ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3810
Скачиваний: 21
XIX в. — это еще мир протестантской этики. Евгений Онегин го» рит Татьяне: "Желать обнять у вас колена и зарыдать у ваших г..." Многим сегодня это покажется курьезным. Приплел насвида :е, обнял колени и рыдает... Нет, надо, пожалуй, определяться и ту и другую сторону. Либо уходит, либо...
244
Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
§ 7. Сексуальная революция
Сексуальная революция — процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующийся сутце-стиенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентации, норм, санкций и сексуальных отношений, которые освобождают подавленную, репрессивную сексуальность и раскрепощают шчность и общество.
Понятие и концепция "сексуальной революции" были созданы и I\ иработаны В.Райхом и в наиболее целостной форме изложены им и. го книге "Сексуальная революция" (1936).
Считая, что физическое и психическое здоровье человека И терминируется главным образом существованием и разрядкой
■ I ксуальной энергии, В.Райх утверждал, что в конечном счете коровье и поведение человека в норме и в патологии целиком i ншеят от его сексуальности и способности испытывать оргазм.
I (днако, по Райху, в современном обществе существует и действу-
■ i еистема сексуальной репрессивности, которая использует се-ммо, политику и культуру в целях подавления сексуальности и iппбодычеловека.
В результате сексуального подавления происходит массовая не-м| и > гизация людей и формируется консервативный тип характера,
• ■I монтированный на слепое подчинение и поддержку диктатур.
II и i аивая на несомненной связи сексуальной и социальной свобо-III. В.Райх подчеркивал, что в современном обществе традицион-м 11 и конфликт между инстинктом и моралью эксплуатируется вла-
• имлми структурами, значительно усиливается из-за наличия за-Ri цомо избыточных запретов, принудительного и репрессивного
ч «актера современной морали, неспособности людей совместить
■ i ■ уальное удовлетворение с успехами в работе. Этому же способ-
i' 11 iycT длительное наличие моногамии как единственной официаль-
i |< .11 формы сексуальности, распространенность предубеждения от-
.....iцельно патологического характера детской и юношеской сек-
■ учп.ности и другие факторы...
Радикальный сдвиг в сексуальной практике людей в корне ме-
1 федставления о том, как могут складываться отношения меж-
, жчиной и женщиной. На подготовку сексуальной революции,
щи шзошедшей в западном мире во второй половине XXв., ее ход и
|и пп.таты существенно повлияло открытие З.Фрейда, согласно
245
-------_____^^_____Раздел II
соторому человек — единственное на свете существо, половые вож-келения которого могут реализовываться фиктивно, галлюцинато] > ю. Иначе говоря, оргазм можно испытывать не только в результат шизости, но и от созерцания картинки, например, изображения Сталина, как пишет писатель Федоров в "Жареном петухе". Пресса i телевидение, создатели рекламы стали лихорадочно обслуживать г использовать сексуальные фантазии людей.
Половые влечения человека безграничны. Подсознание эроти < i [о. Фантазия, как пусковой механизм, только и ждет какого-нибудь нака, чтобы дать волю воображению. Один специалист по рекла ме казал однажды, что женщины платят за крем во много раз дороже, гем за мыло, потому что мыло сулит им только чистоту, а крем -Н расоту. Хотя, судя, например, по эротизированной рекламе мыла Сорти", производители и тут не отстают.
Женская шубка — не только одежда, но еще и повод для сексу-льных химер, особенно если мех скрывает женскую наготу. Стоит бросить экзотическое одеяние, и первозданные прелести явят себя о всей своей пленительности. Как тут не купить шубку?
"Люди страшно преданы своей марке сигарет, но даже при пециальных испытаниях не могут отличить ее от других. Они ку ят целиком ее образ". Такой вывод сделали авторы одного амери-анского исследования 60-х годов. Стало быть, задача рекламы зак« ючается в том, чтобы соединить сигарету с образом мужественно* э и страстного мужчины. Американский психолог Д.Огилви, рек* амируя мужские рубашки, создал образ усатого человека с 4epi к и1 овязкой на глазах. Этот символ повторялся множество раз в peril амах фирмы даже без текста и имел потрясающий успех как сим-эл мужественности.
