Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2884

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1 1 . 

1 2. 

') 

В чем преимушества и  недостатки м ногопар

тииных систем . 

Сушествует ли ответ на вопрос: «Какая партийная 

система неоБХОДИ�I" 

тому или иному обшеству?» 

Что такое сложный вариант типологии парти

j1ных систем? 

��: 

Какие критерии ввел и какие типы партийны

х систем выделил Дж. Са

р

-

1 5. 

1 6. 
1 7. 

1 8. 

1 9. 

20. 

2 1 .  
22. 

23. 

24. 

25. 

тори? 

Расскажите о его типах однопартийных сист

ем. 

Опишите типы многопартизма, по Сартори. 

Что такое атомизированная партиома? 

Какие критерии ввел Ж. Блондель? 

Какие  партийные системы он  выделил? 

. )  

В чем суть типологии партийных систем Дж. Ла

поламбары и М .  Ваинера . 

Расскажите о типах описанных ими партиом. 

Какие критерии типологизации партиом  ввел 

Р.  Далтон? 

Какие типы парти6м он описал? 

Как классифицировал партийные системы  Г. 

Даалдер? 

От чего зависит применение той или и ной кла

ссификации или типо

ло

-

гии партийных систем? 

Литература 

Агрегация и нтересов  и  политические  партии 

/ / 

Алмонд 

r., 

"П ауэлл  Дж. ,  

С 

К  Далтон  Р.  Сравнительная политология сего

дня: М ировои обзор 

П од 

тром  . 

1 86 

М  В  Ильина  А.  Ю.  М ельвиля. М . ,  2002. С. 

-

ред. 

.  . 

б 

1 995  С  1 1 5- 1 1 6 

Голосов  Г.  В. 

Сравнительная политология.  Новоси  ирск, 

.

eJ

� 

ДалтОIi 

Р. 

Сравнительная политология сегодня:  Мировои 

обзор /  Под р 

М  В  Ильина, А.  Ю.  Мельвиля.  М . ,  2002. С. 

1 56- 1 86. 

Д

юверже М. 

Политические партии.  М., 2000. С. 264. 

Исаев Б.  А. 

История  партий. СПб.: БГГУ, 2007. 

М ир  политической мысли: Хрестоматия  по 

партологии.  Кн.  4:  Современ-

П 

Б  А  Исаева  А  К.  Голикова. 

ные партологи о партии ных системах 

од ред.  . ,  

,

СПб., 2005. 

Н  В  А 

Е  Ю  М

е

-

П артии и выборы: Хрестоматия 

Отв. ред. и сост.  .  .  нохина,  . 

лешки на. М . ,  2004. 

// 

О 

П артийные системы:  Сушность,  факторы  развития, 

эволюция 

CHO

Ы 

теории  политических партий:  Учеб.  пособие 

Под ред.  С.  Е.  Заславского. 

. .  

2007  С  22 1 -257. 

.  1 968 

B

!o

de! 

J. 

Party System апd Ргеzепdепt оfGоvеmmепt iп Wеstегп 

Democ

c1es. 

. ' 

Daa!der 

Н. 

Iп  Search ofthe Сепtег of Еurореап Party Systems 

/ / 

Аmепсап Pol]\-

ical Sсiепсе Review.  Wаs11iпgtоп,  1 984. Уо1. 76. 

N2 .C  Р. 

92-1 09. 

J, 

J  L 

Аmеriсап  Political Parties 

111 

ТгаПSltIOП. N .Y.,  1 974. 

Р. 

52. 

Lames! 

Ьа'  J  Weiner 

М. 

Огigiп апd Dеvеlорmепt Po1itical Parties 

J .  Lapolam-

аро 

ат 

., 

Р ' 

t  .  N  У 

Ь 

М  Wеiпег (eds.)  Political  Parties  апd  Political  Dеv

е10рmепt.  ппсе оп,  .  .

ага, 

1 966. Р. 33-40. 

Lijphart 

А. 

Democracies:  Раttегпs of Маjогitаriап апd Сопsепsus 

Gоvегпmепt 

1 11 

Trirty-Six Соuпtгiеs.  New  Н аvеп;  L.: Уа1е  U пivегsitу 

Press,  1 999. . 

U '  

Sartori 

С. 

Parties апd  Party  System: А Fгаmеwогk for Апа1уSlS. 

СаmЬпdgе 

111 -

versity Press,  1 976. 

ПАРТИОМА  И  ПОЛИТИЧЕСКАЯ 

СИСТЕМА 

5. 1 .  Общие  замечания 

При рассмотрен ии  формирования  партийных систем  мы  обратили 

внимание  на движущие  силы  этого  проuесса.  Уже тогда  выяснилось, 

что, кроме внутренних, исходящих от партий и  конкретных парти йuев, 
усилий, наибольший вклад в  процесс формирования  (а также Функuи­
онирования и трансформаuи и) дают внешние по отношению к данной 

партиоме  факторы.  С  этих  п озиций есть смысл  рассматривать и  поли­

тическую систему как совокупность политических институтов в их вза­

имодействии  с  политически ми партиями и  системой  партий, в  первую 

очередь таких: 

• 

институт  президентства; 

• 

законодательная ветвь власти ; 

• 

судебная  власть; 

• 

государствен ные чиновники  или  бюрократия ; 

• 

партии  и другие грynп ы  давления ; 

• 

средства  массовой  информаuи и. 

Нетрудно  заметить,  что  часть  этих  политических  институтов  носит 

открыто партийный характер, 

Т.е.  подлежит 

партиями, ра­

зумеется,  в  рамках действующих законов.  Такими 

инсти­

тутами являются:  президент и его администрация,  правительство,  парла­
мент. Другие  политические и нституты , такие как судебная ветвь власти и 
государственная бюрократия, не являются открыто партийными и  по ус­
тановившейся  традиции  не  подлежат  открытому 

между борю­

щимися за власть партиями, хотя последние - частично сразу или с тече­

нием  времени - все-таки  производят скрытый раздел 

Вполне логично  поэтому рассмотреть  взаимодействие  партиомы  с 

такими важными структурными элементами политической системы, как 

президентский  и  парламентский  институты. 

И збирательная система, хотя и не является структурным элементом 

п олитической , а потому не может служить предметом открытого партий­

Hoгo 

И 

сразу же  по  завоевании  власти ,  часто  со­

ставляет предмет длительной партий ной борьбы.  Ведь именно ее изме­

нение  всегда  приносит  одн и м   партиям  преимущества,  другим  - за­

труднения в борьбе за избирателей. 

309 


background image

5.2.  Модели  взаимоотношений  президента 

и  политических  партий 

История  партий ,  с  тех пор  как появился  и нститут  президентства, 

зафиксировало  несколько  моделей  взаимоотношений  президентской 

власти с ведущи м и  партиями и  всей партий ной системой.  Богатый ма­
териал  для  разм ы шлений в  этом  направлении дает  нам, в  первую оче­
редь,  партийно-политическая  история  США. 

П ервый опыт политических взаимоотношений исполнител ьной вла­

сти в целом и ее главы в ч астности с политическими партиями привел 

к 

формированию модели ,  которую можно назвать 

«nрезиденты над nарти­

ями» l .  

Она создавалась  в  условиях  преобладания  в  общественном  со­

знан и и  идей  Платона и  Аристотеля  о философах-правителях и  об иде­
альном  государстве,  активном участии всех граждан  в делах  государ­
ствен н ого  управл е н и я   п р и   ведущей  роли  «луч ш их 

н е  

разделенных по партий н ы м  интересам .  

Эти  идеи  подкреплялись представления м и  английского  политичес­

кого мышления 

XVI I-XVПI 

вв. о разделении и сбалансированности вла­

стей, разумных законах, умеряющих необузданные страсти, об обществен ­

HoM 

договоре, утверждающем социальную гармонию, которая не должна 

нарушаться политическими распрями. А в обобщенном виде модель была 
разработана  в  памфлете  Болингброка « Идея  о  короле-патриоте»  ( 1 738), 
который убеждал главу государства «не обручаться ни с единой партией 

в 

отдельности, но править в  качестве  отца всего своего 

в против­

ном случае правление  превратится  в  противостояние фракuии  государя 
и  фракции его  министров и  обязательно приведет к угнетению народа2• 
Такая  модель существовала в США в двух разновидностях. 

1 .  П резидент,  не  опираясь  на  партию,  постоянно расширяет  свою 

власть и  обеспечивает стабильность общества.  Пример - деятельность 

на  посту  президента  США Джорджа  Вашингтона ( 1 789- 1 797)  и  Джона 

Адамса ( 1 797- 1 80 1 ).  Эти  президенты  всячески подчеркивали  свою  вне­

партийность,  предпочитали  выдвижению партией просьбу  народа  бал­

лотироваться на высший государственный пост ( Вашингтон), а находясь 

на этом  посту,  способствовали затуханию партийной борьбы,  подчерки­

вая свое равнодущие к партийным различиям включением в кабинет пред­

ставителей соперничавших группировок. Адамс, хотя был вьщвинут фрак­

циeй федералистов и  соперничал  в борьбе за президентское кресло с ли­

дером  республиканuев 

Т. 

Джефферсоном,  после  победы  на выборах  не 

преминул  пригласить бывшего соперника н а  пост вице-президента. 

Американские президенты:  41  исторический  портрет  - от Джорджа Вашинггона 

до Билла Клинтона.  Ростов-на-Дону,  1 997. С. 24-27. 

Болuнгброк. 

Письма об изучении и  пользе  истории.  М.,  1 976. С. 226-227. 

3 1 0  

2 .  П резидент, н е  опираясь на партию, осуществляет равновесие 

вла­

стей  и баланс социальных сил  (Джефферсон,  Мэдисон). 

Модели «надпартийного президента,> уже в 1 820-е гг. была противо-

поставлена модель 

<<партийного президента». 

В  соответствии с ее пред­

ставлен иями о  взаимоотношениях  исполнительной  власти и  полити

­

ческих партий, будущий президент не ждет (<просьбы народа

'

» занять дол­

жность,  а  во  главе  партии  активно участвует в  партийной борьбе 

за 

президентское  кресло.  После победы  завоевавший пост президент 

ок­

ружает себя «своими» партийцами, 

государственными 

должностями за помощь в избирательной кампании. Ярким предста

ви­

телем такого  подхода  к  президентско-партийным взаимоотношениям 

проявил себя седьмой президент США Эндрю Джексон ( 1832-1836). 

Обострение сложных социальных проблем и состояние Гражданской 

войны сформировали новую парадигму властно-партийных отношений. 

П ри президентстве Авраама Линкольна ( 1 860- 1867), который восприни­

мался  общественным сознанием  в  первую очередь как «лидер 

И 

спаси­

тель нации», его партийная принадлежность и взаимоотношения 

с поли­

тическими  партиями уходят  на второй  план.  Перед нами своеобразная 

модел ь 

«надпартийного партийного президента,  спасителя нации». 

Посл

дующее социально-экономическое развитие США на базе ус­

кореннои  и ндустриализации, но без  вмешательства  исполнительной 

власти  в  экономику,  привело  к снижению роли  президента, 

его  Каби­

нета и повышению значения законодательной власти. Партийно-по

ли­

тическое развитие США в тот период ( 1 868- 1 896) пошло по пути 

сбли­

жения  с европейской моделью, где вся партийная борьба сосредоточ

и ­

валась  на  завоевании большинства  в  парламенте  и  формировании 

правительства.  Такую  модель  взаимоотношений можно назвать: 

"сла­

бый " партийный президент - "сильный " партийный 

И мен­

но  на такой  модели  взаимоотношений  настаивала в  1990-е 

п. 

россий­

ская Государственная дума, ведомая КПРФ, в ее ПРотивостоянии с пре­

зидентом  Б.  Н.  Ельциным. 

Следуюш ий период  ( 1 890- 1 920) характеризовался активизацией 

внешней политики С ША и европейских стран, ибо началась 

борьба за 

окончательный раздел и передел мира в условиях столкновения 

многих 

национальных и нтересов, а также экономического кризиса и роста 

по­

пулистских ожиданий в обществе. Он выдвинул новую модель властно­

п артийных отношений.  На  волне  прогрессивного движения,  которое 

отводило решающую роль государству в проведении соuиально-эконо­

мических реформ, к власти приходят президенты, которые мыслят, ско­

рее,  категориями «движение,> 

И 

чем  -

В  Европе  и 

Америке  подъем  рабочего движения  ведет к  формированию мощных 

общественно-политических движений  и  становлению социалистиче­

ских  партий.  И  в этих условиях американские президенты 

и  европей-

3 1 1  


background image

ские  премьер-мин истры  всячески  подчеркивают связь с  «прогрессив­

ными,) движениями, народом и затушевывают свою партийную 

при над­

лежность. Сформировалась модел ь 

«сначала общественно-nрогрессивно­

го,  а потом партийного 

Современная модель взаимоотношений президента и политических 

парти й  сформировалась при Франклине Рузвельте,  который 

к  консти­

туционным, ординарным  полномочиям  (глава государства  и 

исполни­

тельной власти, главн ы й  законодатель и дипломат, главнокома

ндующий 

вооруженных сил) добавил такие экстраординарные, как управ

ляющий 

экономикой ,  ответственный за преодоление кризисов,  «голос 

н арода,) ,  

международный л идер и ,  наконец, лидер партии ' .  

Такое представление об американском и о президенте вообще, 

как в 

первую очередь лидере  нации, а затем  уже  парти йном лидере, 

господ-

ствует и  сейчас. 

Суммируя  изложенное, можно свести различные модели взаимоот-

нощений  института  президентства  и  политических  партий 

к  трем  ос-

новн ы м :  

• 

модель беспартийного,  надпартийного  президента, 

которы й ,   как 

король-патриот,  не  признает  партийных различий ,  отстаивает 

не 

частные, а  общенациональные  интересы,  выступает  арбитром 

в 

партийных спорах, занимает позицию вне партий  и над партиями; 

• 

модель партийного президента, 

которы й  является л идером партии, 

оп ирается  на нее в борьбе за президентский пост,  а завоевав 

его, 

«расплачи вается,) 

С 

наиболее активными и  преданными партий ­

цами  государственными должностями,  расширяя  свою  опору 

в 

государственном аппарате; 

• 

модель «надпартийного партийного» президента, 

который выступа­

ет в первую очередь как лидер нации и только во вторую - пар

тии. 

Эти модели  и  их разновидности ,  построенные на основании 

исто­

рии американских политических институтов, по нашему мнению, 

при­

мени мы  и 

к 

другим  обществам .   Например,  представление  о  «надпар­

тийности»  президента,  постоянно  расширяющего  поле своей 

деятель­

ности  и  в  то  же  время дающего  возможность  проявиться  активнос

ти 

других субъектов политического процесса; об обществен но-прогрессив­

ном, а не партийном президенте господствует и  в современной 

России. 

В 

то же время в среде левой оппозиции  1 990-x гс , как отмечалось, 

была 

более популярна  модель:  «"слабый"  президент,  лишенный парти

й ной 

поддержки - "сильный" парламент, ведомый оппозиционной 

партией,). 

Каждая из перечисленных моделей взаимоотношений президента 

и 

партий способствовала формированию определенных партий 

и  парти-

С м . :  

Селезнев Л.  И. 

Политическая  система США. С П б . ,   1 995. С. 73. 

3 1 2  

о м .  Стол кновение ж е  двух  или  нескольких  моделей давало  определен­

ный  результирующий фактор,  который ,  в  числе других,  оказывал  воз­

действие на формирование определенной партийной системы. 

5.3.  Партии  и  их парламентские фракции

в 

демократическом обществе одними из основных функций полити­

ческих партий  являются  выдвижение  кандидатов  в  представительные и 
законодательные  органы  власти,  организация  предвыборных кампаний. 
Отсюда вытекает проблема взаимоотношений партий и бывших кандида­

тов-партийцев, ставших парламентариями. П артиец, если он избран в ру­

ководящий партийный орган, продолжает оставаться представителем сво­
ей  партии, Т.е. части общества.  Депутат же законодательного собрания  в 

первую очередь представляет все общество и уже во вторую - свою фрак­
цию.  Теперь он  решает задачи не  партийного,  а более  высокого,  нацио­

нального, уровня. Поэтому общественный и политический статусы депу­
тата значительно выше, чем положение даже партийного руководителя. 

Но член  парламента,  ставший таковым,  не  покидает рядов  выди-­

нувшей его парти и, продолжая служить ей и  в  новом  качестве. Так воз­
никает двойственность  положения ,  или  конфл и кт двух социал ьно-по­

литических статусов:  общественно-государственного  и  внутрипартий ­

ного.  Как о н  разрешается  в  реальной политической жизни? 

М. Дюверже  полагал,  что,  с  точки  зрения политического  времени, 

существовали  три  фазы  эволюции  взаимоотношений  партий  и  парла­
ментских  фракций: 

1 .  Господство парламентариев в  партии. 

2. Относител ьное равновесие между парламентариями и партийным 

руководством. 

3.  Господство партий  над своими парламентскими фракциям и ' .  
Каждая из этих фаз эволюции партийно-парламентских отношений 

соответствует  определенному типу доминирующей  партии ,  значит -

и типу  парти йной системы.  Кроме  того,  три  фазы  взаимоотношений: 

руководства  партий ,  парти йной системы и  парламентских фракций  -
соответствуют и трем  периодам истории партиЙ2•  При этом  в либераль­

н ы й   период  набл юдалось господство  парламентариев  в  партиях,  в  со­
циалистический - примерное равновесие этого «соперничества,), 

В 

то­

талитарн ы й  - господство  партийного  руководства  над  парламентски­

ми фракциями. 

П артиомы ,  в которых доминировали элитные или кадровые партии, а 

это, по преимуществу, партийные системы 

XVI I I-XIX 

ВВ., 

располагались, 

С м . :  

Дюверже  М. 

Указ. со'l.  С. 237. 

,  Подробнее 

СМ.: 

Исаев Б. А. 

История  партий: Введение. С П б . :  БГГУ,  2007. 

3 1 3  


background image

как мы  помним (см. гл. 

1), 

на месте 

партийных верхушек и  го­

сударственных институтов. А положение партийной системы  в те  време­

на определялось  неразвитостью  гражданского  общества,  из  которой  вы­

текали  ограниченность избирател ьного корпуса  и  незрелость партийных 

организаций ,  не успевших достаточно глубоко в  него  «прорасти,>.  Кроме 
того, эти партийные организации, из-за малочислен ности,  не НуЖДались 

в многоуровневой системе руководства, многочисленных партийных орга­
нах,  разветвленной  сети  партий ной  бюрократии  и  жестком  партийном 
руководстве.  Фактически  многие  партийные руководители  и  являлись 
парламентариями,  а  партийные организации  были  им нужны лишь для 
периодического подтверждения на выборах их  парламентского статуса. 

Такая  элитарная  партийная  система  из  «верхушечных»  кадровых 

партий  определяла  верхушечный же характер  партийной,  всей  полити­
ческой борьбы и естественное, вытекающее из очевидного положения ве­
щей, доминирование парламентариев над своими партийными организа­

циями. А  Дюверже  отметил  еще, что  «господство  парламентариев  над 
партией обусловлено ее чрезмерной децентрализованной структурой. Каж­

дый депутат, будучи весьма независимым от своих коллег, управляет мест­

ными комитетами, как пожелает.  Центральное же руководство несколько 
напоминает средневекового  короля, не имеющего ни власти,  ни  прести­
жа в глазах своих крупных вассалов,>. В ситуации подчинения партии пар­

л�ментской фракции ,  состоящей из депутатов, почти всегда уверенных  в 

своем  очередном  выдвижении партийным  комитетом, сама  парламентс­

кая фракция  представляет собой слабоцентрализованное  и  недисципли­

нированное, аморфное объединение, состоящее, как правило, из несколь­
ких фракций. Но и во фракциях также отсутствует дисциплина голосова­

ния, так что каждая  из  них  «раскалывается  на три  части:  одни  голосуют 
"за",  другие  - "против", а третьи  воздерживаются» ' .  

Классическим примером господства парламентариев над партией слу­

жит французская левоцентристская  Партия левых радикалов,  которая,  в 

свою очередь, была фракцией Партии радикалов. Левые радикалы до 1 9 1 1 

г. 

имели  в  П алате  депутатов две  фракции,  часто  враждовавшие  между  со­
бой: левых радикалов и левых радикал-социалистов. Члены этих фракций 
получали финансовую поддержку от своей Партии радикалов, но не брез­

говали и 

центристской партии - Демократического союза. 

В  ] 9 1 1 

r. 

исполнительный  комитет  Партии  радикалов  принял решение о 

создании в Палате депутатов французского парламента единой фракции -

Республиканской  партии  радикалов  и радикал-социалистов  ( Р П Р  и  РС). 
Но и после этого в верхней палате - Сенате радикалы продолжали назы­

вать свое объединение «радикальным левым,> 

И. 

вести  политическую ли­

нию, отличную от  партии и ее фракции в палате депутатов. 

I  Исаев Б. А. 

История партий 

. . .  

С. 239. 

3 1 4  

При этом  структура  Р П Р  и  РС  оста вал ась  слабой  и  децентрализо­

ванной.  В  исполнительный  комитет  партии  продолжал и  «входить  по 
праву,>  все сенаторы  и  члены  Палаты депутатов, централ ьных и  муни­

ципальных советов  городов  с  населением  более  50 тыс.  жителей .  Так 
что  делегаты ,  избранные  составляющими партию  федерациями,  чис­

ленно оказывались в три раза меньше. Если еще учесть, что

'

численность 

исполкома составляла  1 80  членов, а  кворум ,  необходимый для  приня­

тия решения, 

-

] 50  человек,  среди  которых всегда  абсол ютное  боль­

щ инство  было за  более  активными,  и нформированными,  компетент­
н ы м и  и  к тому же проживающими исключительно в столице парламен­

тариями, то  сомневаться  в  полном  преобладании парламентариев  при 

принятии общепартий н ых решений н е  приходится. 

Итак, 

господство  nарламентарuев над партиями партийной системы 

вытекает из структуры доминирующих партий. И  это ярко проявляется в 

партийной системе,  состоящей из партий со слабой и децентрализованной 
структурами или тех, в которых господствуют комитеты. 

Такая  партио­

ма,  как видим,  влияет  на  формирование  парламента,  состоящего  из де­

централизованных же фракций со слабой  структурой, требующих актив­
ного  вмешательства  в  деятельность  парламентариев.  Разумеется,  если 

партии хотят, чтобы они действовали адекватно их политическим курсам . 

В случае относительного 

равновесия сил nарламентариев и партийного 

руководства 

и меет место ситуация равного влияния и соперничества пар­

ламентских фракций с их партиями. Наиболее ярко такие взаимоотноше­

ния,  как мы отмечали ,  проявились в социалистический период истории 

партий ,  а наиболее характерными их партиями-носительницами, как за­
метил Дюверже, выступали социалистические и христианско-демократи­
ческие  партии, имевшие сходную внутреннюю структуру. 

Из уставов социалистических и христианско-демократических партий 

следует, что их парламентские фракции подчинены партийному руковод­
ству, но фактически парламентарии сохраняют в своих партиях значитель­
ное влияние.  Примерное равенство прерогатив и дух соперничества меж­

ду руководителями массовых партий и их парламентариями про истекает, 

по  Дюверже,  из  «природы  организации  партий,>.  Чтобы  избежать  ситуа­
ции, характерной для кадровых партий ,  когда парламентарии безраздель­
но доминируют  в  руководящих  партийных органах,  руководство  массо­
вых партий всегда  стремилось удерживать своих депутатов  в  их стремле­

нии к доминированию. для этого в социалистических и других массовых 

партиях применяется целая система мер, суть которых состоит в: 

• 

сокращении  присутствия  парламентариев  в  руководящих орга­

нах парти й. Н апример, в уставе Французской социалистической 

партии существует положение, согласно которому в составе  на­
ционального совета не может быть более 20 членов Националь­
ного собрания,  а  в  руководящем комитете  они не могут состав-

3 1 5  


background image

лять более  одной  трети  членов.  Уставы  других  массовых партий 

предусматривают выход  партийцев,  избранных в  парламент  или 
назначенных министрами, из руководяших органов партий ;  

• 

подчинении  парламентариев  партийному руководству,  для  чего 
применяются такие меры, как 

переход на nроnорциональную изби ­

рательную  систему 

(даюшую преимушество партии, составляю­

шей списки дЛя голосования, перед парламентариями, борюши­
мися за вхождение в  них), 

обязывание nарламентариев отдавать 

депутатское жалованье  партии,  разрабатывать  свои законопро­
екты  и  nроекты реформ  в  партийных  научно-исследовательских 

центрах, 

которые служат хорош и м  контролером  партий .   Но  са­

мая  эффективная  мера  подчи нения  парламентариев  - это 

дис­

циплина голосования, 

нарушение которой грозит депутату исклю­

чением из партии. 

