Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2486

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

существенными с точки зрения целей и задач исследования (влияют 
на политическое поведение). 

Рассмотрим простой пример. Предположим, цель нашего исследо­

вания — выявить уровень поддержки действующего губернатора изби­
рателями города

 N

 (генеральная совокупность). Мы ограничиваемся 

двумя квотирующими признаками — пол и возраст членов генераль­

ной совокупности. Прежде всего выясняется распределение каждого 
из признаков в генеральной совокупности — это делается на основе 
имеющихся статистических данных, например: 

Пол 

Мужчины 

43,4% 

Женщины 

56,6% 

Вся совокупность 

100,0% 

Возраст 

18—24 года 

11,7% 

25—39 лет 

26,4% 

40—54 года 

29,6% 

Старше 55 лет 

32,3% 

Вся совокупность 

100,0% 

Для удобства работы на основании этих данных строятся единые 

половозрастные квоты: для мужчин в возрасте от 18 до 24 лет, жен­
щ и н — от 18 до 24 лет, мужчин — от 29 до 39 лет и т.д. Всего получит­
ся 8 половозрастных квот (произведение числа групп в каждом из кво­
тирующих признаков): 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

83 

Указанные выше квоты должны быть воспроизведены в выбороч­

ной совокупности. Так, если доля мужчин в возрасте от 18 до 24 лет 
составляет 5% от общего числа совершеннолетних жителей города TV, 

то и в выборке их доля должна составлять 5%. 

При определении числа квотирующих признаков руководствуются 

спецификой исследования и  п р и н ц и п о м разумной достаточности. 
Нередко возникает искушение существенно увеличить число квоти­

рующих признаков, чтобы добиться более полного соответствия вы­
борочной и генеральной совокупности. Однако следует помнить: чем 
больше квотирующих признаков, тем сложнее технически будет про­
вести опрос. Предположим, что к половозрастному квотированию до­
бавляется еще один признак с тремя категориями: образование (не­
полное среднее, среднее, высшее). Несложно подсчитать, что общее 

число квот возрастет с 8 до 24: мужчины от 18 до 24 лет с неполным 
средним образованием; мужчины от 18 до 24 лет со средним образова­
нием... и так далее по всем позициям. Работать с таким дробным кво­

тированием неудобно с технической точки зрения. 

Если входящие в генеральную совокупность люди проживают на 

большой территории, квотный принцип формирования выборки до­
полняется принципом

 многоступенчатого районированного отбора.

 На­

пример, при проведении общероссийского опроса на первом этапе 
(ступени) производится отбор субъектов Федерации; на втором — горо­

дов и районов в рамках выбранных субъектов Федерации; на третьем — 

населенных пунктов и т.д. На каждой ступени отбора важно следить за 

тем, чтобы не произошло смещения выборки по какому-то важному 
признаку, например представленности городcкого/сельского населе­
ния или национальных групп. 

ВИДЫ опроса 

Существует множество разновидностей опроса. По характеру взаимо­

действия исследователя и респондента выделяют интервью и анкети­

рование.

 Интервью

 предполагает прямой контакт между задающим 

вопросы (в этом случае он будет называться интервьюером) и респон­

дентом.

 Анкетирование

 предполагает коммуникацию между исследо­

вателем и респондентом при  п о м о щ и материального посредника — 

анкеты, представляющей собой структурированный по определенной 
схеме перечень вопросов, зафиксированный на бумажном или элек­

тронном носителе. 

Говоря о достоинствах и недостатках анкетирования и интервью в 

сравнительном ключе, следует отметить следующее. Анкетирование 

6" 


background image

84 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

позволяет охватить большее число респондентов, чем интервью, за 
один период времени. Например, чтобы проинтервьюировать членов 
студенческой группы из 20 студентов, одному интервьюеру потребует­
ся около 5 часов при условии, что каждое интервью длится 15 минут. 

