ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2486
Скачиваний: 17
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
существенными с точки зрения целей и задач исследования (влияют
на политическое поведение).
Рассмотрим простой пример. Предположим, цель нашего исследо
вания — выявить уровень поддержки действующего губернатора изби
рателями города
N
(генеральная совокупность). Мы ограничиваемся
двумя квотирующими признаками — пол и возраст членов генераль
ной совокупности. Прежде всего выясняется распределение каждого
из признаков в генеральной совокупности — это делается на основе
имеющихся статистических данных, например:
Пол
Мужчины
43,4%
Женщины
56,6%
Вся совокупность
100,0%
Возраст
18—24 года
11,7%
25—39 лет
26,4%
40—54 года
29,6%
Старше 55 лет
32,3%
Вся совокупность
100,0%
Для удобства работы на основании этих данных строятся единые
половозрастные квоты: для мужчин в возрасте от 18 до 24 лет, жен
щ и н — от 18 до 24 лет, мужчин — от 29 до 39 лет и т.д. Всего получит
ся 8 половозрастных квот (произведение числа групп в каждом из кво
тирующих признаков):
3.2. Источники информации и методы сбора данных
83
Указанные выше квоты должны быть воспроизведены в выбороч
ной совокупности. Так, если доля мужчин в возрасте от 18 до 24 лет
составляет 5% от общего числа совершеннолетних жителей города TV,
то и в выборке их доля должна составлять 5%.
При определении числа квотирующих признаков руководствуются
спецификой исследования и п р и н ц и п о м разумной достаточности.
Нередко возникает искушение существенно увеличить число квоти
рующих признаков, чтобы добиться более полного соответствия вы
борочной и генеральной совокупности. Однако следует помнить: чем
больше квотирующих признаков, тем сложнее технически будет про
вести опрос. Предположим, что к половозрастному квотированию до
бавляется еще один признак с тремя категориями: образование (не
полное среднее, среднее, высшее). Несложно подсчитать, что общее
число квот возрастет с 8 до 24: мужчины от 18 до 24 лет с неполным
средним образованием; мужчины от 18 до 24 лет со средним образова
нием... и так далее по всем позициям. Работать с таким дробным кво
тированием неудобно с технической точки зрения.
Если входящие в генеральную совокупность люди проживают на
большой территории, квотный принцип формирования выборки до
полняется принципом
многоступенчатого районированного отбора.
На
пример, при проведении общероссийского опроса на первом этапе
(ступени) производится отбор субъектов Федерации; на втором — горо
дов и районов в рамках выбранных субъектов Федерации; на третьем —
населенных пунктов и т.д. На каждой ступени отбора важно следить за
тем, чтобы не произошло смещения выборки по какому-то важному
признаку, например представленности городcкого/сельского населе
ния или национальных групп.
ВИДЫ опроса
Существует множество разновидностей опроса. По характеру взаимо
действия исследователя и респондента выделяют интервью и анкети
рование.
Интервью
предполагает прямой контакт между задающим
вопросы (в этом случае он будет называться интервьюером) и респон
дентом.
Анкетирование
предполагает коммуникацию между исследо
вателем и респондентом при п о м о щ и материального посредника —
анкеты, представляющей собой структурированный по определенной
схеме перечень вопросов, зафиксированный на бумажном или элек
тронном носителе.
Говоря о достоинствах и недостатках анкетирования и интервью в
сравнительном ключе, следует отметить следующее. Анкетирование
6"
84 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
позволяет охватить большее число респондентов, чем интервью, за
один период времени. Например, чтобы проинтервьюировать членов
студенческой группы из 20 студентов, одному интервьюеру потребует
ся около 5 часов при условии, что каждое интервью длится 15 минут.
В этой же ситуации процесс анкетирования займет всего 15 минут, ес
ли раздать анкеты всем студентам одновременно.
Анкеты, представляющие собой единообразные, четко структу
р и р о в а н н ы е перечни вопросов, легче поддаются технической обра
ботке. Интервью, особенно построенное по свободной схеме (когда
интервьюер руководствуется л и ш ь общим с п и с к о м тем), требует
достаточно трудоемкой и длительной по времени р а с ш и ф р о в к и от
ветов.
