ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.12.2020

Просмотров: 470

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за трудностей контроля более негативны. Действенный механизм защиты интересов работников

путем создания организаций социального партнер-

стр. 89

Таблица 6

Среднемесячная номинально начисленная зарплата работников (в руб.)

Сфера занятости 1995 2000 2005 2006

Вся экономика 472 2223 8555 10728

Сельское и лесное

хозяйство

259 985 3646 4558

Добыча полезных

ископаемых

1067 5940 19727 23234

Финансовая

деятельность

755 5232 22463 27795

Источник: Россия в цифрах, 2007. Официальное издание. М., 2007. С. 118 - 120.

ства пока не сложился. И поэтому позиции рядовых тружеников в отношениях с работодателем

как никогда ослаблены.

Труд в сельском хозяйстве из-за неудовлетворительных условий по-прежнему непривлекателен и

не конкурентен с трудом в других сферах занятости; работник ни юридически, ни экономически,

ни психологически не сформирован как самостоятельный субъект трудовых отношений. Он не

чувствует себя собственником своей рабочей силы, его основные усилия направлены на

выживание. На приватизированных предприятиях рядовые работники, став мелкими акционерами,

принимают лишь символическое участие в управлении производством и распределении доходов.

Профсоюзы на селе не стали реальной общественной силой, ни на уровне коллектива

предприятия, ни в социальном взаимодействии с работодателями и органами исполнительной

власти.

Проблема социального партнерства на предприятии - это, прежде всего, согласование интересов

работодателей и работников на основе коллективно-договорного регулирования трудовых

отношений. Опросы показали, что менее половины работников аграрного сектора знают о

заключении колдоговора между трудовым коллективом и администрацией предприятия,

остальные вообще ничего не знают о нем. Из тех, кто знает, что колдоговор в хозяйстве имеется,

менее 50% знакомы с его содержанием.

Формирование социально-трудовых отношений рыночного типа на селе находится пока в

начальной стадии. Ни одного из партнеров по трудовой деятельности еще нельзя назвать

полноценным субъектом этих отношений. И много оснований считать, что за годы рыночных

реформ сформировался своеобразный нерыночный социально-трудовой механизм учета интересов

работников и работодателей.

Весьма своеобразны социально-трудовые отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Глава такого хозяйства зачастую выступает в двух лицах - как работодатель и как работник.

Налицо лишь два субъекта социально-трудовых отношений, при которых большинство наемных

работников находится вне правового поля и, следовательно, при согласовании интересов сторон

их права могут быть ущемлены. Усиление договорной дисциплины в отношениях работодателей и

работников, перемещение этих отношений в нормативно-правовое пространство в ближайшие

годы должно стать основным направлением развития социального партнерства в условиях


реформирования сельскохозяйственного производства.

Еще один аспект совершенствования социального бытия в деревне связан с материальным

благосостоянием людей. Снижение объемов и эффективности аграрного производства, ломка

механизмов социальной защиты привели к резкому падению стоимости рабочей силы в отрасли. С

1994 г. по сей день по уровню оплаты труда аграрные работники - экономические аутсайдеры

(табл. 6).

Межотраслевой разрыв в размере ее постоянно растет. Если в 1990 г. зарплата в промышленности

была только на 8% выше, а в сфере финансовой деятельности на 7% ниже, чем в сельском

хозяйстве, то в 2007 г. в первой превзошла в 3,2, а во второй - в 7,4 раза. В среднем начисленная

номинальная зарплата аграриев с 2004 г. превысила на 5 - 15% прожиточный минимум

трудоспособного населения, в то же

стр. 90

время по данным опросов Института аграрной социологии, у 75 - 80% крестьян среднедушевой

доход ниже прожиточного минимума, в том числе у 7 - 8% составлял всего 5 - 7% этой величины;

у 5 - 7% - 8 - 9; у 10 - 15% - 16 - 19; у 16 - 20 - до 27%. То есть, почти у половины аграрного

населения доход был в пределах 5 - 27% от величины прожиточного минимума. В 2001 - 2007 гг.

он несколько вырос, но у 4/5 все еще ниже уровня прожиточного минимума. И то обстоятельство,

что в целом номинальная зарплата аграрных работников несколько превзошла его,

свидетельствует, прежде всего, о возрастании на селе социальной поляризации его населения по

уровню доходов.

Сельское хозяйство имеет самую высокую внутриотраслевую дифференциацию оплаты труда (за

исключением банковской деятельности). Если в 1995 г. средняя начисленная заработная плата у

10% наиболее оплачиваемых работников превышала зарплату на 10%, наименее оплачиваемых в

23,8 раза, то в октябре 2007 г. - уже в 24,4 раза. Тенденция роста децильной дифференциации

сохраняется и в последующие годы. По данным Госкомстата в 2000 г. разрыв в оплате 8,7%

низкооплачиваемых и 7,5% высокооплачиваемых работников отрасли составил 42,8 раза. В 2007 г.

у двух третей аграрных работников зарплата была меньше среднеотраслевого уровня, в том числе

у трети - вдвое. Ничтожно малая цена сельскохозяйственного труда усугубляется задержками

выплат заработанного. По данным опроса ИАС в 2006 г. ее регулярно получали только 35,7%

работников; отметили задержки - 41,4%, причем 24,6% не получали зарплату по несколько

месяцев, а 7,5% - по несколько лет. Доля работников СХП составляет 7 - 8% к численности

занятых на предприятиях работников, а в общей задолженности по заработной плате их удельный

вес составил в 2007 г. более 26%.

За годы реформ принципиальные изменения претерпела структура доходов сельского населения

по источникам формирования. Значимость оплаты труда в формировании бюджета домохозяйств

резко упала. Если в 1990 г. на нее приходилось 67% совокупного дохода семьи, то теперь -

порядка 30%. Более чем двукратное снижение доли оплаты труда в семейном доходе означает, что


зарплата уже не выполняет в должной мере ни социально воспроизводственной, ни

стимулирующей функции.

Доход __j___j___от ЛПХ формируется из внерыночных - натуральных и рыночных - денежных поступлений.

В связи с устойчивым падением с 1994 г. товарности ЛПХ соотношение между натуральной и

денежной частями дохода от подворья стало меняться в пользу натуральной, т.е. нерыночной и

даже антирыночной части. Если в 1993 г. доход от реализации продукции ЛПХ составлял треть

совокупных поступлений, то в 2007 г., по нашим расчетам, - около седьмой части.

Значительную роль в формировании бюджета сельского домохозяйства играют социальные

трансферты (пенсии, пособия, дотации и льготы), достигающие 29% его объема. Однако их

реальная величина на селе почти втрое ниже, чем в городе.

На фоне снижения уровня жизни сельского населения идет процесс социально-экономического

расслоения деревни. Высокая и нарастающая дифференциация материальной обеспеченности

сельских домохозяйств объясняется, прежде всего, различиями в величине зарплаты,

приходящейся на одного члена домохозяйства, а также большей детско-иждивенческой нагрузкой

на работающего в наименее обеспеченных семьях. Но основную роль в социальном расслоении

сельского общества играют возрастающие территориальные, межхозяйственные и

внутрихозяйственные различия в оплате сельскохозяйственного труда. Обращает на себя

внимание социальная несправедливость в распределении дотаций и льгот. Их пользователями на

селе являются преимущественно обеспеченные домохозяйства, хотя трансферты призваны

сглаживать социальное неравенство.

Сравнительный анализ дифференциации доходов городского и сельского населения показывает,

что в деревне 10% наименее обеспеченного населения в 1,4 раза

стр. 91

беднее, чем в городе. По социальным трансфертам в натуральной форме разница между городом и

селом достигает троекратной величины.

В мировой практике индикатором материального благосостояния населения принято считать

структуру потребительских расходов. Чем ниже доля расходов на питание и относительно выше

расходы на непродовольственные товары и особенно на услуги, тем лучше жизнеобеспечение

семьи. За 1991 - 2007 гг. сократилось потребление сельским населением всех продуктов питания,

за исключением картофеля, овощей, хлебопродуктов, сахара и рыбы: мясопродуктов - на 24 кг в

год (27%), молокопродуктов - на 149 кг (43%), яиц - на 93 шт. (38%), фруктов - на 7 кг (26%).

Недопотребление важнейших продуктов питания компенсируется ростом потребления картофеля,

овощей, хлеба и сахара. Сопоставление с рациональными нормами показывает, что по всем

продуктам, кроме хлеба и картофеля, потребление у селян ниже нормы - около 27% по

молокопродуктам, до 78% - по фруктам. Энергетическая емкость той части рациона, которая

представлена продуктами животного происхождения, снизилась на 24%, и составляет лишь 23,6%


общего рациона питания. Такой рацион характерен для модели питания тяжелого углеводистого

типа, которая, по мнению специалистов, является главной причиной ослабления иммунной

системы и повышения заболеваемости, в том числе туберкулезом. По этой же причине стали

распространенными явлениями дефицит веса у молодежи и анемия у рожениц и молодых матерей.

Важным показателем благосостояния домохозяйств является накопленное имущество - бытовая

техника, телерадиоаппаратура, транспортные средства. Устойчивая тенденция роста у сельчан

этих предметов и сближение уровней обеспеченности ими городского и сельского населения в

дореформенное время в последние годы сменилась на обратную. Мониторинг ИАС показывает,

что в 1999 - 2007 гг. снизилась обеспеченность сельских жителей холодильниками, стиральными

машинами, телевизорами, магнитофонами. Снижается обеспеченность сельчан не только бытовой

техникой, но и предметами личного гардероба, что является следствием истечения срока

пользования имуществом, нажитым в дореформенный период, и ограниченных возможностей его

обновления.

Бедность на селе имеет застойный характер, что порождает пагубные изменения долгосрочного

действия в физическом и психическом здоровье людей. Она локализуется преимущественно в

многодетных семьях и семьях, имеющих в своем составе безработных, а также в депрессивных

регионах с наиболее низкой оплатой сельскохозяйственного труда, критической ситуацией на

рынке труда и неблагоприятными условиями ведения ЛПХ.

Существенно зависит уровень жизни от состояния социальной инфраструктуры. Она формирует в

пределах той или иной территории жизненную сферу и, в конечном итоге, условия

демографического и социального воспроизводства населения. Обозначившаяся здесь уже во

второй половине 1980-х гг. кризисная ситуация обусловила ухудшение качества жизни,

формирование миграционных настроений жителей, снижение мотивации труда.

Кризис в экономике страны привел к резкому спаду инвестиционной активности. При этом темпы

сокращения капвложений в социальную сферу села значительно опережают соответствующий

показатель по народному хозяйству в целом, что свидетельствует о последовательной практике

ущемления интересов деревни при распределении инвестиционных ресурсов. Это, а также резкое

сокращение средств на содержание объектов социальной сферы привело к уменьшению

потенциала социальной инфраструктуры села и, в конечном счете, к увеличению разрыва в

качестве среды обитания в городе и на селе.

Одновременно с падением доходов аграрных работников ухудшается доступность образования,

здравоохранения, культуры, торгового, бытового и других сфер обслуживания, которые образуют

социально-пространственные условия жизни. На селе значительно хуже, чем в городе,


обеспеченность дошкольными, медицинскими, бы-

стр. 92

товыми, торговыми учреждениями, дорогами с твердым покрытием, телефонной связью.

Таким образом, в настоящее время на селе сложилась устойчивая социально-экономическая

ситуация, основной доминирующей тенденцией которой является увеличение разрыва в уровне

жизни сельского и городского населения. Продолжение данной тенденции в перспективе может

привести к необратимым процессам в развитии села - к его неспособности выполнять ни одну из

его функций: производственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную,

рекреационную.

Преодоление критической ситуации в деревне возможно только при коренном изменении

подходов к ее возрождению. Для этого необходимо, прежде всего, диверсифицировать сельскую

экономику и сформировать мотивационный механизм ее развития.

На наш взгляд, необходимо формирование стабильных финансовых ресурсов на развитие и

содержание объектов социальной сферы и инженерного обустройства села путем консолидации

всех источников финансирования на основе долевого участия средств бюджетов всех уровней и

внебюджетных источников; внедрение технологий и оборудования, отвечающих уровню мировых

стандартов, улучшение проектирования, повышение качества строительства и пространственной

доступности жителям села объектов социальной сферы.

В первоочередном порядке - реализация мероприятий по развитию индивидуального жилищного

строительства на селе с использованием элементов системы ипотечного кредитования. Механизм

финансовой поддержки сельских индивидуальных застройщиков, помимо вовлечения в оборот

собственных их накоплений (около 30%), должен предусматривать использование на эти цели

средств федерального и территориальных бюджетов на возвратной основе, привлечение средств

банковских и других финансовых структур при условии частичного субсидирования их

процентной ставки за счет бюджетных ресурсов. Одновременно следует продолжить работу по

созданию в субъектах РФ фондов поддержки индивидуального жилищного строительства на селе,

оказанию застройщикам комплекса необходимых услуг, предусмотреть возможность погашения

полученных кредитозаемщиками ссуд за счет продажи сельскохозяйственной продукции личных

подсобных хозяйств.

Одной из важнейших задач в развитии социальной инфраструктуры села является подъем

сельского здравоохранения до уровня, способного __________обеспечить всеобщую доступность

государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих бесплатную

медицинскую помощь населению за счет средств бюджетов, страховых взносов и других

источников.

Наряду с укреплением районного звена сельского здравоохранения в числе программных мер

следует предусмотреть: развитие сети сельских участковых больниц; обеспечение нормативной