Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2900

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

системы являются 

открытыми, 

Т.е. предусматривающими обмен с  гю­

литической системой и  обществом в  целом. А по  возможностям само­

развития,  гибкости  или ,   наоборот,  жесткости  они подразделяются  на 

органические и механические. 

П артийные системы - это, как правило, системы 

органические, 

са­

моразвивающиеся, с большим и  широким потенциалом изменений. 

Временная  характеристика,  измерение партийных систем  по хро­

нометрической оси  позволяет разделить их на 

статические  и  динами­

ческие. 

Динам ические,  в отличие от статических,  подвержен ы  измене­

ния м  во времени. Очевидно,  что партийные системы - это 

динамиче­

ские 

системы. 

В.  Н.  Садовский  попытался  обобщить  исследовательские  задачи, 

решаемые системным поД

·

хоДом .  П о  нашему м нению, аналогичные за­

дачи стоят и  перед теоретиками партийных систем, а именно - иссле­
дован ие: 

• 

организации систем ; 

• 

их  иерархического строения; 

• 

соотношения внутренней и  внешней детерминированности; 

• 

протекания передачи  информации  и управления; 

• 

процессов целенаправленного поведения; 

• 

условий стабильности; 

• 

механизмов конкуренции; 

• 

форм взаимодействия систем с окружающей средой' .  

К  этому списку можно добавить  исследование механизмов функ­

ционирования систем, взаимодействия на системном уровне составля­

ющих их подсистем ,  условий эффективности систем; соотношения орга­

низации и  самоорганизации, рационального и  иррационального  пове­

дения людей в этих системах; их генезис. 

П ереходя  от дефиниций системы  вообще  к  определению партий ­

н о й  системы  и  учитывая,  что  в  процессе анализа придется  постоянно 
употреблять словосочетания типа «системный подход 

К 

партийным си­

стемам», введем синоним термина «партийная система». И м  может быть 

термин 

образованный  от латинского корня 

и латин­

ского же суффикса 

означающего 

В самом общем виде  под партийной системой понимают все суще­

ствующие партии какой-либо страны. Но в связи с этим возникает воп­
рос: какие партии считать элементами партиомы? Рассмотрим несколь­

ко возражений: 

238 

• 

причислять л и  

К 

элементам  партийной системы наспех «сколо­

и  практически  не участвующие в  политической жизни 

См.: 

Садовский В. Н. 

Обшая теория систем как метатеория .  М . ,   1 97 1 .  С.  1 7 .  

карликовые организации,  даже  те,  которые,  формально  меняя 
структуру системы ,  не оказывают реального влияния на резуль­

таты партийной борьбы? Подавляющее большинство теоретиков 

бипартийных систем  называют такие  партии 

И 

не 

учиты вают при анализе системы .  То  же можно сказать и о теоре­
тиках  мультипартийных систем; 

• 

причислять ли 

К 

элементам партиомы партии, которые реально 

существуют,  но не могут даже зарегистрироваться для участия  в 
выборах?  Ответ очевиден :  их  влияние  на эффективность систе­

мы также м и нимально; 

• 

причислять л и  

К 

элементам партиомы  партии ,  участвующие в 

выборах, но не проходящие в парламент? Их влияние ограничи-

• 

вается тем ,  что набранные ими голоса перераспределяются меж­

ду парламентскими партиями. 

Таким образом, чисто  количественно,  учитывая  минимальную по­

грешность, можно констатировать, что, с точки зрения системного ана­

лиза, под  партийной системой следует  понимать 

совокупность  nарла­

ментск1Ц партий. 

Лишь в некоторых случаях, требующих большей точ­

ности  расчетов,  к  ней  понадобится  причислить  несколько  парти й, 
имеющих потенциальную возможность пройти в высший законодатель­
ный орган.  При этом следует учитывать, что в случаях, когда анализи­

руется электоральная политика партий, исследуются проблемы партий­
ной борьбы только в избирательных кампаниях, под партиомой, как пра­
вило, понимают все участвующие в ней партии. Однако, с точки зрения 

общей теории систем, учитывая другие системные факторы ,  кроме ко­
личественного, такое определение партийной системы выглядит слиш­
ком узким.  С  этих позиций и нтересной  представляется дефиниция 

т. 

