ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3811
Скачиваний: 21
На чем основана ваша любовь — на сексуальных переживани-н \. /1ушевной близости, экономических расчетах, привычке? Что в ном переживании можно считать главным? Уходит ли с годами и. hi к: чувство к этому человеку или оно становится более прочным и шубоким?
Упражнение 2
Секс в вашей жизни
15ы сидите с закрытыми глазами. Дышите глубоко, ровно. Слыш-H.I музыка. Сейчас вы будете вспоминать, какую роль играет секс в
251
_____________________Раздел II___________________ ,
шей жизни. Зачем люди вступают в интимную близость? Относись ли вы к сексу как к достижению? Как к способу установле-я более близких отношений? Не был ли секс в вашей жизни спо-5ом избежать одиночества? Не воспринимаете ли вы секс как обя-пюсть?
Не является ли секс для вас успокоением? Лекарством от тоски? занимались ли вы сексом ради самоутверждения? Ради любопыт-:а?
А теперь подумайте — можно ли говорить о сексе в вашей жизни : естественном и органичном проявлении глубокого чувства не-эсти и любви к близкому человеку?
252
ГЛАВА 7
Отчего умерло -------------ваше тело?-------------
§ 1. Загубленная чувственность
Красивая молодая женщина, пришедшая на прием, вдова. Ее муж погиб при невыясненных обстоятельствах. Замуж она вышла I Hi лет. Интерес к сексу поначалу был обостренным, но постепенно стал угасать. Муж решительно отвергал поцелуи как проявление нежности. Он вообще не понимал, зачем нужно целоваться. Не 111 Hi знавал супруг и любовные прелюдии. Если у него возникало сек-
шьное желание, он немедленно пытался его реализовать без И п.юканных сантиментов. После половой близости немедленно ос-ГЫнал, не испытывая никакого желания выразить юной богине
■ пню благодарность...
Смерть разрушила брак, но 24-летняя женщина признается:
111 к -ледние годы брак перестал доставлять мне удовольствие. Дело
мню к разводу, но тут случилась эта трагедия. Откровенно говоря я
in пытала чувство облегчения: не надо бракоразводных процессов,
i II и иб и все. Но вот причуда: я вообще потеряла интерес к сексу.
Уже несколько лет у меня не было интимной близости. Был у mi i hi роман с молодым человеком. Он моложе меня, хотел женить-
■ и на мне. Признаться, я тоже думала о такой перспективе наших • и i к и пений. Но я поймала себя на том, как изощренно избегаю пони ил х контактов. Я намекала партнеру на женские дела, на головную боль, на возможный приход гостей. Отношения по существу
I' и пались..."
Пыходит, муж загубил женскую чувственность... Превратил
in пне, страстное существо в невротика, искалечил ее жизнь... Все
ни гак. Но разве сам он получал удовольствие от жизни? Разве не
НИ и шл себя самого лучшего напитка, который дарован нам приро-
<Угкуда вообще возникают персонажи, у которых мертвое тело?
253
___________________________Раздел ТТ
"Мертвое тело" — это метафора или реальность? Увы, и то, и дру-, гое. "Мертвое" — разве я не ощущаю его? Разве не переживаю ост-ро чувство голода или боли, накатов страсти, зов инстинкта? Неужели можно потерять собственное тело, перестать его ощущать, воспринимать его как бы стороны? Несомненно. Возьмите свой рисунок из предыдущего задания. Помните, предлагалось нарисовать собственное... И что же?
Неужели это странное кактусообразное творение — ваше тело? Правда ли, что маскообразное бесформенное лицо принадлежит дменно вам? И потом, почему вы нарисовали себя в одежде? Раз не ваше тело — это платье или костюм? Что? В задании не сказано, гто тело должно быть обнажено? А разве нужно это специально под 1еркивать? Ведь было обусловлено, что вы нарисуете тело, а вы . 13образили костюм, оборочки, платье — все что угодно, только не 'ело... Да, вы предупредили, что не умеете рисовать. Но разве мы фоходим технику рисунка в Строгановском училище? И потом — ' вас не так плохо с рисованием. Только вы бросили все силы на [зображение туфель, складок, поясов, рюшечек. Где же тело?
