Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2487

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

92 

Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

подходом мы определяем квотирующие признаки — скажем, пол и 
возраст — и формируем состав участников каждой группы в пример­
ном соответствии с распределением этих признаков в генеральной 

совокупности. Например, участниками каждой группы станут две 

девушки и один молодой человек, два мужчины и две  ж е н щ и н ы 

в возрасте от 35 до 55 лет, два мужчины и три  ж е н щ и н ы старше 
55 лет. Могут быть введены и дополнительные квотирующие при­

знаки: например, среди трех представителей молодого поколения 

двое будут из студенческой молодежи, один — из рабочей; среди  л и ц 
старшего возраста будут работающие и неработающие пенсионеры и 
т.д. Эти квоты будут сохраняться для каждой из шести групп в серии, 
хотя  к о н к р е т н ы й состав участников будет, разумеется, меняться 
полностью. В соответствии со вторым подходом мы проводим две 

фокус-группы среди представителей молодежи, две — среди пред­
ставителей среднего и три — среди представителей старшего возрас­

та. В любом случае участники фокус-группы не должны быть знако­
мы друг с другом. 

Далее определяется способ

 рекрутинга

 участников фокус-груп­

пы. В отличие от массового опроса, участие в фокус-группе требует 
существенно больше времени. Кроме того, если в массовом опросе 
интервьюер сам приходит к респонденту, то в случае с фокус-груп­

пами последний должен сам добираться до места проведения ис­
следования. Соответственно, рекрутинг респондентов оказывается 

отнюдь не простой задачей. В некоторых случаях используются ор­
ганизационные ресурсы политических партий или властных струк­

тур, причем крайне важно следить  з а т е м , чтобы политические инте­
ресы этих организаций не оказали искажающего  в л и я н и я на подбор 
респондентов. В любом случае при проведении фокус-групп предус­
матривается денежное или иное материальное вознаграждение уча­

стников. 

Подготовка к проведению фокус-группы включает в себя также 

определение

 медиатора

 (модератора, ведущего), от опыта и квалифи­

кации которого во многом зависит успех исследования.  Ф у н к ц и я ме­

диатора — не только задавать вопросы, как обычный интервьюер; ме­
диатор как бы дирижирует всем процессом дискуссии, стимулирует 
свободное высказывание мнений участниками группы и в то же вре­
мя не дает им отклониться от темы обсуждения, обеспечивает плав­
ность перехода от одного смыслового блока к другому. 

Важным компонентом подготовки к проведению фокус-групп яв­

ляется

 материально-техническое обеспечение.

 Фокус-группы рекомен­

дуется проводить в помещении, специально оборудованном средства-

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

93 

ми фиксации аудио- и видеоинформации. Важность видеозаписи на 
фокус-группах обусловлена потребностью фиксировать не только 

вербальные (словесные) реакции участников группы, но и их мимику 
и жестикуляцию. Весьма желательно обеспечить возможность группе 
исследователей незаметно для респондентов наблюдать за ходом фо­
кус-группы, не вмешиваясь (так называемое невключенное скрытое 
наблюдение технически обеспечивается односторонним зеркалом). 

Впрочем, эти требования не всегда выполнимы в принципе, особен­
но если фокус-группа проводится в сельской местности. Жестко обя­
зательной, независимо от условий проведения фокус-группы, являет­
ся  л и ш ь диктофонная запись. 

Проведение фокус-группы занимает в среднем от полутора до двух 

часов. При меньших затратах времени сложно получить комплексную 
и н ф о р м а ц и ю о восприятии респондентами разных аспектов несколь­

ких различных проблем; существенное превышение двухчасового ин­

тервала не будет эффективным из-за усталости участников. 

Первый смысловой блок должен выполнять функцию адаптации 

участников группы к процессу опроса, «втягивать» их в рассматрива­

емую тематику. Например, в предвыборных исследованиях адаптаци­
онную  ф у н к ц и ю выполняет беседа о проблемах, «болевых точках» той 
территории, где проживают участники. С одной стороны, это форми­
рует заинтересованное отношение респондентов к беседе; с другой — 

«проблемная» информация практически важна организаторам изби­
рательной кампании. 

