Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2888

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

КЛАССИФИКАЦИЯ  И  ТИПОЛОГИЗАЦИЯ 
ПАРТИЙНЫХ  СИСТЕМ 

4. 1 .  Классификация  партиом  по  количественному  критерию 

П о  аналогии с теорией партий, в теории партийных систем под кла

с

­

сификацией м ы  будем понимать распределение реально существуюших 
партиом  по классам  и  видам.  При  этом  кажды й  из  них отделяется 

т 

других,  как  правило,  ПО

'

одному критери ю. 

П од типологией  (иногда говорят: типологизацией)  партийных си

с

­

тем  м ы  подразумеваем причисление их к определенному, абстрактному, 
заранее описанному типу,  которы й  имеет целый  набор  критериев,  или 
свойств.  Следовательно, чтобы четко типологизировать партиомы, н

е

­

обходимо предварительно создать определенные тип ы  партий н ых сис

­

тем ,  с  которыми в дальнейшем можно будет сравнивать уже  известные 

и  вновь обнаруженные  партиомы. 

Наиболее  известная  и  часто  при меняемая - типологизация  партий­

ных систем по 

количественному критерию. 

Дюверже уже в  1 95 1  

r. 

выдел ил 

однопартийность,  двухпартийность  и  мноroпартиЙность.  При этом, ре­
шая  вопрос о  соотношении демократии  и  однопартийности,  он  сделал 
вывод о том, что могут реально сушествовать демократическая, плюрали­
стическая,  многопартийная системы, включаюшие тоталитарные  партии 

(например,  французская партиома с  ФКП), как и  однопартийная систе­
ма, состояшая  из вполне демократической партии (например, партийная 

система Турции времен  К. Ататюрка,  в  которой Республиканская наро

д

­

ная партия, не носившая ни коммунистического,  ни фашистского харак­

тера, допустила затем создание других партий и  передачу власти оппози­

циoHHoй  партии  путем  выборов)l .  Так  что  однопартийность не являетс}! 
инновацией 

хх 

В. 

«На самом  деле диктатура  стара,  как мир;  нова 

Л И Ш I) 

диктаторская система, опираюшаяся на единственную партию, 

TaK�, 

ка­

кую м ы  видели в Германии и Италии, или та, что и сегодня функционир

у

­

ет в СССР и странах народной демократии .. .  Подлинная инновация зак­
лючается  в  сушествовании организованных партий:  однопартийный ре­

жим - это не что иное, как приспособление 

для  нужд 

диктатуры всей той 

технологии  власти, которая сложилась в рамках 

288 

С м . :  

Дюверже 

М. Указ. 

соч. 

С. 328-346. 

Там 

же. 

С. 3 1 8 .  

Так и м  образом,  согласно Дюверже, 

однопартийная  система 

может 

сушествовать в трех видах. 

1 .  П артиома с тоталитарной  коммунистической  партией. 

2. 

П артиома с тоталитарной фашистской партией. 

3 .   П артиома  с  единственной демократической  партией, названная 

еще  « потенциальной 

Т.е.  однопартийная  система,  эво­

люционирующая  к  многопартийной. 

Двухпартийность 

Дюверже  типологизирует  в  политическом  про­

странстве  и  политическом  времени.  Пространственный дуализм пред­

ставлен у  него следующими видами: 

• 

американский биnартизм, 

отличается  от английского качествен­

н ы м и  характеристиками  составляюших его  партий. Они менее 

централизованы ,  основу парти й  составляют в  США  комитеты 

штатов, а национальные комитеты  сравнительно слабы. Амери­

канские партии ,  в отличие от британских, не так идеологизиро­

ваны, могут включать в свои программы элементы разных идео­

логий  и  не так привержены определенной социальной базе; 

• 

английский  биnартизм 

основан  н а  несколько  ином  организаци­

он ном и идеологическом качествах партий. Здесь они более цен­

трал изованы, большую,  чем  в  американских аналогах,  роль иг­

рают центральные органы.  Каждая  партия придерживается  оп­

ределенной идейной доктрины и социальной базы; 

• 

латиноамериканский дуализм 

представляет собой лишь частный 

случай  многопартийности .  Приведенная Дюверже,  как при мер­

ный  класс дуализма,  партийная система Уругвая,  состоявшая  в 

1 950-х гг. из левоцентристской, либеральной 

и право-

центристской,  консервативной 

с тех пор пополнилась 

левоцентристской  Социалистической, левой  Коммунистической 

и  правоцентристской  Христианско-демократической  партиями. 

П ри этом левые и левоцентристские силы создали коалицию «П ро­

грессивная 

которая на выборах  1 994 

r. 

завоевала 

3 1  

мес­

то в  парламенте из 99. Угроза слева заставила партии 

И 

«Бланко»  сформировать коалиционное  правительство.  Однако 

Ф9рмат  партиомы  не  позволяет  отнести  ее  к дуалистической,  а 

представляет  сегодня  типичную  многопартийную систему. 

В  политическом времени, по Дюверже,  начиная с 

XIX 

в . ,  последо­

вательно сменились три  типа билартизма. 

1 .  

цензовый билартизм ,  формировавшийся  в  усло­

виях ограничен ного круга избирателей и представлявший собой проти­

востояние либеральной и  консервативной партий. 

2. 

бипартизм, и мевший выражение 

в борьбе либерально-консервати вных и  социалистических сил. 

289 

1 9-4598 


background image

3. 

выразившийся в борьбе либерал ь­

но-консервативных и социалистических партий 

типа с ком­

мунистическими  партиями 

1 .  

Многопартийность 

У 

Дюверже  начинается  там  и  тогда,  где  и  когда 

сушествуют три  и  более  партии .  Но  не  следует значительное ч исло на­
рождающихся и еще не состоявшихся или распадающихся, умирающих 
партий путать с  м ногопартийностью.  Такие состояния партий ной сис­

тем ы  Дж.  Сартори  назвал 

В  настоящее  время  типология  партий  по  количественному  крите-

рию сушествует в простом и  сложном вариантах. 

Простой вариант типологии nартиом по количественному критерию 

берет начало от  работы Дюверже  и  сегодня  имеется  в любом учебнике 
политологии.  В этом случае вьщеляют: 

• 

однопартийные; 

• 

двухпартий н ые; 

• 

м ногопартийные  партиомы. 

Простой вариант существует в еще более 

упрощенном виде, 

который 

подразделяет все партиомы на: 

двухпартийные и многопартийные. 

Дело 

в том ,  что многие теоретики  (Ж.  Блондель, А. Лейпхарт и др.) не разде­

л яют мнения  о  возможности  существован ия  однопартийных с истем . 
Действительно, под партиомой мы  понимаем некоторую совокупность, 

множественность партий, включающую, как м инимум, несколько орга­
н изаций, определенным образом расположенных и взаимодействующих 
в политической системе между собой и с окружающей средой. С кем же 
взаимодействует единственная  партия  однопартийной  системы? 

Классическим образцом ,  типом  монопартизма была партий но-по­

литическая система СССР.  Как отмечала Конституция СССР, принятая 

в  1 977 г.  (ст. 6):  « Руководящей и направляющей силой советского обще­
ства, ядром его политической системы, государственных и  обществен­
ных организаций  является  Коммунистическая  партия  Советского  Со

­

юза . . .   Коммунистическая  партия определяет генеральную  перспективу 

развития общества, линию внутренней и внешней  политики СССР, ру­
ководит великой созидательной деятельностью советского народа, при­

дает планомерны й ,  научно обоснованн ы й  характер его борьбе за победу 

Ядро может находиться только в центре ореха. Следова­

тельно,  единственная  партия  помещалась  в  центре  партийно-полити­

ческой системы СССР, откуда и осуществляла «руководящую 

И 

направ­

ляющую  силу».  Чтобы  ответить  на вопрос,  с  кем  взаимодействовала 

I  См.: 

Дюверже  М. 

Указ. соч. С. 269-276. 

Конституuия  (Основной  Закон) Союза Советских  Соuиал истических  Республ и к .  

М . ,  1 987. С. 6 .  

290 

единственная партия  СССР,  обратимся  к 

СТ. 

7  Конституции,  которая 

гласила,  что  профессиональные союзы, комсомол, кооперативные и 

другие  обществен ны е  организации  под руководством  компартии  уча­

ствуют в  управлении  государственными и общественными делами. 