П арти йные  парламентарии  отвечают  комплексом  «ответных 

целью  которых  служит  ослабление  их  подчинен ности  партий ному  ру­
ководству.  Н аиболее действенными считаются: 

• 

обшение  со  своим и  избирателями,  в  случае  необходимости  -

прямое  обрашение  к  н и м  за  поддержкой  в  противостоян и и  с 
« партийными 

• 

всяческий  подъем  собственного  престижа,  авторитета  в  партии 

и  обшестве  ( посредством  встреч,  пресс- конференци й ,   выступ­

лений  на телевидении,  порталов в  Интернете,  статей  в  газетах, 

журналах и  т.д.); 

• 

создание совместных органов в партии, в которые на равных ос­
нованиях входили бы руководители  партий и  парламентарии. 

Меры  подчинения  парламентариев  партийному руководству  и  от­

ветные м еры парламентариев - Дюверже  назвал  «системой сдержек 

и 

противовесов» , которая в этом случае действует не м ежду ветвям и  влас­

ти,  а  партийной системой  и  парламентом. Эта система определяет  все 

многообразие взаимоотношений по линии «партийная  система - пар­

ламент»,  их равновесие и  функциональность. 

� 

С итуацию  господства лидеров  партии  над  своей  парламентскои 

фракцией можно наблюдать в тоталитарных партиях. 

Это  вытекает,  во-первых,  из антисистемности  и  революционности 

тоталитарных  партий.  Ком мунистические, фашистские,  национал-со­

циалистически  партии 

на  непризнании  существуюшей  поли­

тической  систе м ы ,  а  главной  целью ставят ее революционное уничто­

жение и создание однопартийной политической организации обшества, 
с  собственной  партией  в  центре.  Отсюда  - негативное  отношение  к 
сушествующим  пол итическим  и нститутам ,  п артия м ,   избирател ьной 

формуле, С М И ,  к демократии вообше. 

3 1 6  

Демократия тоталитарным партиям нужна только как возможность 

беспрепятственного роста рядов  и  распространения  своей  идеологии. 

После прихода к власти эти партии создают «собственный»  обшествен­

ный строй , в котором не находится места другим партиям, идеологиям. 

В 

тотал итарной политической системе даже не стоит вопрос о том, кто 

доминирует  в  партии  - руководство  ил и  парламентаРИ I1.  Партий ное 

руководство напрямую управляет не только парламентариям и, «карман­

парламентом  в  целом,  но  и  всеми  государственными органами. 

П оэтому  в данном  случае  уместно  говорить  не  просто  о  господстве 

партии  над парламентариями, а о  господстве  партии  над государством 
и  обществом  вообще. 

Господство  не завоевавшей  власти  тоталитарной  партии над свои­

ми парламентариями обеспечивается доведенной до предела системой 
мер, заимствованной у социалистов: 

• 

прямая,  иерархическая,  сильная  структура  партии с  жестким  и 

централизованным руководством ,  требуюшим беспрекословно­
го подчинения; 

• 

четко  прописанные в  уставах  обязанности  члена  партии,  вклю­
чаюшие тотальную обязательность подчинен ия  партий ному ру­
ководству; 

• 

мобилизация  всех  без  исключения членов партии  (в том числе и 
парламентариев)  на  достижение  главной  цели,  которая  отнюдь 
не заключается  в победе на выборах; 

• 

обязанность депутатов от тоталитарных партий сдавать в партий­

ную кассу парламентское жалованье, получая оттуда «партийный 

• 

обязанность  всех  без  исключения  партий цев  выполнять реше­
ния центральных органов; 

• 

система мер партийных поошрений и  наказаний; 

• 

отсутствие  л ич ного  секретариата  у депутатов  и  их обязанность 
использовать  в  парламентской  деятельности  партийный секре­
тариат,  партий н ые  научные разработки; 

• 

обязанность сложения депутатских пол номочий в случае разры ­
ва с  партией, существуюшая  в  законодательстве демократичес­
кий стран, используется тоталитарными партиями в полной м ере; 

• 

воспитание 

депутатов  в  с пециальных партийных  ш ко­

лах, где  наряду с  изучением обшей политики даются  и  знания о 

партийной  идеологии, обязанностях депутатов перед партией ;  

• 

общая  установка, существующая в тоталитарных партиях, о том , 

что  партий ная солидарность гораздо  более значима,  чем семей­
ная, социальная , государственная, в том числе и парламентская l .  

С М . :  

Дюверже 

М. 

Указ. 

СО'!. 

С .  

254-259. 

3 1 7