Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 9229
Скачиваний: 56
представил налоговую декларацию с просрочкой на 1 день, налог в установленный срок не
уплатил. Налоговый орган:
ответ 2:
может применить штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1000 руб.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о
налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа
в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со
дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответственно, имеет место неполный месяц просрочки, штраф составит 1000 руб., т.к. 5% от суммы
налога меньше минимального размера штрафа.
260. Налогоплательщик, обязанный по итогам налогового периода уплатить 1 млн. руб.
налога, представил налоговую декларацию с просрочкой в 2 года, налог в установленный срок
уплатил. Налоговый орган:
ответ 2:
может применить штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1000 руб.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о
налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа
в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со
дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответственно, если налог уплачен, то штраф составит 1000 руб. Срок давности привлечения к
ответственности составляет три года (п. 1 ст. 113 НК РФ).
261. Налогоплательщик НДС, имеющий право по итогам налогового периода возместить из
бюджета 1 млн. руб. налога, представил налоговую декларацию с просрочкой на 45 календарных
дней. Налоговый орган:
ответ 2:
может применить штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1000 руб.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о
налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа
в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со
дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответственно, штраф составит 1000 руб., т.к. отсутствует сумма налога, подлежащая уплате (доплате).
262. Налоговый агент в соответствии со ст. 123 НК РФ может быть привлечен к
ответственности:
ответ 3:
за неисполнение обязанности по удержанию налога и (или) за неисполнение обязанности
по перечислению налога.
Ключ:
в силу ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное
удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и
перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей
удержанию и (или) перечислению. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15638/12
отмечается, что положения ст. 123 НК РФ предусматривают применение мер налоговой ответственности в
виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, за
невыполнение налоговым агентом обязанности как по удержанию, так и (или) перечислению налогов.
263. Налоговый агент, обязанный в соответствии с НК РФ удержать из выплаченного
налогоплательщику дохода и перечислить в бюджетную систему 1000 руб. налога, фактически
удержал 1000 руб., а перечислил в бюджетную систему 500 руб. налога. В этом случае налоговый
орган может применить штраф по ст. 123 НК РФ в сумме:
ответ 1:
100 руб.
Ключ:
в соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление
(неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего
удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы,
подлежащей удержанию и (или) перечислению. Поскольку удержанная, но не перечисленная сумма
налога составила 500 руб., штраф составит 100 руб. (20% от 500 руб.).
264. Каким образом по общему правилу взыскиваются штрафы за налоговые
правонарушения?
Ответ 3:
с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в судебном
порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей - во внесудебном порядке.
Ключ:
пункт 1 ст. 115, п. 10 ст. 46, п. 8 ст. 47 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от
19.05.2009 N 17499/08: штрафы взыскиваются с организаций и индивидуальных предпринимателей в том
же порядке, как и налоги (в основном внесудебный порядок). Пункт 1 ст. 115, п. 2 ст. 48 НК РФ: штрафы
взыскиваются с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в том же
порядке, как и налоги (судебный порядок).
265. Налоговый орган привлек проверенное лицо к налоговой ответственности в виде
штрафа по ст. 119 НК РФ в размере 5000 руб. После уплаты штрафа вступил в силу новый закон, в
соответствии с которым сумма штрафа по указанной статье составляла бы 2000 руб. В этом
случае налоговый орган:
ответ 2:
никаких обязанностей не несет.
Ключ:
в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Однако в рассматриваемой
ситуации закон уже применен и правоотношения по уплате штрафа на момент вступления в силу нового
регулирования завершены. Соответственно, налоговый орган без специального на то указания в новом
законе никаких обязанностей не несет.
266. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа по результатам
выездной (камеральной) налоговой проверки:
ответ 1:
вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности -
вступление в силу решения о привлечении к налоговой ответственности - направление налоговым
органом требования об уплате санкции - взыскание санкции.
Ключ:
в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение по результатам проверки в общем случае
вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения. В силу п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании
вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности в установленном ст. 69 НК РФ
порядке направляется требование об уплате штрафа. Статьи 46 - 48 НК РФ предусматривают взыскание
штрафа после истечения срока на его добровольную уплату, указанного в требовании.
267. В каком порядке в общем случае обжалуются ненормативные правовые акты налоговых
органов?
Ответ 3:
судебное обжалование возможно только после административного обжалования.
Ключ:
пункт 2 ст. 138 НК РФ: акты налоговых органов ненормативного характера, действия или
бездействие их должностных лиц в общем случае могут быть обжалованы в судебном порядке только
после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
268. Административная апелляционная жалоба подается:
ответ 2:
в вышестоящий налоговый орган на не вступившее в силу решение по результатам
выездной (камеральной) налоговой проверки.
Ключ:
пункт 1 ст. 138 НК РФ: апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый
орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии
со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Статья 101.2, п.
1 ст. 139.1 НК РФ: апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган.
269. Административная жалоба подается:
ответ 1:
в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение по результатам выездной
(камеральной) налоговой проверки.
Ключ:
пункт 1 ст. 138 НК РФ: жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом
которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера,
действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия
или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. В силу п. 1 ст. 139 НК РФ
жалоба подается в вышестоящий налоговый орган.
270. Не вступившее в силу решение по результатам выездной (камеральной) налоговой
проверки может быть обжаловано в апелляционном порядке:
ответ 1:
до истечения одного месяца со дня его вручения.
Ключ:
в п. 2 ст. 139.1 НК РФ установлено, что апелляционная жалоба на решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть
подана до дня вступления в силу обжалуемого решения, то есть по общему правилу до истечения одного
месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его
представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ).
271. Вступившее в силу решение по результатам выездной (камеральной) налоговой
проверки, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в
административном порядке:
ответ 3:
в течение одного года со дня его вынесения.
Ключ:
пункт 2 ст. 139 НК РФ: жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в
апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого
решения.
272. Пропущенный срок подачи административной апелляционной жалобы:
ответ 3:
не восстанавливается.
Ключ:
исходя из п. 4 ст. 139.3 НК РФ восстановление пропущенного срока на обжалование
неприменимо к апелляционным жалобам.
273. Пропущенный срок подачи административной жалобы:
ответ 1:
восстанавливается в случае пропуска по уважительной причине по ходатайству лица,
подающего жалобу.
Ключ:
как предусмотрено в п. 2 ст. 139 НК РФ, в случае пропуска по уважительной причине срока
подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен
вышестоящим налоговым органом.
274. Административная жалоба (административная апелляционная жалоба) подается:
ответ 2:
в вышестоящий налоговый орган, через налоговый орган, вынесший обжалуемое решение.
Ключ:
как следует из п. 1 ст. 139.1 НК РФ, апелляционная жалоба на решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее
решение налоговый орган. В силу п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган
через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц
которого обжалуются.
275. Налогоплательщик получил по почте письменное уведомление о необходимости
представления им налоговой декларации, после чего обжаловал его в административном порядке.
Данное действие:
ответ 1:
бесперспективно, поскольку такие уведомления, с точки зрения судебной практики не
нарушают прав налогоплательщика.
Ключ:
как это следует из Определений КС РФ от 26.01.2010 N 26-О-О и от 27.05.2010 N 714-О-О,
направляемые налоговыми органами налогоплательщикам уведомления о необходимости представления
ими налоговых деклараций носят информационный характер, а следовательно, не нарушают права
налогоплательщиков и не могут быть результативно обжалованы.
276. Требование об уплате налога:
ответ 3:
не может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Ключ:
пункт 1 ст. 138 НК РФ: апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый
орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии
со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Соответственно,
требование об уплате налога не обжалуется в апелляционном порядке.
277. Вышестоящий налоговый орган не вправе:
ответ 3:
ухудшить положение лица, подавшего административную жалобу (административную
апелляционную жалобу).
Ключ:
как следует из п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, при рассмотрении
жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о
взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных
оспариваемым решением, поскольку иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для
свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении
его решения.
278. Вышестоящий налоговый орган вправе:
ответ 3:
исправить арифметические ошибки, опечатки в обжалуемом решении.
Ключ:
как следует из п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, вышестоящий
налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое
обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки.
279. Какой размер государственной пошлины установлен в НК РФ за рассмотрение
административной жалобы (административной апелляционной жалобы)?
Ответ 3:
за рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом государственная пошлина не
предусмотрена.
Ключ:
глава 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" не предусматривает уплаты государственной
пошлины для рассмотрения административной жалобы (административной апелляционной жалобы).
280. Вышестоящий налоговый орган, рассматривая административную жалобу
(административную апелляционную жалобу):
ответ 3:
вправе рассмотреть жалобу в отсутствие налогоплательщика.
Ключ:
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10: порядок рассмотрения жалобы
на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен гл. 20 НК РФ,
однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной
главе не предусмотрена.
281. Налогоплательщик обжалует в суде решение по результатам выездной (камеральной)
проверки. Исполнение данного решения:
ответ 3:
может быть приостановлено судом по ходатайству налогоплательщика.
Ключ:
в соответствии с п. 4 ст. 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов
налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение
обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим
процессуальным законодательством РФ.
282. В судебном процессе налогоплательщик сделал заявление, что налог в решении по
результатам выездной (камеральной) проверки доначислен неправомерно, поскольку в его
деятельности отсутствовал объект налогообложения. В этом случае:
ответ 2:
налоговый орган обязан доказать наличие объекта налогообложения, налогоплательщик
может этот факт отрицать.
Ключ:
доказательство должен представить тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает. Налоговый
орган, принявший ненормативный акт, в случае его обжалования должен доказать то, что в нем
утверждается (устанавливается). В частности, если оспаривается решение по результатам выездной
(камеральной) проверки, на основании которого подлежит взысканию налог, то налоговый орган обязан
доказать наличие в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения.
