в Социнтерн Со­
циал-демократическая  партия,  представляющая  и нтересы рабочих,  слу­

жащих, пенсионеров и вообще горожан, и Австрийская народная партия, 

состоящая  в  Международном демократическом союзе  ( Консервативный 
интернационал) и  представляющая интересы  крестьян, служащих,  рабо­

чих.  Несмотря  на  явную  идеологическую и  политическую  отдаленность, 

эти партии довольно часто создают правительства широкой коалиции. 

Такие коалиции могут быть созданы и при отсутствии политической, 

этнической  или иной  гомогенности .  А. Лейпхарт,  исследуя  политиче­
ские  процессы  в  м ногосоставных обществах,  предложил  концепцию 

большой коалиции, 

которая может быть применена для гетероген н ых со­

циумов в  состоянии острых антагонизмов.  Его  позиция  заключается  в 
противопоставлении традиционной  « малой  коалици и:>  правительства 

против  оппозиции,  основанной  на конкурентном  принципе,  которую 
он именует 

«большой 

опирающейся на  под­

держку не простого, а подавляющего большинства. Создание «большой 

п о  м н е н и ю  Лейпхарта, возможно либо в гомогенных обще­

ствах, с высокой степенью консенсуса, либо в обществах,  раздираемых 
острыми внутренними антагонизмами .  Он описал два возможных спо­
соба превращения «малой» коал иции в 

1 .  

Завоевание избирателей посредством объединения 

ОППОЗИЦИОННЫХ 

партий и  создания нового  правительства консенсусного большинства. 

2.  Формирование  системы ротации,  при которой  каждая  партия  в 

течение нескольких лет будет поочередно  входить  в правительство. 

Первый может быть реализован  в многосоставных обществах, состо­

ящих из автономных, мало соприкасающихся субкультур.  Второй способ 

возможен там, где существует не менее трех партий меньшинства, не име­

ющих предпочтительных партнеров для  заключения коалиции. Другими 
словами, в многосоставных обществах,  в которых невозможны всеохват­

ные «большие коалиции» , следует создавать 

ротационные коалиции) . 

« Большая коалицию> не всегда предусматривает заключение договора 

и вхождение представителей оппозиции в правительство. Это, скорее, сво­
еобразный общественный договор,  признаваемый всеми или  подавляю­

щим  большинством  партий ,  больше  предполагающий  сотрудничество 

правительственных и  оппозиционных партий, признание ими существу­
ющей политической системы, чем выполнение конкретных обязательств. 

Классический пример 

ротационной коалиции являет со­

бой партийная система Ш вейцарии, где Федеральный совет ( правитель-

С м . :  

Лейnхарт 

А. Демократия  в м ногосоставных обществах.  М . ,   1 997. С. 6 1 -65. 

2 19 


background image

ство), высший политический орган  страны, формируется  на основе ко­
алиции четырех  ведущих партий :  Демократическо-христианской  ( ка­
толической),  Радикально-демократической ,  Социал-демократической 
и  Н ародно-демократической  (крестьянской),  пропорционалъно  числу 
полученных на  выборах голосов.  Как  видим ,  эти  партии,  представляя 
разные конфессии,  социальные  и  языковые  группы, дают  наглядную 
картину многосоставного общества в  м иниатюре.  Поэтому глава госу­

дарства и  правительства ( президент)  избирается  сроком  на один  год из 

числа членов  Кабинета на основе  принципа ротации.  Таким  образом , 
представители  всех  ведущих партий  страны  в течение  одного  избира­
тельного цикла могут по очереди занимать высщий пост государства. 

Характерной  чертой  политики  «больщой 

является  уси­

ление роли партийных э-!l ит  при  относительном  снижен ии влияния 

партийных низов. Действительно, ведь все соглашения подписываются 

И 

партийному руководству  в  условиях явного  снижения  на­

кала партийной борьбы нет необходимости обрашаться за поддержкой 
к своей партии и ее избирателям . 

В 

этом случае партийная система как 

бы 

к центру, деполяризуется, открывая  возможности  цен­

тристского  политического курса. 

ж. 

Жюльяр  сформул ировал  концепцию 

политического  центризма, 

представляющего собой идеологический компромисс, возможность объе­

динения в одной коалиции умеренных лево- и право центристских партий. 