Оказывается, мы его потеряли. Неужели можно утратить свою шоть? Безусловно, тело — это основа нашей идентификации. Я — то прежде всего мое тело, мои мышцы, мои органы, мои суставы... [о вот воспринимаю ли я себя? Рисунок хорошо показывает, как а бессознательном уровне вы ощущаете свою телесность. Вот па тих рисунках, к примеру, нет половых органов. У вас их действи ельно нет или вы слушали голос цензуры: с какой это стати я дол-сен признаться, что не являюсь бесполым созданием? Нет, все ос- ; альное, пожалуйста, додумывайте сами. А это что такое? Ага, вме-го гениталий пририсована надпись: "Цензурой запрещено". Her, j ы так не договаривались. Причем тут цензура, чья она?
Не станем томить душу, цензор — это наше сознание. Это оно ^доказывает вам, что голое тело неприлично... Совеем как в на-ей Государственной Думе, где кое-кто утверждает, что нравствен j элько одетый человек, а обнаженный — заведомо аморален... Boi ш мы сами отрекаемся от тела. Смотрите, вот эта пупктирнан j -шия или дважды обведенные очертания — они как раз и свидс-1 шьствуют о том, что именно в этих местах вы свое тело воспрш 111 аете весьма приблизительно, почти условно...
Мандельштам написал такую строчку: "Дано мне тело, что миг ;лать с ним?.." Замечательно схвачено. Тело воспринимается как
254
Отчего умерло ваше тело?
flu со стороны, причем вызывает искреннее удивление: в самом Ьле, что мне делать с ним? Но ведь тело и есть источник нашей нишненной радости. Оно постоянно напоминает о себе — вот оно nil |енеет от ужаса, вот содрогается от "укусов неразделенной люб-ип", как сказано у Бабеля, вот трепещет от нежного прикосновении, вот пребывает в раю удовлетворенной сексуальности.
А вот из дневника пациентки, и здесь совсем про иное.
"Семья для меня главное, в этом нет никакого сомнения. Но ког-л.| и была не привязана к семье (в моем первом браке), была абсолютная свобода, постоянные приключения, все время "что-то слу-Нлось. Неужели та жизнь — моя или просто возраст? Пусть даже ■кК, но то, что я имею сейчас, мне бесконечно дорого и я бы не хо-11 и; i ничего, ни капельки изменить, но отчего же так плохо, так тос-и и 11 во, серо, слабо, вполсилы? Я опять кручусь на одном месте. Раз-н I и окение, безысходность, усталость. Кто я? Какая я? Что мне надо, •и <>Пы я успокоилась? Отношение к сексу. Похоже, что он перестал ИСНя интересовать. Иногда я думаю: "Какой ужас, половой близос-i и не было уже две недели! Нет, надо сегодня же..." Вечером все та щ усталость, апатия и конечный исход: "Ничего не хочу!"
Вы думаете, что это написано престарелой матроной? Ничуть 1и «н.гвало. Прелестная молодая особа находится на пике собственной -женственности. Только-только начинается бальзаковский воз-i' к i Ауже не пресыщение, нет, а именно апатия, равнодушие, уста-Цос i ь. Иной читатель взовьется: где это аналитик откопал таких сек-■ v гп,ныхбеженцев, да еще на фоне сексуальной революции? Поверь-i ■ i течет революции — это во многом миф. Да, отношения между ролами изменились, нравы стали более свободными, речь — более 11 i.i уальной. Но сколько несчастных, страдающих, отказавшихся • и с коего тела! Честное терапевтическое... это только мнится, что Их меньшинство...
§ 2. Как мы теряли свое тело
I i новейшей истории первым, пожалуй, забил тревогу немец-Miii философ Артур Шопенгауэр (1888—1960). Он начал писать об in i пиных и неистинных человеческих потребностях. Что может быть важнее для человека, нежели его здоровье, — спрашивал этот |" in кий мизантроп. Иотвечал: ничего. Надо бы неустанно думать | |доровье... Ведь это единственный источник радости. Неужели
255
___________________________Раздел II
счастлив король, у которого больное тело? Но люди рассуждают ина че... Они думают о вине, об общественном признании. Пусть тел будет хилым, но зато оно облачено в расшитый мундир, на кото ром красуются ордена...
Вторым, условно говоря, можно назвать американского фило софа и психолога Уильяма Джеймса (1842—1910). Рассуждая о лич ности, он подчеркивал, что предпочтет современный человек иметь слабое тело, но красивое одеяние или надеть рубище нахо пеное, здоровое тело? Этот вопрос в начале века психолог зада( нам, тем, кто приблизился к веку иному..
Ну, а уж Фрейд расписал эту проблему по всем статьям. Вообщ австрийский философ не любил философствовать. Он считал себ строгим ученым, опирающимся на точное знание. Но вот свою ра 5оту "Недовольство культурой" он начинает прямо-таки с метафи зического вопроса: "В чем смысл жизни?" На эту тему размышля пи многие мудрецы. Договорились даже до того, что, возможно, нп никакого смысла... Живем без конкретного смысла... Но Фрейд ti11 не думал. Он сразу брал проблему за рога. Смысл жизни — в радос ги, которую дает удовольствие. Человек счастлив, если вкушает все тары жизни... Наслаждение — вот смысл существования. И среди них самое большое из всех дарованных нам — секс...
Все наши чувства продиктованы желаниями. А желание возни кает благодаря телесным импульсам. Поглядите на малыша: онсмс ;тся, потому что сыт. Он плачет, потому что хочет спать... Он сер тится, потому что его не берут на руки... Все его инстинкты зада! и гелесностью. Его сознание еще не пробудилось, поэтому у него не стругах ориентиров...
Но у взрослого человека есть сознание. Оно-то и мешает чело-зеку жить своей телесной жизнью, потому что между телом и го знанием может возникнуть разлад. На уровне сознания индиви воспринимает себя так, а на уровне тела — иначе...Поясним эт примером. Вот бежит собака, у нее перебита лапка. Она всем сво им существом воспринимает это бедствие. Ей просто некуда отдрей фовать со своими ощущениями. Ведь у нее нет сознания.
А у человека всякая телесная ущербность может быть не тольк воспринята как таковая. Человек в сфере сознания может попы гаться даже чем-то компенсировать собственный изъян. Индиви может убежать от своей инвалидности в сферу возвышенных по буждений. Так, женщина с загубленной подавленной сексуальное
256
-----------------------Отчего умерло ваше тело?___________________
и.ю может обрести суррогатное ощущение своей чистоты, нежити пости, изысканности. Именно в сознании возможно невроти-мспсое предательство плоти.
Вот почему все исследователи отмечают, что тело — это священ-111.1 й сосуд. Оно живет собственной жизнью. Тело подвижно, оно от-мпчается необыкновенной экспрессией, его жесты спонтанны. 11. i и ia плоть — вместилище чувств. Но у человека есть еще и ум. Так (ему отдать предпочтение—уму или телу? Вопрос кажется странным, но ведь беда современной культуры заключается в том, что мы рассматриваем тело как некое средство, своеобразный инструмент для ума. Вот почему "мертвое тело" оценивается как нормаль-i к к- состояние. Тело вообще измеряют в килограммах, его сопостав-ншот с неким современным стандартом. Сегодня, к примеру, но-| нг тощее тело, а завтра, наоборот, упитанное...
И вот печальная экспертиза: современная культура отвергает оно. Чего хотят люди наших дней? Власти, собственности, престижа. Конечно, существует культуризм, здоровый образ жизни, темп ное наслаждение, но увы! Тело погребено под завалом модных культурных ориентации. Скажи современному невротику: ВСОДи из политики, обретешь утраченное здоровье, он посмотри г на тебя с изумлением. Обратись к трудоголику: полно, пере-i гань терзать свое тело, прекрати, и он опять-таки подумает, что тред ним некий персонаж по имени Хаим-наивняк... Скажи че-Ювеку, измученному карьерными интригами: надо завязывать, ион догадается, что вы засланный казачок. Растолкуй предприни-ма гелю, что бизнес отобрал у него все телесные радости, и он напомнит тебе о выпивке и о бане.
Свое тело мы теряем в детстве. Представьте себе малыша, ко-юрого покормили грудью. Он лежит, покряхтывает и вдруг начи-п.и г плакать: видимо недокормили... И что же? Мама бросается к нему с ненавидящими глазами: "Ты что орешь, стервец такой... Я 'in тебя только что не покормила?". Для малыша — это страшное потрясение. Как говорится, шок — это по-нашему. Чадо испуганно и i ихает. Оно получило едва ли не первый жизненный урок: если м петь наслаждения: не вздумай орать. Ага, думает крошка на язы-■ еще скромных проблесков мысли, всякое удовольствие запретно, захочешь чего-нибудь, а схлопочешь крупную неприятность... Малыш затихает, а мама с восхищением подводит итоги: "ребенок i тал послушным". И невдомек ей, что в коляске-то невротик...
257
___________________________Раздел II__________________________.
§ 3. Компенсация ума
Одна моя бывшая студентка, судя по всему, потеряла свое тело в далеком детстве. Это и стало причиной ее невротического попе дения. Прежде всего она оказалась фригидной. Половая холодность у женщин — довольно распространенное явление. Одни ощущают это как проблему, мучаются, бегают к аналитику. Другие ищут уте шения в собственном сознании. Я задаю студентам вопрос на за сыпку: "Почему люди занимаются сексом?" Ответы поступают раз«| меренно, иногда как откровение:
— Ради наслаждения...
— Ради продолжения рода...
— Ради семьи и счастья в ней... Потом следуют уже иные соображения:
— Ради любопытства...
— Ради самоутверждения...
— Ради подчинения другому человеку.. А вот уже что-то близкое к теме:
— Ради карьеры...
— Ради жертвенности...
Не следует думать, будто фригидная женщина одинока и пр вступает в брак. Нет, она нередко выходит замуж и далее рожает детей. Однако секс не представляет для нее никакого интереса. Лк> бопытно, что в природе нет изнасилований, если у самки нетжела» ния, дело совсем дохлое... У человека — иначе... "Мертвое тело" уб! гает в сознание и там находит утешение... "Моймуж — грязное, по хотливое животное, я чиста, жертвенна. Ему надо — пусть возьмет) Только это и позволяет мне думать о своей изысканности..."
Многие женщины, которые приходят на консультацию к пси хоаналитику, вообще не знают, что такое оргазм...Это вовсе не 01 начает, что они бесчувственны. Половая близость доставляет им телесное удовольствие, но они никогда не достигают чувственноЦ разрядки... Я спрашиваю у пациентки, бывает ли у нее оргазм, И она отвечает утвердительно, но когда я деликатно и осторожно рас спрашиваю относительно нарастания чувствований, достижения пика, увы, оказывается, что чего нет, того нет...
Представим себе частный клинический случай. Молодая жеИ щина постоянно слышит от подруг о каких-то утонченных, пеобын новенных генитальных ощущениях. Лично она этого не испытЦ|
258
|--------------------------Отчего умерло ваше тело?___________________
иет... Рассказы рождают у нее удивление. Для живого существа, у которого нет сознания, здесь нет никакой компенсации. А у чело-иска есть! Разум угодливо подсказывает ей компенсаторную идею: и и каких острых чувствований ни у кого нет, просто они научились иыражать свои ощущения в такой эмоционально подчеркнутой манере. А коли так — здесь мне не будет равных.
Когда после аутотренинга я расспрашиваю студентов о тех впечатлениях, которые возникли у них под влиянием образов, самой речистой оказывается моя шалунья. Она произносит томно: "Когда я услышала слово "кипарис", в моем сознании возникла картина цветущего оазиса, вдалеке виднелся бедуин, а на жарком солнце обозначились некие знаки".
Я уже давно догадался, в чем невротическая проблема моей студентки — ее эмоции суррогатны, неестественны, надуманны. Но |едь за плечами десятилетия жизни. Приобретенный навык предельно отшлифован. Изысканные чувствования, не подкрепленные Телесностью, реальными побуждениями, — всегда, как говорится, Под рукой... Вот мы пытаемся разыграть психодраму. Так называется особая форма терапевтической работы с пациентами. В основном речь идет не столько о том, чтобы рассказать об эпизодах своей жизни, сколько показать их. Такая форма работы родилась в тюрьме, в психбольницах, где традиционные способы общения с пациентами не годились.