Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9331

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Срок уплаты

 водного налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим  налоговым

периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговая   декларация

 по водному налогу  должна  быть  представлена  не  позднее  20-го  числа

месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

5.7. Государственная пошлина

Государственная   пошлина   -

федеральный    сбор

,   урегулированный гл.  25.3 НК  РФ,  которая

действует с 1 января 2005 г. Ранее государственная пошлина уплачивалась,  в  том  числе  на  основании

Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (ныне утратил силу).

Согласно п. 1 ст.  333.16 НК РФ государственная пошлина -  сбор,  взимаемый  с  лиц,  указанных  в

статье  333.17 НК РФ, при их обращении  в  государственные  органы,  органы  местного  самоуправления,

иные органы и (или) к должностным лицам, которые  уполномочены  в  соответствии  с  законодательными

актами  Российской  Федерации,  законодательными  актами  субъектов  РФ  и  нормативными  правовыми

актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении  этих  лиц  юридически  значимых

действий,  предусмотренных  настоящей главой, за исключением  действий,  совершаемых  консульскими

учреждениями  Российской  Федерации.  В  целях  настоящей главы выдача  документов  (их  дубликатов)

приравнивается к юридически значимым действиям.

В Определении КС РФ от 1  марта  2007  г.  N  326-О-П  разъяснено,  что  государственная  пошлина,

будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом  за  совершение

государственным органом юридически значимых действий.

Плательщиками

 государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК

РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками (административными ответчиками)  в  судах  общей  юрисдикции,  ВС  РФ,

арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если  при  этом  решение  суда

принято  не  в  их  пользу  и  истец  (административный  истец)  освобожден  от   уплаты   государственной

пошлины в соответствии с настоящей главой.

Перечень   видов

юридически    значимых    действий

,  для  совершения  которых   в   отношении

плательщика   необходимо   уплатить   государственную   пошлину,   а   также   размеры   государственной

пошлины предусмотрены  в ст. ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1,

333.32.2, 333.33 НК РФ. Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:

- при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды;

- при обращении в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

-   при   обращении   за   совершением    нотариальных    действий    нотариусами    государственных

нотариальных контор и (или) должностными  лицами  органов  исполнительной  власти,  органов  местного

самоуправления;

- за государственную регистрацию  актов  гражданского  состояния  и  другие  юридически  значимые

действия,  совершаемые  органами  записи  актов  гражданского  состояния  и   иными   уполномоченными

органами;

- за совершение  действий,  связанных  с  приобретением  гражданства  Российской  Федерации  или

выходом  из  гражданства  Российской  Федерации,  а  также  с  въездом  в  Российскую   Федерацию   или

выездом из Российской Федерации;

-  за  совершение  уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной  власти   действий   по

государственной  регистрации  программы  для  электронных  вычислительных   машин,   базы   данных   и

топологии интегральной микросхемы;

- за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу

исполнительной   власти,   осуществляющему   функции   по   выработке    государственной    политики    и

нормативно-правовому регулированию  в  сфере  производства,  переработки  и  обращения  драгоценных

металлов и драгоценных камней;

-  за  совершение  действий  уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной  власти  при

осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

-  за  совершение  действий  уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной  власти  при

осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;

- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Особенности уплаты государственной пошлины  в  зависимости  от  вида  совершаемых  юридически

значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.20,

333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

В п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 "О применении законодательства  о


background image

государственной    пошлине    при    рассмотрении    дел    в     арбитражных     судах"     разъяснено,     что

законодательством   о   судопроизводстве   в   арбитражных   судах    не    предусмотрено    освобождение

надлежащего ответчика от обязанности по возмещению  судебных  расходов  по  уплате  государственной

пошлины в связи с тем, что он не наделен  полномочиями  самостоятельно  (в  отсутствие  правового  акта

иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие  истцу  реализовать  свои

права, законные интересы, о  защите  которых  он  обратился  в  суд  (например,  при  обращении  в  суд  с

требованием    к    уполномоченному    федеральному    органу     исполнительной     власти     в     области

государственной  регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним,  кадастрового  учета  и

ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой

стоимости  объекта  недвижимости;  с  требованием  к  федеральному  органу  исполнительной  власти  по

интеллектуальной   собственности   об   оспаривании   решения   этого   органа   об   отказе   в   признании

недействительным предоставления  правовой  охраны  товарному  знаку  ввиду  злоупотребления  правом

правообладателем).

