Файл: Akhremenko_A_S_Sotsialnaya_effektivnost_gosudar.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 761

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

а

Без

 

коррекции

 

входов

б

После

 

коррекции

 

входов

Рис

. 10.

 

Российские

 

регионы

 

в

 

пространстве

 «

вход

 – 

выход

» 

в

 

период

 2008 – 2011

Хотя

 

метод

 

коррекции

 

исходных

 

показателей

 

является

 

наиболее

 

про

-

стым

 

из

 

охарактеризованных

 

выше

он

 

дает

 

неплохие

 

результаты

В

 

табл

. 7 

приводятся

 

корреляции

 

факторов

 

внешней

 

среды

 

для

 «

сырых

» 

оценок

 

и

 

оценок

скорректированных

 

с

 

помощью

 

данного

 

метода

Из

 

таблицы

 

вид

-

но

что

 

корреляции

 

с

 

показателями

 

внешних

 

условий

 (

транспортная

 

до

-

ступность

 

и

 

прожиточный

 

минимум

снизились

 

кардинально

.

Таблица

 7

.  

Корреляции

 

внешних

 

факторов

 

с

 «

сырыми

» 

и

 

скорректированными

 

оценками

 

эффективности

 

Операциональный

 

параметр

Корреляция

 

с

 «

сырыми

» 

оценками

 

эффективности

Корреляции

 

со

 

скорректированными

 

оценками

 

эффективности

Уровень

 

транспортной

 

доступности

Величина

 

растет

 

со

 

снижением

 

уровня

 

транспортной

 

освоенности

 

территории

 

–0,58**

–0,06

Коэффициенты

 

расселения

Величина

 

растет

 

вместе

 

с

 

увеличением

 

дисперсности

 

расселения

 

–0,1

–0,09

Величина

 

прожиточного

 

минимума

–0,71**

–0,22*

Доля

 

лиц

 

с

 

высшим

 

образованием

 

в

 

экономике

 

региона

 

0,23*

0,22*

Установление

 

диагноза

 

алкоголизма

 

и

 

алкогольного

 

психоза

 

на

 100 

тыс

населения

 

–0,42**

–0,35**

** – 

коэффициент

 

значим

 

на

 

уровне

 < 0,01.

* – 

коэффициент

 

значим

 

на

 

уровне

 < 0,05.


background image

27

В

 

результате

 

именно

 

этот

 

метод

 

был

 

выбран

 

нами

 

в

 

качестве

 

ин

-

струмента

 

валидизации

 

показателей

Все

 

используемые

 

в

 

исследова

-

нии

 

монетарные

 

величины

 

корректируются

 

на

 

индекс

 

бюджетных

 

рас

-

ходов

2. 

Сферы

 

социальной

 

эффективности

 

государства

В

 

рамках

 

исследования

 

были

 

выделены

 

основные

 

сферы

актуальные

 

для

 

регионального

 

уровня

в

 

которых

 

государство

 

играет

 

значительную

 

или

 

ключевую

 

роль

При

 

этом

 

рамки

 

влияния

 

государства

 

на

 

региональ

-

ном

 

уровне

 

не

 

рассматриваются

 

как

 

тождественные

 

формальному

 

набо

-

ру

 

полномочий

 

и

 

компетенций

 

органов

 

власти

 

субъектов

 

Федерации

На

-

пример

обеспечение

 

безопасности

 

граждан

 

в

 

части

 

борьбы

 

с

 

преступ

-

ностью

 

осуществляется

прежде

 

всего

силами

 

органов

 

внутренних

 

дел

формально

 

входящими

 

в

 

федеральную

 

властную

 

иерархию

Однако

 

фак

-

тически

 

эта

 

функция

 

реализуется

 

региональными

 

кадрами

под

 

влияни

-

ем

 

региональной

 

системы

 

властных

 

отношений

 (

формальных

 

и

 

нефор

-

мальных

). 

Следовательно

имеет

 

смысл

 

постановка

 

вопроса

 

об

 

эффек

-

тивности

 

реализации

 

данной

 

функции

 

государством

 

в

 

субъектах

 

Феде

-

рации

 

и

 

измерение

 

соответствующего

 

показателя

С

 

другой

 

стороны

обеспечение

 

безопасности

 

в

 

части

 

национальной

 

обороны

 

и

 

формально

и

 

фактически

 

осуществляется

 

на

 

федеральном

 

уровне

соответствующие

 

структуры

 

автономны

 

по

 

отношению

 

к

 

региональным

 

властным

 

систе

-

мам

В

 

этой

 

сфере

 

постановка

 

вопроса

 

о

 

сравнительной

 

эффективности

 

государственной

 

власти

 

в

 

регионах

 

неправомерна

.

Вторым

 

критерием

 

отбора

 

сегментов

 

публичного

 

сектора

 

стало

 

на

-

личие

 

прямого

 

социального

 

эффекта

Были

 

рассмотрены

 

сферы

связан

-

ные

 

с

 

социальным

 

развитием

качеством

 

жизни

 

и

 

благосостоянием

 

на

-

селения

развитием

 

человеческого

 

потенциала

:

здравоохранение

• 

безопасность

 

личности

;

• 

образование

;

• 

жилищные

 

условия

 

населения

• 

борьба

 

с

 

бедностью

 

и

 

безработицей

.

• 


background image

28

2.1. 

Здравоохранение

При

 

определении

 

монетарного

 

входа

 

для

 

здравоохранения

 

принци

-

пиальный

 

выбор

 

находится

 

между

 

использованием

 

а

исключительно

 

расходов

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъектов

 

РФ

 

на

 

здравоохране

-

ние

 

и

 

б

суммы

 

расходов

 

консолидированных

 

бюджетов

средств

 

обяза

-

тельного

 

медицинского

 

страхования

 

и

 

территориальных

 

государствен

-

ных

 

внебюджетных

 

фондов

Важным

 

моментом

 

здесь

 

является

 

степень

 

преемственности

 

указанных

 

показателей

 

во

 

времени

Корреляции

 

между

 

расходами

 

бюджетов

 

по

 

регионам

 

во

 

времени

 

обладают

 

очень

 

высокой

 

устойчивостью

 (

табл

. 8).

Таблица

 8

.  

Корреляции

 

между

 

расходами

 

консолидированных

 

бюджетов

 

на

 

здравоохранение

 

во

 

времени

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2008

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2009

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2010

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2008

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2009

0,99

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2010

0,98

Расходы

 

на

 

здравоохранение

 

2011

0,97

Все

 

коэффициенты

 

значимы

 

на

 

уровне

 < 0,001.

В

 

то

 

же

 

время

 

расходы

 

фондов

 

приобретают

 

такую

 

устойчивость

 

лишь

 

к

 2009 

г

.; 

в

 2007 – 2008 

гг

имеют

 

место

 

очень

 

сильные

 

колебания

 

вне

-

бюджетного

 

финансирования

 (

например

для

 

ОМС

 

см

табл

. 9). 

Таблица

 9

Корреляции

 

между

 

расходами

 

фонда

 

ОМС

 

во

 

времени

ОМС

 2007

ОМС

 2008

ОМС

 2009

ОМС

 2010

ОМС

 

2008

0,333313

   

ОМС

 2009

 

0,472393

 

 

ОМС

 2010

 

 

0,948405

 

ОМС

 

2011

   

0,952415

Все

 

коэффициенты

 

значимы

 

на

 

уровне

 < 0,01. 


background image

29

В

 

результате

 

в

 

качестве

 

входного

 

показателя

 

были

 

выбраны

 

расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Федерации

 

на

 

здравоохранение

 

(

Минрегион

). 

Использованы

 

стандартные

 

процедуры

 

коррекции

 

на

 

чис

-

ленность

 

населения

индексы

 

потребительских

 

цен

 

и

 

индекс

 

бюджетных

 

расходов

В

 

качестве

 

выходов

 

для

 

модели

 

оценки

 

эффективности

 

здравоохра

-

нения

 

были

 

использованы

 

следующие

 

величины

а

уровень

 

младенческой

 

смертности

 (

Росстат

); 

б

ожидаемая

 

продолжительность

 

жизни

 

при

 

рождении

 (

Росстат

);  

в

уровень

 

заболеваемости

 

первичным

 

туберкулезом

 (

Росстат

). 

Так

очевидно

младенческая

 

смертность

 

и

 

уровень

 

заболеваемости

 

туберкулезом

 

не

 

могут

 

быть

 «

результатом

» 

работы

 

системы

 

здравоохра

-

нения

 

и

 

требуют

 

преобразования

 

в

 

индекс

 

младенческой

 

выживаемости

 

(

ISR

и

 

индекс

 «

незаболеваемости

 

туберкулезом

» (

TRR

):  

 

 

 

ISR

=

1000

IMR

IMR

,  

(5)

где

 

IMR

 – 

уровень

 

младенческой

 

смертности

 

 

 

TRR

=

100000

TSR

TSR

, (6)

где

 

TSR – 

уровень

 

заболеваемости

 

туберкулезом

.  