В. Шмачковой ,  которая 

под 

партийной системой 

пон и мает « контуры политического п ростран­

ства,  составлен но го  из  независи м ых  элементов  ( партий)  и  оп ределяе­

мого их количеством ,  параметрам и (числен ность изби рател е й ,  ти п внут­

ренне й   структуры),  а  также  коали цион н ы м и 

1 ,  

Определение, с точки зрения качественных характеристик партио­

мы, дано еще Дюверже. В своей известной работе он отметил, что 

«в лю­

бой  стране (за  исключением государств с однопартийным режимом) сосу­
ществуют несколько партий: формы и способы этого сосуществования оп ­

ределяют  "партийную  систему " рассматриваемой  страны»2. 

В  анализе 

партиом Дюверже  не  ссыл ался  на  общую  теорию  систем ,   поэтому 
партийную систему,  как совокупность «форм 

И 

со существо-

Шмачкова  Т.  В. 

Мир политических партий // Полис.  1 992. NQ  1 -2 .  С.  2 30. 

Дюверже 

М. 

Политические партии .   М., 2000. С. 263. 

239 


background image

вания  партий,  он  понимал  с достаточной степенью  условности  и  зак­

лючал это понятие в  кавычки. Элементами  анализа партиом или ,  есл и 

угодно, признаками партийных систем он  считал: 

• 

типы  партий н ых  структур  (uентрализованные и  деuентрализо­

ванные, тотал итарные и  спеuиал изированные,  со слабой  ил и 
жесткой  структурой  и т.д.); 

• 

число партий ;  

• 

и х  количественные параметры ;  

• 

союзы  (коалиuии) партий; 

• 

их географическую локализаuию; 

• 

распределение в  политическом спектре. 

Кроме того,  партиом

.

ы  характеризуются  признаками,  присущими 

только данной стране или региону, определяемыми в том числе общеми­

ровыми тенденuиями партийных изменений.  Следовательно,  система 

партий, утверждал Дюверже, характеризуется соотношением частных, на­
uиональных, региональных, глобальных признаков,  а также  всем ходом 
исторического развития и переживаемым страной историческим этапом. 

Современные партологи, кроме 

совокупности элементов, форм и спо­

собов  их существования,  контуров  политического  пространства, 

вклю­

чают в понятие «партийная система»  все ком муникации между партия­

м и  и союзами партий, партиями и электоратом, партиями и структура­

ми  власти.  Например,  Я .-Э. Лейн  и  С.  Эрссон утверждают:  « Понятие 

" партийная система" описывает не просто сумму действующих в поли­

тическом пространстве той или иной стран ы  партий ,  но и всю совокуп­

ность  их  взаимосвязей, а  также  характерных  и  устойчивых атрибутов 
взаимодействия между ними» l .  

С  пози uий  сегодняшнего  дня,  учитывая  развитие  исследован и й  

соuиал ьной структуры  общества,  электоральное  поведение  граждан , 
усл ож н е н и е   идеологи ческого  взаи модействия  п арти й  и  услови й 

парламентской борьбы, уже недостаточно представлять партиому в виде 
плоской совокупности борющихся партий. Для того чтобы сделать кар­

тину  партийной борьбы более объемной, показать в разных ракурсах, 

Б. А.  Стародубский предложил определять партиому как совокупность 
четырех уровней партий ной борьбы, происходящей одновременно на: 

1 )  

соuиальном поле, отражающем соuиальную структуру общества 

и дающем представление о социальном основании всех,  составляющих 
партиому партий ;  

2) элеКТОr?ал ьном поле, представляющем собой картину электораль­

ной поддержки  партий; 

Лейн Я.-Э., Эрссон С. 

Политика и общество в Европе / / Партии и выборы: Хрес

то

­

матин.  М . ,  2005. Ч .  1 1 .  С.  66. 

240 

3)  парламентском  п ол е ,   дающем  представление о  расстановке 

партийных фракций; 

4) правительствен ном поле партий, Т.е. партийном составе высщего 

исполнительного opraHal . 

К этому, по нащему м нению, следует добавить идеологическое поле 

партиомы ,  представляющее собой расположение партий в идеологичес­
ком  пространстве. 

Итак,  партийную систему,  особенно в  случае  с  многопартийными 

системами, можно представить как пятиуровневую конструкuию, функ­

uионирующую одновременно на: 

1 )  

социальном; 

2) 

электоральном; 

3) 

иде­

ологическом; 

4) 

nарламенmском 

и 5) 

nравительственном полях. 

Другим и  сло­

вами,  поля  партиомы - это 

ее  взаимодействия с 

ОКРуЖающей средой:  социальной  структурой  общества,  избирателями, 

идеологической сферой, законодательной, исполнительной ветвями вла­

сти.  Кроме этих внещних полей, существуют  еще  внутренние уровни 

партиомы, образованные составляющими ее партиями. 

По нашему мнению, каждая  партиома и меет 

три таких уровня,  или 

этажа: 

• 

на первом осуществляется взаимодействие гражданского общества 
(не  обязательно только  в  процессе  избирательной  кампании)  и 

партий  партиомы.  Здесь  представляются  партийные идеологии, 
программы, партийная агитаuия; осуществляются  прием граждан 
в политические партии, их политическая социализаuия и Т.П. Этот 
этаж партиомы будем называть 

граJlсданско-nартийным; 

• 

на втором этаже партийной системы «располагаются» собственно 
партийные организаuии. Он, в свою очередь, также имеет много­

этажную конструкцию (рядовые члены, актив, партийное органы ,  
руководство и Т.Д.; местные, региональные, uентральные органы и 

организации). Это 

организациОНfю-nартийный этаж, 

где сосредо­

точена внутрипартийная,  порой невидная со стороны работа; 

• 

третий  этаж партиомы  образует совокупность  «верхушею>  поли­

тических партий, их взаимодействие с государственными органа­

ми. Это не обязательно только система парламентских фракuиЙ. 
Сюда следует отнести все контакты  партий с государством, в том 
Чl1сле по распределению государственных дотаций, отчетности за 
них;  контакты  с лоббистскими  группами, представителями ква­

зипартийных организаций  в  государственных структурах  и  т.д. 
Третий этаж партиомы назовем 

партийно-государственным. 

Такая  трехэтажная  партийная  конструкция находится  между  граж­

данским обществом  и  государством.  В  этом  пространстве  она  взаимо-

I  См.: 

Сmародубскuй  Б. 

А .   Политические  режимы европейских буржуазных  стран. 

Свердловск,  1 989.  С. 43-49. 

2 4 1  

16-4598 


background image

действует с  социальной,  идеологической,  электоральной,  парламен

т

­

ской  и  правительственными сферами, образуя соответствующие поля . 

1 . 3.  Место  и  роль  партиомы 

Место партий ной системы, в общем и  целом,  мы практически уже 

определили: она функцион ирует  между  гражданским  обществом  и  го­

сударством (рис. 

1 ) ,  

представляя собой связующий механизм. Точ нее -

живой социально-политический орган, осу­

Гражданское 

общество 

Рис. 

1. 

Место партийной 

системы 

ществляющий гибкую передачу сигналов 

в 

широком  смысле этого понятия  (передача 
человеческих,  финансовых,  властных ре­
сурсов и  полномочий) от общества к  госу­

дарству и  обратно. 

При  этом партии  партиомы  имеют  глу­

бокие  корни  в  гражданском обществе  (про­
растают вниз) и постоянно пытаются достич 

ь 

государственных органов 

вверх). 

Следует добавить, что партиомы ,  состо­

ящие из разных  партий, в разные историче­
ские  периоды  имели  определенные смеще­

ния в пределах указанного места. 

Как утверждают 

Р. 