Для  р е ш е н и я целого ряда задач, связанных с анализом бессозна­

тельных, слабо вербализуемых компонентов восприятия политичес­

ких объектов и процессов, используется

 психологическое тестирова­

ние.

 Этот метод позволяет, с одной стороны, углубить и дополнить 

оценки, сформулированные респондентом вербально, с другой — ди­
агностировать скрытые, не осознаваемые респондентом ценности, 

мотивы, установки. В реальности политическое поведение базируется 
на системе ценностей, не всегда совпадающей с социально одобряе­
мой. Ответы респондентов об их предпочтениях не могут работать как 
надежный инструмент исследования. Их необходимо дополнить ис­
следованием бессознательных установок, в которых заложена система 

ценностей респондентов, — они могут ощущаться ими как «непра­
вильные» с точки зрения принятых норм

1

1

  П о д р о б н е е см.:

 Шестопал, Е. Б.

  В о с п р и я т и е образов власти: политико-психо­

л о г и ч е с к и й  а н а л и з //  П о л и с . 1995. № 4;

 Шестопал. Е. Б.

  Л и ч н о с т ь и  п о л и т и к а . М., 

1988. 


background image

Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

Основным методом выявления скрытых пластов восприятия явля­

ется

 ассоциативное тестирование.

 Респондент приписывает полити­

ческим лидерам и даже коллективным политическим субъектам (пар­

тиям, органам власти) определенные ассоциации, значения которых 
затем «расшифровываются» специалистом по политической психоло­
гии. Обычно используются ассоциации с животными, запахами, цве­

том, а также рисуночные тесты. 

Ниже приводится несколько фрагментов отчета о реальном фокус-

групповом исследовании, где использовались техники психологичес­
кого тестирования. Подлинные имена политиков по  п о н я т н ы м сооб­

ражениям не приводятся. 

1.

 Ассоциации с животными: 

Животное, с которым сравнивают политика

 N,

 обычно неагрессивное, 

хорошо защищенное (мохнатое), например сенбернар, медведь. Живот­
ное либо домашнее, как кот (7 упоминаний), либо нехищное, как барсук, 
крот, бобер (7 упоминаний). Последние могут быть описаны еще и как 
«накопители», «создатели припасов», «сообразительные», «строители». 

Лев, слон упоминаются как символы царственной мудрости. Таким обра­
зом, животное неопасное, умное, человеку дружественное. 

Политика

 М

 чаще сравнивают с животными, символизирующими ум и 

хитрость (лиса, обезьяна), и с животными — символами силы (не хищной, 
но дикой) и напора (кабан, бык, лось). Если это собака, то злой, агрессив­
н ы й доберман-пинчер. 

Участники обсуждения достаточно единодушно сравнивали полити­

ка

 К

 с  ж и в о т н ы м и хитрыми, осторожными (лиса — 6  у п о м и н а н и й , 

рысь),  н е о п а с н ы м и (взлохмаченная дворняга, опоссум). Его сравнивали 
также с птицами — показатель воспринимаемого масштаба, веса фигу­
ры, к тому же птицы — существа вроде бы и умные (птица-говорун, по­
пугай). 

Среди  а с с о ц и а ц и й с  п о л и т и к о м С преобладают  ж и в о т н ы е среднего 

и  к р у п н о г о размера, что  м о ж н о интерпретировать  в о с п р и я т и е его как 
з н а ч и т е л ь н о г о политика, обладающего довольно  в ы с о к и м статусом. 
Это подтверждает и наличие  д о в о л ь н о значительного числа (27,5%) 

среди  а с с о ц и а ц и й с  н и м  ж и в о т н ы х ,  в ы п о л н я ю щ и х роль хозяев леса и 
повелителей.  П о л о ж и т е л ь н ы м  м о м е н т о м является также  о т н о с и т е л ь н о 
н е б о л ь ш о е количество  а с с о ц и а ц и й с  ж и в о т н ы м и не из  н а ш е г о леса 
( о к о л о 10%). Это свидетельствует о том, что по шкале «свой — чужой» 
С  в о с п р и н и м а е т с я как «свой» политик. Очень много  а с с о ц и а ц и й со 

