Файл: Akhremenko_A_S_Sotsialnaya_effektivnost_gosudar.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 738

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

При

 

этом

 

стандартные

 

методы

 

ухода

 

от

 

сильных

 

перекосов

 

в

 

распре

-

делениях

 (

логарифмирование

 

и

 

т

.

д

.) 

здесь

 

не

 

работают

так

 

как

 

для

 

кор

-

рекции

 

принципиально

 

важно

 

сохранить

 

исходную

 

размерность

 

показа

-

телей

.  

1.3.2.

Усложнение

 

модели

 DMU

Идея

 

этого

 

подхода

 

состоит

 

в

 

том

что

 

сам

 

процесс

 

переработки

 

вхо

-

дов

 

в

 

результат

 

можно

 

разделить

 

на

 

несколько

 

последовательных

 

стадий

представляющих

 

собой

 

этапы

 

работы

 DMU. 

К

 

примеру

на

 

первом

 

этапе

 

расходы

 

бюджета

 

на

 

здравоохранение

 

состоят

 

из

 

затрат

 

на

 

строительство

 

больниц

закупку

 

оборудования

 

и

 

зарплату

 

медицинского

 

персонала

Эф

-

фективность

 DMU (

часто

 

в

 

литературе

 

эффективность

 

на

 

данном

 

этапе

 

называют

 «

технической

 

эффективностью

») 

в

 

данном

 

случае

 

будет

 

ча

-

стично

 

зависеть

 

от

 

внешних

 

условий

географического

 

положения

слож

-

ных

 

природных

 

условий

степени

 

развития

 

инфраструктуры

 

и

 

т

.

д

Вы

-

ходными

 

показателями

 

в

 

данном

 

случае

 

будут

 

обеспеченность

 

медицин

-

ским

 

персоналом

 

и

 

больничными

 

койками

 

на

 

душу

 

населения

На

 

втором

 

этапе

 

эти

 

показатели

 

становятся

 

входными

а

 DEA-

модель

 

оценивает

 

эф

-

фективность

 

преобразования

 

доступных

 

конечному

 

потребителю

 

ресур

-

сов

 

в

 

общественно

 

значимый

 

результат

 (

см

. Hammond 2002), 

т

.

е

. «

со

-

циальную

 

эффективность

» (

рис

. 6). 

Ресурсные входы: затраты бюджета

I этап: Техническая эффективность

Технические выходы: обеспеченность персоналом и оборудованием

II этап: Социальная эффективность

Социальные выходы

Рис

. 6. 

Многостадийная

 

модель

 DEA

Предполагается

что

 

на

 

каждом

 

из

 

этапов

 

устраняется

 

влияние

 

части

 

внешних

 

факторов

а

 DEA-

оценки

 

приближаются

 

к

 

истинным

 

оценкам

 

эффективности

К

 

тому

 

же

 

наличие

 

нескольких

 

оценок

 

эффективности

 

позволяет

 

проводить

 

сравнения

 DMU 

по

 

комплексу

 

критериев

 

и

 

выяв

-

лять

 

слабые

 

места

 

в

 

работе

в

 

одном

 

случае

 

проблемы

 

могут

 

возникать

 


background image

22

уже

 

на

 

этапе

 

расходования

 

бюджетных

 

средств

в

 

другом

 

обеспечивает

-

ся

 

должный

 

уровень

 

инфраструктуры

однако

 

нет

 

квалифицированных

 

кадров

 

и

 

т

.

д

К

 

проблемам

 

данного

 

метода

 

корректировки

 

оценок

 

следует

 

отнести

 

следующие

.  

Во

-

первых

в

 

случае

 

с

 

оценкой

 

эффективности

 

государства

 

многие

 

процессы

 

остаются

 

в

 

недостаточной

 

мере

 

формализованными

 

для

 

разделения

 

на

 

отдельные

 

этапы

 

и

 

построения

 

многоуровневых

 DEA-

моделей

Во

-

вторых

данный

 

подход

 

требует

 

наличия

 

данных

 

для

 

каж

-

дого

 

из

 

этапов

 

работы

 

системы

что

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

оказывается

 

проблематичным

В

-

третьих

возникает

 

методологическая

 

проблема

 

объ

-

единения

 

полученных

 DEA-

оценок

 

в

 

единый

 

рейтинг

 

эффективности

В

 

работах

предлагающих

 

методики

 

объединения

 

таких

 

оценок

полно

-

стью

 

отсутствует

 

теоретическое

 

обоснование

 

полученных

 

результатов

 

(

см

., 

например

, Popoviã and Martiã 2005).