В то же время интервью — более гибкий исследовательский инст
румент, предполагающий возможность уточнять те или иные аспекты
в ответах респондента, глубже рассматривать отдельные темы. Лич
ный контакт между интервьюером и респондентом увеличивает
«включенность» последнего в процесс опроса, повышает уровень его
ответственности при формулировке ответов. Впрочем, личный кон
такт может иметь и негативные последствия, например когда интер
вьюер вызывает личную антипатию у респондента.
Существует своего рода «гибрид» анкетирования и интервью, ког
да личный контакт между респондентом и интервьюером есть, но их
беседа проходит по очень жестко заданной схеме. Формулировки и
порядок следования вопросов не подлежат изменению; функции ин
тервьюера ограничиваются фиксацией ответов респондента в соот
ветствии с заранее разработанной и единообразной для всех интер
вьюеров процедурой. Бланк интервью содержит коды ответов для
облегчения последующей обработки. Вопросы, содержащие развер
нутые перечни вариантов ответа, выносятся на специальные карточ
к и , которые интервьюер предъявляет для заполнения респонденту.
Такой вид опроса называется
стандартизованным интервью
в проти
вовес
свободному интервью.
В последнем случае интервьюер ограни
чен л и ш ь тематическим планом беседы и набором наиболее важных
вопросов, вместе получивших название «гайд» (от
англ.
guide — про
водник), т.е. сценарий интервью.
П р и м е р к а р т о ч к и , и с п о л ь з у е м о й в с т а н д а р т и з о в а н н о м ин-
тервью
1
:
1
Фрагмент опросного инструментария проекта «Будущее России: взгляд из центра
и р е г и о н о в (политическая сфера)», осуществляемого отделением политологии фило
с о ф с к о г о факультета МГУ им. М.В. Л о м о н о с о в а при поддержке И Н О - Ц е н т р а .
3.2. Источники информации и методы сбора данных
85
Карточка №
Какие факторы, по вашему мнению, могут оказать наибольшее деста
билизирующее воздействие на ситуацию в стране в близком и отдален
ном будущем? (
Отметьте не более трех факторов в каждом столбце.)
Факторы дестабилизации
2008 г.
2015-2020 гг.
Этнические к о н ф л и к т ы
Терроризм
Раскол во властной элите
Региональный сепаратизм
Социальная д и ф ф е р е н ц и а ц и я
Радикализация молодежи
Негативное отношение к социальным реформам
Падение мировых цен на природные ресурсы
Действия внешних для страны политических сил
Другое
(Напишите)
Одной из разновидностей опроса являются
мониторинговые (трен-
довые) опросы
— серии опросов, проводящихся с определенной пери
одичностью. Трендовые опросы нацелены на фиксацию изменений
во мнении респондентов по о т н о ш е н и ю к одной и той же политичес
кой проблеме или политическому актору. Наиболее распространен
ный трендовый опрос — ежемесячное измерение рейтинга поддержки
ведущих политиков на протяжении года, оставшегося до президент
ских выборов. Основной вопрос, повторяющийся в каждом ежеме
сячном опросе — «За кого вы бы проголосовали, если бы выборы пре
зидента состоялись в следующее воскресенье?» — как правило, будет
иметь полузакрытую форму.
Результаты м о н и т о р и н г о в ы х опросов удобно представить в виде
графика. Так, колебания гипотетического рейтинга политика
N
в
течение года могут быть отображены следующим образом:
86
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
С п е ц и ф и ч е с к о й разновидностью трендового опроса являются
панельные опросы.
Основное отличие панельных опросов от обычных
трендовых состоит в том, что панельные исследования проводятся
по одной и той же выборочной совокупности. Речь идет не только о
сохранении единых п р и н ц и п о в отбора, что актуально для всех мо
ниторинговых опросов; в панельном исследовании опрашиваются
одни и те же люди. Несмотря на ряд технических сложностей, свя
занных с проведением панельных опросов, они обладают одним
уникальным достоинством, а и м е н н о способностью зафиксировать
не только тенденцию в изменении мнений, но и п р и ч и н ы и мотивы
этого и з м е н е н и я .
В отечественной политической науке (в отличие от западной) па
нельные исследования пока что распространены довольно слабо, хо
тя это один из основных рабочих инструментов, к примеру, россий
ских специалистов по маркетингу. Вероятно, и в политических
исследованиях панельные опросы займут в ближайшем будущем до
стойное место.
