ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2484
Скачиваний: 17
72
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
•декларации, хартии, меморандумы, принимаемые на государст
венном уровне (например, Декларация независимости, Великая хар
тия вольностей);
• программные выступления политических лидеров. Так, в России
одним из ключевых политико-идеологических текстов является еже
годное послание Президента РФ Федеральному собранию.
Как правило, политико-идеологическую нагрузку несут норматив
но-правовые акты высшего уровня правовой иерархии, прежде всего
конституции. Так, преамбула к действующей российской Конститу
ции, принятой на референдуме 1993 г., имеет отчетливо выраженное
идеологическое содержание:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределе
ния народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыб
лемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущи
ми поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем К О Н С Т И Т У Ц И Ю Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И .
Известно множество исторических примеров нормативных актов,
одновременно выполнявших политико-идеологическую функцию.
В российской истории это, например, Соборное уложение 1649 г.,
Декрет о мире и Декрет о земле 1917 г.
Политико-идеологические документы являются хорошей основой
не только для традиционного, но и для политико-психологического
анализа. Так, анализ программных выступлений политических лиде
ров позволяет реконструировать фундаментальные характеристики
их мировоззрения, способ восприятия мира политического и т.д.
С точки зрения информационного обеспечения политического
анализа политико-идеологические документы обладают примерно те
ми же свойствами, что и нормативно-правовые акты — прежде всего
надежностью и доступностью.
3.2. Источники информации и методы сбора данных
73
А г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и с т с к и е м а т е р и а л ы (АПМ)
представляют собой документы, целью которых является формиро
вание политических ценностей и установок и побуждение к опреде
л е н н ы м политическим действиям. В какой-то мере их можно счи
тать разновидностью политико-идеологических документов. В то же
время агитационно-пропагандистские материалы обладают мень
шей «всеобщностью», ориентированы на более адресные аудитории.
Ценности и цели политико-идеологических документов преломля
ются в материалах агитационной продукции через призму более ло
кальных задач, например мобилизации электората на предстоящих
выборах.
Кроме того, агитационно-пропагандистские материалы значи
тельно более разнообразны по форме представления информации.
В силу своей базовой функции — убеждать и побуждать — они ис
пользуют практически все возможные каналы коммуникации. Агита
ционно-пропагандистские документы — это листовки, плакаты, бук
леты, рекламные щиты, аудио- и видеоролики, книги и фильмы,
сувениры с соответствующей символикой.
Анализ агитационно-пропагандистских материалов может дать от
веты на многие вопросы относительно продуцента А П М — партии,
кандидата, общественной организации, органа государственной влас
ти, в частности об особенностях позиционирования политического
субъекта по отношению к оппонентам; специфике понимания им ожи
даний населения; видении важнейших локальных или общих проблем;
представлении об оптимальной форме передачи информации.
Агитационно-пропагандистские материалы, будучи доступными
документами, не обладают «заведомой» степенью надежности, как
нормативно-правовые акты и политико-идеологические документы.
Степень надежности А П М как источника информации для полити
ческого анализа особенно понижается в ситуации избирательной
кампании. Нередко избирательные штабы политических партий и
кандидатов идут на сознательную фальсификацию агитационных ма
териалов своих оппонентов, чтобы снизить уровень их электораль
ной поддержки. От исследователя в таких ситуациях требуются осо
бая аккуратность, использование специальных методов проверки
надежности источника. Об этом мы поговорим отдельно в гл. 5.
Опрос
Опрос является практически незаменимым методом в ситуациях, ког
да в задачи исследования входит получение информации о мнениях
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
людей по определенным политическим вопросам, их отношении к тем
или иным политическим акторам, решениям, проблемам.
Ключевым инструментом опроса является, разумеется, в о п р о с .
От того, насколько корректно сформулированы вопросы, насколько
они понятны респонденту (опрашиваемому), в очень значительной
мере зависит успех исследования.
По форме вопросы разделяются на открытые, закрытые и полуза
крытые.
Открытый вопрос
предполагает формулировку ответа самим
респондентом. Например, чтобы выяснить, за какую партию респон
дент голосовал на последних парламентских выборах, мы просто спра
шиваем его: «За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Го
сударственной думы в декабре 2003 года?»
Закрытый вопрос
содержит
полный перечень возможных вариантов ответа, респонденту остается
л и ш ь выбрать один из них. Например:
«Как часто вы участвовали в выборах за последние 5 лет?»
1. Всегда, практически всегда.
2. Редко.
3. Никогда.
4. Затрудняюсь ответить.
Важнейшее требование, предъявляемое к закрытому вопросу, со
стоит в том, чтобы предлагаемый отвечающему перечень был исчер
пывающим.
Полузакрытый вопрос
также содержит варианты ответа, но при
этом оставляет респонденту возможность сформулировать ответ са
мостоятельно, если ни один из предложенных вариантов не соответ
ствует его позиции. Например:
«За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Государст
венной думы в декабре 2003 года?»
Против всех
«Родина»
СПС
«Единая Россия»
ЛДПР
Иное
КПРФ
«Яблоко»
Затрудняюсь ответить
Такой вопрос не имеет смысла делать закрытым, поскольку в этих
выборах приняли участие 23 партии и перечень получился бы слиш
ком д л и н н ы м и неудобным для восприятия. Поэтому в список вари
антов ответов внесены партии, набравшие наибольшее число голосов.
Пункт «Иное» добавлен для тех немногочисленных респондентов, ко
торые голосовали за другие партии.
Вопросы также подразделяются в соответствии с функцией, кото
рую они выполняют в процессе опроса.
Содержательные вопросы
не-
3.2. Источники информации и методы сбора данных
75
посредственно служат достижению цели и решению задач исследова
ния.
Функциональные вопросы
способствуют оптимизации процедуры
исследования. Среди функциональных вопросов выделяются, в част
ности,
контрольные вопросы,
тестирующие искренность, вниматель
ность или (реже) компетентность респондента. В простейшем случае
контрольный вопрос представляет собой уже заданный содержатель
ный вопрос в иной формулировке. Разные ответы на идентичные или
очень схожие по смыслу вопросы наводят на мысль о неискренности
или невнимательности респондента.
Другой вид функциональных вопросов —
вопросы-фильтры.
Они
позволяют выделить тех респондентов, которые непосредственно ин
тересуют исследователя. Например, если мы изучаем электорат пар
тии «Яблоко», первым в опроснике будет вопрос-фильтр: «Голосовали
ли вы за партию "Яблоко"?» При отрицательном ответе процедура оп
роса прекращается. Бывают также ситуации, когда в рамках одного
опроса имеются разные наборы вопросов для разных групп респон
дентов (например, отдельные блоки вопросов для л и ц старшего, сред
него, младшего возраста). В данном случае вопрос о возрасте респон
дента будет также выполнять ф у н к ц и ю вопроса-фильтра.
Кроме того, существуют
адаптационные вопросы,
выполняющие
функцию адаптации респондента к самому процессу опроса. Они, как
правило, имеют содержательную нагрузку, но также служат вовлече
нию отвечающего в беседу на интересующие исследователя темы. Со
ответственно, адаптационные вопросы обычно предшествуют наибо
лее существенным для исследования содержательным вопросам.
Отдельную группу составляют вопросы, относящиеся непосредст
венно к личностным и социальным характеристикам респондента. На
социологическом жаргоне совокупность таких вопросов получила на
звание
паспортички.
К основным пунктам паспортички в политичес
ких исследованиях относятся:
1. Пол респондента.
2. Возраст респондента. Указывается либо число полных лет, либо
принадлежность к определенной возрастной группе (например, от 18
до 35, от 36 до 55, старше 55).
3. Уровень образования. Как правило, вопрос является закрытым и
содержит следующие варианты ответов: ниже среднего; среднее; сред
нее специальное; незаконченное высшее; высшее; отказ от ответа.
4. Род занятий респондента. Получить информацию по данной по
зиции не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, некор
ректно задавать вопрос «Кто вы по профессии?», так как в данном
случае респондент, скорее" всего, назовет свою специальность по об-
76
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
разованию, которая может не совпадать с его сегодняшним родом за
нятий. Один из подходов к решению данной проблемы состоит в том,
чтобы задать три вопроса, первый из которых является фильтрующим:
а) «Вы работаете в настоящее время?»
Работаю
>вопрос
б
Не работаю
>вопрос в
б) «В какой сфере вы работаете?»
Государственное и городское управ
ление, юстиция
Транспорт и связь
Общественные организации
Армия, МВД, ФСБ
Промышленное производство
Финансы и страхование
Торговля, общественное питание
Строительство
Сфера услуг (тур., рекл., консулы.,
юрид.)
Сельское и лесное хозяйство
Образование и наука, включая НИИ
Средства массовой информации
Здравоохранение и спорт
Жилищно-коммунальное хозяйство
Культура и искусство
Другое
в) «В чем причина того, что вы не работаете?»
Ищу работу
Занимаюсь домашним хозяйством
Не могу работать по состоянию
здоровья
Нахожусь в декретном отпуске
Учусь, не могу совмещать учебу
с работой
Нет желания работать
Нахожусь на пенсии по старости
Другое
5. Доход респондента. Здесь важно, с одной стороны, получить ин
формацию об объективной составляющей измеряемого признака.
Корректно это сделать с помощью открытого вопроса: «Каков был об
щий доход живущих с вами членов семьи (включая вас) в прошлом
месяце в расчете на одного человека?» Несмотря на некоторую гро
моздкость этой формулировки и необходимость производить опреде
ленные вычисления, более простого способа, видимо, не существует.
Размер дохода респондента сам по себе ничего не скажет об уровне его
3.2. Источники информации и методы сбора данных
77
благосостояния. Так, домохозяйка или студент из обеспеченной се
мьи могут не иметь никакого самостоятельного дохода и при этом
жить вполне благополучно.
С другой стороны, важно оценить субъективное восприятие рес
пондентом своего уровня благосостояния. Для этого можно использо
вать два типа вопросов:
а) открытый вопрос: «Какой доход на человека, с вашей точки зре
ния, должен быть в семье, чтобы его можно было назвать средним?»
Полученный ответ сравнивается с ответом на вопрос об объективном
уровне дохода, и таким образом выявляется оценка респондентом
своего материального положения;
б) закрытый шкальный вопрос: «Выберите из предложенных фор
мулировок ту, которая наиболее точно характеризует ваше материаль
ное положение». Варианты ответа могут быть такими:
• «У меня есть возможность удовлетворять практически все свои
материальные потребности»;
•«Материальных трудностей в основном не испытываю, хотя и
приходится экономить»;
• «Вынужден экономить даже на самом необходимом»;
• «Живу фактически в бедности, нищете».
П р и в е д е н н ы е выше пункты составляют ядро паспортички оп
росного п о л и т и ч е с к о г о исследования. О б щ и й критерий отбора
п р и з н а к о в — их способность влиять на политическое сознание и
поведение. Поэтому в опросах по политической тематике редко ин
тересуются, н а п р и м е р , с е м е й н ы м положением респондентов; на се
г о д н я ш н и й д е н ь э м п и р и ч е с к и е исследования не обнаружили влия
ния этого ф а к т о р а на политические установки и действия. В то же
время к о н к р е т н ы й перечень вопросов паспортички будет опреде
ляться индивидуально для каждого опроса в зависимости от его це
ли и задач.
Личные данные о респонденте играют существенную роль в анали
зе результатов опроса, причем как в теоретических, так и в приклад
ных проектах. Предположим, по итогам исследования мы выяснили,
что текущий уровень электоральной поддержки (рейтинг) нашего
кандидата составляет 25%. Однако этой информации совершенно не
достаточно для разработки обоснованной стратегии избирательной
кампании, формулирования рекомендаций по эффективному про
движению кандидата. Мы не знаем, кто, собственно, эти люди? Как
сторонники кандидата распределяются по возрастным группам, тен
дерному, образовательному, статусному признакам? Не имея такой
и н ф о р м а ц и и , мы не в состоянии определить эффективные каналы
/8
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
коммуникации с этой аудиторией, социальные проблемы, в решении
которых она более всего заинтересована.
И н ы м и словами, требуется установить связь между отдельными
переменными, характеризующими личность респондента и его поли
тическое поведение. Например, мы можем установить, связана ли пе
ременная «возраст респондента» с переменной «поддержка кандида
та». Одним из практических способов сделать это является анализ
таблиц сопряженности
вроде следующей:
Половозрастные группы
Поддержка кандидата В целом
муж.
18-34
муж.
3 5 - 5 4
муж.
от 55
жен.
18-34
жен.
35-54
жен.