283. В судебном процессе налогоплательщик сделал заявление, что налог в решении по
результатам выездной (камеральной) проверки доначислен неправомерно, поскольку он имеет
право на льготы (вычеты, расходы, освобождения). В этом случае:
ответ 1:
обязанность по доказыванию права на льготы (вычеты, расходы, освобождения) лежит на
налогоплательщике.
Ключ:
доказательство должен представить тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает. Если
налогоплательщик утверждает, что он имеет право на льготы (вычеты, расходы, освобождения), доказать
это - его обязанность (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
284. Налоговый орган взыскивает в судебном порядке налог, доначисленный в решении по
результатам выездной (камеральной) проверки. Налогоплательщик обосновал незаконность
доначисления налога. Налоговый орган возразил, отметив, что налогоплательщик не обжаловал
данное решение. В этом случае налоговый орган:
ответ 3:
не прав, поскольку налогоплательщик вправе возражать в суде против любых требований
налогового органа.
Ключ:
процессуальные кодексы (ч. 1 ст. 41 АПК РФ, ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, ч. 1 ст. 45 КАС РФ)
предусматривают право ответчика возражать против любых заявленных требований. Как следует из п. 58
Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, при рассмотрении заявления налогового органа о
взыскании с налогоплательщика недоимки, пеней, штрафа суду необходимо исходить из того, что
действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что
непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в
привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как
его согласие с заявленным требованием.
285. Налоговый орган взыскивает в судебном порядке налог, доначисленный в решении по
результатам выездной (камеральной) проверки по основанию занижения дохода.
Налогоплательщик представил возражения. Налоговый орган отметил, что налогоплательщик
ранее обжаловал данное решение в суде, но суд признал факт получения спорного дохода,
судебный акт вступил в силу. В этом случае налоговый орган:
ответ 1:
прав, поскольку ранее вынесенный судебный акт имеет преюдициальное значение.
Ключ:
в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ, ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства,
установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу,
обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию
при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Соответственно, ранее вынесенный
судебный акт имеет преюдициальное значение.
286. Налог на добавленную стоимость является:
ответ 1:
федеральным налогом.
Ключ:
в силу ст. 13 НК РФ налог на добавленную стоимость является федеральным налогом.
287. НДС не установлен:
ответ 3:
в США.
Ключ:
в США не установлен НДС (хотя взимается налог с продаж).
288. Налог на добавленную стоимость может быть охарактеризован как:
ответ 2:
косвенный налог.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик
НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате
покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Таким образом, НДС является
косвенным налогом. Поскольку для НДС установлен налоговый период (квартал (ст. 163 НК РФ)), он не
является разовым. Следует отметить, что разовых налогов
НК РФ в настоящее время не
предусматривает.
289. Налогоплательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в
общем случае могут являться:
ответ 1:
организации и индивидуальные предприниматели.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации,
индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. В силу п. 1 ст. 146 НК РФ
объектом налогообложения НДС признается в т.ч. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Реализация товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ может осуществляться только
организациями и индивидуальными предпринимателями.
290. Наиболее часто встречающимся на практике объектом налогообложения НДС является:
ответ 2:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается в т.ч.
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Данный объект наиболее часто встречается на
практике. Иных вариантов объекта (из числа приведенных) в ст. 146 НК РФ не указано.
291. Наиболее часто встречающийся на практике объект налогообложения НДС - реализация
товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ) может быть охарактеризован как:
ответ 3:
действие налогоплательщика.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или
индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том
числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому
лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на
безвозмездной основе. Очевидно, такой объект может быть охарактеризован только как действие
налогоплательщика.
292. ООО более трех раз в одном налоговом периоде отпустило благотворительной
организации товар без оплаты; с указанных сделок НДС не уплачивало. Налоговый орган при
проверке пришел к выводу, что по рассматриваемым сделкам НДС подлежал уплате. В данной
ситуации налоговый орган:
ответ 1:
прав, поскольку для целей исчисления НДС безвозмездная передача права собственности
на товары облагается, как и возмездная.
Ключ:
подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ: в целях исчисления НДС передача права собственности на
товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается
реализацией товаров (работ, услуг). Остальные обстоятельства (число сделок в налоговом периоде,
организационно-правовая форма налогоплательщика-организации) не имеют правового значения для
целей исчисления НДС.
293. Ставки НДС:
ответ 1:
установлены в НК РФ.
Ключ:
в соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговые ставки по федеральным налогам (в т.ч. по НДС)
устанавливаются НК РФ. Соответственно, ставки НДС установлены в ст. 164 НК РФ (стандартная - 18%,
при реализации ряда социально значимых товаров - 10%, при реализации товаров на экспорт и в
некоторых иных случаях - 0%).
294. Налогоплательщик НДС при реализации товаров (ранее приобретенных у поставщика,
также являющегося налогоплательщиком НДС) может использовать в качестве вычетов по
данному налогу:
ответ 2:
суммы НДС, предъявленные ему поставщиками при приобретении товаров в составе цены.
Ключ:
в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные