Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4199

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для

всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и

помогают друг другу. 2 9 8 7 Большинство членов нашей фуппы - люди энергичные,

заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех

дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу. 3 6

5 4 Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не

помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально. 4 3 2 1

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих

интересах. Практически все члены фуппы проявляют пассивность, инертность при

решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо

друг от друга. В фуппе преобладает соперничество, конкуренция. 5. Сплоченность

1 12 11

10 В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь

всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и

доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых

условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно

обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При

возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу

«Один за всех, все за одного». В фуппе велико желание трудиться совместно.

Уровни Баллы Баллы 2 9 8 7 Большинство членов нашей группы стараются

справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их,

сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется,

чувствуется эмоциональная поддержка друг друга. 3 6 5 4 Члены группы проявляют

друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют

их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В

кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность,

отчужденность. 4 3 2 1 Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и

«пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко

высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить

враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные

обвинения, подозрения, доносы. 6. Интегративность 1 12

11 10 При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую

деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и

принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его

интересы. В результате вырабатывается согласованное решение. 2 9 8 7 При

необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно

участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства

членов группы. Решение принимается путем общего гласного согласования. 3 6 5 4


При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов участвует

в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов

группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании. 4 3

2 1 В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению

других. В результате совместное решение принять невозможно. 7. Референтность 1

12 11 10 Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В

группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие

друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы

переживаются нами как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов

группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми

побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений,

оптимизм. Мы испытываем гордость за свою группу. 2 9 8 7 В нашей группе есть

всякие люди - хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные.

Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех

хорошее, ровное настроение. 3 6 5

4 Большинство членов нашей группы - люди малопривлекательные, несимпатичные,

только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе

относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между

людьми прохладные. Настроение чаще всего подавленное. 4 3 2 1 Члены нашей

группы - люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе

преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят

характер явных или скрытных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают

зависть, неудачи -злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе.

Бланк для ответов

Номер качества Баллы 1 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 5 12 11 10 9 8 7 6 5

4 3 2 1 6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 7 12 1110 9 Я 7 6 5 4 3 2 1

Обработка результатов

Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству группы

подсчитывается средняя оценка по формуле:

m=?/п

где т - средняя оценка,

? - сумма ответов по отдельному качеству, п - количество испытуемых, членов

группы.

В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание

изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).

От 10 до 12 баллов - зрелая, сложившаяся, работоспособная и надежная группа.

От 7 до 9 баллов - группа достаточно зрелая, способная выполнять

производственные задания.

От 4 до 6 баллов - группа недостаточно зрелая, не всегда способная

эффективно справиться с поставленными задачами.

От 1 до 3 балов - группа незрелая, велика вероятность того, что она не

справится с поставленными задачами.


4.4.2. Диагностика уровня развития малой группы

Назначение. Методика дает возможность, обобщив .ответы всех членов группы,


определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.


Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые

разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить,

в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для

данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:

а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся

в нашей группе;

б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;

в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;

г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей

группе (у нас все наоборот).


Опросник

1.В нашей группе главный критерий ценности человека - его отношение к труду, к

коллективу.

2.В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит

доброжелательность и радушие.

3.В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.

4.Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль

«моя хата с краю».

5.Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.

6.Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на

себя ответственность за какое-то дело.

7.Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».

8.Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.

9.Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.

10.Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.

11.В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.

12.Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.

13.Наша группа достаточно сплоченная и организованная.

14.В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся

спокойно разобраться в их причинах.

15.Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно,

чем в его присутствии.

16.Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.

17.Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.

18.Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и

правому, и виноватому.

19.У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.

20.Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по

ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от

необдуманного шага.

21.У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.

22.После работы мы нередко свободное время проводим вместе.

23.У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.

24.У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя

единой дружной семьей.

25.В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед


руководителем, но и перед всей группой.

26.В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами

еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.

27.Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу

несколько новых членов.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ

заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении

буквенных знаков (А, Б, В, Г).

Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению

ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б - к среднему уровню

развития, по п. В - к низкому уровню развития, по п. Г - к группе номинального

или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей

схеме:

А - 3 балла;

Б - 2 балла;

В - 1 балл;

Г - 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение

с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых

групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни

группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин);

67- 81 - коллектив - «Горящий факел».

66-50 - автономия - «Алый парус».

49-34 - кооперация - «Мерцающий маяк».

33-20 - ассоциация - «Мягкая глина».

19 и менее - диффузная группа - «Песчаная россыпь».

4.4.3. Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной

группы

Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой

пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее

существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной

системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 -

проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется

противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами. 5 4 3 2 1 У группы

наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. 5 ставится,

когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, 4 -когда не

очень выражено, 3 - слабо выражено, 2 - больше выражено стремление обособиться,

чем общаться, 1 - стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по

принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и

позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его

положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить

оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения


фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

Направление активности


Продолжение

1 . Группа активна, полна творческой энергии. 5 4 3 2 1 1. Группа инертна,

пассивна. 2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство,

литература, учеба, совершенствование в профессии). 2. Группа выше всего

ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д. 3. В своих

делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. 5 4 3 2 1 3. Группу

отличают общественно вредные, асоциальные цели. 4. Группу объединяет одна общая

цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности.

4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но

эта цели не стали общегрупповыми. 5. В группе более всего уважают

коллективистов, делающих все ради других. 5. Популярные члены группы -

эгоисты, работающие лишь для себя. 6. Члены группы стремятся постоянно общаться

друг с другом. 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с

другом. 7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. 7.

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. 8.

Группу отличают устойчивые интересы. 8. Группу отличает быстрая смена

интересов. Э, Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. 9.

Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. 1 0.

Актив, ядро группы ведет ее нз общественно полезные дела. 10. Актив ведет

группу на антиобщественные дела. 1 1 . В группе справедливо относятся ко всем

членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый

испытывает чувство защищенности. 11 . Группа заметно разделяется на

«привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к

слабым. Организованность

1 . В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. 5 4 3 2 1

1 . При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает

противодействие и даже конфликты. 2. Группа может самостоятельно выбрать себе

организаторов по различным видам деятельности. 2. Группа не может

самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или

проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня». 3. Члены

группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в

целом. 3. Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что

им удобно и выгодно. 4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные

сильные воздействия еще более сплачивают группу. 4. В этих условиях

происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада. 5. Неудача в

достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.

5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее