Файл: Akhremenko_A_S_Sotsialnaya_effektivnost_gosudar.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 742

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Показатель

 

преобразуется

 

в

 

выход

 

модели

 

SR

 

по

 

формуле

 

 

 

SR

=

100000

MR

MR

 (8) 

где

 

MR

 – 

число

 

умерших

 

по

 

причине

 

смерти

 «

убийство

» 

в

 

расчете

 

на

 

100 

тыс

населения

Таким

 

образом

в

 

модели

 

оценки

 

эффективности

 

в

 

обеспечении

 

без

-

опасности

 

личности

 

имеется

 

один

 

входной

 

показатель

 

и

 

один

 

выходной

 

показатель

Полученные

 

оценки

 

приведены

 

в

 

Приложении

 2.

2.3. 

Образование

В

 

случае

 

с

 

образованием

 

выбор

 

входного

 

показателя

 

находится

 

меж

-

ду

 

расходами

 

консолидированного

 

бюджета

 

региона

 

на

 

образование

 

и

 

средней

 

зарплатой

 

учителей

Поскольку

 

расходы

 

бюджета

 

являются

 

бо

-

лее

 «

базовым

» 

входным

 

показателем

а

 

также

 

позволяют

 

корректировать

 

вход

 

на

 

численность

 

населения

решено

 

было

 

отказаться

 

от

 

использова

-

ния

 

зарплаты

 

учителей

Для

 

учета

 

различий

 

в

 

численности

 

населения

 

регионов

 (

и

соответственно

в

 

уровне

 

спроса

 

на

 

образовательные

 

услу

-

ги

используется

 

показатель

 «

расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъ

-

екта

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

среднее

 

образование

 

на

 

одного

 

учащего

-

ся

» (

Минрегион

). 

Как

 

и

 

все

 

монетарные

 

показатели

он

 

корректируется

 

на

 

индексы

 

потребительских

 

цен

 

и

 

бюджетных

 

расходов

В

 

зарубежных

 

исследованиях

 

в

 

качестве

 

выходного

 

показателя

 

эф

-

фективности

 

системы

 

среднего

 

образования

как

 

правило

используется

 

Gross Enrollment Rate: 

доля

 

детей

 

школьного

 

возраста

 (7–18 

лет

), 

обу

-

чающихся

 

в

 

школе

На

 

наш

 

взгляд

данный

 

показатель

 

больше

 

подходит

 

для

 

межстрановых

 

сравнений

поскольку

 

отражает

 

состояние

 

системы

 

среднего

 

образования

 

в

 

государстве

 

в

 

целом

 

и

 

слабо

 

связан

 

с

 

качеством

 

предоставления

 

образовательных

 

услуг

 

в

 

конкретном

 

регионе

Кроме

 

того

различный

 

возрастной

 

состав

 

населения

 

в

 

регионах

 

может

 

вносить

 

искажения

 

в

 

оценки

 

эффективности

В

 

качестве

 

других

 

вариантов

 

выходных

 

показателей

 

рассматривались

 

доля

 

учащихся

 

выпускного

 

класса

получивших

 

аттестат

 

о

 

среднем

 

образо

-

вании

доля

 

выпускников

успешно

 

сдавших

 

ЕГЭ

 

по

 

русскому

 

языку

и

 

доля

 

выпускников

успешно

 

сдавших

 

ЕГЭ

 

по

 

математике

Между

 

показателями

 

присутствуют

 

достаточно

 

высокие

 

положительные

 

корреляции

поэтому

 

в

 

качестве

 

единственного

 

выхода

 

было

 

решено

 

оставить

 

показатель

 «

доля

 

выпускников

успешно

 

сдавших

 

ЕГЭ

 

по

 

математике

» (

Минрегион

).

Полученные

 

оценки

 

приведены

 

в

 

Приложении

 3.


background image

32

2.4. 

Жилищные

 

условия

 

населения

В

 

качестве

 

входа

 

модели

 

выбран

 

объем

 

расходов

 

консолидированных

 

бюджетов

 

регионов

 

на

 

жилищно

-

коммунальное

 

хозяйство

 (

Минрегион

), 

скорректированный

 

на

 

численность

 

населения

индекс

 

потребительских

 

цен

 

и

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

.  

Выход

 

модели

 

является

 

комбинацией

 

трех

 

переменных

Доля

 

населения

обеспеченного

 

питьевой

 

водой

отвечающей

 

требо

-

• 

ваниям

 

безопасности

в

 

общей

 

численности

 

населения

 

субъекта

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 (

Минрегион

), 

WATER

.