Более  определенно о  месте  и  степени  участия  этих организаций  в 

построен ии  коммунизма высказался  И .  В.  Сталин. В  1 926.Г.  он  назвал 

их «рычагами 

И 

приводами» от партии 

к 

массам ,  образующими 

BMticTe 

с 

ней «механизм» диктатуры пролетариата, посредством которого партия 

управляет страной.  П ри  этом под «рычагами 

И 

подразуме-

• 

профсоюзы с  их разветвлениями «в  виде  целого ряда производ­

ствен ных,  культурн ых,  воспитательных и  иных 

• 

Советы с разветвлениями «в виде административных, хозяйствен­

н ых,  военных,  культурных и других государственных организа­

ций»; 

• 

кооперация всех видов, основны м  видом которой после «сплош-

ной  коллективизации» стали  колхозы; 

• 

коммунистический союз  молодежи 

• 

Как видим, между «рычагами 

И 

приводами» системы диктатуры про­

летариата,  обоснованной Сталиным в полном соответствии с «основа­

ми 

и  организациями ,  перечисленн ы ми  в  Конституции 

СССР  1 977 г. ,  большой разницы нет.  Если  не  считать органы  государ­

ственной власти - Советы, о месте которых Основной закон стыдливо 

умолчал.  Н о  их  место становится ясным,  стоит  почитать постановле­

ния  ЦК  КПСС о деятельности  Советов, содержащие прямые указания 

этим государственным органам. Следовательно, в данной партийно-по­

литической  системе  и  государство  было лишь  «рычагом 

И 

для 

проведения в жизнь решений партии (рис.  1 5). 

Однопартий н ые  системы не возникают органическим  образом  в 

процессе  исторического,  эволюционного  развития  как двух- и  много­

партийные.  Они  могут быть образованы революционным путем, толь­

ко при насилии одного  класса,  общественной группы, использующих 

вооружен ную  силу,  или  непосредственно  вооружен ной группировкой, 

например, повстанческой армией, вооруженными силами, над осталь­

ными группами гражданского общества.  В этом случае оно не форми­

рует на выборах и  не контролирует деятельность государственных орга­

нов,  а  полностью  поглощается  государством,  которое  само  является 

лишь орудием партии, захватившей власть. 

Вместо  членов гражданского общества,  знающих свои  права  и  от­

ветствен ность,  образуются  массы,  получающие  элементарный набор 

I  См.: 

Сталин И. В. 

Вопросы ленинизма.  I I -e изд. М . ,  1 95 3 .  С.  1 22- 1 26. 

291 


background image

Советы  и другие 

государствен ные органи­
зации ,  включая армию 

пионерская 
организация 

и спецслужбы 

Общественные 

орган w.заци и ,  в том 

числе творческие , 

женские , детские , 

спортивные и т.д. 

Профсоюзы 

Кооперация 

(в  основном 
колхозы ) 

Рис.  15. 

Однопартийная система 

(на  примере партийно-политической  системы  СССР) 

благ от государства, действующего  по прямы м

 указаниям п артии .  При 

этом кажды й несогласный в любой момент может 

быть лишен членства 

в ней (а также работы, жилиша) ,  что означает не 

только политическую, 

но, часто,  и  фИЗj1ческую  смерть.  Партия  в  одноп

артийной  системе  не 

располагается  между гражданским обществом 

и  государством  и  не слу­

жит их коммуни катором. Единственная, и навсег

да правяшая , она унич­

тожает  гражданское  обшество  и  становится  ди

ктатором  государств

а

единственным руководителем  и  организатором 

масс.  Выборы  и  учас­

тие граждан  в политическом процессе превращаются 

в фарс. 

Итак, на вопрос: существует ли однопартий ная 

система - даем сле­

дуюший ответ. В чистом виде, как сама по себе функционируюшая, 

одна 

партия  не может представлять собой  партий ную 

систему.  Но в  случае, 

когда  единственная  п артия,  уничтожив  своих 

конкуренток,  н ач ин ает 

осуществлять управление обшеством, она: 

во-первых, срастается с  государственными структура

м и ,  образуя 

еди н ы й   слой  правящей  номенклатуры ,   все  члены 

которого  являются 

одновременно и членами  правяшей партии .   При 

этом не государствен­

ные структуры  контролируют деятельность  пар

тии,  а  она,  через  госу­

дарствен ные органы, руководит страной; 

во-вторых, партия распускает все, не поддерживаюш

е ее, обше­

ственные организации, образуя  новую систему 

лояльных еи организа­

ций, работающих  под руководством  представите

лей номенклатуры .  

292 

Действуя  таким  образом ,  единствен ная  партия  вместо  парти й ной 

системы образует 

nартийно-государственно-общественную систему, 

слу­

жащую достижению целей  этой  правяшей  партии .  

