Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2254

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взгляды такого типа отстаивала целая плеяда политических мысли­телей разных времен, начиная от Адама Смита и кончая Мильтоном Фридмэном, придавшего этим идеям утилитаристскую легитимацию: данная система является законной в силу ее эффективности, поскольку в результате положение каждого гражданина улучшится. Но коль скоро данное утверждение труднодоказуемо, эгалитаристские системы пред­ставляются с позиций утилитаризма в качестве более предпочтитель­ных, поэтому либертаристы обратились к другому политико-философскому основанию своих воззрений. Нозик предлагает взять в качестве такого основания определенную концепцию индивидуальных (моральных или естественных) прав.

159

«У индивидов есть права и существуют вещи, которые никакая другая личность или группа не могут сделать по отношению к нему, не нару­шая этих прав»6, —

это утверждение в самом начале книги «Анархия, государство и уто­пия» уже достаточно ясно обозначает точку отсчета принципиального либертаризма.

Причем Нозик полагает, что речь идет не только об уважении этих прав, а о том, что они должны обладать статусом фундаментальных или более или менее абсолютных ограничений. Понятие «права как ограни­чения», или, как он иногда поясняет, «ограничение моральной стороны» означает, что речь идет о гарантиях защиты каждой личности. Абсо­лютный характер данного ограничения предполагает, что индивидуаль­ные права не могут быть нарушены ради решения каких-либо социаль­ных целей, например, целей благосостояния или безопасности всего общества. Наконец, он рассматривает эти права как фундаментальные, т.е. они есть благо в себе и не зависят от внешних целей, будучи осно­ванием морального мышления. Но если индивидуальные права прини­маются в качестве отправного пункта, то вполне логична идея «мини­мального» государства как лучшего из возможных способов гарантиро­вания этих прав. Более сильное государство непременно станет нару­шать эти права, если только оно не опирается на анонимное согласие всех граждан, ибо, помимо всего прочего, у людей есть также право на отказ от своих прав.

«Минимальное» государство более предпочтительно, чем анархия, поскольку последняя не может дать гарантий защиты индивидуальных прав. Кроме того, у него больше возможностей для того, чтобы стать узаконенным, нежели у государства перераспределительного типа, ко­торое не в состоянии опираться на полное согласие своих граждан и поэтому обязательно предполагает принуждение вплоть до открытого насилия по отношению к какой-то их части.

Первый принцип, введенный в теорию Нозика, таким образом, за­ключается в том, что каждый индивид обладает тремя фундаменталь­ными правами: во-первых, правом на физическую безопасность, во-вторых, правом на неограниченные ничем свободы и, в-третьих на не­отчуждаемую собственность без его на то согласия. Нозик практически повторяет сказанное Локком о правах индивида в условиях «естествен­ного состояния».


Нозик пишет, что его взглядам на «хорошо организованное общест­во» противостоят две теоретические «угрозы»: идея безгосударственно-

6 Nozick R. Op. cit. P. IX.

160

го общества (анархия) и теория государства, выходящего за пределы «минимального», т.е. такого, которое берет на себя функцию перерас­пределения, или ставит перед собой цели развития, модернизации и т.д.

АНАРХИЗМ — политико-идеологическая концепция, требующая упраздне­ния государства и ликвидации всякой власти, имеющей возможность приме­нять принуждение. Она провозглашает своей целью общество с максималь­ной личной свободой, справедливым распределением материальных благ, в котором общие задачи выполняются по добровольному согласию. Термин «анархизм» введен в 1840 году П.-Ж.Прудоном.

Анархистский социальный порядок, не допускающий никаких при­нудительных действий со стороны государства, назван в качестве ис­ходной посылки в нозиковской аргументации. Данная позиция, а также сопутствующие ей обстоятельства — нерушимая свобода личности и абсолютное право собственности на свое тело и свои владения — во многом воспринимаются как данность. Права есть выражение «естест­венной свободы» и анархия — возможность их реализации. Нозик по­пытался показать, что место анархии может быть занято «минималь­ным» государством без нарушения анархической легитимности. Однако необходимым условием этого перехода становится добровольное согла­сие людей.

Сами же анархисты рассматривают любое движение в направлении принудительных институтов как аморальное, иррациональное и ненуж­ное — в их концепции «естественного состояния» никаких серьезных проблем вообще не возникает. Но это крайность. Многие мыслители анархистского толка все же предполагали наличие некоторых основа­ний, которые делали движение в направлении государственности ра­циональным и необходимым, например, ради выживания. Тем самым они признают аргументацию Т.Гоббса, изложенную им в «Левиафане». В любом случае моральность этой тенденции может придать только согласие, а далеко не все люди столь уж рациональны, чтобы принять это. При этом модель «общественного договора», некоего гипотетиче­ского контракта, т.е. согласия в малой группе, переносимое затем на всех граждан, считается неадекватной, ибо в соответствии с анархист­скими установками предполагается согласие именно всех, так как необ­ходимо уважать естественные права каждого человека.

Л.С.Мамут пишет:

«....Индивидуализм анархистского толка, сохраняя в себе идею противо­поставленности абсолютно самодовлеющей личности обществу как та­ковому, связывает ее (личности) свободу, полноценное бытие с тоталь-

161

ным упразднением всех политических форм. Этим он резко отличается от того буржуазного индивидуализма, которого придерживались, ска­жем, Т.Гоббс и другие идеологи, мыслившие по стандартам этатистско-


Любое государство воспринимается анархистским сознанием как аб­солютное зло, оно — источник всех социальных пороков.

Новизна подхода Нозика, попытавшегося преодолеть трудности, связанные с необходимостью согласия на введение любых государст­венных форм, заключается в его стремлении объяснить, каким образом государство может вырасти из естественного состояния без нарушения чьих-либо прав, однако не прибегая к идее «общественного договора».

Нозик пишет, что если бы даже существовало локковское «естест­венное состояние», т.е. если бы сбылась мечта анархистов, «минималь­ное государство» все равно появилось бы при двух условиях: во-первых, если люди будут действовать, руководствуясь собственным интересом; во-вторых, если они будут уважать права других людей, не нарушать их, или, по крайней мере, находить форму компенсации в случае нарушения. В сущности, этот аргумент представляет собой ква-зи-договорное узаконивание «минимального государства».

Образование государства, по Нозику, проходит четыре стадии.

Первая стадия. В силу неудобства «естественного состояния» инди­виды формируют «агентства защиты»8. Сначала, по-видимому, это бу­дут ассоциации взаимопомощи, объединяющие членов одной семьи или друзей, но скоро обнаружатся неудобства: все должны владеть оружи­ем, к тому же в группах такого типа легко возникают трения. В конце концов ассоциации обязательно уступят место «агентствам защиты», которые за соответствующую плату возьмут на себя роль арбитра, а также наказания виновных.

Вторая стадия. Одно из агентств или их объединение начнут доми­нировать на некоей территории9. При этом возникают три возможности:

1) если одно агентство выиграет все сражения, то оно, естественно, станет доминировать на данной территории, и люди окажутся перед выбором — либо присоединиться к нему, либо вообще остаться вне сферы действия какого-либо агентства;

2) если одно агентство выиграет на одной части территории, а вто­рое — на другой, то территория окажется расколотой так же, как и на­селение; будет установлена граница;

7 Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического осознания. М.: Наука, 1989. С. 191.

8 Nozick R. Op. cit. P. 12—15.

9 Nozick R. Op. cit. P. 15—17.

162

3) если два агентства продолжают борьбу и ни одно из них не смо­жет добиться окончательного верховенства, то вероятнее всего они предпочтут третейский суд, тем самым сформировав объединение агентств.

На первых двух стадиях рациональный собственный интерес на­правляет людей в сторону «минимального государства». Однако пока еще называть государством возникшее образование рано. Новый режим

«очевидно, не обеспечивает защиту для всех на данной территории, как это делает государство, и он явно не обладает и не претендует на тот тип монополии на применение силы, которая обязательна для государства»10.


Третья стадия. «Агентства защиты» начинают защищать права сво­их клиентов от независимых индивидов11. Основанием для этого являет­ся делегирование клиентом своего права на самозащиту тому агентству, которое уже доказало свое превосходство по сравнению с другими по­добными агентствами.

Четвертая стадия. Доминирующее агентство может как-то ком­пенсировать независимым лицам неудобство того положения, в котором они оказались, распространив и на них свою защиту или предоставив им средства для самозащиты12.

Результатом этих четырех стадий развития и становится «минималь­ное государство». Оно предлагает защиту для каждого и провозглашает монополию на применение силы в том смысле, что лишает независимых лиц права на навязывание силой своих прав по отношению к другим индивидам.

И все же здесь есть и отличия от «минимального государства». Во-первых, независимые люди все еще могут навязывать свои права друг другу. Во-вторых, независимые платят налоги ниже уровня полноправ­ных членов общества. Может показаться, что в этом случае многим сно­ва захочется стать независимыми, однако мотив получения защиты от независимых окажется сильнее13.

Вывод Нозика означает: если кому-то нравится «естественное со­стояние» Локка, то есть все основания считать, что он признает и «ми­нимальное государство».

