Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, Маркс взял у двух великих мыслителей те идеи, ко­торые считал наиболее важными: у Гегеля — диалектику, у Фейербаха — материализм. Критически осмыслив эти идеи, обогатив их своими собственными положениями, Маркс разработал диалектический мате­риализм, изучающий диалектические отношения в материальном мире. Материализм Маркса и его интерес к экономике заставил его внима­тельно изучить английскую политическую экономию, в частности, тру­ды Адама Смита, Давида Рикардо и других представителей «классиче­ской» политэкономии. Некоторые положения их теорий привлекли вни­мание Маркса. В этих работах встретилось положение о том, что источ­ником всякого богатства является труд. На этой основе Маркс разработал трудовую теорию стоимости. Он сделал вывод, что при­быль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работ­ников. Капиталисты платят рабочим меньше, чем они заслуживают, поскольку получают меньше, нежели стоимость того, что они в дейст­вительности производят в рабочее время. Прибавочная стоимость,

34

удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис всей капиталистической системы. Капитализм рос благодаря постоянно воз­растающему уровню эксплуатации рабочих (а, следовательно, и объему прибавочной стоимости) и инвестированию прибыли в экспансию сис­темы. Процитируем К. Маркса:

«...В общественном производстве своей жизни люди вступают в опреде­ленные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые со­ответствуют определенной ступени развития их материальных произво­дительных сил. Совокупность этих производственных отношений со­ставляет экономическую структуру общества, реальный базис, над кото­рым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, полити­ческий и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей опреде­ляет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их соз­нание. На известной ступени своего развития материальные производи­тельные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридиче­ским выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производитель­ных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпо­ха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать матери­альный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеоло­гических форм, в которых люди осознают этот конфликт, борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании то­го, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяс­нить из противоречий социальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами, производственны­ми отношениями...»


К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.

В то же время КМаркс высказал критику в адрес политэкономов за то, что, вскрыв язвы капитализма, они рассматривали их как его неиз­бежный компонент. Более того, они призывали людей к принятию ка­питализма и к упорному труду во имя успеха в этой системе. Они так­же, с точки зрения Маркса, не заметили извечный конфликт между ка­питалистами и рабочими и не поставили вопрос о радикальном измене­нии экономического порядка. Маркс же, как известно, был последова-

35

тельным и убежденным сторонником радикальных перемен, перехода от капитализма к социализму.

ПРОЛЕТАРИАТ/БУРЖУАЗИЯ — в трудах Маркса пролетариат — это го­родское население рабочих, получающих заработную плату. Буржуазия — средний класс, состоящий из владельцев фабрик, магазинов, а также банки­ров, финансистов и их помощников, включая чиновников и лиц интеллекту­ального труда. Термин «пролетарий» происходит от древнего латинского слова, обозначавшего низший класс населения Рима. Термин «буржуазия» происходит от средневекового понятия «бурж», означавшего обнесенный стенами город. Бюргеры, или буржуа, были жителями такого города, а позд­нее буржуа стали называть торговцев и руководителей цехов, которые со­ставляли экономическую элиту городов в противоположность аристократам, благосостояние и власть которых основывались на землевладении.

Перу Маркса принадлежит множество работ, посвященных практи­чески всем аспектам жизни и развития общества и государства. Крайне трудно кратко изложить их содержание. Попытаемся остановиться хотя бы на основных его идеях, имеющих отношение к политической тео­рии.

Маркс разработал теорию капиталистического общества, в основе которой лежит специфическое представление о природе человека. Он полагал, что люди в основе своей являются производительными суще­ствами, то есть для того, чтобы выжить, они вынуждены трудиться, при этом взаимодействуя с природой и находясь внутри ее. Они производят пищу, одежду, инструменты, дома и другие необходимые для жизни вещи. Благодаря своей естественной производительности, люди, кроме того, выражают свой творческий потенциал. Творческие импульсы реа­лизуются совместно с другими людьми, иными словами, люди по при­роде своей социальны. Они должны в совместном труде создавать все, необходимое для жизни.

На протяжении всей истории этот естественный процесс подвергал­ся искажениям, поначалу под воздействием убогих условий жизни в примитивном обществе, а позднее — разнообразных структур, созда­ваемых обществом. Эти структуры вмешиваются в естественный произ­водственный процесс. Но именно в капиталистическом обществе это проявилось наиболее сильно — слом естественного производственного процесса достиг своей кульминации.


МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА (БАЗИС) — состоит из трех элементов: средства производства (сырье, земля и энергетические ресурсы, с которыми работают люди), производительные силы (фабрики, машины, технологии, знание и опыт) и производственных отношений. Система отношений, связывающая

36

тех, кто обладает контролем над средствами производства, и тех, кто ими не обладает и продает свой наемный труд, называется производственными от­ношениями.

НАДСТРОЙКА — второстепенные аспекты общества, такие, как структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, а также форма и организация государства. Общество, тем самым, основывается на той его части, которая называется базисом.

В условиях капитализма происходит слом естественной связи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. В этом заклю­чается смысл концепции отчуждения.

ОТЧУЖДЕНИЕ — Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое сча­стье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих ес­тественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капита­лизм мешает этому осуществлению, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях тех­нической рациональности.

Отчуждение возникает в силу наличия двух классов в обществе, ко­гда малочисленные капиталисты владеют всем производственным про­цессом, продуктами производства и рабочим временем тех, кто на них работает. Вместо того, чтобы производить для себя, что было бы есте­ственным, в капиталистическом обществе люди производят нечто для капиталиста. С интеллектуальной точки зрения, Маркса прежде всего интересовали структуры капитализма и то, как они эксплуатируют тру­дящихся. В плане политической теории этот интерес подтолкнул его к разработке проблем освобождения людей от капиталистической экс­плуатации.

