Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4271
Скачиваний: 14
12.Большинство людей отличаются храбростью.
13.Природа так создала человека, что он способен достичь меньше того, чем ему
хотелось бы,
14.Самая большая разница между преступниками и другими людьми заключается в том,
что преступники были настолько глупы, что дали себя поймать.
15.Наилучший способ поладить с людьми - говорить им то, что они хотели бы
услышать.
16.Более безопасно помнить о том, что люди имеют пороки, которые проявляются в
самых неожиданных ситуациях.
17.По природе своей люди добры.
18.Неверно считать, что в мире каждую минуту рождаются подлецы.
19.Для человеческой природы характерно поступать только с выгодой для себя.
20.Большинство людей удовлетворяются тем, что похоже на правду, но не является
таковой.
Обработка и интерпретация результатов
Баллы суммируются.
80 баллов и больше - высокий показатель;
60-80 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;"
40-60 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
40 баллов и меньше - низкий показатель.
Раздел 2
ДИАГНОСТИКА
ИНТЕГРАТИВНЫХ СТИЛЕЙ
УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА
ПЕРСОНАЛОМ
6.2.1. Оценка служебно-рационалистического стиля руководства
Назначение. Рационалистический (формально-бюрократический) стиль - один из
типичных стилей руководства. Выраженный в большей или меньшей степени, он
характеризует «рациональные» (по М. Веберу) организации. Данная методика может
использоваться для выявления склонностей руководителя (уже состоявшегося или
будущего) к определенному стилю руководства (типу служебного поведения), при
выборе профессии и места работы, а также при оценке персонала.
Инструкция, Определите ваше отношение к каждому из приведенных ниже
высказываний.
№ Утверждения В основном согласен В основном несогласен 1. Я ценю стабильность
в своей работе. 2. Мне нравится работать в тех организациях, дальнейшее
развитие которых предсказуемо. 3. Самой лучшей работой будет для меня та, при
которой мое будущее не будет заранее определено. 4. Хорошим местом работы для
меня могло бы быть, например, правительство. 5. Правила, регламентации,
определенные процедуры - все это приводит меня в ужас. 6. Мне было бы приятно
работать на компанию, у которой было бы 85000 сотрудников, работающих по всему
миру. 7. Я считаю, что быть представителем свободной профессии (художником,
писателем и т. п.) - очень рискованное дело, я бы за него не взялся. 3. Перед
тем как принять предложение о работе, мне необходимо узнать все детали. 9. Я
бы с большим удовольствием работал художником на дому, имел бы свободный график,
нежели был бы клерком в одной из крупных корпораций. № Утверждения В
основном согласен В основном не согласен 10. Служебное положение, по моему
мнению, должно также учитываться при повышении заработной платы или продвижении
на новую должность, как и результаты проделанной работы. 11. Я бы очень
гордился, если бы работал на самую крупную и успешно развивающуюся компанию в
своей отрасли. 12. Если бы мне предоставили выбор, я бы предпочел
зарабатывать 50000 долларов, будучи вице-президентом в маленькой компании,
нежели 60000 долларов в качестве специалиста в крупной. 13. Для меня
унизительно нахамить служебный значок с указанием моего номера в отделе кадров.
14. Места для служебной парковки должны распределяться в соответствии со
служебным положением. 15. Если бухгалтер работает на большую компанию (как
один из многих специалистов), то он (она) не может быть настоящим
профессионалом в своем деле. 16. Перед тем как принять предложение о работе,
я бы хотел удостовериться, что в компании, где я буду работать, предусмотрены
различные программы для улучшения положения сотрудников, их стабильного
профессионально-должностного роста. 17. Компания не сможет добиться успеха до
тех пор, пока она не составит список определенных правил и процедур для своих
сотрудников. 18. Фиксированное число часов работы и четко определенные
отпуска гораздо важнее для меня, чем получение ярко выраженного эмоционального
удовольствия от этой работы. 19. При уважительном отношении к людям должно
учитываться их служебное положение. 20. Правила на то и существуют, чтобы их
нарушать.
Обработка и интерпретация результатов
Используя ключ, подсчитайте количество баллов. 1 балл дается за каждый
служебно-рационалистический ответ «в основном согласен» на вопросы: 1, 2,3,4, 7,
8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19 и «в основном не согласен» на вопросы: 5, 6, 9,
13, 15, 17, 20.
Уровни служебно-рационалистического стиля:
15-20 - высокий;
8-14 - средний;
1-7 - низкий.