Удельный

 

вес

 

площади

 

жилищного

 

фонда

оборудованной

 

водопро

-

• 

водом

в

 

общей

 

площади

 

жилищного

 

фонда

 (

Росстат

), 

PLUMB

Данные

 

за

 2011 

г

недоступны

в

 

качестве

 

оценки

 

взяты

 

данные

 

за

 2010 

г

Доля

 

населения

проживающего

 

в

 

многоквартирных

 

домах

признан

-

• 

ных

 

в

 

установленном

 

порядке

 

аварийными

 (

Минрегион

). 

Для

 

преоб

-

разования

 

величины

 

в

 

выход

 (

DILAP

ее

 

значения

 

вычитаются

 

из

 

100%. 

Все

 

величины

 

линейно

 

масштабируются

 (1), 

далее

 

на

 

их

 

основе

 

рас

-

считывается

 

индекс

 

жилищных

 

условий

IHC

:

 

 

 

IHC

=

1
3

(

WATER

(

ls

)

+

PLUMB

(

ls

)

+

DILAP

(

ls

)

)

 (9)

Полученные

 

оценки

 

приведены

 

в

 

Приложении

 4.

2.5. 

Борьба

 

с

 

бедностью

 

и

 

безработицей

Специфика

 

данной

 

сферы

 

с

 

точки

 

зрения

 

формирования

 

модели

 DEA-

анализа

 

состоит

 

в

 

том

что

 

невозможно

 

определить

 «

адресный

» 

моне

-

тарный

 

вход

.  

Уровни

 

безработицы

 

и

 

бедности

 

являются

 

в

 

значительной

 

степени

 

интегральными

 

показателями

 

работы

 

государственного

 

сектора

.  

Поэтому

 

в

 

данном

 

случае

 

в

 

качестве

 

входа

 

использован

 

общий

 

объем

 

расходов

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Федерации

 (

Минреги

-

он

). 

Расходы

 

скорректированы

 

на

 

численность

 

населения

инфляцию

 

и

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

В

 

качестве

 

выходов

 

модели

 

взяты

 

следующие

 

показатели

:

Уровень

 

безработицы

 (

по

 

методологии

 

МОТ

Минрегион

), 

пересчи

-

• 

танный

 

в

 

уровень

 

занятости

 – 

EMPLOY

Доля

 

населения

 

с

 

доходами

 

ниже

 

прожиточного

 

минимума

 (

Минре

-

• 

гион

), 

пересчитанная

 

в

 

долю

 

населения

 

с

 

доходами

 

выше

 

прожиточ

-

ного

 

минимума

 (

NON_POV

). 


background image

33

Кроме

 

того

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

возможностей

 

рассматривалось

 

вклю

-

чение

 

в

 

модель

 

показателя

 

равенства

 

в

 

распределении

 

доходов

 

на

 

осно

-

ве

 

коэффициента

 

концентрации

 

доходов

 

Джини

В

 

мировой

 

практике

 

исследований

 

эффективности

 

государства

 

он

 

используется

 

достаточно

 

активно

 

в

 

области

 

кросс

-

национальных

 

сравнений

В

 

итоге

 

было

 

приня

-

то

 

решение

 

не

 

включать

 

этот

 

показатель

 

в

 

модель

так

 

как

 

регионы

 (

в

 

от

-

личие

 

от

 

стран

не

 

обладают

 

реальными

 

рычагами

 

влияния

 

на

 

распреде

-

ление

 

доходов

Центральным

 

инструментом

 

государства

 

здесь

 

является

 

налоговая

 

политика

 

в

 

отношении

 

физических

 

лиц

тогда

 

как

 

в

 

России

 

это

 

исключительная

 

прерогатива

 

федерации

Отличие

 

рассматриваемого

 

индикатора

 

от

 

большинства

 

других

 

со

-

стоит

 

также

 

в

 

том

что

 

в

 

данном

 

случае

 

была

 

использована

 

модель

 

с

 

дву

-

мя

 

выходами

 

вместо

 

расчета

 

общего

 «

выходного

» 

индекса

Это

 

обуслов

-

лено

 

тем

что

 

бедность

 

и

 

безработица

 

представляют

 

собой

 

качественно

 

различные

 

характеристики

 

социальной

 

жизни

и

 

объединение

 

их

 

в

 

не

-

который

 

суммарный

 

показатель

 

не

 

имеет

 

прямого

 

физического

 

смысла

Таким

 

образом

оценивалась

 

модель

 

с

 

одним

 

монетарным

 

входом

 

и

 

двумя

 

выходами

уровень

 

занятости

 

и

 

отсутствие

 

бедности

 (

линейно

 

мас

-

штабированные

 

величины

 

EMPLOY 

и

NON_POV

).

Оценки

 

даны

 

в

 

Приложении

 5.

Приведем

 

таблицу

 

выбранных

 

входных

 

и

 

выходных

 

показателей

 

по

 

всем

 

сферам

 

оценки

 

социальной

 

эффективности

.

Таблица

 11

.  

Входные

 

и

 

выходные

 

показатели

 

оценки

 

эффективности

 (

знаком

 * 

помечены

 

показатели

преобразованные

 

в

 

обратные

 

величины

 – 

величины

увеличивающиеся

 

с

 

уменьшением

 

исходного

 

показателя

Сфера

Входной

 

показатель

Выходной

 

показатель

Здравоохранение Расходы

 

консолидированно

-

го

 

бюджета

 

субъекта

 

РФ

 

на

 

здравоохранение

 

на

 

душу

 

на

-

селения

 

в

 

ценах

 2008 

г

с

 

по

-

правкой

 

на

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

Индекс

 

здоровья

 

населения

:

а

уровень

 

младенческой

 

смертности

*; 

б

ожидаемая

 

продолжительность

 

жиз

-

ни

 

про

 

рождении

;  

в

уровень

 

заболеваемости

 

первичным

 

туберкулезом

*.

Безопасность

Расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

правоохрани

-

тельную

 

деятельность

 

на

 

душу

 

населения

 

в

 

ценах

 2008 

г

с

 

по

-

правкой

 

на

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

Число

 

умерших

 

по

 

причине

 

смерти

 

«

убийство

» 

в

 

расчете

 

на

 100 

тыс

населения

 

за

 

год

*


background image

34

Сфера

Входной

 

показатель

Выходной

 

показатель

Образование

Расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

среднее

 

обра

-

зование

 

на

 

одного

 

учащегося

 

в

 

ценах

 2008 

г

с

 

поправкой

 

на

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

Доля

 

выпускников

успешно

 

сдавших

 

ЕГЭ

 

по

 

математике

Жилищные

 

усло

-

вия

 

населения

Объем

 

расходов

 

консолиди

-

рованного

 

бюджета

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

жилищно

-

коммунальное

 

хо

-

зяйство

 

в

 

ценах

 2008 

г

., 

скор

-

ректированный

 

на

 

численность

 

населения

 

и

 

на

 

индекс

 

бюджет

-

ных

 

расходов

Индекс

 

жилищных

 

условий

:

а

доля

 

населения

обеспеченного

 

пить

-

евой

 

водой

отвечающей

 

требованиям

 

безопасности

в

 

общей

 

численности

 

населения

 

субъекта

;

б

удельный

 

вес

 

площади

 

жилищного

 

фонда

оборудованной

 

водопроводом

в

 

общей

 

площади

 

жилищного

 

фонда

;

в

доля

 

населения

проживающего

 

в

 

многоквартирных

 

домах

признанных

 

в

 

установленном

 

порядке

 

аварийными

*

Борьба

 

с

 

бедно

-

стью

 

и

 

безрабо

-

тицей

  

Общий

 

объем

 

расходов

 

консо

-

лидированного

 

бюджета

 

субъ

-

екта

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

душу

 

населения

 

в

 

ценах

 2008 

г

с

 

поправкой

 

на

 

индекс

 

бюд

-

жетных

 

расходов

Уровень

 

безработицы

 (

по

 

методологии

 

МОТ

)*;

доля

 

населения

 

с

 

доходами

 

ниже

 

про

-

житочного

 

минимума

*

Общие

 

оценки

 

приведены

 

в

 

Приложении

 6. 

3. 

Оценка

 

динамики

 

эффективности

 

государственной

 

власти

 

в

 

регионах

 

России

Измерение

 

и

 

анализ

 

изменений

 

эффективности

 

государственной

 

вла

-

сти

 

в

 

российских

 

регионах

 

представляет

 

собой

 

самостоятельную

 

и

 

ис

-

ключительно

 

важную

 

задачу

 

в

 

рамках

 

данного

 

исследования

.

Во

-

первых

это

 

дает

 

практический

 

инструмент

 

анализа

 

влияния

 

пер

-

сонального

 

состава

 

властной

 

элиты

 (

губернаторского

 

корпуса

 

прежде

 

всего

на

 

эффективность

 

государства

 

в

 

регионах

Оцениваемый

 

период

 

времени

 

может

 

быть

 

в

 

каждом

 

индивидуальном

 

случае

 

совмещен

 

со

 

сро

-

ком

 

пребывания

 

на

 

ключевых

 

должностях

 

конкретной

 

группы

 

персона

-

лий

.  

Во

-

вторых

оценки

 

динамики

 

эффективности

 

более

 

надежны

 

в

 

том

 

смысле

что

 

они

 

не

 

подвержены

 

влиянию

 

внешних

 

факторов

 – 

факторов

 

межрегиональных

 

различий

Так

географическое

 

положение

транспорт

-


background image

35

ные

 

условия

 

и

 

даже

 

культура

 

и

 

традиции

 

населения

 

регионов

 

являются

 

величинами

 

постоянными

Во

 

всяком

 

случае

их

 

изменение

 

не

 

может

 

оказать

 

существенного

 

эффекта

 

в

 

течение

 

четырехлетнего

 

периода

рас

-

сматриваемого

 

в

 

рамках

 

данного

 

проекта

Соответственно

снимается

 

(

по

 

крайней

 

мере

в

 

основном

проблема

 

коррекции

 

оценок

 

эффектив

-

ности

исключительно

 

сложная

 

и

 

в

 

фундаментальном

и

 

в

 

техническом

 

плане

Бесспорно

оценки

 

региональной

 

динамики

 

подвержены

 

влиянию

 

об

-

щефедеральных

 

трендов

например

экономического

 

кризиса

 2009 

г

., 

по

-

влекшего

 

урезание

 

расходов

 

по

 

целому

 

ряду

 

направлений

 

деятельности

 

государства

Но

опять

 

же

такого

 

рода

 

тренды

 

являются

 

общими

 

для

 

всех

или

 

подавляющего

 

большинства

 

субъектов

 

Федерации

.

Принципиальным

 

для

 

методологии

 

проекта

как

 

было

 

неоднократно

 

отмечено

является

 

наличие

 

двух

 

типов

 

оценок

 

эффективности

ориен

-

тированной

 

на

 «

вход

»  (

затраты

 

ресурсов

эффективность

и

 

ориентиро

-

ванной

 

на

 «

выход

» (

полученный

 

социальный

 

или

 

экономический

 

эффект

результативность

). 

Оценки

 

этих

 

двух

 

типов

 

довольно

 

существенно

 

раз

-

личаются

и

 

представляется

 

необходимым

 

учесть

 

оба

 

измерения

 

эффек

-

тивности

Следовательно

задача

 

динамической

 

оценки

 

эффективности

 

государства

 (

речь

 

идет

 

об

 

общих

 

оценках

4

раскладывается

 

на

 

три

 

от

-

дельных

 

задачи

1) 

оценка

 

динамики

 «

входной

» 

эффективности

;

2) 

оценка

 

динамики

 «

выходной

» 

эффективности

;

3) 

оценка

 

динамики

 

в

 

пространстве

 «

входной

» 

и

 «

выходной

» 

эффек

-

тивности

 

одновременно

Заметим

что

 

именно

 

последняя

 

задача

 

пред

-

ставляет

 

наибольший

 

интерес

так

 

как

 

она

 

позволяет

 

комплексно

 

судить

 

о

 

развитии

 

государственного

 

сектора

 

в

 

регионе

И

 

именно

 

для

 

решения

 

последней

 

задачи

 

нами

 

была

 

разработана

 

специальная

 

методика

ранее

 

не

 

использованная

 

ни

 

в

 

отечественной

ни

 

в

 

зарубежной

 

практике

 

коли

-

чественного

 

анализа

.  

3.1. 

Оценка

 

динамики

 «

входной

» 

и

 «

выходной

» 

эффективности

Первые

 

две

 

задачи

 

были

 

решены

 

нами

 

в

 

рамках

 

следующего

 

матема

-

тического

 

дизайна

Мы

 

имеем

 

зависимость

 

изменения

 

оценок

 

эффектив

-

ности

 

от

 

времени

в

 

графическом

 

представлении

 

по

 

оси

 

абсцисс

 (

OX

 

При

 

этом

 

предлагаемые

 

ниже

 

методики

 

вполне

 

применимы

 

и

 

к

 

анализу

 

эффектив

-

ности

 

по

 

отдельным

 

сферам

.