Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3799

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однажды Фрейд и его жена с супругами Брейерами смотрели it театре трагедию Софокла "Царь Эдип". В антракте они обсуждали исход истории. Эдип, узнав, что он отцеубийца и человек, нарушивший запрет на кровосмешение, ослепил себя. Однако и мать его тоже повесилась. Произошло это еще до того, как открылась правда. У Фрейда возникла догадка: она, по-видимому, знача, что живет с сыном. По-видимому, решил Фрейд, влечение ■бенка к родителю противоположного пола — это глубинное универсальное чувство. И только один раз в истории оно завершилось убийством отца, самоубийством матери и ослеплением

■ i.nia. Об этом повествует миф.

В 1897 г. Фрейд в одном из писем к берлинскому врачу В.Флиссу и шожил свою концепцию Эдипова комплекса. Он и сам себя под-Мрг самоанализу, припомнив ранние противоречивые, смятенные |\'|»тва нежности к матери и ревности к отцу. Фрейд стал вести на-ВПодения над детьми и постепенно пришел к выводу о всеобщем, v ш i нереальном действии Эдипова комплекса. Иначе говоря, Фрейд i ■ 11 пал, что Эдипов комплекс служит своего рода проклятием, тяго-и'ющим над каждым мужчиной. Они ненавидят отца и боятся его. шл ьчик всегда испытывает сексуальное влечение к матери, воспри-нпмая при этом своего отца как соперника.

Итак, Фрейд обнаружил в глубине человеческой личности in i. 1МОЖНЫЙ, вполне реальный конфликт между любовью и ненави-i и.к). Это противоположные устремления, которые действуют бес-I и шательно и оспаривают друг у друга область сознания. Психо-

■ |политическая терапия может высветить скрытые причины конфликта, вскрыть те побуждения, которые его обусловили. Это может

207

___________________________Раздел II

сделать конфликт ослабленным и вообще устранить его патологический характер.

Наивысшего значения Эдипов комплекс достигает в детском возрасте между 3 и 5 годами жизни человека. Потом он обычно угасает и возрождается только в пубертате, т.е. периоде полового со зревания. По мнению Фрейда, Эдипов комплекс порождает, в конеч ном счете, осознание вины, которое часто овладевает невротиками. Он вообще составляет ядро неврозов и в значительной степен определяет их содержание. Именно в этом комплексе определяете детская сексуальность, она же обусловливает взрослое чувственно поведение. Ребенок в конце концов одолевает Эдипов комплекс. Н это удается далеко не всегда. Во многих случаях возникает невроти ческое расстройство.

О.Ранк оспаривал это положение Фрейда. Он даже миф об Эди пе толковал по-своему, в соответствии с концепцией травмы рожде ния. Стремление человека вернуться в материнское лоно для Эдип осуществилось на уровне реальном, жизненном, ведь он стал муже" матери и проник в ее лоно. А на уровне символическом миф расска зывает, что ослепленный Эдип бросился в пропасть. Ясное дело рассуждал Ранк, пропасть — это материнская бездна.


Швейцарский психоаналитик Карл-Густав Юнг (1875—1961} по лагал, что Фрейд не учел влечения девочки к своему отцу. Он оп сал комплекс Электры — своеобразной женской формы Эдипов комплекса. К.Хорни тоже коснулась этой темы. Она считала, что де вочка проходит через стадию женской любовной привязанности отцу. Одновременно она испытывает неистовую ярость и чувств мести из-за пережитого разочарования. Ведь отец не может отв тить адекватно на ее генитальные чувства. Девочка переживаетт^ же чувство вины, которое возникло у нее под влиянием инцестуо-ных фантазий. Именно к отцу относятся многие ее переживания.

Фрейд наблюдал, как дети в возрасте от 3 до 5 лет начина демонстрировать действие Эдипова комплекса. У них складывае ся сильная сексуальная привязанность к родителям. Дети в сем состязаются за право быть любимым. Психиатр признавал, что де ские сознательные и бессознательные фантазии обусловлены се суальным возбуждением. Они провоцируют конфликтное отнош ние к родителям, которое сопровождается обостренными чувств ми любви и ненависти.

208


__________Патологичны ли комплексы и отклонения?___________

§ 6. Эдипальные отношения

Один из моих студентов написал в своем дневнике: "Я постоянно испытываю желание унизить вас, но я боюсь вашей мести". По-I шесуждаем — откуда у студента может возникнуть ко мне столь неприязненное чувство: я никогда не унижал его, не ставил плохих оценок, но проявлял равнодушие. Иной может сказать: мало ли из каких источников может родиться ненависть.

Впрочем, один из источников такой неприязни мне понятен. У молодого человека еще с детства не заладились отношения с отцом. Конечно, их исток — эдипальные отношения, т.е. привязанности и отторжения, которые возникают в треугольнике — отец, мать, ребенок. Сейчас мой студент живет отдельно от родителей, своей семьи у него нет. Отец оплачивает жилье, дает деньги на обучение и 111 юживание. А добрых отношений нет. Студент хочет унизить меня,

10 боится возмездия. Однако мои возможности отомстить ему ог-I >аничены. Учится он на "пятерки", отчислить его я не могу. Да и вообще идея мести абсурдна. Не моего наказания боится студент, а pro, отцовского, которое грозило возмездием за страсть к матери. 11сдаром говорят: мы все родом из далекого детства.

Авот исповедь пациентки. "Сегодня ко мне приехал отец. Я очень i пльно на него раздосадована. Срываюсь, повышаю голос, хотя он ничего плохого не сделал. У меня к нему одновременно два чувства: н любовь, и неприязнь. Через некоторое время мне стало неуютно с ним, захотелось, чтобы онуехал, хотелось остаться одной и занять-i и своими делами. Мне было пять лет. Я у мамы интересовалась, как иыглядиту папы переднее место. Мама сказала: спроси у папы. Ноя \отела, чтобы мне непременно показали. И тогда они вот что придумали. Папа мылся и позвал нас с мамой. Что я увидела: в ванне в иоде лежал мой папа, гениталии спрятал между ног так, чтобы не шло видно ничего. Я внимательно рассматривала папино тело, но догадалась, что "это" он спрятал. Но я так и не решилась сказать об


11 ом". И вот еще одно интересное извлечение из дневника. "Я прислала к отцу. Он запил. Домау меня мрак: грязь, запахи. Он лежит и ■Го-то агрессивно бормочет. Я вдруг почувствовала, как на фоне раздражения и неприязни к отцу возникла агрессия к Всеволоду. I (очему я все время ему верю, а он мне все время врет? Даже тогда, мнда наши отношения были не худшими. Он всегда врал. Если я V11 рекала его в чем-то, ревновала, он наивным голосом говорил мне:

209

210-211

Раздел II----- ................ -----------

Упражнение 1

Возьмите два листка бумаги. На одном запишите, какие качества в мужчинах вам нравятся, а на другом — какие не нравятся, На другом листке ответьте на те же вопросы по отношению к женщине. Теперь на первом листке ниже ваших записей запишите, какие качества вашего отца восхищали вас в детстве, а какие всегда вас раздражали. На втором сделайте записи, которые относятся В вашей матери.

Теперь сравните ваши записи. Подумайте, нет ли в приведен" ных оценках поразительных совпадений. Обратите внимание на то] как влияет детское восприятие на ваши взрослые поступки и предпочтения. Поразмышляйте о том, как проявляется ваше отношение к родителям сегодня. Не изменились ли ваши ценностные ориентации — возможно, осуждение родительской холодности вы воспринимаете сейчас иначе, чем в детстве. Отчего ваши оценки изменились или, наоборот, остались прежними?

Упражнение 2

Постарайтесь вспомнить эпизоды первого сексуального опыта. На этот раз подумайте о том, какие чувства вызывали те сцены — любопытство, страх, повышенный интерес, отвращение, разочарование. Поразмышляйте о том, несет ли ваша взрослая жизнь след тех детских впечатлений.

212

ГЛАВА ::

г Неужели в другие эпохи ----------любили иначе?----------

I (тот случай произошел в одной из московских школ. Накануне Международного женского дня девочки восьмого класса решили Щ шлективно начать взрослую жизнь. Но вот несчастье — одной де-ночке так и не удалось в тот злополучный вечер расстаться со сво-III невинностью. Она была потрясена своей невостребованностью и повесилась.

Неужели во все века девушки постоянно поступали именно так?

II ни в другие эпохи любили иначе?

§ 1. Эрос

Когда древние говорили: "Я человек и ничто человеческое мне не чуждо", — они подразумевали эмоции и вожделения, тайные умыс-III,! и страсти. Эти движения души уникальны: их нет в животном мире. Драма человеческого существования раскрывается именно в "упоении страстями". Среди них первозванной кажется любовь... 11сдь человечество ни одного дня не могло бы прожить без нее...

Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизы-liiu-T человеческое существование на протяжении всей жизни. По ■ у i и дела им определяются фундаментальные основы бытия. И в то ■е нремя эрос проявляется как глубоко индивидуальное, сугубо лич-■Остное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и непо-И1 прима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, i ■ му. Знойное пламя эроса — вечное повторение и вечное открытие...


Итак, размышления об эросе, о его проявляемых в разных куль-i v pax влияниях на глубинную тайну пола, о пасторальной и темной i i расти дадут представление об удивительных сексуальных суще-I i пах, о неожиданных и поразительных соблазнах сладострастия.

213

__________________________Раздел II___________________________

могучем предвозвещении необыкновенного чувства, о любви, ко-орую Максимилиан Волошин назвал "лампадой снов, владычицей ачатий". Эрос как одна из человеческих страстей, приближающих :ас к философскому постижению человека.

В нашей стране еще сравнительно недавно любовь находилась од надзором. Так, вообще говоря, происходит в любом тоталитар-ом государстве. В эротическом увлечении человек проявляет себя райне индивидуально и свободно. Вот почему тоталитарные пра-ители стараются взять под контроль интимную жизнь человека, арающий меч обрушивался на каждого, кто не сумел удержать соб-гвенные страсти в предуказанных пределах.

Сегодня — совсем иное... Запретно лишь то, что находится за амками закона. Можно, например, купить древние китайские трак-аты об "искусстве спальни" или индийскую "Камасутру", эротичсо ие гороскопы, рекомендации. Есть ли нужда в пылком осудитель-ом елове? Не думаю...

Изживая пуританство, невозможно не впасть в противополож-ую крайность. В истории человечества так было не раз. В разных ультурахклюбви, к эросу относились неодинаково. Любовные чув гва человека вечны, неизменны. Но культура, несомненно, оказы-ает воздействие на эротические нормы. Господствующие стандарт ы поведения определяют форму не только массовых, но и личных ереживаний. Сексуальное буйство сменяется целомудрием и на-эорот. И все-таки в этом чувстве во все века и времена больше об-(его, чем различного. Каждому из нас по-прежнему близка и по-ятна любовная драма Суламифи и царя Соломона, Дафниса и Хлои, эистана и Изольды, Ромео и Джульетты.

§ 2. Эрос древних цивилизаций

"В храме Изиды на горе Вати-эль-Хав только что отелила первая асть великого тайнодействия, на которую допускались верующЛ алого посвящения... Сегодня был седьмой день египетского месД а Фаменота, посвященный мистериям Озириса и Изиды. С вечерИ )ржественная процессия трижды обходила вокруг храма со свШ мьниками, пальмовыми ветвями и амфорами, с таинственными гмволами богов и со священными изобралсениями Фаллуса".

Это строчки из рассказа А.И.Куприна "Суламифь". Они вводят ас в первый фрагмент нашей темы. Эрос — изначальная, стихищ

214

Неужели в другие эпохи любили иначе?

м. 1я, мощная страсть, которая запускает в действие механизм по-ризкдения мира. Образ живительной природы был непременным компонентом мистических культов начала времен. Поклонение ей проявлялось в разнообразных формах, иногда аскетических, иногда бурных, оргиастических.

О том, каким был эрос в древних цивилизациях, мы можем супить по уникальным памятникам культуры — мистериям древнего мира, сугубо секретным обрядам с участием лишь посвященных. Пыько в средние века они превратились в театрализованные пред-i i а пления, доступные зрителям. Вот одна из мистерий. Бог Сет ре-1ИИЛ погубить собственного брата, божественного Озириса. Пригла-MI и его на пиршество. Там с помощью лукавых слов заставил лечь в I»и кошный гроб. Затем захлотгул крышку. Так свершилось задуман-.....■. Гроб с телом великого бога оказался в Ниле.


Жена Озириса только что родила сына и совершенно ничего не т. i на о судьбе супруга. В тоске и рыданиях она отправилась на поимей. Рыбы рассказали ей историю о гробе, который волнами от-Цесло в море и прибило к Библосу. Там выросло громадное дерево и i н| плло в своем стволе труп бога и его плавучий дом. Царь той страны даже не догадывался, что в мощной колонне, которую он прика-III сделать из дерева, покоится сам бог Озирис, великий податель Жизни.

Изида отправляется в Библос. Тянселая каменистая дорога, жаж-

II и зной окончательно подрывают ее силы. Однако ей удается ос-i и ii к >дить гроб из середины дерева. Она уносит его и прячет в город-i кую стену. Но Сет опять тайно похищает тело Озириса, разрезает 11111 ia 14 частей и рассеивает по городам и селениям Египта. И все рацио верная супруга не прекращает странствий и поисков.

I 5 Древнем Египте оргии входили в высший культ скопического глужения Изиде. Мистерия как раз и воспроизводила тайный смысл

III и 'исходящего. Вот десять жрецов в белых одеждах, испещренных 111 и i гыми узорами, вышли на середину алтаря. Двое других, одетых М женское платье, изображают Нефтис иИзиду, оплакивающих Озириса... Мистерия рассказывала также об обряде скопической жерт-......юсти. Вернейшие поклонники Изиды соглашались на оскопление,

i >та кровавая жертва напоминала о расчлененном теле бога.

Многочисленные философы, мудрецы, ученые и писатели пы-I и II ись распознать ускользающий смысл древних мистерий. Какие |н in ,ные события человеческой истории нашли отражение в этих

215

___________________________Раздел II________________________ J

культовых действиях? Отчего они вновь и вновь разыгрывались на протяжения веков? Почему священная жертва отрекалась от страсти во имя божественного плодородия? Наконец, какие стороны человеческой природы проявлялись в культовых действах?

Разгадать смысл священных историй — значит, проникнуть в тайну человеческой природы. Раскрыть феномен любви — по существу, распознать феномен человека. Ведь каждый из нас независимо от того, к какой культуре принадлежит, пытается преодолеть одиночество, обрести сладчайший миг единения. В человеческой любви и коренится та сила, которая создала миф.

Древние мистики утверждали, что любовь духа первична по отношению к любви тела. Любовь открывалась в мистериях во веб] времена и у всех народов. Это единственный путь к Богу, к жизни вечной. Любовь нисходит с неба. Только она возвышает землю и ос вящает ее. Возможно, здесь и таится первоначальная разгадке Любовь плоти делается великой и святой, когда она становится ре ализацией и завершением любви духа.

Какие чувства испытывал человек после и благодаря мистерии?

Возвращаясь к обыденной жизни, он не мог забыть о глубинных переживаниях. Человек испытывал необыкновенное потрясение, завораживающее все его существо. В сравнении с этим очаровали ем рутинная жизнь казалась пресной и малопривлекательной. Oi m воспринималась как пролог к новой мистериальной реальности.