Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4304
Скачиваний: 14
с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы интроверт, вы и в учебе
стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение
за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого.
ПС. Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во
взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). Если вы интроверт,
вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные
проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого.
ПЖд. Если разница между показателями по экстра- и интровертированности
небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и
независимо от окружающих.
Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными
способностями
ПД. Если вы интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко
распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно
размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если вы логически мыслящий
субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным
знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на
протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей,
ваше восприятие действительности всегда реально.
ПС. Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать
творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование,
масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. Если вы
предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой
степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами
производственного процесса (статистика, экономика).
ПЖд. Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от
интуитивного к логическому способу освоения действительности.
Тип деятельности 4. Мой подход к работе
ПД. Если вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, значит, вы
сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд, от
задания к заданию приближаясь к его завершению. Если вы, напротив,
предпочитаете учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас
вдохновляет сам процесс обучения - познание нового, интересного. Но вы
расслаблены во время занятий и вас не очень заботят формальные правила или
лимит времени.
ПС. Если показатель вашего стремления к регламентируемому труда очень высок,
это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на
его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы -
серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре. Если,
напротив, согласно вашему показателю, вы предпочитаете нерегламентированный
труд, значит, вы избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены,
вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к
структурированию рабочей темы. Вас не сильно заботят лимит времени или
руководящие указания.
ПЖд. Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между
жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в
рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете
выйти из них без особого стресса.
Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями
ПД. Если вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею,
общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы.
Если вы, напротив, аналитик, то вы сосредоточены на частностях, их
противопоставлении и логическом анализе.
ПС. Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах
производственного процесса, вас не заботят его детали. Если вы аналитик, то не
представляете общей картины производства, логически анализируете все частности
и детали.
ПЖд. Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления
оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими
категориями и логическим анализом частностей.
6.2.5. Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю.
А. Лобейко)
Назначение. Данная методика предназначена не столько для определения
общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, сколько для определения
уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии.
Инструкция. Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по
пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в вашем обычном
взаимодействии с другими людьми.
№ Действия Часто Редко 1 Указываю людям, что надо делать. 5 43 2 1 2 Выслушиваю
мнение других людей. 543 2 1 3 Даю возможность другим участвовать в принятии
решения. 5 43 2 1 4 Даю возможность другим действовать самостоятельно. 543 2 1
5 Настойчиво объясняю, как надо что-либо делать. 543 2 1 6 Обучаю людей тому,
как надо работать. 5 43 2 1 7 Советуюсь с другими. 543 2 1 8 Не мешаю другим
работать. 543 2 1 9 Указываю, когда надо делать работу. 5 43 2 1 № Действия
Часто Редко 10 Учитываю успехи других. 5 43 2 1 11 Поддерживаю инициативу. 5 43
2 1 12 Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими. 543 2 1
13 Показываю, как надо работать. 54.3 2 1 14 Иногда даю возможность другим
принимать участие в обдумывании проблемы. 543 2 1 15 Внимательно выслушиваю
собеседников. 543 2 1 16 Если вмешиваюсь в дела других, то го-деловому. 5 4 3 2
1 17 Мнение других не разделяю. 543 2 1 18 Прилагаю усилия к тому, чтобы
уладить разногласия. 543 2 1 19 Стараюсь улаживать разногласия. 543 2 1 20
Считаю, что каждый должен применять свой талант как может. 5 43 2 1
Обработка и интерпретация результатов
Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на .приверженность к директивному стилю.
Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о выраженности коллегиального
стиля.
Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия
других людей.
Действия 2, 6, 10, 14, 18 дают основание судить о приверженности к
деловому стилю.
В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов.
20 и более баллов свидетельствуют о том, что опрашиваемый является
приверженцем стиля 1, 2, 3 или 4. Если в какой-то группе набрано 12-14 баллов,
значит опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия. Общий
показатель (по всему опроснику) в 70-80 баллов указывает на устремленность к
взаимодействию с людьми. Показатель в 30 - 490 баллов характеризует пассивность
личности в групповой деятельности. Желательно сопоставить самооценочные
характеристики с оценками подчиненных и коллег. Именно на основе такого
сравнения возможна сознательная коррекция своего индивидуального стиля
деятельности.
6.2.6. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения
Назначение. Данная методика предназначена для того, чтобы определить, какой
из четырех ориентационных стилей или их сочетания доминируют в
профессионально-деятель-ностном общении.
Инструкция. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно - то,
которое вы считаете наиболее соответствующим вашему поведению. Обратите
внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким
образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
Опросник
1.Я люблю действовать.
2.Я работаю над решением проблем систематически.
