ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2890
Скачиваний: 19
и.
Ш атrшнеЙдер, Дж. Шумпетер,
п .
Седерберг,
Ф.
фон дер Мехден и др. '
Они встречаются и в работах М . Дюверже, Дж. Лаполамбары, М . Вай
нера, К. Джанды,
п.
Меркла,
Ф.
Сорауфа, С. Элдерсфельда,
Б. Н .
Ч и
черина, М .
я .
Острогорского, В. М . Даниленко,
Б .
В. Евдокимова и др.
Не ставя целью дальнейшее расширение этой коллекции, свою задачу
мы видим в разделении всего многообразия дефиниций по подходам и
трактовкам ; выявлении наиболее характерных и пригодных для тех или
иных целей исследования.
Функциональный подход
основывается на определении партии через
функции, составляющие ее деятельность в обществе и государстве. Когда
мы строили функциональную исследовательскую модель партии , то от
мечали, ссылаясь на представления Гоббса, функциональность партий,
понимая под этим полезJ.lОСТЬ, необходимость всех партий данного об
щества, каждая из которых выполняет свою функцию. В социологии и
социальных науках вообще под функцией (лат. f
и
n
с
ti
о
n
- исполнение)
понимается обязанность субъекта по отношению к сообществу, деятель
ность органа - ко всему организму, работа деталей - для обеспечения
движения всего агрегата; в общем, деятельность части - в и нтересах
целого. П оэтому главным в дефиниции партии , основанной на таком
подходе, становится определение задач партий , выполняемых в инте
ресах общества, и той части деятельности, которую им необходимо вы
полнить, чтобы стабильно работала вся политическая система.
Типичным примером функционального п одхода к определению
партии служит дефиниция известного теоретика партий
Р.
Макридиса,
который считает, что партия - это «ассоциация, мобилизующая и ак
тивизирующая людей, представляющая их интересы , вырабатывающая
компромиссный п одход среди различных точек зрения и выступающая
в качестве основы для политических лидеров, осуществляющих руко
водство и управление
Он определяет партию через мобили
зационную, представительскую, интеграционную (правда, выраженные
нечетко) функции , а также поддержку лидеров, осуществляющих уп
равление страной. Очевидно, в определение Макридиса вощли далеко
не все функции партий. П оэтому следует рассмотреть и другие дефини
ции, через иные функции, расставляющие иные
ак
центы в их деятельности.
Известный теоретик,
п.
Меркл, охарактеризовал партию как орга
низацию, которая «рекрутирует И социализирует новых членов, изби
рает лидеров через внутренние процессы представител ьства и выборов,
разрешает споры и принимает решения о политике в отношеНИI;1 внеш-
I
Вгоиn А. Lee.
Rules and Conflict. N .Y.,
J
98 1 .
2
Macridis
R.
I ntroduction: The History, Functions and TypoJogy of Parties / / Political Parties:
Contemporery Trends and Ideals. N .Y. ,
1 967. Р. 9.
68
него
Как видим , о н уч иты вает в деятел ьности партий такие функ
ции' как рекрутизация и социализация новых членов, подготовка и ВЬЩ
вижение лидеров, определение политического курса.
Основываясь на функциональном подходе, С. Элдерсфельд опре
делил партию как группировку, которая «борется за политическую власть
на выборах, мобилизует социальные и нтересы и защиту иде@логических
позиций , связывая граждан с политической системой»2,
д
обавив к ее
«портрету» функции борьбы за власть на выборах, мобилизации соци
альных интересов, защиты своей идеологии и связи граждан с полити
ческой системой.
Следует отметить, что дефиниция партии, основанная на ее функ
циях, учитывая, что последних можно насчитать более полутора десят
ков (об этом речь далее), почти всегда будет страдать неполнотой и не
завершенностью. П оэтому, принимаясь за исследование или излагая
какую-либо определенную тему и давая в связи с этим «функциональ
ное» определение партии, следует сосредоточить внимание на тех функ
циях, которые наиболее важны для данного случая и существенно по
могут разобраться в проблеме.
Структурно-uнстuтуциональный подход
к определению политиче
ской партии рассматривает ее как один из институтов общества, а веду
щим критерием объявляет положение, место партии между обществен
ными и государственными структурами. Этим подходом чаще пользу
ются для определения не отдельной партии, а партийной системы в
целом, ибо функции, структура, состояние действительно в решающей
степени зависят от ее местоположения между обществом и государством,
включая части того и другого, состояния этих частей. В качестве при
мера структурно-институционального подхода к определению отдель
ной партии при ведем дефиницию С. Н ой манна, которы й определил
партию как «организацию активных политических лиц в обществе -
тех, кто заинтересован в контроле над государственной властью и, до
биваясь поддержки народа, соперничает с другой группой или группа
ми, придерживающимися иных взглядов. В таком качестве партия пред
ставляет собой могущественного
посредника
между
общественными си
лами,
идеологиями и официальными государственными
институтами
(курсив мой. -
Б.
и. ) , а также в политических действиях огромного по
литического
И менно положение «посредника между об
щественными
общественными и государственными институ
тами, является главны м в определении партии Н ой манна.
I
Мегс!
Р. Н.
Modern Comparative Politics. N . Y. ,
1 970.
Р.
265-266.
2
E!dasje!d
S.
Political Parties in American Society. N.Y. ,
1 982.
Р.
1 1 .
3
Neumann S.
Towards
а
Comparative Study of Political Parties / / S. Neumal1n (ed . ) . Modern
Political Parties. Chicago,
1 956.
Р.
396.
69
Струкmурно-органuзационный подход,
в отл ичие от структурно-ин
ституционального, определяет партию не как и нститут государства и
гражданского общества, а, через ее внутреннюю структуру, как соци
ально-политическую организацию. Это - существенное различие, ибо
в первом случае речь идет о структуре политической системы в целом и
ее взаимодействии с гражданским обществом, во втором - внутрипар
тийной структуре, составе партийных органов и партийных организа
ций. М ы уже обращались к этому подходу, когда говорили о моделях
партии . Теперь, после рассмотрения других подходов в определении
партии , следует добавить следующее.
1 . Структурно-организационный подход естественным образом до
полняет функциональный и может вместе с ним более полно предста
вить сушность партии.
2. Функциональный подход к определению партии имел более про
должительную историю сушествования и значительно большее число
приверженцев, пока в 1 95 1 г. Дюверже открыто не встал на сторону
заявив: «8 природе организации современных по
литических партий их сущность раскрывается куда более полно, неже
ли в их программах или классовом составе: партия есть
'
обшность на
базе определенной специфической
CTPYКTypbI» l .
И представил партию,
в первую очередь, через ее структуру, из которой вытекают ее идеология
и функции, а не наоборот, как это делали сторонники «идеологическо
И
подходов сущности партии, добивщись на
этом методологическом пути впечатляюших результатов.
у
Дюверже сразу появилось немало последователей. Тот же «функ
дал и
определение, зая
вив: «Партия, как структурная система, состоит из совокупности соци
ально-экономических интересов, и щущих политического признания,
выражения
еше раз доказав непротиворечивость функцио
нального и структурного подходов.
Итак, эти подходы не противоречат, а взаимно дополняют друт дру
га. Следовательно, можно говорить об обобщаюшем
сmрукmурно-Функ
циональном подходе
к сущности партии , не открыв ничего нового, так
как этим подходом с 1 930-х гг. пользуются теоретики многих наук. При
мером опирающегося на него определения партии служит дефиниция
Ф. Сорауфа: «Средство организации политической власти , характери
зушееся исключительно политическими
фУНКЦИЯМИ,
стабильной
струк
турой
(курсив мой.
-
Б. и.)
и членством, а также способностью доми
н ировать в предвыборной
70
1
Дюверже М.
Указ. соч. С .
1 8.
, Eldeгsfeld
S.
Polittical Parties. А Веllеviогаl Analysis. Cllicago,
1 964.
р.
6.
3
Вгоиn
А. Lee.
Rllles and Conflict.
N .Y. ,
1 989.
Р.
75.
Развивая логику обобшения двух подходов, можно сформулировать
«многоподходовый» подход. Действительно, если в целях исследования
необходимо представление о политической партии, определяемой сра
зу несколькими подходами, можно применить
комбинированный метод
(подход),
исходя, допустим , из ее места (структурно-институциональ
ный подход), роли (функциональный) в политической СИС'Feме и обще
стве в целом, принципов внутренней структуры партий
(
структурно
организационный). И менно таким определением партии пользуются
больш инство современных конституций. Например, конституция Гер
мании содержит статью, утверждающую, что «партии содействуют фор
мированию политической воли народа (функциональный подход. -
Б. и.).
Они могут свободно образовываться (структурируя общество и
политическую систему, представляя собой социально-политический ин
ститут - структурно-институциональный подход. -
Б. и.).
И х внут
ренняя организация должна соответствовать демократическим прин
ципам (структурно-организационный подход.
-
Б.
И»)l .
Как в теории партий в целом, при решении проблемы определения
партии невольно возникает вопрос: «А возможен ли
универсальный под
ход
к определени ю партии?» Его решение так же сложно, как создание
универсальной теории партий. Ведь чтобы учесть все многообразие при
знаков самых разнообразных партий, придется дать формулировку, со
держашую 1 00- 1 50 характеристик. Если такое кому-либо и удастся, это
будет иметь только формальное значение и пригодится разве что для
Книги рекордов Гин несса. Использовать такую дефиницию для реше
ния теоретических или прикладных задач вряд ли возможно.
В то же время, пытаясь решить проблему универсального подхода к
определению партии, Дж. Лаполамбара и М . Вайнер сформулировали
обшие, если угодно, универсальные признаки, которыми обладает прак
тически любая партия. Суть их в следуюшем.
1 . Каждая партия является носительницей идеологии.
2. Л юбой партии присуша определенная организация.
3. Каждая партия имеет целью завоевание и осуществление полити
ческой власти.
4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку максималь
ного числа избирателей, включить в свои ряды максимальное количе
ство членов2•
Ч етыре этих, при сущих любой партии признака:
идеология, органи
зация, цель и стремление
К
максuмuзации поддержки
-
и называются на
I
Основной закон Федерати вной республики Германии. Ст.
2 1 .
Партии // Совре
менные зарубежные конституuии. М . ,
1 992.
С.
1 5 1 .
2
Political Parties and Political Development / Ed. Ьу J . Lapolambara, М . Weiner. Princeton;
New Jersey,
1 966. Р. 6.
7 1
данном этапе развития теории партий «универсальным определением
партии». В более подробном изложении универсальные принципы мож
но изложить таким образом:
•
адекватность идеологии требованиям сегодняшнего дня;
•
непрерывность организации партии во времени;
•
установившаяся структура с региональной связью между мест
ными и общенациональными органами;
•
сознательная решимость партийных функционеров как на выс
шем, так и местном уровне захватывать и удерживать власть;
•
проявление постоянной заботы партии о своих сторонниках и
принятие мер для организации широкой поддержки;
•
способность принимать решения как единолично, так и в коа
лиции с друтим и
·
партиями
l
.
Н аконец, нельзя пройти мимо подхода, который можно назвать
юрu
дuческо-nракmuческu.м,
учитывающего определение партии в законе дан
ной страны. Разные подходы и формулировки партии нужны для раз
ных целей: теоретического анализа, сбора эмпирического материала,
дискуссии на научной конференции и
Т.Д.
НО
если мы обратимся к прак
тической деятельности партий в какой-л ибо стране, нам не обойтись
без определения, сформулированного в законе о партиях. Российский
федерал ьный закон «О политических
(200 1 ) гласит: «Полити
ческая партия - это общественное объединение, созданное в целях уча
стия граждан Росси йской Федерации в политической жизни общества
посредством формирования и выражения их политической воли, учас
тия в общественных акциях, в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах государственной власти и
органах местного
3.2. Условия возникновения современных
политических партий
Как уже упоминалось, проблематика условий возникновения партий
тесно связана с
их
определением. Только поняв, что представляют собой
общественно-политические организации , именуемые политическим и
партиями, можно сформулировать условия их зарождения и деятельности.
Даже в современном мире существуют совершенно разные по проис
хождению партии. Еще не перевелись «партии» (невозможно не взять это
слово в кавычки), насаждаемые властью
из государственных
I
Political Par1ies and Political Development / Ed. Ьу J. Lapolambara,
М .
Weiner. Princeton.
New Jeгsey,
1 966.
Р
6.
' Федеральный закон
«О
политических партиям. Ст.
3.
М.,
200 1 . С.
3-4.
72
структур, в общество. Они создаются в единственном числе как «руково
дящая
и служат либо для прямого и непосредственного управления
обшеством, всеми его структурами, вплоть до каждого человека, и назы
ваются тоталитарными, либо
в «достаточном
для оправдания режима, демонстрации мировому общественному мне
нию его
соблюдения «прав и
�еловека.
Условиями воз ни кновения тех и других, организуемых
Пi'lРТИЙ,
очевидно, служат жесткая, централизованная, не разделенная
на ветви, а интегрированная в един ы й кулак власть, уничтожившая все
соперничавшие с ней организации, держащая общество в покорности
и страхе, контролирующая любые проявления оппозиционности.
Однако говорить мы будем не об искусственных условиях «выра
щивания» нужного режиму гибрида «единой
или приемлемого
управляемой многопартийности, а о естественных условиях за
рождения партий , адекватных обществу, прошедшему определенный
путь исторического развития и достигшему необходимого уровня ци
вилизованности.
Проблема условий естественного возникновения партий в обществе
ставилась еще на ранних этапах развития партологии. Занимались этим
такие известные теоретики, как
Н.
М акиавелли , Д. Юм,
Т.
Джефферсон,
Дж. М эдисон, А. де Токвиль, М . я . Острогорский , Дж. БраЙс. Последний,
например, связал появление партий с разногласиями в конгрессе по
важным политическим вопросам, имеющим в конечном счете корни в
интересах разл ичных социальных группl . Острогорский видел появле
ние политических партий в «необходимости планомерной организации
избирательных масс внепарламентским
в условиях, когда «тра
диционные социальные узы , соединявшие и ндивида с колле КТИВОI\1,
порвались». А вообще главной причиной появления организаций , ко
торые мы называем современными политическими партиями, он счи
тал пришествие демократии (отсюда название книги).
ю. с.
Гамбаров обусловливал появление политических партий дей
ствием социально-экономических, идеологических и политических
факторов: уровнем развития общества, появлением идеологий , форми
рованием правового государства3. Современный американский теоре
тик партий Дж. Лаполамбара полагает, что «партии появляются В поли
тической системе, когда те, кто стремится к победе, или главная поли
тическая сила хотят найти поддержку в ш ироких
I
С м . :
БраЙс Дж.
Указ. соч. Т. 1 . С.
269-270.
2
Острогорский М. я.
Демократия и политические партии.
М.,
1 997.
С .
43.
J
См.:
Гамбаров ю. С.
Политические партии
в
их прошлом и настояшем. СПб.,
1 904.
С.
3- 1 3.
4
Political Parties and Political Development / Ed. Ьу J. Lapolambara,
М.
Weiller. Princeton;
New Jersey,
1 966.
Р
1 9 .
73
Все многообразие предположений и концепций по поводу пробле
мы зарождения партий можно свести к следующим положениям:
•
партии не являются порождением современного общества; это
не новое, а очень старое явление, атрибут не только государствен
ного, но и догосударственного общества;
•
партии есть результат развития политических институтов и, в пер
вую очередь, института парламентаризма;
•
партии есть порождение эпохи буржуазных революций, резуль
тат борьбы нового общественного класса буржуазии против клас
са феодалов;
•
корни и условия возникновения политических партий следует
искать в необузданных человеческих страстях.
