ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.12.2020
Просмотров: 1077
Скачиваний: 2
Элитаристские теории возникли и формировались в значительной мере, как реакция на радикальные и социалистические учения и были направлены против разных течений социализма: марксистского, анархо - синдикалистского. Потому марксисты, на самом деле, очень скептически относились к этой теориям, не желали их признавать и применять их на материале западных обществ. Ибо это означало бы, во - первых, признание того, что нижние слои являются слабой или вовсе не организованной массой, которой необходимо управлять, массой, не способной к самоорганизации и революционному действию, а во - вторых, признание в какой-то мере неизбежности и “естественности” такого резкого неравенства. В результате пришлось бы пересматривать коренным образом взгляды на роль и характер классовой борьбы.
Но элитаристский подход направляется против демократического парламентаризма. Он вообще по природе своей антидемократичен. Демократия и аксессуары предполагает правление большинства и всеобщее равенство людей как самостоятельных граждан, достаточно организованных для реализации собственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к любым попыткам элитарного правления относятся довольно холодно.
Многочисленные подходы к понятию можно условно разделить на две основные группы- властные и меритократические. В соответствии с первыми, элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью, а в соответствии со вторыми - те, кто обладают некими особыми достоинствами и личными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет.
В
последнем случае элита выделяется по
талантам и заслугам . Иногда властные
и меритократические подходы условно
обозначают как “линию
Лассуэла” и
“линию Парето”. ( Хотя первый подход
может быть с не меньшим успехом назван
“линией Моска” или “линией Миллса”.)
Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие высшими властными позициями или высшей формальной властью в организациях и институтах. Другая группа относит к элите харизматических личностей, бого - вдохновленных, способных к лидерству, представителей творческого меньшинства.
В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и функциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения структурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностные позиции в рассматриваемых институтах ( министры, директора, военноначальники )
Те же, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более трудную задачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии общественно важных решений ( многие представители этих групп, понятно, могут не занимать сколь - либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).
Остановимся коротко на позициях классиков властного и меритократического подходов.
4. Социальная мобильность.
Изучение
социальной мобильности было начато П.
Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году
книгу “ Social Mobility , Its Forms and
Fluctuation”.
Он
писал: “Под социальной мобильностью
понимается любой переход индивида или
социального обьекта ( ценности ) т.е.
всего того , что создано или модифицировано
человеческой деятельностью, из одной
социальной позиции в другую. Существуют
два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под
горизонтальной социальной мобильностью,
или перемещением, подразумевается
переход индивида или социального объекта
из одной социальной группы в другую,
расположенную на одном и том же уровне.
Перемещение некоего индивида из
баптистской в методистскую религиозную
группу, из одного гражданства в другое,
из одной семьи ( как мужа, так и жены ) в
другую при разводе или при повторном
браке, с одной фабрики на другую, при
сохранении при этом своего профессионального
статуса
- все это примеры горизонтальной
социальной мобильности. Ими же являются
перемещения социальных объектов ( радио,
автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории
Дарвина ) в рамках одного социального
пласта, подобно перемещению из
Айовы
до Калифорнии или с некоего места до
любого другого. Во всех этих случаях
“перемещение” может происходить без
каких -либо заметных изменений социального
положения индивида или социального
объекта в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями ( например индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.
Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном в следствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентация на достижение.
Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют ненормальные.
Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит нестабильности.
Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной стороной той же проблемы неравенства , ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное неравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности, функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание недовольства.
В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом , те кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные члены высшей страты. С другой стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.
Динамика социальной стратификации в России
9О-е
годы ХХ века, по всей видимости, войдут
в историю России как эпоха трех революций,
или, возможно, трех стадий одной революции,
жестко предопределяющих друг друга.
Первая, политическая, завершилась в
августе
1991 года; вторая, экономическая,
дает первые ощутимые плоды. Однако
параллельно с ней и обгоняя ее будет
набирать ход третья - социальная
революция, которая станет реальностью
очень скоро, но окончательно изменит
облик России лишь на исходе тысячелетия.
Подобная
расстановка приоритетов вполне
естественна: политика и экономика - это
злободневные темы, а злобой дня сегодня
является задача
"накормить народ".
Нет ничего очевиднее с точки зрения
здравого смысла.
Согласно уверениям
некоторых политиков, правительство
может достаточно быстро осуществить
свои декларации: стабилизировать рынок,
укрепить финансовую систему и
сбалансировать госбюджет. Исполнится
сон реформаторов: народ будет "накормлен"
(то есть удовлетворит критический
минимум своих потребностей), так и не
восстав.
Очевидно, однако, что за эту идиллию, по всей вероятности, стране придется расплачиваться долго и мучительно. Удары топора, которым строят светлое рыночное завтра, неминуемо чем-то отзовутся в нашей судьбе: будущее имеет обыкновение жестоко мстить за легковесность, с которой решаются проблемы настоящего.
Самым
ужасным результатом реформ будет
сокрушительный удар по социальной
структуре, унаследованной от советской
эпохи. Эта структура оказалась настолько
стабильной и ударопрочной, что выдержала
падение
"реального социализма"Падение
властвующей элиты не привело к сколь-либо
серьезным социальным конфликтам или
катастрофам (о чем предупреждали
некоторые социологи) не в последнюю
очередь и потому, что наиболее резкое
расслоение осуществлялось в советском
обществе именно по признаку обладания
властью. Падение партократической элиты
было сравнительно мягким, поскольку
другие признаки, расслаивающие общество
индустриального типа (доход, обладание
собственностью, образование, профессия,
социальный престиж и т.д.) в советском
обществе не были значимыми в той степени,
которая с неиэбежностью обуславливает
жестко конфликтные отношения социальных
страт.
Прочное сцепление разнородных слоев в советских условиях имело место не только благодаря короткой социальной дистанции между ними, но и в силу такого явления как определенная взаимоуравновешенность статусов: низкая зарплата и абсолютное безвластие интеллигента обесценивали его высокий образовательный ранг и относительную свободу в глазах рабочего, имевшего, по крайней мере, более солидный доход, - что не позволяло подспудной недоброжелательности перерасти в открытую ненависть. Напротив, представитель умственного труда компенсировал свое унижение сознанием престижности высшего образования и интеллектуальной профессии, карьерными перспективами и большей свободой распоряжения своим рабочим временем.
Иными словами: материальное положение не было доминирующим фактором расслоения, противовесом ему служили не менее значимые - внеэкономические - параметры.
Вот
этим-то основаниям общественной
интеграции сегодня на наших глазах
стремительно приходит конец. Переход
контроля над собственностью от государства
к гражданам грозит пойти по самому
худшему варианту: гигантская часть
национального продукта неудержимо
поступает уже даже не в распоряжение,
а в легальную собственность новых и
старых экономических элит, а
непропорционально малая течет сквозь
пальцы большинства населения.
Уровень
дохода становится главным параметром
стратификации, не сбалансированным
никаким противовесом. Происходит
выравнивание статусов по уровню дохода,
а это означает, что на смену
высокоинтегрированной, устойчивой
социальной структуре грозит прийти
наиболее нестабильная разновидность
классового общества.
Общество такого типа обречено постоянно балансировать на грани социальной войны. Чем резче и одномернее социальное расслоение, тем выше заряд негативных общественных настроений (ненависти, зависти, страха), испытываемых различными слоями друг к другу, тем глубже их взаимное отторжение. В этом смысле, будущее социального мира в стране зависит от того, сможет ли правительство предотвратить лавинообразно нарастающие в процессе стихийной приватизации чудовищные диспропорции в распределении бывшей госсобственности между различными социально-экономическими группами.
В
западных обществах тенденция к сокращению
социальной дистанции имеет место именно
благодаря прочному положению и длительному
росту среднего класса, который тем самым
сглаживает резкость социального
расслоения и является главным гарантом
стабильности. Напротив, в странах
"третьего
мира" колоссальный разрыв в доходах,
в уровне и стиле потребления, в самом
образе жизни между верхними и беднейшими
слоями населения колоссален, а доля
средних слоев несопоставимо (с Западом)
низка.
Новая стратификация может оказаться социальным динамитом, который взорвет общество, так как если не удастся обеспечить минимально необходимый уровень доходов, объем и влияние среднего класса, в обществе неминуемо возобладает самая опасная с точки зрения стабильности разновидность социальной идентификации - классовая. Начало этого распада общества на классовые идентификации придется скорее всего на время не до, а после стабилизации рынка (причем, не будем забывать, стабилизации на очень низком уровне). К этому моменту огромное количество людей, утратив надежды на изменение личной ситуации, теплившиеся в период экономического хаоса и неопределенности, поймет, что перебои с питанием есть еще не самая страшная трагедия в этой жизни, -- и с трезвостью разочарования осознает жесткие рамки своего социального ранга.