Под естественной свободой Нозик понимает обладание некоторыми «негативными» правами, т.е. правами по отношению к другим, прину­дительно вмешивающимся в наши дела, а также право на собствен­ность. Эти права противоположны по смыслу «социальным правам»,

10 Ibid. Р. 51.

11 Ibid. Р. 101—108.

12 Nozick R. Op. cit. P. 10—11.

13 Ibid. P. 113.

163

носящим позитивный характер, они также обращены к другим, но дают право на обладание чем-то (право на образование, право на пенсию и т.д.). Нозик же «позитивные права» отрицает в принципе, хотя и не рас­крывает в своей книге, на каких именно основаниях. Он как бы откла­дывает рассмотрение этой проблемы до выяснения моральных основа­ний его теории в целом. Вместо этого он рассматривает несколько слу­чаев, содержащих вопросы морали, с тем, чтобы обеспечить интуитив­ную поддержку своей теории и показать относительность других под­ходов. При этом приоритет отдается положению об уважении к людям в кантовской интерпретации (категорический императив и положении о моральной автономии индивида).

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — термин, введенный Иммануилом Кантом для обозначения того требования, которое предписывает нам делать что-либо безусловно, то есть независимо от того, что мы хотим, или от того, каковы наши цели. Согласно Канту мы осознаем принципы морали как Кате­горический императив. Он называет его высшим принципом морали. Смысл его заключается в следующем: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». В работе «Основы метафизики нравственности» Кант писал: «Теперь я ут­верждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли...»


Иными словами, речь идет о действиях, принимающих во внимание, что все человечество воплощается в каждом индивиде, и человек нико­гда не должен рассматриваться как средство, а не цель. Эта идея служит у Нозика нескольким задачам.

Нозик полагает, что она опровергает утилитаризм, ибо немногие люди могут быть использованы просто в качестве средства для увели­чения благосостояния других; отрицает патернализм, так как человек может оказаться средством для себя самого и своего собственного бла­гополучия; а также теорию справедливости Роулса, в особенности его принцип дифференциации, коль скоро таланты и собственность граж­дан могут быть направлены во благо наименее имущих групп. Очевид­но, однако, что ссылка на Канта отнюдь не служит подлинной основой для моральной философии Нозика. Нозик не ставит вопрос о признании кантовской моральной эпистемологии, создается впечатление, что его увлекает лишь интуитивная сторона выводов из Канта.

Отрицание любой формы государства, выходящей за пределы «ноч­ного сторожа» — «классической» либеральной метафоры — имплицит­но присуще правам, которые Нозик приписывает индивидам. Признание прав такого типа, фундаментальное для политической морали, автома-

164

тически предполагает отрицание любой теории справедливости, преду­сматривающей перераспределение богатства или предписывающей оп­ределенный тип деятельности. Государство, для того чтобы осуществ­лять эти функции, вынуждено будет постоянно нарушать права челове­ка.

В основе этого подхода лежит положение о высшей ценности есте­ственной свободы в политической сфере. В этом смысле Нозик не привносит ничего нового. Его вклад в развитие теории справедливости сводится в основном к общей классификации концепций социальной справедливости, которую он предлагает, а также в попытке выявить главные слабости всех других концепций (разумеется, за исключением своей собственной). Нозик полагает, что принципы справедливости мо­гут быть охарактеризованы в трех основных ипостасях: с точки зрения истории, целей и способа достижения критерия.

Исторический принцип справедливости ставит распределительную справедливость в зависимость от того, как она сложилась. Иными сло­вами, действия человека в прошлом, или же какая-то ситуация могут привести к созданию дифференцированных прав или вознаграждения за какие-то поступки.

Целевой принцип справедливости ставит распределительную спра­ведливость в зависимость от соответствия состоянию дел и какой-то структуры или цели.

Наконец, принцип справедливости как критерий увязывает распре­делительную справедливость с каким-то специфическим историческим фактом, характеристиками индивидов, такими, как моральная ценность, талант, производительность и т.п.

При такой классификации принцип дифференциации Роулса может быть отнесен к целевым принципам, поскольку он относится только к всеобъемлющим структурным результатам, а именно: благосостояние наименее имущих должно быть максимизировано. То же можно сказать и о разнообразных утилитаристских концепциях. Но такая концепция или теория справедливости, полагает Нозик, неприемлема, поскольку предполагает справедливость, индифферентную по отношению к лич­ной судьбе каждого человека. Судьба человека оказывается связанной с ней только в том смысле, соответствует ли она или нет наиболее пред­почтительной структуре, хотя интуиция подсказывает любому непред­взятому наблюдателю, что справедливость имеет смысл только по от­ношению к вполне конкретному человеку. Косвенный интерес, диктуе­мый прежде всего заботой о наиболее эффективной социальной струк­туре, явно недостаточен.