ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2900
Скачиваний: 19
системы являются
открытыми,
Т.е. предусматривающими обмен с гю
литической системой и обществом в целом. А по возможностям само
развития, гибкости или , наоборот, жесткости они подразделяются на
органические и механические.
П артийные системы - это, как правило, системы
органические,
са
моразвивающиеся, с большим и широким потенциалом изменений.
Временная характеристика, измерение партийных систем по хро
нометрической оси позволяет разделить их на
статические и динами
ческие.
Динам ические, в отличие от статических, подвержен ы измене
ния м во времени. Очевидно, что партийные системы - это
динамиче
ские
системы.
В. Н. Садовский попытался обобщить исследовательские задачи,
решаемые системным поД
·
хоДом . П о нашему м нению, аналогичные за
дачи стоят и перед теоретиками партийных систем, а именно - иссле
дован ие:
•
организации систем ;
•
их иерархического строения;
•
соотношения внутренней и внешней детерминированности;
•
протекания передачи информации и управления;
•
процессов целенаправленного поведения;
•
условий стабильности;
•
механизмов конкуренции;
•
форм взаимодействия систем с окружающей средой' .
К этому списку можно добавить исследование механизмов функ
ционирования систем, взаимодействия на системном уровне составля
ющих их подсистем , условий эффективности систем; соотношения орга
низации и самоорганизации, рационального и иррационального пове
дения людей в этих системах; их генезис.
П ереходя от дефиниций системы вообще к определению партий
н о й системы и учитывая, что в процессе анализа придется постоянно
употреблять словосочетания типа «системный подход
К
партийным си
стемам», введем синоним термина «партийная система». И м может быть
термин
образованный от латинского корня
и латин
ского же суффикса
означающего
В самом общем виде под партийной системой понимают все суще
ствующие партии какой-либо страны. Но в связи с этим возникает воп
рос: какие партии считать элементами партиомы? Рассмотрим несколь
ко возражений:
238
•
причислять л и
К
элементам партийной системы наспех «сколо
и практически не участвующие в политической жизни
I
См.:
Садовский В. Н.
Обшая теория систем как метатеория . М . , 1 97 1 . С. 1 7 .
карликовые организации, даже те, которые, формально меняя
структуру системы , не оказывают реального влияния на резуль
таты партийной борьбы? Подавляющее большинство теоретиков
бипартийных систем называют такие партии
И
не
учиты вают при анализе системы . То же можно сказать и о теоре
тиках мультипартийных систем;
•
причислять ли
К
элементам партиомы партии, которые реально
существуют, но не могут даже зарегистрироваться для участия в
выборах? Ответ очевиден : их влияние на эффективность систе
мы также м и нимально;
•
причислять л и
К
элементам партиомы партии , участвующие в
выборах, но не проходящие в парламент? Их влияние ограничи-
•
вается тем , что набранные ими голоса перераспределяются меж
ду парламентскими партиями.
Таким образом, чисто количественно, учитывая минимальную по
грешность, можно констатировать, что, с точки зрения системного ана
лиза, под партийной системой следует понимать
совокупность nарла
ментск1Ц партий.
Лишь в некоторых случаях, требующих большей точ
ности расчетов, к ней понадобится причислить несколько парти й,
имеющих потенциальную возможность пройти в высший законодатель
ный орган. При этом следует учитывать, что в случаях, когда анализи
руется электоральная политика партий, исследуются проблемы партий
ной борьбы только в избирательных кампаниях, под партиомой, как пра
вило, понимают все участвующие в ней партии. Однако, с точки зрения
общей теории систем, учитывая другие системные факторы , кроме ко
личественного, такое определение партийной системы выглядит слиш
ком узким. С этих позиций и нтересной представляется дефиниция
т.
В. Шмачковой , которая
под
партийной системой
пон и мает « контуры политического п ростран
ства, составлен но го из независи м ых элементов ( партий) и оп ределяе
мого их количеством , параметрам и (числен ность изби рател е й , ти п внут
ренне й структуры), а также коали цион н ы м и
1 ,
Определение, с точки зрения качественных характеристик партио
мы, дано еще Дюверже. В своей известной работе он отметил, что
«в лю
бой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосу
ществуют несколько партий: формы и способы этого сосуществования оп
ределяют "партийную систему " рассматриваемой страны»2.
В анализе
партиом Дюверже не ссыл ался на общую теорию систем , поэтому
партийную систему, как совокупность «форм
И
со существо-
I
Шмачкова Т. В.
Мир политических партий // Полис. 1 992. NQ 1 -2 . С. 2 30.
2
Дюверже
М.
Политические партии . М., 2000. С. 263.
239
вания партий, он понимал с достаточной степенью условности и зак
лючал это понятие в кавычки. Элементами анализа партиом или , есл и
угодно, признаками партийных систем он считал:
•
типы партий н ых структур (uентрализованные и деuентрализо
ванные, тотал итарные и спеuиал изированные, со слабой ил и
жесткой структурой и т.д.);
•
число партий ;
•
и х количественные параметры ;
•
союзы (коалиuии) партий;
•
их географическую локализаuию;
•
распределение в политическом спектре.
Кроме того, партиом
.
ы характеризуются признаками, присущими
только данной стране или региону, определяемыми в том числе общеми
ровыми тенденuиями партийных изменений. Следовательно, система
партий, утверждал Дюверже, характеризуется соотношением частных, на
uиональных, региональных, глобальных признаков, а также всем ходом
исторического развития и переживаемым страной историческим этапом.
Современные партологи, кроме
совокупности элементов, форм и спо
собов их существования, контуров политического пространства,
вклю
чают в понятие «партийная система» все ком муникации между партия
м и и союзами партий, партиями и электоратом, партиями и структура
ми власти. Например, Я .-Э. Лейн и С. Эрссон утверждают: « Понятие
" партийная система" описывает не просто сумму действующих в поли
тическом пространстве той или иной стран ы партий , но и всю совокуп
ность их взаимосвязей, а также характерных и устойчивых атрибутов
взаимодействия между ними» l .
С пози uий сегодняшнего дня, учитывая развитие исследован и й
соuиал ьной структуры общества, электоральное поведение граждан ,
усл ож н е н и е идеологи ческого взаи модействия п арти й и услови й
парламентской борьбы, уже недостаточно представлять партиому в виде
плоской совокупности борющихся партий. Для того чтобы сделать кар
тину партийной борьбы более объемной, показать в разных ракурсах,
Б. А. Стародубский предложил определять партиому как совокупность
четырех уровней партий ной борьбы, происходящей одновременно на:
1 )
соuиальном поле, отражающем соuиальную структуру общества
и дающем представление о социальном основании всех, составляющих
партиому партий ;
2) элеКТОr?ал ьном поле, представляющем собой картину электораль
ной поддержки партий;
I
Лейн Я.-Э., Эрссон С.
Политика и общество в Европе / / Партии и выборы: Хрес
то
матин. М . , 2005. Ч . 1 1 . С. 66.
240
3) парламентском п ол е , дающем представление о расстановке
партийных фракций;
4) правительствен ном поле партий, Т.е. партийном составе высщего
исполнительного opraHal .
К этому, по нащему м нению, следует добавить идеологическое поле
партиомы , представляющее собой расположение партий в идеологичес
ком пространстве.
Итак, партийную систему, особенно в случае с многопартийными
системами, можно представить как пятиуровневую конструкuию, функ
uионирующую одновременно на:
1 )
социальном;
2)
электоральном;
3)
иде
ологическом;
4)
nарламенmском
и 5)
nравительственном полях.
Другим и сло
вами, поля партиомы - это
ее взаимодействия с
ОКРуЖающей средой: социальной структурой общества, избирателями,
идеологической сферой, законодательной, исполнительной ветвями вла
сти. Кроме этих внещних полей, существуют еще внутренние уровни
партиомы, образованные составляющими ее партиями.
По нашему мнению, каждая партиома и меет
три таких уровня, или
этажа:
•
на первом осуществляется взаимодействие гражданского общества
(не обязательно только в процессе избирательной кампании) и
партий партиомы. Здесь представляются партийные идеологии,
программы, партийная агитаuия; осуществляются прием граждан
в политические партии, их политическая социализаuия и Т.П. Этот
этаж партиомы будем называть
граJlсданско-nартийным;
•
на втором этаже партийной системы «располагаются» собственно
партийные организаuии. Он, в свою очередь, также имеет много
этажную конструкцию (рядовые члены, актив, партийное органы ,
руководство и Т.Д.; местные, региональные, uентральные органы и
организации). Это
организациОНfю-nартийный этаж,
где сосредо
точена внутрипартийная, порой невидная со стороны работа;
•
третий этаж партиомы образует совокупность «верхушею> поли
тических партий, их взаимодействие с государственными органа
ми. Это не обязательно только система парламентских фракuиЙ.
Сюда следует отнести все контакты партий с государством, в том
Чl1сле по распределению государственных дотаций, отчетности за
них; контакты с лоббистскими группами, представителями ква
зипартийных организаций в государственных структурах и т.д.
Третий этаж партиомы назовем
партийно-государственным.
Такая трехэтажная партийная конструкция находится между граж
данским обществом и государством. В этом пространстве она взаимо-
I См.:
Сmародубскuй Б.
А . Политические режимы европейских буржуазных стран.
Свердловск, 1 989. С. 43-49.
2 4 1
16-4598
действует с социальной, идеологической, электоральной, парламен
т
ской и правительственными сферами, образуя соответствующие поля .
1 . 3. Место и роль партиомы
Место партий ной системы, в общем и целом, мы практически уже
определили: она функцион ирует между гражданским обществом и го
сударством (рис.
1 ) ,
представляя собой связующий механизм. Точ нее -
живой социально-политический орган, осу
Гражданское
общество
Рис.
1.
Место партийной
системы
ществляющий гибкую передачу сигналов
в
широком смысле этого понятия (передача
человеческих, финансовых, властных ре
сурсов и полномочий) от общества к госу
дарству и обратно.
При этом партии партиомы имеют глу
бокие корни в гражданском обществе (про
растают вниз) и постоянно пытаются достич
ь
государственных органов
вверх).
Следует добавить, что партиомы , состо
ящие из разных партий, в разные историче
ские периоды имели определенные смеще
ния в пределах указанного места.
Как утверждают
Р.
Кац и П . Мэир, сис
темы элитных uартий, существовавш ие
с
конца
ХУН
до середины
XIX
в., в условиях
неразвитости гражданского общества и не
ясности его границ с государством ,
'
когда активной была только «вер
(элита) и она же, через партии, получала парламентские и ми
нистерские посты, эти партийные системы занимали место ее пересе
чения с государственными структурами, играя роль своеобразных
«скрепок»
общества и государства
(рис. 2).
u
П артиомы, состоящие из массовых партий в конце
- первои
половине
хх
в . , принадлежали политическому пространству, образо
ванному
обществом и государством. Н езависимое,
Гражданское общество
Партиома
Государство
Рис.
2.
Место системы элитных партий в отношениях между гражданским
обшеством и государством
242
постоянно развивавшее свою активность и разраставшееся гражданское
общество использовало систему массовых партий для того, чтобы рас
ширять свое влияние в парламенте и государственных органах вообще.
Главной функцией таких партий , зародившихся в массовых движениях,
вдали от государственных структур, становится передача требований
тих движений, коммуникация между
обше<пвом и ап
паратом управления - государством. В этом случае партийная система
стала играть роль своеобразного
коммуникатора, передаточного звена
требований гражданского общества к государству
(рис. 3).
Гражданское
общество
Государство
Рис. 3.
Место системы массовых партий в отношениях между
гражданским обшеством и государством
П артийные системы всеохватных, или универсал ьных, партий
( 1 945- 1 970), каждая из которых воспринимала общество уже не как ге
терогенную классовую структуру, а более или менее однородный сред
ний класс, вышли за пределы гражданского общества, устремившись к
государственным структурам (рис. 4).
Гражданское
общество
Партиома
Государство
Рис. 4.
Место системы всеохватных партий в отношениях между
государством и гражданским обшеством
Н аконец, современные партиомы картельных партий в «верхушеч
своей части практически стали частью государства, стремясь до
говариваться о разделе государственных должностей и государственно
го финансирования (рис. 5)].
В концепции политической системы, разработанной Д. Истоном и
представляющей собой сложную структуру из взаимосвязанных подси
стем, взаимодействующую с окружающей средой - гражданским об
ществом,
партийная система занимает место на
политической
системы.
по концепции Истона, это - любое событие, которое
по отношению к политической системе является внешним, но так или
иначе оказывает влияние на нее и способно ее изменить. «Выход» -
ответная реакция на взаимодействие с окружающей средой, преобразо
ванная политической системой. Обратная связь между «входом»
И
«вы-
I
Katz R. , Mair
Р.
Chal1gil1g Models of Party Orgal1izatiol1 al1d Party Democracy. The
Emergel1ce of the Cartel Party / / Party Politics. 1 995. Yol. 1 . NQ 1 . Р. 1 7- 1 8.
243
Гражданское
общество
Государство
Рис. 5.
Место системы картельных партий в отношениях между
гражданским обществом и государством
ходом» (на схеме не изображена) осуществляется через гражданское об
щество, которое как подает сигналы на «вход», так и принимает сигна
лы
сопоставляя их со своими ожиданиями. На
поли
тической системы, Т.е. в партиому, подаются следующие импул ьсы.
1 .
Требования или мнения о правомерности - неправомерности .
справедливости - несправедливости решений властей, связанных с рас
пределением общественных благ и использованием общественных ре
сурсов, которые также содержат:
•
ожидания;
•
предпочтения;
•
настроения;
•
ценностные установки.
2.
Импул ьс поддержки, выражен ие лояльности, доверия членов
общества по отношению к политической системе, который ее легити
м ирует. И мпульсы поддержки могут быть открытыми - в словах ил и
действиях; скрытыми, выражающими во внутренних установках и в ори
ентаuиях личностей, партий, организаuий предрасположенности к оп
ределенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения. По
литическая поддержка может быть эмоuиональной (диффузной) или ин
струментальной (спеuифическоЙ).
Эмоuиональная поддержка бы вает относительно прочной и стабиль
ной. Она легитимирует данную политическую систему даже в сложных
кризисных ситуаuиях, помогая ей выстоять и адаптироваться к новы м
условиям. И нструментальная поддержка зависит от результативности
действия правительства, а формируется введением «поощрений» за ло
яльное поведение и строится на их ожидании. Она условна, менее проч
на, подвержена эрозии. Без поддержки политическая система не смо
жет долго устоять.
Роль партийной системы
заключается в приеме импульсов требова
ний и поддержки гражданского общества, преобразовании их в сигна
лы политической системы с передачей во властные структуры (рис.
6).
Следует при этом отметить, что корни партиомы, или низовые органи
заuи и партий, находятся вовсе не на
В
политическую систему,
а
погружен ы глубоко в гражданское общество. Исходя из этого , рол ь
партийной системы - не только в изложенном, но и в контроле за ре
зультатами деятельности властей, заключающемся в отслеживани и :
244
Партии и общест
венные организации
(фун кци и
артикуля ции ;
агрегаци и;
политической социа
лизации ;
политического рекру
тирования ;
политической комму
никации)
Законодательная
власть
(функция законо
творчества)
Исполнительная
власть
( функция исполнения)
Судебная власть
(функция рассуждения )
Гражданское
общёство
(требовани я ;
ожидания ;
предпочтения;
ценностные
установки ;
настроения ;
поддержка)
С М И , средства науки,
культуры , образования , искусства
(функция коммуни кации)
Гражданское
общество
(обязывающие
решения;
действия по их
реализации)
I
I
I
I
I
I
I
I
I
КонтролЬ - - - - - - - - - - - -
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
J
Рис. 6.
Политическая система
•
принятия обязы вающих решений (законодательной, исполни
тельной властей , судов) ;
•
действий по их реал изаuии.
Сигналы контроля преобразуются партиями в новые импульсы тре
бований и поддержки , вновь трансформируются в политические сиг
налы для передачи во властные структуры, и круг замыкается. Таким
образом, пол итические партии играют весьма важную роль в полити
ческом проuессе.
1 .4. ФУНКЦИИ партийной системы
Функuии партиомы могут быть дифференuированы на:
1 ) Функuии партий , составляющих партиому;
2)
системные Функции партиомы.
Г.
Алмонд фактически свел их к Функuиям политических партий,
при этом разделив на функции «входа»
И
«Входные» функuии, по его мнению, выполняют различные группы
интересов: неправительственные ассоuиаuии, соuиально-политические
245
движения, общественные организации, политические партии, независи
мые СМ И . Политические партии аккумулируют многообразные требова
ния выраженные группами интересов, и завершают работу по приданию
им
�
олитической формы. К функциям «входа» политической системы,
выполняемым собственно политическими партиями, относятся:
•
политическая социализация
- процесс освоен и я индивидом
политической среды и политических ролей. В результате полити
ческой социализации он усваивает определенные политические
знания, нормы , ценности, модели поведения. Политическая со
циализация формирует определенный тип человека политическо
го, обеспечивает преемственность в развитии политической сис
темы, ее стабильность (включая стабильность партиомы), форми
рование поддержки данного порядка, о которых речь шла выше;
•
политическое рекрутирование
(привлечение) - это заполнение
В
политической системе: выборщика, граждан ина, де
путата, мэра, президента, лидера политической партии . Рекру
тирование осуществляется по общим критериям - компетенция ,
возраст, лояльность, поддержка, а также по определеннным ог
раничениям , например, из определенного социального слоя;
•
артикуляция интересов
- выражение политическим языком тре
бований групп интересов к властным органам. Эти группы пред
ставляют многообразие социальной структуры общества, в том
числе специфических нелегальных групп - мафи и, сексуальных
меньшинств, людей без паспорта, места жительства и т.д. Арти
кулирование подразделяется на явное и скрытое. Я вное - это
четко сформулированные требования: заявление, петиция и т.п .
Скрытое выражается в поведении, настроении, политических
эмоциях и чувствах;
•
агрегирование интересов
- превращение
требований
в альтерна
тивы государствен ной политики. Это, во-первых, сбор, накоп
ление, сортировка, классификация высказанных простым язы
ком
нужд
населения. Далее - подведение их под более общие
критерии. Наконец, оформление требований и нужд в виде по
л итических программ , платформ , заявлений и пр. ;
246
•
политическая коммуникация
- процесс осушествления связи меж
ду элементами политической системы, а также политической сис
темой и окружающей средой (гражданским обществом). Это - ин
формация, идущая от
через негосударствен ные и государ
ственные структуры на
политической системы. П артийная
система играет здесь
роль ввода
информации в систему,
передатчи
ка информации
от гражданского обшества к государственным струк
турам,
общественного мнения.
Функции «выхода»
.
В
схеме Алмонда не являются функциями партий ,
а
при надлежат политической системе в целом.
Чтобы не сводить функции партиомы только к функциям составляю
щих ее партий, следует поставить вопрос о
системных функциях,
не при
надлежащих партиям, а имеющих происхождение в самой партиоме, во
всей целостности партий. Эти системные функции следует выводить из:
•
структуры партийной системы;
•
положения партиомы в обществе;
•
ее деятельности как целостной совокупности партий.
И з структуры , или взаиморасположения партий в партиоме, по на
шему мнению, вытекают следующие системные функции:
•
.r:табилизация политической системы,
общества в целом. Эта
функция происходит из преДположения, что политическое по
ведение партий , приведенных в систему, более устойчиво и пред
сказуемо, чем поведение хаотического множества партий. Дей
ствительно, партии, связанные определенными взаимоотноше
ниями, представляющие свой статус, место в общей конструкции ,
коалиционной пол итике, ведут себя более определенно;
•
придание умеренности, взвешенности и предсказуемости всем по
литическим отношениям.
Партии, приведенные в систему, ведут
себя не только более предсказуемо, но и более умеренно, зани
мая позиции ближе к центру, чем партии вне системы, разумеет
ся, если под системой понимать парламентские или партии , уча-
ствующие в выборах;
•
согласование и корректировка nравительственного курса.
Если
партии сумели договориться о коалиционной политике в изби
рательной кампан и и , это повышает вероятность согласования
коалиционной политики правительства. Кроме того, правитель
ственный курс в какой-то мере согласовывается, а точнее - кор
ректируется, оппозиционными партиями. Так что согласование
и корректировка пра вительственного курса - функции всех
партий, всей партийной системы.
Из местоположения партиомы вытекают следуют функции:
•
связи государства и гражданского общества;
•
связи гражданского общества и политических партий,
составляю
щих партиому;
•
связи партий и государственных структур,
которая не только про
является в период выборов, но и действует постоян но;
•
партийной системы, как одного из
nередатОЧНblХ звеньев управ
ления;
•
обратной связи
системы «государство-гражданское
247