В этой же ситуации процесс анкетирования займет всего 15 минут, ес­

ли раздать анкеты всем студентам одновременно. 

Анкеты, представляющие собой единообразные, четко структу­

р и р о в а н н ы е перечни вопросов, легче поддаются технической обра­
ботке. Интервью, особенно построенное по свободной схеме (когда 
интервьюер руководствуется  л и ш ь общим  с п и с к о м тем), требует 

достаточно трудоемкой и длительной по времени  р а с ш и ф р о в к и от­

ветов. 

В то же время интервью — более гибкий исследовательский инст­

румент, предполагающий возможность уточнять те или иные аспекты 
в ответах респондента, глубже рассматривать отдельные темы. Лич­
ный контакт между интервьюером и респондентом увеличивает 
«включенность» последнего в процесс опроса, повышает уровень его 
ответственности при формулировке ответов. Впрочем, личный кон­

такт может иметь и негативные последствия, например когда интер­

вьюер вызывает личную антипатию у респондента. 

Существует своего рода «гибрид» анкетирования и интервью, ког­

да личный контакт между респондентом и интервьюером есть, но их 

беседа проходит по очень жестко заданной схеме. Формулировки и 
порядок следования вопросов не подлежат изменению; функции ин­

тервьюера ограничиваются фиксацией ответов респондента в соот­

ветствии с заранее разработанной и единообразной для всех интер­
вьюеров процедурой. Бланк интервью содержит коды ответов для 
облегчения последующей обработки. Вопросы, содержащие развер­
нутые перечни вариантов ответа, выносятся на специальные карточ­
к и , которые интервьюер предъявляет для заполнения респонденту. 

Такой вид опроса называется

 стандартизованным интервью

 в проти­

вовес

 свободному интервью.

 В последнем случае интервьюер ограни­

чен  л и ш ь тематическим планом беседы и набором наиболее важных 
вопросов, вместе получивших название «гайд» (от

 англ.

 guide — про­

водник), т.е. сценарий интервью. 

П р и м е р  к а р т о ч к и ,  и с п о л ь з у е м о й в  с т а н д а р т и з о в а н н о м ин-

тервью

1

1

 Фрагмент опросного инструментария проекта «Будущее России: взгляд из центра 

и  р е г и о н о в (политическая сфера)», осуществляемого отделением политологии фило­
с о ф с к о г о факультета МГУ им. М.В.  Л о м о н о с о в а при поддержке  И Н О - Ц е н т р а . 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

85 

Карточка № 

Какие факторы, по вашему мнению, могут оказать наибольшее деста­
билизирующее воздействие на ситуацию в стране в близком и отдален­
ном будущем? (

Отметьте не более трех факторов в каждом столбце.) 

Факторы дестабилизации 

2008 г. 

2015-2020 гг. 

Этнические  к о н ф л и к т ы 

Терроризм 

Раскол во властной элите 

Региональный сепаратизм 

Социальная  д и ф ф е р е н ц и а ц и я 

Радикализация молодежи 

Негативное отношение к социальным реформам 

Падение мировых цен на природные ресурсы 

Действия внешних для страны политических сил 

Другое

 (Напишите) 

Одной из разновидностей опроса являются

 мониторинговые (трен-

довые) опросы

 — серии опросов, проводящихся с определенной пери­

одичностью. Трендовые опросы нацелены на фиксацию изменений 
во мнении респондентов по  о т н о ш е н и ю к одной и той же политичес­
кой проблеме или политическому актору. Наиболее распространен­
ный трендовый опрос — ежемесячное измерение рейтинга поддержки 
ведущих политиков на протяжении года, оставшегося до президент­
ских выборов. Основной вопрос, повторяющийся в каждом ежеме­

сячном опросе — «За кого вы бы проголосовали, если бы выборы пре­
зидента состоялись в следующее воскресенье?» — как правило, будет 
иметь полузакрытую форму. 

