Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4407

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

будет уместным хотя бы кратко их охарактеризовать.

"ЕС - бананы" - European Communities - Regime for the Importation, Sale  and  Distribution  of  Bananas,

WT/DS27

 (Complainants: Ecuador, Guatemala, Honduras, Mexico, United States).

Данный  спор,  один  из  самых  долгих  за  всю  историю  ГАТТ/ВТО,  начался  еще  в   1991   г.   Претензии

латиноамериканских стран - экспортеров бананов, а также США, которые  не  являются  ни  производителем,  ни

крупным  экспортером  бананов,   вызвали   торговые   преференции   ЕС   в   отношении   импорта   бананов   из

африканских стран - бывших европейских  колоний.  В  1997  г.  ОРС  утвердил  доклад  апелляционного  органа,

установившего  нарушения  ряда   статей

ГАТТ

 и

ГАТС

 <1>. В  1999  г.  ЕС  представил  новый  режим  импорта

бананов, однако в порядке

п. 5 ст. 21

 ДРС он был признан не соответствующим решению <2>. В апреле  1999  г.

ОРС в  порядке

п. 6 ст.  22

 ДРС разрешил Соединенным  Штатам  применить  по  отношению  к  товарам  из  ЕС

приостановление уступок в размере 191,4 млн. долл. в год <3>, а в мае 2000 г. подобное разрешение в  размере

201,6 млн. долл. было выдано Эквадору <4>, в том числе  в  отношении  обязательств  по

ГАТС

 и

ТРИПС

 <5>. В

2001  г.  ЕС  согласился  отказаться  от  нетарифных   ограничений   начиная   с   2006   г.,   сохранив   тарифные

преференции в отношении бывших колоний,  в  обмен  на  согласие  США  и  Эквадора  приостановить  действие

своих  ограничений.  В  2005  г.   ЕС   ввел   новый   режим   импорта   бананов,   предусматривающий   квоту   на

беспошлинный ввоз бананов из бывших колоний  и  тариф  в  176  евро  за  тонну  в  отношении  всех  остальных

бананов.  Последовал  второй  раунд  разбирательств   по

п. 5 ст.  21

 ДРС, в ходе  которого  в  2008  г.  арбитры

признали, что и данный режим не соответствует решению 1997 г. <6>. Необходимо отметить,  что  постепенно  в

эту  "банановую  войну"  включилось  порядка  25  стран,  как  латиноамериканских  (в  качестве  третьих  лиц  по

данному спору либо инициировав самостоятельные разбирательства), так  и  африканских,  а  также,  например,

Индия,  Япония,  Канада.  В  2009  г.  в  Женеве  ЕС  и  11  латиноамериканских  стран  достигли   "исторического

соглашения"  <7>,  по  которому  ЕС  соглашался  отказаться  от  квот,  ввести  единый  тариф  для   всех   стран,

поэтапно его снижая до 114  евро  за  тонну  с  2017  г.,  и  внести  соответствующие  изменения  в  список  своих

обязательств по ВТО, а заявители - прекратить это и  другие  аналогичные  дела.  8  ноября  2012  г.  дело  было

прекращено после уведомления о достижении сторонами взаимоприемлемого решения.

--------------------------------

<1> См.: European Communities - Regime for the Importation, Sale and  Distribution  of  Bananas.  Report  of  the

Appellate Body, WT/DS27/AB/R, 09.09.1997.

<2> См.: European Communities - Regime for the Importation, Sale and  Distribution  of  Bananas  -  Recourse  to

Article 21.5 by Ecuador. Report of the Panel, WT/DS27/RW/ECU, 12.04.1999.

<3> См.: European Communities - Regime for the Importation, Sale and  Distribution  of  Bananas  -  Recourse  to

Arbitration  by  the  European  Communities  under  Article  22.6[...]U  -  Decision  by   the   Arbitrators,   WT/DS27/ARB,

09.04.1999.

<4> См.: European Communities - Regime for the Importation, Sale and  Distribution  of  Bananas  -  Recourse  to

Arbitration by the European Communities under  Article  22.6[...]U  -  Decision  by  the  Arbitrators,  WT/DS27/ARB/ECU,

24.03.2000.

<5> Ibid. Para. 173d. Эквадор этими правами так и не воспользовался.

