Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2497

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

210 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

центрироваться. В противном случае велик риск, что сеанс генерации 
как бы «разбежится по разным рельсам»: одна часть группы будет об­

суждать один аспект проблемы, другая — другой, и процедура будет 
неэффективной. 

Следующая важная задача группы аналитиков —

 определить со­

став группы генераторов.

 В методе мозгового штурма эта задача реша­

ется в соответствии с весьма специфичными правилами. 

Во-первых, жесткие ограничения накладываются на численность 

экспертов (генераторов). Оптимальным считается сеанс генерации, в 
котором принимают участие от пяти до двенадцати человек, но стро­
го не более пятнадцати. Данное правило сформулировано на основе 
закономерностей, выявленных социальной психологией относитель­
но малых групп: если количество членов группы существенно превы­
шает двенадцать человек, она разбивается на несколько малых групп. 
В ситуации совместной генерации идей дробление группы на части 

будет препятствовать созданию кумулятивного эффекта коллектив­
ного творчества группы. 

Во-вторых, в свойственном брейнстормингу подходе есть особое 

понимание требований, которые предъявляются к участникам сеанса 
генерации. Если в традиционных экспертных методах и в методе 

Дельфи эксперт — это человек, владеющий информацией по данной 

проблеме, то в мозговом штурме быть специалистом по рассматрива­
емому вопросу не только не обязательно, но и — во многих случаях — 

даже нежелательно. Основная функция эксперта в процессе генера­
ц и и идей — выдвижение новых подходов, нестандартных предложе­
н и й ; у специалиста же зачастую присутствуют своеобразная «профес­
сиональная зашоренность», элементы традиционности мышления, 
соответствующие сложившимся в данной предметной области сте­
реотипам. Поэтому к участию в сеансе генерации часто привлекают 

людей, представляющих смежные или даже принципиально другие 

профессии и области знания. Такой подход обеспечивает не только 
ослабление традиционности мышления, но и возможность использо­
вать результаты, достигнутые в других сферах общественной жизни. 
Бывают случаи привлечения к сеансу генерации детей, чье мышление 
максимально свободно от стереотипов. 

Квинтэссенцию подхода, который используется в методе мозгово­

го штурма, в какой-то мере отражает следующая история. 

Во время Второй мировой войны английский флот нес большие поте­

ри от немецких торпед. Научные институты не смогли предложить эф­
фективные средства защиты. Тогда в штабе собрали представителей всех 

6.2. Метод мозгового штурма 

211 

отделов, служб и основных специальностей. Каждый должен был выска­
зать любое предложение. Присутствующий синоптик высказал абсурд­
ную мысль: при торпедной атаке собрать всех на один борт и дуть на во­

ду. Образующееся при этом вихревое (турбулентное) движение воды 
будет отгонять торпеду. Находящийся там же  ф и з и к подхватил идею, ска­
зав, что создание такого движения логично поручить машине. Участник 
совещания — электротехник предложил сконструировать электроаппа­
рат, создающий вихревое поле. Через несколько недель аппарат был 
сконструирован

1

Другой классический пример связан с физикой полупроводников: 

существовала проблема припайки золотых проволочек — очень тон­
ких и тут же сгоравших. Присутствовавший на мозговой атаке дантист 
предложил метод вдавливания, применяемый в зубопротезном деле, и 
проблема была решена. 

Группа генераторов должна по возможности состоять из людей, 

занимающих примерно одинаковое служебное и общественное поло­
жение. Весьма желательна также высокая коммуникабельность чле­
нов группы. Эти предпочтения обусловлены задачей обеспечения 
комфортной психологической атмосферы сеанса генерации. Нако­
нец, члены группы не должны быть лично заинтересованы в опреде­
ленном варианте  р е ш е н и я проблемы — и уже тем более в отсутствии 
ее решения. 

На подготовительной стадии мозгового штурма осуществляется 

материально-техническое обеспечение сеанса генерации идей.

 Эта рабо­

та во многом аналогична подготовке к проведению фокус-группы: 

• необходимо отдельное помещение, в котором участники генера­

ции чувствовали бы себя комфортно; 

• организация пространства этого помещения должна способство­

вать созданию атмосферы психологической раскрепощенности, сво­
бодной коммуникации участников сеанса. В частности, как и при 
проведении фокус-группы, стулья (кресла) расставляются кругом или 
полукругом; 

• обязательной является дословная фиксация всех высказываний. 

