Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4198

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

статусом. Учебное пособие / Под ред. С. А. Багрецова. - М., 1999.

4.Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. -М., 1979.

5. Емельянове. М. Практикум по конфликтологии. - М., 2000.

6.ЕринаС. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. -М.

, 1999.

7.Клюева Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. -

Ярославль, 1998.

8.Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства. - М., 1985.

9.Куницина В. Н., Казар/нова Е. Л., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.

, 2001,

10.Лабораторный практикум по общей и социальной психологии / Под ред. В. П.

Фоминых. - Чебоксары,1998

11.Лутошкин А. Н. Психологический климат первичного производственного

коллектива. - Кострома, 197В.

12.Мануйлов Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях.-М., 1997.

13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сб.

научных трудов/ Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. - М., 1995.

14.Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Под ред.

А, Л. Журавлева. - М.,

1990.

15Немов Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология

и психодиагностика. -

М.,1995.

16.Обозов Н. Н. Психологическое исследование и консультирование. - СПб., 1998.

17Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы

изучения. - Л., 1981.

18.Реан А. А., Когоминский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М.,

1999.

19.Сэрычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности

группы в напряженных

ситуациях совместной деятельности. - Курск, 2000.

20.Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной

психологии / Под ред.Ю. М. Жукова.-М., 1984. 21.УманскийЛ. И. Психология

организаторской деятельности.-М,, 1980.

22. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика

личности и группы. - М. -Кострома, 2001.

23.Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.

, 2000.







































Глава V

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПЕРЦЕПТИВНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И ГРУППЫ

Раздел 1

ДИАГНОСТИКА

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТИЛЕВЫХ

ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ

5.1.1. О специфике социально-перцептивной диагностики

Восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъемлемый компонент

каждого акта общения. Успешность общения во многом определяется способностью

человека непредвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров по общению

(В. А. Лабунская).

Выбор критерия для определения точности оценок - это большая проблема для

социальной психологии. В некоторых исследованиях в качестве объективной оценки,

с которой сравнивается индивидуальная оценка, берется групповая оценка личности

или мнения экспертов, то есть людей, хорошо знающих оцениваемого человека,

однако вероятность неадекватной оценки остается достаточно большой. Для


надежности групповая оценка, данная конкретному человеку, сравнивается с

объективным замером с помощью какого-нибудь теста.

Социально-перцептивная оценка трактуется как некоторая совокупность

представлений о личности партнера, основанных на опыте общения с ним и

обусловленных личностными особенностями субъекта оценки. В структуре

социально-перцептивной оценки можно выделить три аспекта: содержательный,

уровневый и стилевой. Содержательный аспект характеризует смысл оценки, ее

позитивность и социальную желательность; уровневый отражает адекватность или

точность оценки; стилевой передает оценочную установку индивида (через такие

характеристики социально-перцептивной оценки, как ее стабильность,

экстремальность, вариативность, амбивалентность и др.).

Содержательный аспект оценок в значительной степени определяется системой

ценностных ориентации оценивающего лица. Дж. Келли, изучавший индивидуальные

различия мировосприятия людей, считал, что те качества, которые мы приписываем

окружающим, не являются случайными. Они представляют собой характеристики,

наиболее интересные для нас, на которых мы строим прогноз поведения окружающих

нас людей. Поэтому можно сказать, что содержание оценок, которые мы даем другим

людям, характеризует не только их, :ю и нас самих. Позитивность оценок в первую

очередь определяется характером отношений между субъектом и оцениваемыми людьми.

Люди, вызывающие симпатию у субъекта оценки, характеризуются в целом более

позитивно* чем неприятные ему. Когнитивный стиль также влияет на содержание

оценок. Полезависимые индивиды оценивают партнеров по общению более высоко, чем

поленезависимые.

Точность социально-перцептивных оценок зависит от субъективных и

объективных факторов. Экспериментальные исследования показали: чем более

оцениваемый похож на оценивающего (по полу, возрасту, социальному положению,

национальности, профессиональной

232

принадлежности и личностным особенностям), тем меньше вероятность ошибки при

условии непредвзятого отношения к нему.

В данной главе приведены методики, направленные на перцептивное

исследование эмоциональных состояний, их модальности и экспрессивности;

социально-перцептивную оценку личности и малых групп; стереотипов восприятия;

диагностику типов информационного усвоения, онтогенетической рефлексии и

перцептивно-интерактивной компетентности.

5.1.2. Социально-перцептивная дифференциация малых групп

Назначение, Определение типов индивидуального восприятия реальных малых

групп.

Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами

А, Б, В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно

отражает вашу точку зрения. Помните, что плохих или хороших ответов в данной


анкете нет. Букву вашего ответа (А, Б или В) занесите в лист ответов против

соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один

ответ,

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

A. Знает больше, чем я.

Б. Все вопросы стремится решать сообща.

B. Не отвлекает внимание преподавателя.

2.Лучшими преподавателями являются те, которые:

A. Имеют индивидуальный подход.

Б. Создают условия для помощи со стороны других.

B. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3.Я рад, когда мои друзья:

A. Знают больше, чем я, и могут мне помочь. .

Б. Умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.

B, Помогают другим, когда представится случай.

4.Больше всего мне не нравится, когда в группе:

А Некому помогать и есть у кого поучиться. Б. Мне мешают при выполнении задачи.

В. Остальные слабее подготовлены, чем я.

5.Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

A.Я могу получить помощь и поддержку от других.

Б. Мои усилия будут достаточно вознаграждены.

B.Есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6.Мне нравятся коллективы, в которых:

A.Каждый заинтересован в улучшении результатов всех.

Б. Каждый занят своим делом к не мешает другим.

B. Каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7.Я не удовлетворен преподавателями, которые:

A.Создают дух соперничества на занятиях.

Б. Не занимаются увлеченно своей наукой.

B. Не создают условий напряжения и жесткого контроля.

8. Больше всего я удовлетворен жизнью, если:

А. Занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое.

Б. Общаюсь и отдыхаю.

В. Кому-то нужен и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

A.В воспитании гражданина и гармонично развитой личности.

Б. В подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности.

B. В подготовке к общению и совместной деятельности человека.

10.Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

A. Предпочитаю не вмешиваться.

Б. Предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других.

B. Стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Я бы учился лучше, если бы преподаватель:

A. Имел ко мне индивидуальный подход.

Б. Создавал условия, при которых я мог бы получить помощь от других.

B. Создавал условия для успеха, условия свободы выбора.

12.Я пребываю в плохом состоянии, когда:

A. Не добиваюсь успеха в намеченном деле.

Б.Чувствую, что не нужен человеку, которого очень уважаю или люблю.

B. Тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.

13.Больше всего я ценю:

A. Успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных.

Б.Общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга,

B. Свой собственный личный успех.

14.Я предпочитаю работать:

A.Вместе с товарищами.

Б. Самостоятельно.

B.С ведущими в данной области преподавателями и специалистами.


Обработка и интерпретация результатов

Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по

всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с

учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:

пИ + лП + мК,

где п, л, м, - количество набранных балов соответственно индивидуалистическому,

прагматическому и коллективистическому типу восприятия.

Ключ

и П К И П К 1в 16 1а 8а 8в 86 2а 2в 26 96 9а 9б 36 Зв За 106 10в 10а 46 4а 4в

11а 11в 116 56 5в 5а 12а 126 12в 66 6а 6в 13в 136 13а 76 7а 7в 146 14а 14в

Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится к группе нейтрально,

уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения

полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными

источниками информации и способными оказать помощь.

Коллективистический 'тип восприятия. Индивид воспринимает группу как

самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах

каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.


5.1.3. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный

вариант Н. П. Фетискина)

Назначение, Изучение личностной готовности к формированию интегративных

критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп стабильного и

временного типа.

Инструкция. По пятибалльной системе оцените особенности межличностного

взаимодействия в вашей группе:

5 - всегда;

4 - почти всегда;

3 - трудно сказать;

2 - редко;

1 - никогда.

I

Я хорошо разбираюсь в людях.

Многие делятся со мной своими секретами.

Я хорошо знаю стороны моих друзей.

Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы.

Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной.

II

Многие понимают меня с полуслова.

Я легко нахожу общий язык с окружающими.

Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья.

Мои идеи положительно оцениваются окружающими.

Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понять меня.

III

Я легко могу убедить в чем-то другого человека.

Я часто руковожу работой моих друзей.

Часто окружающие переходят на мою сторону.

Я легко могу расположить к откровенности.

Мои сверстники разделяют многие мои увлечения.

IV.

В принятии решений я полагаюсь только на себя.

Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к

чему-либо.

Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям.

В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию.

Мои поступки мало зависят от мнения окружающих.

Я почти никогда не отступаю от своих планов.

V

Я конфликтую с окружающими очень редко.

При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих.

Если окружающие не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения.


Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным.

Принимая важные решения, я всегда советуюсь со статусными людьми,

VI

Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания.

Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью.

Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственные

достижения и успехи.

Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым.

Я считаю, что достичь заметных результатов я могу только при взаимодействии с

другими людьми.

Обработка и интерпретация результатов

Сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шести шкал, а затем

общий суммарный показатель.

О степени выраженности той или иной шкалы свидетельствуют следующие

показатели:

20 баллов и более - высокая;

11-19 баллов - средняя;

10 и менее - низкая.


I. Взаимопознание.

II. Взаимопонимание.

III. Взаимовлияние.

IV. Социальная автономность.

V. Социальная адаптивность.

VI. Социальная активность.

Уровням коммуникативной интерактивности соответствуют следующие показатели:

144 балла и более - высокий;

126-143 балла - средний;

125 и менее - низкий.

I. Взаимопознание - степень адекватности оценки личностных особенностей

партнеров по взаимодействию.

II. Взаимопонимание - уровень конфликтности в группе, выраженность общих

интересов, умение понять точку зрения оппонента, другого человека.

III.Взаимовлияние- степень значимости мнения, поступков других представителей

группы, самокоррекция, саморефлексия.

IV.Социальная автономность ~ значимость личностной позиции в совместных

действиях и организации или участии в совместной деятельности.

V.Социальная адаптивность - благополучность взаимоотношений,

удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность

внутри коллектива и с внешним окружением.

VI.Социальная активность - направленность социальной ориентации, ведущие

мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.


5.1.4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

Инструкция. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен», В опроснике

обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «согласен».

Опросник

1.Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2.Часто напеваю себе потихоньку.

3.Не признаю моду, которая неудобна.

4.Люблю ходить в сауну.

5.В автомашине цвет для меня имеет значение.

6.Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7.Меня развлекает подражание диалектам.

8.Внешнему виду придаю серьезное значение,

9.Мне нравится принимать массаж

10.Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11.Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12.Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.