6.2.2. Оценка стилей принятия управленческих решений
Инструкция. Как вы знаете, управленческая деятельность сложна и многообразна. У
каждого руководителя свои собственные приемы и методы эффективной работы.
Единого рецепта нет. Сколько руководителей, столько и подходов к решению
проблем. Для того чтобы больше узнать о специфике управленческой деятельности,
о том, какими способами руководители добиваются поставленных целей, мы просим
вас принять участие в нашем исследовании.
Нам очень важно узнать ваше мнение по ряду вопросов. Прочтите, пожалуйста,
каждое из утверждений, которые приведены ниже, и решите, согласны вы с ним или
нет, совпадает оно с вашей позицией или не совпадает. При ответах используйте
шкалу от,-3 до +3 баллов.
3 балла вы присваиваете тем суждениям, с которыми вы полностью согласны;
2 балла - согласны;
1 балл - если вы считаете, что с этим суждением, пожалуй, можно согласиться;
О - однозначно да или нет не скажешь, ни да, ни нет;
-1 балл - вряд ли с этим можно согласиться;
-2 балла - не согласен;
-3 балла - абсолютно не согласен.
Для того чтобы результаты исследования были максимально полными, очень важно
узнать, что думаете и как поступаете именно вы, интересна не общепринятая, а
ваша точка зрения. Поэтому при ответах опирайтесь на свой опыт работы, на свою
практику и старайтесь
отвечать быстро.
Заранее благодарим вас за участие. Если все понятно, то вы можете приступать к
работе
над опросником.
Опросник
1.Руководители больше устают и чаще, чем их подчиненные, чувствуют себя
вымотанными.
2.Со временем любая проблема разрешается сама собой.
3.Дело только выиграет, если подчиненных чаще хвалить и реже наказывать.
4.Гуманисту трудно стать хорошим руководителем.
5.За ошибки команды должен отвечать руководитель.
6.Цель действительно оправдывает средства.
7.Каждодневная рутина - та тяжелая ноша, от которой руководителю не избавиться
при всем желании.
8.Если руководитель часто привлекает подчиненных к обсуждению проблем, то он
плохо
справляется со своими обязанностями.
9.То, что все вокруг быстро изменяется, делает работу руководителя еще более
интересной.
10.Руководитель не имеет права на слабость.
11.В управленческой деятельности лучший способ обороны - наступление.
12.«Тише едешь, дальше будешь» - правило, которому руководитель должен
неукоснительно следовать.
13.Когда руководитель отсутствует, подчиненные начинают хуже работать.
14.Руководитель остается руководителем всегда и везде.
15.Все, что требуется от подчиненных, - это исполнительность.
16.Молодому управленцу для успешной карьеры обязательно нужно вырабатывать
командный голос.
17.Можно закрыть глаза на непрофессионализм подчиненного, если он очень хороший
человек.
18. Для пользы дела нужна жесткая субординация между руководителем и
подчиненными.
19.В идеале успешным можно считать того руководителя, который устраивает всех
членов
группы.
20.Решение стратегических, перспективных проблем гораздо важнее, чем решение
текущих, каждодневных вопросов.
21.Почти каждая проблема должна выноситься на обсуждение коллектива.
22.Если подчиненные испытывают трепет перед руководителем, значит, они его
уважают.
23.Учить плавать можно и не умея самому держаться на воде.
24.Риск в управлении недопустим.
25.Наказание - очень эффективный способ воспитания.
26.Налоги в нашей стране такие, что нет ничего зазорного в их частичной
неуплате.
27.Большинство людей ленивы, поэтому их приходится заставлять работать.
28.В большинстве случаев руководитель должен оставаться вне критики.
29.Для руководителя важно сделать подчиненных своими друзьями.
30.Для успеха дела руководитель должен постоянно генерировать новые идеи.
31.Надо больше доверять рядовым членам коллектива, они сами знают, что и как
нужно делать.
32.Успех приходит к тому, кто способен рисковать.
33.Исполнители обязательно должны участвовать в процессе выработки решения.
34.Руководителю совсем не обязательно быть во всем примером для своих
подчиненных.
35.Лучше лишний раз даже без повода похвалить человека, чем наказать пусть и за
провинность.
36.Чем больше свободы предоставляется подчиненным, тем лучше.
37.Залог успеха любого дела - в контроле за теми, кому это дело поручено.
38.В такое сложное время, как наше, от того, какое именно решение примет
руководитель, не зависит практически ничего.
39.Ожидая распоряжений сверху, руководители среднего звена упускают свой шанс
продвинуться по карьерной лестнице.
