ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3779
Скачиваний: 21
После непродолжительного купания отец и дочь начинают одеваться. Все происходит по продуманной и отлаженной схеме. Я всегда ловлю себя на мысли, от чего получают эти дачники большее удовольствие — от купания или раскладывания вещей? Впрочем, сам ответ не вызываету меня сомнений. Можно спросить: а что, надо разбросать вещи по траве и потом искать каждую часть туалета? Речь здесь идет не об аккуратности и стремлении к порядку, которые сами по себе похвальны. Здесь ощутима невротическая фикса ция на скрупулезности и аккуратности. Это, несомненно, анальные черты.
Когда Фрейд задумался над структурой характеров, он прежде всего выделил те черты, которые связаны с анальными чертами. На втором году жизни ребенка его чувственность фиксируется в области ануса. Когда мама меняет подгузники или подмывает ребенка, она неизбежно воздействует на формирующуюся сексуальность младенца. В возрасте от 2 до 3 лет многие дети начинают прояи лять любопытство к своему телу, хотя половые различия они ocol нают чуть позже. Малыши часто рассматривают свои половые орга
158
Как сложился ваш характер?
ны. У ребенка возникает смутное осознание первых сексуальных чувств и первая реакция на них.
Вместе с тем в развитии ребенка можно обнаружить много но-пого. Когда он был грудным младенцем, его физиологические отправления не контролировались им. Ребенок мог получить пищу только В том случае, когда мать давала ему грудь, его испражнения выбрасывались по потребности организма. Теперь ситуация меняется. Ребенок может оказывать сопротивление матери, когда она предлагает ему кашу или, наоборот, высаживает на горшочек. Чадо может заупрямиться и сказать: "Не хочу!"
Анальные черты складываются, когда родители начинают обучать ребенка освобождать кишечник. Здесь не обходится без конфликтов. Во-первых, любое живое существо болезненно реагирует на попытки вмешаться в его телесные отправления. Попробуйте, например, насильно накормить собаку, вы рискуете забыть, что такое друг человека. А теперь сопоставьте это со стремлением матери отправить в рот младенца еще одну ложку каши, в этот раз за бабушку или за прославленного космонавта.
Научившись самостоятельно освобождать кишечник, ребенок может радовать своих родителей. Малыш еще не рассматривает продукты собственной жизнедеятельности как нечто, отделенное от своего тела. Отдав дань природе, он несет свой продукт родителям как некий дар. Но чадо начинает соображать, что может в известной степени манипулировать родителями. Мама высаживает ребенка на горшок, а он уже закрепляет в своем сознании: "А я не хочу!"
Ребенок получает физиологическое удовольствие от очищения кишечника и от сдерживания отправлений. Тут-то и складываются определенные черты характера. Носитель такой структуры пережИ-1ШНИЙ может демонстрировать впоследствии идущие из детства педантизм и аккуратность. Одна их моих пациенток рассказывает, что когда она дома остается одна, она все равно накрывает на стол по всеМ правилам. Расстилается скатерть, раскладываются вилки, ложки, салфетки. Все делается так, как будто в гости нагрянет компания сно-Гюп. А ведь кто-то скажет: боже мой, разве это плохо? Неужели кушать 11. |до на подносе, как попало и наспех? Да нет же! Все дело в дом, ка# ■ "относятся цель и средство. Если ваша цель состоит в том, чтобы получить удовольствие от купания, а в качестве средства выступа-i i раскладывание вещей в установленном порядке, это, несомнеЯ' i ю. i тевротическая ситуация. Если вы хотите вкусно поесть, но ради
159
___________________________Раздел II
этого бесконечно долго и параноически скрупулезно сервируете стол, это означает, что имеет место невротическая фиксация.
Фиксация — это прочная связь с определенными лицами, образами или действиями, которые воспроизводят один и тот же способ удовлетворения. В рамках генетического подхода, т. е. попытки найти истоки такого поведения, фиксация предстает как направленное развитие либидо (акцент на той или иной стадии психосексуального становления). В рамках фрейдовской теории бессознательного фиксация — это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), которые и служат опорой влечениям.
Невротик, как и любой человек, несет на себе печать детского опыта, сохраняет привязанность (более или менее скрытую) к определенным способам удовлетворения, определенным типам, объектам и архаичным отношениям. Психоаналитическое лечение обнаруживает власть прошлого опыта и его повторяемость, а также сопротивление человека самой возможности избавиться от этого.
§ 2. Черты анального характера
С точки зрения психоанализа такая черта характера, как ска редность, является сублимированным анально-эротическим удовольствием от удерживания фекалий. Удовольствие от раскрашивания оказывается десексуализированным наслаждением от игр с фекалиями. Анальный характер демонстрирует такие черты дивида, как бережливость, раздражительность, педантичность проще говоря, скупость, упрямство, аккуратность.
О. Фенихель толкует скупость в качестве преемственной чер от привычки к анальному задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей степени, эротическим наслаждением. Психоаналитики, исследуя анальный характер, обнаружили связь между стремлением к обогащению и изначальны] инстинктивными желаниями. Но при этом деньги могут утрати свою подлишгую функцию рассматриваться как нечто полезно Они хранятся, упаковываются, укладываются в кубышку, но в то время бессмысленно тратятся.
Такая же установка может обнаруживаться и по отношению времени. Человек с анальным характером может быть безмерн пунктуальным, стараясь продуктивно использовать каждую се
160
. „^^.^^^ • Как сложился ваш характер?
ду. Но он же может оказаться ненадежным, т. е. не прийти в условленное время. Так же можно трактовать и такую личностную характеристику, как упрямство. В нем можно найти связь между поведе-11 ием взрослого человека и его детским нежеланием выполнять волю родителей в связи с приглашением на горшочек.
Во взрослой жизни ощущение власти над мамой, выраженное в готовности манипулировать ее требованиями, замещается чувством морального превосходства над окружающими. Каждый человек имеет в своей психике совокупность запретов, вынесенных из детства в качестве определенных нравственных норм. Взрослые люди анальной организации проявляют упрямство для того, чтобы использовать других людей в целях борьбы с этими запретами. Они даже провоцируют окружающих к тому, чтобы те совершили некий i к достойный поступок. И уж тогда точно может укрепиться чувство с обственного превосходства.
Носитель анального характера считает, что с ним обращаются и ('справедливо. О. Фенихель специально подчеркивает, что первоначально упрямство калюется проявлением слабости. Но на самом иле оно помогает "анальнику" поддерживать в себе чувство само-унажения. Акт дефекации в бессознательном ребенка есть своеоб-I'ctiroe примирение с культурными требованиями окружающих. I (едь именно к этим правилам мама приучает свое чадо. Но у взрос-I м о человека это "согласие" принимает форму аккуратности, пунктуальности, щепетильности, пристойности.
О. Фенихель делит характерологические особенности на две об-шмрные категории: "сублимативные" и "реактивные". При субли-i 11 ивном варианте инстинктивная энергия разряжается свобод-|0 Иначе говоря, нередко люди обладают более гибкой способнос-i мо переключать свою психическую энергию. При реактивном об-I' i твании инстинктивная энергия постоянно сдерживается. Это О тачает, что в этом случае гибкость индивида оказывается ограниченной. Он не способен ни к полному удовлетворению своего i ■ iания, ни к сублимации, т. е. к преображенной реализации это-.....ремления.
У анального характера часто можно зафиксировать механизм С активного образования. Это означает, что примерно чистоплотный человек неожиданно оказывается показательно неряшливым. Дисциплинированный и обязательный человек вдруг де-.....' трирует неряшливость и равнодушие к своему долгу. Ана-
161
-------------------------------------_ Раздел II___________________________
литики толкуют также живопись в целом как проявление анальных тенденций. Если человек одарен, но не имеет способности к сублимации, то у него живописные таланты окажутся заторможенными.
Анальные тенденции можно обнаружить также и в том, как человек говорит и мыслит. Мы помним, что человек оральной структуры характера страдает многоречивостью. "Анальник", наоборот, имеет свойство неоправданно сдерживать свои мысли и слова. Аналитики также выделяют в этом характере садистские черты. Это связано с тем, что на детской стадии развития ребенок испытывает к маме двойственное отношение. Его нежность смешивается с упрямой неприязнью к родителям, которые вмешиваются в естествен ные отправления ребенка.
Однажды мне довелось работать с человеком, который класси чески демонстрировал анальные тенденции. Прежде всего он де монстрировал пунктуальность и педантизм. Папки, в которых на холились сведения о студентах, он содержал в демонстративном по рядке. На это он тратил безумно много сил: подшивал, подклеивал выравнивал, подрезал... Но при этом обнаруживал полное равно душие к содержательной стороне дела. Казалось, сам процесс офор мления документов представлялся ему суперважным. Он придав "" ему огромное значение. Он даже произнес любопытную фраз "Представляете, какое это блаженство, — сказал он, — забивать компьютер сведения о студентах". Я лично придаю большое знач ние оформлению документов, но не испытываю блаженства от это процесса.
§ 3. Мазохистский характер
Уже отмечалось, что Л. Крафт-Эбинг первым развернуто опис сексуальное извращение, которое он назвал словом, придуманн в связи с фамилией австрийского писателя Л. Захер-Мазоха. Зде упомянуты все обнаружения мазохизма: физическая боль от у; лов, ударов палкой или плетью, а также моральное унижение — р< ское подчинение женщине или мужчине. Крафт-Эббинг обраi in также внимание на то, какое значение имеют мазохистские фант! зии.
В работе "Экономическая проблема мазохизма" (1924) Фр.-и i различает три формы мазохизма: эрогенный, женский и морал!
162
________________Как сложился ваш характер?_________________
шли. Эрогенный мазохизм — это мазохистское сексуальное извращение. Мазохист-извращенец ищет эротическое возбуждение в Гюли. Фрейд говорил о женском мазохизме, когда описывал сущность этого извращения у мужчин! Он писал: "Если изучить те случаи, в которых мазохистские фантазии представлены в наиболее развернутой форме, нетрудно обнаружить что они ставят субъекта П типично женские ситуации..." И наконец моральный мазохизм обнаруживается в потребности получить наказание, испытать чув-I ню вины или "ощутить сиротство как блаженство"...
Однажды к нам на факультет поступила молодая женгцина, окон-чпвшая медицинский институт. По правилам ее нужно было зачис-IIIть на третий курс, но она выразила желание учиться новой профессии с первого курса. Правда, училась она неохотно, всегда была скованна, зажата. Особенно трудно ей было сдавать экзамены. Отмечая преподавателю, она вся исходила пятнами, еле-еле выдавли-МШа из себя бессвязные выражения и настойчиво пыталась вызнан, у комиссии чувство острой жалости к себе, несчастной, заби-i<>ii, униженной...
Помню, когда я был студентом, в нашей группе был парень со i 11читанным глазом. Придя на экзамен, он имел обыкновение вынимать глаз из глазницы и заискивающе просить: ну, поставьте же инвалиду хоть что-нибудь... Вид пустой глазницы повергал всех в ШОК, и рука преподавателя тянулась к зачетной книжке... Я живо in i юмнил своего сокурсника, когда наблюдал, как моя студентка изо in ex сил и во всех ситуациях стремилась вызвать жалость. При этом она считала, что чем противнее, страшнее уродство, тем лучше. Это in.iглядело уже как жизненная стратегия...
Я начал заниматься терапией этого характера. Однако этот тип s\ iice всех поддается терапии. Его трудно встряхнуть, вывести из привычной колеи. Всякое наказание, осуждение он воспринимает i пк радость... Мазохист всегда хнычет, обнаруживает плаксивость, i щ постоянно старается сформулировать свою проблему как неразрешимую. Стоит ему указать на некую альтернативу, и он начнет и 'называть, что она невозможна. Предложите ему принципиально 111»1тивоположный выход — и он мобилизует все ресурсы на то, что-Пм доказать бесплодность и этого выхода.
11омните, у Ильфа и Петрова вдова бьется о гроб мужа и причи-i к i "Что мне делать?" Кладбищенскому сторожу надоело это слушать, иониз-задерева ответил: "Пеки пироги". А вдова заныла: "Как
163
Раздел II
же мне их печь?" Тогда сторож говорит: "Ну, не пеки пирогов". Эт вообще говоря, модель разговора с мазохистом...
К зиме первого года обучения моя студентка продемонстриро вала небольшие успехи. Она вполне связно ответила на экзамене, я поставил ей "четыре" за знания и "пять" за терапию. Но к весне эти успехи оказались призрачными. Аналитики говорят, что мазохист обычно тянет терапевта в болото. Его поведение можно обозначить формулой, которую он обращает к аналитику: "Ты нехороший, ты не можешь помочь мне".
Когда мазохист приходит на прием, он обычно говорит: "У меня все плохо. Жена загуляла, дети учатся из рук вон плохо. Любовница от меня ушла, а шеф грозит мне увольнением". Обычно пациент старается выделить основную проблему, которая его волнует. Многое в его жизни терпимо, но есть нечто. Мазохист ведет себя иначе: он спрашивает аналитика, что вас интересует, у меня лично все плохо, скажите, какую коросту сорвать и окропить солью?..
В. Райх изучал мазохизм не в качестве сексуальной перверсии, а обращая внимание на анализ мазохистского реагирования. Мазохист часто испытывает тревогу. Но ведь это свойственно и "ораль-нику". Однако переживание тревоги у них разное. Мазохист переживает тревогу под давлением реальных общественных обстоятельств, а "оральник" — из-за ситуации, которой пока в реальности нет, но которая может возникнуть...
Однако какие факторы могут сформировать мазохистский х рактер? Представьте себе, что мама, одевая ребенка, говорит пр мерно следующее: "Ну, что ты за бестолочь такая, сколько раз ну" но говорить тебе одно и то же? Не можешь даже продеть руку в р кав. Откуда у меня родился такой урод? Ведь я же сказала тебе "с дись на горшок", а ты вышел и описался. Вот теперь никуда в гост не пойдем..." Что в это время происходит с самим "уродом"? Он еж; ся в комочек, ему плохо. Что он способен сделать? Поменять ма> Нет, это невозможно. Научиться просовывать руку в рукавчик? мама все равно найдет основание назвать его "уродом". Остаетс один выход: поймать кайф в этом унижении, принять оиределе ный стиль поведения, за которым будет стоять примерно такая р акция: "Что с меня взять, ведь я уродина...".
Мазохист испытывает сложный замес ненависти и нежност Вообразим маму, которая, обеспокоенная запорами ребенка, нач нает стимулировать кишечник с помощью пальчика. Малышу ст
164
пят клизмы и пичкают его слабительными. Ему угрожают побоями и требуют, чтобы он произвел нечто. Но у него не получается. Не¬ясность к маме смешивается с неприязнью к ней. Удовольствие от прикосновения к анусу соединяется с неприятным ощущением на¬силия.
§ 4. Черты мазохистского характера