Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КЛАССЫ — «......большие группы людей, различающиеся по их месту в исто­рически определенной системе общественного производства, по их отноше­нию (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средст­вам производства, по их роли в общественной организации труда, а следова­тельно, по способам получения и размерам той доли общественного богатст­ва, которой они раполагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).

Государство, таким образом, одновременно и является автономным, и служит интересам правящего класса. Следует, однако, заметить, что в своих ранних статьях Маркс еще не сформулировал целостного подхода к государству и его будущему.

Но и позднее Маркс не так уже много внимания уделил образу бу­дущего коммунистического общества. Его больше интересовало, как именно можно приблизить крах капитализма. Он полагал, что противо­речия и конфликты в капитализме диалектически приведут его к окон­чательному краху, но он не считал этот процесс неизбежным. В соот­ветствующее время понадобятся определенные действия людей, и ком­мунистическое общество станет реальностью. В распоряжении капита­листов огромные ресурсы для предотвращения наступления коммуниз­ма, но даже с ними сможет справиться классово сознательный пролета­риат. Коммунистическое общество — это общество, в котором впервые можно будет достичь марксистского идеала производительности. С по­мощью современной техники люди будут взаимодействовать с приро­дой и другими людьми гармонично ради производства необходимых для жизни материальных благ. Иными словами, в таком обществе будет покончено с отчуждением. Он предсказал, что истинное коммунистиче-

40

ское общество, где не будет господства одного класса над другими, не будет нуждаться в государстве как таковом и заменит его рациональ­ным управлением в общих интересах.

У Маркса с самого начала было немало последователей и еще боль­ше противников. Можно даже утверждать, что вся политическая теория XX века в немалой степени является отражением спора между марксис­тами и антимарксистами. Более того, негативная реакция на идеи Мар­кса в немалой степени способствовала формированию современной за­падной политической теории как таковой.

2.2. МАКС ВЕБЕР: ВЛАСТЬ И БЮРОКРАТИЯ

Одним из гигантов немецкой общественно-политической жизни, безусловно, следует считать Макса Вебера. По мнению многих полити­ческих теоретиков, веберовская политическая теория сформировалась в долгой и изнурительной борьбе с призраком Маркса. Вебер, по сущест­ву, работал в марксистской традиции, но, если можно так выразиться, стремился «изъять» из нее самого Маркса. Следует заметить, что Вебер плохо знал труды Маркса (многие из них были опубликованы уже после смерти Вебера), поэтому Вебер полемизировал, скорее, с последовате­лями Маркса, нежели с самим «классиком». Тем не менее, учение Мар­кса было далеко не единственным источником веберовских размышле­ний. В любом случае следует признать, что Маркс оказал определенное влияние на взгляды Вебера наряду с Кантом, Ницше и многими други­ми мыслителями, которые пытались усилить значение субъективного фактора в политической теории. Уже теоретики «классического» пе­риода пытались искать ответы на вопрос: «Почему люди действуют именно так, а не иначе?»


ВЕБЕР, МАКС (1864—1920) — родился в Эрфурте (Германия) 21 апреля 1864 года в семье, принадлежавшей к «среднему классу». Существенные различия между его родителями оказали сильное влияние на формирование ребенка. Его отец как чиновник принадлежал к «истэблишменту». Он отвер­гал всякую деятельность, которая могла бы помешать его карьере. В то же время он отнюдь не отказывался от земных радостей. Мать Вебера отлича­лась страстной приверженностью кальвинизму, стремилась вести аскетиче­скую жизнь. Такое несовпадение пристрастий неизбежно вело к семейным конфликтам. По существу, родители поставили ребенка перед выбором. По­началу он скорее склонялся к отцовским представлениям о жизни, однако, позднее довольно близко подошел к мировоззрению матери.

В 18 лет он поступил в Гейдельбергский университет. Несмотря на за­стенчивость, он приобрел немало шрамов в студенческих поединках и весьма

41

активно участвовал в деятельности студенческой корпорации, членом кото­рой в свое время был и ее отец. По отцовскому примеру он избрал карьеру юриста. После трех семестров Вебер покинул университет ради службы в армии, и после увольнения продолжил образование в Берлинском универси­тете, где оставался в течение восьми лет. Там же он получил степень доктора права и начал преподавательскую деятельность. Однако его интересы про­стирались шире — на экономику, историю, политическую теорию и социо­логию. Все эти годы в финансовом отношении он продолжал оставаться за­висимым от отца, что его изрядно раздражало. Духовно он постепенно под­падал под влияние ценностей своей матери. Он принял аскетический образ жизни и очень много работал. Сегодня мы назвали бы его «работоголиком».

