Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2494

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

220 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

Согласно результатам исследований Скокпол, повышение уровня 

бюрократизации может вести к принципиально разным последствиям 
в зависимости от значений факторов проницаемости и вовлеченнос­

ти. Так, сильная бюрократизация

 (В

2

)

 в сочетании с низкими значе­

ниями проницаемости

 (Р

1

)

 и вовлеченности (C

1

) снижает вероятность 

революции. Однако та же сильная бюрократизация

 (В

2

)

 в сочетании с 

высокими значениями факторов проницаемости

 (Р

2

)

 и вовлеченнос­

ти (С

2

) приводит к обратному результату — вероятность революции 

увеличивается. Это и есть проявление системного качества модели. 
Рассматривая значения факторов изолированно друг от друга, мы не 
можем прогнозировать поведение системы. Такая возможность появ­

ляется  л и ш ь при целостном, комплексном рассмотрении всех факто­
ров в их взаимодействии. 

Большинство моделей может быть представлено «кибернетичес­

ки» как процесс преобразования входных данных (сигналов) в выход­
ные данные. Таким образом, мы имеем: 

• «вход» (ввод) модели. В уже знакомых нам терминах это аналог 

независимых переменных или факторов; 

• «выход» (вывод) модели — значения зависимой переменной (от­

клика); 

• процесс преобразования «входов» в «выходы», называемый

 кон­

версией. 

В одних случаях исследователь концентрирует внимание на про­

цессе преобразования входящих сигналов в исходящие, в других его 
будет интересовать только влияние факторов на отклики, а не процесс 
конверсии. В последнем модель относится к классу так называемых 

моделей «черного ящика». 

7.2. Содержательные и формализованные модели 

Подходы к классификации моделей весьма разнообразны. Мы не будем 

пытаться охватить их все и остановимся на наиболее существенных. 

Выше уже была приведена самая простая классификация, основа­

нием которой является способ построения (форма) модели. Модели, 
состоящие из вещественных компонентов, являются

 материальными, 

из знаков (слов, математических и логических символов) —

 идеальны­

ми.

 По понятным причинам в политическом анализе используются 

почти исключительно идеальные модели. 

Идеальные модели подразделяются на содержательные и форма­

лизованные.  С о д е р ж а т е л ь н а я  м о д е л ь представляет собой 

7.2. Содержательные и формализованные модели 

221 

вербальное (словесное) или вербально-визуальное (словесно-графи­
ческое) описание объекта исследования, связей его элементов и т.д. 
Теоретически обоснованные содержательные модели называются 

концептуальными.

 Ю.М. Плотинский определяет концептуальную 

модель как «содержательную модель, при формулировке которой ис­
пользуются теоретические концепты и конструкты данной предмет­
ной области знания. В более широком смысле под концептуальной 
моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на опре­

деленной концепции или точке зрения»

1

Одна из наиболее известных концептуальных моделей в политиче­

ской науке — модель политической системы американского ученого 

Д. Истона. Суть функционирования политической системы, по Исто­

ну, состоит в преобразовании «требований» и «поддержки» населения 
в «решения» и «действия» власти. Модель (в упрощенном виде) имеет 
следующее вербально-визуальное представление: 

Кстати сказать, это типичный «черный ящик»: процесс конверсии 

«входов» в «выходы» от нас скрыт. 

Концептуальная модель может быть конечным продуктом иссле­

дования, а может быть промежуточным шагом на пути от предвари­
тельного описания объекта к его формализованной модели.  Ф о р м а ­
л и з о в а н н а я  м о д е л ь описывает объект, связи его компонентов 

на языке математики и формальной логики. Имея формализованную 
модель, можно количественно оценить эффекты взаимодействия 
факторов, структуру объекта и т.д. 

В общем случае следует стремиться к построению формализован­

ных моделей, так как они значительно более информативны и прак­

тически полезны по сравнению с моделями содержательными. В то 
же время многие объекты политического анализа крайне сложны, а их 

компоненты и связи плохо поддаются формализации. Поэтому неред-

' Плотинский, Ю. М.

 Модели социальных процессов. С. 90. 


background image

722 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

ко исследователи политических систем и процессов вынуждены оста­
новиться на стадии концептуального моделирования. 

