Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3794

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стало быть, сущность пассивно-женственного характера выра жена в конфликте между слабыми генитальными импульсами и сильным генитальным разочарованием. Энергетический маятник такого человека закреплен в генитальности, но заряд очень слаГ> Пациенты этого типа часто жалуются на преждевременное семян.i вержение. Несомненно, на формирование такого характера окали вал воздействие комплекс кастрации.

Такой характер может иметь тот же исток, что и оральный характер. Представим себе раннее отлучение от груди, которое не при ■ вело к приостановке психосексуального развития. Ребенок, несмот-ря на депривацию, достиг генитальной стадии организации "Я", НО оральный компонент оказал свое действие, генитальность оказала! i, слабой... Если в тот период, когда ребенок развивался и его гена тальность и агрессия поощрялись, то оральный элемент может М чезнуть... Более слабый организм не отказывается от генитальности. Он способен только отречься от агрессии и занять пассивную позицию...

Человек такого типа может отождествлять себя с лсенщино! i 11 детстве это помогало ему преодолеть страх кастрации. Его потрсО ность в контакте с женщиной связана с детской оральной патшт гией, именно эта потребность вступает в конфликт с побужден!Н'М

192

_----------Что происходит на генитальной стадии развития?________

и | >азрядке и удовлетворению. Вот почему человек с пассивно-жен-i i пенным характером ведет себя с женщиной как ребенок. Он не I и особен быть "мужчиной" с женщиной...

Вот строчки из дневника одной женщины, которая описыва-п пассивно-женственный характер: "Я сейчас решаю вопрос: ■ 11ть дальше с Денисом или нет. Мне надоело быть мамочкой для i in >его мужа. Утром он способен устроить скандал из-за того, что к купила сыну пирожное, но мужу не купила. А ведь это его лю-Гшмое пирожное... Живу сейчас с одной-единственной изматы-II.нощей мыслью: зачем я с этим человеком? Я несу ему боль и ■радание..."

**#

Эта тема была посвящена тем индивидам, которые в детском in орасте достигли генитальной стадии развития. Мы рассуждали о i ом, с какими превратностями сталкивается человек в процессе ста-i it тления своей личности, несмотря на благоприятные обстоятель-i i на его пути. Девочка, испытывавшая влечение к отцу, может стать носительницей истерического характера. Аналогом этого типа у мужчин можно считать фаллически-нарциссический характер. Специфические проблемы испытывает ребенок, обстоятельства ■Изни которого рождают соперничество с родителем. Пассивно-Женственный характер несет на себе печать оральности.

Спектр характеров значительный. Но речь шла только о тех люди х, которые проявляют невротические расстройства. Они-то и порождают личностные качества. Садистские стремления могут, к примеру, проявиться вновь в склонности к хирургии или административной службе, а также в общей несексуалыюй тенденции к подавлению, причинению боли, нанесению оскорблений. Сексуальные ■лзохистские тенденции могут быть преобразованы в такие черты характера, как стремление к переживанию оскорблений или уни-■ений. Оральные либидозные стремления могут трансформироваться в общее свойство восприимчивости, стяжательства или жадности. Уретральный эротизм может стать основой честолюбия. Tain ix пациентов мы называем невротиками. Но если степень патоло-i ни возрастает, вместо невроза появляется уже психоз. Тогда анаши ик имеет дело уже с психотиками. К ним можно отнести шизоидов и шизофреников.


193

___________________________Раздел II____________

Вопросы для повторения

Что такое генитальность как феномен?

Как складывается истерический характер?

Чем объяснить конфликт между нежностью и сексуальностью истерического характера?

Как проявляются психологические различия между мальчики ми и девочками, которые достигли генитальности?

Почему парадоксальна формула "постарайтесь расслабиться!"

Чем чревато соперничество между "соблазнительным родит< лем" и ребенком?

Что снижает генитальность пассивно-женственного характера

Могут ли догенитальность и генитальные влечения обрести одном человеке некую соразмерность?

В какие личностные качества могут преобразоваться детски сексуальные стремления?

Чем невротик отличается от психотика?

Упражнение 1

Восстановление сексуального опыта

Сядьте прямо, расслабьтесь, дышите ровно, спокойно. Подума! те о своей сексуальной жизни. Как складываются ваши сексу:i u ныесвязи? Как часто вы вступаете в интимную близость, следу чувству и естественному ходу событий? Приходилось ли вам ори ентироваться и на другие мотивы? Можете ли вы ответим, и вопрос: какие отношения принесли вам радость и удовлетворенш а какие — разочарование и досаду?

Как вы можете оценить ваши сегодняшние сексуальные отЦ шения? Это скорее любовь, нежели секс?

Вступаете ли вы в интимную близость ради обязанности, ЖМ венности, самоутверждения, успокоения, ради контроля над any цией или спасаясь от одиночества?

Упражнение 2

Счастливые моменты жизни

Вспомните тот миг жизни, когда вы ощущали, что вас безмгЦ любят. Подумайте — вас действительно и безоговороч но любил и И

194

Что происходит на генитальной стадии развития?________

была просто сильная привязанность? Это была любовь или вы и сексуально желанны? Вернитесь к этому эпизоду и заново про-вите его. Ощутите каждую подробность того мига. Припомните али, обстоятельства, краски, эмоции.

Постарайтесь восстановить в памяти тот миг жизни, когда вас

нило вдохновение, вы были чем-то захвачены, безмерно увлече-

— налаживанием быта, писали книгу, слушали музыку, осваи-

ш интересную работу. Проживите заново облюбованный вами

к жизни...

Поразмышляйте без горечи и осуждения, что мешает вам испы-плть столь сильные чувства сейчас.

195

Патологичны ли комплексы -----------и отклонения?-----------

§ 1. Садомазохизм

Говоря о половом влечении, Фрейд имеет в виду некую тенденцию, которая может принимать различные формы. Она способна также подавляться и блокироваться. Сексуальность, стало быть, i и ограничивается генитальной сферой. Либидо может выплеснул .< Ц при контакте человека с другими органами партнера, например, 111 ртом или анусом. Сексуальные отношения не обязательно напр.ш лены только на особу противоположного пола.

Но это еще не все. Сексуальному возбуждению способствует Щ J только тот партнер, с которым желанен половой акт У человека м< »к но обнаружить множество различных отклонений. Вот, скажем, С(Л дизм. Это слово связано с именем французского писателя и философа маркиза де Сада (1740—1814). Этот человек написал ряд ромн нов, выпустил сборник новелл "Преступления любви, или Бред стр*Л стей". В своих произведениях маркиз описывал и оправдывал ецм ны сексуальных отклонений.


Немецкий ученый Р.Крафт-Эбинг в своей книге "Сексуалыын тсихопатия" назвал садизмом конкретную сексу алы iyio патологию, Гадизм — это специфическое поведение человека, направленное НИ )бретение наслаждения путем насилия. Садист получает кайф of ризической боли или душевного страдания другого человека. При 1ем не следует думать, будто садист ведет себя по конкретной < чшько в постели. Садист —это тип поведения, характер...

Водитель автобуса видит, как к остановке из последних сил Л>н

кит старушка. Он терпеливо ждет, когда она преодолеет послед.....I

>убеж. Вот бабуля уже почти догнала автобус, уже готова под! ш 11 я на ступеньку. Ну, самый раз. Водитель нажимает на рычаг. ОЦ частлив, наблюдая горе и замешательство незадачливой пасс; i

196

Патологичны ли комплексы и отклонения?

ни. А вот садист в облике профессора вуза. Он получает огромное нпелаждение от своей профессии. Нет, дело не в том, что он сеет вечное, доброе... Право, какое счастье, к примеру, войти в аудиторию, ■е страхом парализованы юные создания с зачетками. И сказать •I i о-нибудь духоподьемное, совсем как у Аверченко: "Давненько я не I и :t;ui маленьких девочек..." Или, к примеру, тот руководитель, который начинает рабочее утро с того, что ломает через колено своих i и учиненных. Господи, сколько соблазнов и наслаждений припас ты ■Я садиста!..

Теперь иное наслаждение — мазохизм. Мазохист обретает ра-■сть от собственного унижения и боли. И опять-таки речь идет не Ьлько об особом удовольствии в постели. Мазохист вечно хнычет, и i он отказался от должностного повышения: "не достоин", то жер-I МП [но терпит унижение и побои от мужа-пьяницы. А здесь унижен-п.. пегает за кинодивой, мечтая ухватить автограф.

Слово "мазохизм" связано с именем австрийского писателя Л.

|.|\ср-Мазоха (1836—1895). Он написал роман "Венера в мехах"

||НГ>9), в котором отразил состояние покорности и склонность к

■ 1|>лданию.

С тех пор тот же Р. Крафт-Эбинг ввел этот термин в спектр сек-

■ v шьных отклонений. Мазохизм — это потребность в унижении, i рпвле, физической боли. Фрейд описывал мазохизм как действи-i г и 1 ,ное побуждение человека получить наслаждение через побои и vi жжение. Мазохизм — это также сфера фантазии, в которых ребе-.....с переживает воображаемые сцены насилия над ним.

11о вот в чем дело — садизм и мазохизм неразрывно связаны <i|>vi с другом. Это, вообще говоря, две стороны одной медали. В ра-1 и Три очерка по теории сексуальности" З.Фрейд представил earn ни и мазохизм как разновидности одного и того же сексуального И шращения, которое в той или иной форме встречается у каждого Целовека

"Садист — это всегда в то же время и мазохист, причем преобла-i и же активной или пассивной стороны этого извращения позво-

..... определять господствующую форму сексуальной активнос-

II — писал 3. Фрейд. Эти понятия австрийский психиатр разви-Rm.ii и уточнял на протяжении всей жизни. Так, в работе "Влечения И i удьбы влечений" (1915) он писал о том, что садизм проявляется риныпе мазохизма, что он представляет собой агрессию, направ-Чп и |ую на другого человека, и в принципе не связан с сексуальным


197

Раздел П.

наслаждением. Мазохизм — это тот же садизм, только направлен ный на самого себя.

Если садизм — это проявление активности, то мазохизм — пр( вращение активности в пассивность. Лишь в связи с мазохизмо динамика влечений приобретает сексуальный смысл. Фрейд пише о том, что лишь "чувство боли, а также другие ощущения неудовол! ствия вызывают сексуальное возбуждение, порождая приятное со стояние, ради которого субъект готов выдержать даже неудовол! ствие от боли". В 1920 г. Фрейд стал рассматривать мазохизм k;i свидетельство в пользу еще одного глубинного инстинкта — инсти 11 кта смерти. Фрейд утверждал, что мазохизм все-таки первичен i подвержен превращению в садизм.

В целом подход Фрейда к пониманию сущности садомазохизм сводится к представлению о нем как о сексуальном феномене, спи занном с влечением либидо. В его понимании даже садистские же лания, не связанные внешне с сексуальностью, все равно в свое основе имеют сексуальную мотивацию, только на бессознателынт уровне.

Фрейд считал, что садистские и мазохистские действия можш наблюдать не только у невротиков, их признаки есть и у здоровых людей. Под влиянием стресса человек может, к примеру, обнаруж! 111 в себе гомосексуальные тенденции. На стадии любовной игры нор мальные люди, целуя партнера, тоже демонстрируют элементы тв) действий, которые мы называем отклонениями. Патологически! признаки обнаруживаются в сновидениях и грезах. Дети, когда oifl стремятся к удовольствию, тоже совершают нечто, что похоже HI сексуальные искажения. Они сосут большой палец, проявляют оби стренный интерес к мочеиспусканию и испражнению. При этом oill испытывают удовольствие. У детей обнаруживается сексуально! любопытство. Они наслаждаются, показывая собственное обнаж* 11 ное тело, и любят подглядывать ...

§ 2. Стадии сексуального развития

Какой вывод следует из всего, что тут изложено? Сексуальны!! шстинкт нельзя рассматривать как целостный. В нем различи п i эазные оттенки. Он спектрален, многосоставен. Сексуальные ШШ гения могут быть спровоцированы различными объектами. Во:к >\ i кение и удовлетворение может быть достигнуто различными cum

198

Патологичны ли комплексы и отклонения?

гобами. Что же выходит? Генитальное влечение к человеку другого пола не универсально, это лишь одно из обнаружений либидо.

Огромное достижение Фрейда—обнаружение детской сексуальности. (Прежде считалось, что половые проблемы и влечения присущи только взрослым.) После работ Фрейда стало очевидным, что человек изначально со времени рождения сексуально заряжен. Более того, псисихосексуальность человека формируется в соответ-i i пии со стадиями детского развития.

Фрейд описал различные "эрогенные" зоны тела — рот, анус и i (ч [Италии. Если стимулировать эти органы, это приносит удовлет-иорение. Эти зоны потенциально активны от рождения. Но каждая Им них последовательно оказывается в центре внимания ребенка. i.iicoBbi стадии психосексуального развития.


У новорожденного младенца нет сознания и ощущения самого (гбя как некоей особости. Он не осознает мир, но испытывает боль м удовольствие. Когда чадо накормлено, находится в тепле и комфорте, оно засыпает. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка ■Ие можно наблюдать реакции удовольствия и неудовольствия. Осо-floc i гаслаждение ребенок испытывает при сосании.

Фрейд подметил, что когда младенца покормили грудью, выра-■|н мне его лица сходно с тем, как выглядит человек после полового ■Гга. Когда ребенок сосет грудь, все его внимание сосредоточено на I'M i мичном действии. Он часто сочетает это с тем, что трет какую-ии1 >удь часть своего тела, например, мочку уха или гениталии. Ста-|" быть, чадо удовлетворяет не только пищевой, но сексуальный ИНс;тинкт. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной.

Если мать перестает кормить ребенка грудью и он получает ис-венное кормление, это неблагоприятно отражается на его пси-ическом развитии. Если недостаточно стимулировать ребенка в Тгчение первого года жизни, ничего хорошего ожидать не приходится. Выл поставлен такой эксперимент. Дети из приюта, которые Находились под наблюдением, получали пищу так часто, что не ис-

......л вали чувство голода. Но в то же время они на длительное вре-

лли предоставлены самим себе. Дети, попросту говоря, были нппгны сексуального и эмоционального удовлетворения. И что же

i.l ЛОСЬ?

. Эти младенцы запаздывали в развитии по сравнению со свои-1н i in рстниками. Они вырастали типично "больничными детьми".

199

Раздел II

Во многих культурах рот рассматривается как орган наслаждения, связанного с сексуальными переживаниями. Об этом свидетельствуют мифы. Во второй половине первого года жизни ребенок начинает более активно исследовать мир вокруг себя. Рот оказывается для него орудием исследования. Он тащит в рот все, что ни попадя. Инстинктивное удовольствие, несомненно, в этот период связано с "оральной зоной".

В возрасте от семи до девяти месяцев у ребенка появляется решительность и напористость в достижении своих целей. Он кусав! царапается, пинает, толкает и обнаруживает другие агрессивные действия, которые нередко смешаны с удовольствием и любовью И тому самому объекту. Чадо, к примеру, дергает мать за волосы и игриво ее покусывает. К.Абрахам назвал вторые шесть месяцев жим ни ребенка "орально садистскими". Он считает, что за укусами скрывается враждебность, которая сочетает в себе сексуальное и агрессивное удовлетворение.

Более того, исследователь склонялся к мысли, что садизм взрослого человека коренится именно в остатках этих инфантильных форм орального удовлетворения.

Правда, эта точка зрения не получила полного признания. Hei которые психоаналитики считают, что садизм связан с преднаме-ренным желанием причинить боль. Но может ли ребенок в возрасте от шести до четырнадцати месяцев ставить перед собой такую зав дачу? Ведь он еще не способен провести различие между своим сой» ственным телом и телом другого. Иногда мать сердится, что ребенок проявляет садистскую враждебность. Она даже отвечает млм денцу тем же, не понимая, что на самом деле доставляет ему уди вольствие.