Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3787

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем в ходе аналитической работы пациент рассказывал I глубоком унижении, которому подвергала его мать. Она критико-пала любой его поступок, называла унизительными именами и го-■Ьрила, что он ни на что не годен. Она всячески издевалась над ним и осмеивала. Уделяя чрезмерное внимание кормлению и дефекации, она подрывала уверенность ребенка в собственных чувствах. Но еще более бедственным для развития мальчика было то, что она вставляла ему палец в анус, пытаясь стимулировать движение кишечни-

171

----------------------------------------Раздел II

ка. Соединив таким образом эротическое удовольствие с унижением, она подорвала независимость развивающейся личности. Отец в этой ситуации играл пассивную роль. Он был просто "таинственным незнакомцем", на которого ребенок проецировал собственные чувства. (Ранее говорилось о том, что проекция как защитный механизм позволяет переносить собственные переживания на другого человека.)

Далее Лоуэн рассказывает как проводилась работа с мышцами. Он отмечает, что мобилизация плеч благодаря упражнению с ударами по кушетке дала ощущение физической силы. Однако спастическое состояние бедер, ног и стоп требовало дальнейших усилий. На этой стадии лечения техника биоэнергетической терапии должна включать более интенсивную работу с напряжением нижних конечностей. Раскрывая особенности сексуального поведения мазохиста, Лоуэн показывает, что мазохист толкает таз вперед, он не может им раскачивать. Он толкает его вперед, сжимая пятки вместе и напрягая брюшную мускулатуру. Можно представить себе, насколько малое сексуальное удовлетворение он получает. Каждый раз сексуальная разрядка вызывает у мазохиста напряжение, которое снижает ее эффективность.

§ 7. Биоэнергетика

Я употребил слово "биоэнергетический". Что это означает? Последователи Райха сочли, что понятие "телесно-ориентированный психоанализ" можно заменить на более доступное — "биоэнергетика". Ведь именно Райх показал, что при работе с мышечным панцирем происходит освобождение хронически зажатых мышц. Это порождает особые физические ощущения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он пришел к выводу, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

Биоэнергетическая терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно.

Три типа средств используются для распускания панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством

172

________________Как сложился ваш характер?_________________

давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.


1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном напряжении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из стороны в сторону.

2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла п затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, таи и неестественно расслабленной. Этот сегмент сдерживает эмоциональное иыражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. I )ащитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык.

I (ащитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важ-

II ым средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.

4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может ■Ыть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить; чтобы страстно дости-мгь чего-то.

5. Диафрагма. Этот сегмент вюпочает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. I&] цитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, i ак, что когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушет-ЦоЙ остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее идоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в

173

___________________________Раздел II___________________________

значительной степени распустить первые четыре сегмента (глаза, рот; шея, грудь), прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он "мертвый" и асексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия: невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится "гнев в тазовых мышцах". Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.


Вот как описывает ощущение от сеанса студентка Елена Гусева. "Произошло осознание или соединение, нет, скорее ощущение связи рук в районе лопаток, плеч. Руки представились как одно целое, и сразу хлынул общий поток тепла. Поэтому руки разогрелись на первых словах о расслаблении мышц лица. Расслабив вместе с лицевыми мышцами плечи, их воссоединила. Родилось интересное чувство постижения себя и своего организма..."

***

Появление анального характера связано со второй стадией пси хосексуального развития. В этот период могут сложиться такие чер-тыхарактера, как упрямство, педантичность, бережливость, стремление к порядку. К догенитальным характерам можно отнести также и мазохистский. Его рождение связано с ощущениями боли И унижения в детстве. Этот характер отличается от орального значительным запасом отрицательной энергии. Она блокирована в теле сильными мышечными напряжениями в области плеч и таза. 'Телесная броня" мазохиста, как показал В. Райх, подавляет те неза-

174

,________________Как сложился ваш характер?_________________

иершенные эмоциональные переживания, которые возникают у

I к'бенка в возрасте от полутора до трех лет. Чрезмерная опека матери, сопряженная с негативными эмоциями, задерживает рост самосознания ребенка. Райх раскрыл огромные возможности работы <• телом пациента, которые в соединении с аналитической деятель-i и >стью помогают в исцелении.

