Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9010

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

реализации,  означает,   что   само   по   себе   обоснование   налоговым   органом   отсутствия   права   на

определенную сумму вычетов не приводит  к  автоматическому  образованию  недоимки  на  ту  же  сумму.

Данная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16  января  2007  г. N 10312/06, от 12

февраля 2008 г. N 10015/07. Иными словами, если по итогам некоторого квартала НДС к  возмещению  из

бюджета, по мнению  налогоплательщика,  составлял  10  тыс.  руб.  (налог  с  реализации  -  20  тыс.  руб.,

вычеты - 30 тыс. руб.), а налоговый орган обосновал отсутствие права на вычеты на сумму 6 тыс.  руб.,  то

налог  тем  не  менее  подлежит  возмещению  из  бюджета,  но  уже  на  меньшую  сумму   -   4   тыс.   руб.

Соответственно, налоговый орган не может требовать от плательщика  уплаты  какой-либо  суммы  налога

за этот квартал (в том числе и 6 тыс. руб.) и не может применять пени (санкции) за неуплату налога.

Определенное исключение для ситуации, когда НДС был ошибочно возмещен налогоплательщику  и

по итогам проверки должен быть взыскан в бюджет, следует из п. 8 ст. 101 НК РФ: в случае обнаружения в

ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа,

в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо  в  решении

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения  указанная  сумма

признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком  средств  (в  случае

возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной  к  возмещению

(в случае зачета суммы налога).

В статье    145   НК    РФ    предусмотрена    возможность    для    организаций    и    индивидуальных

предпринимателей при соблюдении определенных критериев освободиться от  исполнения  обязанностей

налогоплательщика НДС. Одно  из  условий  -  за  три  предшествующих  последовательных  календарных

месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила  в  совокупности

2 млн. руб.  В Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября  2012  г.  N  10252/12  разъяснено,  что  по

смыслу п. 1 ст.  145  НК  РФ  институт  освобождения  от  исполнения   обязанностей   налогоплательщика

направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные

обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с  этим  предельный  показатель

выручки, дающий право на применение освобождения  от  исполнения  обязанностей  налогоплательщика,

должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Подробнее данный вопрос впоследствии  рассмотрен  в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от  30

мая  2014  г.  N  33:  при  разрешении  споров,  связанных  с   определением   размера   выручки   в   целях

применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо  исходить  из  того,  что  предусмотренное  данной статьей

освобождение  от   исполнения   обязанностей   налогоплательщика   обусловлено   нецелесообразностью

исчисления  и  администрирования  налога  в  отношении  лиц,  которыми   совершается   незначительный

объем  облагаемых  налогом  операций.  Поэтому  поступления  по  операциям,  не  облагаемым   налогом

(освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.  Также

не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от

исполнения   обязанностей   налогоплательщика   доходы,   полученные   от   совершения    операций    по

реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций

организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Использование    рассматриваемого    освобождения    предполагает    обязательное     уведомление

налогового органа (п. 3 ст. 145 НК РФ). Следует учитывать, что покупатели, которые приобретают товар  у

лица, освобожденного от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вообще  говоря,  не  получат

от него  счет-фактуру  с  выделением  суммы  налога  (п. 5 ст.  168 НК РФ)  и  не  смогут  воспользоваться

вычетом по НДС. Это обстоятельство может сыграть для покупателей  существенную  роль  при  принятии

ими решения о заключении сделки с  таким  продавцом.  Соответственно,  для  налогоплательщика  имеет

смысл использовать освобождение только в том случае, если для  предполагаемых  покупателей  товаров

(работ,  услуг)  будет  непринципиальным  отсутствие  у   них   права   на   вычет   (например,   для   других

налогоплательщиков, использующих  аналогичное  освобождение  или  специальные  налоговые  режимы;

для конечных потребителей - физических лиц).