Соответственно, необходимо иметь звукозаписывающую аппаратуру, 
как правило диктофон. 

В отличие от фокус-групп, для проведения сеанса генерации идей 

не требуются одностороннее зеркало и видеокамера. В брейнстор-

1

 Белявский, А. В., Лисичкин, В. А.

 Тайны предвидения: прогностика и будущее. М., 

1977. С. 7. 

14' 


background image

212 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

минге не важны мимика и пантомимика; важно то, что говорится 
экспертами. 

Остановимся  н а особенностях  с е а н с а  г е н е р а ц и и  и д е й . 

Им руководит ведущий, называемый также модератором или медиа­

тором, который является единственным представителем аналитичес­
кой группы в рамках данного этапа работы. Модератор выполняет 
следующие  ф у н к ц и и : 

•следит за соблюдением участниками сеанса основных правил, 

ключевым из которых является запрет на критику высказываемых 
суждений; 

• устанавливает регламент и контролирует его исполнение. Несмо­

тря на то что процедура сеанса генерации должна быть минимально 
«заорганизованной», регламент все же необходим. Прежде всего лими­
тирована должна быть продолжительность высказываний генераторов: 
обычно не более минуты на одну реплику. Этого достаточно, так как 
сеанс генерации не предполагает формулирования сколько-нибудь 

развернутой аргументации высказываемых идей. Пространные вы­
ступления одного или нескольких участников с высокой вероятностью 
приведут к тому, что другие генераторы утратят включенность в про­
цесс дискуссии; 

• следит за тем, чтобы дискуссия развивалась в рамках проблемно­

го поля, заданного проблемной запиской и ключевым вопросом сеан­
са (последний должен быть перед глазами участников; например, его 
можно крупно написать на доске или на бумаге). Для вопросов, свя­
занных с политикой, риск отхода от проблемного поля особенно ве­

лик. Нередко от решения конкретной проблемы группа переходит к 

обсуждению общих политических вопросов. Кроме прочего, это чре­
вато возникновением конфликтных ситуаций, связанных с неизбеж­
но различными политическими ориентациями участников сеанса ге­
нерации; 

• не допускает «зацикленности» группы на одной конкретной 

идее. Важно количество и разнообразие высказанных мнений; долж­
но быть как можно больше идей, ибо, согласно главной методологи­

ческой предпосылке брейнсторминга, вероятность появления дейст­
вительно ценной идеи прямо пропорциональна их общему числу; 

•способствует созданию атмосферы свободного общения. Так, 

модератор должен пытаться поддерживать и развивать любую выска­
занную идею независимо от того, насколько уместной и ценной она 
представляется ему на данный момент; 

• принимает решение об окончании сеанса генерации идей, кото­

рый не имеет фиксированной продолжительности. Сеанс заканчивает-

6.2. Метод мозгового штурма 

213 

ся тогда, когда его полезность очевидно исчерпана — этот момент и 

должен почувствовать модератор. В среднем сеанс генерации длится 

около 40 минут. Первые примерно 20 минут уходят на «разогрев», до­
стижение состояния включенности группы в решение предложенной 
проблемы. В успешном сеансе генерации следующие 10 минут проис­
ходит так называемая «лавина идей», когда разнообразные предложе­
ния «сплошным потоком» продуцируются членами группы. В этот мо­
мент сеанс генерации достигает своего пика: как правило, именно тогда 
высказываются наиболее полезные идеи. Условием возникновения 
«лавины идей» является эффективное коллективное взаимодействие: 
мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; 
генераторы идей должны как бы «раскачивать» друг друга. Собственно, 
интегральная задача модератора как раз и заключается в том, чтобы 
привести группу к состоянию «лавины идей». 

Разумеется, модератор должен быть целиком беспристрастен, он 

ни в коем случае не должен пытаться навязывать участникам группы 
тот или иной взгляд на решаемую проблему. 

Еще примерно в течение 10 минут происходит спад «коллективно­

го творческого напряжения». Количество высказываемых предложе­
ний сокращается, начинается повторение сказанного ранее, и моде­
ратор принимает решение о прекращении сеанса. 

Результатом сеанса генерации является перечень предложений по 

решению поставленной проблемы, который формируется на основе 
расшифровки  д и к т о ф о н н о й записи сеанса. При расшифровке ни од­

на идея не исключается, даже если производящему расшифровку со­

труднику кажется, что то или иное высказанное предложение други­

ми словами повторяет  с к а з а н н о е ранее. В целом  в а ж н е й ш и м 
правилом анализа в рамках метода мозгового штурма является береж­
ное отношение к результатам творческой работы группы генераторов, 
начиная с подготовки перечня предложенных идей и вплоть до фор­
мулирования итогового заключения. 

Н а первом этапе  а н а л и т и ч е с к о й  р а б о т ы осуществляется 

классификация всех высказанных идей.

  О н и группируются в соответст­

вии с некими содержательными  п р и н ц и п а м и , которые в каждом кон­
кретном случае будут зависеть от  с п е ц и ф и к и решаемой проблемы. 

Этап классификации отнюдь не является сугубо формальным. За­

дача аналитика — в процессе группировки идей разглядеть некие об­

щие подходы, которые лежат за разнообразными формулировками. 
Зачастую именно общие подходы, а не конкретные предложения ло­
жатся в основу разработки принципиально нового видения путей ре­
шения проблемы. 


background image

214 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

Второй этап — собственно отбор наиболее полезных идей для по­

следующей углубленной разработки. На данном этапе в полной ме­

ре действует  п р и н ц и п бережливости по отношению к высказанным 
предложениям. Важная особенность этой работы заключается в том, 
что аналитики не выбирают из перечня самое ценное, а, наоборот, 
постепенно отказываются от  я в н о бесполезного. Так, сначала отвер­
гаются идеи, которые уже рассматривались и несостоятельность ко­

торых была доказана; затем — очевидно практически не реализуе­
мые и т.д. В каждом случае аналитик должен понимать, что решение 
о «вычеркивании» той или  и н о й идеи является чрезвычайно ответст­
венным и должно приниматься как бы «неохотно».  К а к и в случае с 
классификацией идей, важно стремиться не столько понять идею 

буквально, сколько увидеть некий общий подход, который кроется 
за конкретным (нередко кажущимся абсурдным) предложением. 

Так, в якобы абсурдном предложении «дуть на воду, чтобы отогнать 
торпеду» сумели разглядеть вполне рациональный и практически 
реализуемый  п р и н ц и п создания вихревого поля. 

Третий этап — формирование списка идей и подходов, признан­

ных ценными, и их синтез. Как бы конкретно ни была поставлена 
проблема, высказанные предложения могут отражать разные аспекты 
ее решения. В некоторых случаях наибольший интерес может пред­

ставлять именно комплекс решений, действий или подходов, а не 
каждый из них в отдельности. 

Выделяются следующие модификации (разновидности) традици­

онного метода мозгового штурма: 

• чередование пятиминутных мозговых штурмов с обдумыванием 

его результатов; 

• чередование кратких (по  5 - 1 0 минут) периодов генерирования 

идей, дискуссии и группового принятия решений по частным аспектам 

решаемой проблемы с общей длительностью до 2 часов; 

• последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуж­

дения (без резкой критики, но с оценками и дополнениями) и заклю­
чительный этап принятия решения. 

Кроме того, существует особая разновидность брейнсторминга, 

именуемая

 деструктивным мозговым штурмом

 (иногда —

 критическим 

разносом).

 Его задача и, соответственно, комплекс основных правил 

по существу противоположны традиционному брейнстормингу. Объ­

ектом экспертизы является уже подготовленный документ, содержа­
щий тот или иной способ решения определенной проблемы. Проце­

дура генерации представляет собой выдвижение группой критических 

суждений относительно содержания документа, причем «защищать» 

Литература 

215 

его положения не разрешается. Иногда полезно применять деструк­
тивный брейнсторминг в сочетании с традиционным: критическому 
штурму подвергается продукт аналитической группы, основанный на 
классической генерации идей. 

Интерес представляет и такая модификация метода мозгового 

штурма, как

 операциональное творчество.

 Особенность этой методи­

ки состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса 
генерации знают  и с т и н н ы й характер рассматриваемой проблемы, а 
группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (на­
пример, из  ж и з н и на другой планете), что является дополнительной 

мерой ослабления традиционности  м ы ш л е н и я . Метод операцио­
нального творчества оказался особо востребованным в тех сферах, 
где сильны ограничения, связанные с секретностью разработок 
(ВПК, стратегическое военное планирование, национальная безо­
пасность и т.д.). 

Контрольные вопросы и задания 

1. С чем была связана необходимость разработки инновационных методов 

экспертных оценок в послевоенный период? Каковы недостатки традицион­
ного совещания как метода формулирования коллективных решений? 

