ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.12.2020

Просмотров: 471

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отношение почти однозначно негативное: около 63% респондентов категорически против такой

формы брака, еще 28% в целом ее не одобряют2. Однако в этом случае мы имеем срез мнения лиц,

уже состоящих в браке.

В демографическом поведении наблюдается ориентация к снижению нормы брачности (это

подтверждают и данные переписи 2002 г.). В обществе складывается лояльное отношение к

незарегистрированным бракам и девальвируется ста-

стр. 50

1 Исследование проведено в 2006 г. по заказу Комитета по делам семьи и молодежи Правительства г. Москвы.

Опрошено 842 родителя в полных и неполных семьях.

2 В ходе данного исследования опрошено 1300 респондентов, проживавших в составе семей, из _______13 регионов РФ.

Научный доклад "Научные и практические проблемы взаимодействия семьи и общества в современной России".

Рукопись. Институт семьи и воспитания РАО, 2008.

тус традиционной семьи как зарегистрированного союза. При этом все большее одобрение

получает мнение, что для развития ребенка не обязательно наличие обоих родителей, а женщина,

если она этого желает, вполне может вырастить ребенка одна.

Наряду с мнением о необязательности заключения брака для создания семьи все шире

распространяется оправдание разводов. Часто они воспринимаются как явление нормальное и

даже благотворное в некоторых ситуациях. Большинство участников исследования "МС-2006" [2]

как из полных, так и неполных семей признали их допустимость. С положением, что сохранять

брак с нелюбимым человеком не стоит даже из-за детей, согласились 27,2% жен и 22,1% мужей.

Среди респондентов из неполных семей этот вариант ответа выбрали 38,9%. Процент разводов по

отношению к бракам постоянно растет. Так, в 2008 г. в органах ЗАГС на 1000 человек населения

официально зарегистрировано 8,3 брака (в 2007 г. - 8.9‰, в 2006г. - 7.5‰), коэффициент

разводимости в 2008 г. составил - 5‰, в 2007 г. - 4.8‰. В некоторых регионах уровень

разводимости, по данным Росстата, достигает пика. Так, в 2008 г. в Чукотском АО на 100 браков

приходилось 84 развода, в Магаданской области - 81.

Либерализация брачной морали способствует дальнейшему росту внебрачной рождаемости. В

2007 г. внезарегистрированного брака родилось 28% детей от общего числа родившихся. Начиная

с 1994 г. почти постоянно (исключение составил только 1999 г.) увеличивается абсолютное число

таких рождений.

В период между переписями 1989 и 2002 годов доля детей, воспитываемых в семьях без одного

или обоих родителей, возросла в 1,7 раза. Развод родителей, а также воспитание ребенка в

неполной семье, преимущественно матерью, значительно снижает воспитательный потенциал

семьи, искажает образцы семейных ролей в сознании ребенка. Тот факт, что более трех четвертей

детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все эти дети получают

нормальное воспитание. Немалую часть составляют сводные семьи. Государственная статистика


не выделяет их в особую группу. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее

10%. Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.

Т. А. Гурко на основании проведенных ею исследований среди старшеклассников установила, что

и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы поступают так еще чаще

[3].

Влияние брачного статуса матерей (полная, неполная семья) на воспитательный процесс

отчетливо выявило исследование "СиО-2006". Негативные моменты, например, недостаток

времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических способностей при воспитании,

невозможность контролировать детей, матери из неполных семей в отличие от полных отмечали

почти в два раза чаще. Социальные девиации в поведении детей более характерны для неполных

семей. Судя по ответам матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще

вызывают в школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25,7% замужних.

Среди последних каждая третья (33,4%) сталкивается с крайне неприятной ситуацией: дети пьют,

курят, употребляют наркотики. Однако в семьях незамужних матерей эта проблема встречается

еще чаще (43%).

О влиянии "плохой компании" упомянули 5,2% замужних и 14,7% незамужних матерей.

Соответственно, риск попасть в плохую компанию и совершения различных правонарушений и

даже преступлений у детей из неполных семей в 2,8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем в семьях, где

есть оба родителя. Это подтверждается и данными официальной статистики: в 2007 г. среди

состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних 47,3% не имели одного или

обоих родителей (по данным переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия

одного или обоих родителей, проживало 23,3% детей).

Современная ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и

дедушками. По данным переписи 2002 г., доля таких семей составляла

стр. 51

23,6%. Нередко расширенный состав связан с материальными проблемами и жилищными

трудностями.

В ходе исследования "МС-2006" подтвердился тезис, что отношения со старшим поколением в

основном базируются на взаимопомощи, причем чаще ее оказывают именно бабушки и дедушки.

Так, регулярную материальную помощь со стороны старшего поколения отметили более 20%

опрошенных, помощь по дому - от 20 до 30% (в неполных семьях). Наиболее часто респонденты

отмечали помощь в уходе за детьми - более 44%. На отсутствие помощи и проблемы от контактов

с родителями указали 12 - 14%, причем чаще других (как и в случае с взаимопомощью) -

респондентки из неполных семей.

Число детей в семье

В кризисных социально-экономических условиях усиливается ориентация родителей на одного

ребенка - однодетная семья становится все более типичной для России. По мнению

исследователей, ребенок в ней становится центром притяжения "всех и вся", исчезают особые


свойства многодетной семьи, позволяющие успешно выполнять функцию социализации [4].

Отвечая на вопрос "Сколько бы Вам хотелось иметь детей, если бы Вы имели для этого все

условия?" ("МС-2006"), более половины респондентов называют двоих. Тем не менее в числе

домохозяйств, имевших детей до 18 лет, повысилась доля однодетных, значительно сократилось

число семей с двумя, тремя и более детьми3. Если принять за 100% все семьи с

несовершеннолетними детьми (всего их 20,7 млн), то среди них более чем две трети (67,7%) -

однодетные. Двухдетные составляют лишь немногим более четверти (26,9%), а семей с тремя и

более детьми лишь 5,4%4.

Несмотря на некоторый рост общего коэффициента рождаемости в 2008 г. - 12.1‰ против 10.4‰ в

2006 г. (минимум наблюдался в 2000 г. - 9‰), суммарный коэффициент рождаемости, более точно

характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1,5 ребенка на одну женщину

репродуктивного возраста (2008 г.).

По результатам исследования в Новгородской области в 2003 г. [5], даже при наличии всех

условий сегодняшнее поколение хотело бы иметь в среднем меньшее число детей, чем имеют или

хотят иметь представители поколения их родителей. Родительская роль в современном обществе

не имеет высокой ценности. Это подтверждается, в частности, исследованиями, проведенными

коллективом ученых-демографов МГУ в 2004 - 2005 гг. в различных субъектах РФ [6].

Материальное положение семьи

Анализ социально-экономических причин и факторов, снижающих воспитательный потенциал

семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как социальная

депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и

духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации

личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане

получения полноценного образования, лечения и отдыха.

стр. 52

3 По данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

4 В России, как и во всем мире, в настоящее время ведется учет домохозяйств, а не семей, причем только в ходе

переписей населения. Последняя перепись населения проходила в 2002 г. По данным переписи, мы можем

получить информацию о частных семейных домохозяйствах либо о семейных ячейках. Частные домохозяйства -

это домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях,

гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах) и других помещениях, приспособленных для жилья.

Семейная ячейка - супружеская пара с детьми или без детей, или один из родителей с детьми. Семейные

домохозяйства - это частные домохозяйства, в которых есть семейные ячейки.

Распределение ответов респондентов на вопрос что, помимо материальных забот, больше всего

осложняет жизнь Вашей семьи?"

В ходе исследования "СиО-2006" получены следующие субъективные характеристики уровня


жизни опрошенных: 62,7% отметили, что их семья живет "более-менее прилично", 28,2% "едва

сводили концы с концами" и лишь 9,2%, что их семьи не испытывают материальных трудностей.

Наибольшие затруднения в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее

бедных семей - более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать "сложно" и

"очень сложно", оценили свое материальное положение на 3 балла и менее (по 10-балльной

шкале).

Снижение воспитательного потенциала семьи как следствие материальных трудностей

подтверждают и результаты исследования "МС-2006" [2]. При ответе на вопрос "Какие проблемы

в наибольшей степени осложняют жизнь Вашей семьи?", лидируют или материальные проблемы

(67% из неполных семей и более 35% из полных), либо сопряженные с ними - трудности в

приобщении детей к спорту, музыке (76% матерей из неполных семей и 25% из полных),

проблемы с медицинским обслуживанием (около 35% из полных и неполных семей), трудности в

организации быта (также примерно 35% из полных и неполных семей).

Материальное положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного

времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.

Исследование "СиО-2006" выявило, что 75,1% родителей, которые отметили, что их семьи "не

испытывают материальных трудностей", проводят свое свободное время в семейном кругу; вне

семьи - 24,9%. В семьях, которые оценивают материальное положение как "более или менее

приличное", 92,6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7,4% вне семьи.

В том, что подавляющее большинство респондентов проводят свободное время дома, есть немало

положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей. Однако

"свободное время" в таких случаях затрачивается чаще не на отдых, а на решение бытовых

проблем. Это косвенно подтверждается указанием большинства опрошенных на нехватку

свободного времени и переутомление.

Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать дополнительные

источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению

возможностей общения с детьми. "Усталость и переутомление" отметили в опросах 47,5%,

"недостаток _______свободного времени" 10,4% респондентов (см. рис.).

стр. 53

При этом считают достаточным время, которое они могут уделить семье и детям только половина

респондентов (50,2%), а 49,8% опрошенных думают, что "относительно недостаточно", или "явно

недостаточно" (15,1%). Причем у отцов ситуация более проблематичная, что вероятно,

обусловлено, повышенной профессиональной занятостью. Лишь 35,2% мужчин полагают, что они

уделяют достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию

воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между старшим и


младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до безнадзорности и

беспризорности детей.

Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со

значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают

семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения

в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Внутрисемейные отношения и воспитательный потенциал

В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных

действии, осваивает социальный опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего его

воспроизводства.

В значительной мере психологическая атмосфера семьи зависит от уверенности в завтрашнем дне.

При оценке респондентами позиции "уверенность в завтрашнем дне" для своей семьи в ходе

исследования средний балл составил лишь 4,2 (по 10-балльной шкале). При этом респондент из

каждой пятой семьи с детьми совершенно не уверен в завтрашнем дне. В сплоченных, уверенных

в будущем семьях отношения с детьми оцениваются более высокими баллами. Респонденты,

которые оценили чувство уверенности в завтрашнем дне на 9 - 10 баллов, дали наиболее высокие

оценки (4 - 5 баллов по 5-балльной шкале) своим отношениям с детьми.

Выбор респондентами "МС-2006" вариантов поведения для достижения "успеха в жизни"

позволяет понять, какие ценности продуцируют современные семьи, на какие ценности они

ориентируются в процессе воспитания. Это, прежде всего, "умение много и добросовестно

работать" - (48,3%). Пятая часть респондентов опиралась бы на связи и знакомства. Близки к ним

еще 15%, которые надеются на высокое положение родителей или родных. Лишь 10% выдвинули

во главу угла талант и способности, совсем не пользуются популярностью для достижения успеха

такие качества как честность, порядочность, умение приспосабливаться и способность к риску.

Если "умение приспосабливаться" и "способность к риску" выступают в значительной степени

спорными характеристиками, то низкий рейтинг честности и порядочности является тревожным

фактом.

Важнейшей составляющей воспитательного потенциала семьи выступает наличие

взаимопонимания с детьми. Эта проблема может существовать на любом этапе жизненного цикла.

Однако существуют значительные различия между взглядами отцов и матерей на эту проблему.

Большинство отцов она начинает волновать лишь при достижении детьми подросткового

возраста. В то же время 60% матерей жалуются на отсутствие взаимопонимания с детьми еще до

достижения ими возраста 7 лет.

Поскольку матери гораздо больше, чем отцы, заняты уходом за маленькими детьми и их

воспитанием, для женщин проблема взаимопонимания возникает намного раньше, чем для

мужчин. Дети-дошкольники не всегда понимают требования матери. Вероятно, именно поэтому