Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3812

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психодрама дает людям возможность освободиться от огромной тяжести невысказанных слов и невыраженных чувств. Предположим, заключенный рассказывает о том, как он убил жену из ревности. Вот он, случайно освободившись от дежурства, спешит домой, вот поднимается по лестнице, открывает дверь комнаты. Ноже, чья эта волосатая рука на белоснежном плече жены? Он хва-

Терапевт заранее просит: "Не надо ничего рассказывать, просто покажи..." И вот участник психодрамы изображает, как все происходило.

Такой способ работы часто приводит к тому, что принято называть психодраматическим шоком. Если пациент захвачен воспоминаниями, он сможет неожиданно для себя пережить те чувства, к< >торые когда-то спровоцировали проступок. Однако психодрама Це театр. Здесь не изображают страсти, а невольно попадают в по-|ок чувствований...

259

___________________________Раздел II___________________________

Отсюда и условие учебной психодрамы — вызвать подлинную эмоцию...

Моя пациентка оказалась талантливым психодраматургом. Она легко выдумывала сюжеты, но, участвуя в психодраме, никак не могла выразить действительную захваченность ситуацией. К приН меру, ей надлежит показать маму, встречающую сына, который служит в армии. Студентка преображается и начинает причитать: -1 Сыночек ты мой! Чай исхудал-то в этой армии.

— Стоп! — говорю я. —Танечка, для районного клуба, судя по всему вы народная артистка, но ведь от вас требуется иное...

Мы играем другую сцену. Таня стоит у обрыва и собирается no-j кончить жизнь самоубийством. Мимо идет посторонний человек, Его изображает другой пациент. Он замечает смятение молодой де! вушки и обращается к ней:

— Скажите, вам плохо?

— Не прикасайтесь ко мне...

— Но я вижу, вы не в себе...

— Не ваше дело..,

— Мне не хотелось бы быть назойливым, но я не могу оставить вас в таком состоянии...

— Не привязывайтесь ко мне...

— Хотите, я отвезу вас домой?...

— Ступайте своей дорогой...

Психодрама сыграна. Обычно мы сначала обсуждаем, состоялась ли психодрама, т. е. обнаружились ли подлинные чувства н этой сцене. Потом участники психодрамы сами рассказывают о своих ощущениях и переживаниях. Студенты разочарованы. Пси«| ходрама не получилась. Правда, прохожий, похоже, действительно разволновался, но Таня... она была бесстрастна и однообразна.)

Теперь слово участникам психодрамы. Таня воодушевилась. Она говорит: когда я стояла у обрыва, мне вдруг представилось огром» ное маковое поле. Оно вызвало во мне чувство красоты и беззащит! ности. А по краям поля я увидела голубые кромки...

Таня — романтик суррогатных эмоций. Стоя у обрыва, она щ испытывала никаких чувств. Подлинные переживания вообще да! ются ей с трудом. Но там, где нужно красиво и поэтично отчитать| ся, равных Тане нет. Здесь ее вдохновение неуемно.

Есть еще одна форма работы с пациентами — групповая. В идеале она осуществляется таким образом. В небольшой комнате, за


260

> & -----------------Отчего умерло ваше тело?____________________

мешанной коврами, в круг стоят кресла. В комнате горит ночник. Ни щенты усаживаются полукругом и начинают общаться. Эта ме-i < (дика рассчитана на провоцирование предельной исповедально-ми. Дело в том, что разговор обычно идет в течение двух с полови-i юн часов в течение двух с половиной месяцев.

О чем говорят? А так — ни о чем... К примеру, некая дама забе-m.uia в комнату, уселась и сказала: "Извините за опоздание. У нас родились котята, по дороге в клинику мне нужно было утопить кошт..

— Ой какая душегубка... Как жестоки наши женщины...

— Да мужчины тоже хороши...

Обыкновенное бормотание... Однако какой эффект... При груп-III том психоанализе отбираются случайные люди, которые в течение длительного времени находятся в процессе интенсивных кон-i нктов. Они обсуждают различные проблемы без предварительно-MI сценария и волевого участия психоаналитика. В итоге на пер-

■ iii стадии общения возникает обмен аффектами, внутренними со-

■ i пиниями. Однако постепенно по мере развития событий рожда-• Гея эффект абсолютной исповедальности. Нередко на таких сеан-i'iix дежурит карета "скорой помощи", поскольку можно вызвать из .....гтвенного бессознательного травмирующие воспоминания.

Я долго колебался, стоит ли включать в программу обучения |||\'нповой психоанализ. Учебного времени уходит много, а будет чп достигнут нужный эффект? Я руководил в общей сложности де-i и гт.ю группами. И мои сомнения рассеялись. Помню, в одной группе результат был ошеломляющий. Заговорили, к примеру, об изна-i и иованиях. И вот оказалось, что в группе нет ни одной женщины, in i горая не испытала бы насилия в разных формах. Одна пациентки сказала: меня насиловали шесть раз. И она рассказала о каж-щ >м случае. И только одна заметила: Не знаю, можно ли мой слу-■1.1 и отнести к изнасилованию. Мы с мужем решили разводиться, in i он еще на что-то надеялся. Он принудил меня к половой близо-

■ i и. Формально я была его женой. Запомнился рассказ одного пациента о том, как он собирался убить своего конкурента. Убийство и ы пировал ось тщательно, обдумывались разные варианты. Мно-Го раз этот человек был на грани преступления.

Методика группового психоанализа имеет огромный терапев-1И' к-ский эффект. Но вот в одной из групп у меня ничего не получи-|Ц иь. Участники приходили в условленное время, болтали о разном.

261

___________________________Раздел II________________________J

но катарсический эффект не наступал (катарсис — это глубинное душевнее очищение). Я долго думал: почему меня постигла неуда^ ча? Ведь никто не пропускал занятий. Значит, было интересно. Гд^ же эффект ? Потом неожиданно я нашел разгадку. В группе зани« малась Таня. Она-то, обладая огромной энергетикой, задавала в группе фальшивую тональность. Никто в группе не торопился рас-крыться в подлинных чувствах. Обменивались в основном фальч шивыми эмоциями.


§ 4. Голос плоти

В чем проблема Тани, как ей помочь? Если говорить в самом общем виде, то надо добиться соединения телесного позыва и эмоции онального отклика. Иначе говоря, надо вернуть пациентке обыч] ный способ жизненного восприятия. Эмоция в норме рождается в результате желания, а желание продиктовано телесным ощущение ем. Тело изначально знает только реальные реакции. Оно следует за голосом плоти. Но если невротическое расстройство разъединяет тела и эмоцию, внутренняя психическая жизнь утрачивает подлинность] Если пациентка хоть раз в жизни испытает эмоцию, которая продиктована телесным позывом, рассогласование ума и тела исчезнет.

Люди часто задают себе вопрос: кто я? (Помните, я цитировал строчки из дневника: "Кто я? Какая я?"). Странные вопросы... Раз« ве в полной мере кто-то не знает, кто он на самом деле? Нет, не знач ет... Проблема самоотождествления не так проста. Нередко люди утрачивают витальный (жизненный, физический) аспект своегй существования. А ведь только этот аспект придает жизни смысл Ведь мы же не бесплотные создания. Фундамент, на котором выст« роена человеческая жизнь, — это тело. Но у многих людей отсут] ствует именно чувствование своего тела.

Американский исследователь Александр Лоуэн называет эщ проблему предательством тела. В идеале человек активно и под линно воспринимает собственное тело. Он знает выражение свое го лица, представляет себе свою походку, жесты. Лоуэн замечает! "Если же сознательного чувствования собственной позы пет, чела век расщепляется на бестелесный дух и разочарованное тело".

Кто был типичным пациентом во времена Фрейда? Женщим истеричка. Сейчас расхожий персонаж — шизоид. (О нем речь ба лее подробно будет дальше.) Что такое шизоид? Это рассогласова!

262

--------------------Отчего умерло ваше тело?___________________

мп<- ума и тела. Это человек, который во многом утратил чувство Идентичности, он выражает свои проблемы через технические формулы и интеллектуальные образцы. Шизоид утратил самого

• i он. Он отчужден от собственной личности, от друзей. Об этом много писал Э.Фромм. Сам он не занимался терапевтической практикой. У него не было пациентов. Но его работы оказали огромное воздействие на общественное сознание. Фромм показал i шшчные шизоидные обнаружения в самой ткани современной и1 и.туры.

Вернемся еще раз к вопросу о том, почему люди занимаются

• • к'ом.

15 разных группах я получаю множество конкретных ответов на

• и' г вопрос. Но меня всегда поражает, что пациенты крайне редко, in 'чти никогда не отвечают: ради любви... Странно, ведь половая Цйизость является естественным продолжением сильного любов-i ми i > влечения. Почему же романтическое чувство и сексуальность и ■ ознании многих людей фатально разведены? Фромм разъясня-'I секс стал компульсивным. (Это слово противоположно слову "им-Вульсивный", т.е. спонтанный, живой, непосредственный.) Один ■ и прик справедливо заметил: пособия по сексуальности все боль-пи напоминают инструкции к стиральной машине. Нажал эту рИопку, перевел рычаг — и порядок...


11аша работа становится все более механистичной, пережива-ИИл — стереотипными, стремления — эгоистичными. Фромм пы-i ни н переориентировать человека на постижение собственной ин-шпшдуальности, "отличимости" от других, на максимы, которые Mm ут быть удостоверены только своеобычностью ума, воли, пере-КШпаний человека. Речь идет о том, чтобы выявить здоровые, истин ые потребности индивида, которые нередко замещаются лож-нмми, искусственными вожделениями.

' 1еловек способен воспринимать реальность мира только через Органы собственного тела. Если тело утратило живость, влияния 111 и >енной среды окажутся слабыми, неяркими. Так возникает апа-i ни, утрачивается интерес к бытию. "Эмоционально мертвый че-f|i пкчс обращен внутрь себя, — пишет Лоуэн,— чувства и действия Подменяются размышлениями и фантазиями, а реальность ком-

•.....пруют образы. Чрезмерно развитая умственная активность,

i и "I меняющая контакт с реальным миром, создает фальшивую жи-..... 11.. Несмотря на умственную активность, на физическом уров-

263

___________________________Раздел II_________________________

не заметна эмоциональная "омертвелость", тело остается "мертв и безжизненным".

Телесные недостатки стали для многих людей их второй прир дой. Они сроднились со своими физическими изъянами и добили определенного невротического равновесия, условно говоря, гарм нии. Но вместе с тем такие люди ощущают дефицит энергии д нормального существования, для органичных чувствований. В че же заключается цель терапии? Невротик должен обрести свою пе вичную природу, которая как раз и является условием свободы, гр ции и красоты.

Как люди предают свое тело? Когда тело становится источи ком боли или унижения, индивид отказывается от своего тела. В почему многие боятся почувствовать собственное тело, они все глу же погружаются в невротизм. Все иррациональное страшит и Тело преисполнено "темными чувствами", вожделениями. Они т ропятся найти прибежище в разуме.

Но ведь многие наши жизненные проявления иррациональн по определению. Слепа любовь, в которой всегда есть элемент про зрения или заблуждения. Смутно наше творчество, которое погру жает человека в воображаемый мир.

§5. "Я" и тело

Между телом и умом зачастую возникает конфликт. Это противо :тояние может быть слабым. Но оно способно оказаться и обострен 1ым. Невротичное "Я" покоряет тело, шизоидное "Я" отвергает плои. Лизофреник вообще отделяется от своего тела. Невротичное "Я" стр; i пится слепой, неразумной природы тела, пытается подчинить себ :го. И тогда "Я" начинает отвергать тело, чтобы выжить.

Вот клинический пример, который показывает, чтосотворепи [ичности может быть невротичным, продиктованным духом coi i] x I ивления. Представьте себе маленькую девочку, которая оставле га родителями. Она плачет, но никто не подходит. Плач не прино ит пользы. Может ли ребенок отреагировать на эту ситуацию зл< > тыо? Не всегда. Ведь он уже приучен к тому, что в ответ может по ледовать неприятность. Ребенок сдерживает свои эмоции. Это пасно для тела. Не исключены соматические удары.


Одна из моих студенток в детстве часто лежала в больнице, у ее плохие почки. Пока здоровые дети резвились на зеленой луж; i (1

264

._________________Отчего умерло ваше тело7_________________

КС девочка сидела в кресле и уныло разглядывала анатомические .1 гласы на стене. Тело оказалось предательским... Но ведь у человека есть сознание, куда можно уйти, осознав свой физический изъян. I )от и моя студентка нашла спасительную невротическую нишу. Де-иочка смотрела в окно и думала: все равно я буду лучше вас, я все-|да буду первой.

Когда Юля появилась на нашем факультете, я сразу обнаружил ■ н'рно ее невротизма: она изо всех сил стремилась быть первой во кем.

Юля говорила: "Я даже машину научилась водить, чтобы докапать всем, что в состоянии это делать..." Но можно ли быть первой Id всем? Нет, такая нагрузка непосильна для психики человека, i удьба всех тиранов — от Нерона до Сталина — показывает, как 11. кфушительно влияет на нашу психику стремление обойти всех...

Когда я веду аутотренинг, я обращаюсь к участникам группы по имени. Но к одной студентке я обращался своеобразно: я говорил гй "любимая". (Мне хотелось поговорить с ней о тонких чувствованиях в тот момент, когда она находилась в полутрансовом состоянии. Об этом я расскажу далее.) И вот Юля, услышав, как я обращаюсь к одной из студенток, спросила: почему она любимая, а я i и -I ■?... Ради шутки в очередной раз при аутотренинге я назвал Юлю юже "любимой". И тут же поймал торжествующий Юлин взгляд. Разве ей нужна моя любовь... Нет, она заложница собственного не-Ьоза: надо быть первой во всем.

Однажды после экзамена я сказал Юле: "Вы отвечали на "отличии", но я вам ставлю "хорошо" ради терапии. Привыкайте быть не только первой". Если бы Юля приняла мой замысел, это со временем бла-1111 порно отразилось бы на ее физическом состоянии. Ушли бы чудо-пи щные психические перегрузки, легче бы стало почкам... Возмож-i и >. появился бы второй ребенок, о котором мечтает Юля.

Но Юля пошла другим путем. Она выбрала дорогу конфронтации со мной. Поводом для конфликта явилась простая ситуация. Юля решила поступить ко мне в Институт философии. Дело это, 1>.1-|умеется, похвальное. Человек она, безусловно, одаренный. Я прочитал подготовленный ею реферат и сделал некоторые замечании. Но Юля обиделась. Ведь своими замечаниями я показал ей, .....онане первая...

Юля поймала особый кайф на том, чтобы стать лидером группы. Ей это удалось. Стоило спросить чье-нибудь мнение, как все го-

265

Раздел II

ловы обычно поворачивались в сторону Юли. Она выдерживала качаловскую паузу и выносила решение, и все послушно следова ли ее мнению.

Я привожу этот пример, чтобы еще раз показать, как причуд ливо взаимодействуют ум и тело, как часто сознание предлагав психике тонкий способ компенсации, как параноически може строиться личность,как удобно порою уйти в глубокий невроз...