2. Назовите основные принципы метода Дельфи. Каким образом его ис­

пользование позволяет преодолеть недостатки традиционного совещания? 

3. Что такое «принцип управляемой обратной связи» и как он практичес­

ки реализуется в алгоритме Дельфи? 

4. Дайте характеристику статистической обработки экспертных оценок в 

методе Дельфи. 

5. Назовите принципиальные особенности метода мозгового штурма. Для 

решения каких задач он наиболее эффективен? 

6. Охарактеризуйте функции модератора во время сеанса генерации идей. 
7. В чем особенности аналитической обработки экспертных оценок в брейн-

сторминге? 

Литература 

Белявский, А. В., Лисичкин, В. А.

 Тайны предвидения: прогностика и бу­

дущее. М., 1977. 

Бешелев, С. Д., Гурвич, Ф. Г.

 Экспертные оценки. М., 2001. 

Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977. 

Доброе, Г. М., Ершов, Ю. В., Левин, Е. И., Смирнов, Л. П.

 Экспертные 

оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, 1997. 


background image

216 

Глава 6. Экспертные методы в политическом анализе и прогнозировании 

Евланов, Л. Г., Кутузов, В. А.

 Экспертные оценки в управлении. М., 1978. 

Кокошин, А. А.

 Прогнозирование и политика: методология, организация 

и использование прогнозирования международных отношений во внешней 
политике США. М., 1975. 

Тихомиров, Ю.А.

 Управленческое решение. М., 1996. 

Хелмер, О.

 Анализ будущего: метод Дельфи//Научно-техническое прогно­

зирование для промышленности и правительственных учреждений. М., 1972. 

Янч,

 Э.

 Прогнозирование научно-технического прогресса. М, 1974. 

ГЛАВА 7 

Моделирование в политическом анализе 
и прогнозировании 

7.1. Понятие «модель» 

В научной литературе существует множество определений понятия 
«модель». В наиболее общем виде модель определяется как «отражение 

действительности в виде совокупности определенных символов, зна­

ков, суждений»

1

, «наглядный образ объекта, отражающий его черты и 

характеристики», «теория, описывающая структуру и внутреннее вза­
имодействие в системе»

2

. Н.Н. Моисеев определяет модель как носи­

тель знания, информации о моделируемом объекте: «Под моделью мы 
будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несу­
щее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете 

(явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства»

3

Более детализированные определения характеризуют модель как 

«искусственный или естественный объект (представляющий собой 
вещественный агрегат или знаковую систему), находящийся в неко­

тором объективном соответствии с исследуемым объектом, способ­
ный его замещать на определенных этапах познания, дающий в про­
цессе исследования некоторую допускающую опытную проверку 
и н ф о р м а ц и ю , переводимую по установленным правилам в информа­
цию о самом исследуемом объекте»

4

; упрощенную имитацию первич­

ной системы, «воспроизводящую  л и ш ь самые необходимые элементы 

1

 Гаврилец, Ю. Н., Левада, Ю.А., Шубкин, В. Н.

 Проблемы использования коли­

чественных методов в социологии //  М о д е л и р о в а н и е социальных процессов. М., 1970. 
С. 23. 

2

 Форрестер, Дж.

  Д и н а м и к а развития города. М., 1974. 

3

 Моисеев, Н. Н.

 Математика в социальных науках // Математические методы в со­

циологическом исследовании. М., 1981. С. 166. 

4

  М о д е л и р о в а н и е процессов глобального развития. М., 1979. Вып. 8. С. 18. 


background image

218 

Глава 7. Моделирование в политическом анализе и прогнозировании 

и отношения, от которых в первую очередь зависят формирование и 
сохранение системного качества, достижение цели»

1

Таким образом,

 модель — это самостоятельный объект, состоя­

щий из вещественных компонентов (материальная модель) или знаков 
(идеальная модель). 

Отношение модели к изучаемому объекту характеризуется: 

• упрощением, отказом от тех элементов, свойств, связей, которые 

не являются важными с точки зрения целей и задач исследования. 

Так, строя модель электорального поведения определенной социаль­
ной группы, мы не будем учитывать те ее характеристики, которые не 
влияют на результаты голосования. К примеру, нас не будет интересо­
вать доминирующий цвет одежды или среднее артериальное давление 

представителей данной группы; 

• способностью имитировать, воспроизводить реальный объект с 

точки зрения его свойств и отношений, существенных для исследова­
ния. Степень объективного соответствия модели оригиналу должна 
поддаваться эмпирической проверке. 