Таким образом, для Маркса особое значение имеет тот факт, что од­ни люди контролируют других. И дело не только в том, что одна группа населения участвует в физическом труде, а другая нет, суть дела заклю­чается в наличии частной собственности. Иными словами, линия во­дораздела проходит между теми, кто владеет средствами призводства, и теми, кто продает свой наемный труд. Первые контролируют, или ина­че, эксплуатируют вторых. Эксплуатация заключается в том, что те, кто непосредственно не участвуют физически в производственном процессе, владеют частью продукта, произведенного другими, хотя сами ничего не сделали для его производства.

Маркс вовсе не считал себя политическим теоретиком. Его труды охватывают слишком широкий круг вопросов для того, чтобы ограни-


37

чить их лишь политической теорией, однако в работах Маркса можно встретить многие ее элементы.

По мнению Маркса, главное место в надстройке занимает государст­во, являющееся инструментом правящего класса для сохранения своего господства. По мере изменения производственных отношений изменя­ется и характер государства. Внутренняя структура любого государства определяется степенью развит производительных сил. Новые произво­дительные силы обязательно сопровождаются развитием разделения труда. Кроме того, все стадии этого развития могут рассматриваться как типы и формы собственности. Маркс выделяет четыре стадии в разви­тии собственности:

1. Эдем. Первобытно-обшиныый строй. Производства еще нет. Лю­ди занимаются охотой и рыболовством, выращивают домашних животных. Разделение труда еще крайне примитивно, как прави­ло, на уровне разделения труда внутри семьи.

2. Рабство. Сюда Маркс относит рабовладельческую и феодальную формации. Зародыши рабства были уже в Эдеме, однако своей «чистой» формы оно достигает только с ростом населения, обще­ства усложняются, взаимодействие между племенами приобрета­ет форму торговли или войны. В «Немецкой идеологии» Маркс пишет о том, что поначалу в сложных племенных общинах, воз­никших в результате объединения нескольких племен, сохраня­ются традиционные формы общинной собственности, которые существуют наряду с частной собственностью, которая поначалу возникает как аномалия, а в конечном счете вытесняет общинные традиции. При феодализме, который является системой произ­водства, основанной на земельной собственности, государство контролировалось земельной аристократией. Все люди разделены на владеющих и не владеющих землей.

3. При капитализме основная форма собственности — капитали­стическая. Появляется класс торговцев, капитализм и означает победу этого нового класса, который часто называют средним классом, или буржуазией. При капитализме, когда капитал имеет большее значение, чем земля, обладающий капиталом класс ка­питалистов контролирует государство. В «Манифесте Коммуни­стической партии» Маркс и Энгельс писали:

«Современная государственная власть — это только комитет, управ­ляющий общими делами всего класса буржуазии».

4. Еще одна форма собственности — социалистическая. Социали­стическая революция может произойти, полагал Маркс, когда ра­бочие осознают свою власть над работодателями. Если буржуаз­ную революцию можно охарактеризовать как победу буржуазии

38

над феодальными землевладельцами, то социалистическая рево­люция — это победа рабочих над буржуазией.

По Марксу, любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу. Теория Маркса также носит классо­вый характер, но она служит другому классу — пролетариату. Истори­ческий материализм Маркса, по существу, обосновывал необходимость революции рабочего класса.


Маркс предсказал появление нового класса промышленных рабочих — пролетарита, который в один прекрасный день вступит в бой с бур­жуазией. После победы пролетариата он будет заниматься

«государственным управлением, но господства больше не будет».

Государство же попросту «отомрет» (позднее эта идея будет разви­та В.И.Лениным в работе «Государство и революция»). Процитируем Фридриха Энгельса:

«Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он унич­тожает все классовые различия и классовые противоположности, а вме­сте с тем и государство. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется к классовым противоположностям, бы­ло необходимо государство, т.е. организация эксплутатрского класса для поддержания его внешних условий производства, в особенности для на­сильственного удержания эксплуатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабство, крепост­ничество или феодальная зависимость, наемный труд). Государство бы­ло официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовла­дельцев — граждан государства, в средние века — феодального дворян­ства, в наше время — буржуазии. Когда государство наконец-то стано­вится представителем всего общества, тогда оно само себя делает из­лишним».

Ф.Энгельс. Анти-Дюринг.

Таким образом, в идеях Маркса можно выделить, по крайней мере, два варианта оценки отношений между государством и имеющимися классами общества.

Первая из них и, по-видимому, наиболее влиятельная, — это взгляд на то, что государство является инструментом господствующего класса, служащее его долговременным интересам. Именно этот подход был изложен в «Манифесте Коммунистической партии». Здесь Маркс гово-

39

рит о классовой борьбе как простом столкновении противоположно­стей.

Вторая говорит об отношениях государства и конкретных классов общества. Именно об этом Маркс писал в статьях, посвященных поли­тическим событиям во Франции — «Классовая борьба во Франции» (1850) и «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс под­черкивает наличие множества классов, а также показывает, каким обра­зом государство, с одной стороны, доминирует в гражданском общест­ве, а с другой, — ограничивает власть буржуазии. Таким образом, госу­дарственные органы отнюдь не только выполняют функцию долгосроч­ной координации интересов господствующих классов. Маркс видел роль государства также и в ограничении и сдерживании тех, кто владеет средст­вами производства.