Процесс разработки концептуальной модели и ее последующую 

формализацию можно проиллюстрировать на примере «экологичес­
кого подхода» к анализу политических рисков, разработанного 
Г. Кнудсеном

1

. Под политическим риском в данном подходе понима­

ется риск экспроприации предприятий, принадлежащих иностран­
ному капиталу, в результате революционных изменений в политиче­
ской системе. В основе модели лежит теория социальных революций 

Д. Дэвиса и Т. Гурра, согласно которой высокая степень «националь­

ной фрустрации» будет существовать в обществе, где отмечается раз­

рыв между ожиданиями людей и их благосостоянием. Когда страна 

достигает высшей степени национальной фрустрации, она находится 

на пороге социально-политического кризиса (революции, переворо­

та и т.п.). 

Таким образом, концептуальная модель Кнудсена может быть в 

общем виде сформулирована в четырех тезисах: 

• Риск  э к с п р о п р и а ц и и предприятий, принадлежащих иностран­

ному бизнесу в стране

 N,

 обусловлен уровнем «национальной фрус­

трации». 

• Уровень национальной фрустрации обусловлен отношением 

между ожиданиями и фактическим благосостоянием населения. 

• Чем больше отношение (т.е. чем сильнее разрыв) между ожида­

ниями и благосостоянием населения, тем выше вероятность револю­
ции и, соответственно, — политический риск. 

• Чем меньше отношение (слабее разрыв) между ожиданиями и 

благосостоянием населения, тем ниже вероятность революции и, со­
ответственно, — политический риск. 

Построение формализованной модели начинается с эмпиричес­

кой операционализации двух ключевых переменных — «ожидания» 

(А)

 и «благосостояние» (

W).

 Уровень благосостояния операционали-

зирован традиционными социально-экономическими индикаторами, 
такими, как показатели детской смертности, развитость водопровод­
ных сетей, ВВП на душу населения (процентная динамика), общий 
объем инвестиций в процентах от ВВП и др. Гораздо менее тривиаль­
ны операциональные определения для переменной «уровень ожида­

ний», использующие такие показатели, как уровень грамотности, ко­

личество выпускаемых газет на 1000 человек, распространенность 

См.:

 Knudsen, Н.

 Explaining the National Propensity to Expropriate: An Ecological 

Approach // Journal of International Business Studies. Spring 1974. P. 53—55. 

7.2. Содержательные и формализованные модели 

223 

радио и ТВ на 1000 человек, относительный уровень урбанизации, 
распространенность профсоюзов. 

На следующем этапе необходимо определить процедуру измере­

ния значений (индексов) переменных

 А

 и

 W.

 Это непростая задача, 

так как переменные являются компонентными — их значения состав­
ляются из значений переменных-индикаторов. Здесь нужна специ­
альная, хорошо продуманная методика: механическое сложение «во­
допроводов» и «врачей» явно ничего не даст. 

Далее нужно определить формулу для вычисления отношения

 (F) 

между переменными

 А

 и

 W.

 Простейший вариант:

 F = A— W

 («ожида­

ния» минус «благосостояние»; величина будет почти всегда положи­

тельная, так как ожидания обычно превышают фактическое благосо­

стояние). В реальном исследовании метрика будет зависеть от того, на 
каком уровне измерены переменные. 

Следующей задачей будет определение «порогового» значения от­

ношения между переменными «благосостояние» и «ожидания», т.е. 
при каком значении

 F

 уровень национальной фрустрации достигает 

кризисного (революционного) состояния. Это также сложная задача, 
предполагающая анализ большого числа политических кризисов в 
разных странах. В конечном счете мы получим функцию, отражаю­
щую связь между национальной фрустрацией и «разрывом» между 
ожиданиями и благосостоянием. Предположительно это будет логис­
тическая  ф у н к ц и я вида

 у = х + ах (М - х),

 где

 х —

 отношение между 

благосостоянием и ожиданиями,

 у

 — уровень национальной фрустра­

ции,

 а

 и

 М—

 константы. 

Последний пример показателен еще с одной точки зрения. На гра­

фике четко видно, что связь между переменными носит нелинейный 
характер, как в очень многих моделях, конструируемых для нужд по­
литического анализа. 


background image

224 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

7.3. Линейные и нелинейные модели 

Л и н е й н о й  ф о р м а л и з о в а н н о й  м о д е л ь ю будет являться 
такая модель, где связи между факторными («входными») и зависи­

мыми («выходными») переменными может быть описана прямой ли­
нией. 

В линейном моделировании очень широкое распространение по­

лучил уже знакомый нам статистический метод —

 множественный ре­

грессионный анализ.

 Это обусловлено тем, что формула множествен­

ной регрессии: 

у = b

1

x

1

 + b

1

x

2

 + ...+b

p

x

p

+а 

изначально содержит в себе ключевые модельные составляющие: 
«входы» (значения независимых переменных) и «выход» (значение за­
висимой переменной). Имея рассчитанные константы

 b, а

 и значения 

входных переменных

 х,

 можно вычислить значения выходной пере­

менной

 у.

 Кроме того, статистика множественного регрессионного 

анализа содержит в себе показатели, позволяющие оценить качество 
модели, ее соответствие реальным данным. 

Особенно широкое распространение регрессионное моделирова­

ние получило в электоральных исследованиях, прежде всего в США. 
Концептуальной основой многих подобных исследований стала тео­

рия рационального выбора. В соответствии с постулатами этой тео­
рии избиратель в процессе электорального участия стремится к мак­
симизации личных (шире или уже понимаемых) выгод. К примеру, 
если избиратель считает, что в период правления президента

 N

 благо­

состояние его самого, его семьи или более широкой социальной груп­
пы, к которой он принадлежит, выросло, — он окажет поддержку дей­
ствующему президенту. Если же избиратель оценивает динамику 
своего благосостояния в этот период отрицательно, предпочтение бу­

дет отдано кандидату оппозиции. 

Таким образом, зависимой переменной («выходом» регрессион­

ной модели) становится процент голосов, который наберет

 инкумбент 

(incumbent). В американской традиции инкумбентом называют лицо, 

уже находящееся у власти и стремящееся сохранить свои позиции по 
результатам выборов, например быть избранным на второй прези­

дентский срок. Одна или несколько независимых переменных будут 

отражать изменения в общественном благосостоянии в период прав­

ления инкумбента. Это может быть, например, изменение объема 
расходов администрации на социальные нужды или изменение в доле 
валового внутреннего продукта на душу населения. Другие независи-

7.3.  Л и н е й н ы е и нелинейные модели 

225 

мые переменные будут непосредственно связаны с избирательным 
процессом, например уровень рейтинга (электоральной поддержки) 
инкумбента. Константа и регрессионные коэффициенты рассчитыва­
ются на эмпирическом материале предшествующих кампаний. 

В результате мы получаем модель, учитывающую совокупное вли­

яние нескольких факторов на зависимую переменную, и можем пред­
сказать — с определенной доли точности — уровень электоральной 

поддержки, который будет оказан действующему президенту. 

При всем удобстве работы с  л и н е й н ы м и моделями они далеко не 

всегда корректно описывают  о т н о ш е н и я между политическими яв­
лениями. Все большую роль в политическом анализе и прогнозиро­
вании играют модели,  ф и к с и р у ю щ и е  н е л и н е й н ы е связи между пе­
р е м е н н ы м и .  О д и н из  х а р а к т е р н ы х  п р и м е р о в —  и с с л е д о в а н и е 
известного политолога  С М . Липсета

1

,  п о с в я щ е н н о е влиянию бла­

госостояния граждан на уровень демократии в стране. 

Изначально Липсет исходил из предположения о наличии прямой 

линейной связи между благосостоянием (ВВП на душу населения в 
долларах США) и уровнем демократии. Однако результаты эмпириче­

ских исследований показали, что в реальности связь не является 
линейной. Так, при ВВП  н а д у ш у населения от 1500 до 3500 долл. воз­
можны снижение уровня демократии и рост авторитарных тенден­
ций. При достижении рассматриваемым показателем планки 5000— 

5500 долл., характерной для развитых стран, уровень демократии 
стабилизируется (точка • на графике). Следует помнить, что с момен­
та разработки модели прошло значительное время, и сделать поправ­
ку на уровень  и н ф л я ц и и . 

' С м . :

 Липсет, СМ.

  С р а в н и т е л ь н ы й анализ социальных условий, необходимых 

для становления  д е м о к р а т и и // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3. 

С.  5 - 3 4 . 

15-3863 


background image

226 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

Н е л и н е й н ы е  м о д е л и практически незаменимы при анали­

зе политических процессов, их развития во времени. Это связано с 
тем, что  д и н а м и к а политического процесса почти всегда нелинейна. 