Вследствие сказанного выше модель обладает способностью заме­

щать реальный объект в процессе исследования. Построив модель и 
убедившись в ее адекватности, мы сосредоточиваемся на исследовании 

самой модели, перенося полученные результаты на исходный объект 
(так называемый принцип экстраполяции модельной информации). 

Способность к замещению объекта исследования обеспечивает од­

но из ключевых познавательных достоинств моделей — возможность 

постановки эксперимента. Меняя определенные свойства или параме­
тры модели, мы можем оценить результат изменений, как если бы они 
происходили в реальной действительности. Данное свойство приобре­

тает особое, исключительное значение в общественных науках, где по­
становка эксперимента весьма затруднена. В политической же науке, 
которая имеет дело в основном с поведением больших групп людей, 
экспериментирование на моделях является нередко вообще единст­
венно возможным способом постановки эксперимента. 

Сложные модели обладают свойством целостного представления 

изучаемого объекта. Чтобы пояснить это свойство, обратимся к ос­
новным положениям

 системного подхода —

 важнейшим в методоло­

гическом моделировании. 

Лаконичное и в то же время емкое определение понятия «система» 

было предложено австрийским ученым Л. фон Берталанфи, одним из 

1

  К о м п ь ю т е р н о е моделирование социально-политических процессов /  П о д ред. 

О. Ф. Шаброва. М, 1994. С. 12. 

7.1. Понятие «модель» 

219 

основателей системного подхода. Система определяется им как «со­
вокупность взаимосвязанных элементов». Система должна быть вы­

делена из окружающей среды, которая представляет собой совокуп­

ность естественных и искусственных систем, для которых данная 
система не является функциональной подсистемой

1

. Естественно, 

внешняя среда также оказывает влияние на функционирование сис­
темы, однако интенсивность учитываемых взаимодействий между си­
стемой и внешней средой должна быть сравнительно небольшой по 
сравнению с учетом внутренних взаимодействий системы

2

Краеугольным  к а м н е м системного подхода является  п р и н ц и п 

рассмотрения совокупности взаимосвязанных элементов как некой 
целостности, обладающей рядом свойств, невыводимых из свойств 
составляющих ее элементов (так называемое «системное качест­
во»). Соответственно, модель системы (а такая модель, в свою оче­

редь, будет системой,  у п р о щ е н н о й по сравнению с оригиналом) 
также должна отражать  э ф ф е к т ы комплексного взаимодействия ее 
элементов. 

Проиллюстрируем это на примере модели революций в странах 

«третьего мира», предложенную Т.  С к о к п о л

3

. По  м н е н и ю исследо­

вателя, вероятность революции в этих государствах определяется 
взаимодействием трех ключевых факторов: степенью вовлеченнос­
ти в систему управления  с о ц и а л ь н о мобилизованных групп (С); сте­

пенью «проницаемости» страны (наличием труднодоступных тер­
риторий, отсутствием развитой  т р а н с п о р т н о й сети)

 (Р);

 степенью 

бюрократизации государственной администрации и армии

 (В).

 Не­

сколько упрощая модель,  п р е д п о л о ж и м , что каждый фактор может 

принимать всего два  з н а ч е н и я : «низкая степень выраженности» и 
«высокая степень выраженности». Таким образом, получим шесть 
состояний  ф а к т о р о в : 

Ф а к т о р 

«Низкая степень 

выраженности» 

«Высокая степень 

выраженности» 

С

 (вовлеченность) 

С

C

Р

  ( п р о н и ц а е м о с т ь ) 

P

P

В

  ( б ю р о к р а т и з а ц и я ) 

B

B

1

 См.:

 Горелова, В. Л., Мельникова, Е. Н.

  О с н о в ы прогнозирования систем. М, 

1986. С. 25. 

2

 См.:

 Бешелев, С. Д., Гурвич, Ф. Г.

  Э к с п е р т н ы е  о ц е н к и . М., 1973. С. 49. 

3

 Skocpol, Т.

 Social Revolution in the  M o d e r n World. N.Y., 1994. (Приводится по:

 Пло-

тинский, Ю. M.

 Модели социальных процессов : учеб. пособие для высших учебных 

заведений. М., 2001.)