Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9371

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вывести  из-под  налогообложения  те  или  иные  субъекты  либо  объекты,  он  прямо  на  это   указывает.

Соответственно,   наличие   налоговых   льгот   (вычетов,    расходов,    освобождений)    при    исчислении

конкретного налога не презюмируется. Факультативность льгот отмечена и  в  Определениях  КС  РФ  от  5

июля  2001  г. N  162-О, от  7  февраля  2002  г. N  37-О и от  13  октября  2009  г. N   1343-О-О:   поскольку

установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных  элементов

налога не  влияет  на  оценку  законности  его  установления.  Применительно  к  НДФЛ,  соответствующая

правовая  позиция   изложена   в Определении  КС  РФ  от  5  июля  2011  г.  N  879-О-О:   обязательность

установления льгот по данному налогу для тех или иных категорий налогоплательщиков  непосредственно

из Конституции РФ не вытекает.

Исходя    из Постановления   КС   РФ   от   27   мая   2003   г.   N   9-П,   в   случаях,   когда    законом

предусматриваются те или иные льготы, освобождающие  от  уплаты  налогов  или  позволяющие  снизить

сумму   налоговых   платежей,   применительно   к   соответствующим    категориям    налогоплательщиков

обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их  уплаты  лишь  в  той

части, на которую льготы  не  распространяются,  и  именно  в  этой  части  на  таких  налогоплательщиков

возлагается  ответственность  за  неуплату  законно  установленных  налогов.  В Определении КС РФ от  1

декабря 2009  г.  N  1553-О-П  отмечается,  что  по  смыслу ст. 57 Конституции РФ  с  закрепленной  в  ней

обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не

быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Из данной правовой

позиции,   сформулированной   КС   РФ   в Постановлении  от  17  марта  2009  года  N  5-П,  следует,   что

обязанность  платить  налоги  должна,  среди  прочего,  пониматься  как  обязанность   платить   налоги   в

размере не большем, чем это установлено законом. При  этом  в  силу  указанной статьи Конституции РФ,

если  закон  устанавливает  налоговые  вычеты  и   льготы,   налогоплательщик   вправе   в   полной   мере

воспользоваться ими при определении суммы налога.

А.В. Малько исходит из того, что льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или

частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения <757>.

--------------------------------

<757> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 66.

Нормативное же определение

налоговых льгот

, данное в ст. 56 НК РФ, является достаточно узким:

льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям  налогоплательщиков

и  плательщиков  сборов  предусмотренные  законодательством  о  налогах  и  сборах   преимущества   по

сравнению  с  другими  налогоплательщиками  или   плательщиками   сборов,   включая   возможность   не

уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться

от  использования  льготы  либо  приостановить  ее  использование  на  один   или   несколько   налоговых

периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как следует из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57, при  применении ст. 56

НК РФ в случае возникновения спора о том, имел  ли  место  отказ  налогоплательщика  от  использования

льготы,  следует  исходить  из   того,   что   факт   неучета   налогоплательщиком   налоговой   льготы   при

составлении  декларации  за  конкретный  налоговый  период  сам  по   себе   не   означает   его   отказ   от

использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Поэтому право  на  налоговую  льготу,

не  использованную  в  предыдущих  налоговых  периодах,  налогоплательщик  может  реализовать  путем

подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой  проверки

(в  части  льгот,  имеющих  отношение  к  предмету  проводимой  проверки  и   проверяемому   налоговому

периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

М.Н. Карасев характеризует  формулировку ст. 56 НК РФ как довольно спорную, в том числе  по  той

причине,     что     понятия     "категория     налогоплательщиков",     "преимущества"     являются      весьма

неопределенными <758>.

--------------------------------

<758> Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в  России.  М.,

2004. С. 36.

Налоговые льготы (вычеты, расходы,  освобождения)  потенциально  могут  быть  урегулированы  на

федеральном,  региональном  и  местом  уровнях  (в  зависимости  от  вида   налога   и   его   юридической

конструкции).  Соответственно,  иногда  выделяют   федеральные   (региональные,   местные)   налоговые

льготы (вычеты,  расходы,  освобождения).  В  части  второй НК РФ  федеральные  налоговые  льготы  (по

отношению  к  налогам)  регламентируются  достаточно   редко:   в ст.  381 (гл. 30  "Налог  на  имущество

организаций"),  в ст.  395 (гл. 31  "Земельный  налог")  и  в ст.  407 НК РФ  (гл. 32  "Налог  на  имущество

физических лиц"). Так,  в  силу п. 2 ст. 381 освобождаются от налогообложения  по  налогу  на  имущество

организаций в том числе религиозные  организации  -  в  отношении  имущества,  используемого  ими  для


background image

осуществления религиозной деятельности.

