Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3796

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующая стадия психосексуального развития называется анальной.

Ребенок уже после рождения испытывает приятные ощущенвЯ в анальной зоне. Это случается, например, когда мама меняет ему пеленки. Однако на втором году жизни анальная сексуальность проступает более отчетливо. Чадо получает удовольствие от исторжг ния продуктов своей жизнедеятельности. Здесь наслаждений ма< са. Можно удерживать каловые массы, а можно их испускать. Вот можно также прикосновение, разглядывание и даже обнюхиваши фекалий. У ребенка появляется символическое мышление. Это 0| начает, что моча и фекалии отныне могут связываться с теми koi |ф

200

.__________Патологичны ли комплексы и отклонения? __—__

пиктами, которые возникают между ним и матерью. Например, мама требует сесть на горшочек, а ребенок отказывается делать это. Он осознает, что может теперь не считаться с материнскими требо-илниями и даже манипулировать матерью.

Во время дефекации (испражнения) ребенок испытывает различные состояния, в том числе возбуждение, удовольствие, стыдили беспокойство. В этот период дети проявляют огромный интерес к юму, как все это происходит у родителей, ровесников, братьев и се-(тер. Фрейд предположил, что в этой догенитальной стадии ребенок обретает даже некоторое всемогущество. У него появляется более полное ощущение своего тела. Он учится контролировать свои днижения. Если же реальность показывает, что никакого фактического всемогущества нет, чадо реагирует гневом. У него появляется Фрустрация. Что это такое? Один из моих студентов пояснил не КЗ остроумия — это "полный облом", т. е. когда ожидания не оправдываются реальностью и рождается напряжение.

Вот почему в этом возрасте ребенок становится трудно управ-■емым. Мне часто рассказывают пациенты, что с ребенком нет сладу. Он делает все наоборот. Роворишь ему — держись за руку, он немедленно вырывается и бросается под колеса. Просишь его не трогать игрушку, он упрямо тянется к ней. Не надо тревожиться. Ваш ребенок нормальный. Все зависит от того, каким вы его хотите видеть в будущем. Если покорным и безликим, боритесь изо всех сил с I о самостоятельностью, а если мечтаете о том, чтобы ваш ребенок i i ал независимым, проследите за волнующим процессом — на ваших глазах рождается личность... Возможно, это сказано с некото-pni'i категоричностью, но именно в этом возрасте формируется не-миисимый характер — "Я сам!"

В развитии ребенка всегда присутствует множество тенденций. ()i I легко перевозбуждается и быстро впадает в угнетенное состоя-iiiic. Нередко возникают вспышки ярости. Даже при небольших i 11 >ессах чадо капризничает, хнычет, впадает в раздражение. Фрейд назвал эту стадию садистически-анальной. Маленькие дети, играя, пугают друг друга, пинают и царапают, если хотят, скажем, овла-ic 11, нужной игрушкой. У детей возникает любопытство. Они начинают осознавать генитальные различия между полами.


Наконец, последняя стадия психосексуального развития назы-иастся генитальной. Она характеризуется тем, что ребенок получа-i i щгнал возбуждения в мозг и гениталии. Начиная с третьего года

201

Раздел II

развития, дети обоих полов проявляют повышенный интерес к ана гомическим особенностям и различиям. На этой стадии девочк эказываются генитально ориентированными. Они приобретаю эпыт эротической чувствительности. Девочки пытаются испыта триятное чувственное возбуждение при помощи раздражения кли гора, вагины. Они хотят достичь внутренней генитальной разрядки Этот опыт окажется весьма полезным в дальнейшей жизни. Де зушки научатся получать телесное наслаждение. Теперь, когда дос-гигнута генитальная чувствительность, девочка находит особо )чарование в собственном теле. Она поэтизирует также гениталии i грудь своей матери. Девочка хочет иметь такое же тело. Но в то же фемя она обнаруживает, что лишена пениса. В процессе развития (евочка замечает этот изъян в своем теле. Этот комплекс Фрейд газвал завистью к пенису. У девочки рождается тревога, провоци->уемая незрелым сексуальным состоянием.

§ 3. Зависть к пенису

Итак, девочка в процессе своего инфантильного развития хо-:ет быть мальчиком. Однако она постепенно осознает, что это не рстижимо. И что же — приходит в ярость? Нет, комплекс не исчс ает, продолжая оказывать воздействие на бессознательные импуль ы. Вообще, по мнению Фрейда, данный комплекс влияет на психо ексуальное развитие женщины.

Кого же винить, что все получилось именно так? Девочка счит; i г виноватой свою мать. Почему она не захотела родить ее мальчи-ом? Так постепенно юное создание отчуждается от своей матери |дновременно она тянется к отцу. Так стремление иметь пенис вы-есняется желанием иметь ребенка от отца. Все это способствуй робуждению женственности и закладывает основы взрослой се дальности.

Но всегда ли все складывается удачно? Фрейд считал, что исть к пенису тем не менее отражается в психике женщины, а ногом обусловливая ее психосексуальное развитие. Комплекс мо :ет привести к подавлению сексуальных влечений или к развитии эмплекса мужественности. Иначе говоря, девочка стремится по-эдить на мальчика. Подавление сексуальных влечений ведет к не-эозу а желание быть мальчиком рождает отклонения в сексуаль-□й жизни. Не проанализировав роль комплекса, о котором шлц

202

. Патологичны ли комплексы и отклонения?----------------

речь, невозможно понять и общее развитие женщины, и специфику женской психологии.

Можно ли считать эти взгляды Фрейда общепринятыми? Нет. К.Хорни сочла такое представление типично мужским взглядом. Она полагала, что взгляды 3. Фрейда нуждаются в коррекции. Следует, считала она, пересмотреть предположение, что женщина чувствует себя ущербной именно из-за своих гениталий. С точки зрения мужского тщеславия, утверждала Хорни, это положение казалось слишком очевидным, чтобы нуждаться в объяснении.


Хорни не отвергает того факта, что на этой стадии развития девочка располагает двумя возможностями преодоления комплекса аависти к пенису без всякого ущерба для себя. От аутоэротического самовлюбленного желания иметь пенис она может перейти к женскому стремлению к мужчине (или к отцу), а именно через уподобление себя матери, либо к материнскому желанию иметь ребенка от отца. Но, по мнению Хорни, в психосексуальном развитии женщины особую роль играют анатомические особенности ее собственных половых органов.


Не соглашаясь с Фрейдом, Хорни показала, что зависть к пенису на самом деле совсем иной комплекс. За ним стоит эмоциональная привязанность маленькой девочки к отцу. Она стремится упо-обить себя ему. Стало быть, зависть к пенису можно трактовать как ыражение взаимного тяготения полов. Выходит, зависть к пенису иляется не первичным фактором, который оказывает воздействие а женскую психологию и формирует ее.

Хорни пришла к выводу, что эволюция женщин, представленная психоанализом по Фрейду, оценивалась по мужским меркам. Эта картина расходится с истинной природой женщин. УпрекХорни по-своему забавен и весьма искусен. Психоаналитики просто-напросто выразили типичные представления мальчиков о девочках.

Вот как выглядит это сопоставление (см. табл. 1).

Американская исследовательница считает, что наряду с характерной для женщин завистью к пенису у мужчин имеет место заиметь к беременности, деторождению и материнству. Зачем женщине взращивать в себе комплекс неполноценности? А блаженное iо:шание того, что внутри тебя таится новая жизнь, что благодаря i сбе появится новое существо? А радость, когда оно наконец появит-(н и ты в первый раз держишь его на руках? А глубокое наслажде-

203

Раздел II

Таблица 1.

Представления мальчиков Представления психоаналитика

Наивное предположение, что у девочек, как и у мальчиков, есть пенис Оба пола придают значение только мужским гениталиям

Осознание отсутствия у девочек пениса Горестное открытие отсутствия пениса

Идея, что девочка — это изувеченный, кастрированный мальчик Уверенность девочки, что у нее когда-то был пенис, но она утратила его в результате кастрации

Уверенность в том, что девочку подвергли наказанию, которое угрожает и ему Кастрация рассматривается как акт наказания

Девочка рассматривается как низшее существо Девочка относится к себе как К низшему существу. Зависть к пе» нису

Мальчик не может себе представить, что девочка когда-нибудь сможет пережить свою утрату и преодолеть зависть Девочка не может преодолеть ощущение своей ущербности и неполноценности, ей приходится постоянно бороться с желанием быть мужчиной

Мальчик боится ее зависти Девочка хочет отомстить мужчине за то, что он обладает тем, чего она лишена

[ие и удовлетворение от кормления грудью и счастье от того, что юбенок нуждается в твоей любви и заботе?


Хорни отмечает, что анатомическая "ущербность" женщины [меет место только с точки зрения догенитальныхуровней органи-ации. Именно на ранних стадиях развития девочка способна по агать, что у нее нет чего-то значимого. С позиции же генитальнои рганизации взрослой женщины нет никакого изъяна, поскольку овершенно очевидно, что женщины обладают отнюдь не меньшем!, ем мужчины, но просто иной по природе способностью к половой лизости.

204

Патологичны ли комплексы и отклонения?

§ 4. Комплекс кастрации

Когда мальчик достигает инфантильной генитальности, его поведение отличается тоже некоторыми особенностями. Внимание мальчика приковано к его гениталиям. Рассматривая себя, он ощущает приятное возбуждение и наслаждение. При этом мальчик начинает идеализировать своего отца и хочет иметь такой же большой, как у отца, пенис. Но вместе с тем вступает в силу комплекс кастрации. Так называется у Фрейда специфическая, всеобщая детская реакция на анатомическое различие полов.

Мальчик боится лишиться своего пениса. Это заставляет его мастурбировать. Таким образом он хочет убедиться, что его пенис находится в целости и сохранности. Казалось бы, мастурбация помогает мальчику контролировать свое возбуждение. Ведь наступает определенная разрядка и избавление от напряжения. Но на самом деле эта принудительная разрядка только увеличивает тревожность.

Представление о комплексе кастрации было введено З.Фрейдом в 1908 г. Впоследствии оно постоянно дорабатывалось. Появлялись новые клинические данные, соответственно возникали и новые обобщения. Страх кастрации усиливается благодаря угрозам со стороны родителей или воспитателей. Можно представить себе ужас мальчика, когда, сканцем воспитательница, застав его за мастурбацией, говорит: сейчас принесу ножницы и отрежу тебе пенис.

Вообще говоря, как мы видели, комплекс кастрации свойствен обоим полам. Мальчик испытывает тревогу, что его могут лишить столь дорогого органа, а девочка полагает, что наказание уже настигло ее. Этот комплекс оказывает сильное воздействие на формирование человеческих черт, на психосексуальное развитие ребенка, Мы уже убедились, что взрослая сексуальность складывается не гама по себе, а под влиянием детской эротичности. Именно детская сексуальность определяет либо развитие невроза, либо закладывает основу для психопатических сексуальных отклонений.

С помощью комплекса кастрации Фрейд стремился истолковать широкий круг проблем: от особенностей психосексуального развития ребенка до возникновения неврозов. Психоаналитик пытался на основе этого комплекса показать различие в психологии мужчины и женщины. С ним он связывал установление запрета на инцест, т. е. на кровосмесительные, родственные сексуальные отношения. Фрейд находил также в этом комплексе зарождение религиозных


205

---------------------------------------Раздел II

шрований, а также становление моральных идеалов и культурных ценностей.

В истории последующего развития психоанализа идея Фрейда ) комплексе кастрации обсуждалась весьма интенсивно. Один из веников Фрейда Отто Ранк (1880—1939) пытался найти глубинные 1стоки этого комплекса и самого страха кастрации в детском развитии, а еще раньше в травме рождения. По мнению Ранка, человечес-сая психика изначально травмирована актом рождения, который маменует разрыв с природой. Именно травма рождения, исторже-ше из материнской утробы составляет корень всего психического. (

Человек на протяжения всей своей жизни стремится вернуться ! потерянный рай. Чем дальше развивается культура, тем более 1зысканными становятся формы выражения этого желания. Опыт :вободы, обретенной после рождения, глубоко травматичен, еслине >едет к установлению новой связи с миром на более высоком уров-ie. В противном случае платой за свободу оказывается невроз. По шению Ранка, внутрипсихический конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об ужасе рождения и неосознаваемого же-сания вернуться в материнское лоно. Само же сексуальное влечете провоцируется наличием неосознаваемого стремления оказать-:я в материнском лоне.

О позиции Хорни уже говорилось. Если бы зависть к пенису, писала она, была первым проявлением таинственного притяжения голов, то не следовало бы удивляться и тому, что анализ обнаружи 1ает существование этой зависти в еще более глубоких слоях, т.е. ЕЯ юлько в желании иметь ребенка и нежной привязанности к отцу.

Наконец некоторые психоаналитики сделали вывод, что пени гужно рассматривать не в телесной конкретности, а как некий сим» юл, т.е. фаллос. Так поступил, например, французский исследова ^ель Жак Лакан (1901—1981).Он пришел к убеждению, что психи са человека оказывается под влиянием значения фаллического сим> юла той или иной культуры.

§ 5. Эдипов комплекс

Античный миф рассказывает о том, как в семье фиванского цар 1ая родился мальчик. Оракул предсказал, что это чадо, став взрос 1ым, убьет своего отца и женится на своей матери. Тогда царь при сазал отнести мальчика в лес и оставить на съедение диким зверям,

206

Патологичны ли комплексы и отклонения?

11 о пастух пожалел мальчика и отдал его бездетному царю Полибию. ()днажды, когда мальчик уже стал юношей, он шел по дороге и увидел, как навстречу ему несется колесница. В ней сидел старик, ко-i с >рый кричал, чтобы юноша убирался с дороги. В сердцах он даже in рел юношу бичом. Тот вскипел и убил всадника, оказавшегося его и 111рм. Так сбылось первое пророчество оракула.

Потом юноша отправился в Фивы, разгадал там загадки, которые мифическое создание Сфинкс предлагало всем путникам. Если загадка оставалась неразгаданной, путника ждала смерть. Ответив на вопросы Сфинкса, Эдип убил его (или ее, потому что Сфинкса изображали иногда с женской головой) и стал царем Фив. А женой 1111 оказалась вдова Лая. Так сбылось и второе пророчество.