ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3778
Скачиваний: 21
Одна моя пациентка пришла на прием с синяками. Я деликатно промолчал. Она сама стала рассказывать, что муж ее избил. "Вы обращались к врачу?" — спрашиваю я. "Обращалась, когда накла¬дывали швы..." — "Какие швы?" — спрашиваю я. 'Так ведь об ван¬ну..." Муж, судя по всему, изрядно постучал ее головой по белоснеж¬ной кромке...
Позже моя пациентка ушла от мужа. У нее появился другой че-мовек. Материально вполне благополучный, свободный. Ну что ж! Ксть где жить, есть возможность учиться, воспитывать ребенка. I (озникли некоторые проблемы с детьми (у нового мужа тоже маль¬чик от первого брака). Все, можно сказать, отлично, но ядро мазо¬хистского характера разрушается медленно. Пациентка меланхо¬лична, однако реальных затруднений в жизни нет. Слушаю ее и по¬нимаю: если бы новый муж, обеспечивший благоденствие, ещеиног-/м бы немножко поколачивал ее, это было бы в самый кайф...
В. Райх отмечает типичные черты мазохистского характера: (убъективное хроническое ощущение страдания, которое объектив-i к) проявляется как тенденция жаловаться; хроническая склонность и iому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию (моральный мазо-|Изм), а также навязчивое стремление мучить других, которое зас-|.пишет пациента страдать не меньше, чем его объект. Все люди с и.юхистским характером проявляют специфическую неловкость, i 111тичную манеру вести себя в контактах с окружающими, причем •HI го столь заметную, что она похожа на умственную недостаточ¬ность.
Когда я жил мальчиком в Улан-Удэ, на население республики ста-чп нещать из Китая. Передачи начинались с неизменной фразы: "Доброе утро, дорогие уланудинцы, временно живущие на нашей и рритории..." Я вспомнил эту фразу, когда разговаривал с одной i i.i i н 1снткой. Она 17 лет прожила в браке с мужчиной, который каж-|"' утро приветствовал ее жизнерадостной фразой: "Ты абсолют-
165
Раздел II
ное ничтожество, если я тебя брошу, ты вообще погибнешь..." Согласитесь, надо иметь особую структуру характера, чтобы привыкнуть к такому обращению.
Пациентка обратилась ко мне через три года после того, как муж ушел от нее. Она все еще любила мужа и верила, что он вскоре ве нется к ней. Жила она в мире грез и ожиданий. Вот пришла до которая видела отца. Она сообщила, что у папы не очень свеж сорочка... Моя мазохистка думает: "Я ли не добивалась крахмал ной чистоты сорочки?... Нет, он не выдержит и вернется". Меж тем дочь сообщает, что отец вроде похудел. "Я ли не варила ему е любимый борщ? — опять растравляет себя моя героиня. — Ни да ни взять на этой неделе капитулирует.
Я объясняю пациентке, что ее грезы бесплодны. Муж никог, не вернется... "Что вы, —поражается моя собеседница, —я ведь сказала вам самого главного. Мой муж женился на уродке. Она хр моножка, у нее одна нога длиннее другой..." Я разъясняю пациен ке, что тем более он к ней не вернется. "Представьте себе, что в^ муж каждое утро говорит жене: "ТЫ уродка, если я тебя брошу, т вообще не будешь никому нужна..." А его новая жена говорит: "Во стину так! Если я останусь без тебя, сразу пропаду. Кому нужна т кая образина?.." Какой поразительно прочный брак, не правда лт
Моя пациентка рассказывает, что в ее жизни были встречи, ко да казалось: может быть, этот человек мог бы стать ее мужем. Н позже она сравнивала претендента с мужем и понимала: не то, Н то... Между тем на сессиях пациентка беспрерывно жаловалась н судьбу. Я объяснял ей, что проблема ее неразрешима, поскольку он всех мужчин сравнивает со своим мужем. Даже если ей попадете столь 1гужный для счастья садист, она все равно оценит его по зн~ комым лекалам и не в пользу претендента...
Чтобы решить проблему, нужно разрушить структуру мазохи тского характера. Здесь я расскажу другую клиническую историг Молодая девушка вышла замуж за предпринимателя. Ее избраны: в прошлом боксер, добившийся в спорте немалых успехов. Однак чемпионом он не стал, что еще больше укрепило в нем комплекс веч ной гонки. После армии он занялся бизнесом и проявил себя на это" поприще весьма успешно.
Героиня этой истории попала в ситуацию, когда брак мог вые раиваться по садомазохистской схеме. Муж говорил ей: учись, не для того, чтобы стать психологом. Закончишь один вуз, пойде;
166
Как сложился ваш характер?
п другой. Учись, деньги есть. Но это следует понимать так: "Учись, но не смей реализоваться..." Муж хотел главенствовать в этой семье. Самостоятельная, независимая жена его не устраивала.
Но такой план не годился для молодой женщины. Она не просто хотела учиться, она мечтала реализовать себя. Поэтому она отвергла брак по садомазохистскому образцу. Вскоре ситуация в семье стала иной. Муж сумел оценить замыслы своей жены. Она проявила интерес к бизнесу супруга, а он стал интересоваться, чему это учат н институте...
Нередко поведение мазохиста воспроизводит опыт ранних лет жизни, когда его приучали к туалету. С одной стороны, его жизнен-i юе функционирование блокируется сильным подсознательным упрямством. Оно содержит в себе детское отвержение: "Ая не хочу..." (! другой стороны, он не может прекратить свое витальное существо-мание. Поэтому он вынужден двигаться в той же мере, в какой должен функционировать его кишечник. Но поскольку есть эффект i держивания, мазохист не может двигаться естественно. Поэтому i го способ жить предполагает сопротивление. Он, говоря конкретно, должен выжать из себя что-нибудь...
Мазохисты выталкивают или выжимают из себя, сжимают жи-11 > г, чтобы добиться некоторой эмоциональной разрядки. Лоуэн подчеркивает: если посмотреть на это шире, можно сказать, что мазо-ч i к т не отрицает реальности, как шизофреник, но и не отвергает сво-Щ требований, как человек орального типа. Он принимает реальность, одновременно сражаясь с ней, он признает обоснованность гпоих требований, в то же время сопротивляясь им. Он больше, чем кто-либо другой, пребывает в состоянии тяжелого конфликта...
§ 5. Мышечный панцирь
Помните, речь шла о малыше, который стоит под градом маминых оскорблений. Он сжался в комочек. Его тело пытается исполь-юиать защитный механизм, чтобы не рухнуть под напором унижении. Но вот беда — эта мышца, которая неожиданно сжалась, она I ик и несет на себе этот зажим. Райх утверждал, что в теле каждого Цглонека есть мышечные зажимы. Тот или иной характер создает имщиту против беспокойства, которое возникает в ребенке под мчиннием интенсивных сексуальных чувств, рождающих к тому In i i pax возможного наказания. Первая защита против этого стра-
167
Раздел II
ха — подавление, оно-то может "укротить" сексуальные побуждения на короткое время. Именно эти защитные реакции и формируют характер. Так появляется панцирь характера.
Что такое "характерный панцирь"? Райх включает в это понятие все подавляющие защитные силы, которые связаны между собой. В результате процесс подавления оказывается либо ненужным, либо он превращает установленное подавление в своеобразное образование. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Райх показывает, что развитие заключается в том, что невротические симптомы, например, иррациональные страхи и фобии, переживаются как чуждые данному конкретному человеку, но в то же время невротические характерные черты, например, демонстративная любовь к порядку или тревожная стеснительность воспринимаются как составная часть личности.
Пациент, к примеру, жалуется на собственную застенчивость, но она не оценивается при этом как бессмысленная или патологическая в той мере, как, скажем, невротические симптомы. Невротик трудно расстается со своими защитными механизмами, потому что они в известной мере эффективны. Человек достигает определен ного невротического равновесия, которое он воспринимает как нор му. Эти механизмы хорошо рационализированы, и они переживу ются невротиком как часть его представления о себе.
Райх также отмечал, что каждое невротическое расстройство выражается в соответствующей физической форме. Он часто im родировал специфические жесты, мимику, позы, которые i ственны пациенту. Он даже просил их самих повторить свой тр фарет поведения, например, нервную улыбку. В результате циенты начинали понимать, что их телесное поведение, жест» куляция не являются чем-то естественным. С этого момент обычно рождалась готовность невротика к преображению свое личности.
Едшгую систему защиты Райх и называл броней или панцире Физический панцирь образует хронические мышечные напрял ния. Ригидность (жесткость) мускулатуры и психологические зг ные механизмы, по Райху, выполняют одни и те же функции, пример, мазохистка не хочет осознавать истинные мотивы свое поведения. Ее мышечный панцирь в свою очередь активно прот водействуеттому, чтобы бессознательные процессы были осознат Он настойчиво сопротивляется психологическому преображении
168
_________________Как сложился ваш характер?_________________
Стоит вам приблизиться к невротическому равновесию, которое выпестовано индивидом, и он воспринимает ваши действия как попытку разрушить его личность. Я уже рассказывал о пациентке, которая продемонстрировала при первой встрече жесткую шею и которая горделиво держала голову. Эта неестественная поза, разумеется, оценивалась самой женщиной как норма. Ведь в своем сознании под влиянием защитных механизмов женщина оценивала себя как гордую, неприступную, интеллектуальную и т. д.
В таких случаях эмоции, которые не получают "разрешения", i юдавляются, ограничиваются или искажаются, порождая феномен неоконченных эмоциональных переживаний. Попытка удержать их содействует еще большей телесной и психологической скованности и ригидности. Сдерживание сексуальных переживаний вызывает :>моции агрессии, гнева, ярости. Невротик оказывается неспособным выразить простейшие эмоции. Ему знакомо, скажем, ощущение щекотки, а не сексуального удовлетворения.
Ненависть, которую часто демонстрирует пациент, может быть обыкновенной реакцией на нежелательное покушение обрушить невротическое равновесие. Одна из моих пациенток попала ко мне п связи с неожиданной смертью ее 20-летней дочери. Горе матери безмерно, прошло уже три года, но она не может прийти в себя. Обычно терапевтическая работа, которую называют психологической реабилитацией, дает свои результаты. Но тут возникли опреде-ценные трудности.
Одна моя студентка, родившая мертвого ребенка, находилась в состоянии депрессивной прострации. Она не могла говорить ни с мужем, ни с мамой, ни с подругами, ни с больничным психоаналитиком. Она сказала мне: "Павел Семенович, спасайте меня". Мы говорили с ней по нескольку часов в день. Я видел, как день ото дня моя студентка "оттаивает", как к ней возвращается жизненная энергия и желание преодолеть свое горе.
Но женщина, которая потеряла дочь, обладала мазохистскими наклонностями. Она упорно отвергала всякую терапию. Все попытки помочь ей наталкивались на упорные разговоры о возможном самоубийстве, о бессмысленности всей жизни. Что и говорить, потерять дочь в цветущем возрасте — огромное, безмерное потрясение. Пациентка достигла определенного невротического равновесия, которое можно, по-видимому, выразить таким образом: "я живу.
169
Раздел II___________________________,
чтобы скорее умереть". Мне с огромным трудом приходилось устранять это невротическое равновесие...
Особенность мышечного панциря состоит в том, что он обладает способностью к восстановлению. Стоит распустить один узел, как запутывается другой. Это похоже на кольчужку... Однако если терапевт помогает пациенту повторно пережить травматическое событие, снять внутреннее напряжение, тогда происходит распускание мышечной брони. Но существует и определенная техника работы с телом. Так Райх стал создателем телесно-ориентированного психоанализа.
§ 6. Распускание мышечного панциря
Райх считал, что характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, или мускульного панциря. Поэтому он соединял аналитическую работу, т. е. опыт реконструкции детских воспоминаний, с расслаблением мускульного панциря. Оказалось, что расслабление мышечного панциря освобождает немалый запас либидозной энергии и помогает процессу психоанализа. Райх установил, что освобождение таких эмоций, как удовольствие, гнев, волнение, достигается путем работы с телом.
Как уже отмечалось, Райх анализировал физические позы, физические привычки. Он обращал внимание на то, как пациент ходит, как он ставит ноги или размахивает руками, как он сидит, ка владеет своим телом. Он показывал, как пациенты подавляют жиз ненные чувства в различных частях тела. Когда обнаруживался оп ределенный зажим, Райх даже просил пациента его усилить, чтоб лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, котор-"упакована" в этой части тела.
Стоит высвободить эмоцию, как исчезает и хронический зажим или напряжение. Постепенно Райх стал работать с зажатыми мыш цами, разминая их рукой, высвобождая связанные эмоции. Рай писал: "В конце концов я не мог избежать впечатления, что физи ческая ригидность в действительности представляет собой наибо лее существенную часть подавления. Все без исключения пациен ты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда он: научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь по средством определенныхдействий, влиявшихна вегетативные фун кции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)...
170
_________________Как сложился ваш характер?_________________
m-^•шt~яmшmma^!lm■imml^^'^^шmжi*■^mя^^ 11 шин»' и' пивши—щтшишгюштм ним ■ mm » шнмт шштн ш^тшяштшт1мт>1тшт»ш*1тшттттшш11ттттяштш0п ишипм» я iwiw ' -пиит
Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, при-i юсит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим Пыл использован для определенного подавления".
Хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Отсюда примечательный вывод Райха о том, что физический (мышечный) панцирь и психологический панцирь — это одно и то же. "Панцирь характера, — писал он, — оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны (образцы) и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате. Они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены. По функции они раздельны".
Приведу для примера описание работы с мазохистом, которую провел Александр Лоуэн: "Моя работа с пациентом была направлена на то, чтобы мобилизовать злость в тыльной стороне шеи за счет сильной экспрессии "а я не хочу". Кроме того, я использовал удары но кушетке, чтобы развить чувствование спины через высвобождение злости. Эти действия давали хороший эффект, который явно нозникал к концу каждой встречи, но через неделю, к моменту следующей, пропадал. Задавая вопросы пациенту, я калодый раз слышал одни и те же жалобы. Пожалуй, тревожность стала чуть меньше, несколько ослабилась тенденция к выталкиванию, но по-прежнему доминировали негативные чувства, отсутствовало сексуальное удовольствие и радость. Я раздражался. Правда, жалобы пациента были оправданными, но в его голосе я улавливал похныкива-иие. Я вдруг понял, что это хныкание связано с мазохистским характером, и это давало возможность увидеть ситуацию психоана-иптически и биоэнергетически одновременно".