ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3744
Скачиваний: 21
Надо сказать, что иная, альтернативная точка зрения склады¬валась давно, еще в начале века. Так, американский философ и пси¬холог Уильям Джеймс первым использовал термин "трансперсональ¬ный" (т. е. межличностный психический опыт) в курсе Гарвардского университета (США) в 1905 г. Это было первым появлением данно-
461
Раздел IV _
го слова в английском языке. Джеймс поставил в психологии про¬блему альтернативных состояний сознания. Он писал: "Наше нор¬мальное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, это не более чем один специфический тип сознания, в то время как со всех сторон его окружают, отделенные от него тон¬чайшей из ширм потенциальные формы совершенно иного созна¬ния. Мы можем идти по жизни, не подозревая об их существовании, но примени мы необходимый стимул — и они тут как тут во всей полноте".
§ 2. Разве это безумие?
Многие люди испытывают необычные душевные состояния. Можно ли считать эти переживания признаком безумия? Во-пер¬вых, вернувшись к обыденным состояниям сознания, индивиды, испытавшие трансперсональный опыт, не становятся сумасшедши¬ми. Напротив, они оказываются более адаптированными к реаль¬ности. Во-вторых, многие умственные, эмоциональные, физичес¬кие отклонения оказываются преодоленными, изжитыми. В-треть¬их, эти люди становятся более нравственными, как бы познавши¬ми мир в его неисчерпаемой сложности.
Станислав и Кристина Гроф пишут: "Группа умственных рас¬стройств, известных как психозы, представляет собой величайший вызов и загадку для западной психиатрии и психологии. Эти состо¬яния характеризуются глубоким нарушением способностей "нор¬мально" воспринимать мир, мыслить и эмоционально реагировать культурно и социально приемлемым образом, вести себя и общать¬ся как принято".
Анализируя некоторые психозы, современная наука отыскала их причины в анатомических, физиологических или биохимических изменениях в мозгу или в других органах. Это так называемые орга¬нические психозы —удел медиков. Однако есть такие состояния сознания, которые не имеют медицинского объяснения. Их назы¬вают функциональными психозами. Обычно их относят к катего¬рии умственных болезней. Но, увы, их причина неизвестна.
Психиатр ищет причины психотических состояний и поведен¬ческих реакций в физических или физиологических факторах. Глу¬бинная психология пытается найти исток умственных отклонений в глубоком детстве, в детских травмах. Таким образом, психологи
Что такое трансперсональный опыт?
ищут причины названных расстройств в биографии пациента, в его жизненном пути. Так возникло понятие "биографическая модель" психоза. Однако психологи все чаще имеют дело с такими состоя¬ниями, которые никак невозможно объяснить традиционным пси¬хоаналитическим истолкованием, т. е. обращаясь к истории детства.
Но еще раз спросим: что это за состояния? "Сюда, например, относятся видения и переживания космического поглощения, дья¬вольских пыток, распада личности или даже разрушения всего ми¬роздания, — пишут Грофы. — Сходным образом чувства безмерной вины, ощущения вечного проклятия или же неконтролируемые и беспричинные импульсы агрессии во многих случаях не могут быть объяснены обстоятельствами жизни пациента".
Трансперсональная психология пытается показать, что эти уни¬кальные состояния лежат за пределами как медицинской патоло¬гии, так и личной жизненной истории. Юнг показал, что человечес¬кая психика содержит в себе уникальный материал, далеко не все¬гда связанный с опытом индивидуальной жизни человека. Она об¬ладает способностью проникать в глубины духа, к универсальным сюжетам, мотивам и образам.
Под архетипом Юнг понимал прообраз, некие первоначальные представления, которые складываются в человеческой психике. Архетипы, стало быть, — это структурные элементы так называе¬мого коллективного бессознательного (психический опыт предше¬ствующих поколений), находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
"Понятие архетипа, — пишет американский исследователь С. Сендерович, — одно из важнейших в феноменологии культуры. Ге¬рой, вступающий в битву с чудовищем, чтобы спасти от него деви¬цу, — это фабула, настолько распространенная — от древних ближ¬невосточных мифов до европейских волшебных сказок, а главное — настолько жизнестойкая и продуктивная, что совершенно есте¬ственно видеть в ней архетип. Понятие архетипа я беру пока в са¬мом расхожем понимании, которое подразумевает устойчивый об¬раз, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распространение в культурном творчестве различных народов".
Интересно, как возникло это понятие в психологии Юнга. Он наблюдал за душевной жизнью шизофреников, и вот из глубины их психики возникали образы, которые совпадали с повторяющимися
462
463
Раздел IV Что такое трансперсональный опыт?