Результаты  м о н и т о р и н г о в ы х опросов удобно представить в виде 

графика. Так, колебания гипотетического рейтинга политика

 N

 в 

течение года могут быть отображены следующим образом: 


background image

86 

Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

С п е ц и ф и ч е с к о й разновидностью трендового опроса являются 

панельные опросы.

 Основное отличие панельных опросов от обычных 

трендовых состоит в том, что панельные исследования проводятся 
по одной и той же выборочной совокупности. Речь идет не только о 
сохранении единых  п р и н ц и п о в отбора, что актуально для всех мо­

ниторинговых опросов; в панельном исследовании опрашиваются 
одни и те же люди. Несмотря на ряд технических сложностей, свя­

занных с проведением панельных опросов, они обладают одним 
уникальным достоинством, а  и м е н н о способностью зафиксировать 
не только тенденцию в изменении мнений, но и  п р и ч и н ы и мотивы 
этого  и з м е н е н и я . 

В отечественной политической науке (в отличие от западной) па­

нельные исследования пока что распространены довольно слабо, хо­

тя это один из основных рабочих инструментов, к примеру, россий­
ских специалистов по маркетингу. Вероятно, и в политических 
исследованиях панельные опросы займут в ближайшем будущем до­
стойное место. 

Несколько видов опроса выделяется по техническому способу свя­

зи между исследователем и респондентом. Так, достаточно широкое 
распространение получили

 телефонные опросы,

 в частности, в силу их 

меньшей стоимости по сравнению с очным интервью. В то же время 
проведение телефонных опросов связано с рядом ограничений, осо­
бенно в России. Во-первых, в нашей стране уровень телефонизации 
очень сильно колеблется по отдельным территориям. Достаточно вы­
сок он Москве и Санкт-Петербурге, ряде крупных городов. На осталь­
ной же территории, особенно в сельской местности, наличие телефо­
на в семье может отражать ее более высокий социальный статус или 

уровень благосостояния. В этом случае проведение телефонного опро­
са приведет к существенному смещению выборки, так как доля статус­
ных и обеспеченных граждан в ней будет выше по сравнению с гене­
ральной совокупностью. Во-вторых, использование телефонной связи 
рекомендуется при проведении

 экспресс-опросов,

 когда перечень зада­

ваемых вопросов незначителен. 

С некоторой натяжкой к видам опроса можно отнести разнообраз­

ные

 голосования на интернет-сайтах.

 Ограничения их репрезентатив­

ности очень велики и связаны с низкой распространенностью Интер­
нета в России, возрастной и профессиональной  с п е ц и ф и к о й его 
аудитории в целом и аудитории отдельных сайтов в частности. Слабой 
репрезентативностью обладают также

 опросы, проводящиеся во время 

телевизионных передач

 (когда зрителям предлагается определить свое 

отношение к проблеме, позвонив по одному из указанных номеров). 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

87 

Несмотря на значительную распространенность телевидения, каждая 

телепрограмма имеет собственную специфическую аудиторию. Кро­
ме того, от респондента в данном случае требуется сделать некое уси­

лие — набрать номер телефона. Соответственно, выборка будет сме­

щена в сторону повышенной представленности социально активных 
граждан. 

Опросы бывают

 индивидуальными

 и

 групповыми.

 В последнем слу­

чае опрос представляет собой беседу нескольких респондентов, про­
текающую в русле заданной темы и направляемой ведущим, который 
называется обычно

 модератором

 или

 медиатором.

 Наиболее распро­

страненный вид группового опроса —

 фокус-группа;

 в силу широкой 

распространенности фокус-групп в политических исследованиях ме­
тодика их проведения будет рассмотрена отдельно. 

Групповые опросы нельзя путать с массовыми опросами.

 Массо­

вый опрос —

 это совокупность большого числа индивидуальных оп­

росов. Предметом исследований, реализуемых с помощью массово­
го опроса, является  м н е н и е  б о л ь ш о й  с о ц и а л ь н о й группы или 
совокупности социальных групп по той или иной политической 
проблеме. Объектом таких исследований может быть, например, мо­

лодежь крупных городов, лица с доходом ниже прожиточного мини­

мума, население региона или страны в целом. Массовые опросы все­
гда проводятся выборочным методом, причем объем выборки, как 
правило, составляет от одной до полутора тысяч респондентов. Ре­
презентативность такой выборочной совокупности (а в массовых 
опросах  о ш и б к а выборки обычно не превышает 2,5%) обеспечивает­

ся сочетанием квотного  п р и н ц и п а и многоступенчатого райониро­
ванного отбора. 

Высокая репрезентативность массовых опросов позволяет ко­

л и ч е с т в е н н о оценивать характеристики общественного  м н е н и я , 

причем на интервальном уровне  и з м е р е н и я . По результатам массо­
вого опроса мы можем не только сказать, что, к примеру, отноше­
ние взрослого населения России к реформе системы образования 

является «скорее позитивным» или «скорее негативным»; мы мо­
жем с  в ы с о к о й точностью (до  з н а ч е н и я  о ш и б к и выборки) оценить, 
н а с к о л ь к о  д о л я «однозначно позитивно»  в о с п р и н и м а ю щ и х рефор­
му больше или меньше доли  о ц е н и в а ю щ и х ее «однозначно нега­

тивно»,  к а к о в процент не  и м е ю щ и х определенного  м н е н и я по дан­

ному вопросу и т.д. В  п р и в е д е н н о м выше примере трендового 

опроса общественного  м н е н и я ,  ф и к с и р у ю щ е г о колебания рейтин­
га кандидата в президенты, мы также оперируем интервальными 

д а н н ы м и . 


background image

88 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

Отдельную разновидность опроса составляют

 экспертные опросы. 

Экспертом является человек, владеющий информацией по интересу­
ющей исследователя проблеме. Основная специфика данного вида 
исследований состоит в том, что при их проведении нас интересует не 

столько субъективное мнение респондента как представителя некото­
рой широкой социальной группы, сколько объективная его оценка 

тех или иных процессов и явлений. Информация, полученная от но­
сителя экспертного знания, является не только информацией о мне­
нии (как в большинстве опросов), но и информацией об оцениваемом 
экспертом объекте. Например, на основании массового опроса жите­

лей сельских территорий Юга России по проблеме социально-эконо­

мических реформ правительства можно получить представление о 
восприятии данной группой этих реформ — и не более того. На осно­
вании же опроса экспертов можно сделать выводы относительно 
самого процесса социально-экономических реформ — при условии, 

конечно, что опрашиваемые эксперты обладают высокой компетент­
ностью в данном вопросе. 

Э к с п е р т н ы й опрос является одним из наиболее распространен­

ных методов политических исследований, особенно прикладных. 
При проведении экспертных исследований используются самые 
различные опросные техники: анкетирование и интервью (очное и 

телефонное), групповые дискуссии. Экспертный опрос может быть 
однократным или носить трендовый характер. Наиболее распро­
страненный пример трендового экспертного опроса — разнообраз­
ные рейтинги влиятельности политиков, публикуемые в средствах 
массовой  и н ф о р м а ц и и . Более предметно методики организации 
экспертного опроса будут рассмотрены отдельно. 

Количественные и качественные опросные исследования 

Особого внимания заслуживает разделение опросных исследований 
на количественные и качественные. О  к о л и ч е с т в е н н ы х  и с ­

с л е д о в а н и я х , обеспечивающих точную числовую  ф и к с а ц и ю ха­
рактеристик общественного мнения (массовый опрос), уже говори­

лось выше.  О д н а к о большой объем выборки,  о б е с п е ч и в а ю щ и й 
точность измерений, накладывает естественные ограничения на ха­
рактер информации, получаемой в результате количественных иссле­

дований. 

Первое ограничение связано с необходимостью в сжатые сроки 

обработать информацию, полученную более чем от тысячи респон­

дентов, вследствие чего массовые опросы проводятся только методом 

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

89 

стандартизованного интервью и анкетирования, техника свободного 
интервью не применяется. В анкетах и опросных листах доминируют 
закрытые и полузакрытые вопросы. Общее число вопросов достаточ­
но жестко ограничено. Соответственно, ограничиваются полнота, 
глубина получаемой информации по отдельным аспектам проблемы. 
С помощью массового опроса можно с высокой точностью опреде­

лить, например, долю избирателей, планирующих принять участие в 

предстоящих выборах. Но при этом за скобками останутся, например, 

такие вопросы: «Почему вы в настоящее время планируете (не плани­
руете) участвовать в голосовании?»; «Какие факторы повлияют на ва­
ше решение об участии (неучастии) в выборах непосредственно в день 

голосования?»; «Какие действия власти или участвующих в избира­

тельной кампании кандидатов могли бы изменить ваше решение?». 

Подобные вопросы крайне сложно сформулировать в закрытом или 
полузакрытом виде; если это все же удастся сделать, формулировки 

вопросов будут громоздки и займут много места в опросном листе или 
анкете; скорее всего, их будет неудобно обрабатывать. Поэтому в 
большинстве случаев такие вопросы в количественных исследовани­
ях просто не задаются. 

Еще одно обстоятельство, ограничивающее полноту информации 

по отдельным аспектам проблемы в количественных опросах, — вы­
сокая стоимость таких исследований. Массовый опрос, предполагаю­
щий получение информации от большого числа респондентов, «раз­
бросанных» по большой  т е р р и т о р и и , является одним из самых 
затратных по ресурсам видов сбора данных. Поэтому у исследователя 

возникает желание получить в рамках одного опроса информацию по 
максимально большему кругу проблем. Например, при диагностике 
ситуации в избирательном округе перед началом электоральной кам­
п а н и и необходимо определиться по целому ряду тематических 
блоков. Нужно сформировать представление о проблемах жителей 
округа, поскольку на этом материале будет строиться программа кан­

дидата. Важно оценить текущий уровень узнаваемости и поддержки 

кандидата и его оппонентов, выяснить, поддержка каких политичес­
ких сил будет способствовать росту рейтинга кандидата; каков про­
гнозируемый уровень явки избирателей на выборы; какие каналы 
коммуникации с электоратом наиболее эффективны для данного кан­

дидата; какие политико-идеологические установки в наибольшей сте­

пени поддерживаются избирателями и т.д. Наконец, целый ряд 
вопросов будет неизбежно посвящен характеристикам самого рес­
пондента — и все это в условиях жестких ограничений по количеству 
вопросов. Поэтому приходится идти по пути сокращения числа во-


background image

90 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования 

просов, раскрывающих отдельные смысловые блоки, в пользу увели­
чения числа этих смысловых блоков. Соответственно, уменьшается 

глубина  п о н и м а н и я исследователем отдельных аспектов каждой из 
рассматриваемых проблем. 

Кроме того, далеко не все данные можно и нужно получать в коли­

чественной форме. Например, один из самых эффективных методов 
оценки имиджа политического деятеля — проведение психологичес­
ких тестов, результаты которых можно интерпретировать только на 
качественном уровне. 

Компенсировать дефицит полноты и глубины информации, неиз­

бежный при количественных исследованиях, призваны  к а ч е с т ­
в е н н ы е  и с с л е д о в а н и я . Качественные опросные исследова­
ния концентрируют внимание на глубоком изучении отдельных 

случаев,  ф о р м и р о в а н и и всестороннего, комплексного  п о н и м а н и я 
сравнительно небольшого числа проблем. Не случайно качествен­
ные исследования называют также глубинными и фокусированны­
ми.  П р и м е н е н и е качественных методов  о п р о с а предполагает 

небольшой объем выборки — соответственно, они менее репрезен­

тативны по  о т н о ш е н и ю к большим генеральным совокупностям 

(данная проблема не является критической, так  к а к качественные 
методы не претендуют на точное измерение).  Д о м и н и р у ю щ е й тех­
н и к о й опроса является здесь очное свободное интервью, как инди­

видуальное, так и групповое, вопросы формулируются в основном в 
открытой форме. 

В теоретических и прикладных политических проектах качествен­

ные исследования применяются главным образом в целях: 

• выявления  с п е ц и ф и к и восприятия политических субъектов и 

объектов: лидеров, политических партий, институтов, государства и 
власти в целом. В прикладных исследованиях одной из наиболее рас­
пространенных задач является диагностика имиджа (сознательно 

формируемого образа) политического деятеля; 

• получения информации об особенностях политической культуры 

определенных групп населения и элиты; 

• формирования представления об особенностях социального са­

мочувствия групп населения и характера его влияния на политичес­
кое поведение; 

• выявления особенностей отношения населения к социальным 

проблемам; 

• выявления специфики восприятия различными группами населе­

ния политической информации и каналов ее распространения. В при­
кладных исследованиях распространенной задачей является тестиро-

3.2. Источники информации и методы сбора данных 

9 ! 

вание эффективности агитационно-пропагандистских материалов 

(листовок, плакатов, аудио- и видеороликов и т.д.). 

Наиболее распространенным методом качественных опросных 

исследований являются

 фокус-группы —

 групповые глубинные ин­

тервью. 

Подготовка к проведению фокус-группы включает в себя, кроме 

общих программных компонентов, специфические составляющие. 

Во-первых, это подготовка

 гайда

 (сценария) фокус-группы, опре­

деляющего основные тематические блоки беседы с респондентами и 

их последовательность в соответствии с задачами исследования, а 

также наиболее важных вопросов в рамках каждого смыслового бло­

ка. Заранее готовится так называемый

 стимульный материал,

 реак­

цию группы на который нужно будет выявить. Содержание стимуль-
ного материала зависит от цели исследования. Это могут быть 
фотографии, биографии, агитационные материалы политических ли­

деров, видеоролики, призывающие голосовать за ту или иную поли­

тическую партию, и т.д. 

Во-вторых, это определение состава респондентов, участвующих в 

фокус-группе. Важной особенностью метода является ограничение по 
числу участников — в фокус-группе участвует от семи до двенадцати 
респондентов. В соответствии с законами социальной психологии 
увеличение количества респондентов приведет к расколу малой груп­

пы на несколько подгрупп, что снизит эффективность обсуждения. 
Столь небольшой объем выборки неизбежно обострит проблему ре­

презентативности исследования. В фокус-групповом методе задача 
повышения репрезентативности решается за счет использования

 се­

рийного подхода:

 в рамках одного исследования проводится не одна, а 

несколько фокус-групп (в некоторых случаях до двадцати; число фо­
кус-групп в серии ограничено только ресурсами исследования и 
принципом разумной достаточности). 

Несмотря на малое число участников фокус-групп, их состав оп­

ределяется, исходя из научных  п р и н ц и п о в  ф о р м и р о в а н и я выбороч­
ной совокупности. Здесь существует два основных подхода. Первый 
заключается в использовании квотного метода, второй — в том, 
чтобы задействовать в каждой из фокус-групп представителей раз­

ных  с о ц и а л ь н ы х групп, при этом серия фокус-групп в целом долж­
на охватывать все социальные группы, являющиеся объектом ис­
следования. 

Предположим, для изучения восприятия кандидата в депутаты 

городского совета избирателями данного округа (района города) за­
планирована серия из семи фокус-групп. В соответствии с первым