Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4341

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полного отказа от реализации данной цели. 6. Группа постоянно и устойчиво

поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. 6.

Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с

ними. 7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается

помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду. 5 4 3 2 1 7. Группа

враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для

них среду. 8- Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью

согласует свои действия. 8. Группа способна к согласованию своих действий.

9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные

группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом,

поддерживая обшегрупповое единство. 9. Группа не представляет единого

целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с

другом. 10. Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое.

Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. 10. К

сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается

расформированию или даже способствует ему. 1 1 . Группа имеет хороших,

способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными

представителями. 11 . Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

1 . Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных

организаторов. 5 4 3 i j 1 . Группа не имеет единого мнения о возможностях

своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво. 2. Все

члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному

суждению. 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки

зрения очень противоречивы. 3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо

всем, что касается группы: ее задачах, внутри-групповых отношениях, ее месте

среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. 3. В группе не знают

о ее задачах, внутригруп-повых отношениях, ее месте среди других групп,

результатах ее деятельности и т. д. 4. Группа легко находит общий язык,

взаимопонимание при решении групповых задач. 4. В группе нет взаимопонимания

при решении общих задач. | 5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся

группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого

мнения и находит единодушное решение. 5. Группа не способна прийти к единому

мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных

ее членов. 6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает

перемены, создает новое общественное мнение. 6. Группа не способна оценивать

изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, ' сложившимся суждениям. 7.


При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует

устойчивое единство суждений. 7. Для группы характерны противоположные

суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. В. Группа имеет единое и

четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. 8. В группе

имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.

Продолжение

9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. 5 4 3 2 1

9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. 10.

Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и

способствуют созданию единого группового мнения. 1 0. Критические

замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами

враждебно и способствует разъединению группового мнения. 1 1 , Критические

замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют

стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. 11. Критические

замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору,

настаиванию на недостатках, групповому упрямству. Психологический климат

1 , Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. 5 4 3 2

1 1 . Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.

2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение

друг к другу симпатия. 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание,

антипатия. 3. Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений,

произведений искусства. 3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от

друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. 4. Успехи или

неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. 4. Успехи

или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными. 5. Успехи или неудачи

товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы Здесь

имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с

доброжелательных позиций. 5. В этих условиях в группе проявляются зависть,

злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. 6. В

сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный

настрой. 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается

растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. 7. Отрицательная оценка группы

со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое

сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. 7. В

данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие

разобщение группы или способствующие этому. 8, Б отношении между эмоциональными

объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и


доброжелательность. 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно

относятся друг к другу. 9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных

ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не

меняют качественно содержание ее поведения. 9. Групповые эмоциональные

состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают

стихийно и определяют содержание группового поведения. 10. Членам группы

нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать

совместной деятельности. 5 4 3 2 1 10. Члены группы не стремятся бывать вместе,

проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение

к совместной деятельности. 11. Группа способна сдерживать проявление своих

чувств, когда этого требуют интересы дела. 11. Группа не в состоянии

сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

Обработка и интерпретация результатов

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем

ин-тегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития

коллектива:

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам Высокое развитие

180-220 Хорошее развитие 140-179 Среднее развитие 100-139 Недостаточное

развитие 60-99 Интегративность группы ведет к согласованности актов

поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и

дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в

качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также

уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность,

интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют

структуру коллектива.

Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных

ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К

направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим

классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими

интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ

«групповой эгоизм»).

Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение

самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях,

согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям

своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого

дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на

себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса, что

значит, как писал А. С. Макаренко, «ощущать, в каком месте коллектива ты

находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».



Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и легко

находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений.

Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова.

Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует

своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно

прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному

обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат - преобладание того или иного психологического

настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень

психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во

взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во

взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).

Эмоциональное единство - успехи или неудачи ярко переживаются всем

коллективом. Разобщенность - ученики не стремятся быть вместе, проявляют

безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков,

умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

4.4.4. Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

Назначение. Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих

благоприятный психологический климат в коллективе.

Инструкция. Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства

психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме

сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней

части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине

(обведите ее кружком).

Значения оценок:

3 - свойство проявляется в коллективе всегда;

1 - проявляется достаточно, чтобы его заметить;

О - противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно

заметно или проявляются оба в одинаковой степени).

Оценки с«+»относятся к левой части таблицы, с«-»- к правой.

В коллективе преобладает бодрый и жизнера-дхтный тон настроения. + + + 0 ---

3210123 Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение. + + + о ---

3210123 Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. В коллективе

высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание

трудиться. + + + 0 --- 3210123 Принципиальность, честность, бескорыстие не в

почете, нет стремления к коллективному труду. Коллектив стремится общаться и

сотрудничать с другими коллективами. + + + 0 --- 3210123 Наблюдается стремление

обособиться от других коллективов. Б отношениях между группировками внутри

коллектива существует взаимное расположение и понимание. + + + 0 --- 3210123


Группировки конфликтуют между собой. Членам коллектива нравится бывать вместе,

чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить

свободное время. + + + 0--- 3210123 Члены коллектива проявляют отрицательное

отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.

Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее

участие у всех. + + + 0 –-3210123 Успехи и неудачи оставляют равнодушными

остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство. Преобладают

одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями. +

+ + 0--- 3210123 Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. + + + о -- 3210123

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других. В

трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за

всех и все за одного». + + + 0 -- 3210123 В трудных случаях коллектив

«раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные. + + + 0 --

3210123 Достижения и неудачи коллектива не находят оклика у его представителей.

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается

помочь им освоиться. + + + 0 -- 3210123 Новички чувствуют себя лишними, чужими,

к ним нередко проявляют враждебность. Коллектив быстро откликается, если нужно

сделать полезное для всех дело. + + + 0 -- 3210123 Коллектив невозможно поднять

на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. В коллективе

справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их

защиту. + + + 0 -- 3210123 Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»

и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают

их. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если

его отмечают руководители. + + + 0 -- 3210123 К похвалам и поощрениям

коллектива здесь относятся равнодушно. Обработка результатов

Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится

профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по

группе}.

Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками

являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами - ответы членов группы, каждому из

которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются

штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а

отрицательные - коричневым, синим, зеленым.


Литература

1.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2000.

2. Гришина В. В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном

процессе. - М., 1990.

3.Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним