Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4303
Скачиваний: 14
Лишь мысль о возможных неприятностях может заставить меня дописать служебный
доклад.
Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутинную документацию в
сторону.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте количество набранных вами баллов. Каждый ответ «совершенно
справедливо» оценивается в 3 балла; «пожалуй, справедливо» - 2 балла; «не
совсем так» - 1 балл; «совершенно не так» - 0 баллов. Затем суммируйте
количество баллов по четырем группам. Результаты исследования представьте в
графической форме. Для этого по вертикали обозначьте баллы, а по горизонтали -
стили работы с документацией: «суперисполнитель», «рас-пасовщик»,
«антибюрократ», «волокитчик».
Стиль «суперисполнителя» [7 и более балов по первой шкале). Склонность к
личному выполнению любой бумажной работы. «Бумажный трудоголик» не разгибается
до тех пор, пока внимательно не изучит всю входящую информацию: служебные
записки, инструкции, приказы, отчеты. В этом контексте он считается незаменимым
работником, так как отчетная пунктуальность ценится не меньше любой другой
деятельности.
Стиль «распасовщика» (7 и более баллов по второй шкале). Характеризуется
выраженной склонностью к делегированию полномочий. Увлекаясь делегированием,
подобные руководители предают забвению обучение, инструктирование и контроль за
деятельностью подчиненных. Руководитель-распасовщик всю бумажную
работу перекладывает на плечи подчиненных, руководствуясь резолюциями типа:
«Прошу разобраться» или «Необходимо решить». Руководители данного типа способны
довольно быстро раскидать гору бумаг, до предела загрузив подчиненных, не
задумываясь при этом о качестве выполнения своих поручений. Издержки такого
стиля весьма очевидны.
Стиль «антибюрократа» проявляется в склонности игнорировать важность
бумажной работы. Такие руководители часто похожи на борцов с бумажками,
убежденных в том, что 99% поступающей к нему корреспонденции - мусорный хлам.
Немалую часть корреспонденции он, едва взглянув, отправляет прямиком в корзину.
Необходимый минимум информации «антибюрократ» собирает за счет личных контактов
с другими руководителями.
Стиль «волокитчика» (3 и менее балла по четвертой шкале). Руководитель
подобного типа испытывает отаращение к любой бумажной работе и, проводя минимум
времени за столом, постоянно откладывает просмотр корреспонденции. Данный стиль
проявляется в постоянном запаздывании с отчетностью, в замедленной реакции на
важные документы. Руководитель-волокитчик предпочитает «тянуть отчетность» до
последнего звонка и работать в условиях аврала и острого дефицита времени. В
результате не остается временного резерва на проверку рекомендаций и поиск
более эффективных путей решения.
6.2.4. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)
Назначение. Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных
способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО -
аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти
деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого
для вас когнитивно-деятельностного стиля.
Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру,
которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты
программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к
интерпретации результатов АОСО.
Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не
раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.
В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ
запоминания.
0 - никогда;
1 - иногда;
2 - очень часто;
3 - всегда.
Опросные бланки
Тип деятельности № 1.
Мои физические ощущения в процессе обучения и работы
1 Я запоминаю материал лучше, когда записываю его. 0 1 2 3 2 Я делаю множество
записей. 0 1 2 3 3 Я зрительно помню картины, слова, цифры. 0 1 2 3 4 В
процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам
масс-медиа. 0 1 2 3 5 Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания. 0 1 2 3 6 Я
пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для
запоминания. 0 1 2 3 7 Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я
выполняю. 0 1 2 3 8 Посторонние шумы раздражают меня во время занятий. 0 1 2 3
9 Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят. 0 1 2 3 10 Мне
лучше, работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах. 0 1 2 3 11 Я
запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух. 0 1 2 3 12 Я лучше усваиваю
материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая. 0 1 2 3 13 Мне необходимы
устные наставления к упражнениям. 0 1 2 3 14 Восприятие на слух помогает мне
думать. 0 1 2 3 15 Я люблю учиться и думать под музыку. 0 1 2 3 16 Я легко
понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит. 0 1 2 3 17 Я
обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили. 0 1 2 3 18 У
меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку. 0 1 2 3 19 Я легко
распознаю людей по голосам. 0 1 2 3 20 Включая телевизор, я больше слушаю, чем
смотрю. 0 1 2 3 21 Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения
к нему. 0 1 2 3 22 Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.
0 1 2 3 23 Я шевелю губами, когда читаю «про себя». 0 1 2 3 24 Я не люблю
заниматься за партой и по возможности избегаю этого. 0 1 2 3 25 Я нервничаю,
оставаясь долго без движения. 0 1 2 3 26 Я думаю лучше, если нахожусь в
движении. 0 1 2 3 27 Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию. 0 1 2 3
28 Мне нравится строить, моделировать. 0 1 2 3 29 Я люблю проявлять физическую
активность 0 1 2 3 30 Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки
и т. д. 0 1 2 3 Тип деятельности № 2. Мое общение
1 Я предпочитаю работать и учиться в коллективе. О 1 2 3 2 Я легко нахожу новых
друзей. 0 1 2 3 3 Я люблю быть в обществе людей. 0 t 2 3 4 Я легко заговариваю
с незнакомыми мне людьми. 0 1 2 3 5 Мне нравится быть в курсе новостей о других
людях. I1 1 2 3 6 Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках. D 1 2 3 7
Общение с людьми заряжает меня энергией. 0 1 2 3 8 Я с легкостью запоминаю
имена людей. 0 1 2 3 9 У меня много друзей и знакомых. 0 1 2 3 10 Я налаживаю
свои личные связи повсюду, где бы я ни был. 0 1 2 3 11 Я предпочитаю работать и
учиться в приватной обстановке. 0 1 2 3 12 Я довольно стеснительный. 0 1 2 3 13
Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби. 0 1 2 3 14 Большинство людей мало
что знают обо мне. 0 1 2 3 15 Окружающие считают меня малообщительным человеком.
0 1 2 3 16 Я не разговорчив в обществе. 0 1 2 3 17 Скопление народа меня
угнетает. 0 1 2 3 18 Общение с новыми людьми нервирует меня. 0 1 2 3 19 Я по
возможности избегаю вечеринок. 0 1 2 3 20 Я с трудом запоминаю имена новых
знакомых. 0 1 2 3 Тип деятельности № 3.
Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями
1 У меня живое воображение. 0 1 2 3 2 Я с легкостью предаюсь новым идеям. 0 1 2
3 3 Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса. 0 1 2 3 4 Меня
привлекает разнообразие возможностей и выбора. 0 1 2 3 5 Меня вдохновляют
проекты будущего. 0 1 2 3 6 Тщательность, поступательное движение к цели
утомляют меня. 0 1 2 3 7 Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее.
0 1 2 3 8 Я считаю себя оригиналом. 0 1 2 3 9 Я изобретателен. 0 1 2 3 10 Я
прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана. 0
1 2 3 11 Я горжусь своим практицизмом. 0 5 2 3 12 Я веду себя соответственно
жизненным обстоятельствам. 0 1 2 3 13 Меня привлекают здравомыслящие люди. 0 1
2 3 14 Я предпочитаю быть реалистом. 0 1 2 3 15 Я предпочитаю поступательное
развитие событий 0 1 2 3 16 Мне нравится работать и учиться по намеченному
плану. 0 1 2 3 17 Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям. 0 1
2 3 18 Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий. 0 1 2 3 19 Я
избегаю широкого выбора возможных решений. 0 1 2 3 20 Мне представляются
бесполезными размышления о будущем. 0 1 2 3 Тип деятельности № 4. Мой подход к
работе 1 Я приступаю к работе немедля. 0 1 2 32 Я - организованный человек. 0 1
2 3 3 Я составляю план работы. 0 1 2 3 4 Я сопоставляю свои действия с
намеченным планом. 0 1 2 3 5 Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке
во время работы. 0 1 2 3 6 Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя. 0 1
2 3 7 Я точен во времени. 0 1 2 3 В Заранее установленный срок окончания работы
организует мой труд. 0 1 2 3 9 Мне нравится структурировать свой труд. 0 1 2 3
10 Я реализую свой план поэтапно. 0 1 2 3 11 Я спонтанный человек. 0 1 2 3 12 Я
не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их.
0 1 2 3 13 Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда. 0
1 2 3 14 Я всегда тяну с окончанием работы. 0 1 2 3 15 На моем рабочем столе
всегда «творческий» беспорядок. 0 1 2 3 16 Мне думается, что заранее
установленный срок окончания работы - искусственное и бесполезное ограничение.
0 1 2 3 17 Я - человек широких взглядов. 0 1 2 3 18 Я уверен, что удовольствие
от процесса работы - важнейший компонент. 0 1 2 3 19 Меня расстраивают
установленные расписание или режим работы. 0 1 2 3 20 Внезапно изменяя план, я
прекрасно себя чувствую. 0 1 2 3 Тип деятельности № 5. Как я оперирую идеями
1 Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям. 0 1 2 3 2 Меня удручает
тщательное детализирование. 0 1 2 3 3 Я игнорирую детали, представляющиеся мне
неуместными. 0 1 2 3 4 Мое видение обьемно. 0 1 2 3 5 Я легко обобщаю
информацию. 0 1 2 3 6 Я легко перефразирую других. 0 1 2 3 7 Я быстро схватываю
суть мысли. 0 1 2 3 8 Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без
деталей. 0 1 2 3 9 Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты. 0 1 2
3 10 В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции. 0 1 2 3 11 Я
предпочитаю подробные ответы коротким. 0 ! 2 3 12 Детализируя информацию, я с
трудом ее обобщаю. 0 1 2 3 13 Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов
информации. 0 1 2 3 14 Мне нравится делить общую идею на составляющие части. 0
1 2 3 15 Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт. 0 1 2 3 16
Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы. 0 1 2 3 17 Мои конспекты подробны. 0
1 2 3 18 Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в
ней деталей. 0 1 2 3 19 Я всегда больше сосредоточен на особенностях предмета,
чем на общем представлении о нем. 0 I 2 3 20 На пересказ или объяснение у меня
всегда уходит много времени. 0 1 2 3
Обработка и интерпретация данных
Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.
Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы
Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(зрение).
Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(слух).
Сложите ваши отметки с 21-й по 30-ю позиции, запишите итог_(кинестетика).
Обведите наибольший результат; если разница между двумя показателями составит
не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если
разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог - показатель
вашего наиболее работоспособного чувства.
Тип деятельности 2. Мое общение
Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(экстраверт).
Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог __ (интроверт).
Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит
не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего стиля
общения.
Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями
Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(интуитивные).
Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(логические).
Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит
не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель ваших
индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.
Тип деятельности 4. Мой подход к работе
Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(жестко
регламентированный подход).
Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите
итог_{нерегламентированный}.
Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит
не более 2 очков, обведите оба результата, Итог - показатель вашего
индивидуального подхода к работе.
Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями
Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(синтез).
Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог_(анализ).
Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит
не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего
индивидуального стиля мышления.
Интерпретация
Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы В
познавательной деятельности (Пд). Если вы - человек с преимущественно
зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою
зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных
средств (видео, книги). Если вы человек с преимущественно слуховым восприятием,
в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности
(дискуссии, лекции, пластинки). Если наиболее развитым у вас является
кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в
непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование,
практические эксперименты).
В профессиональной сфере (Пс). Человек с преимущественно зрительным
восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает
использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки). Воспринимая
действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая
совещания и указания. Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы
предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса
(работа за компьютером), строительства, моделирования.
В повседневной жизнедеятельности (ПЖд). Если два, а тем более все три
рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на
широком поле вашей разнообразной деятельности
Тип деятельности 2. Мое общение
ПД. Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии