ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2501
Скачиваний: 17
180
Глава 4. Статистические методы в политическом анализе
Если внимательно присмотреться к этим результатам, можно заме
тить, что в республике от выборов к выборам воспроизводится один и тот
же основной раскол: «"партия власти" — все остальные». «Партией влас
ти» в 1995 г. выступал блок «Наш дом — Россия» (НДР), в 1999 г. — ОВР,
в 2003 г. — «Единая Россия». С течением времени меняются л и ш ь «дета
ли» — название «партии власти». Новый политический «лейбл» оченьлег-
ко ложится в статичную матрицу одномерного политического выбора.
В заключение главы дадим один практический совет. Успешность
освоения статистических методов по большому счету возможна только
при интенсивной практической работе со специальными программами
(уже неоднократно упомянутые SPSS, Statistica или хотя бы Microsoft
Excel). Не случайно изложение статистических техник ведется нами в
режиме алгоритмов работы: это позволяет студенту самостоятельно
пройти все стадии анализа, сидя за компьютером. Без попыток практи
ческого анализа реальных данных представление о возможностях ста
тистических методов в политическом анализе неизбежно останется об
щ и м и абстрактным. А на с е г о д н я ш н и й день умение применять
статистику для решения и теоретических, и прикладных задач — прин
ципиально важная составляющая модели специалиста-политолога.
Блок «Демократический выбор России - объединенные демократы»
Контрольные вопросы и задания
18!
Контрольные вопросы и задания
1. Каким уровням измерения соответствуют средние величины — мода,
медиана, среднее арифметическое? К а к и е меры вариации характерны для
каждой из них?
2. В силу каких причин необходимо учитывать форму распределения пере
менных?
3. Что означает утверждение: «Между двумя переменными имеется стати
стическая связь»?
4. Какую полезную и н ф о р м а ц и ю о связях между переменными можно по
лучить на основе анализа таблиц сопряженности?
5. Что можно узнать о связи между переменными, исходя из значений ста
тистических критериев хи-квадрат и лямбда?
6. Дайте определение понятию «ошибка» в статистических исследованиях.
Каким образом по данному показателю можно судить о качестве построенной
статистической модели?
7. Какова основная цель корреляционного анализа? Какие характеристи
ки статистической связи выявляет д а н н ы й метод?
8. Как интерпретировать значение к о э ф ф и ц и е н т а корреляции Пирсона?
9. Охарактеризуйте метод дисперсионного анализа. В каких других статис
тических методах используется статистика дисперсионного анализа и для чего?
10. Объясните значение понятия «нулевая гипотеза».
11. Что такое л и н и я регрессии, каким методом она строится?
12. Что показывает к о э ф ф и ц и е н т
R
2
в
итоговой статистике регрессионно
го анализа?
13. Поясните термин «метод многомерной классификации».
14. Объясните основные различия между кластеризацией посредством
иерархического кластер-анализа и методом К-средних.
15. К а к и м образом кластер-анализ может использоваться при изучении
имиджа политических лидеров?
16. Какова основная задача, решаемая посредством дискриминантного
анализа? Дайте определение д и с к р и м и н а н т н о й функции.
17. Назовите три класса задач, решаемых с помощью факторного анализа.
Конкретизируйте понятие «фактор».
18. Дайте характеристику трем о с н о в н ы м методам проверки качества мо
дели в ф а к т о р н о м анализе (критерий Кайзера, критерий «осыпи», матрица
воспроизведенных корреляций).
19. Раскройте понятия «факторная нагрузка», «собственное значение фак
тора», «факторное значение».
20. В чем суть процедуры вращения факторных переменных с точки зрения
содержательной интерпретации итоговой статистики факторного анализа?
— Глава 4. Статистические методы в политическом анализе
ГЛАВА 5
Методы анализа документов
Под документом в научных исследованиях понимается материаль
ный носитель информации, специально созданный для ее хранения и пере
дачи.
Документальная информация может содержаться в печатном и
рукописном тексте, на фото-, видео-, кинопленке, на электронных
носителях данных. Объективно говоря, понятие «документ» обладает
большим объемом по сравнению с понятием «текст», так как доку
менты могут содержать и невербальную информацию. К докумен
тальным источникам относятся, например, видеоряд телевизионной
передачи, фотография в газете, предвыборный плакат. В то же время
преобладающая часть информации, обрабатываемой методами поли
тического анализа, существует именно в текстовой форме. Поэтому в
дальнейшем изложении мы нередко будем употреблять понятия
«текст» и «документ» как с и н о н и м ы .
Документы — важнейший корпус источников для политических
исследований. Соответственно, владение методиками анализа доку
ментов, умение выбрать метод, адекватный поставленным исследова
тельским задачам, — значимые составляющие модели специалиста по
политическому анализу и прогнозированию.
Комплекс методов анализа документов достаточно обширен. Од
нако ключевыми (базовыми) подходами являются
традиционный,
ос
нованный на интерпретации смысла изучаемого источника, и
коли
чественный,
основанный на систематической числовой обработке
формы и содержания источника (контент-анализ).
5.1. Традиционный метод анализа документов
Традиционный анализ документа концентрируется на
смысловой интер
претации источника —
выявлении его логики, сути, идей, смысловых ак-
Литература
Ахременко, А. С.
Структурирование электорального пространства в рос
сийских регионах: факторный анализ парламентских выборов 1995-2003 гг //
Полис. 2005. № 2.
11
Бююль, А., Цефель, П.
SPSS: искусство обработки информации С П б 2002
Дубров, A.M., Мхитарян, B.C., Трошин, Л. И.
Многомерные статистиче
ские методы : учебник. М., 1998.
Мангейм, Дж., Рич, Р.
Политология: методы исследования М 1997
Петренко, В.Ф., Митина, О.В.
Психосемантический анализ динамики
общественного сознания. М., 1997.
Статистика : учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. М., 2006.
184
Глава 5. Методы анализа документов
центов и т.д. При этом традиционный анализ как научный метод отнюдь
не сводится просто к «вдумчивому чтению» текста или «вдумчивому про
смотру» телевизионной передачи. Исследователь ставит и решает гораз
до более широкий круг вопросов, чем обычный читатель или зритель.
К важным проблемам, особенно актуальным для документальных
источников политического характера, относятся проблема
подлинности
документа
и проблема
надежности информации,
в нем содержащейся.
При этом данные проблемы следует очень четко различать: в подлин
ном документе могут содержаться недостоверные сведения, а созна
тельная подделка может нести в себе правдивую информацию. В то же
время присутствие в документе явных искажений фактов должно поро
дить сомнения в его подлинности, равно как установление фальсифи
цированности документа влечет за собой постановку вопроса о правди
вости его содержания.
Особая значимость оценки подлинности и надежности документаль
ных источников в политическом анализе обусловлена тем, что полити
ческие документы во многих случаях не просто содержат, передают ту
или иную информацию, но являются инструментом формирования оп
ределенной позиции по тому или иному вопросу. Более того, в ситуаци
ях жестких конфликтов интересов (например, во время избирательных
кампаний), к сожалению, нередки случаи сознательных фальсифика
ций политических документов, направленных на дискредитацию оппо
нентов в глазах населения или элитных групп. Один из распространен
ных приемов «грязных» политических технологий — создание «клонов»
федеральных печатных изданий. Например, на губернаторских выборах
в одном из российских регионов распространялся поддельный тираж
газеты «Советская Россия», содержащий резкую критику действующего
губернатора от имени руководства К П Р Ф . В реальности эта партия от
начала до конца избирательной кампании поддерживала именно дейст
вующего губернатора.
Другой важнейший момент, характеризующий научную работу с
документами в рамках традиционного анализа, —
четкое различение
фактов, изложенных в документе, и интерпретаций этих фактов.
Осо
бенно данная проблема касается материалов, изложенных в средствах
массовой и н ф о р м а ц и и , насыщенных разнообразными «интерпрета
ц и о н н ы м и наслоениями». Так, совершенно противоположные в сво
ей оценочной составляющей заголовки «Империя зла переходит в на
ступление: карательная операция красных в Афганистане» и «На
службе мира и стабильности: новая миротворческая миссия Совет
ской Армии» корреспондируют с одним и тем же событием: вводом
советских войск в Афганистан.
5.1. Традиционный метод анализа документов
185
При этом далеко не всегда ставится задача «очистить факты от ин
терпретаций». В зависимости от общей концепции исследования нас
может интересовать отношение продуцентов документа к тому или
иному событию в большей степени, чем само событие.
Важное значение имеет такая составляющая традиционного ана
лиза, как
анализ контекста документа.
Используя научный подход,
исследователь не ограничивается анализом непосредственного содер
жания документа, он ставит вопрос об условиях и причинах появле
ния данного документа. В рамках какой политической ситуации воз
ник документ? На какую аудиторию он рассчитан? Какие цели ставил
перед собой автор (продуцент) документа? Как отражаются на содер
жании документа взгляды, оценки, политические предпочтения авто
ра, его статус и позиция?
Собственно интерпретация смысла документа —
внутренний ана
лиз —
является сложным творческим процессом, ход которого в очень
существенной мере зависит не только от поставленных целей и задач,
но и от личности исследователя, его квалификации, богатства опыта
и интуиции, научных и даже личных политических установок и пред
почтений. Традиционный анализ может привести к очень глубоким
выводам и обобщениям, но при этом несет в себе риски субъективной
оценки и интерпретации.
Как творческий процесс, зависящий от большого набора факто
ров, традиционный анализ документов не слишком хорошо поддает
ся алгоритмизации. Тем не менее выделим важнейшие структурные
блоки, так или иначе присущие данному методу.
• Внешний анализ документа,
нацеленный прежде всего на оценку
его подлинности. Следует ответить на вопрос, содержит ли документ
все необходимые атрибуты, присущие оригиналу. Если речь идет о га
зете, такими атрибутами станут формат газетной полосы (А2, A3), ко
личество полос, логотип издания, качество полиграфии, оформление
выходных данных и др. Если речь идет об официальном документе
(например, президентском указе), следует обращать внимание на на
личие официального бланка, соответствующего по форме оригиналу,
исходящего номера, подписи и т.д.
При оценке подлинности документа возникает вопрос о доверии к
источнику, из которого этот документ поступил. Существуют источни
ки с высоким или абсолютным уровнем «заведомой надежности». Так,
если экземпляр газеты мы получаем в редакции данного издания, или
в Российской государственной библиотеке (куда стекаются ориги
нальные версии всей печатной продукции), или на официальном сай
те издания, — мы можем быть уверены в подлинности текста. Так же,
186
Глава 5. Методы анализа документов
как мы можем быть уверены в подлинности официального материала,
если он опубликован в официальном сборнике нормативно-правовых
актов, в уполномоченном на то издании (например, в «Российской га
зете»), на сайте определенного органа государственной власти.
Следует обращать внимание и на соответствие стилистики и струк
туры документа принятым стандартам. Так, федеральные законы и за
конопроекты написаны строгим стилем, делятся на части, главы, ста
тьи и параграфы.
•Анализ контекста документа.
Здесь оцениваются особенности
политической ситуации, являющейся «средой» возникновения доку
мента, интересы, цели, взгляды продуцентов документа. Важно учесть
формального и фактического адресата документа, которые могут не
совпадать. Например, в лоббистских кампаниях статья, опубликован
ная в С М И и формально рассчитанная на самую широкую аудито
рию, на деле может предназначаться узкому кругу л и ц во властных
структурах, принимающих решение по конкретному прагматическо
му вопросу.
• Внутренний содержательный анализ документа,
предполагающий
интерпретацию его смысла, логико-семантический анализ, анализ
структуры, композиции, явно выраженных или скрытых акцентов.
Также следует обращать внимание на те политические фигуры или ор
ганизации, упоминание которых в тексте выполняет определенную
ф у н к ц и ю (например, ссылка на мнение председателя правительства в
качестве аргумента, подтверждающего позицию автора). Таким обра
зом выявляется и круг референтных для автора политических субъек
тов, что позволяет более глубоко понять его политическую позицию.
5.2. Контент-анализ
Основные методологические предпосылки контент-анализа
В научной литературе существует множество различных определений
контент-анализа. Так, один из основоположников метода, американ
ский ученый Б. Берельсон определял его как «исследовательскую тех
нику объективного, систематического и количественного описания
очевидного содержания коммуникаций»
1
. Д е ф и н и ц и я других амери
канских исследователей — Дж. Мангейма и Р. Рича гласит: «...кон-
' Berelson, В.
Content-Analysis // Handbook of Social Psychology / Ed. by G. Lindrey.
L., 1959.
5.2. Контент-анализ
187
тент-анализ — это систематическая числовая обработка, оценка и ин
терпретация формы и содержания информационного источника»
1
.
Отечественный социолог В.А. Ядов определяет метод как «перевод в
количественные показатели массовой текстовой (или записанной на
пленку) информации с последующей статистической ее обработ
кой»
2
. Перечень д е ф и н и ц и й можно было бы продолжить, но набор
неких основополагающих черт контент-анализа и так уже вполне
просматривается.
В основе идеи контент-анализа лежит ясное понимание того про
стого факта, что в потоке текстовой информации различные ее эле
менты представлены в неодинаковой степени. Скажем, в определен
н ы й момент времени главной темой информационной повестки,
формируемой федеральными С М И , становится борьба с террориз
мом. Она оттесняет на второй план такие проблемы, как, например,
ход экономических реформ или изменения в предвыборном законо
дательстве. Сопоставляя послания Президента РФ Федеральному со
бранию в разные годы, можно отметить наличие одной группы про
блем, которым уделяется значительное внимание в каждом послании,
и еще ряда проблем, которые акцентируются лишь в определенные
периоды. Слушая выступления российских лидеров, легко обнару
жить, что «архитектурные» метафоры (например, «построение верти
кали власти») появляются в политическом дискурсе в период с 2000
по 2005 г. гораздо чаще, нежели в предыдущий период.
Следующая важнейшая особенность контент-анализа состоит в
том, что степень, в которой проявляются различные компоненты тек
стовой информации, поддается измерению. Сконструировав опреде
ленный инструментарий — «измерительный прибор», соответствую
щ и й задачам нашего исследования, — мы сможем понять, насколько
больше внимания в С М И уделяется теме борьбы с терроризмом по
сравнению с темой изменений в предвыборном законодательстве.
Или насколько более акцентированно звучит тема борьбы с беднос
тью в данном послании президента по сравнению с посланием преды
дущего года. Или какие политические лидеры наиболее часто упо
требляют «архитектурные метафоры» в своих выступлениях.
Контент-анализ — это прежде всего количественный метод (хотя и со
значительной качественной составляющей), ключевой методической
проблемой которого является корректный перевод качественной тек-
1
Мангейм, Дж., Рич, Р.
Политология: методы исследования. С. 270.
2
Ядов, В. А.
Социологическое исследование: методология, программа, методы.
Самара, 1995. С. 135.
188
Глава 5. Методы анализа документов
стовой информации в количественные показатели. Получив таковые,
мы имеем возможность применять для углубления результатов анали
за обширный арсенал статистических методик, рассмотренных нами
ранее.
Наконец, еще одна ключевая идея контент-анализа заключается в
том, что выявленные количественные характеристики изучаемого
массива документов отражают существенные особенности изучаемых
политических явлений и процессов. Контент-анализ приносит полез
ные результаты тогда, когда исследователю удается уловить связь тек
ста с нетекстовой реальностью. При этом существует три основные
модели установления такой связи, хотя во всех случаях стартовой точ
кой является документ (текстовое сообщение):
• «От текста к продуценту сообщения (коммуникатору)». Напри
мер, увеличение частоты употребления понятия «построение вертика
ли власти» представителями высшего политического руководства
страны может свидетельствовать о формировании объективного поли
тического курса на централизацию властных ресурсов и полномочий.
• «От текста к адресату сообщения (реципиенту)». Повышение вни
мания С М И к теме борьбы с терроризмом, измеренное нами количест
венно, можно интерпретировать как реакцию прессы на повышение
обеспокоенности общества (адресата сообщений по теме) проблемой
терроризма. В то же время здесь применима и первая модель (от текста
к продуценту). Можно считать, что представители С М И и цитируемые
ими руководители государства считают важным донести до общества
именно данную проблему, чтобы подготовить общественное мнение к
определенным ограничениям, например гражданских свобод.
• «От текста к ситуации в целом». Эта модель в определенной сте
пени является интегральной по отношению к двум первым: «от текс
та к продуценту» и «от текста к адресату». Здесь мы можем ставить та
кие широкие вопросы, как общий формат коммуникации общества и
государства, роль в этом процессе средств массовой информации, ти
пичные ожидания продуцента сообщения по отношению к реакции
адресата и т.д.
Связь текста с нетекстовой реальностью может быть подчас глубо
кой и скрытой. Обобщенные количественные характеристики боль
ших текстовых массивов способны продуцировать знания о тенденци
ях и закономерностях, которые невозможно проследить на материале
отдельных текстов. Так, во время Второй мировой войны имел место
самый знаменитый эпизод в истории контент-анализа — предсказание
британскими аналитиками времени начала использования Германией
ракет «Фау-1» и «Фау-2» против Великобритании, сделанное на осно-
5.2. Контент-анализ
189
ве анализа немецких пропагандистских кампаний. Этот эпизод иллю
стрирует
прогностический потенциал
контент-анализа.
В приведенном выше описании методологии контент-анализа не
случайно фигурирует термин «текстовой массив». Как правило, объек
том контент-анализа является не отдельный текст, а достаточно боль
шая совокупность текстов. Это обусловлено, во-первых, статистической
природой выводов и закономерностей, которые формулируются по ито
гам контент-аналитического исследования. Чем больший массив ин
формации вовлечен в анализ, чем больше объем выборки, тем более на
дежными и обоснованными будут полученные результаты.
Во-вторых, современные методы контент-анализа в основном ком
пьютеризованы; в сочетании с большими массивами текстовой ин
формации, доступными в настоящее время в электронном виде, это
обеспечивает техническую возможность обработки значительных тек
стовых потоков в сравнительно небольшой промежуток времени. Се
годня контент-анализ — один из наиболее эффективных методов Data
Mining, ориентации в информационно избыточном мире.
Наконец, в-третьих, расширение вовлекаемого в контент-анализ
информационного массива позволяет эффективно решать компара
тивные задачи: сопоставлять закономерности поведения разных групп
субъектов коммуникации в одном временном промежутке или времен
ную динамику изменений одной группы субъектов коммуникации.
Становление метода и расширение сферы его применения
Зарождение контент-анализа в 1930-х гг. связано с именем известного
американского социолога и политолога Г. Лассуэлла. Следует отме
тить, что изначально одной из приоритетных сфер применения мето
да был политический анализ. Так, исследования Лассуэлла посвяще
ны проблеме пропаганды в а м е р и к а н с к и х средствах массовой
информации.
Широкое признание контент-анализ получает несколько позже —
в 1950-х гг. М о щ н ы м толчком к развитию метода стал выход в свет ра
боты американского ученого Б. Берельсона «Контент-анализ в ком
муникационных исследованиях». Эта книга считается одним из наи
более фундаментальных трудов по контент-анализу и в настоящее
время. Метод быстро завоевывает позиции во всех гуманитарных и
даже в некоторых естественных науках, например в психиатрии.
Новый качественный скачок в развитии метода и расширении
сфер его применения связан с компьютеризацией контент-анализа в
1970-х гг. Совершенствование компьютерных программ контент-ана-