Вопросы для повторения

Что такое анальный характер?

Как складывается анальный характер?

Каковы психологические черты этого характера?

Что такое мазохизм и каковы его разновидности?

Каковы психологические черты мазохистского характера?

Что такое мышечный панцирь?

Что такое биоэнергетика?

Как можно распустить мышечный панцирь?

Зачем нужно пародировать мимику или походку пациента?

Что дает человеку биоэнергетика?

Упражнение 1

Человек и его тень

Участники группы разбиваются на пары. Каждый берет на себя "111 к'деленную роль. Один будет изображать Человека, другой — его

II in,. Человек продвигается вперед, выполняя различные движения. li mi, старается повторить все, что делает Человек. Важно при этом И юлько соблюдение ритма, но и способность угадать движения. Упражнение учит пластике тела и одновременно позволяет угады-Ц.1П, настроение и эмоции другого...

Упражнение 2

Куклы-марионетки

Участники группы должны научиться расслаблению. Они вооб-рижают себя куклами-марионетками, которые висят в шкафу. Каж-i"MV предлагается последовательно представить себе, что он подве-tllr 11 за руку, за ногу, за палец, за шею, за ухо, за плечо. Важно научить-I и (|inксировать тело в одной точке и расслаблять все остальное...

175

_____________________Раздел П .

Упражнение 3

Скульптор и глина

Опять-таки распределяются роли. Тот, кто будет Скульптором, обязан придать Глине, т. е. чужому телу, необходимую выразительность и рельефность. Глина должна продемонстрировать податливость и расслабленность. Она приемлет заданную ей форму и застывает после того, как Скульптор завершает работу. Автор присваивает скульптуре название, фуппа может предложить и другие названия. Каждый участник группы может выйти и внести собственные коррективы в скульптурную фигурку. При этом работать можно не только с руками. Участвует все тело. Скульптор и Шина способны поменяться местами. Возможно копирование движений.


Упражнение 4

Участник группы выбирает себе стоящих слева и справа. Затем каждый приглашает к себе кого-нибудь и тот оказывается рядом, Формируется цепочка. Все поворачиваются направо, и каждый массирует тело того, кто стоит впереди. Затем все поворачиваются на 180°. Важно не только вести массаж, но и стараться найти мышеч ные зажимы. В заключение упражнения все разбиваются на пары и с полным доверием кладут голову на плечо другого человека. За тем они меняются — голова оказывается на другом плече.

176

' ДВА ;

Что происходит

НА ГЕНИТАЛЬНОЙ -----------СТАДИИ РАЗВИТИЯ?------------

§ 1. Что такое генитальность?

Вот что пишет одна из моих пациенток. "Это один из позорных, стыдных моментов моей жизни. Нас с подругой привезли к Сергею (имя изменено) в качестве проституток. Мы были согласны, поскольку не подозревали, чем это чревато, во-вторых, хотелось заработать. I 1ечер начался уныло, и мы сидели у чужого телевизора и откровенно скучали. Но вот распахггулась дверь и ввалился Сергей. Сам его иид — кашемировое темно-зеленое пальто распахнуто, внутри тем-i т-бордовый клубный пиджак от Кардена, черные брюки, дорогие Гютинки — привлек внимание. Лицо как спелое, наливное яблоко, блестящие глаза, добрая улыбка. Просто фонтан, изливающий энер-i шо и добродушную простоту. Я почувствовала сразу, что он мой, и сказала вслух: "Это мое..."

Он взял меня за локоть и предлояшл шампанское. Я ликовала. ()казывается, я ему тоже понравилась. Но тут вошел его друг. Сер-Ьй подвел меня к нему и сказал: "На, братан, пользуйся"... Потом мы остались вдвоем с Сергеем. Я просила, уговаривала его больше никому меня не отдавать. Я даже призналась, что я вообще не шлюха, и это было в моей жизни первый раз... Так пролетела первая неделя нашей совместной жизни.

...Был удивительно теплый солнечный день. Мы сидели у Люберецкого карьера, на траве вокруг большого стола. Вдруг подъеха-ии какие-то люди. Они подозвали Сергея. Вскоре Сергей уехал с ними. Мы поехали следом, но задержались на переезде, а когда подъехали, уже началась разборка. Я видела, как Сергей выстре-


177

----------------------------------------Ра щел I]___________________________

лил из пистолета и попал в ногу высокого парня. В Сергея стреляли двое, но ни один из них в него не попал. Началась тяжелейшая полоса нашей жизни"...

О чем эта исповедь? О влечении, которое не боится кровавых разборок. О невротической привязанности и одиночестве. О навязчивой роли генитальных ощущений.

Термин "генитальный характер" означал у Фрейда последнюю стадию психосексуального развития. Напомним, речь идет о сигнале сексуального ощущения, который одновременно поступает в голову и гениталии. С этого мига ребенок преодолевает две предыдущие стадии чувственного становления. У Райха дополнительно говорится о достижении оргастической способности.

"Оргастическая потенция, — пишет Райх, — это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуж дения в непроизвольных, приносящих удовольствие движениях тела". Райх считал, что достижение оргастической способности меняет личность, устраняет невротические расстройства, помогает регулировать энергетические потоки внутри человеческого организ ма.


Райх отмечал, что генитальный характер присущ человеку, который проработал свой Эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. Такой характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая накопившееся либидо. Кульминация сексуальной актин ности характеризуется способностью спонтанно отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, в отличие от принужден ных, даже насильственных движений индивида, защищенного мышечным панцирем.

Уже отмечалось, что каждый человек вырабатывает энергию И расходует ее. Это движение потоков называется биоэнергетическим маятником. В идеале маятник раскачивается плавно и свободно. Но у невротика возникают конкретные трудности. Человек оральной структуры характера расходует энергии больше, чем получает, по этому он всегда слабо энергетизирован, а вот истерический харак тер, напротив, вырабатывает много энергии, но не может ее израсходовать, не может разрядиться. Достигнув генитальной стадии развития, истеричка не становится человеком с генитальным x;i рактером. Что же происходит?

178

._______Что происходит на генитальной стадии развития?------——

§ 2. Истерический характер

Оральный, анальный и мазохистский характеры отличаются щабым самосознанием, неполным ощущением своего "Я". Основу ) I восприятия создает движение энергетического маятника. Он ограничен и не закреплен у носителей этих характеров в мозговом и i пштальном функционировании. Таких людей иногда называют импульсивными в противоположность типам характеров, которым ( иойственна блокировка аффекта. Таков, в частности, истерический характер.

В чем его зерно? О. Фенихель пишет так: "Рассматривая механизмы истерии, следует иметь в виду, что ее особенности отражают id >| (фликты между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением". Каким ■В] >азом возникает отвержение чувственности, страх перед ней? Мы i нова возвращаемся к детским переживаниям.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что девочка любит отца? Или ребенок достиг генитальной стадии развития, то чувства де-Ьчкик отцу сексуально окрашены. Дело в том, что каждое чувство имеет два компонента — романтический и сексуальный. У ребенка nil л эти слагаемые чувства не расщеплены. Это только взрослый •иловек, у которого эти компоненты разделены, осознает, что нра-ш гься могут многие женщины или мужчины, но это вовсе не означает, что все эти люди должны стать сексуальными партнерами...

Ощущение девочки иное. Она по-настоящему, сексуально и романтически (причем слитно), любит своего отца. Но отец не может аде кватно ответить на привязанность девочки, вот почему подсоз-i\.i I сльно она чувствует себя отвергнутой, оскорбленной в своих пе-I ргживаниях. Этот психологический конфликт и оказывается истопим истерического характера.