Файл: Комиссаров Общая теория.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 2951

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«Переводческая наука: Проблемы и методы» (1977 г.) рассматривается широкий круг переводоведческих 
проблем, связанных с ролью перевода в современном мире, историей переводоведения, местом науки о 
переводе в языкознании, способами описания переводческого процесса, переводческой типологии 
текстов, определением понятия переводческой эквивалентности и многих других. 
  

Наряду со всесторонним охватом переводческой проблематики для работ В.Вилсса характерен глубокий 
анализ переводческих концепций выдающихся переводоведов всех стран (за исключением, к сожалению, 
исследований российских лингвистов). В них обобщен опыт теоретического изучения перевода на 
протяжении всей истории развития переводоведения. При этом В. Вилсс весьма сдержанно оценивает 
теоретические достижения переводоведов. По его мнению, большинство их концепций носит слишком 
абстрактный характер, в то время как каждый акт перевода конкретен и требует индивидуального 
подхода и специфических решений. 
  

Особое внимание В.Вилсс уделяет прикладным аспектам переводоведения, связи теории перевода с 
задачами обучения будущих переводчиков. Его внимание привлекают проблемы классификации 
переводческих трудностей, методики обучения переводу, анализа переводческих ошибок, оценки 
качества перевода. 
  

В.Вилсс разрабатывает принципы создания типологии переводческих трудностей. Он считает, что в 
основе таких трудностей лежат 4 фактора: 1) Особенности каждого из языков, участвующих в процессе 
перевода. 2) Особенности переводчика, выступающего в двойной роли: 
  

83

 

  

 

адресата текста оригинала и автора текста перевода. 3) Особенности типа текста оригинала в 
соответствии с тройной классификацией текстов, предложенной К.Райс. 4) Особенности конкретного 
текста оригинала. Первые три группы факторов носят относительно постоянный характер для 
конкретного переводчика, работающего с определенной парой языков. Различные сочетания двух видов 
языковых особенностей, двух видов ролевых особенностей и трех видов типологических особенностей, 
двух видов ролевых особенностей и трех видов типологических особенностей текста дают 12 параметров 
переводческих трудностей, причем такие трудности могут носить коллективный (существовать для всех 
переводчиков), частично коллективный и индивидуальный характер. В.Вилсс указывает, что более 
детальная ти-пологизация затруднена из-за большого числа индивидуальных трудностей, связанных с 
особенностями конкретного текста и конкретного переводчика, но полагает, что можно описывать 
отдельные трудности перевода на разных уровнях языковой системы. 
  

Большой практический интерес представляют замечания В.Вилс-са по содержанию и организации 
подготовки будущих переводчиков. Методика обучения переводу остается до сих пор слабо 
разработанной, особенно учитывая разнообразие целей обучения и требований, предъявляемых к 
переводчику в различных видах перевода. В.Вилсс полагает, что обучаемые должны обладать 
определенными способностями к переводческой деятельности, хорошим владением родным языком, 
интересом к познанию, способностью применять теорию обучения к переводу, способностью к развитию 
умения критически оценивать свою работу. Цель обучения заключается в создании у обучаемого умения 
анализировать текст, выбирать правильную переводческую стратегию, применять необходимые методы 
и способы перевода. Для достижения этой цели организация учебного процесса должна обеспечивать: а) 
Действенность и системность применяемых методов; б) Последовательность(континуум) обучения; в) 
Градацию в выделении и преодолении трудностей; г) Градацию переводческих проблем по их 
относительной важности; д) Представление переводческой компетенции в виде ряда операций 


background image

(«операционализация компетенции»). 
  

В.Вилсс настаивает на том, что обучение переводу должно заключаться не в интуитивном переводе 
учебных текстов, а в объяснении и усвоении переводческих процедур и приемов. Преподавание должно 
быть дифференцированным и проблемно-ориентированным. В каждом тексте в рамках отдельного 
предложения есть возможность выделить переводческие трудности и продемонстрировать обучаемым 
способы преодоления этих трудностей. Предлагается при этом следующая последовательность учебной 
работы: 1) Синтактико-семантико-стилисти-ческий анализ предложения оригинала; 2) Описание, 
классификация и 
  

84

 

  

 

оценка переводческих трудностей; 3) Преодоление трудностей в процессе создания перевода (одной или 
несколькими операциями); 4) Критическая оценка степени эквивалентности перевода; 5) Обратный 
перевод для сопоставления выразительных средств двух языков. В целом основной упор при обучении 
переводу должен делаться не на уникальность процесса перевода, а на повторяемость его основных 
аспектов в других языковых контекстах. 
  

Важное место в процессе обучения занимает анализ переводческих ошибок и оценка качества перевода. 
Предлагается различать типичные и нетипичные ошибки и уделять особое внимание первым. Ошибки 
классифицируются в зависимости от причин, с которыми они связаны. Самые грубые ошибки возникают 
в связи с непониманием переводчиком смысловых отношений между частями текста оригинала. В тексте 
перевода предлагается различать грамматические, стилистические и когнитивные ошибки. Могут быть 
ошибки, связанные с нарушением норм ПЯ, при которых текст остается понятен. Основная трудность 
заключается в оценке степени важности ошибки, особенно трудно судить о «приемлемости стиля» 
перевода. 
  

В отличие от анализа ошибок критика перевода, по мнению В.Вилсса, имеет дело с переводом в целом. 
Настаивая на том, что всякий перевод - это лишь приближение к идеалу, В.Вилсс.считает, что прежде 
всего нужно уметь оценить, имеет ли критик дело с ошибкой или с намеренным преобразованием или 
отклонением от оригинала. При этом весьма существенно, может ли критик предложить и обосновать 
лучший вариант. Предлагается использовать 4 критерия 

общщ 

оценки языка перевода: а) правильность 

языка - соблюдение или нарушение нормы ПЯ; б) правильность употребления - соблюдение или 
нарушение узуса ПЯ; в) соблюдение или нарушение социолингвистической (ролевой) нормы; г) 
правильность выбора индивидуальных речевых характеристик текста. Эта общая оценка дополняется 
оценкой более детальной, раскрывающей правильность передачи синтаксических, семантических и 
прагматических особенностей оригинала. Такую оценку предлагается производить в отношении каждого 
из этих планов по пятибалльной шкале, различая следующие варианты: «неправильно», «неуместно», 
«неясный случай», «правильно», «уместно». Такая градация должна позволить оценить варианты 
перевода с достаточной степенью объективности, хотя в ряде случаев критик может колебаться, куда 
отнести то или иное отклонение. 
  

Как уже отмечалось, В.Вилсс - один из ведущих теоретиков перевода Западной Германии, и в его 
работах можно найти много ценных суждений по самым различным проблемам переводоведения. 
Однако особенно интересными представляются изложенные выше идеи по организации подготовки 
переводчиков, поскольку эта проблема не 
  


background image

»5 
  

 

затрагивается, как правило, в теоретических работах по переводу, и В.Вилссу во многом принадлежит 
приоритет в ее разработке. 
  

Среди главных трудов В.Вилсса особое место занимает его книга «Познание и перевод. К теории и 
практике человеческого и машинного перевода» (1988 г.), в которой переводческая проблематика 
рассматривается с позиций когнитивной психологии. 
  

В.Вилсс считает, что эмпирически-индуктивные и моделирующие подходы к созданию теории перевода 
должны быть дополнены разработкой нормативной теории перевода, которая раскрывала бы 
особенности действий переводчика в процессе перевода. Такая теория, ориентирующаяся на личность 
переводчика, должна основываться на данных когнитивной психологии, показывающих, каким образом 
человек приобретает знания и использует их в различных видах практической деятельности. 
Исследование перевода должно выявить, как внешний стимул, в качестве которого здесь выступает текст 
оригинала, активизирует структурированное знание в памяти переводчика и как это знание, наряду с 
другими психологическими факторами, позволяет решать проблемы и выполнять необходимые операции 
в процессе перевода. 
  

Теория перевода, по мнению В.Вилсса, изучает не объективные, физические объекты, а идеальные 
объекты - мыслительные действия и операции. Для нее более важны не общие законы, а особенное - 
создание конкретного текста. Поэтому она должна описывать процесс перевода в таких операционных 
терминах, как «действие, поведение, решение проблемы, выбор, творчество, интуиция, стратегия 
перевода, метод перевода, техника перевода, стереотип перевода». Знания могут приобретаться и 
использоваться человеком либо аналитическим путем, на основе объективного анализа фактов и 
ситуаций, либо герменевтическим путем, т.е. субъективно-интуитивно. Отсюда следует, что при 
описании процесса перевода нельзя ограничиваться сознательным, объективным и закономерным, а надо 
уделять должное внимание и интуитивному, субъективному и единичному. Это ограничивает 
«научность» теории перевода, но этого не следует бояться. Степень научности определяется сущностью 
и сложностью объекта. Не всякий объект поддается объективному и обобщенному описанию. Научная 
редукция объекта (процесса перевода) к его наиболее общим признакам может оставить за пределами 
исследования его наиболее существенные стороны. Указанный подход хорошо согласуется с новой 
ориентацией языкознания не на систему языка, а на речь, т.е. на действие, применение языка. И 
центральным вопросом теории действия является, при каких условиях, в какой функции, каким образом 
организуется действие, в данном случае процесс перевода. В этом процессе имеют место два вида 
поведения переводчика: ассимиляторское - 
  

86 
  

 

собственно поведенческое (поиск соответствий на основе объективных данных) и адаптирующееся - 
применение творческих когнитивных процессов (создание новых планов в соответствии с поставленной 
целью). В.Вилсс различает, таким образом, в переводе поведенческий (объективный) аспект (Verhalten) и 
деятельностный (субъективный) аспект (Handeln). В процессе перевода деятельность переводчика 
проходит через три этапа: подготовка, осуществление и оценка результатов. Весь процесс - это 
обдуманные действия, в ходе которых переводчик постоянно делает выбор, строит гипотезы о 
последствии того или иного выбора и принимает решения для достижения цели: вопрос должен идти, не 
почему принято это решение, а зачем оно было принято. При таком подходе, полагает В.Вилсс, теория 


background image

перевода будет эмпирической и нормативной и будет служить практике. 
  

Таким образом, в центре внимания исследователя оказывается когнитивная деятельность переводчика. 
Так, при рассмотрении этапа подготовки указывается, что переводчик осуществляет при выборе 
варианта пперевода три вида поиска: случайный, систематический и эвристический (сокращающий 
интуитивно путь поиска). Именно этот последний является основным, решающим и должен быть 
главным предметом изучения. В результате таких поисков переводчик создает своего рода 
мыслительную рабочую схему, в соответствии с которой он осуществляет поэтапное решение задач. 
  

Значительное место в концепции В. Вилсса уделяется роли личности переводчика, ситуации, в которую 
он себя ставит, цели, которые он преследует, сознательно или бессознательно. В.Вилсс полагает, что 
действия переводчика несомненно зависят от оригинала и от читателей перевода и чем точнее он 
определит для себя (объективно и субъективно) те требования, которые они ему предъявляют, тем 
успешней будет его деятельность. В связи с этим В.Вилсс не соглашается с принципом 
«самостоятельного права переводчика на окончательное-реше-ние» (Mitbestimmungsrecht), который 
провозглашают сторонники «скопос-теории» (X. Фермеер, Ю. Холц-Мянтяри), и с их утверждениями, 
что оригинал не имеет собственной ценности. По мнению В. Вилсса, такой принцип может привести 
лишь к переводческому произволу. Полемизируя с указанной концепцией, он напоминает, что 
переводчик - это всегда не только создатель текста (Textproduzent), но и получатель текста оригинала 
(Textrezipient) и что его деятельность -это всегда реакция на оригинал. 
  

Каждый вид деятельности обладает своими особенностями. Перевод характеризуется в первую очередь 
тем, что это - действие, основанное на понимании (активном, дистантном, не означающим согласие с 
понятым); процесс, методически контролируемый, то есть осуществляемый по определенной стратегии 
действий, определенной 
  

87

 

  

 

системе анализа и синтеза; область деятельности отдельного лица-переводчика, часть которой сугубо 
субъективна, поскольку у каждого переводчика своя система оценок; деятельность, которая отчасти 
носит неопределенный, эвристический характер, когда многое приходится основывать на догадке (нет 
связи с автором оригинала, неизвестна цель перевода, характер получателя и т.п.). Отсюда следует, что 
переводчик использует разные типы мыслительных операций: рефлексивный, основанный на 
объективном анализе доступной информации, и импульсивный, интуитивный, основанный на 
субъективных решениях. В.Вилсс полагает, что в силу такого характера переводческой деятельности 
наука о переводе не должна быть слишком строго сформулированной, поскольку обобщающие 
концепции, методы и модели всегда будут охватывать лишь объективный аспект перевода, оставляя в 
стороне важнейший субъективный аспект. 
  

Именно на этот субъективный аспект и может, по мнению В.Вил-сса, пролить свет когнитивная 
психология, пытающаяся исследовать человеческую интуицию. С ее позиций процесс перевода следует 
прежде всего рассматривать как операцию решения проблем. При этом проводится различие между 
задачей и проблемой. Задача решается известными методами или путями, а для решения проблемы 
приходится идти новыми путями, незнакомыми для данного переводчика. Таким образом, проблемы не 
носят абсолютного характера: одна и та же трудность для одного переводчика - проблема, а для другого - 
стереотипно решаемая задача. Проблемы могут быть макроконтекстуальные и микроконтекстуальные. 
Макроконтекстуальные проблемы связаны с необходимостью определить общий смысл, цель, 
назначение, функцию текста оригинала, которые, как правило, должны сохраняться и в переводе. Больше 
трудностей представляют микроконтекстуальные проблемы, к которым В.Вилсс относит случаи 


background image

семантической неопределенности, синтаксической сложности текста, тема-рематические отношения, 
наличие ^эллипса, метафор, иронии, неудачных формулировок, атрибутивных, герундиальных, 
причастных конструкций (речь идет о переводах с английского языка) и т.п. Все эти проблемы, по 
мнению В.Вилсса, носят единичный характер, мало поддаются обобщению, и каждый переводчик 
решает их по-своему. Поэтому^ачень важно учитывать личностный фактор, индивидуальные 
психологические особенности переводчика. 
  

В процессе перевода используются два вида знаний переводчика: позитивные (эпистемические), 
хранящиеся в его памяти, и эвристические (способность добывать новую информацию). Оба этих вида 
знаний должны формироваться при подготовке будущих переводчиков. В процессе такой подготовки 
полезно практиковаться в решении различных проблем, даже если нельзя дать строгих процедур 
решения. 
  

88 
  

 

Малоизученным остается сам процесс принятия решений переводчиком. Переводчик оказывается в 
ситуации лабиринта и стремится достичь цели оптимальным путем. При этом ни один переводчик не в 
состоянии осуществить все возможные и необходимые действия, перебрать все варианты. Каждый 
переводчик видит лишь часть возможных интерпретаций и вариантов. Принятие решения 
обусловливается рядом общих факторов. В.Вилсс отмечает влияние таких факторов, как характер 
решаемой проблемы, степень рискованности того или иного решения, предел достаточности поиска 
информации (при неизбежной ограниченности времени и затрат усилий), зависимость последующих 
решений от предыдущих. При этом сам переводчик не может иногда обосновать свое решение. 
  

Процесс принятия решений непосредственно связан с характерным для данного переводчика типом 
поведения. Типология поведения переводчика основывается на раде оппозиций: целеустремленный-
колеблющийся («синдром Пилата»), упрямый-скептический, вдумчивый-честолюбивый, находчивый-
ограниченный, логичный-непоследовательный. В.Вилсс полагает, что переводчику необходимо 
нейтрализовать бессознательное влияние типа своей личности, сделать бессознательное сознательным. 
При всей важности интуиции ей должно предшествовать размышление. 
  

В своей работе В.Вилсс пытается разобраться и в таких сложных и трудно определяемых понятиях, как 
переводческое творчество и переводческая интуиция. 
  

Имеющиеся работы по психологии творчества указывают на его косвенную связь с интеллектом, 
знаниями и опытом человека, на его целеустремленность и оценочность (в отличие от фантазии или 
оригинальности). Существуют разные виды творчества: художественное, научное, техническое, 
организаторское и т.д., но это - всегда новаторская комбинация идей. В области перевода особый 
характер творчества определяется тем, что оно представляет собой соединение понимания и 
изобретательности и в нем участвуют разум, понимание, интуиция и фантазия переводчика. Здесь 
необходимо также различать собственно творчество и творческое воспроизведение уже существующего. 
По-видимому, имеются различные уровни, области и проявления творчества, в связи с этим, возможно, 
следует говорить об особом виде «перетекстового» творчества. 
  

В.Вилсс полагает, что характер переводческого творчества зависит от типа переводимого текста. В 
художественных текстах нет предсказуемости отношения автор-переводчик, и творчество переводчика 
более субъективно и индивидуально. 

Я 

технических текстах многие свойства существуют независимо от 

автора и получателя, поэтому на первый план выступает аналитическое творчество переводчика,