с л о н о м —  б о л ь ш и м ,  с и л ь н ы м ,  у м н ы м ,  н е м н о г о неуклюжим и  д о б р ы м 
ж и в о т н ы м . 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

95 

2.  А с с о ц и а ц и и с  з а п а х а м и : 

Политиков

 N и М

 чаще сравнивают с запахами  п и щ и :

 N —

 с запахом 

хлеба (пончиков, батона), борща, чеснока, лука;

 М —

 с запахом жарено­

го мяса,  п ш е н и ц ы , водки. Это свидетельствует об их доступности и теп­

лоте. И того и другого сравнивают с запахами резкими (мужским рабо­

чим запахом пота). Напротив,

 K

 сравнивают с чем-то трудноуловимым и 

и з ы с к а н н ы м , т.е. на уровне запаха он воспринимается холодным и отст­
р а н е н н ы м . 

Привлекает внимание и наличие среди ассоциаций с политиком 

С большого числа запахов, имеющих социальный смысл, — «дорогой пар-

фюм», «французские духи», «что-то дорогое», «статусный запах» и т.д. Это 
означает, что С воспринимается как часть элиты, как человек, обладаю­
щий большими  ф и н а н с о в ы м и ресурсами, богатый. Это может вызвать 
ожидания граждан относительно его дальнейших действий — либо как бо­

гатого человека, которому нет дела до жителей округа, либо как мецената, 
который заботится о своих избирателях «как родной отец». 

3.  А с с о ц и а ц и и с  ц в е т о м : 

Среди цветов, ассоциации с которыми вызывает у респондентов поли­

тик С, преобладают темные, дополнительные, холодные и тусклые. Пре­

обладание темных цветов над светлыми и холодных над теплыми свиде­
тельствует о  т о м , что этот  п о л и т и к воспринимается как человек 
серьезный, обладающий определенным статусом и значимый. С другой 
стороны, в его образе нет легкости, он не вызывает теплых эмоций, он 
способен решать проблемы, но не внушает любви. 78% ассоциаций — это 
ассоциации с тусклыми цветами и только 22% — с яркими. Это говорит о 

низком интересе к этому политику, отсутствии в нем ярких и привлека­

тельных черт. В сознании граждан он мало чем отличается от остальных, 

нет четкого  п о з и ц и о н и р о в а н и я . 

Цветовые ассоциации в  о т н о ш е н и и политика

 T

 состоят в основном из 

светлых, дополнительных, холодных и тусклых цветов; у политика

 R —

 из 

светлых, основных, холодных и тусклых. Это свидетельствует о том, что 
образы данных политиков выглядят более легкими, не связанными с вла­
стью и государством, отстраненными, не слишком значимыми, не при­
влекающими  в н и м а н и я . 

П о  о к о н ч а н и и  ф о к у с - г р у п п ы  а н а л и з и р у ю т с я :  а )  с т е н о г р а м м а (ви­

д е о з а п и с ь )  б е с е д ы ;  б )  к а р т о ч к и  н а б л ю д е н и й  а с с и с т е н т о в  м о д е р а т о р а , 

о с у щ е с т в л я в ш и х  н е в к л ю ч е н н о е  с к р ы т о е  н а б л ю д е н и е (если  т а к о в о е 
в е л о с ь ) ;  в )  р е з у л ь т а т ы  п с и х о л о г и ч е с к о г о  т е с т и р о в а н и я .  П о л у ч е н н ы е 

д а н н ы е  с р а в н и в а ю т с я с  р е з у л ь т а т а м и  а н а л и з а  д р у г и х  ф о к у с - г р у п п в 


background image

96 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

Количественный опрос 

Качественный опрос 

Основной результат иссле­

дований 

Знание о количественных 
характеристиках распреде­

ления признаков 

Знание о качественных ха­
рактеристиках восприятия 

Объем выборки 

Большой (1 — 1,5 тыс.) 