Итак, однопартийные системы могут существовать как совокупность 

единственной  партии, управляющей  профессиональными,  молодежны­

ми, кооперати вными, женскими, творчески ми, даже юношеСкими и дет­
скими  организациями, также  органами  государственной власти.  Партия 

в 

этом случае подменяет национальные и  групповые цели  своей  партий­

ной целью.  И нфрастуктура однопартийной системы состоит из чрезвы­

чайно жестких и  односторонних связей,  направленных от партии, через 
«при водные 

государственных  и  общественных организаций,  к 

массам .  Такая  жесткая  сверxuентрализованная  структура,  конечно,  со­
здана не для осуществления интересов и нужд ИНдивидов или отдельных 

социал ьных групп ,  но довольно эффективно может служить достижению 
единственной поставленной партией для  всех цели: например, построе­

ние коммунизма, фашизма, национального социализма, сохранение еди­

ноличного правления или  победа  в  войне.  Если  массы  верят в достиже­
ние этой ее цели, однопартийная система ( при отвлечении от морально­

этических проблем) работает весьма эффективно.  Но как только  массы 

перестают верить в  конечную  цель,  поставленную  партией,  изображая 
«марш на 

система разваливается,  как карточный домик.  И менно 

это  и  произошло  с  партийно-политической  системой  Италии в  1 944  г. , 

Испании - в середине  1 970-х и  СССР - в начале  1 990-х 

п. 

4.2.  Сравнительный  анализ  одно-,  двух­

и  многопартийности 

Сравнение основн ых видов партийных систем  имеет большое  зна­

чение  не столько для теории  партий ,  сколько для практической  поли­

тики. Долгое время сушествовало мнение, что двухпартийные системы 
обеспечивают б6льшую стабильность и управляемость не только поли­
тической системе, но и  обществу в целом.  После  Второй  мировой  вой­

н ы  в  некоторых  странах  Западной  Европ ы  п равящие  круги  п ытались 
искусст�ен но «прижить» бипартизм путем введения мажоритарного го­

лосования в  один тур.  Нечто похожее происходило в середине  1 990-х в 

России,  когда п резидент  Б.  Ельцин  пытался усилиями  «сверху»  искус­

ственно его сформировать.  В  предвыборную кампанию  1 996 

г. 

он  « на­

ответственным  за формирование левоцентристской  коалиции 

И .  Р ыбкина, а правоцентристской - В. Черномырдина. Однако субъек­

тивные усилия даже достаточно влиятел ьных тогда людей  и  созданных 

ими команд не изменили структуру партий ной системы  России: и пос­

ле выборов 1 996 г. , и до сих пор она продолжает оставаться типично м но­

гопартиЙноЙ. 

293 


background image

Следует иметь в  виду,  что однопарти йность обеспечивает еще бол

ь

­

шую стабильность и  управляемость,  чем бипартиЙность.  Но  она  не  ос­

тавляет  места реальному выбору и демократии. 

Одним  из первых за  «восстановление  В 

многопартийности 

выступил  английский  теоретик 

Ф. 

ЭпстеЙн.  Он  отметил,  что  в  совре­

менных демократиях  бипартийность  не  может  представить  все  точки 
зрения . 

В 

результате  постоянно возникают 

партии, а  крупные 

политические силы разделяются  на фракции.  Такая  фрагментация  би­
партийных систем весьма сближает их с  м ногопартийными, которые за 
счет  коалиционной  политики  поляризуются  до  двух-трех  полюсов. 

К 

концу 

:хх 

в.  стало  доминировать  мнение,  что многопартийные  сис­

тем ы  при  определенных условиях  (парламентский  барьер,  смешанная 
система  выборов,  сильАая  президентская  власть)  могут  давать  непло­
хие  образцы  стабильного  правления,  при  лучшем,  чем  в  бипартизм е .  

представительстве  и  участии  граждан. 

Попробуем  разобраться  в  преимуществах  и  недостатках трех типов 

партийныIx  систем  в 

виде,  без учета нивелирующих  и  стиму­

лирующих  факторов. 

П реимущества  однопартийной  системы  над ДВУХ- и  многопа

р

тий

­

ными  состоят  в: 

294 

• 

колоссальных  мобилизационных  возможностях,  которые  могут 
оказать  решающее  воздействие  в  сложные,  кризисные  периоды 
общественного развития (войны ,  экономические  кризисы ,  при­
родные  катаклизм ы ) ;  

• 

возможности  через  нее  осуществлять  жесткое,  прямое  и  непос­
редственное  управление  обществом ,  которое  может  быть  более 
эффективным во время национальных, мировых или природных 
кризисов. 

