Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4547

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

быть принято на основе консенсуса.

Как  и  любая  иная  международная  организация,  ВТО  имеет  свой  Секретариат,  который   уполномочен

решать

административные   вопросы

.  Секретариат  возглавляется  Генеральным  директором.  Генеральный

директор  назначает  членов  персонала  Секретариата  и  определяет  их   обязанности   и   условия   работы   в

соответствии   с   правилами,   принимаемыми   Конференцией   министров    (

п. 3 ст.  VI

  Соглашения  о  ВТО).

Соглашение

   о   ВТО    предельно    четко    устанавливает    принципиально    необходимое,    что    имманентно

международной правосубъектности межгосударственной  институции  и  ее  деятельности,  а  именно  не  только

наличие организационного единства для выражения вовне воли организации, но и характер последней как воли,

"относительно автономной от воли государств-членов". В частности,  в

п. 4 ст. VI

 Соглашения о ВТО закреплены

важнейшие для организации положения: "Обязанности Генерального директора  и  персонала  Секретариата  по

своему   характеру   являются    исключительно    международными.    При    выполнении    своих    обязанностей

Генеральный директор и персонал Секретариата не могут запрашивать или принимать указания  от  какого-либо

правительства  или  любого  другого  органа  помимо  ВТО.  Они  должны  воздерживаться  от  любых  действий,

которые  могли  бы  отрицательно  отразиться  на  их  статусе  международных  должностных  лиц.  Члены   ВТО

должны уважать международный характер обязанностей Генерального директора и  персонала  Секретариата  и

не должны пытаться влиять на них при выполнении ими своих обязанностей".

В связи со статусом ВТО как международной организации должностные лица и персонал  главных  органов

наделяются  привилегиями  и  иммунитетами,  призванными  к  тому,  чтобы  институция   и   ее   органы   смогли

реализовать свое предназначение и функции, достичь установленных в учредительных документах целей.

Таким образом, в институциональном отношении система органов  и  структура  ВТО  представлена  тремя

главными   органами:    Конференцией    министров,    Генеральным    советом,    возглавляемым    Генеральным

директором, Секретариатом, во главе которого также стоит  Генеральный  директор.  Кроме  того,  Конференция

образует комитеты и группы по важнейшим  направлениям  деятельности  организации:  Комитет  по  торговле  и

развитию,  Комитет  по  ограничениям  в  связи  с  платежным  балансом;  Комитет   по   бюджету,   финансам   и

административным вопросам. Существуют комитеты, учрежденные в соответствии с соглашениями,  входящими

в  перечень

приложений

  к  Соглашению  о  ВТО.  После  внесения  изменений  в  Марракешское

соглашение

 об

учреждении ВТО  посредством  включения  в  него

Соглашения

 об упрощении процедур торговли  от  27  ноября

2014  г.  <1>  на  основе  положений  последнего  был  учрежден  Комитет  по  упрощению  процедур  торговли  в

качестве одного из рабочих органов ВТО. Под руководством Генерального совета действуют несколько  советов,

обеспечивающих наблюдение за осуществлением

многосторонних торговых соглашений

: Совет по торговле

товарами, Совет по торговле услугами и Совет  по  торговым  аспектам  прав  интеллектуальной  собственности.

Указанные советы выполняют  функции,  предписанные  им  соответствующими  соглашениями  и  Генеральным

советом.  Они   устанавливают   для   себя   соответствующие   правила   процедуры,   подлежащие   одобрению

Генеральным  советом.  Членство  в  этих  советах  открыто   для   представителей   всех   членов.   Эти   советы

созываются по  мере  необходимости  для  выполнения  своих  функций.  В  новейшей  юридической  литературе

высказана идея о существовании "нескольких уровней" органов ВТО  в  ее  "общей  институциональной  основе".

Как полагает  Р.А.  Шепенко,  первый  уровень  образует  Конференция  министров;  второй  уровень  состоит  из

органов, отвечающих за ежедневную работу между конференциями министров: Генерального совета, Органа  по

разрешению  споров,  Органа  по  проведению  обзора  торговой  политики;  третий   уровень   образован   тремя

советами,  находящимися  под  общим  руководством   Генерального   совета   (

п. 5 ст.  IV

  Соглашения  о  ВТО):

Советом  по  торговле  товарами,   Советом   по   торговле   услугами;   Советом   по   торговым   аспектам   прав

интеллектуальной собственности. Их названия указывают на то,  что  они  ответственны  за  работу  соглашений

ВТО, связанных с определенными сферами  торговли.  Членство  в  советах  открыто  для  представителей  всех

участников. Четвертый уровень, по  классификации

п. 6 ст. IV

 Соглашения о ВТО, образован  вспомогательными

органами. Так, у Совета по торговле  товарами  11  комитетов,  занимающихся  определенными  вопросами  <2>.

Вообще  говоря,  данная  градация  не  учитывает  всех  органов  ВТО.  В  частности,  в   предлагаемых   уровнях

затерялся Секретариат. Кроме того, включение Генерального совета, Органа по  разрешению  споров  и  Органа

по  проведению  обзора  торговой  политики  в  число  органов  второго  уровня  создает  ложное  впечатление  о

количестве  органов  ВТО,  поскольку  все  перечисленное  -  это  и  есть,  как  правильно  замечает   сам   автор,

Генеральный совет. В данном случае речь идет не о создаваемых отдельно управленческих структурах ВТО, а о

наделении одного  органа  различными  функциями.  Трудно  говорить  об  уровнях  органов  еще  и  потому,  что

органы  разных  уровней  имеют  одну  и  ту  же  юридическую  природу   -   представительную:   и   Конференция

министров, и Генеральный совет (а значит,  и  Орган  по  разрешению  споров,  и  Орган  по  проведению  обзора

торговой политики), и даже советы третьего уровня (Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами  и

Совет  по  торговым  аспектам  прав  интеллектуальной  собственности),   которые   открыты   для   всех   членов

организации,  состоят  из  представителей  государств.  В  свете  этого  высказанное  предложение   не   кажется

всесторонне обоснованным.

--------------------------------

<1>  Россия  ратифицировала

Протокол

  Федеральным

законом

 от 2 марта 2016 г.  N  38-ФЗ  "О  принятии

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  20 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Протокола   о   внесении   изменений   в   Марракешское   соглашение   об    учреждении    Всемирной    торговой

организации".

<2> См.: Шепенко Р.А.

ВТО и урегулирование антидемпинговых  споров

: общая характеристика //  Вестник

Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 324.

Глава II. ПРАВО ВТО КАК КАТЕГОРИЯ НАУКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие права ВТО.

Право ВТО и международное торговое право

Как и сама ВТО, право ВТО в контексте современности зачастую рассматривается через призму процессов

глобализации, интернационализации, универсализации (а иногда даже и интеграции,  с  чем,  собственно,  никак

нельзя согласиться). Зарубежные исследователи обеспокоенно пишут: "Пока остается  открытым  вопрос,  какие

правовые инструменты приемлемы для регулирования прогрессирующей экономической глобализации. В целом

интернационализация права существенно отстает от экономической  интеграции.  На  данный  момент  известны

многочисленные  формы  и  типы  правовых  инструментов,   которые   в   той   или   иной   степени   юридически

соответствуют  экономической  глобализации".  Есть  несколько   принципиальных   решений   применительно   к

понятию  "право  ВТО":  ряд  подходов  заключается  в  том,  чтобы  усматривать  в  праве  Всемирной   торговой

организации (ВТО) неуклонно расширяющуюся и специализированную правовую систему,  находящуюся  "среди

областей  международно-правового  регулирования"  <1>.  Этому  вторят  и  другие  зарубежные,   в   том   числе

немецкие,  авторы:  "Сегодня  только  право  ВТО  образует  комплексную  универсально-секторальную  систему

регулирования" <2>. Ряд концепций  отрицают  принадлежность  права  ВТО  к  международному  праву.  И  те  и

другие  целесообразно  подвергнуть  анализу  отдельно.  Строго  говоря,  анализ  явления  "право  ВТО"  по   его

существу    подразумевает    преимущественно    два     направления:     определение     юридической     природы

(принадлежности  к   международному   праву   либо   ее   отрицания,   следовательно,   установление   места   в

глобальной нормативной системе) и выявление его структуры - составляющих элементов.

--------------------------------

<1>  См.:  Тюрина  Н.Е.

Фрагментация   международного    права

 в  контексте  "права  ВТО"  //  Российский

юридический журнал. 2011. N 3. С. 55 - 63; Флек Д.

Международное право между фрагментацией

 и интеграцией:

вызовы для теории и практики // Российский юридический журнал. 2011. N 6.

<2> См.: Витцтум В.Г. и др.

Международное право

 =

 / Пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой,

Н. Спица; науч. ред. Т.Ф. Яковлева; предисл., сост. В. Бергманн. М., 2011. С. 632.

Термин "право ВТО" (иногда используется и другое выражение -  "право  ГАТТ  ВТО")  достаточно  давно  и

прочно  вошел  в  научный  и  практический   обиход   в   мировом   масштабе.   В   западной   литературе   имеет

распространение также и понятие "правовая система ВТО" (WTO  Legal  System)  <1>.  И.  Гудков  и  Н.  Мизулин,

используя несколько иное наименование - "нормы ВТО в собирательном смысле",  относят  к  ним

Соглашение

 о

ВТО   и   его   приложения,   содержащие   "различные   соглашения,   регулирующие   специфические    вопросы

международной торговли,  включая

ГАТТ

,

ГАТС

 и прочие" <2>. После присоединения Российской  Федерации  к

Соглашению

 о ВТО термин и понятие "право ВТО" стали привычными для различных кругов  и  в  нашей  стране.

При  этом  с  вступлением  России  в  ВТО  вопрос  о  праве  ВТО  и  его  соотношении  с  национально-правовой

системой  конкретного  государства,  в  том  числе  правовой  системой  Российской  Федерации,  приобрел   для

отечественного  правоведения  не  только  и  не  столько  теоретическую,  сколько  практическую  важность.  Это

связано прежде всего с тем, что  членство  России  в  указанной  международной  организации,  налагая  на  нее

значительный круг международно-правовых обязательств, вытекает из договорных документов о присоединении

(

Протокола

 о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению  об  учреждении  Всемирной

торговой организации от 16 декабря 2011 г. <3>). Последние незамедлительно должны  получить  отражение  во

внутригосударственной сфере. Формами их опосредствования служат  все  и  любые  меры,  доступные  нашему

государству  в   силу   конституционных   и   иных   предписаний,   которые   требуются   для   выполнения   таких

обязательств  и  лежат  в  его  внутренней  компетенции:   изменение   законодательства   и   приведение   его   в

соответствие  с  нормами  международного  договора,  создание  либо  упразднение  в  случаях   необходимости

органа или органов управления в нужном сегменте экономики (промышленности, сельского хозяйства,  торговли,

транспорта,  связи  и  т.д.),  издание  новых  либо  отмена  старых  актов,  внесение  необходимых  изменений   в

законодательство и правопорядок в целом, а также осуществление иных действий и (или) мероприятий.  Вместе

с тем практический и теоретический аспекты неразрывно связаны друг с другом, поскольку  и  в  том  и  в  другом

случае  так  или  иначе  затрагиваются  краеугольные  понятия  науки  международного  права:   система   права,

международно-правовая система и ее структурные элементы,  национально-правовая  система,  международное

право  и  внутригосударственное/национальное  право.  Действительно,   каждое   из   них   в   отдельности   и   в

сопоставлении друг с другом  необходимо  не  только  для  показа  существа  международного  права,  но  и  для

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  21 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

лучшего осознания механизмов его функционирования. Приведенные термины опосредствуют  наиболее  общие

категории  правовой  науки,   обозначая   явления   фундаментального   порядка.   Их   анализ   невозможен   без

обращения ко многим правовым наукам: основам общей теории права, отраслевых наук внутригосударственного

права    и    теории    международного     права.     При     этом,     хотя     опорным     элементом     в     категориях

"международно-правовая система", "национально-правовая система"  выступает  понятие  "система",  далеко  не

всегда на первое место при  подходе  к  ним  ставится  структурно-системный  взгляд,  как  это  обусловливается

философским значением термина.

--------------------------------

<1> См.: Palmeter D., Mavroidis P.C. The WTO Legal System: Sources of Law // AJIL. 1998. Vol. 92. N 3. P.  398

- 413.

<2>  Гудков  И.,   Мизулин   Н.

Правила    ВТО:    проблемы    прямого    действия

   и   эффективности   мер

ответственности за нарушения // Право ВТО. 2012. N 1. С. 11.

<3>

Протокол

 включает  также:

Перечень

 CLXV уступок и обязательств  по  товарам,  Таблицы  ежегодных

снижений  ставок   для

части  I

,   секций   I-A   (сельскохозяйственные   тарифы),

II

  (прочие  товары),

Перечень

специфических  обязательств   по   услугам,

Списки

  изъятий  из  статьи  II  (РНБ),  традиционных  операторов,

Дополнительные  обязательства

 в области услуг базовых  телекоммуникаций  (см.:  Бюллетень  международных

договоров. 2012. N 12. С. 55 - 58).

Один из видных теоретиков права, посвятивший немало сил разработке того,  что  является  фундаментом

любой  науки,  -  ее  понятийного  аппарата,  в  частности  категорий  общей  теории  государства  и  права,   А.М.

Васильев справедливо полагал систему права  наряду  с  другими  главенствующими  понятиями  общей  теории

права категорией, способной, во-первых, всеобъемлюще  выразить  сущность  явления,  именуемого  правом,  и,

во-вторых,  служить  основанием  для  ряда  других  понятий,  которые   объясняют   его   структуру   <1>.   Стоит

напомнить, что в рамках состоявшейся в 80-е гг. XX в. дискуссии  о  системе  советского  права  отечественными

теоретиками была высказана мысль о разграничении понятий  "система  права"  и  "правовая  система".  Так,  по

мнению М.И. Пискотина, если первое отражает главным образом внутреннее  строение  права,  то  второе  -  его

место в ряду других общественных явлений наряду с экономической, политической и  иными  системами  <2>.  В

свете этого в целях идентификации права ВТО и его принадлежности к международно-правовой  системе  нужно

признать, что  значение  должны  иметь  и  строение  права,  т.е.  структурный  аспект  системы  международного

права,  и  особенности  последнего  как  правовой  системы,  т.е.  специфика  его  природы,   объекта   и   метода

регулирования, а также норм.

--------------------------------

<1> См.: Васильев А.М. Правовые категории.  Методологические  аспекты  разработки  системы  категорий

теории права. М., 1976. С. 156.

<2> См.: Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. N 8.

С. 68.

С точки зрения категории "система международного права", отражающей его строение, несомненно,  право

ВТО  -  часть  международного  торгового  права  как  важнейшей  подотрасли  международного   экономического

права, входящей в систему на положении отрасли международного права. Для доказательства наличия  у  права

ВТО признаков принадлежности к международному праву как правовой системе,  принципиально  обладание  им

такими же характерными чертами, что и  у  международного  права  как  такового.  Это  проявляется  в  том,  что,

во-первых,  нормы  права  ВТО  регулируют  межгосударственные  (междувластные)   отношения   между   собой

членов  данной  международной  организации.  Источниками  права  ВТО   в   формально-юридическом   смысле

являются международные договоры (учредительный акт -

Соглашение

 о ВТО и пакет соглашений ВТО в целом).

Во-вторых, субъектами отношений выступают государства.  В-третьих,  механизмом  создания  норм  и  методом

правового  регулирования  указанных   отношений   является   согласование   воль,   т.е.   процесс   и   результат

разработки международных соглашений, решений органов  организации,  содержащих  международно-правовые

правила поведения  ее  членов  <1>.  К  такому  же  заключению,  но  со  своей  аргументацией  приходит  и  Н.Е.

Тюрина. К числу обстоятельств, влияющих на конечные выводы о неотделимости права ВТО от международного

права, автор относит не только то, что его субъекты - это субъекты международного  права,  но  и  наличие  всех

присущих им  обязанностей,  "среди  которых  высшую  юридическую  силу  имеют  установленные  нормами  jus

cogens"   <2>.   Наконец,   самым   достоверным   доказательством   принадлежности   права    ВТО    к    системе

международного  права,  думается,  служит  содержание  его  норм.  Так,

ст. XXI  (c)

 ГАТТ определяет:  "Ничто  в

настоящем

Соглашении

  не  должно  быть  истолковано...  как  препятствующее  какой-либо  Договаривающейся

стороне   предпринимать   действия   во   исполнение   ее   обязательств   на   основании

Устава

    Организации

Объединенных  Наций  для  сохранения  международного  мира  и  безопасности"  <3>.  Таким  образом,  налицо

связанность принципиальных норм международных соглашений, лежащих  в  основе  ВТО,  с  общепризнанными

нормами международного права, прежде всего

Устава

 ООН.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  22 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

--------------------------------

<1>  См.:  Ануфриева  Л.П.  "Право   ВТО"   и   правовая   система   Российской   Федерации   //   Междунар.

науч.-практ. конф. "Тункинские чтения" / Под ред. А.С. Исполинова, А.А. Баталова. М., 2013. Вып. 3. С. 11.

<2> См.: Тюрина Н.Е.

Фрагментация международного права

 в контексте "права ВТО".

<3>  Генеральное

соглашение

 по  тарифам  и  торговле  (ГАТТ-1947)  //  Результаты  Уругвайского  раунда

многосторонних переговоров. Правовые тексты: В 2  т.  М.,  2001.  Т.  1.  С.  156  -  183;  см.  также:  Тюрина  Н.Е.

Фрагментация международного права

 в контексте "права ВТО".

С  учетом  изложенного  постановка  проблемы  соотношения  права  ВТО  и  функционирования  правовой

системы Российской Федерации вполне  укладывается,  на  первый  взгляд,  в  рамки  такого  фундаментального

раздела международно-правовой науки, как взаимодействие международного и  внутригосударственного  права.

Вместе с тем природа права ВТО и его содержание далеко не столь бесспорны и  однозначны  в  теоретическом

плане,  в  результате  чего  указанная  констатация  может  оказаться  не  вполне   верной   с   точки   зрения   ее

адекватности  истинному  положению  дел,  удостоверенному  достигнутым  уровнем  научных  представлений  о

предмете.

Прежде всего нуждается в аргументации непосредственно сама обоснованность  выбора  пар  коррелятов:

право ВТО - международное право и внутригосударственное право - правовая  система  Российской  Федерации

или правовая система любого иного государства - члена  ВТО  -  и  выстраивания  их  в  цепочку.  Ведь  согласно

законам логики если элементы подобраны точно и поставлены в ряд правильно, то и  в  инверсионном  варианте

построения  звеньев  этого  ряда  логическая  корректность  будет  сохранена:  право  ВТО  -  правовая   система

Российской Федерации как часть более общих корреспондирующих друг с другом пар  явлений:  международное

право  -  внутригосударственное  право;  международное  право  -  российская  правовая  система;  право  ВТО  -

международное  право  и,  следовательно,  право  ВТО  -  внутригосударственное  право  (российская   правовая

система).  Если  в  рамках  первых  двух  пар  вопросов  по  существу  соотношения  между   составляющими   их

элементами не возникает, то применительно к паре право ВТО  -  международное  право  квалификация  первой

составляющей  -  права  ВТО  в  качестве  неотъемлемой  части  международного  права  требует   специального

обоснования.  Из  этого  вытекает,  что  может  оказаться  небесспорной   и   констатация   связи   права   ВТО   с

российской правовой системой  по  вышеприведенному  алгоритму:  часть  международного  права  (право  ВТО)

соотносится с частью внутригосударственного права (российское право).

Во   всяком   случае,   для   многих   исследователей   квалификация   права   ВТО    как    относящегося    к

международному  праву  представляется  далеко  не  безусловной  или  хотя  бы  однозначной.  Чем   более   мы

отдаляемся от момента создания  ВТО,  тем  глубже  в  профессиональную  среду  проникают  сомнения  в  этом

отношении. В частности, примерно 15 лет назад, когда ВТО находилась лишь в самом  начале  своего  пути,  как

юристами-теоретиками, так и практиками признавалось международно-правовое качество документов,  лежащих

в основе организации. Например, в 1998 г.  Д.  Пальметер  (практикующий  юрист)  и  П.  Мавроидис  (профессор

права университета Невшателя (Швейцария)) однозначно подходили к решению  вопроса  об  источниках  права

ВТО с позиций содержания

ст. 38

 Статута Международного суда ООН, определяя  и

Соглашение

 о ВТО, и пакет

"охваченных  соглашений"  ВТО  в  качестве  "специальных"  международных  договоров  (конвенций)  в   смысле

упоминаемого  в

п. 1 данной  статьи

 Статута международных актов <1>.  А  уже  в  начале  2000-х  гг.  сомнения

относительно принадлежности к международному праву и  самой  ВТО,  и  создаваемых  ею  правовых  режимов

стали звучать со все большей настойчивостью. Хотя, отдавая должное объективности,  надо  отметить,  что  и  в

этот период полное отрицание международного права в связи с ВТО в кругах специалистов не имело места. Так,

Дж.  Повелин,  бывший   сотрудник   Секретариата   ВТО,   размышляя   над   ролью   международного   права   в

функционировании организации, подчеркивает отсутствие прямых  ответов  на  дилеммы,  является  право  ВТО

"самодостаточным", "самоподдерживаемым" режимом (self-contained regime) или нет; относится ли ВТО к  более

широкому корпусу правовых  норм  -  норм  международного  права,  а  также  каково  значение  международного

права  в  разрешении  споров  ВТО.  Позднее,  признав  качество  норм  ВТО   быть   договорным   режимом,   он

решительно склонился к тому, что право ВТО не является автономным договорным режимом, существующим за

пределами международного права <2>. Другой автор, Б. Киффер, также признает принадлежность права  ВТО  к

системе   международного   права:   "Право   ВТО   приобрело   свою   специфику   и   автономность   в    системе

международного  права.  Право  ВТО  стало  новой  отраслью  международного  права  со  своим   предметом   и

системой правоотношений" <3>. В то же время в западной доктрине имеется и явно выраженное  мнение  прямо

противоположного характера.

--------------------------------

<1> См.: Palmeter D., Mavroidis P. Op. cit. P.  398.  В  данном  случае  уместно  добавить,  что  это  довольно

распространенная  в  юридической   литературе   (особенно   учебной)   позиция,   будто   бы   в

ст.  38

  Статута

присутствует перечень  формально-юридических  источников  международного  права,  представляется  в  корне

ошибочной, способной привести к серьезным заблуждениям в области теории  международного  права  в  целом

(подробнее об этом см.: Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного  частного

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  23 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

права  (правовые  категории).  М.,  2002.  С.  401).  Более  того,  указанные  заблуждения  начинают  проникать  в

международную судебную практику, о чем свидетельствуют, например, материалы дела N 1-7/2-2013 по  жалобе

ПАО   "Новокраматорский   машиностроительный    завод"    на

решение

  Суда  ЕврАзЭС  от  24  июня  2013  г.,

вынесенное по заявлению о признании не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках

Таможенного  союза  и  Единого   экономического   пространства,

решения

 Комиссии  Таможенного  союза  от  9

декабря 2011 г. N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей  стальных  кованых  валков

для  прокатных  станов  в  Таможенном   союзе",   в   котором   не   только   утверждается   упомянутое   качество

перечисленных  в

ст. 38

 Статута  инструментов  служить  источниками  международного  права,  но  и  делается

генеральный вывод о якобы их "равной юридической силе". В частности, в  решении  Суда  говорится:  "...нормы,

формирующие правовую основу  Таможенного  союза,  не  могут  толковаться  без  учета  норм  международного

права общего характера: международных договоров, универсальных и региональных обычаев, общих принципов

права, признанных цивилизованными  нациями,  имеющих  в  силу

пункта 1 статьи  38

 Статута  Международного

суда ООН равную юридическую силу" (см.: URL: http://sudevrazes.org/ru/main.aspx?guid=20941  (дата  обращения:

14.07.2013). Не акцентируя особо внимание на том, что в решении Суда ЕврАзЭС несколько  переиначены  текст

и  смысл   цитируемой

статьи

  Статута,  отметим,  что  в  печати  и   публичных   выступлениях   нередко   звучат

сетования о нехватке юристов-международников в составе международных судебных учреждений,  в  том  числе

Суда ЕврАзЭС, а также Экономического суда СНГ, что,  очевидно,  и  сказалось  непосредственным  образом  на

формулах, приведенных в документе судебного органа. Однако,  возвращаясь  к  основному  предмету,  следует

подчеркнуть, что содержание данного  отступления  отнюдь  не  означает  отрицания  того,  что  международные

соглашения,  входящие  в  пакет  соглашений   ВТО,   являются   источниками   международного   права,   будучи

собственно  международными  договорами   по   смыслу   Венской

конвенции

 1969  г.  о  праве  международных

договоров.

<2> См.: Pauwelyn J. Conflict of Norms in Public International Law:  How  WTO  Law  Relates  to  Other  Rules  of

International Law. Cambridge Studies in International and Comparative Law. Cambridge University Press, 2003. P. 37.

<3>   Kieffer   B.   L'Organisation   Mondiale   du   Commerce   et

  du   droit   international   public.

 d'Yves Petit, avant-propos de Pascal Lamy. Larcier, 2008.

Нахождение адекватных ответов на вопросы о характере норм ВТО, их месте  в  системе  международного

права и соотношении последнего с правом ВТО имеет непосредственную  значимость  как  в  части  результатов

для самой Организации и права ВТО, так и  в  том,  что  касается  последствий  для  международного  права  как

такового  и  правоприменения  его  норм  в  целом.  Иными  словами,  в  одном   случае   может   предполагаться

укрепление  и  развитие  "самодостаточности"  права  ВТО,   но   в   рамках   международного   права;   в   другом

"автономность" права ВТО будет равноценна его отрыву от международного права. При этом следует  заметить,

что признание  "автономности"  права  ВТО  так  или  иначе  усиливает  линию  продолжающейся  фрагментации

международного права в противовес его целостности и  единству  <1>.  Таким  образом,  отсутствие  в  доктрине

единодушия  во  мнениях  и  позитивной  реакции   по   поводу   квалификации   принадлежности   права   ВТО   к

международному праву на более поздних этапах его существования по сравнению с периодом возникновения во

многом объясняется неуклонным продвижением концепции фрагментации международного права, хотя при этом

некоторые американские авторы выражают классический взгляд. Например, К. Ван Грасстек, будучи создателем

Вашингтонского доклада  по  обзору  торговой  политики  США  и  консультантом  Департамента  международной

торговли,  изначально  исходит  из  необходимости  его  рассмотрения  через  призму  международного  права  и

существования как части последнего <2>.

--------------------------------

<1> См.: Pauwelyn J. The Role of Public International Law in the WTO: How Far can We Go? P. 535.

<2> См.: Grasstek C. Van. Op. cit. P. 6 - 7, 201 - 229.

Возвращаясь к оценкам качеств права ВТО на начальных этапах его существования, необходимо  еще  раз

подчеркнуть присутствие в квалификациях международного права. Если же рассматривать этот вопрос  вообще,

то западная наука на данном этапе в части трактовки режимов ВТО была явно поделена надвое: одни  называли

призывы трактовать договоры ВТО в  качестве  инструментов  создания  международно-правовых  обязательств,

являющихся   частью   международного    права,

трюизмом,

   полагая   затруднительными   представления    о

каком-либо другом статусе этих норм, вытекающих из договора, который заключен государствами  на  основании

международного права <1>, другие выдвигали  аргументы  о  том,  что  дипломаты  и  участники  переговоров  по

созданию  документов,  лежащих  в  основе  ВТО,  никогда  "даже  и  не  думали  о  международном  праве"  <2>.

Реагируя на последнее замечание, нельзя не подчеркнуть, что оно выглядит, конечно, алогичным, ибо речь идет

о   межгосударственном   образовании,   которое   не   может   не   быть   встроено    в    международное    право.

Показательными  в  этом  плане  выступают  положения  Проекта  статей  об   ответственности   международных

организаций   2006   г.   КМП   ООН,   которые   определяют   международную   организацию   как   "организацию,

учрежденную на  основании  международного  договора  или  иного  документа,  регулируемого  международным

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  24 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)