Достаточно дискуссионной представляется позиция, изложенная  в Постановлении Президиума ВАС

РФ от 24 сентября 2013 г. N 3365/13. По мнению Суда,  условием  для  реализации  права  на  применение

освобождения,     предусмотренного

п. 1  ст.  145  НК   РФ,   является   соответствие   размера   выручки

налогоплательщика   предельному   уровню,   установленному    законом,    а    возможность    применения

освобождения  обусловлена  совершением  налогоплательщиком  операций,  не  имеющих  значения   для

целей взимания  налога  исходя  из  их  несущественного  объема.  Для  случаев,  когда  о  необходимости

уплаты НДС предпринимателю становится известно  по  результатам  мероприятий  налогового  контроля,

проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС не предусмотрен в

НК РФ. Однако  отсутствие  установленного  порядка  не  означает,  что  указанное  право  не  может  быть

реализовано предпринимателем. Из материалов дела следует, что предприниматель не только  применял

ЕНВД, представляя налоговые декларации по этому налогу, но и уплачивал данный  налог,  исполняя  тем


background image

самым обязанности налогоплательщика ЕНВД. Предприниматель  не  признавался  плательщиком  НДС  в

соответствии  с п. 4  ст.  346.26  НК  РФ,  поэтому  инспекция,   установив   неправильную   квалификацию

осуществляемой  им   деятельности,   должна   была   учесть   его   заявление   о   праве   на   применение

освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС,

и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.

Неоднозначность  данной  позиции  заключается,  например,  в  том,  что  не  совсем  понятно,  как  с

правовой  точки  зрения  о  необходимости  уплаты   НДС   предпринимателю   могло   стать   известно   по

результатам мероприятий налогового контроля - об этом ему должно быть известно из  закона,  т.е.  из НК

РФ. Кроме того, не вполне ясно, как можно исполнять обязанности налогоплательщика ЕНВД в отсутствие

этих  обязанностей.  При  этом  в  другом  судебном  акте  -  в Постановлении Президиума  ВАС  РФ  от  17

декабря 2013 г. N 12790/13 отмечается, что ст. 45 НК РФ не предусматривает исполнение обязанности  по

уплате налога лицами, у которых такая обязанность отсутствует.

Основным же  вопросом Постановления Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г.  N  3365/13,  как

представляется, является то, что возможность заявительного освобождения  по п. 1 ст. 145 НК РФ, с точки

зрения ВАС РФ, может иметь место и  по  уже  прошедшему  периоду  времени  (т.е.  с  "обратной  силой"),

несмотря  на  то,  что  такого  права НК  РФ  прямо  не  предусматривает.  Иными  словами,  как   полагает

Президиум,  если  некоторое  лицо   в   прошедшем   периоде   выглядело   как   использующее   право   на

освобождение, то оно вполне может легализовать право на освобождение в данном  периоде  в  судебном

процессе. По данной логике, вполне можно через суд признать лицо, которое соответствующих  заявлений

в налоговый орган не подавало, но в прошедшем  периоде  выглядело  как  использовавшее  специальный

налоговый режим (ЕСХН, УСН, ЕНВД), как действительно использовавшее его.

Тем   не   менее,   итоговое   разъяснение   по   данной   проблеме   впоследствии   сделано    в п. 2

Постановления Пленума  ВАС  РФ  от  30  мая  2014  г.  N  33:  в  силу п. 3  ст.  145  НК  РФ  организации  и

индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение  от  исполнения  обязанностей

налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в  налоговый  орган

по месту своего учета письменное уведомление и  документы,  подтверждающие,  что  объем  полученной

ими  выручки  не  превышает  предельный  размер,   установленный п. 1 ст.  145 НК РФ.  При  толковании

данной  нормы  судам   необходимо   исходить   из   того,   что   по   ее   смыслу   налогоплательщик   лишь

информирует налоговый орган о  своем  намерении  использовать  указанное  право  на  освобождение,  а

последствия  нарушения  срока  уведомления  законом  не  определены.  При  этом  в  силу  закона   такое

уведомление  может  быть  произведено  и  после  начала  применения   освобождения.   Поэтому   лицам,

фактически  использовавшим  в  соответствующих  налоговых   периодах   освобождение   от   исполнения

обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть  отказано  в

праве   на   такое   освобождение   только   лишь   по   мотиву   непредставления   в   установленный   срок

уведомления и документов. Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления

(несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о  продлении  использования  права  на

освобождение и необходимых документов (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Можно отметить, что  в п. 5 ст. 173 НК РФ  предусмотрена  возможность  существования  "условного

налогоплательщика" НДС: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами

в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными  от

исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг),  операции  по  реализации  которых

не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная  в

соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Следует, однако, учесть, что  должна  иметь  место  именно  счет-фактура,  а  не  заменяющий  ее  в

розничной торговле кассовый чек (Постановление КС РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П).

Иными   словами,   продавец,   в   действительности   не   являющийся    налогоплательщиком    НДС

(например, применяющий УСН  или  ЕНВД),  фактически  имитирует  статус  плательщика  данного  налога

перед покупателем товаров (работ, услуг), выдавая  ему  должным  образом  оформленный  счет-фактуру.

Соответственно, покупатель оплачивает продавцу цену товара  (работы,  услуги)  вместе  с  НДС  и  может

использовать право на вычет. Но в  этом  случае  законодатель  предписывает  продавцу,  обозначившему

налог в счете-фактуре, перечислить его в бюджет.

В Определении  КС  РФ  от  13  октября  2009  г.  N  1332-О-О  разъяснено,  что  на  индивидуальных

предпринимателей,  применяющих  УСН  и  потому  освобожденных  от   уплаты   НДС,   законодательство

возлагает обязанность по уплате данного налога не ввиду одного лишь факта реализации товара (работы,

услуги),  но  при  условии  выставления  покупателю  счета-фактуры.  Это  продиктовано  тем,  что  именно

данный  документ  служит  основанием  для  принятия  покупателем  предъявленных  продавцом   товаров


background image

(работ,  услуг)  сумм  налога   к   вычету   (п. 1  ст.  169   НК   РФ).   Соответственно,   у    индивидуального

предпринимателя  возникает  обязанность  по  уплате  НДС,   несмотря   на   то,   что   изначально   он   не

признавался плательщиком данного налога. Кроме того, как следует из Определений КС  РФ  от  7  ноября

2008 г. N 1049-О-О и от 21 декабря 2011  г. N 1856-О-О, федеральный  законодатель  предусмотрел  для

плательщиков НДС  при  реализации  ими  товаров  (работ,  услуг),  операции  по  реализации  которых  не

подлежат   обложению   указанным   налогом,   возможность   выбора   наиболее   оптимального    способа

организации экономической деятельности  и  налогового  планирования:  налогоплательщик  вправе  либо

сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета  сумм  НДС  и,  соответственно,  без  выделения  этих

сумм  в  выставляемых  покупателю  счетах-фактурах,   что   повышает   ценовую   конкурентоспособность

соответствующих  товаров  (работ,  услуг),  либо  выставить  контрагенту  по   конкретным   операциям   по

реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры  с  выделением  суммы  НДС,  при  том  что  именно  эта

сумма НДС (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет.

Исходя из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N  33,  в подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ

предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также  лиц,  освобожденных  от

исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими  покупателю  счета-фактуры  с

выделением  суммы  налога  перечислить  соответствующую  сумму  в  бюджет.  Однако  возникновение  в

данном   случае   обязанности   по   перечислению   в   бюджет   налога   не   означает,   что   выставившее

счет-фактуру лицо приобретает  в  отношении  таких  операций  статус  налогоплательщика,  в  том  числе

право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь  обязанность  перечислить

в бюджет налог, размер  которого  в  силу  прямого  указания п. 5 ст.  173 НК РФ  определяется  исходя  из

суммы,   отраженной   в   соответствующем   счете-фактуре,   выставленном    покупателю.    Возможность

уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной  нормой  либо  иными  положениями гл. 21 НК

РФ не предусмотрена.

Соответственно, сами "условные" налогоплательщики НДС  не  вправе  претендовать  на  налоговые

вычеты, в т.ч. и потому, что  их,  в  силу п. 1 ст. 171 НК РФ,  могут  применять  только  налогоплательщики

НДС, исчисляющие  налог  в  соответствии  со ст. 166 НК РФ. В данном же  случае  налог  исчисляется  по

правилам ст. 173 НК РФ. Указанный вывод дополнительно подтверждается  в Постановлении Президиума

ВАС РФ от 29 марта 2011 г. N 14315/10. Иными  словами,  государство  не  исключает  "имитации"  статуса

налогоплательщика   НДС   лицами,   которые   им   в   действительности   не   являются,   но    регулирует

последствия таких действий так, что они обычно являются экономически невыгодными:  есть  обязанность

уплатить НДС, полученный от покупателей в составе цены товара (работы, услуги),  но  право  на  вычет  в

связи с приобретением данного товара (работы, услуги) отсутствует.