1.3.3.«

Метаграница

»

Суть

 

модели

 

состоит

 

в

 

следующем

все

 

рассматриваемые

 DMU 

объ

-

единены

 

участием

 

в

 

процессе

 

производства

 

общественных

 

благ

 

в

 

рамках

 

пространства

 

производственных

 

возможностей

ограниченных

 

общей

 

ГПВ

или

 

метаграницей

При

 

этом

 

сам

 

набор

 DMU 

может

 

быть

 

разно

-

родным

т

.

е

все

 DMU 

можно

 

разбить

 

на

 

группы

использующие

 

разные

 

производственные

 

функции

Эти

 

функции

увы

по

-

прежнему

 

неизвест

-

ны

Для

 

каждой

 

группы

 DMU 

можно

 

построить

 

свою

, «

локальную

» 

гра

-

ницу

 

производственных

 

возможностей

которая

 

будет

 

объединять

 

систе

-

мы

работающие

 

в

 

схожих

 

условиях

 (

см

. O’Donnell et al. 2008). 

Так

на

 

рис

. 7 

отрезок

 

BB’

отражает

 

неэффективность

 

региона

 

B

 

относительно

 

регионов

 

со

 

сходными

 

условиями

 (

локальной

 

ГПВ

). 

Отрезок

 

BB’’

 

соот

-

ветствует

 

неэффективности

 

того

 

же

 

региона

 

относительно

 

метаграницы

В

 

свою

 

очередь

разница

 

между

 

локальной

 

границей

 

и

 

метаграницей

 

(

B’B’’

отражает

 

влияние

 

внешних

 

условий

Рассчитав

 

эффективность

 DMU 

относительно

 

локальной

 

границы

 

и

 

метаграницы

можно

 

рассчитать

 

так

 

называемый

 

коэффициент

 

техноло

-

гического

 

разрыва

 (technology gap ratio, TGR), 

показывающий

насколь

-

ко

 

внешние

 

условия

 

влияют

 

на

 

эффективность

Алгоритм

 

анализа

 

эф

-

фективности

 

при

 

использовании

 

данной

 

модели

 

будет

 

следующим

Во

-

первых

следует

 

использовать

 

инструменты

 

многомерной

 

классификации

 

(

например

кластер

-

анализ

), 

чтобы

 

разбить

 

изучаемые

 DMU 

на

 

группы

 

на

 

основании

 

внешних

 

условий

Во

-

вторых

построить

 

общую

 

ГПВ

 

и

 


background image

23

рассчитать

 «

сырые

» 

оценки

 

эффективности

В

-

третьих

построить

 

ло

-

кальные

 

ГПВ

 

для

 

каждой

 

группы

 

изучаемых

 

объектов

 

и

 

рассчитать

 

вну

-

тригрупповые

 

оценки

 

эффективности

В

-

четвертых

рассчитать

 TGR. 

Та

-

ким

 

образом

помимо

 

оценок

 

эффективности

очищенных

 

от

 

влияния

 

внешних

 

переменных

мы

 

получим

 

оценку

 

того

насколько

 

внешние

 

усло

-

вия

 

влияют

 

на

 

работу

 DMU.

Рис

. 7. 

Метаграница

 

и

 

локальные

 

границы

 

производственных

 

возможностей

В

 

рамках

 

данного

 

исследования

 

все

 

регионы

 

были

 

разбиты

 

на

 

два

 

кластера

 

с

 

помощью

 

индекса

 

бюджетных

 

расходов

регионы

 

с

 

благопри

-

ятными

 

природно

-

географическими

 

условиями

 (

значение

 

индекса

 

мень

-

ше

 1) 

и

 

регионы

 

с

 

тяжелыми

 

природно

-

географическими

 

условиями

 (

зна

-

чение

 

индекса

 

больше

 1). 

Разделив

 

регионы

 

на

 

два

 

кластера

для

 

каждой

 

из

 

групп

 

можно

 

построить

 

отдельную

 

границу

 

производственных

 

воз

-

можностей

 (

рис

. 8).

Корреляционный

 

анализ

 

показывает

что

 

при

 

расчете

 

оценок

 

эффек

-

тивности

 

внутри

 

кластера

 

влияние

 

природно

-

географических

 

условий

 

значительно

 

уменьшается

В

 

то

 

же

 

время

 

и

 

эта

 

методика

 

сопровождает

-

ся

 

рядом

 

проблем

Главная

 

из

 

них

 

состоит

 

в

 

том

что

 

формирование

 

групп

 

DMU 

полностью

 

зависит

 

от

 

выбранных

 

параметров

 

и

 

алгоритма

 

класте

-

ризации

при

 

изменении

 

которых

 

будут

 

получены

 

другие

 

значения

 

оце

-


background image

24

нок

 

эффективности

Так

в

 

нашем

 

примере

 

выбор

 

единичного

 

значения

 

индекса

 

бюджетных

 

расходов

 

в

 

качестве

 

граничного

 

в

 

значительной

 

мере

 

произволен

Форма

 

распределения

 

ИБР

 

не

 

позволяет

 

сделать

 

однознач

-

ного

 

вывода

 

о

 

кластерной

 

структуре

 (

рис

. 9).

Рис

. 8. 

Локальные

 

ГПВ

 

для

 

регионов

 

с

 

благоприятными

 

и

 

тяжелыми

 

природно

-

географическими

 

условиями

Рис

. 9. 

Распределение

 

индекса

 

бюджетных

 

расходов


background image

25

Кроме

 

того

использование

 

метаграницы

 

приводит

 

к

 

росту

 

числа

 

ре

-

гионов

обозначенных

 

как

 

эффективные

 (

т

.

е

лежащих

 

на

 

границах

 

про

-

изводственных

 

возможностей

). 

Это

 

связано

 

с

 

тем

что

 

итоговые

 

оценки

 

эффективности

 

рассчитываются

 

относительно

 

локальных

 

границ

 

произ

-

водственных

 

возможностей

1.3.4. 

Коррекция

 

исходных

 

показателей

Наиболее

 

простым

 

способом

 

учета

 

различий

 

во

 

внешних

 

условиях

 

является

 

коррекция

 

исходных

 

входных

 

и

 

выходных

 

показателей

Частич

-

но

 

такая

 

коррекция

 

производится

 «

по

 

умолчанию

»: 

например

монетар

-

ные

 

показатели

 

всегда

 

берутся

 

в

 

пересчете

 

на

 

душу

 

населения

Но

 

воз

-

можно

 

и

 

устранение

 

влияния

 

более

 

сложных

 

внешних

 

условий

 

за

 

счет

 

введения

 

корректирующих

 

коэффициентов

в

 

первую

 

очередь

 – 

для

 

вхо

-

дов

 

модели

В

 

нашем

 

исследовании

 

мы

 

делили

 

расходы

 

бюджета

 

на

 

индекс

 

бюд

-

жетных

 

расходов

 

Минфина

В

 

общем

 

плане

 

применение

 

данного

 

спосо

-

ба

 

корректировки

 

оценок

 

основано

 

на

 

предположении

 

о

 

том

что

 

одина

-

ковый

 

набор

 

государственных

 

услуг

 

требует

 

различных

 

бюджетных

 

за

-

трат

 

в

 

зависимости

 

от

 

степени

 

развития

 

инфраструктуры

 

и

 

географиче

-

ских

 

факторов

поправка

 

на

 

такие

 

коэффициенты

 

позволяет

 

получить

 

«

чистые

» 

исходные

 

показатели

В

 

техническом

 

смысле

 

этот

 

способ

 

ра

-

ботает

 

по

 

следующим

 

причинам

Индекс

 

построен

 

так

что

 

среднерос

-

сийские

 

условия

 

соответствуют

 

значению

 1; 

более

 

тяжелые

 

условия

 – 

значениям

 

больше

 1; 

более

 

благоприятные

 

условия

 – 

значениям

 

от

 0 

до

 

1. 

Если

 

разделить

 

расходы

 

бюджета

 

на

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

то

 

для

 

регионов

 

с

 

благоприятными

 

условиями

 

скорректированный

 

уровень

 

затрат

 

незначительно

 

возрастет

 

по

 

сравнению

 

с

 «

сырыми

» 

данными

для

 

регионов

 

с

 

неблагоприятными

 

условиями

 

уровень

 

затрат

 

сократится

Та

-

ким

 

образом

уровень

 

затрат

 

усредняется

 

по

 

всем

 

регионам

а

 

их

 

поло

-

жение

 

в

 

пространстве

 «

затраты

 – 

результат

» 

меняется

Такое

 

смещение

 

хорошо

 

видно

 

на

 

рис

. 10: 

регионы

относящиеся

 

к

 

разным

 

кластерам

за

-

нимают

 

схожее

 

положение

 

на

 

плоскости

при

 

этом

 

регионы

 

с

 

высокими

 

затратами

 

из

-

за

 

тяжелых

 

внешних

 

условий

 

смещаются

 

влево

тогда

 

как

 

регионы

 

с

 

благоприятными

 

условиями

 

практически

 

не

 

меняют

 

своего

 

положения

Из

 

рис

. 10

б

 

видно

что

 

после

 

коррекции

 

регионы

 

находятся

 

в

 

схожих

 

условиях

и

 

для

 

них

 

можно

 

строить

 

единую

 

границу

 

производ

-

ственных

 

возможностей