В 1896 году он был приглашен на должность профессора в Гейдельберг-ский университет. Однако год спустя в ходе жестокой ссоры между ним и его отцом, Вебер-старший скончался. Макс пержил нервный шок, находясь следующие 6—7 лет на границе жизни и смерти. Постепенно он все же вер­нулся к академической карьере. В 1904—1905 гг. он опубликовал свой зна­менитый труд «Протестантская этика и дух капитализма», а также другие ра­боты, посвященные мировым религиям. Смерть застигла его во время работы над книгой «Экономика и общество». Это произошло 14 августа 1920 года.

Вебер рассматривал теорию Маркса и труды современных ему мар­ксистов как экономических детерминистов, которые выводили все про­явления социальной жизни из одного источника — экономического ба­зиса. Вся история строилась на экономическом базисе, а все современ­ные структуры воспринимались как надстройка. У самого Маркса все было сложнее и глубже, но многие его последователи упростили картину и действительно придерживались экономического детерминизма.

Одним из примеров такого подхода, произведшим на Вебера наибо­лее сильное впечатление, было высказанное марксистами утверждение, что идеи представляют собой не что иное, как рефлексию материальных и, в особенности, экономических интересов, или, иначе, что материаль­ные интересы детерминируют идеологию. Веберу пришлось поставить Маркса «с ног на голову» подобно тому, как сам Маркс сделал это по отношению к Гегелю. В отличие от Маркса, Вебер перенес свое внима­ние с экономических факторов на идеи и их влияние на экономику. Для него идеи были автономной силой, способной повлиять на экономиче­ский мир.


Вебер делал акцент не столько на индивиде, сколько на группе. Это радикально отличает его взгляды от большинства школ идеализма. Тем самым, он уходил от необходимости строить свои расуждения на орга­нических сообществах, таких как народ или нация. Он сформировал свой взгляд на индивида, взяв его в традиции моральной философии протестантизма и либерализма, а также экономического индивдуализма неоклассических экономистов конца XIX века.

42

Вебер показал связь между индивидуализмом и ценностным плюра­лизмом. Освободив собственный интерес и моральное сознание инди­вида от коллективистских уз традиции, Вебер показал, что индивид не может опираться на внешние для него сообщества ради обретения смы­слов. Вслед за Фридрихом Ницше он утверждал, что «Бог умер!», в том смысле, что широко распространенная вера в трансцендентную всемо­гущую силу, которая могла придать смысл и цель жизни, теряет свою действенность. Индивиды все больше понимают, что должны принять на себя ответственность за собственные моральные ценности и выбор.

Это привело Вебера к выводу, что не может быть признана никакая теория общества, которая не принимает во внимание смысл соответст­вующих действий индивидов. Это требование известно как проверка «адекватности на уровне смысла». Он применил это положение в иссле­довании, по его мнению, уникальной Западной цивилизации, а конкрет­нее, того, почему дух современного капитализма воспринимался как ос­мысленный и морально легитимный перед лицом его противников.

Особое внимание Вебер уделил религиозным идеям, в частности, влиянию религиозных представлений на экономику. В своей знамени­той работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905 гг.) он обратился к протестантизму как системе идей — «духа капитализма» и, в конечном счете, — к его определяющему влиянию на капиталисти­ческую экономическую систему. Вебер интересовался также и другими мировыми религиями, показывая, каким образом их природа сказывает­ся на развитии капитализма.

С точки зрения Вебера, человек стремится объединить материальные и идеальные (как он их называет) интересы. Он может быть мотивиро­ван в своих действиях как материальным (классовыми интересами по отношению к доходам и экономической власти) и идеальным (славой и статусом в рамках своей этнической группы). Эти два типа интереса могут быть взаимосвязанными, и в какое-то данное время один из них преобладает над другим. Однако они отнюдь не обязательно сливаются в один тип интерса. Таким образом, Вебер отказывается от всякой од­носторонности, будь то материально/экономическая или идеально/ нор­мативная.

Вебер также попытался соединить действие и структуру. Когда он подчеркивает бессмысленность самого действия и необходимость объ­яснить его с помощью «адекватного уровня смысла», то, тем самым, безусловно, исключает влияние структуры в общественной жизни. По его мнению, мир во все большей степени начинает напоминать «желез­ную клетку», в которой смыслы исчезают под давлением безличност­ной силы бюрократического господства.


Вебер исследует главным образом процесс рационализации. Его ин-терсовало, чем можно объяснить, почему Западу удалось создать ра-

43

циональные институты, в то время как остальной мир сталкивается на пути рационализации с трудно преодолимыми препятствиями.

То, каким образом Вебер понимает структуру, связано с так назы­ваемыми ненамеренными последствиями действий. Эта идея была взята Вебером из либеральной экономической теории как в ее «классической» (Адам Смит), так и «неоклассической» (Карл Менгер) форме. Она рас­сматривает главные социальные институты, такие как рынки, деньги, язык и т.д., как ненамеренные продукты человеческой деятельности. В этом Вебер напоминает Маркса, который также рассматривал структуру как результат человеческих действий. Для Вебера же структура — это обязательный результат осмысленных действий.

Различия между Марксом и Вебером особенно ясно видны при ана­лизе современного капитализма. Если Маркс рассматривает его пре­имущественно со структурных позиций как разорение крестьянства и развитие торговых городов, то Вебер делает главный акцент на осмыс­ленной деятельности людей, таких как появление мелкой протестант­ской буржуазии в XVIIXVIII веках. Ее приверженность самодисцип­лине, следование моральным божественным заповедям были осмыслен­ными и сознательными действиями, но привели к ненамеренному ре­зультату — формированию типа личности, чьи ценности и взгляды на жизнь предопределили ее успех как предпринимателя.

Моральные ценности и призвание служению Бога со временем трансформировалось в призвание к предпринимательству. Самодисцип­лина означала умение обходиться малым, накапливать капитал и стре­миться только к прибыли.

Вебер обсуждает этот вопрос в более широком контексте исследова­ния отношений между религией и капитализмом. Обращаясь к истории, Вебер пытался понять, почему рациональная экономическая система — капитализм — получил свое развитие на Западе и почему он столкнулся с такими большими трудностями в других частях света. Вебер считал, что ключевую роль в этом процессе сыграла религия. Однажды он даже принял участие в диалоге с марксистами, стремясь доказать, что, вопре­ки их убеждениям, религия не была просто эпифеноменом. Именно ре­лигия сыграла важнейшую роль в становлении капитализма на Западе и блокирует его развитие в других регионах мира. В Европе получила распространение рациональная религиозная система кальвинизма (одно из течений протестантизма). В других частях света Вебер нашел более иррациональные религиозные системы (например, конфуцианство, тао-изм, индуизм), которые препятствовали становлению капиталистиче­ских отношений. Тем не менее, религии создавали только временные барьеры для экономических систем и, в конце концов, вся структура обществ рано или поздно рационализируется.


44

Важнейшим фактором, способствовавшим становлению капитализ­ма, является признание высокой нравственной ценности предпринима­тельства. Постоянное расширение и модернизация производства, в со­ответствии с протестантской доктриной, приобретает характер мораль­ного и религиозного долга, служит прославлению Бога. В отличие от протестантизма конфуцианство и индуизм не создали духовных пред­посылок для эндогенного капитализма. Индуизм призывал к уходу от мира, конфуцианство — к приспособлению к миру. И только протес­тантизм признал ценность рациональных инноваций.

Но вернемся к «железной клетке». По Веберу, безличностные силы рационализации преодолевают человеческие действия, осуществляя «разволшебствление мира» по мере того, как личные ценности уничто­жаются структурами рациональности.

Вебер использует понятие рациональности во многих значениях, в основном он понимает под ней расчет, интеллектуализацию и личную логику целенаправленных действий. Инструментальный подход к дей­ствию воспринимает ценности как данность и вместо них ориентирует­ся на эффективный выбор средств ради достижения поставленной цели. «Железная клетка» возникает тогда, когда интерес к средствам и инст­рументам вытекает из поставленных целей, точнее, когда средства (вы­бор технологии) становится целью в себе. Поэтому метафора «железной клетки» не должна пониматься как внешнее ограничение человеческих действий, а, скорее, как внутреннее ограничение, встроенное в челове­ческую личность и человеческий дух.

Вебер рассматривает процесс рационализации как характерную чер­ту Западной цивилизации. Рационализация очевидна не только в эконо­мической жизни развивающегося капитализма или в культурной жизни с появлением рациональной музыки и архитектуры, но и в более фун­даментальном смысле в современных институтах управления, в частно­сти, бюрократии. Вебер рассматривал бюрократию и исторический процесс бюрократизации в рамках более широкого обсуждения полити­ческих институтов в качестве классического примера рационализации. Ни капитализм, связанный с либерализмом, ни государственный социа­лизм с его приверженностью к справедливости, не могут обойтись без бюрократического господства. С бюрократией самым тесным образом связана формальная рациональность. Она относится к выбору инди-вом цели и средств. Этот выбор осуществляется в контексте универса­лий, правил, инструкций и законов. Они, в свою очередь, связаны с раз­личными крупномасштабными структурами, такими как бюрократия или экономика. Вебер опирался на сравнительные исторические иссле­дования Запада, Китая, Индии и многих других районов мира. С их по­мощью он пытался определить факторы, которые способствовали раз­витию рационализации.