ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.12.2020

Просмотров: 467

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

опрошенных, как демократическое - один из пяти. Все это говорит о сформированности в массовом

сознании противопоставления "мы" и "они", не раз в российской истории приводившего к

социальным катаклизмам.

Все властные структуры и организации (за исключением Русской православной церкви, имеющей

устойчивый высокий рейтинг) оцениваются респондентами как в основном безразличные к его

нуждам и чаяниям. Наиболее "глухими" к нуждам и чаяниям народа российского являются в его

оценке местная милиция (77,2%) и политические партии (72,3%). Сильно "тугими на ухо" оказались

Совет Федерации (64,2%), Государственная Дума (62,8%), местная администрация (57%) и

профсоюзы (52,7%), которые, вроде бы, должны быть главным защитником интересов простых

людей.

Проанализированные результаты хотя и не носят исчерпывающего характера, но вполне адекватно

характеризуют положение в социально-трудовой и властной сфере российского общества. Его

состояние можно охарактеризовать как неоднозначное: в некоторых сегментах прослеживаются

изменения к лучшему, но больше опасных симптомов. Выявленные противоречия и тенденции

тревожны тем, что не позволяют дать заключение о наиболее вероятной траектории дальнейшего

развития ситуации в образе жизни. Идея необходимости продолжения, развития реформ регулярно

озвучивается самыми высокими представителями власти в нашем государстве. Однако, готово ли к

реформированию современное российское общество, и если готово, то к реформированию какого

рода? Вот основные вопросы, на которые наводят предложенные вниманию читателей материалы

нашей статьи.

Представляется, что общая оценка инноваций повседневных практик и социальных представлений

россиян имеет негативный характер. Они несут скорее экономические и моральные потери

российскому обществу, нежели позитивные тенденции преодоления сформировавшихся

экономических проблем. Эти изменения стали результатом появления множества форм

собственности, которые поставили собственника и работ- стр. 25

ника в неравное положение к средствам производства, сформировали у каждого из них

отличающиеся потребности, интересы, ценности. К значимым факторам следует отнести изменение

структуры занятности, статуса социально-профессиональных групп, рост нездоровой конкуренции и

т.п.

Думается, социальные представления россиян о роли государства и перспективах развития России

стали результатом оценки деятельности людей, делавших реформы и подменивших

провозглашенные с трибун принципы общественного переустройства в интересах равенства

возможностей, прав человека, его свободы выбора борьбой за личную власть и личное обогащение.

Изменения социальных практик россиян в семейно-бытовой сфере также достаточно противоречивы

и не поддаются однозначной интерпретации. Все мы знаем, что последние двадцать пять лет в


России институт семьи и брака претерпел серьезные изменения. Снизилась брачность и

рождаемость, выросла разводимость, нормативно одобряемым в общественном мнении стало

сожительство, на семейно-брачном рынке получил свою легитимность брачный договор. Эти

изменения в образе жизни россиян иногда называют "тихой революцией".

Среди основных востребованных сегодня качеств, воспринимаемых большинством как

обеспечивающие успех человека в жизни, а собственно и в труде, набрали силу как раз те, что в

советское время были явными аутсайдерами: связи с "нужными" людьми, умение приспособиться,

эгоизм. Это явный признак движения в сторону нездоровых, нецивилизованных трудовых

отношений, в которых, как показывают полученные нами данные, "корыстолюбие, неразборчивость

в средствах достижения цели, жестокость, наглость, эгоизм__________" востребованы больше, чем "честность,

достоинство, ответственность", "образованность и культура".

Процессы отчуждения в нашей (уже давно не плановой, а квазирыночной) экономике не только

никто не отменил, они даже не убавили в своей силе. Разве что стали процветать на иной

идеологической, социальной и экономической почве. Так, отвечая на вопрос "Испытывали ли Вы

чувство, что Ваши способности (умение, мастерство, талант) никому не нужны?", только 55%

респондентов отметили, что этого не было в их жизни за пореформенные годы. Однако 22%

опрошенных отмечают, что такое чувство посещало их как до 2000 г., так и после. Пятая часть (!)

населения страны с перманентно-длительно невостребованными квалификацией, способностями и

умениями - это очень много и очень тревожно.

Таким образом, приоритетность дела на благо общества, других людей преобразуется в

приоритетность дела ради личных интересов. В современной России в условиях кризиса и

нестабильности культуры формируется модальный тип личности с преобладанием ориентации на

индивидуально-личностные нормы поведения и деятельности, формируя новый, западный Habitus,

отмеченный, по мнению Ю. Хабермаса, индивидуализмом, рационализмом и активностью [4].

Мы наблюдаем и преемственность, и прерывистость в формировании повседневных практик.

Поскольку трансформация образа жизни россиян происходит путем сращивания традиционных и

новых ценностей и институтов, это приводит к изменению свойств и структуры традиций, к

гибридизации разделяемых ценностей, представлений, которая формирует адекватные ей практики.

Когнитивный блок образа жизни современных россиян отличается асимметричностью, в

значительной степени связанной с противоречиями между генерализированными и конкретными

социальными представлениями.

Признавая зависимость будущего от настоящего, мы полагаем, что в нем могут негативно сказаться

некоторые элементы последнего. К ним следует отнести ухудшение условий труда и социальной


защищенности работников, показателей самореализации в профессии, отношений, складывающихся

в организациях между коллегами. Не соответствует цивилизованным характеристикам модификация

представлений россиян о социальных качествах личности, наиболее востребованных современным

обществом, таких как умение приспособиться, устанавливать связи с нужными людьми, прежде

стр. 26

всего, заботиться о себе. Нельзя признать цивилизованными и новые модели поведения, нацеленные

на то, чтобы взять от общества как можно больше, а дать ему как можно меньше, ориентированные

на индивидуально-личностные интересы, агрессивные по отношению к инакомыслящим.

Вряд ли позитивно повлияет на развитие российского общества дальнейшая либерализация

отношений россиян к добрачным сексуальным связям, гражданскому браку, разводам,

гомосексуальным отношениям. Активному, социально ответственному образу жизни не

способствуют отчуждение россиян от политики, равнодушие и апатия к происходящему в стране.

Разрушительными для повседневной жизни будут недостаточная динамика повышения уровня

жизни россиян, недоступность для всего населения дефицитных ресурсов и благ общества,

нарастание негативных эффективных оценок качества жизни, связанных с неудовлетворенностью

различными сторонами жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, чувствами беспокойства,

раздражения, страха, отчаяния, безысходности.

В связи с этим и встает задача преодоления негативных элементов формирующейся траектории

образа жизни россиян как одного из основных ресурсов решения задач, стоящих перед нашей

страной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абулъханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии

исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 4. С. 39 - 55; Абульханова К. А. Российский

менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы

психологической теории и практики. М: Изд. ИП РАН, 1997. С. 7 - 37; Бергер П., Лукман Т.

Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995; Жодле

Д. Социальные представления как элементы, опосредующие отношения к отклонению //

Психоанализ и науки о человеке. М.: Прогресс-Культура; 1995. С. 155 - 190; Емельянова Т. П.

Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.:

ИП РАН, 2006; Кессиди Ф. К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии.

2003. N 1. С. 76 - 79; Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008; Щюц А. Структура повседневного

мышления // Социол. исслед. 1988. N 2. С. 129 - 137; Якимова Е. В. Теория социальных

представлений в социальной психологии: дискуссии 80 - 90-х годов. М.: ИНИОН РАН, 1996.

2. Социология в странах Центральной и Восточной Европы. Хрестоматия / Авт.-сост. З. Т.

Голенкова, Н. П. Нарбут. М.: Изд-во РУДН. 2005; Человек в процессе эпохальных социальных


изменений: Материалы теоретико-методологического семинара. 3 октября 2007 г. / Под общей ред.

Г. И. Осадчей. М.: РГСУ, 2008.

3. См.: Возьмитель А. А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические

науки, 1991. N 1.

4. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008. С. 44.

стр. 27__

О СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

О. В. КУЧМАЕВА, Е. А. МАРЫГАНОВА, О. Л. ПЕТРЯКОВА, А. Б. СИНЕЛЬНИКОВ

КУЧМАЕВА Оксана Викторовна - доктор экономических наук, заведующая лабораторией

проблем семейной политики Института семьи и воспитания Российской академии образования

(РАО) (E-mail: kuchmaeva@yandex.ru). МАРЫГАНОВА Елена Александровна - кандидат

экономических наук, доцент кафедры экономической теории и инвестирования Московского

государственного университета экономики, статистики и информатики (E-mail:

emariganova@rambler.ru). ПЕТРЯКОВА Ольга Леонидовна - кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО (E-mail: medved7722@mail.ru).

СИНЕЛЬНИКОВ Александр Борисович - кандидат экономических наук, доцент кафедры

социологии семьи МГУ (E-mail: sinelka@mail.ru).

Аннотация. В статье описаны подходы к изучению воспитательного потенциала современной

российской семьи и его факторы. Рассмотрено влияние социально-демографических, социально-

экономических факторов образа жизни и характера взаимоотношений в семье на формирование и

реализацию воспитательного потенциала.

Ключевые слова: воспитание * воспитательный потенциал * функции семьи * семья * мониторинг

воспитательного потенциала * факторы воспитательного потенциала.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в

формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего

человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи

осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса

зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к

воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности

материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции"

понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как

_______реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-

либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал,

выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни,

досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного

(творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных

функций и др. возмож-


стр. 49

ности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием

успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер

внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд,

воспитание детей в семье - это, прежде всего..." в ходе исследования "Московская семья - 2006"

(МС-2006)1, то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности,

трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с

людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение

премудростям семейной жизни".

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация

воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие

макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным

уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи,

стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни,

занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе;

образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

Структура семьи

Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является ее

демографическая структура, ее принадлежность к тому или иному типу. Современное состояние

семьи как в России, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как

кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как социальным институтом своей

репродуктивной функции [1].

Формирование новых моделей демографического поведения связано с изменениями ценностных

ориентаций. Традиционные взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую

регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной на

автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате увеличивается численность

специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная (материнская), внебрачная

неформально полная (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при

законной жене, либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера).

Вместе с тем по данным социологического опроса "Семья и общество в России: эволюция оценок

и ценностей в общественном мнении населения" (СиО-2006), проведенного в 2006 г. Институтом

семьи и воспитания РАО, положительно к "гражданскому браку" относится около 35%

опрошенных, категорически против 15% и в целом не одобряют такой практики 47,5%

респондентов. Интересно, что к альтернативным формам брака (гостевому, выходного дня и пр.)