3.Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем индивидуальная работа.
4.Мне очень нравятся различные нововведения,
5.Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6.Я люблю работать с людьми.
7.Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
8.Для меня очень важными являются окончательные сроки.
9.Я против откладывания и проволочек.
10.Я считаю, что новые идеи должны быть проверены, прежде чем они будут
применяться на практике.
11.Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и
вдохновляет.
12.Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13.Я сам люблю устанавливать цели, планы и т. п.
14.Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
15.Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других.
16.Я создаю проблемы другим людям.
17.Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18.Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются
очень эффективными.
19.Я думаю, что могу хорошо понимать поведение и мысли других.
20.Я люблю творческое решение проблем.
21.Я все время строю планы на будущее.
22.Я восприимчив к нуждам других.
23.Хорошее планирование- ключ к успеху.
24.Меня раздражает слишком подробный анализ.
25.Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26.Я очень ценю опыт.
27.Я прислушиваюсь к мнению других.
28.Говорят, что я быстро соображаю.
29.Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30.Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31.Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32.Я постоянно задаю себе вопросы.
33.Делая что-либо, я тем самым учусь.
34.Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
35.Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36.Я не люблю вдаваться в детали.
37.Анализ всегда должен предшествовать действиям.
38.Я способен оценить климат в группе.
39.У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40.Я считаю себя решительным человеком.
41.Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42.Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
43.Я могу открыто выразить свои чувства.
44.Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
45.Я очень люблю читать.
46.Я считаю себя человеком, способным интенсифицировать, организовать
деятельность
других.
47.Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.
48.Я люблю достигать поставленной цели.
49.Мне нравится узнавать что-либо о других людях,
50.Я люблю разнообразие.
51.Факты говорят сами за себя.
52.Я использую свое воображение, насколько это возможно.
53.Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54.Мой мозг никогда не перестает работать.
55.Важному решению предшествует подготовительная работа.
56.Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить
работу.
57.Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58.Эмоции только создают проблемы.
59.Я люблю быть таким же, как другие.
60.Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
61.Я применяю свои новые идеи к людям.
62.Я верю в научный подход.
63.Я люблю, когда дело сделано.
64.Хорошие отношения необходимы.
65.Я импульсивен.
66.Я нормально воспринимаю различия в людях.
67.Общение с другими людьми значимо само по себе.
68.Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
69.Я люблю организовывать что-либо.
70.Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71.Общение и работа с другими являются творческим процессом.
72.Самоактуализация является крайне важной для меня.
73.Мне очень нравится играть идеями.
74.Я не люблю попусту терять время.
75.Я люблю делать то, что у меня получается.
76.Взаимодействуя с другими, я учусь.
77.Абстракции интересны для меня.
78.Мне нравятся детали.
79.Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
80.Я достаточно уверен в себе.
Обработка и интерпретация результатов
Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в
приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один
положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали
наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов),
наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов
по двум стилям, значит, они оба присущи вам.
Ключ
Стиль /.1,8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74,
79.
Стиль 2. 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69,
75, 78.
Стиль 3. 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71,
76, 80.
Стиль 4. 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72,
73, 77.
Стиль 1. Ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов,
конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений.
Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко
переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.
Стиль 2. Ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных
вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек,
владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность,
тщательность. Он честен, многословен и малоэмоционален.
Стиль 3. Ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд,
мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого
стиля эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически
ориентированные.
Стиль 4. Ориентация на перспективу, будущее. Людям этого стиля присуще
обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых
методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало
реалистичны и порой их сложно понимать.
6.2.7. Определение административного стиля управления (адаптированный вариант
Е. Е. Туник)
Назначение. Данная методика предназначена для определения семи стилей
административного управления. Ее отличительной особенностью является то, что
заключение о ведущем стиле основано на суждениях, характеризующих следующие
административные сферы.
• Как я управляю (руковожу) и контролирую.
• Мое отношение к руководствам и правилам.
• Моя реакция в кризисной ситуации.
• Мое отношение к планированию.
Инструкция. Опросник состоит из четырех разделов, обозначенных цифрами от
1 до 4. В каждом имеется семь утверждений, обозначенных буквами от А до Ж.
В ходе работы необходимо проранжировать свои ответы в буквенной форме таким
образом, чтобы первое место в верхней строчке заняло такое утверждение, которое
в большей мере присуще вам, а седьмое место (в нижней строчке) - то утверждение,
которое вам фактически не свойственно. После этого рядом с буквенными ответами
необходимо цифрами проставить их порядковые места с 1-го по 7-е.
Ответы для раздела 1 помещайте в первом столбце листа ответов, для раздела
2 - во втором столбце и т. д.
Бланк ответов и примерная форма его заполнения