С другой стороны, как это изложено  в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г.  N

11670/05,  с  "условных"  налогоплательщиков   НДС   не   взыскиваются   пени   за   неуплату   НДС   и   не

применяются санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату данного налога.

Интересно  то,  что  в Постановлении Президиума ВАС  РФ  от  17  апреля  2012  г.  N  16055/11  круг

"условных  налогоплательщиков"  НДС  был  расширен:  в  качестве  такового  фактически  признан   орган

публичной  власти,  не  выставлявший  счетов-фактур  с  выделением  НДС,  но   подписавший   от   имени

публично-правового образования договор купли-продажи  недвижимости  с  указанием  ее  цены  с  НДС  и

получивший полную сумму от покупателя - физического лица. Впоследствии в Постановлении Президиума

ВАС РФ от 8 апреля 2014 г. N 17383/13 данный подход был скорректирован и истолкован  расширительно,

без   увязки   с   содержанием   договора:    при    реализации    не    закрепленного    за    муниципальными

предприятиями  и  учреждениями  муниципального   имущества,   составляющего   казну   муниципального

образования, физическим лицам, не имеющим  статуса  индивидуального  предпринимателя,  обязанность

по перечислению суммы НДС в  федеральный  бюджет  возлагается  на  продавца  такого  имущества.  По

мнению  Президиума,  ссылка  судов   в   обоснование   своей   позиции   на   недоказанность   инспекцией

формирования цены  реализуемых  объектов  с  НДС,  факта  выставления  счетов-фактур  с  выделением

соответствующей суммы налога и оплаты покупателями имущества без  НДС  не  может  быть  принята  во

внимание, поскольку гражданско-правовые отношения  сторон  в  обязательстве  не  изменяют  положения

налогового законодательства.

Примечателен  и  тот  факт,  что  в Постановлении Президиума ВАС  РФ  от  18  сентября  2012  г.  N

3139/12, рассматривая ситуацию приобретения организацией муниципального имущества,  Суд  пришел  к

выводу,  что  публичный  субъект  необоснованно  получил  НДС  в  составе  цены  и  обязан  вернуть   его

организации.

5.2. Акциз

Акциз   является

федеральным       косвенным

   налогом,   который   урегулирован гл.  22 НК  РФ,

действующей с 1 января 2001 г. Ранее акциз уплачивался на  основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N


background image

1993-1 "Об акцизах", который ныне  утратил  силу.  При  этом гл. 22 НК РФ обозначена как  "Акцизы",  хотя

речь в ней идет, очевидно, об одном налоге - акцизе.

Само слово "акциз" (англ. - excise), предположительно, происходит от латинского excidere - отсекать,

отрезать; так как благодаря налогу часть товара как бы  отсекается,  что  могло  исполняться  и  буквально

относительно некоторых товаров при господстве натуральных налогов <1158>.

--------------------------------

<1158> Янжул И. Опыт исследования английских косвенных налогов. Акциз. М., 1874. С. 6, 7.

Согласно

п.  1  ст.   179  НК  РФ

налогоплательщиками

     акциза      признаются      организации,

индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками акциза  в  связи  с

перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые  в  соответствии  с

таможенным  законодательством  Таможенного  союза  и  законодательством   Российской   Федерации   о

таможенном деле.

Указанный круг налогоплательщиков в целом совпадает с кругом налогоплательщиков  НДС  (п. 1 ст.

143  НК РФ).  Однако  в  силу п. 2 ст.  179 НК РФ  организации  и  иные  лица,  указанные  в  данной статье,

признаются  налогоплательщиками,  если  они  совершают  операции,  подлежащие   налогообложению   в

соответствии с гл. 22 НК РФ. В результате налогоплательщиками акциза в России, как правило,  являются

производители подакцизных товаров (либо их импортеры).

Объект

     налогообложения     акцизом,      наиболее      часто      возникающий      в      деятельности

налогоплательщиков   данного   налога,   предусмотрен    в подп. 1 п.  1  ст.  182 НК  РФ:

реализация

 на

территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (т.е.  применительно

к "внутреннему" акцизу). В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизные товары

одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе,  а  также  использование  их  при

натуральной   оплате   признаются   реализацией   подакцизных    товаров.    Другой    важнейший    объект

налогообложения, как и в НДС, -

ввоз

 подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные

территории,   находящиеся   под   ее   юрисдикцией   (подп. 13  п.  1  ст.  182  НК  РФ),  что   соответствует

"таможенному" акцизу.

Товары,  которые  законодатель  признает

подакцизными

, перечислены  в ст. 181 НК РФ. К ним,  в

частности, относятся: спирт этиловый;  спиртосодержащая  продукция;  алкогольная  продукция;  табачная

продукция;  автомобили  легковые;  мотоциклы  с  мощностью   двигателя   свыше   112,5   кВт   (150   л.с.);

автомобильный  бензин;  дизельное  топливо;  моторные  масла  для  дизельных  и  (или)   карбюраторных

(инжекторных)  двигателей;  топливо  печное  бытовое;  авиационный  керосин.  Кроме   того,   в   качестве

подакцизных товаров обозначены некоторые виды углеводородного сырья: прямогонный  бензин,  бензол,

параксилол,  ортоксилол;  а   в   случаях,   предусмотренных   международными   договорами   Российской

Федерации - природный газ.

Подакцизных  работ   и   услуг   действующее   налоговое   законодательство   не   предусматривает.

Впрочем,  таможенное  законодательство  также   предполагает   обложение   пошлиной   трансграничного

перемещения именно товаров (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

Следует учесть, что отнесение некоторого товара  к  категории  подакцизных  само  по  себе  не  еще

означает, что производитель данного товара будет обязан  уплачивать  акциз.  Например,  на  автомобили

легковые с мощностью двигателя до 90 л.с. включительно ставка акциза в п. 1 ст. 193 НК РФ установлена,

как 0 руб. за 1 л.с. Иными словами, при совершении облагаемых операций с такими автомобилями  суммы

акциза к уплате в бюджет не будет. Тем не менее, данный товар формально  является  подакцизным,  и,  в

частности,  его  продажа  по  договорам  розничной  купли-продажи  в  силу подп. 6, 7 п. 2 ст.  346.26 и ст.

346.27   НК  РФ  не  может  облагаться  ЕНВД.   В Определении КС  РФ  от  22  марта  2011  г.  N  390-О-О

отмечается, что  нормы НК РФ в их взаимосвязи относят  легковые  автомобили  к  подакцизным  товарам

независимо от мощности их двигателя.

Можно  условно  утверждать,  что  законодатель  в  основном  определяет  в  качестве   подакцизных

товары,  не   являющиеся   жизненно   необходимыми,   но   пользующиеся   повышенным   спросом.   О.А.

Борзунова характеризует акциз как форму изъятия сверхприбыли,  получаемой  от  производства  товаров

со  значительной  разницей  между  ценой,  определяемой  потребительской  стоимостью,  и   фактической

себестоимостью  <1159>.  В  частности,  ни  один  из  товаров,  относящихся  к  подакцизным,  не  указан  в

перечне  продуктов  питания,   приведенном   в   Федеральном законе от 3 декабря  2012  г.  N  227-ФЗ  "О

потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

--------------------------------

<1159> Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации  от  создания  до  наших  дней.  М.,

2010. С. 17.

С точки зрения С.Г. Пепеляева, практика налогообложения выработала  основные  критерии  выбора


background image

товара для акцизного обложения:

- широкий круг потребителей (обеспечивает базу налогообложения);

- не относится к предметам первой необходимости (не создает социальной напряженности);

-  производство  сосредоточено  у  относительно  небольшого  числа   лиц   (облегчает   контроль   за

производством и реализацией);

- невысокая себестоимость производства  (акцизная  надбавка  не  слишком  ограничивает  спрос  на

товар) <1160>.

--------------------------------

<1160>    Пепеляев    С.Г.,    Кудряшова    Е.В.,    Никонова    М.В.    Правовые    основы     косвенного

налогообложения. М., 2015. С. 15.

Кроме того, с  течением  времени  законодатель  по  разным  соображениям  может  пересматривать

свою позицию относительно  того,  какие  именно  товары  следует  относить  к  подакцизным.  Так,  в ст. 4

Федерального  закона  "Об   акцизах"   (утратил   силу)   в   качестве   подакцизных   товаров   ранее   были

установлены ювелирные изделия, которые в настоящее время акцизом не облагаются. В  СССР  в  1922  -

1927 годах подакцизными товарами, наряду с алкоголем, были сахар, соль, чай, кофе, спички, папиросные

гильзы  и  бумага,  свечи,  текстильные  изделия,  резиновые  галоши  <1161>.  А.В.   Брызгалин   приводит

сведения о том, что в Англии в течение 20 лет существования республики при Оливере  Кромвеле  (1599  -

1658) было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались самые экзотические объекты,

например, коробки для масла или даже соломенная труха <1162>.

--------------------------------

<1161> Пушкарева В.М. Налоговая система Союза ССР (1921 - 1930). М., 2011. С. 190.

<1162>  Брызгалин  А.В. Этюды о  налогах... Прогулки по Миру  Налогов  с  Аркадием  Брызгалиным.

Екатеринбург, 2013. С. 19.

Таким образом, объектом налогообложения акцизом в основном являются  действия  (деятельность)

налогоплательщиков по реализации произведенных ими подакцизных товаров. Иными словами,  акцизы  в

общем  случае  платит  производитель  подакцизных  товаров,  а  не  те  лица,   которые   данные   товары

впоследствии перепродают (т.е. сумма акциза в цене товара при его перепродаже не изменяется,  а  НДС,

в силу п. 1 ст. 154 НК РФ, при перепродаже  подакцизных  товаров  исчисляется  из  стоимости  товаров  с

учетом акциза). Соответственно, при перепродаже подакцизных товаров НДС начисляется, в том  числе  и

на акциз, присутствующий в цене подакцизных товаров.

В п. 2 ст. 195 НК РФ предусмотрено общее определение даты  реализации  (передачи)  подакцизных

товаров (фактически - даты возникновения объекта  налога):  день  отгрузки  (передачи)  соответствующих

подакцизных  товаров,  в  том  числе  структурному  подразделению  организации,   осуществляющему   их

розничную реализацию. Если же налогоплательщик получает авансовые или иные платежи, полученные в

счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, то факт получения  данных  платежей  в  общем

случае также порождает обязанность по уплате акциза (п. 1 ст. 189 НК РФ).

Иными словами, объект налогообложения акциза урегулирован  законодателем  даже  "жестче",  чем

объект налогообложения НДС -  и  в  отсутствие  перехода  права  собственности  на  подакцизный  товар,

только при  его  передаче  структурному  подразделению  организации,  осуществляющему  их  розничную

реализацию, налогоплательщик обязан считать объект налогообложения возникшим.

В ст. 193 НК РФ установлены

ставки

 акциза. Ставки акциза могут быть подразделены на три группы:

-

твердые

  (специфические)  налоговые  ставки   (в   абсолютной   сумме   на   единицу   измерения),

например, на 2015 г.: для алкогольной продукции (с объемной долей этилового  спирта  свыше  9%)  -  500

руб. за 1 литр безводного этилового  спирта,  содержащегося  в  подакцизных  товарах;  для  игристых  вин

(шампанских) - 25 руб. за 1 литр; для сигар - 128 руб. за 1 шт.;  для  автомобильного  бензина  класса  "3"  -

7300 руб. за тонну; для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л.с. - 365 руб. за 1 л.с.

Применительно к твердым ставкам акциза можно утверждать, что в экономическом смысле акциз  на

соответствующие товары будет являться регрессивным налогом <1163>.  Иными  словами,  упрощенно,  в

розничной цене "обычной" бутылки водки 0,5 л за 250 руб. будет та же  сумма  акциза,  что  и  в  розничной

цене "элитной" бутылки коньяка 0,5 л за 50000 руб.;

--------------------------------

<1163> Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб., 2002. С. 118.

-

адвалорные

 (в процентах от стоимости) налоговые ставки: в настоящее время не установлены;

-

комбинированные

  (состоящие  из  твердой   (специфической)   и   адвалорной   (в   процентах   от

стоимости) налоговые ставки, например, на 2015 г. для сигарет и папирос: 960  руб.  за  1000  штук  +  11%

расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены,  но  не  менее  1330  руб.  за