Кроме того, именно в строгом смысле ст. 56 НК РФ федеральные налоговые льготы  применительно

к НДС были выделены  в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33.  По  мнению  Суда,

например, подп. 5  п.  2  ст.  149   НК   РФ   устанавливает   налоговую   льготу   в   отношении   столовых

образовательных и медицинских организаций, подп. 1 п. 3 ст. 149 - в отношении религиозных организаций,

подп. 2 п. 3 ст.  149 - в отношении  общественных  организаций  инвалидов, подп. 14 п. 3 ст.  149 НК РФ - в

отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. N 4517/12 разъяснено,  что  отсутствие

у налогоплательщика обязанности  исчислять  и  уплачивать  в  бюджет  НДС  с  операций  по  реализации

земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства  и  в  силу

ст. 56 НК РФ не является  льготой.  Такая  реализация,  не  признаваемая  объектом  обложения  НДС,  не

учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то  время  как  налоговые  льготы

согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Иногда    федеральный    законодатель    представляет    соответствующим    органам    власти    при

установлении  региональных  (местных)  налогов  право  установить  региональные  (местные)   налоговые

льготы   (в   т.ч.   дополнительно   к   федеральным   налоговым   льготам).   Например,   в ст.  356 НК  РФ

предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами  субъектов  Российской  Федерации

могут     также     предусматриваться     налоговые     льготы     и     основания     для     их     использования

налогоплательщиком.      Нижегородский      законодатель,       например,       предусмотрел       следующую

дополнительную льготу: для пенсионеров - владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя  до

150 л.с., ставка налога на одну  лошадиную  силу  снижается  на  50%  (п.  1  ст.  7  Закона  Нижегородской

области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге").

Очевидно, что права региональных (местных) органов  власти  по  предоставлению  дополнительных

налоговых льгот могут быть реализованы только в отношении  тех  преимуществ,  которые  соответствуют

нормативному определению ст. 56 НК РФ. Если федеральный законодатель намерен делегировать  иные

права по снижению налогового бремени  региональным  (местным)  органам  власти,  он,  как  правило,  не

применяет термин "льготы".  Например,  в п. 2 ст. 346.20 установлено, что законами  субъектов  РФ  могут

быть установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН с объектом "доходы минус расходы"  в

пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В  то  же  время  следует  учесть,  что  термин  "налоговые  льготы"  как  в  правовых  актах,  так  и   в

специальной  литературе  может  применяться  и  в   широком   значении,   включающем   все   возможные

преимущества налогоплательщиков. Например, в Определениях КС РФ от 17 декабря  2009  г. N 1572-О-О

и от 4 июня 2013  г.  N 966-О указано,  что  положения НК РФ,  устанавливающие  перечень  операций,  не

подлежащих  обложению  НДС,  по  своей  природе  носят  характер  налоговой  льготы.   Тот   же   подход

применен и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. N  1650/10.  В Определении КС РФ от

28 мая 2009 г. N 855-О-О освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика  НДС  (п. 2 и п. 5

ст. 145 НК РФ) и профессиональный налоговый вычет по НДФЛ  (п. 1 ст. 221 НК РФ) были обозначены как

льготы по уплате данных  налогов;  а  уменьшение  налоговой  базы  по  ЕСН  с  доходов  индивидуальных

предпринимателей на сумму расходов (п. 3 ст. 237 НК РФ) - как особенности определения налоговой базы

по ЕСН. Социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ,  в  свою  очередь,  были  обозначены

как налоговые льготы в Определениях КС РФ  от  18  декабря  2003  г. N 472-О и от 23 сентября 2010  г. N

1251-О-О . В Определении КС РФ от 19 мая 2009 г. N 757-О-О  списание  безнадежной  задолженности  по

налогам (ст. 59 НК РФ) было расценено как разновидность налоговых льгот. Термин "преференции"  также

использован  в  ряде  актов  ВАС  РФ   (в Постановлении  Президиума  от  9  ноября  2010  г.  N  7315/10  -

применительно  к  освобождению  определенных  выплат  от  ЕСН,   в Постановлении Президиума  от  12

февраля 2013 г. N 11418/12  -  по  отношению  к  нормам,  исключающим  обложение  некоторых  объектов

транспортным  налогом).  В Определении ВС РФ от 20 мая 2015  г.  по  делу  N  309-КГ15-789  в  качестве

налоговой льготы рассмотрена установленная региональным законодательством субсидия  из  областного

бюджета, равная 80% от суммы  уплаченных  в  областной  бюджет  акцизов  от  реализации  подакцизных

товаров.

По всей видимости, одной из  причин  широкого  толкования  термина  "налоговые  льготы"  является

своеобразная "инерция", остающаяся от периода  действия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1  "Об

основах налоговой системы в Российской Федерации" (утратил силу). В соответствии  со ст. 10 указанного

Закона РФ по налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях,  определяемых  законодательными

актами, следующие льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;


background image

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы.

Интересные  сведения  приводит  О.  Болтенко:  в  Великобритании  законодательного   определения

налоговой льготы не  существует.  Такие  определения  периодически  выдаются  теоретиками  налогового

права. Но можно выделить два вида фактически существующих налоговых льгот:

- льготы, прямо указанные в законе в качестве определенных мер;

- так называемые льготы по умолчанию, т.е. когда, наоборот, в законодательстве  не  предусмотрено

конкретных мер, и именно их отсутствие создает налоговую льготу <759>.

--------------------------------

<759> Болтенко О. Выступление на  "круглом  столе"  с  участием  иностранных  гостей  //  Налоговое

право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г. С. 227.

Сходной позиции придерживается также И.А. Майбуров.  Данный  исследователь  выделяет  прямые

льготы (непосредственно закрепленные именно как льготы в главах НК РФ о конкретных налогах), а также

косвенные (или камуфлированные) льготы <760>.

--------------------------------

<760> Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М., 2007. С. 65.

Можно выделить льготы  по  умолчанию  (косвенные)  и  в  отечественном  налоговом  праве.  Так,  в

соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ для российских организаций объектом  налогообложения  по  налогу  на

имущество в общем случае признается  такое  имущество,  которое  учитывается  на  балансе  в  качестве

объектов основных средств в порядке, установленном для ведения  бухгалтерского  учета.  Очевидно,  что

законодатель потенциально мог бы обложить данным  налогом  и  иное  имущество  организации  (ценные

бумаги, товарные запасы, денежные средства на счетах в банках и в кассе и т.д.). Ранее  данным  налогом

облагались  и  иные  виды  имущества.  В ст. 2 Закона РФ от 13 декабря  1991  г.  N  2030-1  "О  налоге  на

имущество предприятий" (в настоящее время утратил силу) было  установлено,  что  налогом  облагаются

основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Налоговые

вычеты

  не   являются   исключением   из   общего   правила,   предоставляются   всем

налогоплательщикам и сводятся к возможности уменьшения суммы  налога  (или  параметра,  от  которого

зависит  величина  налога)  при   наличии   определенных   условий.   Общее   нормативное   определение

налогового вычета в НК РФ отсутствует.

Данный термин эпизодически применяется  в  части  первой НК РФ. Например, в  силу п. 1 ст. 80 НК

РФ расчет сумм НДФЛ, исчисленных  и  удержанных  налоговым  агентом,  представляет  собой  документ,

содержащий  обобщенную  налоговым  агентом   информацию   в   целом   по   всем   физическим   лицам,

получившим доходы от налогового агента (обособленного  подразделения  налогового  агента),  о  суммах

начисленных  и  выплаченных  им  доходов,  предоставленных  налоговых   вычетах,   об   исчисленных   и

удержанных суммах налога, а также других данных,  служащих  основанием  для  исчисления  налога.  Как

следует из п. 8 ст. 88 НК РФ, при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать  у

налогоплательщика  документы,   подтверждающие   в   соответствии   со ст.  172  НК  РФ  правомерность

применения   налоговых   вычетов   по   НДС.   Во   второй   же   части   НК   РФ   вычеты   упоминаются    и

регламентируются достаточно часто (в т.ч.  в ст. ст. 171, 172 (по НДС); 200, 201 (по акцизам); 218 - 221 (по

НДФЛ); 343.1, 343.2 (по НДПИ), п. п. 3 - 6 ст. 403 (по налогу на имущество физических лиц)).

Возможности   отказа   от    применения    налогового    вычета    в    законодательстве    обычно    не

предусмотрено.  На   практике   налоговые   органы,   как   правило,   не   возражают   против   того,   чтобы

налогоплательщик не применял налоговые вычеты. Тем не менее  в  ряде  норм  закреплено  право  (а  не

обязанность)  по  их  применению.  Так,  в  соответствии  с подп. 3 п. 1  ст.  220 НК  РФ  при  определении

размера  налоговой  базы  по  НДФЛ   налогоплательщик   имеет   право   на   получение   имущественного

налогового  вычета  в  размере  фактически   произведенных   налогоплательщиком   расходов   на   новое

строительство либо приобретение на территории Российской  Федерации  жилых  домов,  квартир,  комнат

или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в  них,  предоставленных  для

индивидуального жилищного строительства, и земельных участков  или  доли  (долей)  в  них,  на  которых

расположены приобретаемые  жилые  дома  или  доля  (доли)  в  них.  Соответственно,  применение  этого

вычета позволяет уменьшить сумму дохода, облагаемого НДФЛ (вплоть до нуля).

Если  вычет  носит  заявительный  характер,  то,   как   правило,   отказ   от   уже   затребованного   и

предоставленного вычета невозможен. Такой вывод можно сделать на основании Определений КС  РФ  от

15 апреля 2008 г. N 311-О-О и от 27 января 2011 г. N 95-О-О.

Налоговые  вычеты,  применяемые  при  исчислении  косвенных  налогов,   установлены   как   право

налогоплательщика    (п. 1 ст.  171, п. 1 ст.  200 НК РФ).  Указанные  вычеты  интересны  тем,  что  в  ряде


background image

случаев  позволяют  не  только  не  уплачивать  налог,  но  и  требовать  от  публично-правового   субъекта

возмещения денежных средств из бюджета (ст. ст. 176, 176.1, 203, 203.1 НК РФ).

Нормы  о

расходах

  не  обозначаются  в  законодательстве  как   налоговые   вычеты,   хотя   имеют

практически идентичный с ними механизм действия. Общее нормативное определение  расходов  в НК РФ

также отсутствует. В части первой НК РФ указанный термин применяется в том числе в подп. 3 п. 1 ст. 23:

налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет  своих  доходов  (расходов)  и  объектов

налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В  части

второй НК  РФ  расходы  регламентируются  достаточно   часто. Статья  247 НК  РФ  устанавливает,  что

объектом  налогообложения   по   налогу   на   прибыль   организаций   признается   прибыль,   полученная

налогоплательщиком.  При  этом  прибылью  для  российских  организаций  в  общем  случае   признаются

полученные   доходы,   уменьшенные   на   величину   произведенных   расходов.    Соответственно,    учет

налогоплательщиком   произведенных   расходов   в   соответствии   с гл.  25  НК  РФ  в  итоге  позволяет

уменьшать размер налога на прибыль организаций (в т.ч. до нуля).

Следует  отметить,  что  рассмотрение  налоговых  льгот  (вычетов,  расходов)  как   факультативных

элементов  налога  достаточно  условно.  С  точки  зрения  правовой  науки  и  позиций  высших  судебных

органов то, что и в отсутствие льгот (вычетов, расходов) закон  о  налоге  не  утратит  определенности,  не

вызывает  сомнений.  Однако  исходя  из  экономической   сущности   налогов   некоторых   типов   при   их

установлении соответствующие льготы  (вычеты,  расходы)  должны  предусматриваться  обязательно.  В

Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. N 12687/08 отмечается, что  при  установлении

налогов необходимо учитывать цели и элементы налогообложения (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). В ряде актов КС

РФ  (в  т.ч.  Постановления  от  13  марта  2008   г. N  5-П и от  1  марта  2012  г. N  6-П)  разъяснено,   что

возложенное  на  налогоплательщика  бремя  уплаты  такого  платежа,  как  НДФЛ,  -  исходя  из  сущности

данного  вида   налога   и   императивов,   вытекающих   непосредственно   из Конституции РФ,  -  должно

определяться таким образом, чтобы валовой  доход  уменьшался  на  установленные  законом  налоговые

вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.  В Постановлении КС РФ от 22 июня 2009

г. N 10-П подчеркнута необходимость учета федеральным  законодателем  при  формировании  структуры

налога объективных характеристик экономико-правового содержания налога. А.М. Лесова исходит из  того,

что современная теория взимания налогов исходит из того, что налогообложению может быть подвергнута

только чистая  прибыль  предприятия.  В  противном  случае,  то  есть  в  случае,  когда  налогообложению

подвергался бы валовой  доход,  предприятия  оказывались  бы  в  неравных  экономических,  а  значит,  в

неравных конкурентных условиях, поскольку одни из них отдавали бы  государству  большую  часть  своей

прибыли, чем другие <761>.

--------------------------------

<761>  Лесова  А.М.  Влияние  решения  Конституционного  Суда  РФ  на  судебную  практику  оценки

обоснованности затрат // Налоговые споры: опыт  России  и  других  стран:  По  материалам  III  Междунар.

научно-практ. конф. 13 - 14 ноября 2009 г. С. 235.

Данная правовая позиция относима к большинству ситуаций исчисления налога на прибыль, НДФЛ с

доходов индивидуальных предпринимателей, ЕСХН,  а  также  применима  к  УСН  (при  объекте  "доходы,

уменьшенные на величину  расходов"  - п. 1 ст. 346.14 НК РФ с соответствующей  стандартной  налоговой

ставкой 15% - п. 2 ст. 346.20 НК РФ). С другой стороны, при рассмотрении УСН с объектом "доходы"  - п. 1

ст.  346.14 НК  РФ,  подобных  расходов  (вычетов)  в НК  РФ  вообще  не  предполагается,  что  полностью

соответствует сущности данного налога: отсутствие права на учет  расходов  (вычетов)  компенсируется  в

данном случае пониженной стандартной налоговой ставкой 6% - п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Однако в ряде случаев законодатель сознательно не предоставляет никаких вычетов,  несмотря  на,

казалось бы,  имеющуюся  в  них  необходимость.  Так,  в Определении КС РФ от 5 июля 2001  г.  N  162-О

подтверждена конституционность  норм НК РФ, предполагающих обложение НДФЛ выигрышей в  "чистом"

виде,  без  учета   каких-либо   расходов.   Суд   отметил,   что   понятие   "выигрыш"   не   имеет   в НК РФ

специфического правового содержания, которое отличалось бы от общепринятого (выигрыш -  это  то,  что

приобретается  в  результате  успешного   участия   в   игре),   а   потому   не   нуждается   в   специальном

разъяснении  законодателя.  Выигрыш  может  и  не  составить  реального  дохода,  если  участие   в   игре

повлекло  расходы,  превышающие  сумму  выигрыша.  Однако   НДФЛ   облагается   именно   сам   доход,

получаемый в каждом случае выигрыша, а не прибыль - сумма, составляющая разницу, на которую  доход

превышает затраты: денежное выражение результата участия в игре может быть для  участника  игры  как

положительным, так и отрицательным. По всей  видимости,  поддержанный  КС  РФ  подход  законодателя

объясняется просто - "условно-отрицательным" отношением законодателя к такому виду доходов.

Другой  пример  -  в  силу п. п.  3, 4  ст.  210 и п. 3  ст.  224  НК  РФ  налоговые  вычеты   по   НДФЛ,

предусмотренные

ст.  ст.  218 - 221  НК  РФ,  не  могут  быть  использованы   физическими   лицами,   не

являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Кроме того, для доходов данных лиц  в п.


background image

3 ст. 224 НК РФ предусмотрена повышенная налоговая ставка  30%.  Однако  в Определении КС РФ от 14

июля 2011 г. N  949-О-О  установление  для  нерезидентов  повышенной  налоговой  ставки  30%  не  было

признано дискриминационным в смысле п. 2 ст. 3 НК РФ. Суд отметил, что в данном случае установление

дифференцированных   ставок   НДФЛ   основано   на   объективном   критерии,   характеризующем   связь

физического лица с налоговой  юрисдикцией  Российской  Федерации.  Иными  словами,  законодатель  не

считает    необходимым    обеспечивать    в    налогообложении    для    нерезидентов    тот    же     уровень

справедливости, на который вправе рассчитывать резиденты.

Кроме того, по сведениям,  приведенным  С.Г.  Пепеляевым,  случаи,  подобные  российскому,  когда

доходы нерезидентов облагаются по повышенным ставкам,  довольно  редки.  Но  действия  законодателя

логичны: налоговые ставки в странах-партнерах в большинстве случаев намного выше, чем в  России  (как

правило, установлена прогрессивная шкала налогообложения с довольно  высокими  ставками:  Швеция  -

до 56,4%, Бельгия - до 53,7%, Нидерланды - до 52%, Дания -  до  51,5%,  Австрия  и  Великобритания  -  до

50%) <762>.

--------------------------------

<762> Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли. М., 2015. С. 19.

Ситуации, в которых законодатель предоставил налоговые  преимущества  определенной  категории

налогоплательщиков с нарушением принципов справедливости и юридического  равенства,  представляют

определенную  проблему.  В  подобных  ситуациях  потенциально  можно  ликвидировать  "сомнительную"

льготу  на  будущее,  но  сложно  решить,  как  именно  восстановить  справедливость   в   отношении   уже

прошедшего периода времени. Лишить преимуществ те категории лиц, которым они  были  необоснованно

представлены,   невозможно   в    силу    запрета    обратной    силы    закона,    ухудшающего    положение

налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ). Соответственно, остается только  вариант  предоставления

"с обратной силой"  преимуществ  тем  категориям  лиц,  которые  не  имели  принципиальных  отличий  от

"льготной" категории. Но такой  вариант  решения  данной  проблемы  не  следует  из  законодательства  и

крайне редко имеет место в практике высших судебных органов.

Например, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010

г.) организации, владевшие пассажирскими и  грузовыми  морскими,  речными  и  воздушными  судами,  не

уплачивали транспортный  налог,  а  индивидуальные  предприниматели  -  уплачивали.  Поскольку НК РФ

прямо и недвусмысленно исключал индивидуальных предпринимателей из числа лиц, имеющих  право  не

уплачивать налог, в Определениях КС РФ от 1 декабря 2009 г. N 1551-О-О и N 1552-О-О, в Постановлении

Президиума  ВАС  РФ  от  21  июля  2009  г.  N   3513/09   отсутствие   у   предпринимателей   этого   права

подтверждено. Однако, несмотря на поддержку позиции законодателя  судебными  органами,  с  1  января

2010 г. (без обратной силы закона) те же преимущества  нормативно  закреплены  и  за  индивидуальными

предпринимателями.   Иными   словами,   законодатель   косвенно   признал   необоснованным    лишение

предпринимателей данной льготы.

Имеют место и примеры иного  подхода  высших  судебных  органов  (как  правило,  применяемого  в

ситуациях,  когда  речь  идет  о  недостаточно  защищенных  группах  населения  либо  об   исключительно

социально   значимой   деятельности).   Так,    в Постановлении  КС  РФ  от  23  декабря  1999  г.  N  18-П

проанализировано положение закона о страховых взносах, предоставляющее освобождение от их уплаты,

и  сделан   вывод,   что   данная   норма   носит   дискриминационный   характер   постольку,   поскольку   в

соответствии с ней устанавливаются необоснованные  и  несправедливые  различия  при  предоставлении

государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят  они  в

состав общероссийских или нет. На этом основании Суд признал норму не  соответствующей Конституции

РФ  в  той  части,  в  какой  она  не  освобождает  от  уплаты  страховых  взносов  в   ГВБФ   общественные

организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

На основании указанного акта КС  РФ,  в п. 4 информационного письма Президиума  ВАС  РФ  от  17

ноября 2011 г. N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел,  связанных  с  применением

отдельных  положений   главы   30   Налогового   кодекса   Российской   Федерации"   сделан   вывод,   что

региональная общественная  организация  инвалидов  имеет  право  пользоваться  льготой  по  налогу  на

имущество   организаций,   предусмотренной п. 3 ст.  381 НК  РФ  (в  котором  данное  право  формально

предусмотрено только для общероссийских общественных организаций инвалидов).

В Определении КС РФ от 7 февраля 2002 г. N 13-О  рассматривались  нормы Закона РФ "О налоге с

имущества, переходящего в порядке наследования  или  дарения"  (утратил  силу),  согласно  которому  от

налогообложения освобождались жилые дома (но  не  квартиры),  переходящие  в  порядке  наследования

инвалидам I и II группы. Суд отметил, что отмеченная несогласованность не может  быть  объяснена  ни  с

точки зрения защиты фискальных интересов государства (учитывая, что  жилые  дома,  при  наследовании

которых предоставляется налоговая льгота инвалидам, как обособленные строения с прилегающей к  ним

территорией представляют, как правило, не меньшую ценность,  чем  квартира  в  доме),  ни  тем  более  с