ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 2954
Скачиваний: 59
представленного в нем, однако, учитывая различие в знаниях адресатов оригинала и перевода,
переводчик может эксплицировать часть имплицитной коммуникативной значимости, вводя
соответствующую информацию в текст перевода, или, напротив, делать имплицитной часть
коммуникативной значимости и различные ассоциации и выводы, которые адресат может сделать на
основе содержания текста, но которые не входят в его коммуникативную значимость. Подобные
ассоциации и выводы не должны эксплицироваться в тексте перевода.
Сознавая, что определение общей части коммуникативной значимости текста и соотношения в ней
эксплицитного и имплицитного происходит в настоящее время в основном интуитивно, Г. Егер ставит
перед теорией перевода задачу объективировать этот процесс, обращаясь для этого к анализу
семантической структуры языковых единиц. В частности, он обращает внимание на тот факт, что
значимое использование языковой единицы в речи предполагает, по крайней мере, минимальные
лингвистические знания структуры значения этой единицы. Выявление такого минимального знания,
необходимо общего для всех владеющих языком, могло бы способствовать более полному раскрытию
содержания инвариантной части коммуникативной значимости текста оригинала, которая сохраняетоя
при переводе.
Как видно из краткого изложения некоторых переводческих концепций Г. Егера, для его работ
характерна последовательно лингвистическая трактовка проблем перевода, имеющая целью придать
описанию переводческого процесса более объективный и доказательный характер. Вместе с тем в своих
исследованиях он последовательно расширяет рамки микролингвистического подхода, включая в сферу
своих интересов макролингвистические и коммуникативные аспекты переводческой деятельности.
Лекция V
Лингвистическое переводоведение в Германии (продолжение)
Развитие теории перевода в Западной Германии
Хотя в Западной Германии не сложилось до сих пор единой пере-водоведческой школы, многие
западногерманские лингвисты проявляют интерес к переводческой проблематике и они внесли
значительный вклад в развитие современной теории перевода. Широкой известностью пользуются
теоретические работы по переводу: Е. Косериу, Е. Кошми-дера, Ю. Вирла, В. Коллера, В. Дресслера, Г.
Тиль, X. Фермеера, К. Райс, X. Крингса и ряда других.
77
Для этих работ характерно разнообразие подходов к решению переводческих проблем, что затрудняет их
общую характеристику. Все же можно выделить несколько основных направлений исследований.
Западногерманские переводоведы уделяют большое внимание социальной роли перевода и переводчика
в современном мире, стремятся расширить функции переводчика, рассматривать его не просто в качестве
посредника, играющего подсобную, второстепенную роль в процессе межъязыковой коммуникации, но
как квалифицированного языкового консультанта широкого профиля, хорошо знающего не только
иностранный язык, но и все сферы жизни, политики и экономики народа, говорящего на этом языке,
специалиста, без услуг которого не могут обойтись фирмы, предприятия и организации, занимающиеся
внешнеполитической или внешнеторговой деятельностью.
Характерен для западногерманских переводоведов и особый интерес к прикладным аспектам теории
перевода, попытки применить результаты теоретических исследований к решению чисто практических
задач. В связи с этим большое внимание уделяется проблемам подготовки будущих переводчиков,
формулированию требований, которым должен удовлетворять хороший переводчик, разработке методов
качественной оценки результатов его деятельности.
В чисто теоретическом плане в центре исследований находятся вопросы соотношения лингвистики и
переводоведения. Принципиальная возможность перевода и механизм его осуществления выводятся из
свойств языкового знака, его двусторонности, его связи с внеязыковой реальностью. Вместе с тем
подчеркивается, что перевод имеет дело не с системами языков, а с конкретными текстами. Это
обстоятельство имеет ряд важных последствий. Теория перевода, в отличие от сопоставительной
лингвистики, изучает не соотношение единиц, занимающих аналогичное положение в системах
соответствующих языков, а единицы, нередко разноуровневые, которые способны заменять друг друга в
процессе перевода. В связи с этим ограничивается роль в изучении перевода лингвистики, которая, как
предполагается, имеет дело лишь с системой языка.
Многие авторы указывают на специфичность системы значений в каждом языке, что делает
невозможным воспроизведение этих значений в переводе. Поэтому утверждается, что общими у
оригинала и перевода являются не значения, а обозначения, то есть соотнесенность с одинаковыми
явлениями внеязыковой реальности. Тем самым существенно ограничивается возможность полной
передачи содержания иноязычного текста. „
В некоторых работах высказываются сомнения в целесообразности каких-либо обобщений в области
перевода, возможности подлинной теории перевода. Указывается, что каждый текст уникален и пе-
« 78
реводчик в каждом конкретном случае должен решать особые задачи, применять индивидуальные
способы преодоления трудностей.
Особое внимание западногерманские переводоведы уделяют связи теории перевода с лингвистикой
текста, разработке переводческой типологии текстов. Предполагается, что именно тип текста оказывает
решающее влияние на характер всех переводческих проблем и во многом предопределяет стратегию
переводчика и критерии оценки его работы.
Указанные особенности переводческих исследований в Западной Германии отчетливо проявляются в
фундаментальных трудах таких лингвистов, как К. Райс, В. Вилсс и X. Крингс. Особое место занимает
концепция А. Гутта.
1. Переводческие труды К. Райс
Трудам Катарины Райс принадлежит заметное место в развитии переводоведения в Западной Германии.
Ее переводческие концепции отличаются большой динамичностью и за последние два десятилетия
претерпели существенные изменения. В первой крупной работе «Возможности и границы критики
перевода» (1971 г.) К.Райс рассматривает широкий круг факторов, которые должен принимать во
внимание критик, стремящийся дать объективную оценку качеству перевода, но главным из таких
факторов признается тип переводимого текста.
С самого начала К. Райс указывает, что широко распространенная практика (особенно в области
художественного перевода) оценки качества без сопоставления его с оригиналом лишена объективных
критериев и может дать лишь весьма ограниченные результаты, которые в основном сводятся к
обнаружению явных ошибок в языке перевода. По ее мнению, окончательное суждение о качестве
перевода можно вынести только после сопоставления перевода с оригиналом и в первую очередь после
определения, к какому типу принадлежит текст оригинала, ибо это главным образом обусловливает и
метод перевода.
Проанализировав существующие классификации переводов, основывающиеся на типах переводимых
текстов, К. Райс приходит к выводу, что все они не отличаются последовательностью и не отражают
существенных различий в применяемых методах перевода. Метод перевода должен соответствовать типу
текста, поскольку его главная задача - сохранить при переводе наиболее существенное, определяющее
тип текста. Основой типологии текстов может быть функция, которую язык выполняет в данном тексте.
Исходя из классификации таких функций, предложенной Карлом Бюлером, К.Райс полагает, что
существуют три основных типа текста. В одном типе текста на первом месте стоит функция описания
(сообщение информации), в другом типе
79
текста сновная роль принадлежит функции выражения (эмоциональных или эстетических переживаний),
а в третьем типе текста доминирует функция обращения (призыв к действию или реакции). Первый тип
ориентирован на содержание, второй - на форму, третий - на обращение. Эти три типа текстов,
выделяемые на основе функций языка, могут быть дополнены четвертой группой текстов, которые
предлагается именовать аудиомедиальными. Речь идет о текстах, зафиксированных в письменной форме,
но поступающих к получателю в устной форме и воспринимаемых им на слух.
Различие между этими четырьмя типами текста обусловливает и характер метода, применяемого при
переводе текстов каждого типа. При переводе текстов, ориентированных на содержание (коммерческая
корреспонденция, сообщения и комментарии прессы, специальные тексты гуманитарных, естественных
и технических наук и т.п.), требуется обеспечить инвариантность на уровне плана содержания. При этом
языковое оформление перевода должно полностью соответствовать законам языка перевода, чтобы
читатель мог получить информационное содержание в привычной языковой форме. Из таких требований
и должен исходить критик при оценке переводов этого типа.
При переводе текстов, ориентированных на форму (произведения художественной литературы), задача
переводчика заключается в первую очередь в передаче их эстетического воздействия. Такие тексты
сообщают определенное содержание, но они теряют свой специфический характер, если в переводе не
сохраняется их внешняя и внутренняя форма, определяемая нормами поэтики, стилем или
художественными устремлениями автора. Инвариантность плана содержания уступает здесь главное
место аналогии формы, требующей эквивалентности эстетического воздействия. Отсюда следует, что
языковое оформление перевода текстов, ориентированных на форму, детерминируется языком
оригинала.
Тексты, ориентированные на обращение, не только передают содержание в определенной языковой
форме, но и преследуют определенную цель, определенный экстралингвистический эффект. Поэтому при
переводе необходимо прежде всего сохранять четкое обращение к слушателю или читателю. Этой цели
должно быть подчинено и языковое оформление перевода, который должен обеспечить определенную
реакцию, иногда побудить к конкретному действию. Для ее достижения переводчику дозволено больше,
чем при переводе других текстов, отклоняться от содержания и формы оригинала, и при оценке перевода
такие необходимые отклонения не следует рассматривать как нарушение требования «верности
оригиналу». Здесь верность оригиналу и заключается прежде всего в достижении намеченного автором
эффекта, в сохранении заложенного в тексте обращения.
80
Аудиомедиальные тексты (тексты радио- и телепередач, сценические произведения, тексты музыкальных
произведений и пр.) являются элементами более крупного целого и не могут обходиться без внеязыковой
(технической) среды и неязыковых графических, акустических и визуальных форм выражения. В
принципе аудиомедиальные тексты могут быть распределены между текстами, ориентированными на
содержание (доклады по радио, документальные фильмы), текстами, ориентированными на форму
(радиоочерки, постановки), и текстами, ориентированными на обращение (комедиями, трагедиями). Но
для оценки перевода этого недостаточно, поскольку при этом следует прежде всего оценивать, насколько
в переводе удалось учесть условия неязыковой среды, присутствовавшие в оригинале, и степень участия
дополнительных средств выражения в создании целостной смешанной литературной формы.