<6> См.: European  Communities  -  Regime  for  the  Importation,  Sale  and  Distribution  of  Bananas  -  Second

Recourse  to  Article  21.5   of   the   DSU   by   Ecuador.   Reports   of   the   Appellate   Body,   WT/DS27/AB/RW/USA,

WT/DS27/AB/RW2/ECU, 26.11.2008.

<7>       Geneva       Agreement        on        Trade        in        Bananas,        15.12.2009,        WT/L/784.        URL:

https://docsonlme.wto.org/dol2fe/Pages/SS/DirectDoc.aspx?filename=t%3a%2fwt%2fl%2f784.doc&.

"ЕС - гормоны" - European Communities - Measures Concerning  Meat  and  Meat  Products  (Hormones),

WT/DS26

 (Complainant: United States);

WT/DS48

 (Complainant: Canada).

Другая многолетняя торговая война, закончившаяся подписанием мирового соглашения. В 1988 г. ЕС  ввел

запрет на импорт мяса, выращенного с использованием гормонов роста. Под запретом  оказалась  продукция  из

США и Канады, которые в 1996 г. оспорили указанные меры в ОРС ВТО и в 1998 году выиграли свои дела <1>. В

1999  г.,  ввиду  отказа  ЕС  отменять  запрет,  США  и  Канада  добились  в   порядке

п. 6 ст.  22

 ДРС  права  на

приостановление  уступок  в  отношении  товаров  из  ЕС  в   размере   116,8   млн.   и   11,3   млн.   долл.   в   год

соответственно <2>. В 2000 г. в законодательство США были внесены поправки, разрешающие при  применении

торговых  ограничений  в  рамках  ВТО  использовать  метод  "карусели",  периодически   пересматривая   список

подвергнувшихся санкциям товаров  <3>.  В  их  число  попали  не  только  мясопродукты,  но  и,  например,  сыр

"Рокфор", соки, джемы, шоколад, трюфели  и  иные  деликатесы,  от  снижения  импорта  которых  американский

потребитель серьезно не пострадает, но  на  лоббистские  возможности  производителей  которых  в  отношении

европейских чиновников Соединенные Штаты возлагали значительные надежды <4>.

--------------------------------

<1> См.: European Communities - EC Measures Concerning Meat and Meat Products (Hormones). Report of  the

Appellate Body, WT/DS26/AB/R, WT/DS48/AB/R, 16.01.1998.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  255 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<2>  См.:  European  Communities  -  Measures  Concerning  Meat  and  Meat  Products  (Hormones)  -   Original

Complaint by the United States - Recourse to Arbitration by the Europ[...]U - Decision by the Arbitrators, WT/DS26/ARB,

12.07.1999; European Communities - Measures Concerning Meat and Meat Products (Hormones) -  Original  Complaint

by Canada - Recourse to Arbitration  by  the  European  Communi[...]U  -  Decision  by  the  Arbitrators,  WT/DS48/ARB,

12.07.1999.

<3>   См.:   Trade   and   Development   Act   of   2000,   Public   Law   N    106    -    200,    Section    407.    URL:

http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-106publ200/html/PLAW-106publ200.htm.

<4>   Разнообразные   факты   из   практики   применения   ограничений   в   рамках   ВТО   изложены   А.С.

Исполиновым в статье "Санкции в ВТО: специфика и практика применения" (Законодательство. 2014. N 10. С. 66

- 77).

После принятия в 2003 г. Директивы 2003/74/ЕС чиновники ЕС  посчитали,  что  установленные  арбитрами

основания, по которым запрет был признан незаконным (отсутствие механизма оценки опасности  для  здоровья

и достаточных научных данных), отпали, в связи с чем потребовали от США  и  Канады  прекратить  применение

ответных ограничений. После отказа этих стран ЕС возбудил отдельные разбирательства в ВТО,  обвиняя  США

и Канаду  в  нарушении

ст. ст. 21

 и

22

 ДРС в связи с продолжением  контрмер,  которые,  по  мнению  ЕС,  после

указанной Директивы стали односторонними, т.е. осуществляемыми уже без разрешения ОРС <1>. Европейский

союз  особо  настаивал  на  том,   что   согласно   общему   международному   праву   контрмеры   должны   быть

незамедлительно  прекращены,  если  международно-противоправное   деяние   прекращено   (

п. 3 ст. 52

,

ст. 53

Статей КМП 2001 г.). Однако апелляционный орган отказался поддержать этот  аргумент,  указав,  что  вопрос  о

достаточности принятых мер для полного исполнения решения ОРС может рассматриваться только в порядке

п.

5 ст. 21

 ДРС <2>, консультации в рамках которого ЕС начал в конце 2008 г. Наконец, 13 мая 2009 г. ЕС заключил

с США и Канадой соглашение, согласно которому ЕС сохранил запрет на импорт мясопродуктов, выращенных  с

использованием гормонов, но  повысил  квоты  на  ввоз  высококачественных  мясопродуктов  из  этих  стран  до

48200 тонн, а США и Канада прекратили применение ответных  ограничений,  общий  размер  которых  в  2009  г.

достигал  уже  250  млн.  долл.  США  и  от  которых  больше  всего   претерпевали   производители   из   Италии,

Германии,  Польши,  Греции,  Ирландии,  Германии,  Дании,  Франции  и  Испании   <3>.   25   сентября   стороны

уведомили ОРС о достижении взаимоприемлемого соглашения об исполнении решения.

--------------------------------

<1> См.: United States - Continued  Suspension  of  Obligations  in  the  EC  -  Hormones  Dispute  (Complainant:

European Communities), WT/DS320; Canada - Continued Suspension of  Obligations  in  the  EC  -  Hormones  Dispute

(Complainant: European Communities), WT/DS321.

<2> См.: United States - Continued Suspension  of  Obligations  in  the  EC  -  Hormones  Dispute.  Report  of  the

Appellate Body. WT/DS320/AB/R. 16.10.2008. Para. 382.

<3>   См.:   European   Parliament.   News.   Win-win   Ending   to   the   "Hormone    Beef    Trade    War".    URL:

http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20120314IPR40752/html/Win-win-ending-to-the-hormone-b

eef-trade-war.

"Бразилия  -  самолеты"  -  Brazil  -  Export  Financing  Programme  for  Aircraft,  WT/DS46

  (Complainant:

Canada).

В  1996  г.   Канада   запросила   консультаций   в   ВТО,   ссылаясь   на   то,   что   бразильская   программа

финансирования  покупателей  бразильских  самолетов  "Эмбраер"  противоречит

Соглашению

 по субсидиям  и

компенсационным мерам. Третейская группа и апелляционный орган встали на сторону заявителя <1>. В 2000 г.

по заявлению Канады группа и апелляционный  орган  в  порядке

п. 5 ст. 21

 ДРС признали, что меры,  принятые

Бразилией для исполнения решения ОРС, недостаточны либо вообще не  принимались  <2>.  В  августе  2000  г.

Канада получила право приостановить действие тарифных уступок в отношении Бразилии по

ГАТТ

,

Соглашению

по текстилю и предметам одежды  и

Соглашению

 по процедурам лицензирования импорта  общим  объемом  до

344,2  млн.  канадских  долл.  в  год  <3>.  После  этого  Бразилия  модифицировала  свою  программу  субсидий,

которая в результате повторного обращения Канады в  порядке

п. 5 ст. 21

 ДРС была признана соответствующей

обязательствам  по  охваченным  соглашениям  <4>.  23  августа  2001  г.  процедуры  по  оценке  достаточности

принятых мер были завершены без установления допущенных нарушений.

--------------------------------

<1>  См.:  Brazil  -  Export  Financing  Programme  for  Aircraft.  Report  of  the  Appellate  Body,  WT/DS46/AB/R,

02.08.1999.

<2> См.: Brazil - Export Financing Programme for Aircraft Recourse by Canada to Article 21.5 of the DSU. Report

of the Appellate Body, WT/DS46/AB/RW, 21.07.2000.

<3> См.: Brazil - Export Financing Programme for Aircraft - Recourse to Arbitration by Brazil under Article  22.6  of

the DSU and Article 4.11 of the SCM Agreement - Decision by the Arbitrators, WT/DS46/ARB, 28.08.2000.

<4> См.: Brazil - Export Financing Programme for Aircraft - Second Recourse by  Canada  to  Article  21.5  of  the

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  256 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

DSU - Report of the Panel, WT/DS46/AB/RW2, 26.07.2001.

"США - налоги для экспортеров"  -  United  States  -  Tax  Treatment  for  "Foreign  Sales  Corporations",

WT/DS108

 (Complainant: European Communities).

В марте 2000 г. ОРС утвердил доклады третейской группы и  апелляционного  органа,  в  которых  арбитры

признали введенный Соединенными Штатами особый налоговый режим в  отношении  предприятий-экспортеров

несовместимым с обязательствами  по

Соглашению

 по субсидиям и компенсационным мерам  и

Соглашению

 по

сельскому хозяйству и рекомендовали привести его в соответствие <1>. В январе 2002 г.  Апелляционный  орган

поддержал   доклад   третейской   группы,    принятый    в    порядке

п. 5  ст.  21

  ДРС,  о  том,  что   поправки   к

законодательству  США  в  отношении   особого   налогового   режима,   введенные   в   2000   г.,   не   устраняют

несоответствие этого режима обязательствам по праву ВТО <2>. После  этого  ЕС  добился  права  на  ответное

приостановление уступок в порядке

п. 6 ст. 22

 ДРС в виде применения 100-процентной ввозной пошлины на ряд

импортируемых из США товаров общим объемом до 4043 млн. долл. в год (рекордная  для  ВТО  сумма)  <3>.  В

2004 г. США внесли очередные поправки в свой налоговый  режим,  которые  ОРС  снова  отказался  признавать

имплементирующими рекомендации первоначального решения <4>. В  2006  г.  Конгресс  США  внес  очередные

поправки в ряд законодательных актов США, с удовлетворением встреченные ЕС, который  пообещал  отменить

свои ограничения после вступления поправок в силу.  17  мая  2006  г.  стороны  уведомили  ОРС  о  достижении

взаимоприемлемого соглашения по  имплементации  решения  ОРС  2000  г.  Интересно,  как  ЕС  распорядился

правом на применение контрмер: было объявлено  о  введении  не  100-процентной  ввозной  пошлины  сразу,  а

пошлины в размере 5%, но с увеличением на 1% за каждый  месяц  неисполнения,  причем  в  качестве  объекта

контрмер были выбраны товары производителей из тех американских штатов, которые еще  не  определились  в

отношении выборов президента США, что было критичным для  президентской  кампании  2004  г.  В  результате

США предпочли исполнить решение ОРС, не дожидаясь применения объявленных ЕС мер на практике <5>.

--------------------------------

<1>  См.:  United  States  -  Tax  Treatment  for  "Foreign  Sales  Corporations".  Report  of  the  Appellate   Body,

WT/DS108/AB/R, 24.02.2000.

<2> См.: United States - Tax Treatment for "Foreign Sales Corporations" - Recourse to Article 21.5 of the DSU by

the European Communities. Report of the Appellate Body, WT/DS108/AB/RW, 14.01.2002.

<3> См.: United States - Tax Treatment for "Foreign Sales Corporations" - Recourse to Arbitration  by  the  United

States under Article 22.6 of the DSU and Article 4.11[...] - Decision of the Arbitrator, WT/DS108/ARB, 30.08.2002.

<4> См.: United States - Tax Treatment for "Foreign Sales Corporations" - Second Recourse to Article 21.5 of  the

DSU by the European Communities. Report of the Appellate Body, WT/DS108/AB/RW2, 13.02.2006.

<5> См.: Исполинов А.С. Санкции в ВТО: специфика и практика применения. С. 69, 70.

"США  -  Антидемпинговый  закон  1916  г."  -  United  States  -  AntiDumping  Act   of   1916,   WT/DS136

(Complainant: European Communities).

В  2000  г.  третейская  группа  и  апелляционный  орган  признали,  что  действующий  с   1916   г.   в   США

Антидемпинговый закон противоречит ряду обязательств  по

ГАТТ

, тем самым нарушая

п. 4 ст. XVI

 Соглашения

о ВТО (необходимость обеспечения соответствия законов  обязательствам  по  охваченным  соглашениям)  <1>.

При  рассмотрении  запроса  ЕС  о  приостановлении  уступок  и  иных  обязательств  в  порядке

п. 6 ст.  22

 ДРС

арбитры в силу того, что "аннулирование или сокращение выгод" проистекает,  как  установлено  ранее  группой,

из   закона   как   такового,   а   не   из   конкретных   прецедентов   его   применения,   не   стали    устанавливать

фиксированные  пределы  ответных  мер,  а  сформулировали  ряд  параметров  (сумма  штрафов,   уплаченных

европейскими  компаниями  по  решениям  судов  в  соответствии  с   Законом   1916   г.,   суммы,   выплаченные

европейским компаниям-заявителям из США  на  основании  соглашений,  заключаемых  во  исполнение  Закона

1916 г.), которые ЕС должен учитывать  при  подсчете  объема  планируемого  приостановления  уступок  <2>.  В

2004 г. США уведомили ОРС о принятии поправок к Закону 1916  г.,  имплементирующих  решение  ОРС  2000  г.

Дальнейших разбирательств не последовало <3>.

--------------------------------

<1>  См.:  United  States  -  Anti-Dumping  Act   of   1916.   Report   of   the   Appellate   Body,   WT/DS136/AB/R,

WT/DS162/AB/R, 28.08.2000.

<2> См.: United States - Anti-Dumping Act of 1916. Recourse to  Arbitration  by  the  United  States  under  Article

22.6[...]U - Decision by the Arbitrators, WT/DS136/ARB, 24.02.2004.

<3> Необходимо отметить,  что  претензии  к  Закону  1916  г.  предъявила  также  Япония  (WT/DS162),  по

заявлению которой ОРС  вынес  аналогичное  решение.  Япония  также  запросила  разрешение  на  применение

ответных мер  по

п. 6 ст. 22

 ДРС, однако процедуры по  этому  вопросу  были  приостановлены  по  ходатайству

сторон. Япония считает, что, несмотря на поправки  2004  г.,  ряд  японских  компаний  в  ходе  продолжающихся

разбирательств   в   национальных   судах   подверглись   штрафам   в   размере   35   млн.   долл.    Переговоры

продолжаются.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  257 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

"США - Закон о компенсациях (поправка Берда)"  -  United  States  -  Continued  Dumping  and  Subsidy

Offset Act of 2000

,

WT/DS217

 (Complainants: Australia, Brazil, Chile, European Communities, India, Indonesia, Japan,

Republic of Korea, Thailand);

WT/DS234

 (Complainants: Canada, Mexico).

В этих делах был признан  не  соответствующим

Соглашению

 по субсидиям и компенсационным  мерам  и

Антидемпинговому

соглашению

 Закон США 2000 г. о возмещении  ущерба  от  демпинга  и  субсидий  (поправка

Берда)  <1>.  В  2004  г.  8  заявителей  из  11  запросили   разрешение   на   приостановление   уступок   и   иных

обязательств в размере тех выплат, которые США осуществляли по оспоренному Закону. Арбитр отклонил  этот

метод,  применив  экономические  расчеты,  позволяющие  вычислить   эффективность   применения   "поправки

Берда" в отношении каждой из стран. В результате вычислений получился коэффициент  (0,72),  при  умножении

на который суммы  американского  "возмещения"  в  отношении  каждой  из  стран  определяется  максимальный

уровень возможного приостановления уступок  <2>.  В  2005  г.  ЕС,  Канада  и  Япония  объявили  о  применении

15-процентной ставки на ввозимые из США товары в максимальном размере до 27,81 млн. долларов (ЕС),  11,16

млн. долл. (Канада) и 52,10 млн. долл. (Япония) в год.  В  2006  г.  страны-заявители  приветствовали  некоторые

шаги,  предпринятые  США  для  приведения  своего  законодательства  в  соответствие  с  решением   ОРС,   но

посчитали их недостаточными. Список товаров, в отношении которых действуют ограничения, обновляется ЕС и

Японией ежегодно <3>.

--------------------------------

<1> См.: United States - Continued Dumping and  Subsidy  Offset  Act  of  2000.  Report  of  the  Appellate  Body,

WT/DS217/AB/R, WT/DS/234/AB/R, 16.01.2003.

<2> См., например: United States - Continued Dumping and Subsidy Offset Act of 2000 -  Original  Complaint  by

Japan  -  Recourse  to   Arbitration   by   the   United   States   under   Article   2[...]SU   -   Decision   by   the   Arbitrator,

WT/DS217/ARB/JPN, 31.08.2004.

<3> См.: URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds217_e.htm.

"Канада - кредиты  и  гарантии  по  самолетам"  -  Canada  -  Export  Credits  and  Loan  Guarantees  for

Regional Aircraft, WT/DS222

 (Complainant: Brazil).

В этом деле третейская группа признала  финансирование  ряда  региональных  авиакомпаний  Канады  за

счет  средств  Корпорации  развития  экспорта  незаконной  субсидией  в   контексте

ст. 3.1  (а)

  Соглашения  по

субсидиям и компенсационным  мерам,  предоставив  Канаде  срок  90  дней  для  отмены  субсидии  <1>.  Ввиду

истечения срока Бразилия обратилась за разрешением на приостановление своих обязательств по

ГАТТ

 (запрет

антидемпинговых  пошлин  и  тарифные  уступки)  и

Соглашению

  по  процедурам  лицензирования  импорта  (в

отношении  импорта  из  Канады).  Группа  арбитров  разрешила  такое  приостановление   общим   объемом   до

247,797 млн. долл. США <2>. Переговоры между сторонами продолжаются.

--------------------------------

<1> См.: Canada - Export Credits and Loan Guarantees for Regional Aircraft - Report of the Panel,  WT/DS222/R,

28.01.2002.

<2> См.: Canada - Export Credits and Loan Guarantees for Regional  Aircraft  -  Recourse  by  Canada  to  Article

22.6 of the DSU and Article 4.11 of the SCM Agreement - Decision by the Arbitrator, WT/DS222/ARB, 17.02.2003.

"США - Апландский хлопок"  -  United  States  -  Subsidies  on  Upland  Cotton,  WT/DS267

  (Complainant:

Brazil).

В  2005  г.  группа  и  апелляционный  орган  признали,  что   ряд   аспектов   программы   по   поддержанию

американских   производителей   хлопка   являются   "запрещенными"   субсидиями   и   субсидиями,   "дающими

основания  для  принятия  мер",  т.е.  несовместимы  с  обязательствами  США  по

Соглашению

 по субсидиям  и

компенсационным мерам <1>. В 2008 г. группа и апелляционный орган сочли, что  предпринятые  США  меры  не

являются исполнением рекомендаций и решений ОРС <2>. В августе 2009 г.  двумя  отдельными  решениями  (в

отношении  "запрещенных"  субсидий  по

ст. 4.11

 Соглашения  по  субсидиям  и  компенсационным  мерам  и  в

отношении  "субсидий,  дающих  основания  для  применения   мер"   по

ст.  7.10

  Соглашения  по  субсидиям  и

компенсационным мерам) <3> третейская группа уполномочила Бразилию применить два  типа  ответных  мер  в

виде приостановления уступок и иных обязательств по  многосторонним  соглашениям  о  торговле  товарами:  в

отношении "субсидий, дающих основания для применения мер" - в фиксированном размере не более 147,3  млн.

долл. в год; в отношении "запрещенных" субсидий  -  в  размере  147,4  млн.  долл.  за  2006  г.,  а  далее  размер

ограничений   зависит   от   переменной,   определяемой   по   методике,   изложенной    в    решении    арбитров.

Особенностью данного дела является то, что арбитры разрешили Бразилии, если общий уровень ответных  мер,

зависящий от установленной переменной, превысит предел, установленный в решении арбитров  (вычисляемый

по специальной формуле исходя из начального размера в 409,7 млн.  долл.  США),  применить  так  называемые

перекрестные контрмеры, т.е. приостановить свои обязательства по

ТРИПС

 и

ГАТС (п. 3 (с) ст. 22

 ДРС).

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  258 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1>  См.:  United  States  -  Subsidies  on  Upland  Cotton.  Report   of   the   Appellate   Body,   WT/DS267/AB/R,

03.03.2005.

<2> См.: Appellate Body Report - United States - Subsidies on Upland Cotton -  Recourse  to  Article  21.5  of  the

DSU by Brazil. Report of the Appellate Body, WT/DS267, 02.06.2008.

<3> См.: United States - Subsidies on Upland Cotton - Recourse to Arbitration by the United States  under  Article

22.6 of the DSU and Article 4.11 of the SCM Agreement  -  Decision  by  the  Arbitrator,  WT/DS267/ARB1,  31.08.2009;

Recourse to Arbitration by the United States under Article 22.6 of the DSU and  Article  7.10  of  the  SCM  Agreement  -

Decision by the Arbitrator, WT/DS267/ARB2, 31.08.2009.

Бразилия  в  декабре  2009   г.   объявила,   что   согласно   решению   арбитров   общая   сумма   ответных

ограничений на 2010 г. составит 829.3 млн. долл. США, из них 147,3 млн. - фиксированная  сумма,  а  682  млн.  -

рассчитанная на основе  переменной.  При  этом  пороговая  сумма  перекрестных  контрмер  должна  составить

268,3 млн. долл. В марте 2010 г. Бразилия объявила список американских товаров, в  отношении  которых  будут

применены повышенные пошлины, а  также  список  патентов  и  других  прав  на  результаты  интеллектуальной

деятельности,    в    отношении    которых    будут    приостановлены    обязательства    по

ТРИПС

    (временное

приостановление действия патентов в фармакологии, химии,  биотехнике,  ограничение  авторских  прав  (в  том

числе выдача принудительных лицензий) в индустрии шоу-бизнеса - музыка, фильмы и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Schnepf R. Brazil's WTO Case Against the  U.  S.  Cotton  Program.  Congressional  Research  Service.

June 21, 2011. P. 24, 25. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL32571.pdf.

Угроза  санкций  заставила  США  вступить  в  переговоры.  В  апреле  2010  г.   сторонами   был   подписан

Меморандум о взаимопонимании, согласно которому США обязались ежегодно выплачивать 147,3 млн.  долл.  в

специальный фонд технической поддержки бразильских производителей хлопка, а также был намечен  комплекс

мер  по  постепенному  снижению  несовместимых  субсидий  и  иных  ограничений.   В   июне   было   подписано

Рамочное  соглашение  о  взаимоприемлемом  разрешении  хлопкового  спора   в   ВТО,   которое   не   является

соглашением об  окончательном  урегулировании  спора  или  соглашением  об  имплементации  решений  ОРС,

однако предусматривает комплекс мер, которые должны быть предприняты Соединенными  Штатами  на  пути  к

такому решению. В ответ Бразилия согласилась временно не применять ответные ограничения. В  октябре  2014

г. стороны прекратили дело путем заключения взаимоприемлемого соглашения об исполнении решения <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: http://www.wto.org/engHsh/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds267_e.htm.

"США - игорный бизнес" - United States - Measures Affecting the Cross-Border Supply of  Gambling  and

Betting Services, WT/DS285

 (Complainant: Antigua and Barbuda).

В 2005 г. Антигуа и Барбуда выиграли дело против США в  отношении  ряда  ограничений  трансграничного

оказания услуг в сфере игорного бизнеса <1>. Меры США были признаны  несовместимыми  с  обязательствами

по

ГАТС

. В  2007  г.  третейская  группа  в  порядке

п. 5 ст.  21

  ДРС  признала,  что  США  не  выполняют  своих

обязательств по имплементации решения ОРС <2>. В этом же году Антигуа и Барбуда запросили разрешения на

применение  ответных  ограничений  по

ГАТС

 и

ТРИПС

 общим объемом  более  3  млрд.  долл.  США.  Арбитры

признали,  что  приостановление   обязательств   по

ГАТС

  "невозможно  и  неэффективно"  и  что   существуют

"достаточно  серьезные  обстоятельства"  прибегнуть  к  перекрестным   контрмерам   в   виде   приостановления

уступок и обязательств по

ТРИПС

. Однако ввиду плохой обоснованности заявки (отсутствие  подробного  плана

применения мер и расчетов) арбитры "дали добро" на применение ответных мер в размере всего 21  млн.  долл.

США <3>. Можно согласиться с  А.С.  Исполиновым  в  том,  что  "правительство  Антигуа  упустило  подходящий

момент, когда вопрос еще можно было решить путем переговоров" <4>.

--------------------------------

<1> United States - Measures Affecting the Cross-Border Supply of Gambling and Betting Services - AB-2005-1  -

Report of the Appellate Body, WT/DS285/AB/R, 07.04.2005.

<2> См.:  United  States  -  Measures  Affecting  the  Cross-border  Supply  of  Gambling  and  Betting  Services  -

Recourse to Article 21.5 of the DSU by Antigua and Barbuda - Report of the Panel, WT/DS285/RW, 30.03.2007.

<3> См.:  United  States  -  Measures  Affecting  the  Cross-Border  Supply  of  Gambling  and  Betting  Services  -

Recourse to Arbitration by the United States  under  Article  22.6[...]SU  -  Decision  by  the  Arbitrator,  WT/DS285/ARB,

21.12.2007.

<4> Исполинов А.С. Санкции в ВТО: специфика и практика применения. С. 71.

Как видим, только в одном  деле  применение  контрмер  оказалось,  скорее  всего,  бесполезным  ("США  -

игорный  бизнес").  В  остальных  случаях  контрмеры  или  угроза  их  применения  заставили   ответчиков   либо

выполнить   решение,   либо   подписать   мировое   соглашение,   либо   начать   переговоры    по    достижению

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  259 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)