Н едостатками  однопартийной  системы  следует  признать: 

• 

недемократичность,  подмену  реального  политического  участи я 
граждан  в  политике  их  мнимой политической  мобилизацией; 

• 

уничтожение  гражданского  общества,  а вместе  с  ним и  граждан ­
ской  активности,  самоорганизации  граждан .   П оявление  вместо 
гражданского общества  «общественных  организаций», управ

ля

­

емых представителями правящей партии, контролируемых госу­
дарственными  и  партийными органами; 

• 

жесткость  и  нетерпимость  к  оппозиции; 

• 

нарушение прав и  свобод человека; 

• 

однопартийная  система  становится  особенно  опасна для  обще

­

ства  в  случае  провозглашения ложных  целей  его  развития,  ибо 
исключает возможность критики  и  изменения  неверного курса. 

Двух- И  многопартийные системы также имеют свои преиму

щества 

и  недостатки. 

П реимущества  двухпартийной  системы над  многопарти

йной  по 

мнению Дж.  Джеймса,  состоят в: 

• 

обеспечении  устойчивого  правительства; 

• 

возможности  объединения представителей  одной  оолитической 

ориентации  в  парламенте; 

• 

ограничении  претензий  на расширение  народной воли; 

• 

обеспечении  Постоянного числа  партий в органах власти (не бо­

лее двух) и  повышении эффективности работы этих opraHoB

1 •  

Другие  теоретики  партийных систем добавляют к этому списку 

та-

кие  преимушества: 

• 

упрощение  работы  парламента,  особенно процедуры  принятия 

законов,  ибо  достаточно  выступлений  представителей 

только 

двух фракций; 

• 

исключение сверхобешаний, вообще популизма, в партийной де­

ятельности,  что повышает ответственность правительства 

за  ре­

ализацию  провозглашенной  программы; 

• 

усиление  Конкурентной  борьбы  партий  за  власть,  что

положи­

TeлbHo  сказывается  на деятельности  обеих  политических 

сил  в 

интересах  избирателей; 

• 

исключение дальнейшей поляризации и атомизации партиомы 

так как в  ней не  может образоваться более двух Полюсов2; 

• 

способность  смягчения  идеологических  конфликтов, 

так  как 

каждая  партия этой партиомы  впитывает идеологические 

прин­

ципы  нескольких  идеологий,  что  ведет  к  идеологической 

кон­

вергенции  всей  системы; 

• 

приближение  всей  политической  системы  к  идеалу  ответстве

н­

ного  правления,  когда  все партийно-правительственные  про­

граммы  ВЫполняются  в  интересах  ИЗбирателей3; 

• 

стабильность  центра партийной  системы,  в  котором  сосредото­

чена  практически  вся  партийная деятельность 

(Г 

Даалдер); 

• 

обеспечение лучшей управляемости  не только партийной и всей 

политической системы, но и общества  в целом 

(Ф. 

ЭпстеЙн). 

� 

Не

остатками  двухпартийной  системы, по сравнению с многопар­

тиинои,  выступают: 

James J.  L. 

American  Political Parties in Transition. N .Y.,  ]974. Р. 52. 

SаrtоГ/ С. 

PaГlies and Рапу System: А Framework [ог Analysis. Cambridge University 

Press 

1 976. 

р. 

1 32 - 1 79. 

J  Голосов  r.  в. 

Сравнительная политология.  НОВОСИбирск,  1 995. С.  1 ] 5-1 1 6. 

295 


background image

• 

необеспечение представительства всех слоев и социальных груп 

1 1  

населения, что толкает к снижению активности  избирателей ,  не 

нашедших 

политической  партии; 

• 

схожесть избирател ьных платформ, что ведет к снижению инт

е

­

реса  к выборам и участию в политике вообще; 

• 

постоянное  генерирование 

партий, что ведет  к  нест

а

­

бильности  крайних флангов  партий ной системы. 

Н о  многопартий ная  система  имеет и  определенные преимуществ,! 

перед двухпартийной, которые состоят  в: 

• 

получении  каждой  «долей»  народа  минимума свободы  (Дюве

р

­

же) ,  Т.е. возможности каждой  социальной группе проголосоваТ1, 
за «свою»  партию

.

• 

обеспечении большей  сбалансированности  системы за  счет  на­
личия  не только  центристских  (лево- и  правоцентристс ки х )  

партий ,  но и  фланговых политических сил ; 

• 

отражении в самой структуре партиомы исторического пути ,  н

а

­

ционального характера,  этнического и религиозного разнообр

а

-

зия  общества. 