Условия естественного зарождения партий - политических груп
пировок и партий-парламентских фракuий были рассмотрен ы в раз
деле « История
Здесь речь пойдет об условиях генезиса
совре
менных политических партий
как организаций, имеющих:
•
свою партийную идеологию, про писанную в програм ме партии
и утвержденную на ее съезде;
•
партийную организацию, которая охватывает общество в соци
альном плане, снизу доверху, и страну - в географическом, все
ее регионы . П артийная организация может быть закреплена в
руководящем документе (уставе) или существовать в виде тради
ции;
•
цели, в первую очередь связанные с участием в выборах, обсуж
денные и утвержденные верховным органом партии;
•
партийное руководство, которое имеет непосредственные связи
со всей организацией и несет ответственность за реал изацию
партийных целей;
•
постоянный партийный акти в, членов и симпатизантов, посто
я н н ы х избирателе й парти и , в ы п ол няющих бол ьшую долю
партийной работы во время избирательных кампаний.
Современная теория партий стремится разрешить проблему естествен
ного зарождения современных политических партий сразу в нескольких
плоскостях. Действительно, если современное общество как обиталище
партий представляет собой многомерную и многоуровневую конструкцию,
к тому же не механическую, безжизненную, а органическую и развиваю
щуюся, то следует предположить, что условия возникновения партий со
зревают сразу на многих уровнях. Очевидно, под ними следует понимать
совпадение определенного
СОСТОЯl-�ИЯ
сразу нескольких подсистем обще
ства, причем не только по возможности создавать партии, но и готовнос
ти людей вступать в них. Поэтому, по нашему мнению, условия зарожде
ния современных партий следует подразделить на такие:
74
1 )
исторические;
2)
социальные, которые могут включать социально-экономические
и социокультурные;
3) политические;
4) юридические гарантии.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп условий,..
Исторические условuя самозарожденuя партий
вытекают из положе-
ний и выводов истории партий о том, что:
•
общество в своем развитии должно пройти определенные исто
рические этапы , на которых можно приобрести исторический
опыт зарождения и деятел ьности партий как политических груп
пировок и партий -фракций ;
•
общество должно иметь определенный уровень культуры, в том
числе политической, позволяющей ему признать функuиональ
ность партий, а отдел ьным его представителям - создавать и
вступать в них;
•
общество должно иметь определенную систему образования, да
ющую возможность его членам реализовывать себя как партий
цы и избиратели .
Вторую группу условий
возн икновения партий составляют соци
альные, которые, по нашему мнению, включают:
•
диФФеренциацию общества на основе разделения труда и по со
циально-статусному, этническому, религиозному и др. призна
кам;
•
образование в любом дифференцированном обществе группо
вых идеалов и классовых, этнических, конфессиональных, воз
растных, гендерных и др. интересов;
•
консенсусную интеграцию, Т.е. возможность путем принятия об
щих принципов (ман ифестов, программ, платформ) объедине
ния индивидуумов и групп, создания н а этой основе политиче
ских организаций ;
•
интеллектуально-деятельностное разделение общества, где ини
циатива создания партийных программ и партийных организа
ций принадлежит интеллектуально и социально активному мень
шинству, из которого затем формируется партийная элита; боль
ш инству общества п редоставляется возможность участия в
партийной работе (рядовым членам партии) или выбора ( изби
рателями) готовой программы политической партии, партийно
го кандидата, партийного лидера, партийных ценностей , симво
лов, ритуалов;
•
систему социализации, позволяющую передавать приобретенный
опыт партийной деятельности последующим поколениям;
75
•
определенный уровень развития экономики и социальной сфе
р ы , п озвол я ю щ и й партийцам и избирателя м участвовать в
партий ной работе, не думая ежечасно о хлебе насущном;
•
появление гражданского общества, признающего данное госу
дарственное устройство, члены которого готовы через полити
ческие партии участвовать в управлен и и государством.
Третью группу
составляют политические условия, которые должны
включать:
•
преобразование государства в правовое, ибо политические партии
могут нормально функционировать только в рамках закона;
•
разделение властей и соблюдение правил, процедур деятельно
сти всех ветвей власти; особенно это касается принятия законов
о партиях и выборах, нарезки избирательных округов, назначе
ния выборов и ведения избирательной кампании, работы партий
ных фракций в парламентах, и х взаимоотношений с исполни
тельной и судебной властями;
•
установление демократической политической системы , позво
ляющей партиям проявить все возможности;
•
демократизацию избирательной системы и процедуры выборов;
значительное расширение избирательного корпуса; установление
всеобщего избирательного права;
•
помощь, в том числе финансовую, партиям со стороны государ
ства.
Наконец, в
четвертую группу
условий самозарождения современ
н ых партий входят юридические гарантии их деятельности:
•
признание государством правосубъективности партий, Т.е. на рав
н ых отстаивать в независимом суде свои права (в том ч исле пе
ред государственными структурам и ) , гарантирующие возмож
ность свободной деятельности;
•
регистрационн ы й , а не разрешител ь н ы й характер создания
партий ;
•
отсутствие п репятствий со стороны властей для деятельности
партий на всей территории страны;
•
гарантии свободной агитационно-пропагандистской работы,
включая партийную печать;
•
гарантии свободных контактов деятелей партий со средствами
массовой информации , зарубежны м и коллегами , представите
лями других партий и политических сил.
Н екоторые из этих условий и гарантий кажутся сам и собой разуме
ющимися. Однако в переходных обществах, включая росси йское, еще
бывает их нарушение, а то и прямое несоблюдение.
76
Эти исторические, социальные, политические условия и юридичес
кие гарантии способствуют созданию того социально-пол итического и
правового кли мата, в котором зарождаются современные политические
партии. Дальнейшая их деятельность требует развития и совершенство
вания этих условий. Более того, этому во м ногом способствует деятель
ность партий в правительстве и парламенте. Сюда
ОТНОС5!ТСЯ
и совер
шенствование правовых основ государства, и демократизация государ
ственных институтов, и развитие гражданского общества, и принятие
важных для деятельности партий законов, и пр. Лишь при наличии и
постоянном совершенствовании этих условий возможно нормальное
функционирование современных политических партий .
Все сказанное относится к проблеме самозарожден и я партий под
действием объективных исторических, социальных, политических фак
торов. Добавим , что, кроме объективных, движущей силой зарождения
и функционирования партий служит субъективная деятельность людей,
которые могут как ускорять процессы партийного генезиса, так и тор
мозить их.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какое значение в партологии имеет определение партии?
2. Н азовите в определении партий три позиции, которые существенным
образом изменяют взгляд на историю.
3. Что означают организационный и идеологический подходы к опреде
·
лению партии?
4. В чем заключаются либеральная, социал-демократическая и коммуни
стическая трактовки партии?
5.
Что вы знаете о функциональном и структурно-институциональном
подходах к определению партии?
6. Чем структурно-институциональный подход отличается от структур
но-организационного?
7.
Почему стал возможным структурно-функuиональный подход к опре
делению партии?
8 . Что такое комбинированный и универсальный подходы?
9.
Какие признаки партии включает универсальный подход?
10.
Что такое искусствен н ые и естествен н ые условия возникновения
партий?
1 1.
Как объясняли появление партий Брайс, Острогорский, Гамбаров, Ла-
поламбара?
1 2 . Каковы возможные гипотезы зарождения партий?
1 3. Что такое современная политическая партия?
1 4. Как и когда появляются партии?
1 5. Какие групп ы условий для этого требуются?
1 6. Расскажите подробнее об исторических, соuиальных, политических,
юридических условиях зарождения партий.
77