от 55
А
50,0
45,3
45,2
52,4
46,8
61,1
45,6
В
14,5
5,3
9,8
33,7
1,9
3,8
31,8
С
7,2
2,8
7,1
2,0
6,7
12,6
7,6
D
1,9
4,7
1,8
4,8
1,0
0,6
Е
1,2
1,6
2,5
2,5
1,0
F
0,4
1,2
1,2
G
0,9
1,8
1,2
1,2
Против всех
2,6
2,8
3,4
2,0
3,5
4,2
Не участвовал
16,3
30.2
23,7
4,8
29,9
9,6
6,6
Затрудняюсь ответить
5,1
7,2
4,6
4,0
3,8
4,2
6,6
На основании такой таблицы уже можно получить гораздо больше
и н ф о р м а ц и и . Например, среди электората кандидата
В
явно домини
руют представители старшего возраста; кандидат
А
пользуется наи
большей поддержкой среди женщин от 35 до 54 лет и т.д.
Использование таблиц сопряженности не ограничивается соотне
сением личных данных респондентов с их политическим поведением.
Часто бывает необходимо проанализировать сочетания разных при
знаков, отражающих политическое поведение. Например, можно вы
яснить, насколько активен электорат данного кандидата, посмотрев
распределение поддержавших его респондентов по группам активно
сти участия в выборах (ответ на вопрос: «Как часто вы участвовали в
выборах за последние 5 лет?»). Если выяснится, что электорат канди
дата состоит в основном из пассивных избирателей, руководителям
его избирательной кампании может быть рекомендована стратегия
общего повышения явки в день выборов.
Более подробно техника использования таблиц сопряженности
будет рассмотрена в гл. 4.
3.2. Источники информации и методы сбора данных
79
Формирование выборочной совокупности
Выше мы уже говорили о различии между выборочным и сплошным
исследованием. Для метода опроса данная проблема чрезвычайно ак
туальна. Как правило, аналитика, работающего с политическими про
блемами, интересует мнение не какого-то очень узкого круга лиц, ко
торый можно было бы охватить сплошным исследованием, а людей
как представителей широких социальных групп. Нередко требуется
выявить отношение к определенным политическим проблемам в мас
штабах региона или даже всей страны. По понятным причинам такое
исследование неизбежно будет выборочным.
В ы б о р о ч н а я с о в о к у п н о с т ь ( в ы б о р к а ) —
это часть ге
неральной совокупности (всех изучаемых объектов), отражающая те
ее свойства, которые важны с точки зрения цели и задач исследова
ния.
Формируя выборочную совокупность, мы должны быть увере
ны, что полученное знание о ее свойствах может быть корректно
экстраполировано на генеральную совокупность, т.е. выборка ре
презентативна по о т н о ш е н и ю к генеральной совокупности. Разуме
ется, полной идентичности в ы б о р о ч н о й и генеральной совокупно
сти добиться невозможно, если о н и сильно различаются по объему
(а так, как правило, и бывает). Д л я каждой выборочной совокупно
сти с п е ц и а л ь н ы м образом вычисляется
ошибка,
п о к а з ы в а ю щ а я
допустимое отклонение результатов, полученных при изучении вы
борки, от истинных значений п р и з н а к а для генеральной совокуп
ности. К а к правило, политические исследования требуют повы
ш е н н о й надежности выборки, при которой ошибка не должна
превышать 3%.
Существует достаточно много способов формирования выбороч
ной совокупности, они подробно изложены в учебниках по приклад
ной социологии
1
. Мы коснемся этой темы кратко, обозначив л и ш ь
принципиальные подходы к формированию выборки. Конкретные
техники приводятся в иллюстративном режиме.
Так, существуют методы построения выборки, основанные на
принципе
случайного отбора.
П р и н ц и п случайности предполагает
обеспечение для всех элементов генеральной совокупности равных
шансов попасть в выборку. Этот п р и н ц и п реализован, например, в ло-
тотроне: каждый из шаров в крутящемся барабане имеет теоретичес
ки равные шансы оказаться в руке у человека, который их оттуда до-
1 См., н а п р и м е р : Рабочая книга социолога. М., 2003;
Ядов, В. А.
Социологическое
исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
стает. Для этого все шары должны иметь одинаковые размер, вес, цвет
(либо человек должен достать их с завязанными глазами), температу
ру, — а это уже техника реализации случайного принципа.
Примерами случайных методик, принятых в науке, являются ме
тод пошаговой выборки и метод случайных чисел.
Метод пошаговой
выборки
предполагает следующие действия:
1) составление перечня всех элементов генеральной совокупнос
ти (например, списка студентов философского факультета МГУ; тог
да в совокупности будет около 1500 элементов). Каждый элемент ну
меруется;
2) определение объема выборочной совокупности. Если нас удов
летворяет 5%-ная ошибка, мы можем остановиться на выборке из 300
студентов;
3) определение шага выборки, который является результатом деле
ния объема генеральной совокупности на объем выборочной (в на
шем случае 1500:300=5);
4) формирование из генеральной совокупности выборочной сово
купности в соответствии с шагом выборки. Например, отбирается
каждый пятый студент из общего списка: 1-й, 6-й, 11-й и т.д.
При построении пошаговой выборки важно следить за тем, чтобы
шаг выборки не совпал с той или иной структурной закономерностью
генеральной совокупности. Например, если перечень элементов гене
ральной совокупности составлен с учетом разбиения студентов на
группы, при этом в каждой группе по 5 человек и первым в списке груп
пы идет ее староста, мы можем получить в выборочной совокупности
одних старост групп
1
. Такая выборка с высокой вероятностью не будет
репрезентативной: старосты групп обычно старше по возрасту, соци
ально активнее, обладают лучшей успеваемостью по сравнению с дру
гими студентами, среди них больше лиц мужского пола и т.д.
Метод случайных чисел
также начинается с формирования перечня
элементов генеральной совокупности и определения объема выборки.
Однако отбор производится не пошаговым методом, а методом слу
чайных чисел: с помощью компьютера или специальных таблиц вы
бирается определенное количество случайных чисел, равное объему
выборки, в интервале, заданном объемом генеральной совокупности.
В нашем примере генерируется 300 случайных чисел в интервале от
1
до 1500.
1
Разумеется, для студенческих групп, как правило существенно р а з л и ч а ю щ и х с я
по ч и с л е н н о с т и , это м а л о в е р о я т н о . Однако в совокупностях, где п р и н я т о более стро
гое групповое деление ( н а п р и м е р , в армейских подразделениях), т а к а я о ш и б к а вполне
возможна.
3.2. Источники информации и методы сбора данных
81
Еще одним вариантом реализации метода случайного отбора яв
ляется
гнездовая (серийная) выборка.
Ее специфика состоит в том,
что случайным образом отбираются не элементы генеральной сово
купности, а группы элементов, из которых совокупность состоит.
Так, в нашем примере будут отбираться не студенты, а студенческие
группы (соответственно, требуется список групп, а не с п и с о к сту
дентов). А уже внутри каждой из отобранных групп производится
сплошное исследование — опрашиваются все студенты, обучающи
еся в данных группах. Собственно, эти группы и получили название
«гнезда».
Гнездовая выборка удобна для проведения исследования тех сово
купностей, где существует четко наблюдаемая структура: в учебных
заведениях, в трудовых коллективах и т.д. По сравнению с простым
случайным методом формирование гнездовой выборки может суще
ственно технически облегчить процесс исследования. Значительно
проще найти и опросить студентов шести групп, которые собираются
в определенном месте и в определенное время (студенческие груп
пы — в соответствии с расписанием занятий), чем искать и опраши
вать каждого из 300 студентов по отдельности.
Случайный метод (во всех технических воплощениях) имеет ряд
существенных ограничений. Во-первых, принцип случайности эф
фективно работает тогда, когда совокупность относительно однород
на с точки зрения тех свойств, которые важны для исследователя. Это
в значительной мере относится к студентам одного факультета, но ни
как не к избирателям большого города или района или членам поли
тической партии. Во-вторых, техническая реализация принципа слу
чайности предполагает наличие полного перечня элементов
генеральной совокупности или хотя бы списка компактных групп, на
которые эта совокупность разбита. Политические исследования, как
правило, имеют дело с очень большими совокупностями, явным об
разом не структурированными по группам и не внесенными в единые
списки. Конечно, существуют списки всех избирателей России, но
как практически работать с многомиллионным перечнем, даже если
таковой удастся получить?
Поэтому случайный способ не стал основным в выборочных поли
тических исследованиях, уступив пальму первенства
квотной (стра
тифицированной) выборке.
В ее основе лежит принцип квотирования
выборочной совокупности по определенному набору признаков, зна
чимых с точки зрения цели исследования, в соответствии с распреде
лением этих признаков в генеральной совокупности. В качестве кво
тирующих выделяются те признаки, которые являются наиболее
6
- 3863