Сексуальные мотивы использовались в рекламе практически адолго до появления психоанализа, но учение Фрейда побу екламодателей иначе посмотреть на них. Входе исследований было энаружено, что, к примеру, многие косметические товары оставв ись на туалетных столиках женщин неиспользованными, а то и эвее не начатыми. Женщины были разочарованы в том, что при-эретенные ими средства не помогли им достичь желанной целя ади которой они прибегали к использованию косметики. Этот эфи ект получил у психологов название "мертвый энтузиазм". Ито!)И зорцы рекламы решили обратиться к доминирующей роли врощи ;нной сексуальности.
246
Чем обусловлено психосексуальное развитие?--------------
В середине нашего столетия появилось 250 новых марок парфю-(• | )ных и косметических изделий, но их нельзя было рекламировать i II «старому, так как грубо вмонтированный в рекламу сексуальный mi >тив уже не оказывал желаемого воздействия на покупателей. Пос-шдователи пришли к выводу, что надо сделать акцент на поэзии и ним ickom капризе. Так в рекламе появились сюжеты романтической in >0ви, поэтического воздыхания...
В то же время реклама некоторых предметов женского туалета i i ала приобретать более откровенный сексуальный характер. Шири кую известность получила реклама бюстгальтеров с изображени-i м женщины в одной этой принадлежности туалета, бродящей сре-Ш толпы нормально одетых людей. Надпись гласила: "Мне нравит-ГИ, что в новом бюстгальтере я остановила уличное движение".
Психологи выявили интересные взаимосвязи. В частности, Мак-м а рра установил, что авторучки — символ мужского тела, аДихтер
......аружил, что автомашина—-символ любовницы; Нильсен, наблю-
иап болельщиков спортивной борьбы, пришел к заключению, что >t< i a 11 цин среди них вдвое больше, чем мужчин, и что у подавляюще-
.....ольшинства из них развиты садистские и мазохистские пере-
| ипания. Это ли не стимул для рекламы!
И 50-х годах психоаналитики выяснили, что мужчины и женщины тех лет стремились сохранить отличительные черты своего Вола.
(оответственно и реклама товаров делала в одних случаях ударение на мужественности, а в других — на женственности.
I! рекламе женского белья большую роль сыграл нарциссизм. Ни in >мним, Нарцисс — персонаж греческой мифологии, прекрасный
.....in па, сын речного бога Кефиса. Он отверг любовь нимфы Эхо, за
111' i >ыл наказан Афродитой весьма своеобразным образом: Нарцисс ими>билсяв собственное отражение в воде (отсюда выражение — "са-Миилюбленный нарцисс") и умер от неразделенной страсти. Боги |||н пратили его в цветок. Подсознательное самовосхищение и есть И цщиссизм. Это явление сыграло большую роль в рекламе. В час-
..... 111, в ней стали показывать даму в белье, любующуюся собствен-
ш.1м отражением в зеркале, — продажи женского белья рекордно
\1н 'ШЧИЛИСЬ!
} \\ >угой товар — сигара—символ мужественности. Молодой отец
| i щ i у. 1ст вас с рекламы сигарой и этим символическим жестом как
к >бщает, что у него родился ребенок. Мужчина просит у дамы
247
___________________________Раздел II_________________________
разрешения закурить сигару, и она расценивает это как знак не то, ко воспитанности, но и мужественности. Придя к выводу, что же щинам нравится, когда мужчины курят, психоаналитики стали сов товать владельцам магазинов предлагать женщинам купить сигар в качестве подарка мужьям, что тоже имело огромный успех. Правда сейчас на Западе широко и виртуозно рекламируется здоровый об; раз жизни, и этот пример несколько неактуален, но подобные рек ламные причуды еще недавно появлялись и в нашей стране.
Как тут не вспомнить старый анекдот, когда врач-психолог ри совал пациенту схему комнаты с кроватью, а тому мерещилось, чт на ней лежит обнаженная женщина. Тут, конечно, проявилось уж некоторое отклонение психики, хотя каждый видит то, что хочет, это умело используется в рекламе товаров.
Можно назвать такие специфические черты сексуальной рево люции, как терпимое отношение к добрачной и групповой близос ти, стремление женщины к равному сексуальному партнерству мужчиной, значительно возросшая сексуальная раскованность по лов, что резко сужает сферу запретного. Гомосексуальные отноше ния, считавшиеся ранее только извращением, перестают расцени ваться в обществе как табуируемые и нелегитимные. А ведь Оска Уайльд сидел в тюрьме за это отклонение.
Сексуальная революция расширила рамки сексуальных переж' ваний человека, речевой пристойности, сняла или ослабила мно гие табу (например, запреты на показ обнаженного тела, на гом~ сексуальные контакты). Вследствие ускоренного полового созрева ния можно видеть раннее пробуждение сексуальных интересов молодежи, более разнообразной становится техника полового акт Снятие многочисленных запретов, либерализация половой мор ли, тиражируемые в широких масштабах порнографическая литер тура, порновидеофильмы, рост коммерческого эротизма ведут к у рате остроты сексуальных переживаний. Секс приобретает значен своеобразного вида спорта ("голы, очки, секунды...") или гигиениче кой процедуры типа чистки зубов, душа, обливания холодной водо З.Фрейд не был сторонником идеи сексуальной революции, о решительно возражал против насаждения в обществе неограниче ной сексуальной свободы, считал ее вредной и опасной иллюзие Подавление цивилизацией сексуальных влечений вызывает невр зы, но их полное раскрепощение означало бы всеобщую анархию гибель культуры.
248
т________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
§ 8. Психосексуальные расстройства
Одна из преподавателей факультета спрашивает меня: "Скажи-i <•, Павел Семенович, вот я купила книгу Райха "Характероанализ". Чп 1 ала ее, читала Лоуэна. И оба они пишут об одном и том же: ну-нн'и оргазм, без оргазма нет любви. Неужели это именно так? Разве 111 • 1 юзможна любовь без этой физиологии? А то мой первый муж все-i ы говорил: "Если не было оргазма, то не было и полового акта..." I Прочем, прежде чем подойти к этому вопросу, продолжим разгони |), об образах эроса в разных культурах.
Обязателен ли оргазм? Как вообще относиться к эросу? Начнем • i < >го, что представленное здесь изложение может показаться кому-н> историко-культурным очерком, имеющим слабое отношение к 1111111 шческой психологии. Но это не так. Мой клинический опыт убе-цил меня в том, что большинство пациентов обращаются к анали-гику в связи с психосексуальными расстройствами.
Что полезно знать пациенту? Прежде всего, как уже отмечалось, i i .ice сексуальное поведение в значительной мере зависит от импе-l>.i гивов культуры. Секс — естественная, важная часть человеческий жизни. Однако этому органическому побуждению дважды в ев-I и шейской культуре были нанесены существенные удары. Сначала I и ютианская традиция, а затем и протестантский этос сделали все, •I i обы подавить сексуальный инстинкт. Но не меньший вред нанес-MI it издержки сексуальной революции.
За последние годы наш язык стал в значительной мере иным. 111 юизошла сексу ал изация речи. Теперь реже говорят "заниматься
.....бовью", чаще "заниматься сексом". Нередко толкуют о "плохом"
И хорошем" сексе. Вся современная культура подстегивает сексу-■ и.ный инстинкт. Она рождает у многих чувство потерянности и ■мплекс неполноценности. Еще раз подчеркну: тот, кто думает, что • 'чньшинство людей живут в русле сексуальной революции, оши-| ■ u-тся. Многие переживают совсем иные чувства. Им кажется, что |" 'цыпой секс каким-то образом прошел мимо них, обделил их...