Небольшой (до 100) 

Способ коммуникации ис­

следователя и респондента 

Анкетирование или стан­
дартизованное интервью 

Свободное интервью и 
психологическое тестиро­
вание 

Уровень репрезентативно­

сти данных 

Высокий 

Сравнительно невысокий 

Степень полноты информа­
ции по отдельным аспектам 
проблемы 

Сравнительно небольшая  Большая 

Число смысловых блоков в 
рамках одного исследования Значительное 

Сравнительно небольшое 

Наблюдение 

Наблюдение — это способ получения информации, предполагающий 

непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий. 

Бесспорное достоинство наблюдения — прямое восприятие событий, 

отсутствие «посредников» между исследователем и реальной действи­

тельностью. Для политической науки это имеет особое значение, по­
скольку, как неоднократно отмечалось выше, политическая реальность в 
наибольшей мере подвержена сознательным и неосознанным интерпре­
тационным искажениям. 

В то же время наблюдатель сам является человеком из плоти и кро­

ви, с собственным политическим мировоззрением, предпочтениями, 
ценностными ориентациями. По природе своей наблюдение неизбежно 
избирательно, и даже самый беспристрастный наблюдатель фиксирует 

реальность под определенным углом зрения, зависящим от особеннос­
тей его личности. Поэтому наблюдение можно в целом охарактеризо­
вать как достаточно субъективный метод, хотя и существуют специаль-

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

97 

ные методики, нацеленные на смягчение действия субъективного фак­

тора (о них ниже). 

Другое важное достоинство наблюдения — глубина и насыщен­

ность собираемой информации. В ходе наблюдения исследователь 
получает не только сухой фактический материал, но «живой» образ 
ситуации, он способен различить оттенки, полутона происходящего, 
не фиксируемые более объективными и строгими методиками. Ко­
нечно, это свойство наблюдения имеет и свою отрицательную сторо­
ну: все та же субъективность получаемых данных. 

Надо отметить, что возможности использования наблюдения при 

сборе информации для политического анализа существенно ограни­
чены. Наблюдать можно только четко локализованное политическое 
событие, например заседание Государственной думы, съезд политиче­
ской партии, митинг или демонстрацию. Кроме того, наблюдение 
многих политических событий затруднено в силу их закрытого харак­

тера. К примеру, наблюдать неформальную встречу политического 
лидера с представителями его ближайшего окружения практически 
невозможно, не будучи частью этого окружения. Поэтому результаты 

наблюдения в большинстве случаев используются как дополнитель­
ная, а не основная составляющая информационного обеспечения. 

Так, при изучении определенной политической партии наблюдение 
ее съезда или конференции может оказаться чрезвычайно полезным, 

но  л и ш ь в сочетании с анализом ее программных документов, резуль­

татов участия в избирательных кампаниях, изучением посвященных 
партии материалов  С М И , мнений экспертов, данных опросов обще­
ственного мнения и т.д. 

Существует несколько оснований классификации наблюдения. 

С точки зрения участия наблюдателя в процессе, который является 
объектом наблюдения, выделяют

 включенное

 и

 невключенное

 наблюде­

ние. В первом случае исследователь непосредственно участвует в 
процессе, за которым наблюдает. Так, если объектом наблюдения яв­

ляется политический митинг, исследователь находится в толпе ми­
тингующих, вместе с которыми скандирует лозунги, выражает свое 

одобрение или неодобрение выступающим и т.д. Используя включен­
ный метод, наблюдатель получает информацию о небольшом фраг­
менте реальности, которая непосредственно его окружает, но эта ин­
ф о р м а ц и я будет полной, глубокой,  э м о ц и о н а л ь н о  н а с ы щ е н н о й . 

Включенное наблюдение дает наиболее интересные, но при этом и 

наиболее субъективные данные: невозможно участвовать в какой-то 

деятельности, сохраняя по отношению к ней полную эмоциональную 
дистанцию. Особенно это касается массовых мероприятий, в ходе ко-

7

 - 3863 

серии, на основе чего формулируются общие выводы проведенного 
исследования. 

Как правило, фокус-группы используют в сочетании с массовым 

опросом. В целом комплексное использование количественных и ка­
чественных методов — залог точности и полноты получаемой иссле­

дователем информации. 

В таблице приведены ключевые различия количественных и каче­

ственных опросных исследований: 


background image

98 

Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

торых нередко проявляется феномен «передачи настроения»: наблю­
датель неосознанно становится эмоционально сопричастным окру­
жающим людям, испытывает те же ощущения, что и они (эмоцио­
нальный подъем, агрессию и т.д.). 

Основание другой классификации — знание/незнание людей, ко­

торые являются объектом наблюдения, о том, что за ними наблюдают. 

По этому основанию выделяют

 открытое

 (наблюдаемые осведомлены 

о процессе наблюдения) и

 скрытое

 (наблюдаемые не осведомлены) 

наблюдение. Например, большинство заседаний Государственной ду­
мы проходит в ситуации открытого наблюдения: за работой палаты 
следит большое число представителей прессы, о чем сами депутаты 
прекрасно осведомлены. 

Открытое наблюдение, как правило, гораздо легче организовать с 

технической точки зрения. В то же время оно несет в себе определен­

ный риск получения неадекватных результатов: знание наблюдаемых 
о процессе наблюдения за их поведением может стать фактором, вли­
яющим на это поведение. Классический тому пример, приводимый 
во многих работах по социологии, связан с изучением производитель­
ности труда на ткацких предприятиях. Группа социологов (преимуще­

ственно мужчин) вела открытое наблюдение за работой ткачих 
(исключительно  ж е н щ и н ) с целью выявить факторы, влияющие на 
производительность их труда. Результат оказался неутешительным: 
основным таким фактором стало присутствие на предприятии группы 
наблюдающих за ткачихами социологов. В политике хорошо известен 
«эффект камеры»: многие политические лидеры в присутствии жур­
налистов демонстрируют совершенно иное поведение, нежели в не­
публичных ситуациях. 

Комбинированная классификация на основе двух приведенных 

выше оснований дает четыре вида наблюдений: 

Включенное 

Невключенное 

Открытое 

Включенное открытое 

Невключенное открытое 

Скрытое 

Включенное скрытое 

Невключенное скрытое 

Еще одна классификация касается степени стандартизации проце­

дуры наблюдения. Выделяют

 стандартизованное

 (структурированное, 

контролируемое) и

 нестандартизованное

 (свободное, неконтролируе­

мое) наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует наблю­

даемый процесс в соответствии с заранее разработанной строгой про­

цедурой. Ключевой момент подготовки к стандартизованному 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

99 

наблюдению — операционализация изучаемых признаков до уровня 

аудиовизуально наблюдаемых индикаторов. 

Скажем, одной из задач прикладного исследования является опре­

деление степени авторитетности нескольких лидеров конкретной 

партии в среде партийной элиты (руководства). Методом измерения 

данного признака выбирается, например, невключенное открытое 

наблюдение. Наблюдаемым событием будет ежегодная партийная 
конференция, на которой будут выступать все интересующие иссле­

дователя партийные лидеры. 

Примем в качестве исходной посылки, что авторитетность партий­

ного лидера будет проявляться, в частности, во внимании и поддерж­
ке аудиторией его выступления. Далее необходимо привести неопера­
циональные понятия «внимание» и «поддержка» к эмпирически 
наблюдаемому виду, причем наблюдаемому аудиовизуально. Так, при­

знак «внимание» может быть операционализирован через: 

• уровень шума в зале в процессе выступления оратора; 
• число выходящих из зала во время выступления; 
• число людей, разговаривающих друг с другом; 
•число людей, занимающихся посторонними делами (читающих 

газету, разговаривающих по мобильному телефону и т.д.). 

Чем меньше значение каждого из операциональных признаков, 

тем выше уровень внимания к оратору. 

Признак «поддержка» может быть операционализирован через: 

• продолжительность аплодисментов по завершении выступления 

оратора; 

• громкость аплодисментов по завершении выступления оратора; 
• количество раз, когда выступление оратора прерывалось апло­

дисментами; 

• количество одобрительных возгласов из зала; 
• количество неодобрительных возгласов из зала и т.д. 

Для каждого из  о п е р а ц и о н а л ь н ы х индикаторов определяется 

единица счета.  Н а п р и м е р , продолжительность аплодисментов мо­
жет измеряться в секундах (интервальная шкала), уровень шума в за­

ле — на порядковом уровне (отсутствует, слабый, умеренный, гром­

кий, овация). 

Все операциональные признаки и соответствующие им единицы 

счета заносятся в специальную карточку наблюдателя, которая запол­

няется в процессе наблюдения. По итогам наблюдения мы сможем 
количественно оценить значения признаков «внимание аудитории» и 
«поддержка аудитории» применительно к каждому из выступающих. 
При этом необходимо будет сделать поправку на время выступления 


background image

100 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

Литература 

101 

Контрольные вопросы и задания 

1. Назовите основные критерии формирования информационного обес­

печения в политических исследованиях. 

2. На какие три основные группы подразделяется совокупность источни­

ков информации о политических явлениях и процессах? 

3. В чем специфика документальных источников информации? Какие ос­

новные виды документов используются в политическом анализе и прогнози­
ровании? Охарактеризуйте особенности каждого из них. 

4. Дайте сравнительную характеристику контент-анализа и традиционно­

го метода анализа документов. 

5. Назовите основные виды опроса. 
6. Охарактеризуйте понятия «генеральная совокупность», «выборочная 

совокупность», «репрезентативность». Каковы основные методики построе­
ния выборочной совокупности? 

7. Что такое фокус-группа? Каким образом в рамках фокус-групповых ис­

следований решается проблема репрезентативности? 

8. Объясните суть использования психологических тестов в рамках фокус-

групп. 

9. Дайте сравнительную характеристику качественных и количественных 

методов опроса. 

10. В чем заключается специфика наблюдения как метода сбора данных 

для политического анализа? Назовите основные виды наблюдения. 

11

.

 Опишите процедуру стандартизованного наблюдения. 

Литература 

Боришполец, К. П.

 Методы политических исследований : учеб. пособие. 

М , 2005. 

Мангейм, Дж., Рич, Р.

  П о л и т о л о г и я : методы исследования. М., 1997. 

Рабочая книга социолога. М., 2003. 

Ядов, В. А.

 Социологическое исследование: методология, программа, ме­

тоды. Самара, 1995. 

оратора, помня, что первый выступающий имеет дело со свежей ауди­

торией, последний — с уставшей. 

Основное достоинство стандартизованного наблюдения заключа­

ется в том, что оно существенно снижает субъективность данной про­
цедуры. В то же время значительно уменьшаются глубина и насыщен­
ность получаемой информации — она в какой-то мере обедняется. 
Возникает риск упустить существенные особенности поведения на­

блюдаемых, не учтенные исследователем при разработке программы 
наблюдения. Это компенсируется наличием в карточках графы «Зара­

нее не формализуемые пометки», но лишь частично: наблюдатель не­
избежно будет концентрироваться на параметрах, обозначенных в 
карточке. 

Свободное наблюдение не предполагает столь жестко структури­

рованной процедуры фиксации данных, исследователь руководству­
ется  л и ш ь общим планом. При этом свободное наблюдение остается 
научным методом сбора информации, поскольку: 

• оно подчинено четко сформулированным целям и задачам ис­

следования; 

• наблюдатель понимает, какие конкретно характеристики поведе­

ния ему интересны; 

• результаты наблюдения в том или ином виде фиксируются; 
• информация, полученная посредством наблюдения, поддается 

проверке на надежность. 

Подход «Пойду посмотрю, что там происходит» принципиально 

не приемлем ни при каком научном наблюдении. 

Наконец, различают

 индивидуальное

 и

 групповое

 наблюдение. В 

последнем случае наблюдение осуществляется несколькими людьми. 
При групповом наблюдении важно учесть два момента. Во-первых, 
необходимо четко определить пространственные позиции каждого 

из наблюдателей, чтобы все вместе они охватывали объект наблюде­
н и я целиком, а их индивидуальные сектора не пересекались. Во-вто­

рых, до начала процедуры наблюдения следует определить правила и 
п р и н ц и п ы , в соответствии с которыми отдельные наблюдения будут 
складываться в единую картину происходящего. Эффективное реше­
ние этой задачи возможно за счет использования стандартизованно­
го наблюдения; использование иных методик с высокой вероятнос­

тью приведет к тому, что собрать отдельные фрагменты в единое 
целое будет попросту невозможно.