Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4188

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лишь мысль о возможных неприятностях может заставить меня дописать служебный

доклад.

Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутинную документацию в

сторону.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте количество набранных вами баллов. Каждый ответ «совершенно

справедливо» оценивается в 3 балла; «пожалуй, справедливо» - 2 балла; «не

совсем так» - 1 балл; «совершенно не так» - 0 баллов. Затем суммируйте

количество баллов по четырем группам. Результаты исследования представьте в

графической форме. Для этого по вертикали обозначьте баллы, а по горизонтали -

стили работы с документацией: «суперисполнитель», «рас-пасовщик»,

«антибюрократ», «волокитчик».

Стиль «суперисполнителя» [7 и более балов по первой шкале). Склонность к

личному выполнению любой бумажной работы. «Бумажный трудоголик» не разгибается

до тех пор, пока внимательно не изучит всю входящую информацию: служебные

записки, инструкции, приказы, отчеты. В этом контексте он считается незаменимым

работником, так как отчетная пунктуальность ценится не меньше любой другой

деятельности.

Стиль «распасовщика» (7 и более баллов по второй шкале). Характеризуется

выраженной склонностью к делегированию полномочий. Увлекаясь делегированием,

подобные руководители предают забвению обучение, инструктирование и контроль за

деятельностью подчиненных. Руководитель-распасовщик всю бумажную

работу перекладывает на плечи подчиненных, руководствуясь резолюциями типа:

«Прошу разобраться» или «Необходимо решить». Руководители данного типа способны

довольно быстро раскидать гору бумаг, до предела загрузив подчиненных, не

задумываясь при этом о качестве выполнения своих поручений. Издержки такого

стиля весьма очевидны.

Стиль «антибюрократа» проявляется в склонности игнорировать важность

бумажной работы. Такие руководители часто похожи на борцов с бумажками,

убежденных в том, что 99% поступающей к нему корреспонденции - мусорный хлам.

Немалую часть корреспонденции он, едва взглянув, отправляет прямиком в корзину.

Необходимый минимум информации «антибюрократ» собирает за счет личных контактов

с другими руководителями.

Стиль «волокитчика» (3 и менее балла по четвертой шкале). Руководитель

подобного типа испытывает отаращение к любой бумажной работе и, проводя минимум

времени за столом, постоянно откладывает просмотр корреспонденции. Данный стиль

проявляется в постоянном запаздывании с отчетностью, в замедленной реакции на

важные документы. Руководитель-волокитчик предпочитает «тянуть отчетность» до

последнего звонка и работать в условиях аврала и острого дефицита времени. В

результате не остается временного резерва на проверку рекомендаций и поиск

более эффективных путей решения.



6.2.4. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

Назначение. Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных

способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО -

аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти

деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого

для вас когнитивно-деятельностного стиля.

Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру,

которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты

программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к

интерпретации результатов АОСО.

Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не

раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ

запоминания.

0 - никогда;

1 - иногда;

2 - очень часто;

3 - всегда.


Опросные бланки

Тип деятельности № 1.

Мои физические ощущения в процессе обучения и работы

1 Я запоминаю материал лучше, когда записываю его. 0 1 2 3 2 Я делаю множество

записей. 0 1 2 3 3 Я зрительно помню картины, слова, цифры. 0 1 2 3 4 В

процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам

масс-медиа. 0 1 2 3 5 Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания. 0 1 2 3 6 Я

пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для

запоминания. 0 1 2 3 7 Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я

выполняю. 0 1 2 3 8 Посторонние шумы раздражают меня во время занятий. 0 1 2 3

9 Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят. 0 1 2 3 10 Мне

лучше, работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах. 0 1 2 3 11 Я

запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух. 0 1 2 3 12 Я лучше усваиваю

материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая. 0 1 2 3 13 Мне необходимы

устные наставления к упражнениям. 0 1 2 3 14 Восприятие на слух помогает мне

думать. 0 1 2 3 15 Я люблю учиться и думать под музыку. 0 1 2 3 16 Я легко

понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит. 0 1 2 3 17 Я

обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили. 0 1 2 3 18 У

меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку. 0 1 2 3 19 Я легко

распознаю людей по голосам. 0 1 2 3 20 Включая телевизор, я больше слушаю, чем

смотрю. 0 1 2 3 21 Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения

к нему. 0 1 2 3 22 Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

0 1 2 3 23 Я шевелю губами, когда читаю «про себя». 0 1 2 3 24 Я не люблю

заниматься за партой и по возможности избегаю этого. 0 1 2 3 25 Я нервничаю,

оставаясь долго без движения. 0 1 2 3 26 Я думаю лучше, если нахожусь в

движении. 0 1 2 3 27 Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию. 0 1 2 3


28 Мне нравится строить, моделировать. 0 1 2 3 29 Я люблю проявлять физическую

активность 0 1 2 3 30 Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки

и т. д. 0 1 2 3 Тип деятельности № 2. Мое общение

1 Я предпочитаю работать и учиться в коллективе. О 1 2 3 2 Я легко нахожу новых

друзей. 0 1 2 3 3 Я люблю быть в обществе людей. 0 t 2 3 4 Я легко заговариваю

с незнакомыми мне людьми. 0 1 2 3 5 Мне нравится быть в курсе новостей о других

людях. I1 1 2 3 6 Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках. D 1 2 3 7

Общение с людьми заряжает меня энергией. 0 1 2 3 8 Я с легкостью запоминаю

имена людей. 0 1 2 3 9 У меня много друзей и знакомых. 0 1 2 3 10 Я налаживаю

свои личные связи повсюду, где бы я ни был. 0 1 2 3 11 Я предпочитаю работать и

учиться в приватной обстановке. 0 1 2 3 12 Я довольно стеснительный. 0 1 2 3 13

Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби. 0 1 2 3 14 Большинство людей мало

что знают обо мне. 0 1 2 3 15 Окружающие считают меня малообщительным человеком.

0 1 2 3 16 Я не разговорчив в обществе. 0 1 2 3 17 Скопление народа меня

угнетает. 0 1 2 3 18 Общение с новыми людьми нервирует меня. 0 1 2 3 19 Я по

возможности избегаю вечеринок. 0 1 2 3 20 Я с трудом запоминаю имена новых

знакомых. 0 1 2 3 Тип деятельности № 3.

Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

1 У меня живое воображение. 0 1 2 3 2 Я с легкостью предаюсь новым идеям. 0 1 2

3 3 Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса. 0 1 2 3 4 Меня

привлекает разнообразие возможностей и выбора. 0 1 2 3 5 Меня вдохновляют

проекты будущего. 0 1 2 3 6 Тщательность, поступательное движение к цели

утомляют меня. 0 1 2 3 7 Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее.

0 1 2 3 8 Я считаю себя оригиналом. 0 1 2 3 9 Я изобретателен. 0 1 2 3 10 Я

прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана. 0

1 2 3 11 Я горжусь своим практицизмом. 0 5 2 3 12 Я веду себя соответственно

жизненным обстоятельствам. 0 1 2 3 13 Меня привлекают здравомыслящие люди. 0 1

2 3 14 Я предпочитаю быть реалистом. 0 1 2 3 15 Я предпочитаю поступательное

развитие событий 0 1 2 3 16 Мне нравится работать и учиться по намеченному

плану. 0 1 2 3 17 Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям. 0 1

2 3 18 Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий. 0 1 2 3 19 Я

избегаю широкого выбора возможных решений. 0 1 2 3 20 Мне представляются

бесполезными размышления о будущем. 0 1 2 3 Тип деятельности № 4. Мой подход к

работе 1 Я приступаю к работе немедля. 0 1 2 32 Я - организованный человек. 0 1

2 3 3 Я составляю план работы. 0 1 2 3 4 Я сопоставляю свои действия с

намеченным планом. 0 1 2 3 5 Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке

во время работы. 0 1 2 3 6 Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя. 0 1

2 3 7 Я точен во времени. 0 1 2 3 В Заранее установленный срок окончания работы

организует мой труд. 0 1 2 3 9 Мне нравится структурировать свой труд. 0 1 2 3


10 Я реализую свой план поэтапно. 0 1 2 3 11 Я спонтанный человек. 0 1 2 3 12 Я

не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их.