Условием создания таких коалиций  выступает так  называемая  «третья 

т.е.  объединение левоцентристских  и  правоцентристских  партий ,  

отклоняющих как крайне левую, так и крайне правую идеологию и поли­
тику.  Социальной базой третьей  силы,  по  мнению Жюльяра,  выступает 
средний класс. Такие партийные системы сформировались или формиру­

ются практически  во  всех развитых странах.  Это происходит  в условиях 
ухода  из парламентов партий-носительниц радикальных идеологий. 

Другая  картина  складывается  в  кризисных обществах,  где,  наобо­

рот, влияние радикальных сил резко нарастает, а центристских партий -
падает. 

В 

такой ситуации, при отсутствии устойчивой поддержки со сто­

роны среднего класса,  по м нению 

Г. 

Алмонда, С. Флэнегана и 

Р. 

Мунд­

та 

выбор и  изменение.  Исторические исследования полити­

ческого 

1 973), 

преимущество получают партии, которые мо­

гут  предложить  обществу  реальн ы й  путь  выхода  из  кризиса,  и меют 
большие  институциональные, человеческие и  финансовые  ресурсы , 
умеют опираться на средства принуждения и  потенциал правительства. 
И менно они  и создают коалиции в кризисных ситуациях. 

Вопросы для  самоконтроля 

1 .  

Что такое коалицеобразующие факторы? 

2. 

Назовите внешние объединяющие факторы партийных коалиций. 

3 .  

Перечислите внешние поляризующие  коалиционные факторы. 

220 

4. 

Какие вы знаете внутренние коалиционные факторы'? 

5 .  

Назовите семь измерений коалиционной политики партий. 

6. 

Как можно классифицировать коалиции') 

7. 

Чем  различаются блок и  коалиция? 

8. 

Как можно классифицировать коалиции по критерию места и  цели? 

9. 

Что такое стратегические и тактические коалиции партий? 

1 0. 

Как  классифицировать  коалиции  партий  по  критери ю  «времени 

жизни')? 

1 1 . 

Какие  существуют подходы  к  исследованию коалиционной  политики 

партий? 

1 2 .  

Что такое статические и динамические модели коалиций? 

1 3 . 

На каких политологических теориях зиждется  теория  коалиционной 

политики  партий? 

1 4. 

Расскажите о коалиuионной теории  В. Райкера. 

1 5. 

Чем  можно ее дополнить? 

1 6. 

Каковы условия заключения коалиций? 

1 7. 

Почему их нельзя  заключить,  исходя из формальных причин (пример 

п. 

Ортешука)? 

1 8 .  

В  чем  смысл  «замкнутой  минимально выигрываюшей коалиuии,)? 

1 9. 

Что означает  «закрытая  коалиция,)? 

20. 

Как идет проuесс образования коалиuий? 

2 1 .  

Какие виды взаимоотношений между партиями накопила коалиuион-

ная практика') 

22. 

Какие виды соглашений могут заключаться между партиями? 

23. 

На каких принципах строятся  их взаимоотношения? 

24. 

Чем определяется устойчивость коалиционных объединений? 

25. 

Что такое «широкая 

КОaJIИЦИЯ'>? 

26. 

Что означает концепuия «широкой ротационной коалиции,)? 

27. 

В  чем суть политического центризма, как коалиции партий? 

Литература 

Алескеров  Ф.  т.,  OpmeU/YK  П. 

Выборы .  Голосование.  П арти и .   М . ,  

1 99 5 .  

С. 

1 2 1 - 1 27 .  

Дюверже 

М. 

Политические партии. М., 

2000. 

С. 

394-399. 

Лейnхарm А. 

Демократия в многосоставных обшествах. М . ,  

1 997. 

С. 

6 1 -65. 

Мир политической мысли: Хрестоматия  по партологии.  Кн. 

3: 

Современ-

ные партологи о политических партиях 

Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова. 

СПб.: БПУ, 

2006. 

Рациональный  выбор в политике 

Под ред. л .  В.  Сморгунова.  СПб., 

1 998. 

С. 

4 1 .  

Сморгунов 

Л. В. 

Современная сравнительная политология. М . ,  

2002. 

С .  

79-85. 

Страны мира:  Справочник. 

1 999 / 

Под обш. ред.  И.  С.  И ванова.  М . ,  

1 999. 

С. 

6, 456-457. 

Хейвуд 

э. 

П олитология.  М . ,  

2005. 

С. 

329. 

Шмачкова 

Т. 

В. 

Теории коалиций и становление российской многопартий­

ности 

// 

Полис. 

1 996. 

NQ 

5. 

С. 

28-32. 

Щербак А. Н. 

Коалиuионная политика российских партий 

/ / 

Политические 

исследования. 

2002. 

NQ 

1 .  

С. 

1 1 9- 1 20. 


background image

1 1  

ТЕОРИЯ  ПАРТИЙНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  ПАРТИЙ 

1 1 . 1 .  Интегративная  теория  партийных  целей 

и  партийных  изменений 

П артии ,  как все общественные и  государственные институты,  под­

верженные воздействию различных внешних факторов, Функuиониру­

ющие в меняющейся среде,  взаимодействующие между собой и  с ины­
м и  структурами ,  постоянно изменяются. 

Как же происходят  изменения  в политических партиях? 

Американские теоретики  К. Джанда и  Р.  Хармел  вьщвинули  интег­

ративную теорию партий н ых целей и  партий ных изменений , исходя из 

представления, что  партии  - консервативные организации  и ,  как мо­

ГУТ, 

сопротивляются переменам, вызывающим перерасход человеческих 

и  материальных ресурсов. Действительно, любые внутрипартийные из­

менения  (принятие новой  программ ы  или устава, даже  внесение  в них 

лишь некоторых поправок  и  т.д.),  ведущие  к  структурны м ,   идеологи­

ческим ,  функциональным переменам , требуют значительных затрат вре­
мени,  энергии, денежных средств,  привлечения  большого  количества 
как специалистов, так и рядовых членов партии для подготовки, согла­
сования, принятия  и  выполнения соответствующих решений. 

Отсюда вытекает исходная гипотеза Джанды и Хармела: 

партии бу­

дут меняться только под давлением, которое оказывает на них либо окру­
жающая 

среда, 

либо внутриполитическая ситуация. 

Это, во-первых. Во­

вторых,  руководство  партии решится  на  перемены, только когда: 

• 

оценит преимущества от перемен, которые стоят затраченных ре­
сурсов; 

• 

будет  уверено,  что  изменения  сохранят  и  упрочат  его  власть  в 

партии .  

Итак, если исходить и з  того, что большинство изменений в партиях 

производятся  их руководством 

партийные  реформы  долж­

н ы  быть либо целемотивированными, Т.е. служить достижению постав­
ленных в  партийных программах целей,  либо  властьмотивированны­

м и  - для  упрочения  власти  партийной верхушки. 

Цели, стоящие перед партией  (приход к  власти, усиление влияния, 

увеличение числа  членов или избирателе й  и  т.п . ) ,  достигаются  порой 
различными средствами  и требуют изменений в разных направлениях. 

222 

П оэтому партия, решившаяся на целемотивированные изменения, дол­

жна из всех целей выбрать первичную 

(primary goal). 

П артиям ,  нацелен­

ным на целемотивированные реформы, необходимо обратить присталь­
ное внимание на изменение программы, партийныхлозунгов, платформ, 
стратегий и тактик.  Н аоборот,  партии решившиеся на властьмотивиро­
ванные изменения будут принимать новый или корректирощть прежний 

устав и нормы партийной жизни. При этом целемотивировс1нные изме­

нения,  затрагивающие  мировоззренческие  представления людей, про­
изводить труднее,  чем  властьмотивированные,  основанные  на  непос­
редственных взаимоотношениях в рамках партийной организации. Зна­
чит,  целемоти вированные  изменения  труднее  не только  вести,  но  и 

довести до конца. 

И сходя из критерия мотивации на изменения , Джанда и Хармел ти­

пологизируют партии следующим образом :  

• 

для  поиска голосов; 

• 

поиска  государственных должностей  или  участия  в  правитель­
стве; 

• 

политики,  Т.е.  продвижения  своих выдвиженцев  с  целью удов­

летворения  партийными боссами  запросов клиентов; 

• 

демократии, когда главной ценностью остается демократичность 

внутрипартийных процедур, чтобы удовлетворить партийных ак­

тивистов. 

П ри этом два первых типа партий они отнесли к целемотивирован­

ным, а два последних - к властьмотивированным 

1 .  

Н ередко реформы в партии начинаются с приходом 

новоголидера, 

осо­

бенно если он  значительно моложе,  энергичнее,  прогрессивнее предше­
ственника.  Так,  обновление  современной Лейбористской  партии  Вели­
кобритании связывают именно с избранием молодого лидера.  «Лейбори­
стской  партии  удалось  восстановить  популярность  у  избирателей  под 
руководством нового и относительно молодого лидера Тони Блэра. Он за­

вершил  начавшийся  при  Н иле  Кинноке отход от левой политики  и при­

нял  на вооружение несколько  видоизмененную социальную  и  экономи­
ческую программу тэтчеризма. Она получила название "нового лейбориз­
ма". Борьба с преступностью стала одним из главных приоритетов партии, 
она ПОРJ;laJlа с политикой "высоких налогов и больших расходов" , отказа­

лась от обеспечения полной занятости, что раньше являлось одной  из ее 

целей, смирилась с приватизацией  промышленности  и даже  не пыталась 
восстановить былую власть 

Нагте! R. ,  Djanda 

К.  Ап 

] ntegrated Theoгy of Party  Goals and  Party Changes // Рарег 

Delivered а! the  1 992 Annual  Meeting of the American  Political Sciel1ce Association. Chicago, 
September,  3-6. 

Пью Мартин. 

История  Великобритании:  1 789-2000.  Oxford.  Perspective  Publication, 

200 1 .  С. 282. 

223 


background image

Кроме  изменений, инициированн ых 

партии  испытывают 

давление 

(также направляющее их к переменам), которое 

возни­

кает как результат 

внутрипартийной борьбы 

между идеологическими фрак­

циями (платформами) и личными кликами, 

составляющИМИ неформаль­

ную структуру партий. Кроме того, современные 

партии , имеющие тен­

денцию  к универсализации,  фактически 

воспроизводят социальную, 

этническую, конфессиональную, демографическую, 

гендерную структу­

ры общества в миниатюре. Следовательно, 

и м  также присущи процессы 

дифферен циаци и ,   правда  нескол ько 

н и велированные  общнОСТЬЮ 

партийных целей, организации и дисциплины. 

Тем не менее и ногда борьба 

платформ, клик, этнических,  конфессиональных 

и других группировок 

парализует, ведет партии  к дезорганизаци

и ,  расколам, выходу  из  них o

­

дельных фракций, клик и

.

социальных групп ,  образованию новых пар

тии . 

Эти  процессы,  в конце  концов,  и  вызы

вают  изменения в  партиях.  Н а­

пример, обострение национальной проблемы 

в Бельгии в 1 960- 1 970-х гг. 

привело к  расколу крупнейших партий 

страны  по  н

циональному при­

знаку и  формированию националистических 

партии .  Так,  Социально­

христианская партия в 1 969 г. распалась на 

Христианскую народную (фла­

мандскую, число членов - 1 90 тыс.) и Социально-христианскую 

(фран­

кофонскую, 40 тыс.). Социалистическая 

партия в  1 978 г.  разделилась на 

Социалистическую (фламандскую, 1 1 5 тыс

. )  и Социалистическую (фран­

кофонскую,  1 50 тыс.). Л иберальная партия 

свободы и прогресса в 1 96 1  г. 

раскололась на партию «Фламандские 

либералы и демократы»  (40 тыс.) 

и  Реформистскую либеральную (франкофонскую, 

1 5  тыс.). Экологиче­

ские партии в этой обстановке создавались 

уже по этническому призна­

ку.  В  [ 980 г.  образовалась франкофонская 

партия «Эколо», а в  1 982-м -

фламандская 

В настоящее время в Бельгии су шествует 

нес.коль­

ко националистических партий, среди 

которых наиболее значимы. фла­

мандскиЙ союз «Фол 

(Народный союз, около 40 тыс. членов)

; Де­

мократический фронт франкофОНОВ Брюссел

я, выступающий в  зашиту 

языковых и культурных традиций жителей 

столицы, говорящих на 

paH­

uузском  языке; праворадикальный Фламандски

Й  блок,  требующии пре­

кратить миграцию в Бельгию и ограничить 

права мигрантов. 

Вместе с изменениями, под давлением 

И «снизу» , существ

­

ют изменения, вызванн ые давлением 

со стороны парапартии ­

н ы х  организаций, которые, в свою очередь, 

испытывают давление дру­

гих  социальных организаций  меняющег

ося  обшества.  М олодежные, 

жен с кие,  студенческие,  спортивные, 

дискуссионные организации 

партии служат органами ее «зрения И слуха»

, чутко реагируют на соци­

ал ьные  новации ,   активно будируют 

и х  обсуждение  и  внедрение  в 

партийнуЮ жизнь. Даже  если  партийные 

тормозят нововведе­

ния, молодые функционеры - вчераш

ние члены  молодежных органи­

заций - «явочным порядком» привно

сят их В партии. 

224 

в 

том же направлении действуют  и  квазипартийные организации .  

Социал ьные и социально-политические движения, общественные фор­
мирования,  профессиональные союзы  и  союзы  предприним ателей ,  

другие  группы давления  постоянно  предлагают  новые формы сотруд­

ничества и совместных действий, служат для партий своеобразными ис­
пытательными полигонами и нноваций и изменений. Влиян.ifе таких со­
циальных движений,  как экологическое,  феминистское;  движение за 
мир, сокращение ракетного оружия, испытали на себе все партии, боль­
шинство из которых, так или  иначе, отреагировали :  изменили предвы­

борные лозунги, включили в  программы и  платформы требования со­

циальных движений, поддержали  их мероприятия и т.д. 

Если говорить о внешних факторах партийных изменений, то глав­

ным из н их, безусловно, является 

поражение партии на выборах. 

У. 

Липп­

ман, описывая деятельность «партийной 

Нью-Йорка,  извес­

тной Таммани-Холл ,  отмечал,  что она 

потому неизменна, 

что действует успешно, и только поражение может изменить ее. Джанда 

и 

Хармел констатируют, что особенную активность по обновлению про­

грамм и перестройке организации развивают политические партии ,  на­
ходящиеся  в  оппозиции .  Для  них характерны смена л идера,  большей 
части  руководства,  перестановка в  партийном аппарате,  общая демо­
кратизация  взаимоотношений партийцев. Джанда  и  Хармел  называют 
поражение 

партийных изменений. 

Другим внешним фактором изменений  может быть 

партийная 

КОН­

куренция, 

которая,  не действуя так остро,  как поражение, тем  не  менее, 

заставляет партию соответствовать определенным стандартам, изменять 

свое устройство  и  поведение, если  изменяются другие  партии .  Так,  со­

перничество между российским и  партиями, тон в котором задают орга­
низаци и, признаюшие частную собственность, заставило и К П РФ, правда 

с некоторыми оговорками, признать право на жизнь всех форм собствен­
ности, включая частную. Это же вынудило российских коммунистов пе­
ресмотреть  положения устава,  касаюшиеся  смягчения строгой  центра­

лизации, изменений условий членства; отказаться от революционных ус­
тановок, форм и методов деятельности - постулатов, установленных еще 

В.  И. Лениным и И .  В. Сталиным. 

На процесс партий н ых изменен ий оказывает заметное воздействие 

и 

влияние мировых  идеологий. 

Партии, программы которых построен ы  

на 

типе идеологии ,  как правило, укрепляются, расширя­

ют свое влияние; партии «уходящих»  идеологий ослабевают,  приходят 
к 

Так, в  1 990-х гг.  мир стал свидетелем заката коммунистичес­

ких партий, хотя  еще  в  1 980-х во всех развитых странах активно дей­
ствовал и  коммунистические организации.  В  течение примерно  10 лет 
подавляющее большинство из н их претерпели раскол ы ,  изменил и про­
граммы и  названия, а многие ушли в политическое небытие. 

225 

1 5-4598 


background image

Важны м  внешним  фактором  партийных изменений является 

дли­

тельность нахождения партий у власти. 

Для любой из н их действенным 

средством укрепления доверия избирателей служит периодическое «ле­
чение 

Лроиграв выборы, претерпев вызванные пораже­

н ием изменения, партии демократизируются, осовременивают програм­
му, обновляются, готовятся  к  новому «походу во 

Такие 

циКЛbl 

побед и поражений, 

правления и  нахождения в оппозиции благотворно 

сказываются на политическом 

партий, ведут к «нормальным» 

изменениям.  Однако  и  долгое  нахождение у  власти  не  проходит бес­

следно.  Если партии не про игрывают выборы десятки лет, процесс из­
менени й  и  обновления  в  них стопорится,  они  начинают и спытывать 
застой ,  который ведет к  сращиванию  партийной верхушки с  государ­
ственным чиновничеством, бюрократизирует, 

партию, 

способствует коррупции партийной элиты. 

Такой 

долгий цикл часто заканчивается «ненормаль­

изменениями.  Возьмем,  например, Л иберально-демократичес­

кую партию Японии и Христианско-демократическую партию Италии. 
Они были крупнейшими политическими организациями своих стран , 
но «засиделисЬ» В постоянных «победителях,>  с конца  1 940-х по  начало 

1 990-х 

ГГ. , 

и обе, в конце концов, были обвинены в коррупции, пренеб­

режении интересами общества,  потеряли доверие избирателей,  пере­
жили расколы и дезорганизацию. 

1 1 .2.  Тенденции  развития  современных  политических  партий 

Итак, все политические партии изменяются.  Более того, эти изме­

нения носят непрерывный характер и представляют собой оди н  из про­

цессов непрерывной же партийной жизни ,  партийной борьбы, в  свою 

очередь вписанных в  политический процесс. 

В  каком направлении изменяются  партии, можно ли выделить эти 

направления и тенденции изменений? 

Во-первых, это 

направления, определяемые развитием всего общества, 

среди которых следует выделить: 

226 

• 

демократизацию. 

В  американских партиях  она  проявляется  во 

введении  прай мериз,  в допуске  к  ним представителе й  других 
партий; в европейских партийных организациях - в отказе и за­
мене принципа централизма принципом внутрипартийной демо­
кратии; в расширении круга 

К 

партиям за счет вве­

дения института  симпатизантов.  Во всех современных партиях 
развитых стран выборы лидера осуществляются не на закрытом 

кокусе, а всеми делегатами съезда и т.д.; 

• 

информатизацию. 

С  использованием  партиями  сети  И нтернет 

(порталы, сайты, сообщения о партийных мероприятиях и т.п . ) .  

новых средств связи, оргтехники для проведения избирательных 

кампаний и  повседневной деятельности значительно расширя­

ются их возможности воздействия на избирате.lJеЙ; 

• 

унификацию, 

состоящую в определенном стирании различий меж­

ду партиями, особенно в партийной организации, и в электорате; 

• 

глобализацию, 

Влияющую на партии, изменяя их облик и предос­

тавляя новые возможности сотрудничества родственных партий 

разных стран.  В  международной партийной деятельности она 

проявляет себя, в частности, и в создании интернационалов, дру_ 

гих объединений партий. 

Bo� 

вторых, 

направления изменений всех современных формальных орга­

низации 

проявляются  в: 

• 

уплощении, 

приведении системы управления  к трем-четырем 

уровням; уходе от иерархических, многоуровневых, бюрократи­

зированных структур; 

• 

большей гибкости, 

адаптивности  организаций к быстрым  изме­

нениям; 

• 

креативной  автономии  для  сотрудников, 

Обладающих  навыками 

информационного века и способных самостоятельно решать по­

ставленные задачи'; 

• 

открытости 

и 

трансnарентности 

всех общественных организа­

ций, в том числе политических партий; 

• 

поддержке, 

и нституционализации общественных организаций 

государством. 

Если говорить о современных 

тенденциях развития собственно по­

литических "артий, 

то среди них, по нашему мнению, следует выделить 

следующие. 

1 .  Общее снижение роли  партий,  как передающего звена от граж­

данского общества к государству,  в частности, это вытекает из: 

• 

повышения количества и роли групп давления, действующих вне 

электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские 

группы,  общественные организации, социальные движения, 

организованная  преступность); 

• 

усиления роли  СМИ, особенно электронных; 

• 

ослабления роли партийной печати, которая в 

ххт 

в. становится 

анахронизмом; 

• 

снижения  роли  партийных  научно-исследовательских институ­

тов за счет передачи партиями заказов на многие исследования 

независимым Н И И ;  

• 

уменьшения доверия избирателей к политическим партиям. 

С М . : 

МасllОНlIС ДЖ. 

СОUИОЛОГИЯ. 

9-е 

ИЗд. С Пб., 

2004. 

С. 

2 5 1 .  

227