Постоянные

 

в

 

числителе

 

определяются

 

размерностью

 

исходных

 

по

-

казателей

Так

младенческая

 

смертность

 

измеряется

 

числом

 

умерших

 

на

 1000 

родившихся

 

живыми

заболеваемость

 

туберкулезом

 – 

числом

 

за

-

болевших

 

на

 100 

тыс

населения

.  

Ожидаемая

 

продолжительность

 

жизни

 (

LE

такого

 

преобразования

 

не

 

требует

Необходимо

 

отметить

что

 

из

-

за

 

отсутствия

 

официальных

 

данных

 

за

 2010 

и

 2011 

г

мы

 

использовали

 

для

 

этой

 

переменной

 

офици

-

альный

 

прогноз

 

Росстата

В

 

случае

 

со

 

здравоохранением

 

было

 

принято

 

решение

 

объединить

 

три

 

показателя

 

в

 «

индекс

 

здоровья

 

региона

». 

Отмасштабировав

 

все

 

вы

-

ходы

 

с

 

помощью

 

процедуры

 

линейного

 

масштабирования

мы

 

рассчи

-

тываем

 

итоговый

 «

индекс

 

регионального

 

здоровья

» (

IRH

региона

 

как

 

простое

 

среднее

 

арифметическое

 

 

 

IRH

=

ISR

(

ls

)

+

LE

(

ls

)

+

TRR

(

ls

)

3

 (7)

Полученные

 

оценки

 

приведены

 

в

 

Приложении

 1. 


background image

30

2.2. 

Безопасность

 

личности

Для

 

спецификации

 

входа

 

модели

  

имеется

 

единственный

 

вариант

 – 

монетарный

 

вход

 «

расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

на

 

правоохранительную

 

деятельность

 

на

 

душу

 

на

-

селения

» (

Минрегион

). 

Показатель

 

корректируется

 

на

 

уровень

 

инфля

-

ции

Несколько

 

более

 

сложным

 

является

 

определение

 

выхода

Традицион

-

но

 

в

 

качестве

 

показателя

 

безопасности

 

личности

 

используется

 

уровень

 

преступности

 – 

число

 

зарегистрированных

 

преступлений

 

на

 100 

тыс

человек

 

населения

Однако

 

имеются

 

веские

 

основания

 

полагать

что

 

дан

-

ная

 

статистика

 

содержит

 

систематические

 

искажения

связанные

 

с

 

раз

-

личным

 

уровнем

 «

регистрируемости

» 

преступлений

 (

особенно

 

на

 

Се

-

верном

 

Кавказе

). 

Кроме

 

экспертных

 

оценок

имеются

 

и

 

объективные

 

сви

-

детельства

в

 

частности

корреляция

 

этого

 

показателя

 

с

 

данными

  

по

 

отдельным

 

видам

 

преступлений

 

сравнительно

 

слаба

хотя

 

корреляция

 

между

 

отдельными

 

видами

 

преступлений

 

очень

 

сильна

В

 

этой

 

связи

 

был

 

выбран

 

показатель

 1) 

формируемый

 

Росстатом

а

 

не

 

МВД

 

и

 2) 

регистрируемый

 

практически

 

во

 

всех

 

случаях

Это

 

число

 

умер

-

ших

 

по

 

причине

 

смерти

 «

убийство

» 

в

 

расчете

 

на

 100 

тыс

населения

 

за

 

год

В

 

отличие

 

от

 

общего

 

уровня

 

преступности

он

 

очень

 

хорошо

 

кор

-

релирует

 

с

 

другими

 

видами

 

преступлений

 

против

 

личности

 

и

соот

-

ветственно

может

 

объективно

 

отражать

 

общий

 

уровень

 

безопасности

 

(

табл

. 10). 

Таблица

 1

0. 

Корреляции

 

между

 

показателями

 

по

 

видам

 

преступности

Убийство

Вред

 

здоровью

Изнаси

-

лование

Грабеж

Разбой

Кража

Убийство

1,00

0,95

0,89

0,91

0,93

0,90

Вред

 

здоровью

0,95

1,00

0,89

0,95

0,92

0,94

Изнасилование

0,89

0,89

1,00

0,86

0,88

0,85

Грабеж

0,91

0,95

0,86

1,00

0,96

0,98

Разбой

0,93

0,92

0,88

0,96

1,00

0,95

Кража

0,90

0,94

0,85

0,98

0,95

1,00

Все

 

корреляции

 

значимы

 

на

 

уровне

 < 0,001.