Избрав в качестве основы для оценки качества перевода его соответствие типу текста, к которому
принадлежит оригинал, К.Райс сочла необходимым дополнить критерии оценки требованием соблюдать
в переводе еще целый ряд особенностей оригинала, которые она именует «внутриязыковыми
инструкциями» и «внеязыковыми детерминантами». К числу первых относятся семантические,
лексические, грамматические и стилистические особенности оригинала, а вторые включают такие
прагматические факторы, как ситуация, предмет речи, пространственно-временные рамки, особенности
автора и получателя, аффективные импликации и т. п.
Таким образом,, критику перевода вменялось в обязанность учитывать как собственно языковые, так и
внеязыковые (прагматические) факторы.
Определяя границы критической оценки перевода, К. Райс указывает на необходимость учитывать, что
перевод может осуществляться в каких-либо специальных целях (различные виды реферирования,
учебный перевод, пословный перевод, «ученый перевод» и т.п.) или для особого круга читателей
(переводы для детей и юношества, популяризация специальных текстов, всевозможные адаптации по
моральным, религиозным, идеологическим и коммерческим соображениям). Учет этих факторов
составляет собственно функциональный аспект критики перевода.
Переводческая концепция К. Райс получила дальнейшее развитие и существенные дополнения в ее
последующих работах, центральное место среди которых занимает книга «Основы всеобщей теории
перевода» (1984 г.), написанная совместно с X. Фермеером. Ее содержание отражает эволюцию
теоретических взглядов авторов. Соответствие перевода оригиналу в текстовом и в функциональном
аспекте отступает здесь на второй план и трактуется как частный случай, не опре-
81
деляющий понятие «перевод» в целом. Еще меньшее место в теоретической концепции занимает учет
языковых особенностей оригинала, тех «внутриязыковых инструкций», которые раньше
рассматривались как часть требований, предъявляемых к переводу. Главным и фактически
единственным критерием оценки перевода объявляется его соответствие той цели, ради которой он был
осуществлен.
Эта концепция, которую авторы назвали «скопос-теория» (скопос - цель), исходит из того, что перевод -
это прежде всего вид практической деятельности, а успех всякой деятельности определяется тем, в какой
степени она достигает поставленной цели. Перевод всегда осуществляется для чего-то, переводчик
стремится выполнить определенную задачу, которую он выбрал сам или получил от заказчика, в чьих
интересах и по чьему поручению осуществляется процесс перевода. Цели перевода могут быть самыми
различными, и соответствующие им тексты перевода будут принципиально отличаться друг от друга.
При этом несущественно, в какой степени перевод оказывается близок к оригиналу, коль скоро он
соответствует своей цели. В каких-то случаях цель перевода может заключаться в достижении
максимальной близости к оригиналу, а в других случаях цель может быть иной: сообщить получателю
какую-то информацию, убедить его в чем-либо, добиться заключения сделки, ввести его в заблуждение и
т.д. Исходя из поставленной задачи, переводчик выбирает способ перевода, воспроизводящий оригинал,
отклоняющийся от оригинала или пренебрегающий им. Переводчик выступает не в качестве простого
посредника, а как языковой консультант, специалист, хорошо знающий язык, культуру, экономику
соответствующей страны и способный создать такой текст, который нужен для успешной деятельности с
представителями этой страны. Можно представить и такой случай, когда текста оригинала вообще не
существует и переводчик самостоятельно создает свой текст, руководствуясь знанием цели или
указаниями заказчика. Таким образом, переводчик превращается в центральную фигуру межъязыковой
коммуникации.
В связи с таким подходом предлагается различать понятия «адекватность» и «эквивалентность»
перевода. Адекватный перевод - это перевод, отвечающий поставленной цели. Стремление обеспечить
адекватность определяет выбор способа перевода, и поэтому понятие «адекватность» относится к
процессу перевода, который может осуществляться адекватным способом. «Эквивалентность» относится
к результату перевода и означает функциональное соответствие текста перевода тексту оригинала.
Поэтому перевод не может осуществляться «эквивалентным способом», но может оказаться
эквивалентным как частный результат достижения адекватности перевода определенной цели.
82
Разработка скопос-теории представляет несомненный вклад в современное переводоведение. Она
открывает новое направление исследований, охватывает весь спектр функций, выполняемых
переводчиком, ставит задачу описания различных целей переводческой деятельности, подчеркивает
важность и престижность работы переводчика. Вместе с тем обобщенное рассмотрение всех видов
языкового посредничества не устраняет необходимость специального научного анализа наиболее
сложного и важного аспекта разнообразной деятельности переводчика - осуществления «собственно
перевода», имеющего целью создание текста, способного полноценно заменить оригинал в процессе
межъязыковой коммуникации.
2. Теоретические концепции В. Вилсса
Известный западногерманский лингвист Вольфрам Вилсс внес большой вклад в утверждение
общественной значимости переводческой деятельности, в изучение теоретических и прикладных
аспектов перевода. В его многочисленных статьях и научных докладах и в фундаментальном труде