Райх прав: оргазм — естественная и здоровая разрядка сексуаль-i ии энергии. Но это вовсе не означает, будто за оргазмом надо гнать-I и. изо всех сил стремиться к нему. Одна из западных исследова-ГСЛ1 .ниц удачно сформулировала эту мысль в такой фразе: "Лучший ПК >соб достигнуть Большого Оргазма—не планировать, не ждать, не I in дить за тем, произойдет он сейчас или через несколько минут".
249
-i_________________________Раздел II_______________________ ...
В 20—40 годы, когда сексуальная революция только началась, многие сексологи считали два правила для секса непреложными. Эргазм у партнеров должен наступать одновременно, а клиторнып >ргазм должен быть заменен вагинальным. Различные пособил (аже рассказывали, как добиться того, чтобы оргазм наступил од ювременно, тот, кто чуть опередил партнера или партнершу, дол хен замедлить ход событий, а другой должен поторопиться.
Со временем эти предрассудки стали утрачиваться. Американс ие ученые Вирджиния Джонион и Уильям Мастере первыми в мирг ровели исследования полового акта, измерив в лабораторных ус-овиях физиологические реакции обоих партнеров. Они писали о том, то женский оргазм может быть самой различной локализации и от-гльно вагинального оргазма физиологически не существует
Вот какая получается интересная закономерность. Чем больше эвременный человек чувствует свою неспособность достигнуть глу -шы в сексе, тем больше он об этом думает. Получается порочный эуг. Уже отмечалось, что тело живет своими резонами. Всякое го- 1 даное умствование ему только мешает. Погоня за большим оргаз-эм никому не нужна.
Смешно, когда человек относится к сексу как к обыденной обя-ловке, но не менее странно, что люди рассматривают эротичес ie отношения как способ эффективной разрядки. И то и другое I вротично, потому что нельзя рассматривать сексуальные наслаж-ния в отрыве от всей человеческой жизни, от внутреннего мира ] ловека. Говоря о половой близости, может быть, полезно исклю-ть такие слова, как "должен" и "обязан". В сфере интимных отно- I :ний каждый имеет право на особые, уникальные переяшвания. ] [И могут быть совершенно неожиданными, рожденными острой зственностью или, наоборот, романтическими ощущениями. Нор- ' й является то, что доставляет людям радость...
* * *
Любовь — это соединение двух созданий человеческих, сохра-ощих при этом свою уникальность. Парадоксально, что двое, сли-[сь воедино и растворяясь друг в друге, остаются все-таки инди-1уальными существами. И, любя безоговорочно, не проявляют тодушия и ко всему мирозданию, иначе их чувство было бы не эовью, а всего лишь привязанностью, своеобразной формой эго-га. Ведь каждый человек — целый мир, со своей гаммой чувств и
250
._________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
| грастей, и он вписывается в предназначенный ему отрезок време-пи, эмоционально и личностно определяя это время и суть чувства...
Вопросы для повторения
Чем отличается возрожденческое понимание любви от средне-искового?
Почему в эпоху Возрождения философы рассуждают о роман-иг >еской любви, а Воккаччо пишет о плотских чувствах?
Как возник протестантский этос?
Что такое стиль "бидермейер"?
Почему просветители критиковали любовь?
Откуда взялось слово "садизм"?
Как и почему возникла "сексуальная революция"?
Почему Райх считал, что оргазм обязателен?
Использует ли российская реклама скрытую сексуальность че-
ровека?
Какие крайности в понимании эроса проявились в европейской
иультуре?
Упражнение I
Какова ваша любовь?
Сядьте прямо. Дышите глубоко. Закройте глаза. Вызовите в во-■ и i| >; 1жении образ любимого человека. Попробуйте представить себе, •lid его нет в вашей жизни. Что изменится? Готовы ли вы принять in) отсутствие? Если нет, то подумайте, чем он вам дорог? Почему им считаете, что любите его?