Несколько видов опроса выделяется по техническому способу свя
зи между исследователем и респондентом. Так, достаточно широкое
распространение получили
телефонные опросы,
в частности, в силу их
меньшей стоимости по сравнению с очным интервью. В то же время
проведение телефонных опросов связано с рядом ограничений, осо
бенно в России. Во-первых, в нашей стране уровень телефонизации
очень сильно колеблется по отдельным территориям. Достаточно вы
сок он Москве и Санкт-Петербурге, ряде крупных городов. На осталь
ной же территории, особенно в сельской местности, наличие телефо
на в семье может отражать ее более высокий социальный статус или
уровень благосостояния. В этом случае проведение телефонного опро
са приведет к существенному смещению выборки, так как доля статус
ных и обеспеченных граждан в ней будет выше по сравнению с гене
ральной совокупностью. Во-вторых, использование телефонной связи
рекомендуется при проведении
экспресс-опросов,
когда перечень зада
ваемых вопросов незначителен.
С некоторой натяжкой к видам опроса можно отнести разнообраз
ные
голосования на интернет-сайтах.
Ограничения их репрезентатив
ности очень велики и связаны с низкой распространенностью Интер
нета в России, возрастной и профессиональной с п е ц и ф и к о й его
аудитории в целом и аудитории отдельных сайтов в частности. Слабой
репрезентативностью обладают также
опросы, проводящиеся во время
телевизионных передач
(когда зрителям предлагается определить свое
отношение к проблеме, позвонив по одному из указанных номеров).
3.2. Источники информации и методы сбора данных
87
Несмотря на значительную распространенность телевидения, каждая
телепрограмма имеет собственную специфическую аудиторию. Кро
ме того, от респондента в данном случае требуется сделать некое уси
лие — набрать номер телефона. Соответственно, выборка будет сме
щена в сторону повышенной представленности социально активных
граждан.
Опросы бывают
индивидуальными
и
групповыми.
В последнем слу
чае опрос представляет собой беседу нескольких респондентов, про
текающую в русле заданной темы и направляемой ведущим, который
называется обычно
модератором
или
медиатором.
Наиболее распро
страненный вид группового опроса —
фокус-группа;
в силу широкой
распространенности фокус-групп в политических исследованиях ме
тодика их проведения будет рассмотрена отдельно.
Групповые опросы нельзя путать с массовыми опросами.
Массо
вый опрос —
это совокупность большого числа индивидуальных оп
росов. Предметом исследований, реализуемых с помощью массово
го опроса, является м н е н и е б о л ь ш о й с о ц и а л ь н о й группы или
совокупности социальных групп по той или иной политической
проблеме. Объектом таких исследований может быть, например, мо
лодежь крупных городов, лица с доходом ниже прожиточного мини
мума, население региона или страны в целом. Массовые опросы все
гда проводятся выборочным методом, причем объем выборки, как
правило, составляет от одной до полутора тысяч респондентов. Ре
презентативность такой выборочной совокупности (а в массовых
опросах о ш и б к а выборки обычно не превышает 2,5%) обеспечивает
ся сочетанием квотного п р и н ц и п а и многоступенчатого райониро
ванного отбора.
Высокая репрезентативность массовых опросов позволяет ко
л и ч е с т в е н н о оценивать характеристики общественного м н е н и я ,
причем на интервальном уровне и з м е р е н и я . По результатам массо
вого опроса мы можем не только сказать, что, к примеру, отноше
ние взрослого населения России к реформе системы образования
является «скорее позитивным» или «скорее негативным»; мы мо
жем с в ы с о к о й точностью (до з н а ч е н и я о ш и б к и выборки) оценить,
н а с к о л ь к о д о л я «однозначно позитивно» в о с п р и н и м а ю щ и х рефор
му больше или меньше доли о ц е н и в а ю щ и х ее «однозначно нега
тивно», к а к о в процент не и м е ю щ и х определенного м н е н и я по дан
ному вопросу и т.д. В п р и в е д е н н о м выше примере трендового
опроса общественного м н е н и я , ф и к с и р у ю щ е г о колебания рейтин
га кандидата в президенты, мы также оперируем интервальными
д а н н ы м и .
88 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
Отдельную разновидность опроса составляют
экспертные опросы.
Экспертом является человек, владеющий информацией по интересу
ющей исследователя проблеме. Основная специфика данного вида
исследований состоит в том, что при их проведении нас интересует не
столько субъективное мнение респондента как представителя некото
рой широкой социальной группы, сколько объективная его оценка
тех или иных процессов и явлений. Информация, полученная от но
сителя экспертного знания, является не только информацией о мне
нии (как в большинстве опросов), но и информацией об оцениваемом
экспертом объекте. Например, на основании массового опроса жите
лей сельских территорий Юга России по проблеме социально-эконо
мических реформ правительства можно получить представление о
восприятии данной группой этих реформ — и не более того. На осно
вании же опроса экспертов можно сделать выводы относительно
самого процесса социально-экономических реформ — при условии,
конечно, что опрашиваемые эксперты обладают высокой компетент
ностью в данном вопросе.
Э к с п е р т н ы й опрос является одним из наиболее распространен
ных методов политических исследований, особенно прикладных.
При проведении экспертных исследований используются самые
различные опросные техники: анкетирование и интервью (очное и
телефонное), групповые дискуссии. Экспертный опрос может быть
однократным или носить трендовый характер. Наиболее распро
страненный пример трендового экспертного опроса — разнообраз
ные рейтинги влиятельности политиков, публикуемые в средствах
массовой и н ф о р м а ц и и . Более предметно методики организации
экспертного опроса будут рассмотрены отдельно.
Количественные и качественные опросные исследования
Особого внимания заслуживает разделение опросных исследований
на количественные и качественные. О к о л и ч е с т в е н н ы х и с
с л е д о в а н и я х , обеспечивающих точную числовую ф и к с а ц и ю ха
рактеристик общественного мнения (массовый опрос), уже говори
лось выше. О д н а к о большой объем выборки, о б е с п е ч и в а ю щ и й
точность измерений, накладывает естественные ограничения на ха
рактер информации, получаемой в результате количественных иссле
дований.
Первое ограничение связано с необходимостью в сжатые сроки
обработать информацию, полученную более чем от тысячи респон
дентов, вследствие чего массовые опросы проводятся только методом
3.2. Источники информации и методы сбора данных
89
стандартизованного интервью и анкетирования, техника свободного
интервью не применяется. В анкетах и опросных листах доминируют
закрытые и полузакрытые вопросы. Общее число вопросов достаточ
но жестко ограничено. Соответственно, ограничиваются полнота,
глубина получаемой информации по отдельным аспектам проблемы.
С помощью массового опроса можно с высокой точностью опреде
лить, например, долю избирателей, планирующих принять участие в
предстоящих выборах. Но при этом за скобками останутся, например,
такие вопросы: «Почему вы в настоящее время планируете (не плани
руете) участвовать в голосовании?»; «Какие факторы повлияют на ва
ше решение об участии (неучастии) в выборах непосредственно в день
голосования?»; «Какие действия власти или участвующих в избира
тельной кампании кандидатов могли бы изменить ваше решение?».
Подобные вопросы крайне сложно сформулировать в закрытом или
полузакрытом виде; если это все же удастся сделать, формулировки
вопросов будут громоздки и займут много места в опросном листе или
анкете; скорее всего, их будет неудобно обрабатывать. Поэтому в
большинстве случаев такие вопросы в количественных исследовани
ях просто не задаются.
Еще одно обстоятельство, ограничивающее полноту информации
по отдельным аспектам проблемы в количественных опросах, — вы
сокая стоимость таких исследований. Массовый опрос, предполагаю
щий получение информации от большого числа респондентов, «раз
бросанных» по большой т е р р и т о р и и , является одним из самых
затратных по ресурсам видов сбора данных. Поэтому у исследователя
возникает желание получить в рамках одного опроса информацию по
максимально большему кругу проблем. Например, при диагностике
ситуации в избирательном округе перед началом электоральной кам
п а н и и необходимо определиться по целому ряду тематических
блоков. Нужно сформировать представление о проблемах жителей
округа, поскольку на этом материале будет строиться программа кан
дидата. Важно оценить текущий уровень узнаваемости и поддержки
кандидата и его оппонентов, выяснить, поддержка каких политичес
ких сил будет способствовать росту рейтинга кандидата; каков про
гнозируемый уровень явки избирателей на выборы; какие каналы
коммуникации с электоратом наиболее эффективны для данного кан
дидата; какие политико-идеологические установки в наибольшей сте
пени поддерживаются избирателями и т.д. Наконец, целый ряд
вопросов будет неизбежно посвящен характеристикам самого рес
пондента — и все это в условиях жестких ограничений по количеству
вопросов. Поэтому приходится идти по пути сокращения числа во-
90 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
просов, раскрывающих отдельные смысловые блоки, в пользу увели
чения числа этих смысловых блоков. Соответственно, уменьшается
глубина п о н и м а н и я исследователем отдельных аспектов каждой из
рассматриваемых проблем.
Кроме того, далеко не все данные можно и нужно получать в коли
чественной форме. Например, один из самых эффективных методов
оценки имиджа политического деятеля — проведение психологичес
ких тестов, результаты которых можно интерпретировать только на
качественном уровне.
Компенсировать дефицит полноты и глубины информации, неиз
бежный при количественных исследованиях, призваны к а ч е с т
в е н н ы е и с с л е д о в а н и я . Качественные опросные исследова
ния концентрируют внимание на глубоком изучении отдельных
случаев, ф о р м и р о в а н и и всестороннего, комплексного п о н и м а н и я
сравнительно небольшого числа проблем. Не случайно качествен
ные исследования называют также глубинными и фокусированны
ми. П р и м е н е н и е качественных методов о п р о с а предполагает
небольшой объем выборки — соответственно, они менее репрезен
тативны по о т н о ш е н и ю к большим генеральным совокупностям
(данная проблема не является критической, так к а к качественные
методы не претендуют на точное измерение). Д о м и н и р у ю щ е й тех
н и к о й опроса является здесь очное свободное интервью, как инди
видуальное, так и групповое, вопросы формулируются в основном в
открытой форме.
В теоретических и прикладных политических проектах качествен
ные исследования применяются главным образом в целях:
• выявления с п е ц и ф и к и восприятия политических субъектов и
объектов: лидеров, политических партий, институтов, государства и
власти в целом. В прикладных исследованиях одной из наиболее рас
пространенных задач является диагностика имиджа (сознательно
формируемого образа) политического деятеля;
• получения информации об особенностях политической культуры
определенных групп населения и элиты;
• формирования представления об особенностях социального са
мочувствия групп населения и характера его влияния на политичес
кое поведение;
• выявления особенностей отношения населения к социальным
проблемам;
• выявления специфики восприятия различными группами населе
ния политической информации и каналов ее распространения. В при
кладных исследованиях распространенной задачей является тестиро-
3.2. Источники информации и методы сбора данных
9 !
вание эффективности агитационно-пропагандистских материалов
(листовок, плакатов, аудио- и видеороликов и т.д.).
Наиболее распространенным методом качественных опросных
исследований являются
фокус-группы —
групповые глубинные ин
тервью.
Подготовка к проведению фокус-группы включает в себя, кроме
общих программных компонентов, специфические составляющие.
Во-первых, это подготовка
гайда
(сценария) фокус-группы, опре
деляющего основные тематические блоки беседы с респондентами и
их последовательность в соответствии с задачами исследования, а
также наиболее важных вопросов в рамках каждого смыслового бло
ка. Заранее готовится так называемый
стимульный материал,
реак
цию группы на который нужно будет выявить. Содержание стимуль-
ного материала зависит от цели исследования. Это могут быть
фотографии, биографии, агитационные материалы политических ли
деров, видеоролики, призывающие голосовать за ту или иную поли
тическую партию, и т.д.
Во-вторых, это определение состава респондентов, участвующих в
фокус-группе. Важной особенностью метода является ограничение по
числу участников — в фокус-группе участвует от семи до двенадцати
респондентов. В соответствии с законами социальной психологии
увеличение количества респондентов приведет к расколу малой груп
пы на несколько подгрупп, что снизит эффективность обсуждения.
Столь небольшой объем выборки неизбежно обострит проблему ре
презентативности исследования. В фокус-групповом методе задача
повышения репрезентативности решается за счет использования
се
рийного подхода:
в рамках одного исследования проводится не одна, а
несколько фокус-групп (в некоторых случаях до двадцати; число фо
кус-групп в серии ограничено только ресурсами исследования и
принципом разумной достаточности).
Несмотря на малое число участников фокус-групп, их состав оп
ределяется, исходя из научных п р и н ц и п о в ф о р м и р о в а н и я выбороч
ной совокупности. Здесь существует два основных подхода. Первый
заключается в использовании квотного метода, второй — в том,
чтобы задействовать в каждой из фокус-групп представителей раз
ных с о ц и а л ь н ы х групп, при этом серия фокус-групп в целом долж
на охватывать все социальные группы, являющиеся объектом ис
следования.
Предположим, для изучения восприятия кандидата в депутаты
городского совета избирателями данного округа (района города) за
планирована серия из семи фокус-групп. В соответствии с первым