мотивами в религиозном сознании различных народов во все пери¬оды, начиная с мифологических времен и до наших дней. Юнг по¬стоянно подчеркивал стихийность, спонтанность появления архе¬типов. Они демонстрируют полную автономность от сознания. Юнг показывал, что человек находится во власти архетипов до такой степени, как он себе и вообразить не может.
Древние индийцы представляли жизнь как бесконечную череду событий, явлений и связей, постоянно повторяющих друг друга, т.е. движущихся по кругу. Форма крута как нельзя более точно отража¬ла неизбежность и сменяемость жизненных событий. Так, в индий¬ской мифологии появилось слово "мандала". Мандала — это симво¬лический рисунок, обычно квадрат внутри круга, с каким-то сим¬волом в центре. Однако это не просто геометрический знак. Это сак¬ральный (священный) символ.
Круг мандалы символизирует бесконечный поток жизни, взаи¬мосвязь всех элементов человеческого существования. Это своеоб¬разная модель Вселенной. Ведь у Вселенной, как и у круга, нет ни начала, ни конца. Изображение мандал встречается уже в ранних первобытных культурах. Круг символизирует священную террито¬рию, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил.
Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высши¬ми силами. Ее центр — это изображение Солнца, Небесной двери. Многие индусские храмы построены в форме мандал: они представ¬ляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различ¬ные уровни космоса. Мандалы включают в себя и изображение че¬ловеческой личности, которой предстоит восхождение от одного уровня Вселенной к другому. Изображения демонов напоминает о низменных страстях. Символика мандал богата и многообразна.
Понятие "мандала" было широко распространено и в более по¬зднее время. Ее называли "колесом времени", "символом жизни". Мифологический образ мандалы сохраняет свое значение и в наши дни. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, рождаются и уми¬рают люди. Вечно только время. Оно вертит свое неутомимое коле¬со, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.
Современному человеку, рациональному и деятельному, кажет¬ся, что уж он-то далек от этих древних прообразов. Однако ему не¬вдомек, до какой степени он находится во власти иррационально¬го. Сегодня человек оказывается во власти архетипов не менее, чем первобытный человек, по отношению к которому чувствует свое
превосходство. Однако тот по крайней мере осознавал, что пребы¬вает во власти потусторонних сил. Современный человек отказы¬вается так думать...
§ 3. Шаманизм как феномен
Человечество накопило огромный опыт, связанный с "техноло¬гиями священного". Научно ориентированная психология прояви¬ла безразличие к ним. Так, оказался игнорированным опыт обрете¬ния духовности, который накоплен религиями, духовно-философс¬кими учениями Востока. Сегодня поток литературы, посвященный шаманизму, неисчерпаем. Ученые пытаются осмыслить особенно¬сти этой древнейшей проторелигии человечества.
Шаманизм (от эвенкийского слова "шаман" — возбужденный, исступленный человек) — ранняя форма религии, которая строит¬ся на вере, позволяющей шаману общаться с духами во время кам¬лания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние). Шаманизм с давних времен практиковался в культурах разных народов. Иссле¬дователи полагают, что шаманизм существует по меньшей мере тридцать-сорок тысяч лет. Он уходит своими истоками в эпоху па¬леолита.
Различные формы шаманизма находят в Африке, Европе, в Се¬верной и Южной Америке, в Азии, Австралии и Полинезии. Шама¬низм — это древнее целительское искусство человечества. Сегодня антропологи называют шаманами целителей и знахарей, которые способны входить в неординарные состояния сознания. Однако тра¬диционная психиатрия могла бы определить эти измененные формы переживания мира как психическое отклонение и даже заболевание.
Вот рассказ Исаака Тенза, индейца племени гитскан, взятый из книги Стивена Ларсена "Врата шамана": "Мое тело дрожало. Оста¬ваясь в этом состоянии, я начал метаться. Пение лилось из меня, и я ничего не мог поделать, чтобы его остановить. Мне являлось мно¬жество вещей: огромные птицы и животные... Они были видимы только мне, но не другим в моем доме. Такие видения случаются, когда человеку вскоре предстоит стать шаманом; они приходят сами по себе. Песни вырываются наружу полностью, без всякой попытки их сочинять..."
В чем заключается доктринальная часть шаманизма? Эти це¬лители были убеждены в том, что существуют два мира, которые
464
465
Раздел IV
тесно прилегают друг к другу. Хотя они и перекрывают друг друга, но тем не менее остаются самостоятельными. Прежде всего это фи¬зический мир, в котором мы живем. Но есть еще один мир — ду¬ховный. Именно он направляет и контролирует физический мир. Мир духовный соотнесен с физическим, он параллелен ему. Каждое дерево, скала, растение, животное обладает собственным духом.
Закованные физическим миром, мы не в состоянии проникнуть в духовный мир. Однако мы догадываемся о его существовании. Издавна философы рассуждали о том, что находится за пределами нашего физического бытия. Они даже предложили термин "транс-ценденция", который обозначал все, что может скрываться за пре¬делами нашего постижимого земного мира. Но на основании чего мы можем так думать? Во-первых, из того трансцендентного мира к нам постоянно поступают сигналы. А во-вторых, среди людей есть шаманы, пророки, мистики, которые способны войти в этот духов¬ный космос.
В чем содержание шаманского экстаза? Шаман прежде всего уходит в "подземный мир". Он утрачивает контакт с окружением. И одновременно испытывает мощные внутренние переживания. На него нападают демоны, которые подвергают его пыткам и мучени¬ям. Его плоть терзают, пьют его кровь. В итоге шаман переживает символическую смерть, он ощущает, как расчленяется его тело. Но затем следует возрождение. Он поднимается в духовный мир. Отту¬да он может оказывать воздействие на земные события, приносить исцеление. Заключительный этап — возвращение к обыденной ре¬альности и адаптация к ней.
Можно сказать, что шаманы были первыми психологами и те¬рапевтами. Они оказывали помощь соплеменникам, когда те забо¬левали или находились в духовном кризисе. Именно шаманы были специалистами по обрядам. Среди этих ритуалов антропологи на¬зывают обряды рождения, достижения половой зрелости, свадьбы и смерти. Когда накатывались стихийные бедствия — голод, буря, эпидемия, — шаманы пытались овладеть природными стихиями и усилить потенциал своего племени.
В шаманских традициях всегда проводилось различие меж¬ду теми, кто владел этим сложным искусством, и теми, кто про¬сто впал в безумие или был болен. Шаман знал традиционную мифологию, тайный язык племени, методы исцеления. Многие исследователи считают, что древние шаманы занимались прак-
466
Что такое трансперсональный опыт?
тикой, которую можно назвать провозвестницей современных систем йоги и медитации.
Шаман способен входить в неординарные состояния сознания и выходить из них по собственной воле. В экстатическом состоянии разрушается прежнее представление о себе, рождается ощущение близости с природой, с космическим порядком вещей. Далеко не все обладали способностью вернуться к повседневности и вновь ощу¬тить себя прежним человеком. Но тот, кому это удавалось, пережи¬вал глубокое преображение личности.
§ 4. Немедицинские стратегии лечения
Для многих состояний, которые переживают пациенты, нет воз¬можности найти биологические причины. Между тем ортодоксаль¬ная психиатрия продолжает "лечить" все необычные состояния с помощью медикаментозного подавления. В 60-е годы на Западе сло¬жился обостренный интерес к измененным формам сознания. Воз¬родились античные и восточные духовные практики, внимание к мистической духовной традиции. Постепенно духовность стала воз¬вращаться в современную психологию.
Основателями нового направления в психологии — транспер¬сональной психологии — выступили известные философы, психо¬логи и психотерапевты. Среди них А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич. За исторически небольшой период времени это направление прошло путь от небольших культурно-психологичес¬ких исследований до выработки собственных философских и мето¬дологических позиций.
Первым достижением трансперсональной психологии можно считать возрождение понятия "измененные состояния сознания". Чарлз Тарт известен как человек, который бросил вызов "ортодок¬сальной психологии". Именно он поставил под сомнение такой ее незыблемый постулат, как "нормальное сознание". За критерий "нор¬мальности" обычно принималась способность психики представ¬лять объективную физическую реальность.
Тарт выдвинул положение о том, что психика имеет троякую де¬терминацию. Ее обусловливают и определяют физические законы, психические законы и социально-культурная среда. Та реальность, которую воспринимает "нормальное сознание", является "консен-сусной" реальностью, которая "соткана" наличным состоянием пси-
467
Раздел IV
хики и культурными рамками, в которых оформляется ее восприя¬тие и осознание. Отсюда два важных вывода, которые делает Тарт. "Нормальное сознание" далеко не всегда является адекватным со¬знанием для данного человека. "Нормальное сознание" вообще не является абсолютной ценностью.
Американский психолог Станислав Гроф первым начал широко практиковать терапевтические сеансы, основанные на погружении в измененные состояния сознания. Эти сеансы получили вначале известность как LSD-терапия, затем после некоторого изменения какхолотропное (целостное) дыхание или рефёринг (повторное рож¬дение).