К 

недостаткам  многопартийных систем  обычно  относят: 

• 

классовый характер конфликтов,  которые здесь выступают ос

о

­

бенно остро; 

• 

относительное (как правило), а не абсолютное большинство, п

о

-

лучаемое  партией -победител ьн и цей; 

• 

ком промиссный характер  правительственных программ, что 

я в­

ляется следствием формирования правительств из парти йных ко-

алиций; 

• 

коалиционный (обычно)  характер  оппозиции,  что  ставит серье

з

­

ные препятствия проведению в жизнь программы правительства; 

• 

как следствие сказанного: низкая стабильность правительств, ча­

стые  правительственные кризисы.  В  Италии,  например,  - ти­

пичной стране с многопартийной системой, за пятьдесят лет су­
ществования ( 1 945- 1 995) было чуть более пятидесяти правител ь­
ственных кризисов, в  среднем  -- один в  год. 

Учитывая  преимущества  бипартизма  над  многопартизмом  и  вооб­

ше дуализм политической борьбы, когда среди прочих выдвигаются две 
главные партии (арманьяки и бургиньоны , гвельфы и гибеллины, като­
лики и протестанты, жирондисты и якобинцы, консерваторы и либера­
лы, буржуа  и  социалисты ,  западники и  коммунисты), Дюверже  пред­

сказал  естественную эволюцию партийных систем к дуализмуl .  Однако 

СМ.: Дюверже  М. 

Указ.  соч. 

С. 

277. 

296 

дальнейшее развитие партийных систем не подтвердило этот вывод. Боль­

шинство  партийных  систем  современного  мира продолжают оставаться 
многопартийными. Теоретики же связывают различие двух- и  многопар­

тийных систем  с  реализацией разных  типов  систем  политических,  с  ма­
жоритарной и  консенсусной демократией ! .  Арендт Лейпхарт,  например, 

признает,  что мажоритарная демократия  обеспеч ивает формирование 

сильного  и  влиятельного  правительства.  Однако  способств

у

ет ли  мажо­

ритаризм  выработке  более  эффективной политики,  нежели  консенсуа­

лизм, это - совсем другой вопрос. Действительно, в решении данной про­

блемы сталкиваются два различных  взгляда  на успешность  правления, 
решающих дилемму: сильное однопартийное правительство,  опирающе­

еся на прочное большинство, или коалиционное, учитывающее при фор­

мировании политического курса все многообразие  мнений общества? 

Очевидно, однозначного ответа на этот  вопрос не существует.  И  от­

вечать на него следует, учитывая особенности конкретного социума, сто­
ящие перед данным обществом актуальные проблемы , его исторический 
путь. 

4.3.  Типология  партиом  по  смешанным 

количественно-качественным  критериям 

Н есмотря  на то что Дюверже  настаивал  исключительно на количе­

ственном критерии классификации  партий н ых  систем,  он  незаметно 
вводил и  качественные. Вспомним различение  им однопартийных сис­
тем  по  идеологическому  критерию  ( партиомы  с  ком мунистической, 
фашистской или демократической партиями), дифференциацию бипар­

тизма по сложившимся историческим и  национальным отличиям (анг­

лийский  и  американский бипартизм)  или  выделение  по  идеологичес­
кому и  геополитич

.

ескому критериям буржуазных, буржуазно-социали­

стических и  западно-коммунистических бипартийных систем .  Однако 
Дюверже  не акцентировал  внимание  на возможности  введения  иных, 
кроме количественного,  критериев типологизации  партиом  и  оставал­

ся приверженцем  простого  варианта типологии  партий ных  систем  ис­
ключительно  по  кол ичествен ному критерию. 

Рассмотрим 

сложные варианты типологий партийных систем 

и диф­

ференциации по двум и более критериям. 

В  1 970-х гг.  итальянский теоретик Дж. Сартори вернулся  к пробле­

мам классификации и типологизации партийных систем2.  В дифферен­
циации  партиом  он  опирался  на  точку  зре н и я   П .  Л азарсфел ьда  и 

СМ., 

напр.: Lijphart А.  Deтocracies:  Patterns ofM ajoritarian and Consensus Governтent 

in Trirty-Six Coulltries.  N ew  Науеп;  L.:  Уаlе U niversity Press,  1 999. 

Наиболее известна работа: Sartori 

С. 

Parties al1d Party System: А Framework for Al1alysis. 

Cambridge U niversity Press,  1 976. 

297