Сходная проблема будет иметь  место  и  в  делах,  аналогичных  рассмотренному  в Постановлении

Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. N 1395/09 (ликвидация  должника  не  препятствует  покупателю

его имущества подать в суд к  Росреестру  исковое  заявление  о  государственной  регистрации  перехода

права собственности на это имущество). В ситуациях такого типа орган Росреестра в принципе не может в

административном порядке удовлетворить требование частного субъекта, поскольку такого основания для

регистрации права в законодательстве нет.

Необходимо учитывать, что в  силу ст. ст. 22 - 23 Основ законодательства Российской Федерации  о

нотариате (утв. Верховным  Советом  РФ  11  февраля  1993  г.  N  4462-1)  за  совершение  нотариальных

действий,  нотариус,   занимающийся   частной   практикой,   взимает   нотариальный   тариф   в   размере,

соответствующем  размеру  государственной  пошлины,  предусмотренной  за   совершение   аналогичных

действий  в  государственной   нотариальной   конторе.   Денежные   средства,   полученные   нотариусом,

занимающимся частной практикой, после  уплаты  налогов,  других  обязательных  платежей  поступают  в

собственность нотариуса. При  этом,  как  разъяснено  в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г.  N  15-П,

Конституция РФ не запрещает государству передавать  отдельные  полномочия  исполнительных  органов

власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Соответственно,  в  силу ст.  333.24  НК  РФ  государственная  пошлина  взимается  за   совершение

нотариальных  действий  нотариусами  государственных  нотариальных   контор   и   (или)   должностными

лицами   органов   исполнительной   власти,   органов   местного   самоуправления,   уполномоченными   в

соответствии  с  законодательными  актами  Российской  Федерации  и  (или)   законодательными   актами

субъектов  Российской  Федерации  на   совершение   нотариальных   действий.   Следует   отметить,   что

государственный нотариат в России в настоящее время фактически прекратил  свое  существование.  Так,

исходя из Сводного отчета по Минюсту России об  адвокатуре  и  нотариате  в  Российской  Федерации  за

2013  год  <1202>,  в  России  7635  нотариусов  занималось  частной  практикой,  а  также  18  работало   в

государственных нотариальных конторах.

--------------------------------

<1202> URL: http://minjust.ru/ru/about/statistics.

Ставки

  государственной  пошлины  установлены  различными  способами  для  разных  юридически

значимых действий и их особенностей; не исключен дифференцированный подход в зависимости от  вида

плательщика.

Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме. Так, по делам,  рассматриваемым  ВС  РФ  в

соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации,  арбитражными

судами,  при  подаче  заявлений  о  признании  ненормативного  правового  акта   недействительным   и   о

признании    решений    и    действий    (бездействия)     государственных     органов,     органов     местного

самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, ставка пошлины для физических лиц - 300

руб., для организаций -  3000  руб.  (подп. 3 п. 1  ст.  333.21 НК РФ).  Соответственно,  для  оспаривания  в

арбитражном суде решения налогового органа по результатам проверки, независимо от доначисленных  в

нем сумм, индивидуальный предприниматель должен уплатить 300 руб., организация - 3000 руб. С учетом

п. 34 Постановления  Пленума  ВАС  РФ  от  11  июля  2014  г.  N  46  "О  применении  законодательства  о

государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании  судебных  актов

по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных  размеров  и

составляет 150 руб. для физических лиц и 1500 руб. для юридических лиц.

Другой  пример  -  за  государственную  регистрацию  транспортных   средств   и   совершение   иных

регистрационных   действий,   связанных:   с   выдачей   государственных    регистрационных    знаков    на

автомобили,  в  том  числе  взамен  утраченных  или  пришедших  в  негодность,  -  2000  руб.;  с   выдачей

государственных    регистрационных    знаков    на    мототранспортные    средства,    прицепы,    тракторы,


background image

самоходные дорожно-строительные и иные  самоходные  машины,  в  том  числе  взамен  утраченных  или

пришедших в негодность, - 1500 руб.; с выдачей паспорта  транспортного  средства,  в  том  числе  взамен

утраченного  или  пришедшего  в  негодность,   -   800   руб.;   с   выдачей   свидетельства   о   регистрации

транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 500  руб.  (подп.

36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Достаточно  редко гл. 25.3 НК РФ  устанавливается  процентная  ставка  государственной  пошлины.

Так, за право вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии ставка государственной  пошлины

установлена как 10% стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Чаще  ставка  государственной  пошлины  устанавливается  комбинированным   способом.   Так,   по

делам,  рассматриваемым  ВС  РФ  в  соответствии  с  гражданским  процессуальным   законодательством

Российской  Федерации  и  законодательством  об  административном  судопроизводстве,  судами   общей

юрисдикции,   мировыми    судьями,    при    подаче    искового    заявления    имущественного    характера,

административного     искового     заявления      имущественного      характера,      подлежащего      оценке,

государственная пошлина уплачивается по правилам сложной регрессии: при цене иска:  до  20000  руб.  -

4%  цены  иска,  но  не  менее  400  руб.;  от  20001  руб.  до  100000  руб.  -   800   руб.   плюс   3%   суммы,

превышающей 20000 руб.; от 100001 руб.  до  200000  руб.  -  3200  руб.  плюс  2%  суммы,  превышающей

100000 руб.; от 200001 руб. до  1000000  руб.  -  5200  руб.  плюс  1%  суммы,  превышающей  200000  руб.;

свыше 1000000 руб. - 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000  руб.  (

подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Налоговый   кодекс   РФ   предусматривает   ситуации,   в   которых   государственная   пошлина    не

уплачивается - в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и  организаций.

В частности, от уплаты государственной пошлины  освобождаются  физические  лица  -  Герои  Советского

Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры  ордена  Славы  -  по  делам,  рассматриваемым

судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, ВС РФ, КС  РФ,  при  обращении  в

органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные  действия,  и  в  органы,  которые

осуществляют  государственную  регистрацию   актов   гражданского   состояния (подп. 11 п.  1). Также  в

статьях 333.36 - 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр льгот. Например,  в  силу подп. 1, 1.1 п. 1 ст.

333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ  в  соответствии  с

арбитражным   процессуальным   законодательством   Российской   Федерации,   арбитражными    судами,

освобождаются в т.ч. прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС  РФ,  арбитражные  суды  в  случаях,

предусмотренных  законом,  в   защиту   государственных   и   (или)   общественных   интересов;   а   также

государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам,  рассматриваемым  в

арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В  плане  практического  применения  указанных  положений  представляет  интерес Постановление

Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N  1410/13:  таможенный  орган  обратился  в  арбитражный  суд  с

иском о взыскании с подрядчика денежных  средств  за  некачественное  выполнение  работ  по  текущему

ремонту зданий, сооружений, помещений объектов таможни по государственному  контракту.  Суд  указал,

что,    заключая    контракт,    таможня    действовала     исходя     из     установленной     компетенции     по

материально-техническому обеспечению деятельности центрального аппарата Федеральной  таможенной

службы и таможенных органов, содержанию и эксплуатации  зданий  и  сооружений  на  балансе  таможни.

Соответственно, таможня освобождена от  уплаты  госпошлины  по подп. 1.1 п. 1 ст.  333.37 НК РФ. Также

следует   отметить Постановление  Президиума  ВАС  РФ  от  17  марта  2011  г.  N   13560/10:   заключая

муниципальный  контракт,  администрация  действовала  в  интересах  населения  городского   поселения,

исходя   из   установленной   компетенции.   Следовательно,   ответчик   по    делу    как    орган    местного

самоуправления освобожден от уплаты госпошлины.

Примечательно  то,  что  ранее,  в Постановлении Президиума ВАС  РФ  от  21  сентября  2010  г.  N

5658/10,  высказывалась  следующая  позиция:  подразделения  вневедомственной  охраны  по   делам   о

взыскании  причитающегося  им  по  гражданско-правовым  договорам,   заключенным   с   собственниками

объектов   охраны,   должны   рассматриваться   не   как   государственные   органы,   а   как    учреждения,

действующие от своего имени и в  своем  интересе  (ст. ст. 1, 120 ГК РФ). Взыскание  причитающегося  по

гражданско-правовому договору также не  представляет  собой  случая  защиты  государственных  и  (или)

общественных   интересов   иным   органом.   Поэтому   подразделения    вневедомственной    охраны    не

освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни  на  основании подп. 1, ни на

основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Изредка нормы, регламентирующие уплату государственной пошлины,  содержатся  не  в НК РФ, а в

иных  нормативных  правовых  актах  (хотя  в  ряде  случаев  они  полностью   либо   частично   дублируют

положения

НК  РФ).   Например, ст.  17  Федерального  закона  от  29  декабря   1994   г.   N   79-ФЗ   "О

государственном  материальном  резерве"  предусматривает,  что  федеральный   орган   исполнительной

власти,   осуществляющий   управление   государственным   резервом,    его    территориальные    органы,


background image

предприятия, учреждения и организации  системы  государственного  резерва  освобождаются  от  уплаты

государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Другой пример -  в  силу ст. 393 ТК

РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из  трудовых  отношений,  в  том  числе  по

поводу   невыполнения   либо   ненадлежащего   выполнения    условий    трудового    договора,    носящих

гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты  пошлин  и  судебных  расходов.  При

этом  на  основании подп. 1  п.  1  ст.  333.36  НК  РФ  от  уплаты  государственной   пошлины   по   делам,

рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным  законодательством  Российской

Федерации и  законодательством  об  административном  судопроизводстве,  судами  общей  юрисдикции,

мировыми  судьями,  освобождаются:  истцы  -  по   искам   о   взыскании   заработной   платы   (денежного

содержания)  и  иным  требованиям,  вытекающим  из  трудовых  правоотношений,  а  также   по   искам   о

взыскании пособий.

