Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4276

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

звездочкой)*).

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при

несовпадении - в 0 баллов.

Кээшбелл

Варианты ответа

I А*

2 А*

3 В*

4 А*

5 В*

6 А*

7 В*

8 В* Баллы суммируются.

4 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

4 -8 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;

5 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

3.2.6. Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника.

Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему

представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера

суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу,

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете

выполнять тест.

Бланк ответов

Ф.и.0_____________________________

Возраст_____________________________

Пол__________________________________

Варианты ответов: А и В.

Опросник

1.Как вы думаете, большинству людей можно доверять или во взаимодействии с

другими нужно соблюдать осторожность?

А). Большинству людей можно доверять.

В). Во взаимодействии с другими нужно соблюдать осторожность.

2. Могли бы вы сказать, что люди чаще всего стремятся быть полезным другим или

они думают только о себе?

А). Стремятся быть полезными другим.

В). Думают только о себе.

3. Как вы думаете, большинство людей попытались бы обмануть вас, если бы им

представилась такая возможность, или вели бы себя честно?

А). Попытались бы обмануть, если бы им представилась такая возможность.

В). Вели бы себя честно.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

При соответствии ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при

несовпадении - в О баллов.

Вариант ответа 1 А2 А 3 В1 балл и меньше - низкий показатель доверия;

2 балла - средний показатель доверия;

3 балла - высокий показатель доверия.

3.2.7. Диагностика эффективности педагогических коммуникаций

(модифицированный вариант анкеты А, А. Леонтьева)

Назначение. Диагностическая цель методики заключается в определении

«аудиторной атмосферы», активности, выраженности познавательного интереса у

обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности.

Инструкция. Экспертам, имеющим опыт общения с аудиторией, предлагается карта

коммуникативной деятельности. Каждый эксперт работает независимо, после чего

находится усредненная оценка. Оценку следует проводить по предлагаемой шкале, а

при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или

иные оценки.

Карта коммуникативной деятельности

1. Доброжелательность 7654321Недоброжелательность 2. Заинтересованность 7654321


Безразличие 3. Поощрение инициативы обучаемых 7654321Подавление инициативы 4.

Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7654321Закрытость

(стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за

престиж) 5. Активность (все время в общении, держит обучаемых е «тонусе»)

7654321Пассивность [не управляет процессом общения, пускает его на самотек) 6.

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты) 7654321

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на

себя) 7. Дифференцированность (индивидуальный подход) 7654321Отсутствие

дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

Обработка данных

Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может

колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается

заключение о степени коммуникативной эффективности.

Интерпретация данных

ЕСЛИ усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то

коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного

взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет

аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства

общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может

показаться, что собралась компания давно знающих

друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты

общим делом, занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в

аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или

обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются

варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно

направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию

собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется

умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно, в активном взаимодействии

сторон.

20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего

приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме.

Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не асе оказываются в поле его

внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную

часть собравшихся, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей.

Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели.

Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения.

Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и

негибкого реагирования.

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место


односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны

педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон.

Аудитория пассивна, инициатива проявляется доминирующим положением педагога.

Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках (7-10 баллов) всякое взаимодействие с обучаемыми

отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного

стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически

ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио.

Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Эффективному взаимодействию обучающихся могут препятствовать самые разные

факторы, известные как барьеры общения. Это такие объективные факторы, как

расстояние, отсутствие видимости и слышимости.


3.2.8. Определение уровня конфликтоустойчивости

Назначение. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в

потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить

уровень конфликтоустойчивости личности.

Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных

суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему

поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений

подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что

промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние

же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо

непринужденное участие в разрешении спорных моментов.

Бланк ответов

1 Уклоняюсь от спора 54321Рвусь в спор 2 Отношусь к конкуренту без предвзятости

54321Подозрителен 3 Имею адекватную самооценку 54321Имею завышенную самооценку

4 Прислушиваюсь к мнению других 54321Не принимаю иных мнений 5 Не поддаюсь

провокации, не завожусь 54321Легко завожусь 6 Уступаю в споре, иду на

компромисс 54321Не уступаю в споре: победа или поражение 7 Если взрываюсь, то

потом ощущаю чувство вины 54321Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.

8 Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность 54321Допускаю тон, не терпящий

возражений, бестактность 9 Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои

эмоции 54321Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер 10 Считаю, что

спор - крайняя форма разрешения конфликта 54321Считаю, что спор необходим для

разрешения конфликта

Обработка и интерпретация данных

Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из

приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.

Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.

Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения


необходимых корректив.

40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.

30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий

об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о

выраженной конфликтности.

1-19баллов- очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень

свойствен конфликтным людям.


3.2.9. Методика «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

Назначение. «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени

уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким

значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие

на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность,

стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством

долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению

социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим

самоконтролем.

Инструкция, На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При

согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак«+»(«да»}, при несогласии -

знак«-»(«нет»}.


Опросник

1. Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите

адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных

напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в

сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11.Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.


12.Я человек твердых убеждений.

13.Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется,

что в этом нет необходимости.

Обработка и интерпретация результатов

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается

их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него

выражены совестливость, чувство ответственности.


3.2.10. Изучение способности к самоуправлению в общении

Назначение. Методика предназначена для определения мобильности,

адаптивности в различных ситуациях общения.

Инструкция. Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в

общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно


вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или

«скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим

номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.

Опросник

1.Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.

2.В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден

на самом деле.

3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то,

что приятно другим.

4.Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.

5.Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти

никакой информации.

6.Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей

или развлечь их.

7.Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю

ориентироваться на поведение других людей.

8.Возможно, из меня получился бы неплохой актер.

9.Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.

10.Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на

самом деле.

11.Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда

смотрю ее один.

12.В группе людей я редко являюсь центром внимания.

13.В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

14.Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.


15.Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.

16.Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.

17.Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне

хочется кому-то понравиться или добиться расположения.

18.Я считаюсь человеком, способным развлечь.

19.Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего

делать именно то, что от меня ожидают.

20.Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры,

требующие смекалки или импровизированных действий.

21.Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно

соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.

22.Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать

истории.

23.В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно

хорошо.

24.Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза,

сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.

25.Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти

люди мне не нравятся.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно».

Ключ:

Верно-5, 6,7, 8, 10, 11, 13, 15,16, 18, 19,24,25.

Неверно-1,2, 3,4, 9, 12, 14, 17,20,21,22,23.

Все баллы суммируются.

Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность. . 8-

17баллов- потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от