Действительно, сложно представить себе бесконечный рост кон­

фронтации между двумя государствами: рано или поздно  к о н ф л и к т 
получит военное или мирное разрешение либо напряженность ста­
билизируется на каком-то уровне. Не менее сложно представить 
бесконечно растущий или падающий рейтинг популярности поли­

тического лидера. 

В данном контексте полезно будет ознакомиться с еще одной мо­

делью, демонстрирующей динамику связи между политическими 
ориентациями граждан и экономической ситуацией в стране. Этой 
теме посвящено, в частности, исследование Р. Стивенсона, опубли­
кованное в 2001 г.

1

 Основная его гипотеза была сформулирована 

следующим образом: в странах развитой демократии при росте эко­
н о м и к и «усредненные» политические преференции граждан (aggre­

gate policy preferences) сдвигаются влево, при  э к о н о м и ч е с к о м спа­
де — вправо. 

Необходимо пояснить, что понимается под «левыми» и «правыми» 

взглядами в современной Северной Америке и Западной Европе. Ста­

тистический  а н а л и з результатов социологических исследований 

(в частности, исследования Дж. Стимсона

2

) показал, что в странах 

стабильной демократии существуют четкие корреляции между оцен­
ками граждан таких позиций, как: 

•требуемый уровень государственных расходов на образование, 

здравоохранение, охрану окружающей среды, оборону; 

• значимость роли государства в защите прав человека; 
• значимость роли государства в обеспечении экономической бе­

зопасности. 

Факторный анализ выявил для данных переменных латентный 

фактор с объяснительной силой  7 1 % вариации. Стимсон назвал его 
«политическим настроем» населения (policy mood). На одном полюсе 
этого фактора — «левая» позиция, предполагающая активное участие 
государства в решении названных проблем, на другом — правая, кон­
сервативная позиция, предполагающая ограничение государственно­
го участия. 

1

 См.:

 Stevenson, R.

 72. The Economy and Policy Mood: A Fundamental Dynamic of 

Democratic Politics? // American Journal of Political Science. Vol. 45. № 3 (Jul. 2001). 

2

 См.:

 Stimson, J. A.

 Public Opinion in America: Moods, Cycles and Swings. Boulder, 

1998. 

7.3. Линейные и нелинейные модели 

227 

Логика гипотезы лежит в русле уже обсуждавшейся нами теории 

рационального выбора и базируется на аналогии с потребительским 
выбором. Так, потребитель приобретает набор товаров, максимально 
соответствующий его потребностям, — в рамках ограничений, свя­
занных с уровнем его дохода. При изменении доходов потребитель 
может изменить набор приобретаемых товаров. Если предположить, 
что гражданин рационально выбирает из политических альтернатив 

(левая или правая государственная политика), он выберет ту, которая 
соответствует бюджету, но уже не личному или семейному, а государ­
ственному. Левая политика «стоит» государственному бюджету значи­

тельно дороже, чем правая, так как предполагает активное финансо­
вое участие государства в  р е ш е н и и широкого круга проблем. 

Соответственно, «дорогая» левая политика будет чаще приветство­
ваться в те периоды, когда она государству «по средствам», т.е. в пери­
оды экономического роста. И наоборот, предпочтения будут чаще от­

даваться консервативному курсу в периоды спада. 

Для получения более достоверных результатов были выбраны две 

различные меры идентификации граждан в «лево-правом контину­
уме». Одна мера базировалась на самооценках респондентов, которым 
предлагалось самим определить свое «место» в 10-балльной шкале 

«левые — правые» (такие опросы проводятся в странах Европейского 
союза и  С Ш А с 1970-х гг.). 

Другая мера базировалась на соотнесении результатов голосова­

ний с  п о з и ц и я м и политических партий. Шкала строилась в три шага. 
Сначала определялось «место» политических партий в лево-правом 
континууме (шкала от 0 до 100) по результатам контент-анализа их 
предвыборных материалов. Затем для каждой партии определялся 
«свой» интервал (ниша) на этой же шкале, исходя из позиций бли­
жайших партий-соперников «слева» и «справа». Наконец, осуществ­

лялось соотнесение доли избирателей, проголосовавших за политиче­

скую партию, с ее нишей в лево-правом пространстве. 

Например, имеются три партии

 А, Б и В. Их

 позиции на 100-балльной 

лево-правой шкале соответственно равны 40, 50 и 60. Партия

 А

 занимает 

на этой шкале нишу от 35 до 45,

 Б —

 от 45 до 55,

 В —

 от 55 до 65. За пар­

тию

 А

 на выборах подано 20% голосов, следовательно, 20% избирателей 

могут быть позиционированы на лево-правой шкале в интервале 35 — 45. 

Та же схема рассуждений для других партий и их электората. 

15-


background image

228 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

Для оценки состояния экономики были использованы показатели 

безработицы, инфляции, экономического роста. В соответствии с гипо­

тезой исследования предполагалось, что увеличение показателей безра­
ботицы и инфляции и уменьшение показателя экономического роста бу­
дут приводить к правому смещению позиционирования в лево-правом 
пространстве. Напротив, уменьшение безработицы и инфляции в соче­
тании с увеличением экономического роста должно иметь следствием 
смещение влево. Разумеется, все смещения должны наступать с некото­

рым временным запозданием, так как политические предпочтения насе­

ления в стабильных демократиях обладают существенной инерцией. 

Ниже приводится графическое представление модели. Пунктиром 

обозначена динамика «политического настроя», измеренного социоло­
гическими опросами. Сплошная линия обозначает прогноз модели, ос­
нованный на данных самооценки респондентов. Прерывистая линия — 
прогноз модели, основанный на электоральных предпочтениях. По оси 

X отложено время, по оси

 Y—

 шкала «политического настроя»

1

Как видно, динамика реального процесса и прогнозы модели в 

значительной мере совпадают. 

7.4. Структурное моделирование 

В отдельную группу можно выделить модели, описывающие

 струк­

туру — совокупность устойчивых связей между элементами некото­

рой системы. 

См.:

 Stevenson, R. Т.

 Op. cit. Р. 631. 

7.4. Структурное моделирование 

229 

В качестве примера структурного моделирования рассмотрим по­

строение модели «Партии в пространстве политических ориентации». 
Методология создания такой модели разработана В.А. Леванским

1

 и 

изложена в сборнике «Компьютерное моделирование социально-по­

литических процессов» под редакцией О.Ф. Шаброва (М., 1994). 

Объектом моделирования является партийная система, ее элемен­

тами — политические партии. Структура элементов задается набором 

политических ориентаций —

 дескрипторов,

 описывающих позицию 

партии по тому или иному идеологически значимому вопросу. Каждый 

дескриптор (ориентация) имеет вид N-балльной шкалы, каждая пар­
тия получает шкальную оценку по всем дескрипторам. С помощью ме­
тодов компьютерного анализа можно выявить структуру партий в мно­

гомерном пространстве политических ориентаций — дескрипторов. 

Разберем этот алгоритм более подробно на конкретном примере. 
На стадии построения содержательной модели имеются две клю­

чевые задачи: 

1) отбор элементов модели (какие политические партии будут в нее 

включены?); 

2) отбор политических ориентаций — дескрипторов (какие при­

знаки в наилучшей степени характеризуют идеологические различия 
между партиями?). 

Первая задача может решаться сплошным или выборочным методом: 

в модель могут быть включены все зарегистрированные политические 
партии (в некоторых случаях и несистемные, «подпольные» политичес­
кие организации) либо мы выбираем только часть партий в соответствии 
с определенным критерием, например по представленности партии в 
парламенте (отбираются только парламентские партии) или результатам 
последних парламентских выборов (например, будут отобраны партии, 
получившие более 1% голосов избирателей). 

Вторая задача сложнее. К дескрипторам предъявляются по меньшей 

мере три требования. Во-первых, они должны быть идеологически зна­
чимыми. Так, отношение партии к проблеме государственного регулиро­
вания экономики является, безусловно, значимым с точки зрения ее об­
щей политической ориентации, а вот отношение к развитию 
велосипедного спорта в конкретном регионе страны — вряд ли. Во-вто­
рых, дескрипторы должны обладать различающей способностью: оцен­
ки хотя бы части отобранных политических партий по шкале данного де­
скриптора должны существенно отличаться от оценок других партий. 

1

 См.:

 Леванский, В. А.

  М о д е л и р о в а н и е в социально-правовых исследованиях. 

М., 1986.