Кац и  П .  Мэир, сис­

темы элитных uартий,  существовавш ие 

с 

конца 

ХУН 

до середины 

XIX 

в., в условиях 

неразвитости гражданского общества и не­

ясности его границ с  государством ,  

'

когда активной была только «вер­

(элита)  и  она же, через партии, получала  парламентские  и  ми­

нистерские  посты, эти партийные системы занимали  место ее пересе­
чения с государственными структурами, играя роль своеобразных 

«скрепок» 

общества и государства 

(рис. 2). 

П артиомы, состоящие  из массовых партий  в  конце 

- первои 

половине 

хх 

в . ,  принадлежали  политическому пространству,  образо­

ванному 

обществом  и  государством.  Н езависимое, 

Гражданское общество 

Партиома 

Государство 

Рис. 

2. 

Место системы элитных партий  в отношениях между гражданским 

обшеством и  государством 

242 

постоянно развивавшее свою активность и разраставшееся гражданское 

общество использовало систему массовых партий для того, чтобы  рас­

ширять свое влияние в парламенте и государственных органах вообще. 

Главной функцией таких партий ,  зародившихся в массовых движениях, 

вдали  от государственных структур,  становится  передача требований 

тих движений, коммуникация между 

обше<пвом и ап­

паратом управления - государством. В этом случае партийная система 

стала  играть роль своеобразного 

коммуникатора,  передаточного звена 

требований гражданского общества к государству 

(рис. 3). 

Гражданское 

общество 

Государство 

Рис.  3. 

Место системы массовых партий в отношениях между 

гражданским  обшеством  и  государством 

П артийные системы всеохватных,  или  универсал ьных,  партий 

( 1 945- 1 970), каждая из которых воспринимала общество уже не как ге­

терогенную  классовую структуру, а более или менее однородный сред­

ний класс, вышли за пределы гражданского общества, устремившись к 

государственным структурам  (рис. 4). 

Гражданское 

общество 

Партиома 

Государство 

Рис.  4. 

Место системы всеохватных  партий  в отношениях между 

государством  и  гражданским обшеством 

Н аконец, современные партиомы картельных партий в «верхушеч­

своей части практически стали частью государства,  стремясь до­

говариваться о разделе государственных должностей и государственно­

го финансирования (рис. 5)]. 

В  концепции политической системы, разработанной Д. Истоном и 

представляющей собой сложную структуру из взаимосвязанных подси­

стем, взаимодействующую с  окружающей  средой  - гражданским об­

ществом, 

партийная  система занимает место на 

политической 

системы. 

по концепции Истона, это - любое событие, которое 

по отношению к политической системе является внешним, но так или 

иначе оказывает  влияние  на  нее и  способно ее изменить.  «Выход»  -

ответная реакция на взаимодействие с окружающей средой, преобразо­

ванная политической системой. Обратная связь между «входом» 

И 

«вы-

Katz  R. ,  Mair 

Р. 

Chal1gil1g  Models of Party  Orgal1izatiol1 al1d Party  Democracy.  The 

Emergel1ce of the Cartel  Party / / Party Politics.  1 995. Yol.  1 .  NQ  1 .  Р.  1 7- 1 8. 

243 


background image

Гражданское 

общество 

Государство 

Рис.  5. 

Место системы картельных партий  в отношениях между 

гражданским обществом  и  государством 

ходом» (на схеме не изображена) осуществляется через гражданское об­

щество, которое как подает сигналы на «вход», так и принимает сигна­

лы 

сопоставляя  их со своими ожиданиями.  На 

поли­

тической системы, Т.е. в партиому,  подаются следующие импул ьсы. 

1 .  

Требования  или мнения о  правомерности  - неправомерности . 

справедливости - несправедливости решений властей, связанных с рас­
пределением общественных благ и использованием общественных ре­

сурсов, которые также содержат: 

• 

ожидания; 

• 

предпочтения; 

• 

настроения; 

• 

ценностные установки. 

2. 

Импул ьс  поддержки,  выражен ие лояльности, доверия  членов 

общества по отношению к  политической системе,  который ее легити­

м ирует.  И мпульсы  поддержки  могут  быть открытыми - в словах ил и 

действиях; скрытыми, выражающими во внутренних установках и в ори­

ентаuиях личностей, партий, организаuий предрасположенности к оп­

ределенным политическим идеалам, нормам, моделям  поведения.  По­
литическая поддержка может быть эмоuиональной (диффузной) или ин­

струментальной  (спеuифическоЙ). 