40.Было бы желание - и тогда горы можно свернуть.
41.Принципиально новое, необычное решение проблемы чаще всего предпочтительнее,
чем старое, консервативное.
42.Жесткие меры в управлении недопустимы.
43,Безработица - это величайшее зло.
44.Обстоятельства сильнее нас.
45.Если руководителю и требуется совет, когда он принимает решение, то это
прежде всего совет эксперта, совет независимого специалиста.
46.В управленческой деятельности инициатива действительно наказуема.
47.Чтобы бизнес хорошо развивался, нужна армейская дисциплина.
48.Руководитель может хорошо работать только в стабильном обществе со
стабильной экономикой, когда все предсказуемо.
49.Обязательная характеристика хорошего руководителя - это требовательность к
подчиненным. 50.Его величество случай - вот что определяет исход дела.
51. Это нормально, когда подчиненные считают своего руководителя жестким и даже
жестоким.
Ключ для обработки результатов
Шкала «Властность»:
Прямые пункты: 4, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 45,
47, 51.
Обратные пункты: 3, 29, 31, 33, 35, 36
Шкала «Поведение в проблемной ситуации»:
Прямые пункты: 5, 9, 30, 32,37, 39, 40, 41,49.
Обратные пункты; 2, 7, 12, 17, 19, 21, 24, 28, 38, 42, 43, 44, 46, 48, 50.
По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Процедура подсчета
суммарного балла состоит в следующем, Ответам испытуемых на прямые пункты
опросника приписывается балл на основе следующего соотношения:
ответ -3 -2 -1 0
1 2 3
балл 1 2 3 4
5 6 7
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника приписываются баллы на основе
соотношения:
Ответ -3 -2 -1 0
1 2 3
Балл 7 6 5 4
3 2 1
Для оценки стилевой принадлежности того ли иного руководителя необходимо
подсчитать средние значения признаков и стандартные отклонения. Для шкалы
«Властность»: М = 95,5, а = 15,5. Для шкалы «Поведение в проблемной ситуации»:
М = 117,5, о = 13,4.
Дальнейшее уточнение стратегиальных особенностей руководителей
осуществляется с помощью показателей в таблице.
Числовые критерии для классификации руководителей на основе методики «Стиль
принятия управленческих решений»
Стиль Властность Поведение в ситуации ПР Попустительский < 88 баллов М~0,5а <
111 баллов М-0,5о Маргинальный > 103 балла М-0,5о < 111 баллов М-0,5ст
Реализаторский < 88 баллов М-0,5о > 124 балла М+0,5о Авторитарный > 103 балла
М+0,5о > 124 балла М+0,5ет Ситуационный От 88 до 103 баллов От 111 до 124
баллов
6.2.3. Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)
Назначение. Методика основана на самооценке руководителем своего стиля
работы с деловыми бумагами по 12 суждениям. Суждения в тесте объединены в
четыре группы (по три суждения в каждой). Испытуемый должен прочесть каждое из
предложенных на тестовом бланке суждений и оценить, насколько то, о чем сказано
в суждении, верно по отношению к нему. Свой ответ он должен отметить в
соответствующей колонке. Название стилей носит метафорический характер.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и
оцените, насколько оно верно по отношению к вам и вашей работе. Оценки могут
быть четырех видов:
• совершенно справедливо;
• пожалуй, справедливо;
• не совсем так;
• совершенно не так.
Этим ответам соответствуют четыре колонки, расположенные с правой стороны
данного бланка. Свою оценку суждений отметьте знаком «V» в соответствующей
колонке. Над оценкой долго не задумывайтесь. В тесте не может быть правильных
или неправильных ответов. Обычно первый пришедший в голову ответ наиболее
верный. Результаты теста помогут вам взглянуть на себя и свою работу со стороны.
Содержание суждений Совершенно справедливо Пожалуй, справедливо Не совсем так
Совершенно не так Группа 1
Когда у меня полно неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в
сторону.
Когда я не слишком загружен прочими делами, я обрабатываю большую часть бумаг
сам.
Я сам разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а
вид непрочитанных бумаг меня раздражает. Группа 2
Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю
подчиненному подготовить за себя важный документ.
Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные. Я
обращаюсь за помощью к другим только тогда, когда возможность служебных
неприятностей становится весьма реальной. Группа 3
Меня раздражает, что приходится тратить время на бумажную рутину, и, когда я
занят, бумаги отодвигаю в сторону.
Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне.
Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей
работы и мое положение в нашей организации. Группа 4
Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы
зафиксировать ее в документах.