Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4191

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хорошо организует и мальчиков, и девочек; б) преимущественно мальчиков; в}

преимущественно девочек. 7. Уровень выраженности организаторских

способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими

организаторами или непосредственно исполнителями: а) одинаково хорошо руководит

и организаторами, и исполнителями; б) организаторами лучше, чем исполнителями

(сверстниками, одноклассниками и др.); в) исполнителями лучше, чем другими

организаторами. 8. Ведущие, преобладающие формы воздействия на

организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую); , а)

словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой

доказательств); б) практически-активная форма воздействия (склонен

воздействовать показом, действием}; в) эмоциональная форма воздействия

(«заражает» других своими чувствами, эмоциями). 9. Проявляет себя в

организаторской деятельности: а) настойчиво, напористо, энергично, активно; б)

склонен организовать других порывами; в) в организаторской деятельности быстр,

переключаем (действует «и скоро, и споро»); № 5 4 3 2 1 б в г)

организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные

воздействия, резкое неодобрение, неудачи; д) в организаторской деятельности

проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор. Общий балл (Z)

Средний балл (М); М = ?/п (п - количество качеств)

Обработка и интерпретация данных

По каждому из исследуемых качеств определяется общий (?) и усредненный

показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение

либо в форме таблицы, либо «личностного профиля».

Матрица для заполнения результатов представлена в таблице.

Профиль личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей

Качества организаторских способностей Степень проявления качеств (в баллах)


5 4 3 2 1 1 Психологическая избирательность 2. Практически-психологический

VM 3. Психологический такт 4. Социальная Бездейственность ... 5,

6. Требовательность к другим людям

Критичность 7. Склонность к организаторской деятельности 8.

Индивидуальные различия в организаторских способностях личности

О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной

характеристике приведенной выше пятибалльной системы.

Если при обобщении независимых характеристик встречаются случаи, когда по

одному и тому же показателю разные люди дают разные оценки, превышающие два и

более балла (например, один характеризующий ставит 5 баллов, а другой - 3, или

соответственно 4 и 2,3 и 1, тем более 5 и 1, 5 и 2,4 и 1), то среднюю

арифметическую оценку выводить неправомерно. Здесь необходимо дополнительное

изучение характеризуемой личности по данному показателю. Во всяком случае,


подобное несовпадение должно быть специально отмечено при обобщении.

Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на

основе обобщения данных таблицы {психологической избирательности,

практически-психологическому уму, психологическому такту и др.)

Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности

индивидуальные различия в организаторских способностях, а также тенденций их

развития.

На основе указанного выше материала делается общий краткий вывод об

изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен

к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние

организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный

организатор.


6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

Назначение. Методика направлена на выявление ориентации руководителя на людей

и на задачу.

Инструкция. Опросник содержит 35 утверждений, отражающих особенности

управленческого поведения. Представьте себе, что вы являетесь руководителем

определенной профессиональной группы людей. При ответе на каждое утверждение

теста вы можете выбрать один из возможных ответов: всегда - В, часто - Ч,

иногда - И, редко - Р, никогда -Н. Прочитав утверждение, ставьте соответственно

обозначения: В, Ч, И, Р, Н около каждого номера.


Опросник

1.Вероятно, всегда был бы руководителем группы.

2.Решился бы на сверхурочную работу.

3.Предоставил бы членам группы полную свободу действий в работе.

4.Поддерживал бы одинаковые способы деятельности.

5.Позволил бы людям при решении проблемы критически мыслить.

6.Сделал бы все от меня зависящее, чтобы моя группа была лучше, чем

конкурирующие группы.

7.Говорил бы как представитель своей группы.

8.Побуждал бы членов группы к большему старанию.

9.Испытывал бы свои идеи в группе.

10.Разрешил бы членам группы свободно проявлять инициативу.

11.Много работал бы в надежде на повышение.

12.Терпел бы замедленные действия и неуверенность.

13.В присутствии посетителей выступал бы от имени группы.

14.Хотел бы поддерживать высокий ритм работы.

15.Давал бы работникам возможность работать с «развязанными» руками.

16.В конфликтных ситуациях в группе действовал бы как посредник.

17.Утопал бы в деталях.

18.Представлял бы группу в ее отношениях с внешним миром.

19.Не хотел бы предоставлять членам группы свободу действий.

20.Решал бы сам, что и как делать.

21.Побуждал бы работников к росту производительности труда.

22.Делегировал бы некоторым работникам полномочия, которые мог бы оставить себе.


23.Обычно дела идут так, как я предсказывал.

24.Разрешал бы группе выдвигать много инициативных предположений,

25.Давал бы членам группы конкретные задания.

26.Хотел бы вносить изменения.

27.Просил бы членов группы работать интенсивнее.


28.Считал бы, что члены группы хорошо используют свои способности критически

мыслить.

29.Составил бы график работы.

30.Отказывался бы объяснять свои действия.

31.Убеждал бы других в том, что мои идеи пойдут им на пользу.

32.Разрешал бы группе самостоятельно определять ритм своей работы.

33.Призывал бы группу превысить свои рекордные показатели.

34.Действовал бы, не советуясь с группой.

35.Предполагал бы, что все члены группы соблюдают инструкции и предписания.

Обработка результатов выполнения теста

1.Отметьте следующие номера вопросов: 8, 12, 17, 18, 19, 30, 34, 35.

2. Поставьте цифру 1 (один) перед отмеченными номерами вопросов, на которые вы

ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н).

3.Поставьте цифру 1 (один) перед всеми остальными номерами вопросов, на которые

вы ответили «всегда» (В) или «часто» (Ч).

4.Обведите кружками цифры 1 (один), стоящие перед вопросами: 3, 5, 8,10, 15, 18,

19, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 35.

5.Подсчитайте количество ответов, отмеченных единицей в кружках. Это количество

баллов, указывающих на степень вашей направленности на людей.

6.Подсчитайте количество ответов, не отмеченных цифрой 1 (один). Это баллы,

указывающие на степень вашей направленности на задачу.

Интерпретация

1.Максимальное количество баллов по шкале ориентации на людей - 15. Показатель

выше 12 баллов означает, что имеет место выраженность ориентации на людей.

2.Количество баллов, превышающих 12 по шкале ориентации на задачу, показывает

степень ее выраженности. Руководители такого типа, как правило, менее всего

считаются с людьми.


6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей

Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко

разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить

уровень владения ими.

Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да»

или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить

соответствующий для вас ответ.

Опросник

1.Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?

2.Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как

поступить?

3.Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4.Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5.Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования,

развлечения?

6.Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7.Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с

вашими мнениями или советами?

8.Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают

свои обязательства?

9.Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?

10.Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на

первых порах из привычной шлеи?


11.У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного

не получается?

12.Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13.Вы обычно активны на собраниях?

14.Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою

правоту?

15.Вас раздражают поручения и просьбы?

16.Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17.Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18.Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19.К вам часто обращаются за советом или помощью?

20.У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным

ниже ключом.

Ключ

«Да»: 1,3, 5,7,9,11,13,17,18, 19, 20.

«Нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14,15, 16,

Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент

организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с

ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

Критерии для выводов:

до 40% - уровень организаторских способностей низкий;

40-70% - средний; свыше 70% - высокий.


6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения

Инструкция. Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком «+», если

согласны с ним, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени

объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.


Опросник

I. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно

пройденной теме?

2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за

учительским столом (на кафедре) ?

5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами

ранее и давали положительные результаты?

6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову

примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица

слушателей?

10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?

11.Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от

своих записей (конспектов)?

12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул,

оживление и т. п.) среди учащихся?

13.Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить

нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14.Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе


со стороны учащихся во время урока?

15.Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него

ответить?

16.Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения

учебного материала?

17.Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?

18.Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и

следить за их эмоциональными реакциями?

19.Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20.Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21.Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы

урока?

22.Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23.Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо

от ситуации?

24.Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по

плану урока времени?

25.Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии

повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным

ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит

80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную

склонность стойкой.


Ключ



6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты

ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что

суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в

бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним,

используя предложенную шкалу:

5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко.

Бланк ответов

Ф.И.О.. Пол

Варианты ответа:

Возраст _



Опросник

1.Большинство людей ответят грубостью на грубость.

2.Большинство людей не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это

на себе.

3.Тот, сто полностью доверят другим людям, часто находится в затруднительном

положении.

4.Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их

заставляют это делать,

5.Даже самые отвратительные преступники имеют хоть капельку приличия.

6.Каждый нормальный человек будет бороться за то, что важно для него, даже если

это будет стоить ему рабочего места (не задумываясь о последствиях).

7.Большинство людей не задумываются о том, что для них плохо, а что хорошо.

8.Некоторые самые блестящие люди обладают самыми отвратительными пороками.

9.Большинство людей намного легче забывают смерть своих родителей, чем потерю

собственности.

10.Многие люди любят похвалиться, когда для этого нет достаточных оснований.

11.Большинству людей нравится преодолевать сложные ситуации.