Эмоuиональная поддержка бы вает относительно прочной и стабиль­

ной.  Она легитимирует данную политическую систему даже в сложных 
кризисных ситуаuиях,  помогая ей  выстоять и  адаптироваться к  новы м 

условиям.  И нструментальная  поддержка  зависит от результативности 
действия правительства, а формируется  введением «поощрений» за ло­
яльное поведение и строится на их ожидании. Она условна, менее проч­

на,  подвержена эрозии.  Без поддержки политическая система не смо­

жет долго устоять. 

Роль партийной системы 

заключается в приеме импульсов требова­

ний  и  поддержки гражданского общества,  преобразовании их в  сигна­

лы политической системы с  передачей во властные структуры  (рис. 

6). 

Следует при этом отметить, что корни партиомы,  или низовые органи­
заuи и  партий, находятся вовсе не на 

В 

политическую систему, 

а 

погружен ы  глубоко  в  гражданское  общество.  Исходя  из  этого ,  рол ь 
партийной системы - не только  в изложенном, но и  в контроле за ре­
зультатами деятельности  властей, заключающемся  в отслеживани и :  

244 

Партии и общест­
венные организации 

(фун кци и  

артикуля ции ; 

агрегаци и; 
политической социа­

лизации ; 

политического  рекру­

тирования ; 

политической комму­
никации) 

Законодательная 
власть 

(функция  законо­

творчества) 

Исполнительная 
власть 

( функция  исполнения) 

Судебная власть 

(функция  рассуждения )  

Гражданское 

общёство 

(требовани я ;  

ожидания ; 

предпочтения; 
ценностные 

установки ; 

настроения ; 

поддержка) 

С М И ,  средства науки, 

культуры ,  образования ,  искусства 

(функция  коммуни кации) 

Гражданское 

общество 

(обязывающие 

решения; 

действия  по их 

реализации) 






КонтролЬ - - - - - - - - - - - -

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 

Рис.  6. 

Политическая система 

• 

принятия  обязы вающих  решений (законодательной,  исполни­

тельной властей ,  судов) ; 

• 

действий  по их реал изаuии. 

Сигналы контроля преобразуются партиями в новые импульсы тре­

бований и  поддержки ,  вновь трансформируются  в  политические сиг­
налы для  передачи  во  властные структуры,  и  круг  замыкается.  Таким 
образом,  пол итические партии играют весьма важную роль в  полити­

ческом проuессе. 

1 .4.  ФУНКЦИИ  партийной  системы 

Функuии партиомы могут быть дифференuированы на: 

1 )  Функuии партий ,  составляющих партиому; 

2) 

системные Функции партиомы. 

Г. 

Алмонд  фактически  свел  их к Функuиям  политических партий, 

при этом разделив на функции «входа» 

И 

«Входные» функuии,  по его мнению,  выполняют различные группы 

интересов:  неправительственные ассоuиаuии,  соuиально-политические 

245 


background image

движения, общественные организации,  политические партии, независи­

мые СМ И .  Политические партии аккумулируют многообразные требова­

ния  выраженные группами интересов, и завершают работу по приданию 

им 

олитической формы.  К  функциям  «входа»  политической системы, 

выполняемым собственно политическими партиями, относятся: 

• 

политическая  социализация 

- процесс  освоен и я   индивидом 

политической среды  и политических ролей.  В результате  полити­
ческой  социализации  он усваивает определенные  политические 
знания, нормы ,  ценности, модели поведения.  Политическая со­

циализация формирует определенный тип человека политическо­
го, обеспечивает преемственность в  развитии политической сис­

темы, ее стабильность (включая стабильность партиомы), форми­

рование поддержки данного порядка, о которых речь шла выше; 

• 

политическое рекрутирование 

(привлечение)  - это  заполнение 

В 

политической  системе:  выборщика,  граждан ина, де­

путата,  мэра,  президента, лидера политической партии .  Рекру­
тирование осуществляется по общим критериям - компетенция , 

возраст,  лояльность, поддержка, а также  по определеннным  ог­
раничениям ,  например, из определенного социального слоя; 

• 

артикуляция интересов 

- выражение политическим языком тре­

бований групп интересов к властным органам. Эти группы пред­
ставляют многообразие социальной  структуры  общества,  в  том 
числе специфических нелегальных групп - мафи и, сексуальных 

меньшинств, людей без паспорта, места жительства и т.д. Арти­
кулирование  подразделяется  на явное  и  скрытое. Я вное  - это 
четко сформулированные требования: заявление, петиция и т.п .  

Скрытое  выражается  в  поведении,  настроении,  политических 

эмоциях и чувствах; 

• 

агрегирование  интересов 

- превращение 

требований 

в  альтерна­

тивы  государствен ной  политики. Это, во-первых,  сбор,  накоп­

ление,  сортировка,  классификация  высказанных простым язы­
ком 

нужд 

населения. Далее  - подведение их под более  общие 

критерии. Наконец, оформление требований и  нужд в  виде  по­

л итических программ ,  платформ ,  заявлений и пр. ; 

246 

• 

политическая коммуникация 

- процесс осушествления связи меж­

ду элементами политической системы, а также политической сис­

темой и окружающей средой (гражданским обществом). Это - ин­

формация, идущая от 

через негосударствен ные и государ­

ственные структуры на 

политической системы. П артийная 

система играет здесь 

роль ввода 

информации в систему, 

передатчи­

ка информации 

от гражданского обшества к государственным струк­

турам, 

общественного мнения. 

Функции «выхода»

В 

схеме Алмонда не являются функциями партий ,  

а 

при надлежат политической системе в  целом. 

Чтобы не сводить функции партиомы только к функциям составляю­

щих ее партий, следует поставить вопрос о 

системных функциях, 

не при­

надлежащих партиям,  а имеющих происхождение в  самой  партиоме,  во 
всей целостности партий. Эти системные функции следует  выводить из: 

• 

структуры  партийной системы; 

• 

положения партиомы в  обществе; 

• 

ее деятельности как целостной совокупности партий. 

И з  структуры ,  или взаиморасположения  партий в партиоме, по на­

шему мнению, вытекают следующие системные функции: 

• 

.r:табилизация  политической  системы, 

общества  в  целом.  Эта 

функция  происходит из преДположения, что политическое  по­

ведение партий ,  приведенных в систему, более устойчиво и пред­
сказуемо,  чем  поведение  хаотического  множества  партий. Дей­
ствительно,  партии, связанные определенными взаимоотноше­
ниями, представляющие свой статус, место в общей конструкции ,  
коалиционной пол итике, ведут себя более определенно; 

• 

придание умеренности,  взвешенности  и  предсказуемости всем по­

литическим  отношениям. 

Партии, приведенные в систему,  ведут 

себя  не  только  более  предсказуемо, но и  более  умеренно, зани­
мая позиции ближе к центру, чем партии вне системы, разумеет­

ся, если под системой понимать парламентские или партии ,  уча-

ствующие в выборах; 

• 

согласование  и  корректировка  nравительственного  курса. 

Если 

партии  сумели договориться  о  коалиционной политике в  изби­
рательной  кампан и и ,  это  повышает  вероятность согласования 
коалиционной политики правительства. Кроме того, правитель­
ственный курс в какой-то мере согласовывается, а точнее - кор­
ректируется,  оппозиционными партиями. Так что согласование 
и  корректировка  пра вительственного  курса - функции  всех 
партий, всей партийной системы. 

Из местоположения партиомы вытекают следуют функции: 

• 

связи государства  и гражданского  общества; 

• 

связи гражданского общества и политических партий, 

составляю­

щих партиому; 

• 

связи партий и государственных структур, 

которая не только про­

является в  период выборов, но и действует постоян но; 

• 

партийной системы, как  одного  из 

nередатОЧНblХ звеньев управ­

ления; 

• 

обратной связи 

системы  «государство-гражданское 

247