0 1 2 3 13 Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда. 0

1 2 3 14 Я всегда тяну с окончанием работы. 0 1 2 3 15 На моем рабочем столе

всегда «творческий» беспорядок. 0 1 2 3 16 Мне думается, что заранее

установленный срок окончания работы - искусственное и бесполезное ограничение.

0 1 2 3 17 Я - человек широких взглядов. 0 1 2 3 18 Я уверен, что удовольствие

от процесса работы - важнейший компонент. 0 1 2 3 19 Меня расстраивают

установленные расписание или режим работы. 0 1 2 3 20 Внезапно изменяя план, я

прекрасно себя чувствую. 0 1 2 3 Тип деятельности № 5. Как я оперирую идеями

1 Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям. 0 1 2 3 2 Меня удручает

тщательное детализирование. 0 1 2 3 3 Я игнорирую детали, представляющиеся мне

неуместными. 0 1 2 3 4 Мое видение обьемно. 0 1 2 3 5 Я легко обобщаю

информацию. 0 1 2 3 6 Я легко перефразирую других. 0 1 2 3 7 Я быстро схватываю

суть мысли. 0 1 2 3 8 Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без

деталей. 0 1 2 3 9 Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты. 0 1 2

3 10 В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции. 0 1 2 3 11 Я

предпочитаю подробные ответы коротким. 0 ! 2 3 12 Детализируя информацию, я с

трудом ее обобщаю. 0 1 2 3 13 Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов

информации. 0 1 2 3 14 Мне нравится делить общую идею на составляющие части. 0

1 2 3 15 Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт. 0 1 2 3 16

Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы. 0 1 2 3 17 Мои конспекты подробны. 0

1 2 3 18 Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в

ней деталей. 0 1 2 3 19 Я всегда больше сосредоточен на особенностях предмета,

чем на общем представлении о нем. 0 I 2 3 20 На пересказ или объяснение у меня

всегда уходит много времени. 0 1 2 3

Обработка и интерпретация данных

Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(зрение).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(слух).

Сложите ваши отметки с 21-й по 30-ю позиции, запишите итог_(кинестетика).

Обведите наибольший результат; если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если

разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог - показатель

вашего наиболее работоспособного чувства.

Тип деятельности 2. Мое общение

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(экстраверт).

Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог __ (интроверт).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит


не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего стиля

общения.

Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(интуитивные).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(логические).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель ваших

индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.

Тип деятельности 4. Мой подход к работе

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(жестко

регламентированный подход).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите

итог_{нерегламентированный}.

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата, Итог - показатель вашего

индивидуального подхода к работе.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(синтез).

Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог_(анализ).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего

индивидуального стиля мышления.

Интерпретация

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы В

познавательной деятельности (Пд). Если вы - человек с преимущественно

зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою

зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных

средств (видео, книги). Если вы человек с преимущественно слуховым восприятием,

в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности

(дискуссии, лекции, пластинки). Если наиболее развитым у вас является

кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в

непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование,

практические эксперименты).

В профессиональной сфере (Пс). Человек с преимущественно зрительным

восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает

использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки). Воспринимая

действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая

совещания и указания. Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы

предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса

(работа за компьютером), строительства, моделирования.

В повседневной жизнедеятельности (ПЖд). Если два, а тем более все три

рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на

широком поле вашей разнообразной деятельности

Тип деятельности 2. Мое общение

ПД. Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии