ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 757
Скачиваний: 2
21
При
этом
стандартные
методы
ухода
от
сильных
перекосов
в
распре
-
делениях
(
логарифмирование
и
т
.
д
.)
здесь
не
работают
,
так
как
для
кор
-
рекции
принципиально
важно
сохранить
исходную
размерность
показа
-
телей
.
1.3.2.
Усложнение
модели
DMU
Идея
этого
подхода
состоит
в
том
,
что
сам
процесс
переработки
вхо
-
дов
в
результат
можно
разделить
на
несколько
последовательных
стадий
,
представляющих
собой
этапы
работы
DMU.
К
примеру
,
на
первом
этапе
расходы
бюджета
на
здравоохранение
состоят
из
затрат
на
строительство
больниц
,
закупку
оборудования
и
зарплату
медицинского
персонала
.
Эф
-
фективность
DMU (
часто
в
литературе
эффективность
на
данном
этапе
называют
«
технической
эффективностью
»)
в
данном
случае
будет
ча
-
стично
зависеть
от
внешних
условий
:
географического
положения
,
слож
-
ных
природных
условий
,
степени
развития
инфраструктуры
и
т
.
д
.
Вы
-
ходными
показателями
в
данном
случае
будут
обеспеченность
медицин
-
ским
персоналом
и
больничными
койками
на
душу
населения
.
На
втором
этапе
эти
показатели
становятся
входными
,
а
DEA-
модель
оценивает
эф
-
фективность
преобразования
доступных
конечному
потребителю
ресур
-
сов
в
общественно
значимый
результат
(
см
. Hammond 2002),
т
.
е
. «
со
-
циальную
эффективность
» (
рис
. 6).
Ресурсные входы: затраты бюджета
I этап: Техническая эффективность
Технические выходы: обеспеченность персоналом и оборудованием
II этап: Социальная эффективность
Социальные выходы
Рис
. 6.
Многостадийная
модель
DEA
Предполагается
,
что
на
каждом
из
этапов
устраняется
влияние
части
внешних
факторов
,
а
DEA-
оценки
приближаются
к
истинным
оценкам
эффективности
.
К
тому
же
наличие
нескольких
оценок
эффективности
позволяет
проводить
сравнения
DMU
по
комплексу
критериев
и
выяв
-
лять
слабые
места
в
работе
:
в
одном
случае
проблемы
могут
возникать
22
уже
на
этапе
расходования
бюджетных
средств
;
в
другом
обеспечивает
-
ся
должный
уровень
инфраструктуры
,
однако
нет
квалифицированных
кадров
и
т
.
д
.
К
проблемам
данного
метода
корректировки
оценок
следует
отнести
следующие
.
Во
-
первых
,
в
случае
с
оценкой
эффективности
государства
многие
процессы
остаются
в
недостаточной
мере
формализованными
для
разделения
на
отдельные
этапы
и
построения
многоуровневых
DEA-
моделей
.
Во
-
вторых
,
данный
подход
требует
наличия
данных
для
каж
-
дого
из
этапов
работы
системы
,
что
в
большинстве
случаев
оказывается
проблематичным
.
В
-
третьих
,
возникает
методологическая
проблема
объ
-
единения
полученных
DEA-
оценок
в
единый
рейтинг
эффективности
.
В
работах
,
предлагающих
методики
объединения
таких
оценок
,
полно
-
стью
отсутствует
теоретическое
обоснование
полученных
результатов
(
см
.,
например
, Popoviã and Martiã 2005).
1.3.3.«
Метаграница
»
Суть
модели
состоит
в
следующем
:
все
рассматриваемые
DMU
объ
-
единены
участием
в
процессе
производства
общественных
благ
в
рамках
пространства
производственных
возможностей
,
ограниченных
общей
ГПВ
,
или
метаграницей
.
При
этом
сам
набор
DMU
может
быть
разно
-
родным
,
т
.
е
.
все
DMU
можно
разбить
на
группы
,
использующие
разные
производственные
функции
.
Эти
функции
,
увы
,
по
-
прежнему
неизвест
-
ны
.
Для
каждой
группы
DMU
можно
построить
свою
, «
локальную
»
гра
-
ницу
производственных
возможностей
,
которая
будет
объединять
систе
-
мы
,
работающие
в
схожих
условиях
(
см
. O’Donnell et al. 2008).
Так
,
на
рис
. 7
отрезок
BB’
отражает
неэффективность
региона
B
относительно
регионов
со
сходными
условиями
(
локальной
ГПВ
).
Отрезок
BB’’
соот
-
ветствует
неэффективности
того
же
региона
относительно
метаграницы
.
В
свою
очередь
,
разница
между
локальной
границей
и
метаграницей
(
B’B’’
)
отражает
влияние
внешних
условий
.
Рассчитав
эффективность
DMU
относительно
локальной
границы
и
метаграницы
,
можно
рассчитать
так
называемый
коэффициент
техноло
-
гического
разрыва
(technology gap ratio, TGR),
показывающий
,
насколь
-
ко
внешние
условия
влияют
на
эффективность
.
Алгоритм
анализа
эф
-
фективности
при
использовании
данной
модели
будет
следующим
.
Во
-
первых
,
следует
использовать
инструменты
многомерной
классификации
(
например
,
кластер
-
анализ
),
чтобы
разбить
изучаемые
DMU
на
группы
на
основании
внешних
условий
.
Во
-
вторых
,
построить
общую
ГПВ
и
23
рассчитать
«
сырые
»
оценки
эффективности
.
В
-
третьих
,
построить
ло
-
кальные
ГПВ
для
каждой
группы
изучаемых
объектов
и
рассчитать
вну
-
тригрупповые
оценки
эффективности
.
В
-
четвертых
,
рассчитать
TGR.
Та
-
ким
образом
,
помимо
оценок
эффективности
,
очищенных
от
влияния
внешних
переменных
,
мы
получим
оценку
того
,
насколько
внешние
усло
-
вия
влияют
на
работу
DMU.
Рис
. 7.
Метаграница
и
локальные
границы
производственных
возможностей
В
рамках
данного
исследования
все
регионы
были
разбиты
на
два
кластера
с
помощью
индекса
бюджетных
расходов
:
регионы
с
благопри
-
ятными
природно
-
географическими
условиями
(
значение
индекса
мень
-
ше
1)
и
регионы
с
тяжелыми
природно
-
географическими
условиями
(
зна
-
чение
индекса
больше
1).
Разделив
регионы
на
два
кластера
,
для
каждой
из
групп
можно
построить
отдельную
границу
производственных
воз
-
можностей
(
рис
. 8).
Корреляционный
анализ
показывает
,
что
при
расчете
оценок
эффек
-
тивности
внутри
кластера
влияние
природно
-
географических
условий
значительно
уменьшается
.
В
то
же
время
и
эта
методика
сопровождает
-
ся
рядом
проблем
.
Главная
из
них
состоит
в
том
,
что
формирование
групп
DMU
полностью
зависит
от
выбранных
параметров
и
алгоритма
класте
-
ризации
,
при
изменении
которых
будут
получены
другие
значения
оце
-
24
нок
эффективности
.
Так
,
в
нашем
примере
выбор
единичного
значения
индекса
бюджетных
расходов
в
качестве
граничного
в
значительной
мере
произволен
.
Форма
распределения
ИБР
не
позволяет
сделать
однознач
-
ного
вывода
о
кластерной
структуре
(
рис
. 9).
Рис
. 8.
Локальные
ГПВ
для
регионов
с
благоприятными
и
тяжелыми
природно
-
географическими
условиями
Рис
. 9.
Распределение
индекса
бюджетных
расходов
25
Кроме
того
,
использование
метаграницы
приводит
к
росту
числа
ре
-
гионов
,
обозначенных
как
эффективные
(
т
.
е
.
лежащих
на
границах
про
-
изводственных
возможностей
).
Это
связано
с
тем
,
что
итоговые
оценки
эффективности
рассчитываются
относительно
локальных
границ
произ
-
водственных
возможностей
.
1.3.4.
Коррекция
исходных
показателей
Наиболее
простым
способом
учета
различий
во
внешних
условиях
является
коррекция
исходных
входных
и
выходных
показателей
.
Частич
-
но
такая
коррекция
производится
«
по
умолчанию
»:
например
,
монетар
-
ные
показатели
всегда
берутся
в
пересчете
на
душу
населения
.
Но
воз
-
можно
и
устранение
влияния
более
сложных
внешних
условий
за
счет
введения
корректирующих
коэффициентов
,
в
первую
очередь
–
для
вхо
-
дов
модели
.
В
нашем
исследовании
мы
делили
расходы
бюджета
на
индекс
бюд
-
жетных
расходов
Минфина
.
В
общем
плане
применение
данного
спосо
-
ба
корректировки
оценок
основано
на
предположении
о
том
,
что
одина
-
ковый
набор
государственных
услуг
требует
различных
бюджетных
за
-
трат
в
зависимости
от
степени
развития
инфраструктуры
и
географиче
-
ских
факторов
;
поправка
на
такие
коэффициенты
позволяет
получить
«
чистые
»
исходные
показатели
.
В
техническом
смысле
этот
способ
ра
-
ботает
по
следующим
причинам
.
Индекс
построен
так
,
что
среднерос
-
сийские
условия
соответствуют
значению
1;
более
тяжелые
условия
–
значениям
больше
1;
более
благоприятные
условия
–
значениям
от
0
до
1.
Если
разделить
расходы
бюджета
на
индекс
бюджетных
расходов
,
то
для
регионов
с
благоприятными
условиями
скорректированный
уровень
затрат
незначительно
возрастет
по
сравнению
с
«
сырыми
»
данными
;
для
регионов
с
неблагоприятными
условиями
уровень
затрат
сократится
.
Та
-
ким
образом
,
уровень
затрат
усредняется
по
всем
регионам
,
а
их
поло
-
жение
в
пространстве
«
затраты
–
результат
»
меняется
.
Такое
смещение
хорошо
видно
на
рис
. 10:
регионы
,
относящиеся
к
разным
кластерам
,
за
-
нимают
схожее
положение
на
плоскости
;
при
этом
регионы
с
высокими
затратами
из
-
за
тяжелых
внешних
условий
смещаются
влево
,
тогда
как
регионы
с
благоприятными
условиями
практически
не
меняют
своего
положения
.
Из
рис
. 10
б
видно
,
что
после
коррекции
регионы
находятся
в
схожих
условиях
,
и
для
них
можно
строить
единую
границу
производ
-
ственных
возможностей
.