Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2496

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

200 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

ных», бывает трудно взять свои слова обратно, признать ошибку, осо­

бенно если признание ошибки «работает» на укрепление позиции, 
например, давнего оппонента. Поэтому высоки риски того, что экс­
перт будет отстаивать свою точку зрения, даже убедившись в ее несо­
стоятельности; 

• неконкретность, расплывчатость итоговых оценок, выводов и за­

ключений,

 присущая многим традиционным совещаниям. 

И м е н н о эти проблемы способна устранить процедура, используе­

мая в методе Дельфи. Она базируется на следующих основных прин­
ципах: 

• заочный характер взаимодействия экспертов.

  С п е ц и ф и к а Дельфи 

состоит в том, что каждый эксперт работает индивидуально, однако 
общая оценка является коллективной (групповой).  Д а н н ы й принцип 
направлен на устранение феномена группового давления и эффектов 
разницы в «публичной активности» и напористости экспертов; 

• анонимность мнений экспертов.

 Каждому участнику экспертизы 

предоставляется полная свобода донести свою позицию и аргумента­
цию до всей группы, однако никто не будет знать, чья  и м е н н о это по­

зиция.  Д а н н ы й  п р и н ц и п направлен на ликвидацию «эффекта автори­
тетного мнения»; 

• итеративность

 (повторяемость)

 экспертизы.

 Процедура форми­

рования групповой экспертной оценки в методе Дельфи проходит в 
несколько этапов, причем каждый из экспертов на каждом этапе мо­

жет скорректировать собственную предыдущую оценку. В Дельфи это 
делается психологически безболезненно, учитывая заочный и ано­
н и м н ы й характер процедуры; 

•управляемая обратная связь.

 Эксперты могут обмениваться оцен­

ками и аргументацией, но делают это не напрямую, а через организа­

торов экспертизы, которые осуществляют обратную связь между экс­

пертами, систематизируют оценки и аргументы; 

• количественное оценивание и статистическая обработка эксперт­

ных оценок.

 Эксперты ограничены в формулировании оценок их чис­

ловым форматом. Это требуется для того, чтобы сделать результаты 
экспертизы максимально конкретными. 

Рассмотрим, каким образом названные выше  п р и н ц и п ы находят 

свое выражение в процедуре метода Дельфи. 

Н а  э т а п е  п о д г о т о в к и экспертизы определяется состав  е е 

организаторов, которые на предварительной стадии должны

 сформу­

лировать изучаемую проблему

 таким образом, чтобы с ней можно было 

работать в рамках Дельфи. Другими словами, проблема должна быть 
представлена в виде набора конкретных вопросов к экспертам, в ка-

6.1. Метод Дельфи 

201 

честве ответа на каждый из которых можно было бы получить число­
вую оценку. К примеру, экспертов некорректно спросить: «Состоится 

ли отставка правительства до истечения конституционного срока его 

полномочий?» Правильно сформулировать вопрос можно двумя спо­
собами: 

• Когда состоится отставка правительства? (Крайний срок — дата 

следующих президентских выборов.) 

• Какова вероятность досрочной отставки правительства? (При 

этом четко указывается, какой временной период понимается под до­
срочной отставкой.) 

Все вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы 

ответы на них можно было дать в рамках порядковой или интерваль­
ной шкалы. Исключение составляет  л и ш ь иногда применяемый «бес­
структурный этап», о котором мы поговорим отдельно. 

Разумеется, такое ограничение несколько сужает возможности 

применения Дельфи. Тем не менее остается очень широкий спектр 
признаков, которые можно измерять с его помощью. Например, для 
политической партии это: 

• уровень поддержки на выборах (в процентах или голосах — ин­

тервальный уровень); 

• влиятельность(порядковый уровень); 
• сроки вхождения в альянс с другой политической партией (вре­

мя — интервальный уровень); 

• уровень поддержки со стороны тех или иных политических групп 

(порядковый уровень); 

• уровень лояльности действующему главе государства (порядко­

вый уровень); 

• уровень выраженности в идеологии определенных позиций (ска­

жем, насколько партия привержена либеральным ценностям — по­

рядковый уровень); 

• стоимость реализации партией той или иной агитационной кам­

пании (интервальный уровень) и т.д. 

Метод Дельфи бывает очень полезен и для достижения сугубо ис­

следовательских целей, например при конструировании сложного 
инструмента измерения определенного признака. К примеру, конст­
руируя индекс политической влиятельности губернатора, мы введем в 
него подиндексы «поддержка главы государства», «поддержка со сто­
роны населения региона», «лоббистские возможности» и ряд других. 

Каждый из этих подиндексов поддается прямому измерению. Но как 
понять, какой из них имеет больший вес при расчете итогового ин­

декса влиятельности? Непосредственному измерению вес каждой из 


background image

202 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

составляющих индекса, как правило, поддаваться не будет. И здесь 
нам на помощь приходят экспертные оценки, в первую очередь метод 

Дельфи. «Взвешивание» компонентов индекса — одна из задач, кото­

рые оптимально решать именно с помощью Дельфи. 

Итак, проблема должна быть сформулирована как перечень во­

просов, предполагающих ответ в виде оценки по порядковой или ин­

тервальной шкале. Следующая важная задача организаторов экспер­
тизы на подготовительном этапе —

 сформировать состав экспертной 

группы,

 т.е. определить ее численность и персональный состав. 

Специфика метода Дельфи, связанная со статистической обработ­

кой оценок и заочным характером взаимодействия экспертов, имеет 
прямое влияние на комплектование экспертной группы с точки зрения 

ее численности. Прежде всего, количество оценок (а значит, и количе­
ство экспертов) должно быть статистически значимым. Мы не можем 
привлечь к процедуре Дельфи только трех экспертов, так как не смо­

жем обработать их оценки. Соответственно, нижняя граница числен­
ности экспертной группы — 7—9 человек. В то же время у нас не зада­
на верхняя граница, так как нет необходимости собирать экспертов в 
одном месте. В реальной практике использования Дельфи есть приме­

ры, когда в экспертизе участвовало несколько сотен специалистов. 
Конкретное их число будет определяться спецификой рассматривае­
мой проблемы, общим числом компетентных экспертов, их техничес­
кой доступностью и согласием на участие в экспертизе. 

Также на подготовительном этапе

 определяется технический канал 

коммуникации с экспертами.

 На заре развития метода это была обыч­

ная почта, в настоящее время — в основном электронная почта и фак­
симильная связь. 

Подготовив анкету и определив состав экспертов, можно присту­

пать к проведению  п е р в о г о  т у р а экспертизы. Возьмем задачу 
прогнозного типа. Предположим, нас интересует вероятность реали­

зации определенного политического события, и единственным во­
просом в анкете будет: «Оцените вероятность наступления события TV 
в период

 М,

 используя оценки в интервале от 0 до 1, где 0 — полная 

уверенность в том, что событие не произойдет, 1 — полная уверен­
ность в том, что событие произойдет». Разумеется, в реальном иссле­

довании вопросов и пояснений к ним было бы больше, однако в учеб­

ных целях ограничимся самым простым видом анкеты. 

Скажем, вопросе принимают участие девять экспертов. Соответст­

венно, по итогам первого тура мы получим девять оценок вероятности 

реализации события

 N.

 Таким образом, мы имеем неупорядоченный 

числовой ряд из девяти элементов: (1; 0,2; 0,1; 0,1; 0,6; 0,8; 0,3; 0,5; 0,8). 

6.1. Метод Дельфи 

203 

В методе Дельфи основу статистической обработки оценок состав­

ляет вычисление средней и вариации на порядковом уровне измере­

ния, т.е. речь идет о вычислении медианы — середины ранжирован­
ного числового ряда — и квартилей — четвертей ранжированного 
числового ряда. Ранжированный по возрастанию ряд в нашем случае 
будет иметь вид: (0,1; 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,6; 0,8; 0,8; 1). 

Медиана равна 0,5, значение нижнего квартиля составляет 0,2; 

верхнего - 0,8

 (М= Q2 =

 0,5;

 Q1

 = 0,2;

 Q3 =

 0,8). 

Применительно к методу Дельфи медиана показывает общее груп­

повое мнение, а интервал между верхним и нижним квартилями (или 
квартальный ранг) — разброс мнений экспертов, или степень консолидированности общего группового мнения. В нашем случае средняя 
оценка группы составляет 0,5 (равновероятно), интервал между верх­

ним и нижним квартилями равен 0,8 — 0,2 = 0,6, т.е. является очень 
большим. Исходя из такого значения квартильного ранга, можно кон­
статировать, что мнение группы фактически не сформировалось, 
оценки очень сильно разбросаны. 

Для вероятностных оценок есть дополнительный инструмент ин­

терпретации общего группового мнения, выраженного в значении 

медианы. В теории вероятностей существует понятие неопределенно­
сти, причем уровень неопределенности связан с уровнем вероятности 
следующим принципиальным образом: 

Уровень неопределенности равен нулю в двух случаях: если веро­

ятность события равна 0 и 1.  И н ы м и словами, неопределенность от­

сутствует, когда мы полностью уверены либо в том, что событие реа­

лизуется,  л и б о в том, что  о н о не реализуется. Соответственно, 

максимального уровня неопределенность достигает в ситуации рав­
новероятности — 0,5. По мере удаления от крайних значений (0 и 1) и 
приближения к значению 0,5 неопределенность возрастает. 


background image

204 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

Таким образом, по итогам первого тура экспертизы мы имеем не 

только большой разброс оценок, но и ситуацию максимальной 
неопределенности относительно наступления данного события в 
указанные сроки. Решение, которое принимается руководителями 
экспертизы, в  д а н н о м случае однозначно: экспертиза должна быть 

продолжена. 

Во  в т о р о м  т у р е экспертов знакомят с обобщенными результа­

тами первого тура (разброс оценок, иногда средняя) и просят ответить 
на тот же самый вопрос о вероятности наступления события. Однако 
здесь возникает существенное дополнение: оценка должна быть до­
полнена определенным набором аргументов. Технически здесь имеет­

ся два варианта: 

1

.

 Аргументировать выставленную оценку просят всех экспертов. 

2. Аргументацию просят только у тех экспертов, чьи оценки выхо­

дят за интервал между квартилями, т.е. являются крайними. В нашем 
случае это два эксперта, поставившие оценки 0 и 1, и один эксперт, 
поставивший оценку 1. 

Второй вариант оптимален в случае, если к экспертизе привлекается 

сравнительно большое число экспертов и оценки существенной их час­

ти оказываются вне интервала между квартилями. Тогда мы получим 
полноценный набор аргументов, с одной стороны, в пользу высокой, с 

другой — в пользу низкой вероятности реализации события. Получать 

аргументы тех экспертов, чьи оценки оказались внутри интервала, в та­
кой ситуации большого смысла нет: их аргументация, скорее всего, будет 
комбинацией аргументов «крайних» экспертов. 

Однако в нашем случае, когда число привлеченных экспертов не­

велико и оценки всего трех из них находятся за пределами кварталь­
ного ранга, целесообразно собрать аргументы всех экспертов. Аргу­
менты формулируются экспертами в том же режиме, что и весь 

процесс экспертизы: заочно,  а н о н и м н о и индивидуально. Собирает, 

обобщает и систематизирует аргументы группа организаторов проце­

дуры Дельфи. Основное содержание этой работы: объединение сход­
ных аргументов, удаление повторяющихся, разбиение всех аргумен­
тов на две группы: в пользу повышения или понижения вероятности 
наступления события

 N. 

В результате второго тура имеем: 

• новые оценки экспертов. Они могут совпадать с оценками пер­

вого тура, а могут и не совпадать. Как правило, от первого тура ко вто­
рому оценки меняются незначительно, поскольку эксперты еще не 

успели ознакомиться с аргументацией своих коллег. Пусть в нашем 
случае получились следующие оценки: (0,1; 0,2; 0,2; 0,3; 0,6; 0,7; 0,8; 

6.1. Метод Дельфи 

205 

0,8; 0,9). Тогда статистика второго тура:

 М

 = 0,6;

 Q1 =

 0,2;

 Q3

 = 0,8; 

квартальный ранг = 0,6; 

• два систематизированных перечня аргументов: в пользу повыше­

ния и понижения оценки вероятности наступления события. Автор­

ство аргументов не указывается. 

Все полученные результаты доводятся до участников экспертизы 

(характерное проявление управляемой обратной связи), и начинается 

т р е т и й  т у р Дельфи. В третьем туре, как и во втором, от экспертов 

требуется вновь оценить вероятность события и дать перечень аргу­
ментов. В пояснительной записке к анкете, как правило, указывает­
ся, что от экспертов ждут либо новых аргументов, либо усиления, до­

п о л н е н и я или  к о н к р е т и з а ц и и аргументов,  и с п о л ь з о в а н н ы х во 
втором туре. 

Обычно именно третий тур экспертизы по методу Дельфи являет­

ся переломным: получив значительный объем информации от своих 
коллег по итогам второго тура, эксперты имеют больше оснований 
скорректировать собственные оценки. Общий «сдвиг» в результатах 

экспертизы должен быть значительно более существенным по сравне­
нию со вторым туром. 

Предположим, оценки третьего тура таковы: (0,1; 0,3; 0,5; 0,5; 0,7; 

0,7; 0,8; 0,9; 0,9). 

Статистика третьего тура соответственно:

 М

 = 0,7;

 Q1

 = 0,5;

 Q3

 = 0,8; 

квартальный ранг = 0,3. 

Анализируя эту статистику, мы видим две принципиальные тен­

денции: 

•общее мнение группы сдвигается от равновероятной оценке в 

сторону повышения вероятности реализации события (0,7). При 
этом в оценке реализации события сокращается уровень неопреде­

ленности; 

• мнение группы становится более консолидированным. Интервал 

между квартилями по сравнению со вторым туром существенно со­
кращается (0,6 и 0,3). 

И т е р а ц и и (новые туры) проводятся в Дельфи по тому же прин­

ципу, что второй и первый тур. Решение об окончании экспертизы 
принимается тогда, когда смещения в оценках перестают быть сущест­
венными. Так, если в четвертом туре мы имеем оценки: (0,1; 0,5; 0,6; 
0,6; 0,7; 0,7; 0,8; 0,8; 0,8) и статистику:

 М

 = 0,7;

 Q1

 = 0,6;

 Q2

 = 0,8; квар­

тальный ранг = 0,2, — можно констатировать, что групповое мнение 

сформировалось.  С м е щ е н и е оценок по сравнению с третьим туром 
незначительно, общее групповое мнение не изменилось, интервал 

между квартилями незначителен. Таким образом, эксперты в целом 


background image

206 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

с о г л а с и л и с ь ,  ч т о  в е р о я т н о с т ь  н а с т у п л е н и я  с о б ы т и я

 N

 в  у к а з а н н ы е 

с р о к и  с о с т а в л я е т 0,7;  е г о  р е а л и з а ц и я  « с к о р е е  в е р о я т н а » . 

Д и н а м и к у  р а з в и т и я  э к с п е р т и з ы в  м е т о д е  Д е л ь ф и  п о л е з н о пред­

с т а в и т ь  в и з у а л ь н о .  Н а  р и с у н к е  н и ж е  х о р о ш о  в и д н ы  « т р а е к т о р и и » 
о ц е н о к  э к с п е р т о в ,  ф о р м и р о в а н и е  б о л е е  к о н с о л и д и р о в а н н о г о мне­
н и я и  о б щ и й  с д в и г в  с т о р о н у  м е д и а н ы 0,7.  Х о р о ш о  в и д н а  т а к ж е «изо­

л и р о в а н н а я  п о з и ц и я » :  о д и н  и з  э к с п е р т о в  н и  р а з у  н е  и з м е н и л  с в о ю 
о ц е н к у (0,1),  н е с м о т р я  н а  е е  с и л ь н о е  р а с х о ж д е н и е с  о б щ е г р у п п о в ы м 
м н е н и е м . 

Экс­

перты 

T y p l  Тур 2 ТурЗ  Тур 4 

0,1 

ОД 

0,1 

0,1 

0,1 

0,2 

0,3 

0,5 

0,2 

0,2 

0,5 

0,6 

0,3 

0,3 

0,5 

0,6 

0,5 

0,6 

0,7 

0,7 

0,6 

0,7 

0,7 

0,7 

0,8 

0,8 

0,8 

0,8 

0,8 

0,8 

0,9 

0,8 

0,9 

0,9 

0,8 

В о з м о ж н ы  с и т у а ц и и ,  к о г д а  с б л и ж е н и е  о ц е н о к  л и б о  н е  п р о и с х о д и т , 

л и б о  п р о и с х о д и т  н а  к р а й н и х  п о л ю с а х .  Т а к о й  с л у ч а й  м о ж н о  у в и д е т ь в 
т а б л и ц е и  н а  р и с у н к е  н и ж е . 

Тур 1  Тур 2  Тур З  Тур 4 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,2 

0,1 

0,1 

0,1 

0,3 

0,3 

0,2 

0,1 

0,4 

0,3 

0,2 

0,2 

0,5 

0,5 

0,5 

0,5 

0,6 

0,7 

0,8 

0,9 

0,7 

0,8 

0,8 

0,9 

0,8 

0,8 

0,9 

Typ l 

Тур 2 

Тур З 

Тур 4 

Q1 

0,3 

0,3 

0,2 

0,1 

0,5 

0,5 

0,5 

0,5 

Q3 

0,7 

0,8 

0,8 

0,9 

В  д а н н о м  с л у ч а е  р е з у л ь т а т  э к с п е р т и з ы —  м е д и а н а  ч е т в е р т о г о ту­

р а 0,5 —  е с л и  ч т о - т о и  о т р а ж а е т ,  т о  т о л ь к о  м а к с и м а л ь н ы й  у р о в е н ь 

6.1. Метод Дельфи 

207 

н е о п р е д е л е н н о с т и .  О ц е н к и  э к с п е р т о в  ч е т к о  к о н с о л и д и р о в а н ы  н а 
п о л ю с а х  о ч е н ь  в ы с о к о й и  о ч е н ь  н и з к о й  в е р о я т н о с т и  р е а л и з а ц и и со­
б ы т и я .  П о л у ч е н н а я  и т о г о в а я  с т а т и с т и к а  д л я  н а с  п р а к т и ч е с к и бес­
п о л е з н а ,  о д н а к о  н е л ь з я  с к а з а т ь ,  ч т о  п р о д е л а н н а я  р а б о т а  б ы л а пол­
н о с т ь ю  н а п р а с н о й . В  х о д е  п р о ц е д у р ы  Д е л ь ф и  м ы  с у м е л и  п о 
к р а й н е й  м е р е  ч е т к о  о п р е д е л и т ь  п о л я р н ы е  п о з и ц и и и  с о п у т с т в у ю ­
щ и е  и м  а р г у м е н т ы ,  ч т о  п о н а д о б и т с я в  п р о ц е с с е  д а л ь н е й ш е г о  а н а л и ­
з а  с и т у а ц и и . 

С р е д и  м о д и ф и к а ц и й  Д е л ь ф и  п о  с р а в н е н и ю с  о п и с а н н о й  в ы ш е 

т р а д и ц и о н н о й  п р о ц е д у р о й следует  о т м е т и т ь  в в е д е н и е в  э к с п е р т и з у 

бесструктурного этапа.

  Э т а  т е х н и к а  п р и м е н я е т с я в  т о м  с л у ч а е ,  к о г д а 

и с с л е д о в а н и е  н о с и т  п о и с к о в ы й  х а р а к т е р ,  и н и ц и а т о р ы  э к с п е р т и з ы  н е 
в п о л н е  г о т о в ы с  х о д у  о п е р а ц и о н а л и з и р о в а т ь  п р о б л е м у  д о  у р о в н я кон­
к р е т н ы х  в о п р о с о в ,  п р е д п о л а г а ю щ и х  о т в е т в  к о л и ч е с т в е н н о й  ф о р м е . 
Тогда к  п р о ц е д у р е  ф о р м у л и р о в к и  п р о б л е м ы и  п о д г о т о в к и  и н с т р у м е н ­
т а р и я  п р и в л е к а ю т с я  э к с п е р т ы . 

Н а п р и м е р ,  м ы  х о т и м  п о л у ч и т ь  п р о г н о з н ы й  п е р е ч е н ь  п а р т и й , ко­

т о р ы е  с м о г у т  п р о й т и в  Г о с у д а р с т в е н н у ю думу,  п р е о д о л е в  з а г р а д и ­
т е л ь н ы й  б а р ь е р .  Н о  и с с л е д о в а н и е  п р о в о д и т с я  д о  н а ч а л а  о ф и ц и а л ь ­

н о г о  с т а р т а  и з б и р а т е л ь н о й  к а м п а н и и , и  м ы  н е  у в е р е н ы ,  ч т о 
с о с т а в л е н н ы й  н а м и  с п и с о к  п а р т и й —  п р е т е н д е н т о в  н а  м е с т а в пар­

л а м е н т е  я в л я е т с я  п о л н ы м ,  т а к  к а к  д а л е к о  н е все  з а я в и л и о  н а м е р е ­

н и и  у ч а с т в о в а т ь в  в ы б о р а х . В  э т о й  с и т у а ц и и  м о ж н о  в о с п о л ь з о в а т ь ­
с я  б е с с т р у к т у р н ы м  э т а п о м : в  п е р в о м  т у р е  п р е д л о ж и т ь  э к с п е р т а м 

( к а ж д о м у  и н д и в и д у а л ь н о )  с о с т а в и т ь  с п и с о к  в с е х  п а р т и й ,  к о т о р ы е 
м о г у т  п р е т е н д о в а т ь  н а  п р о х о ж д е н и е  з а г р а д и т е л ь н о г о  б а р ь е р а .  Н и ­
к а к и х  к о л и ч е с т в е н н ы х  о ц е н о к  д л я  б е с с т р у к т у р н о г о  э т а п а  н е пред­
п о л а г а е т с я —  и м е н н о  п о э т о м у  о н  н а з ы в а е т с я  б е с с т р у к т у р н ы м .  П о ­

л у ч и в  п е р е ч н и  п а р т и й  о т  к а ж д о г о  и з  э к с п е р т о в ,  о р г а н и з а т о р ы 

э к с п е р т и з ы  с в о д я т  и х в  е д и н ы й  с п и с о к и  д а л е е  п е р е х о д я т к стан­
д а р т н о й  п р о ц е д у р е :  п р о с я т  д а т ь  э к с п е р т н у ю  о ц е н к у  п р о г н о з и р у е ­
м о г о  р е з у л ь т а т а  к а ж д о й  и з  п а р т и й  н а  п р е д с т о я щ и х  в ы б о р а х  ( в дан­
н о м  с л у ч а е в  п р о ц е н т а х  г о л о с о в ) . 

Е щ е  о д н а  м о д и ф и к а ц и я  Д е л ь ф и  о р и е н т и р о в а н а  н а  с о к р а щ е н и е 

в р е м е н и ,  з а т р а ч и в а е м о г о  н а  э к с п е р т и з у .  И з  и з л о ж е н н о г о следует, 
ч т о  м е т о д  Д е л ь ф и  п р и  в с е х  е г о  д о с т о и н с т в а х  д о с т а т о ч н о  г р о м о з д о к 
и  т р е б у е т  з н а ч и т е л ь н ы х  в р е м е н н ы х  р е с у р с о в .  М е т о д и к а

 экспресс-

Дельфи

  с о х р а н я е т  в с е  б а з о в ы е  п р и н ц и п ы  к л а с с и ч е с к о г о  п о д х о д а , 

н о  п р е д п о л а г а е т  в ы п о л н е н и е  в с е й  п р о ц е д у р ы  з а  н е с к о л ь к о  ч а с о в , 
ч т о  т р е б у е т  с о о т в е т с т в у ю щ е г о  т е х н и ч е с к о г о  о б е с п е ч е н и я .  К а ж д ы й 

э к с п е р т в  т е ч е н и е  о т в е д е н н о г о  н а  э к с п е р т и з у  в р е м е н и  н а х о д и т с я  з а 


background image

208 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

и н д и в и д у а л ь н ы м  к о м п ь ю т е р н ы м  т е р м и н а л о м ; все  т е р м и н а л ы объ­

е д и н е н ы в  о б щ у ю сеть, замкнутую на руководителя  э к с п е р т и з ы . От 
организаторов  э к с п е р т и з ы требуется особая  о п е р а т и в н о с т ь в обра­
ботке  о ц е н о к и  с и с т е м а т и з а ц и и аргументов, так  к а к все итерации 

д о л ж н ы уложиться в сравнительно  о г р а н и ч е н н ы й промежуток вре­

м е н и . 

Недостаток экспресс-Дельфи по сравнению с традиционной про­

цедурой очевиден. Эксперту не дается времени действительно глубо­
ко обдумать предложенную проблему, обстоятельно проанализиро­
вать  п о з и ц и и и аргументы других членов группы. Кроме того, 

методика сложна организационно и технически. 

Поэтому в общем случае рекомендуется проведение экспертизы в 

соответствии с традиционным подходом. 

6.2. Метод мозгового штурма 

Понятие «мозговой штурм» имеет в специальной литературе ряд си­

нонимов. Так, употребляются термины «метод коллективной генера­
ции идей», «мозговая атака», «брейнсторминг» (от

 англ.

 brainstorm — 

мозговой штурм). Мозговой штурм, как и Дельфи, относится к груп­
повым методам экспертизы. При всей разнице в принципах и техни­
ках организации взаимодействия экспертов их объединяет внимание 

к психологическим эффектам межличностного взаимодействия. И ес­

ли в рамках  Д е л ь ф и был выбран путь заочной управляемой коммуни­

кации, то создатели мозгового штурма сделали ставку на достижение 
максимального психологического эффекта от очного взаимодействия 

группы экспертов. 

Применение метода мозгового штурма выходит далеко за пределы 

собственно оценивания того или иного признака. Это в большей степе­
ни метод коллективного творчества, наиболее востребованный в ситуа­
ции дефицита свежих идей и решений. Брейнсторминг особенно эф­

фективен тогда, когда существующие подходы не дают приемлемых 
путей преодоления проблемной ситуации и требуются принципиально 
новые, нестандартные установки. Соответственно, в решении прогноз­
ных задач метод мозгового штурма наиболее эффективен при норма­

тивном прогнозировании, когда прорабатываются альтернативные це­

ли и альтернативные пути их достижения. 

Ключевой  п р и н ц и п мозгового штурма основан на том, что задача 

генерирования новых идей и задача их анализа и  о ц е н к и решаются 

раздельно, т.е.: 

6.2. Метод мозгового штурма 

209 

• функция генерации и функция анализа выполняются разными, 

причем не пересекающимися по персональному составу группами 

людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»; 

• реализация обеих функций разведена во времени: сеанс генера­

ции идей предшествует сеансу анализа. Таким образом, процедура 
брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, 

осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналити­
ческий этап, реализуемый другой специальной группой. Для каждой 

из этих фаз действует собственный комплекс правил. 

Правила, регулирующие процедуру генерации идей, целиком ори­

ентированы на достижение психологической атмосферы, максималь­

но способствующей свободному высказыванию идей, которые любой 
участник сеанса считает нужным высказать. Действует установка, со­

гласно которой среди большого числа идей с высокой вероятностью 
найдется хотя бы одна полезная, поэтому с ходу не отвергается ни од­
но предложение. Ключевым правилом сеанса генерации, в значитель­

ной мере определяющим специфику метода в целом, является

 запрет 

на любую критику. 

На этапе п од  г о т о в к и  э к с п е р т и з ы формируется аналити­

ческая группа, в задачи которой входит: а) обеспечить содержатель­

ную и организационную подготовку сеанса генерации; б) проанали­
зировать его результаты и сформулировать итоговое заключение. 

Прежде всего производится

 формулировка проблемы,

 которую бу­

дут решать участники сеанса генерации. В брейнсторминге она за­

вершается созданием двух типов «конечного продукта»: 

• проблемной записки — краткого текста, описывающего суть 

проблемы. В ряде случаев (в зависимости от характера проблемы и за­

дач экспертизы) проблемная записка может содержать генезис про­

блемной ситуации, описание уже предпринимавшихся попыток ее 

преодоления, оказавшихся неэффективными, и т.д.; 

• одного конкретного, ключевого вопроса, выражающего квинтэс­

сенцию проблемы; этот вопрос станет непосредственным заданием 
участникам сеанса генерации. 

Такой подход предъявляет не только организующие, но и содержа­

тельные требования к формулировке проблемы аналитической груп­

пой. Если проблема носит компонентный, сложносоставный харак­

тер, ее следует разбить на несколько подпроблем (осуществить 
д е к о м п о з и ц и ю проблемы), каждая из которых может стать предметом 

отдельного мозгового штурма. На один сеанс генерации идей следует 

выносить относительно простую проблему, «умещающуюся» в один 
вопрос, чтобы эксперты имели возможность полностью на ней скон-

1 4 - 3863