Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4318

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен

или не согласен, используя 8 вариантов ответов: «не знаю», «никогда» или «нет»,

«иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Каждому варианту ответа

соответствует числовое значение: 0,1,2,3,4,5.

Инструкция, Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут

оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над

утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые

первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его

номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не

знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или

«да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор

должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на

тот или иной ответ.

Опросник

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь

замечательных людей».

2.Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4.Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть,

даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8.Старые люди, как правило, обижаются без причин.

9.Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе

наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно

это происходит со мной.

17.Родители относятся к своим детям справедливо.

18.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. .

20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23.Все люди необоснованно озлоблены.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.Человеку станет лепе, если внимательно выслушать его жалобы.


28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего

хозяина.

31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить

самостоятельно.

32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34 Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были

задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь

перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов

Следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо

подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера

утверждения опросника1

«не знаю»: 2,4, 16, 18,33;

«всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18,23.

Кроме того, следует выявить,

сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в

следующих парах:

7 и 17, 10 и 18,17 и 31, 22 и 35, 34 и 36;

сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждении,

а ответ

типа «никогда» или «нет» для другого в следующих парах: 3 и 36,1 и 3,17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5

или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4,

результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может

быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это

возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь

в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать

противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть

обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а

также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных

направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня.

Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь

ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных,

которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных

составляющих эмпатии.


Ключ

Шкала Номер утверждения НомерПроявление эмпатии к: IРодителям 10, 13, 16 II

Животным 19,22,26 IIIПожилым людям 2,5,8 IVДетям 25, 29, 32 VГероям

художественных произведении 9,12,15 VIНезнакомым или малознакомым людям 21,24,

27

С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется

уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровень Количество баллов

по шкалам в иелом Очень высокий 15 82-90 Высокий 13-14 бЗ-81Средний 5-12 37-62


Низкий 2-4 12-36 Очень шчкнй 0-1 5-11

Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Уровневые характеристики эмпатии:

82 до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно

развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на

настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того,

что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое

эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей.

Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко

испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом,

но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не

покидает вас, В то же время вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде

покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного

приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть.

Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со

стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам.

Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и

проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным

интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в

их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете

контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие

ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить

компромиссные решения, Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий

больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в

социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не

всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести

вас из равновесия.

37до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему

большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же

время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных

отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим

личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще вы держите

их под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем

сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение.

Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным,

что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре

фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь


прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой

оказываются для вас неожиданными. Вы не отличаетесь раскованностью чувств, и

это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в

установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании.

Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными

и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом,

а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений.

Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые

качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же:

случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не

слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой

панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и

принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не

развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди

сослуживцев. Особенно трудны для вас контакты с детьми и лицами, которые

намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем

положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые

ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком

центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе,

во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией

относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой

адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика

чувств.


3.2.4. Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника.

Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете,

что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях,

то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с

ним, используя предложенную шкалу:

практически всегда;

часто;

иногда;

случайно;

очень редко.

Бланк ответов

Ф.И.О._______

Возраст ______

Пол_________


Опросник

1.Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2.Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3.В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4.Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим

отрицательным качеством.

5.Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах,

телевидении и] других глупых вещах подобного рода.


7.Если кто-либо начал делать одолжение другим людям;Чо они сразу же перестают

уважать его.

8.Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10.Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11.Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12.Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14.Мне нравится быть с другими людьми*.

15.Большинство людей глупы и непоследовательны.

16.Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.

17.Каждый хочет быть приятным для другого*.

18.Чаще всего люди недовольны собой.

Обратные суждения отмечены звездочкой(*).


Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.

60 баллов и больше - высокий показатель принятия других;

45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;

30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и меньше - низкий показатель принятия других.


3.2.5. Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника.

Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему

представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера

суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете

выполнять тест.

Бланк ответов

Ф.И.О._____________________ Возраст__________________________

Пол___________________________________

Варианты ответов: А или В.


Опросник

1. А}. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

В), Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в

своих целях.

2. А). Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

В). В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было

бы полностью довериться.

3. А). Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

В). Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

4. А). Вера в других является основой выживания в наше время.

В}, Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5. А). Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.

В). Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей

жизни.

6. А). «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.

В). В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от

собственных принципов.

7. А), Невозможно перепрыгнуть через себя.

В), Там, где есть воля, есть и результат.

8. А). В деловых отношениях не место дружбе.

В). Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь

другому.

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям, обозначены