Кроме  того,  в   ряде   положений НК   РФ   предусмотрено    увеличение    (уменьшение)    размера

государственной пошлины  в  силу  закона.  Так,  в  силу п. 3 ст.  333.34 НК  РФ  при  регистрации  средств

массовой информации эротического характера размер государственной  пошлины  для  соответствующего

средства массовой информации увеличивается в 10 раз; при регистрации средств массовой  информации,

специализирующихся  на  выпуске  продукции  для  детей,  подростков   и   инвалидов,   а   также   средств

массовой     информации     образовательного     и     культурно-просветительского     назначения     размер

государственной пошлины для соответствующего  средства  массовой  информации  уменьшается  в  пять

раз. В  силу п. 4 ст.  333.35 НК  РФ  размеры  государственной  пошлины,  установленные  за  совершение

юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7  в

случае  совершения  указанных  юридически  значимых   действий   с   использованием   единого   портала

государственных  и  муниципальных  услуг,  региональных  порталов  государственных  и   муниципальных

услуг  и  иных  порталов,  интегрированных  с  единой   системой   идентификации   и   аутентификации,   и

получением результата услуги в электронной форме.

Порядок   и   сроки    уплаты

   государственной   пошлины    установлены    в ст.   333.18  НК  РФ.

Государственная  пошлина  уплачивается   по   месту   совершения   юридически   значимого   действия   в

наличной   или   безналичной   форме (п.  3).  По  общему  правилу   пошлина   уплачивается   до   начала

совершения в отношении плательщика  юридически  значимого  действия.  Например,  пошлина  подлежит

уплате при обращении в КС  РФ,  ВС  РФ,  суды  общей  юрисдикции,  арбитражные  суды  или  к  мировым

судьям - до подачи запроса,  ходатайства,  заявления,  искового  заявления,  административного  искового

заявления, жалобы (подп. 1 п. 1).

Поскольку  размер  государственной  пошлины  потенциально  может  быть  изменен  законодателем

(что, в частности, и было очередной раз сделано  6  августа  2014  г.),  следует  учитывать,  что  исходя  из

принципа   правовой   определенности   ее   величина   подлежит   определению   на   момент   обращения

заинтересованного  лица  за  юридически  значимыми   действиями.   Данный   вывод   подтверждается,   в

частности,  в Определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. N  1177-О-О.  Кроме  того,  в п. 5  Постановления

Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 разъяснено, что при подаче исковых заявлений, иных  заявлений

и  жалоб  государственная  пошлина  уплачивается  в  размере,  установленном  на  момент  обращения  в

арбитражный суд. Данное правило  действует  при  оставлении  указанных  заявлений  без  движения  или

предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты  государственной  пошлины.  Если  в  суд  обратилось

лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия  судом  решения  ставки

государственной пошлины возросли, и решение суда  принято  в  пользу  заявителя,  с  лица,  не  в  пользу

которого принят  судебный  акт,  государственная  пошлина  взыскивается  по  ставкам,  действовавшим  в

момент обращения заявителя в суд.

Судебные   органы   по   ходатайству   заинтересованного   лица,   исходя   из   его   имущественного

положения,  могут   освободить   заинтересованное   лицо   от   уплаты   государственной   пошлины   либо

уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22,

п. 3 ст.  333.23 НК РФ). Право  суда  на  полное  освобождение  плательщика  от  уплаты  государственной

пошлины  в   настоящее   время   урегулировано   в НК  РФ,  как  отражение  правовой   позиции   КС   РФ,

изложенной  в Определении от 13 июня  2006  г.  N  274-О:  суд  может  снижать  размер  государственной

пошлины вплоть до нулевого размера,  если  иное  уменьшение  размера  государственной  пошлины  или

предоставление   отсрочки   (рассрочки)   ее   уплаты   не   обеспечивают   беспрепятственный    доступ    к

правосудию.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК

РФ.  Правила  данной статьи  являются  специальными  нормами  по  отношению  к ст. ст.  78, 79 НК  РФ.

Например, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне  уплаченного  налога  производится

налоговым органом  по  месту  учета  налогоплательщика.  В  то  же  время  в  силу п. 3 ст.  333.40 НК РФ

заявление о  возврате  излишне  уплаченной  (взысканной)  суммы  государственной  пошлины  по  делам,

рассматриваемым  в  судах,   а   также   мировыми   судьями,   подается   плательщиком   государственной


background image

пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

Как это разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. N 13645/08,  из п. 3

ст.  333.40  НК  РФ  следует,  что  для  возврата   государственной   пошлины   налогоплательщик   обязан

представить в налоговый орган справку суда об  обстоятельствах,  являющихся  основанием  для  полного

или    частичного    возврата    излишне    уплаченной    суммы    государственной    пошлины,    лишь    при

непредставлении судебного акта о наличии указанных обстоятельств.

5.8. Налог на добычу полезных ископаемых

Налог  на  добычу  полезных  ископаемых  (НДПИ)  -

федеральный   прямой    (ресурсный)

 налог,

предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником  данного  налога

являются   отчисления   на   воспроизводство   минерально-сырьевой   базы,   которые   уплачивались   на

основании Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о  недрах)  и  Федерального закона от

30 декабря 1995  г.  N  224-ФЗ  "О  ставках  отчислений  на  воспроизводство  минерально-сырьевой  базы"

(утратил силу).

Налогоплательщиками

 НДПИ  в  силу ст.  334  НК  РФ  в  общем  случае  являются  организации   и

индивидуальные     предприниматели,     признаваемые     пользователями     недр     в     соответствии     с

законодательством Российской Федерации.

При  этом ст. 11  Закона  о  недрах  предусматривает,  что   предоставление   недр   в   пользование

оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.  В  силу ст. 9 данного Закона

права и обязанности  пользователя  недр  возникают  с  даты  государственной  регистрации  лицензии  на

пользование  участком  недр.  Как  следует  из п. 7 ст.  85 НК РФ,  органы,  осуществляющие  учет  и  (или)

регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности,  связанной  с

пользованием  этими  ресурсами,  обязаны  сообщать  о  предоставлении   прав   на   такое   пользование,

являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту  своего  нахождения  в  течение  10

дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Объектом

 налогообложения НДПИ на  основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида  добытых

(извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр  (в  том  числе  из  залежи

углеводородного   сырья),   предоставленном   налогоплательщику   в   пользование    в    соответствии    с

законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства,  если  такое  извлечение  подлежит

отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3)   добытые   из   недр   за   пределами   территории   Российской   Федерации,   если   эта    добыча

осуществляется  на   территориях,   находящихся   под   юрисдикцией   Российской   Федерации   (а   также

арендуемых у иностранных государств  или  используемых  на  основании  международного  договора)  на

участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение  имеет  общее  определение  добытого  полезного  ископаемого,

которое  дано  в п. 1 ст.  337  НК  РФ:  полезным  ископаемым  признается   продукция   горнодобывающей

промышленности и разработки карьеров,  содержащаяся  в  фактически  добытом  (извлеченном)  из  недр

(отходов,  потерь)  минеральном  сырье  (породе,  жидкости  и  иной  смеси),  первая  по  своему   качеству

соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту,  международному  стандарту,  а  в

случае отсутствия указанных стандартов  для  отдельного  добытого  полезного  ископаемого  -  стандарту

организации.

В ряде актов КС РФ (в т.ч.  Определения  от  25  февраля  2013  г. N 189-О, от 24 декабря  2013  г. N

2059-О )  отмечается,  что  правовое  содержание  понятия  полезного  ископаемого  может   определяться

законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных

с использованием природных ресурсов (в том числе минерального сырья), содержащихся  в  недрах.  В ст.

337 НК  РФ  термин  "полезное  ископаемое"  используется  для  целей  налогообложения  в  специальном

значении  -  как  полезное  ископаемое,  соответствующее  определенному  стандарту  качества.  Из  этого

следует, что возникновение объекта обложения  НДПИ  связывается  не  с  моментом  добычи  собственно

минерального сырья, а с моментом завершения всех  технологических  операций  по  извлечению  из  него

полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Специальные  определения  даны  в п. 2 ст.  337 НК РФ.  Видами  добытого  полезного  ископаемого

являются  в  том  числе:  горючие  сланцы;  уголь   (в   соответствии   с классификацией,    установленной

Правительством РФ - Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 486), торф;  углеводородное

сырье; товарные руды;  неметаллическое  сырье,  используемое  в  основном  в  строительной  индустрии;

подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные  лечебные

ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды и т.д.